Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи

БИЛЕТЫ ШПАКИ!

Аккредитацией согласно статье 1 Типовых правил аккредитации журналистов СМИ, разработанных Фондом защиты гласности и рекомендованных Союзом журналистов России, является оформление редакцией СМИ полномочий своего представителя при аккредитовавшей организации и их принятие аккредитующим органом в порядке, определенном законом с указанными Правилами.

В комментарии к статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах Ворохов пишет, что аккредитация должна предоставляться исключительно в целях идентификации журналистов.

Согласно статье 48 Закона о СМИ редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов (а также собственных корреспондентов). Право на аккредитацию имеют редакции любого зарегистрированного СМИ, а также любого зарубежного СМИ, аккредитованного при МИД России (п. 2 Типовых правил аккредитации журналистов СМИ).

Требования к заявке определяются правилами аккредитующей организации. Важно, чтобы они не ограничивали прав журналиста.

Пример:

Предметом рассмотрения сначала суда Саратовской области, а затем Верховного Суда РФ стали Правила аккредитации представителей СМИ при Правительстве Саратовской области, утвержденные постановлением Правительства Саратовской области от 13 марта 2002 года №22-П. Прокурор Саратовской области от 13 марта 2002 года обратился в суд с заявлением о признании ряда пунктов Правил незаконными, у частности, об указании в заявке псевдонима журналиста. Суд Саратовской области посчитал, что такое требование является незаконным. Правительство Саратовской области подало апелляцию в Верховный Суд РФ, который отменил решение Саратовского суда и решил, что принятие Правил было не только законным, но и необходимым. В судебном постановлении было указано, что требование к корреспондентам указать свои псевдонимы не ограничивает права журналистов на использование псевдонимов, закрепленного в статье 47 Закона о СМИ.

По сообщению агентства «НТА Приволжье», журналист из Республики Марий Эл обратилась в республиканскую прокуратуру с просьбой внесения протеста на Положение об аккредитации журналистов СМИ в Государственном Собрании Марий Эл. Согласно этому Положению парламентскими корреспондентами могут стать журналисты из государственных СМИ.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для ведения записи.

Какие права дает аккредитация? Согласно все той же статье 48 аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Основаниями для лишения аккредитации являются:

ü Нарушение журналистом или редакцией установленных правил аккредитации;

ü Распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда.

Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Подобные правила – Правила аккредитации журналистов СМИ на освещение деятельности Федеральной службы исполнения наказаний – утверждены приказом ФСИН России от 29 февраля 2008 года №128. Они приняты в целях обеспечения широкого, оперативного распространения достоверных сведений о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и создания благоприятных условий для профессиональной деятельности журналистов в соответствии с Законом о СМИ.

Пресс-бюро ФСИН России должно ежегодно проводить аккредитацию журналистов СМИ в соответствии с утвержденными Правилами, а оперативное управление ФСИН России должно обеспечивать проверку достоверности сведений, указанных в заявках на аккредитацию журналистов СМИ.

Установлен следующий Порядок регистрации при ФСИН. Пресс-бюро заблаговременно информирует редакции СМИ о сроках проведения аккредитации заявленных журналистов и переаккредитации заявленных иностранных журналистов. Основанием для рассмотрения вопроса об аккредитации журналиста является заявка редакции СМИ, которая оформляется на официальном бланке СМИ на имя директора ФСИН России и заверяется подписью главного редактора и печатью. В заявке необходимо указать фамилию, имя, отчество, паспортные данные, должность, контактные телефоны, адрес электронной почты журналиста.

К заявке прилагаются:

ü Копии учредительных документов СМ: свидетельства о регистрации, лицензии на вещание (для электронных СМИ – канал и сетка вещания) и устава редакции;

ü Информационная справка по СМИ, включающая в себя следующие данные: фамилия, имя, отчество и контактные телефоны главреда СМИ, тираж, периодичность, тематика и (или) специализация издания, территория и способ распространения, редакционный сайт, номера рабочих телефонов и факса редакции;

ü Три цветные фотографии (3*4 см) журналиста, представленного к аккредитации.

Заявки на аккредитацию, не отвечающие указанным требованиям, а также направленные по факсу и электронной почте, не рассматриваются.

Заявки на аккредитацию журналистов иностранных государств рассматриваются при представлении документов, подтверждающих аккредитацию в МИД России.

Полномочия аккредитованного российского журналиста действительны в течение календарного года, а аккредитованного зарубежного журналиста – в течение календарного года с учетом срока действия аккредитации, установленного МИД России.

Количество аккредитуемых журналистов от одного СМИ ограничено и согласовывается с пресс-бюро. Технический персонал СМИ, задействованный в процессе исполнения аккредитованными журналистами своих должностных обязанностей, аккредитации не подлежит и осуществляет свою деятельность по согласованию с пресс-бюро.

Решение об аккредитации журналиста принимает директор ФСИН России, при условии соблюдения СМИ настоящего Порядка аккредитации. При положительном решении аккредитация выдается журналисту в течение одного месяца с момента получения заявки. Редакциям СМИ в аккредитации может быть отказано, если сведения, содержащиеся в заявке, не соответствуют действительности, а также если по роду своей деятельности СМИ является специализированным (рекламным, справочным и т.д.)

Каждый аккредитованный журналист получает аккредитационную карту установленного образца, которая подписывается заместителем директора ФСИН России и заверяется печатью с воспроизведением герба РФ. Выдача аккредитационной карты осуществляется пресс-бюро при предъявлении аккредитованным журналистом служебного удостоверения или документа, удостоверяющего личность. О выдаче аккредитационной карты производится соответствующая запись в журнале учета аккредитационных документов.

В случае утраты журналистом аккредитационной карты главный редактор этого СМИ направляет заявление в ФСИН России с просьбой о выдаче данному журналисту дубликата аккредитационной карты. Оформление дубликата аккредитационной карты осуществляется в течение недели со дня получения заявления главного редактора СМИ.

На место уволенного или отозванного журналиста редакция СМИ может аккредитовать другого журналиста только после возврата в пресс-бюро ранее выданной аккредитационной карты, о чем делается соответствующая запись в журнале учета аккредитационных документов.

Решение об аннулировании аккредитации журналиста принимает директор ФСИН России по ходатайству начальника пресс-бюро. Журналист лишается аккредитации в случаях:

ü Прекращения деятельности СМИ, которое он представляет;

ü Увольнения журналиста из редакции СМИ, от которого он был аккредитован;

ü Распространения журналистом или редакцией СМИ не соответствующих действительности сведений, порочащих часть и достоинство служащих и работников ФСИН России и наносящих ущерб деятельности ФСИН России, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

ü Принятия главредом СМИ решения об отстранении журналиста от освещения деятельности ФСИН России и (или) его замены на другого журналиста;

ü Нарушения журналистом иных пунктов указанных Правил.

В случае увольнения аккредитованного журналиста или его отстранения от освещения деятельности ФСИН России редакция СМИ обязана сообщить об этом в письменной форме в течение 20 дней в пресс-бюро.

При вынесении решения о лишении журналиста аккредитации ФСИН России направляет официальное уведомление в СМИ, от которого был аккредитован журналист. С момента получения уведомления аккредитационная карта считается недействительной.

Права и обязанности аккредитованного журналиста аналогичны предусмотренным Законом о СМИ. Однако в ходе своей работы аккрдеитованный журналист также обязан:

ü Соблюдать режимные требования, установленные в учреждениях уголовно-исполнительной системы и на прилегающей к ним территории:

ü Не вмешиваться в ход мероприятия, на котором он присутствует.

Журналистам, аккредитованным при ФСИН России в соответствии с Правилами, обеспечиваются надлежащие условия для профессиональной деятельности по оперативному освещению работы ФСИН России. Для этого пресс-бюро:

ü Предварительно извещает о дате, времени и месте проведения мероприятий ФСИН России;

ü Обеспечивает журналистов необходимыми информационными материалами;

ü Оказывает содействие в организации индивидуальных встреч с руководством ФСИН России;

ü Проводит брифинги, пресс-конференции, встречи по вопросам деятельности ФСИН России.

Отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно нарушение прав аккредитованного журналиста могут быть оспорены в суде (ст. 61 Закона о СМИ). Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязанности устранить допущенное нарушение и возместить убытки, включая неполученные доходы, понесенные СМИ.

19. Права и обязанности журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

20. Правовая культура в комплексе профессиональной квалификации журналиста

Правовая культура журналиста - уважение, знание и практическое применение норм права в интересах эффективной и безопасной профессиональной деятельности.

Уважение – сознательное соблюдение всех норм.

Знание норм, позволяющее журналисту ориентироваться в устройстве общества и системе правоотношений, которые в нём складываются:

- конституционное право и система власти в Российской Федерации(ст. 29 Конституции гарантирует свободу массовой информации);

- специальное информационное законодательство в России (закон «О средствах массовой информации», закон «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «О тайнах») и в мировом сообществе

- трудовое и административное право, гражданское законодательство(защита чести и достоинства; клевета, оскорбление; воспрепятствие журналистской деятельности), имущественные права

- правовые основы отрасли, на проблемах которой специализируется журналист

- источники правовой информации и способы работы с ней(журнал «Законодательство и практика масс-медиа»)

- средства, инстанции и порядок правовой защиты и самозащиты журналиста

Умение и привычка сотрудничать с опытными экспертами – это тоже составляющая правовой культуры журналиста.

Применение норм (оно совсем не следует из их знания, это отдельное умение).

Эффективность и безопасность деятельности – интегративный смысл правовой культуры журналиста. Регулирующая и охранительная функции права указывают оптимальный путь к производственной цели и защищают журналиста от посягательств на его полномочия. Профессия журналиста «рассчитана» обществом в первую очередь на защиту интересов граждан, организаций и социальной системы в целом.

Противостояние покушениям на свободу массовой информации требует незаурядного мужества. Развитая правовая культура журналиста не предполагает компромиссов в этом вопросе, т. к. 1. независимость СМИ является законодательно признанным достоянием общества, а не конкретной редакции. 2. правовая культура журналиста включает в себя морально-этические императивы – неколебимую приверженность свободе, как личной жизненной ценности.

21. Правовая обязанность должностных лиц реагировать на выступления СМИ

Социальная эффективность публикации – практическое воздействие на органы управления и должностных лиц.

Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» (1996): руководители органов исполнительной власти должны в течении трёх дней рассматривать информацию СМИ о невыполнении чиновниками законов, указов и решений суда; по истечении двух недель положено сообщать редакциям и государственным контрольным органам о результатах рассмотрения информации

Уголовно-процессуальное законодательство: заявления и письма граждан, сообщения организаций и должностных лиц и статьи, заметки и письма опубликованные в печати могут быть поводом для возбуждения уголовного дела.

Закон «О федеральных органах налоговой полиции»: обязаны принимать и регистрировать сообщения (включая публикации в печати) о налоговых преступлениях.

Закон «О милиции»: аналогично.

Правоохранительные органы не обязаны изучать периодику. Вопреки сложившемуся мнению, органы власти и контроля проявляют заинтересованность в использовании журналистской информации. Редакции стоит установить порядок обязательной рассылки публикаций и писем заинтересованным учреждениям.

22. Правовое понятие и содержание информационной безопасности

Информационная опасность (угроза) – это информационные акции, создающие угрозу национальному благосостоянию: рекламные компании финансовых аферистов – недоверие населения к власти; целители и ясновидцы – их деятельность нелицензионна; распространение псивдоинформационных агентств, добывающих разведывательные сведения (1996, парламентские слушания «СМИ в системе информационной безопасности»).

Информационное управление – журналист навязывает обществу, о чём думать (вместо описаний земных, реальных людей – рассказы о жизни «звёзд»). Информационное насилие – более сильная стадия навязывания.

Информационная борьба – борьба в условиях политических конфликтов, которая может принести победу даже без оружия.

Информационная безопасность – это состояние защищённости информационной среды общества, обеспечивающее её формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства (Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене»).

Подходы к реализации этой формулы на практике:

  1. кто-либо закрывает каналы сведений для их защиты
  2. (предпочтительный, т. к. реалистичен и демократичен, хоть и более трудоёмок) установка разумного режима обмена информацией, в основе которого лежит баланс интересов граждан, организаций, коллективов и государства.

При таком подходе государство обеспечено национальной безопасностью, беспрекословностью судейства, неприкосновенностью государственной тайны, а общество соблюдает спокойствие и обстановку терпимости, предупреждает беспорядки и преступность.

Закон «О средствах массовой информации», ст. 4 о злоупотреблении свободой массовой информации. Условно от соблюдения этой статьи зависит безопасность государства и общества. Статья 51 того же закона развёрнута к интересам личности. Также проблема описывается в «Государственной доктрине информационной безопасности» (2000 год).

Закон об «Информации, информатизации и защите информации» описывает понятия информации (это сведения о событиях, людях и т. д.). Специальная глава – «Пользование информационными ресурсами». Информация: общедоступная, т. е. открытая (государственные информационные ресурсы) и с ограниченным доступом, т. е. охраняемая (государственная тайна и конфиденциальная информация).

Перечень тайн и секретов исчерпывающе представлен в нормативных документах; хранитель тайны обязан подтвердить, что действует законно; у закрытой информации неличного характера должно быть документальное подтверждение. К тайнам и секретам относятся личная, семейная, профессиональна, коммерческая, государственная тайны (закон «О государственной тайне»; Декларация о правах и свободах человека и гражданина 1991 года), а также служебная тайна - графа «ДСП» (ст. 139 Гражданского кодекса); журналистская, редакционная тайна (ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»«Конфиденциальная информация»).

23. Правовое регулирование участия СМИ в предвыборной агитации

Выборы (особенно всенародные, когда избирается Президент Российской Федерации или депутаты Госдумы) – замечательный информационный повод, который вряд ли может пропустить хоть одно СМИ.

Пример: более двух тысяч журналистов из почти 300 российских и зарубежных СМИ освещали выборы Президента Российской Федерации в 2008 году. В информационном центре «Выборы-2008» был аккредитован 2051журналист из 275 СМИ. В информационном центре присутствовали 1249 российских журналистов из 92 СМИ (11 радиостанций, 40 печатных изданий, 221 телекомпания и 20 информагентств и интернет-изданий). Из-за рубежа в информационный центр съехались 802 журналиста, представляющих 47 стран и 183 СМИ.

Более того, согласно смыслу статьи 49 Закона о СМИ журналист, освещающий выборы, исполняет свой общественный долг. Поэтому на основании указанной декларативной нормы в части 5 ст. 51 Федерального закона от 18 мая 2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, например, закреплены гарантии сохранения рабочего места журналистов, иных творческих работников, должностных лиц организации, осуществляющих выпуск СМИ, участвовавших в деятельности по информационному обеспечению выборов депутатов Государственной Думы: данные лица не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы и в течение одного года после ее окончания.

Данные гарантии не распространяются на указанных лиц в случае, если они участвовали в информационном обеспечении выборов с нарушением комментируемого Закона и Закона о гарантиях избирательных прав. Исключение также составляют случаи, когда на этих лиц наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание и взыскание не оспорено в суде либо суд признал наложение взыскания законным и обоснованным.

А если журналист сам захотел стать депутатом?.. В этом случае ему необходимо учитывать ограничение, предусмотренное пунктом 6 ст. 46 Федерального закона от 18 мая 2005 года №51-ФЗ: «Журналистам, другим творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо уполномоченными представителями или доверенными лицами политических партий, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации».

Ст. 14 закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»; ст. 28 закона РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; ст. 9 и ст. 20 федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и ст. 21 федерального закона «О референдуме Российской Федерации» предусмотрено, что деятельность избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно; представители СМИ вправе присутствовать на заседаниях комиссий и по своему усмотрению посещать избирательные участки в день голосования. Журналисты могут присутствовать на заседаниях избирательных комиссий и на избирательных участках с момента его открытия и вплоть до окончания подсчета голосов и окончания оформления документов об итогах голосования и при отсутствии у них аккредитации при ЦИКе. С другой стороны, в ст. 81 Конституции и законодательстве о выборах говорится о тайном голосовании. Нарушение тайны голосования (голосование – процесс заполнения избирательных бюллетеней и опускание их в избирательную урну) является серьезным нарушением избирательных прав граждан, без согласия избирателя журналист не вправе снимать процесс голосования. Закон не говорит, в какой форме должно быть получено согласие, поэтому мы вправе предположить, что допустимо и письменное, и устное, и «молчаливое» согласие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: