Понятие и структура активов предприятия, сущность и значение управления

Введение.

Деятельность любого предприятия, прежде всего, базируется на его активах. Поэтому, организация должна обладать определенным реальным, т.е. функционирующим имуществом или активным капиталом в виде основного и оборотного капитала. Внеоборотные активы являются тем инструментом, который дает возможность предприятию вести бизнес, совершая многократные обороты оборотных активов. Актив любого предприятия состоит из внеоборотных и оборотных активов.

К внеоборотным активам относятся основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др. К оборотным - запасы товарно-материальных ценностей, временно свободные денежные средства, средства в расчетах, краткосрочные финансовые вложения, отвлеченные активы.

Основные средства и нематериальные активы нуждаются в периодической модернизации и замене, а целях своевременного погашения кредиторской задолженности предприятие должно располагать определенными денежными средствами на расчетном и других счетах в банках и кассе. Поэтому взаимосвязь и важность этих показателей велика.

Актуальность темы заключается в том, что любая организация должна уметь правильно оценивать и распоряжаться своими активами. Также, в любой ситуации суметь улучшить их структуру.

Целью курсовой работы – 1) проанализировать активы предприятия и их структуру; 2) провести анализ организации внутрифирменного контроля и учёта использования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и значение управления активами предприятия.

2. Дать оценку эффективности управления активами на примере ОАО «НПК «ЭЛАРА» имени Г.А.Ильенко.

3. Предложить пути улучшения структуры активов.

Глава 1. Активы предприятия: сущность и значение управления.

Понятие и структура активов предприятия, сущность и значение управления.

Для осуществления хозяйственной деятельности каждое предприятие должно располагать определенным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности. Все виды такого имущества в совокупности называются активами предприятия.

Активы предприятия - это собственность предприятия, имеющая денежную стоимость и отражаемая в активе баланса.

Активы отражают в стоимостном выражении все имеющиеся у организации материальные, нематериальные (интеллектуальная собственность) и денежные ценности, а также имущественные права с точки зрения их состава, размещения или инвестирования.

Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли [14, c. 377].

Активы предприятия подразделяются по многим классификационным признакам, основными из которых с позиций финансового менеджмента являются:

1. Форма функционирования активов. По этому признаку выделяют следующие их виды:

а) Материальные активы. Они характеризуют активы предприятия, имеющие вещную (материальную) форму. К составу материальных активов предприятия относятся: основные средства; производственные запасы сырья и полуфабрикатов; запасы готовой продукции, предназначенной к реализации и прочие виды материальных активов.

б) Нематериальные активы. Они характеризуют активы предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и приносящие прибыль. К этому виду активов предприятия относятся: приобретенные предприятием права пользования отдельными природными ресурсами; патентные права на использование изобретений; торговая марка; права на использование компьютерных программных продуктов и другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия.

в) Финансовые активы Они характеризуют различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении.

2. Характер участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов. По этому признаку активы предприятия подразделяются на следующие виды:

а) Оборотные (текущие) активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла.

В составе оборотных (текущих) активов предприятия выделяют следующие их элементы: производственные запасы сырья и полуфабрикатов; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции, предназначенной к реализации; дебиторскую задолженность; денежные активы в национальной валюте; денежные активы е иностранной валюте; краткосрочные финансовые вложения; расходы будущих периодов.

6) Внеоборотные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды; основные средства; нематериальные активы; незавершенные капитальные вложения; оборудование, предназначенное к монтажу; долгосрочные финансовые вложения и другие виды внеоборотных активов.

3. Характер обслуживания отдельных видов деятельности. По этому признаку выделяют следующие виды активов предприятия:

а) Операционные активы. Они представляют собой совокупность имущественных ценностей, непосредственно используемых в производственно-коммерческой (операционной) деятельности предприятия с цепью получения операционной прибыли. В состав операционных активов предприятия включаются: производственные основные средства; нематериальные активы, обслуживающие операционный процесс; оборотные операционные активы (вся их совокупность за минусом краткосрочных финансовых вложений).

б) Инвестиционные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, связанных с осуществлением его инвестиционной деятельности [2, c.101-105].

С учетом рассмотренной классификации строится процесс финансового управления активами предприятия.

4. Источник формирования. По этому признаку активы предприятия подразделяются на следующие виды:

а) валовые;

б) чистые.

5. Право собственности. По этому признаку активы предприятия подразделяются на следующие виды:

а) собственные;

б) арендуемые (лизинг).

6. Степень ликивидности. По этому признаку активы предприятия подразделяются на следующие виды:

а) абсолютно ликвидные (денежные активы фирмы);

б) высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность);

в) среднеликвидные (запасы готовой продукции, дебиторская задолженность);

г) слаболиквидные (внеоборотные активы, долгосрочные финансовые
вложения);

д) неликвидные (безнадежная дебиторская задолженность, убытки).

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность любому хозяйствующему субъекту может обеспечить только эффективное управление движением активов предприятия.

В основном существуют три вида активов:

1) текущие активы, состоящие из денежного капитала и средств, которые могут быть быстро трансформированы в наличные деньги; кассовую наличность; депозиты в банках; вклады, чеки, страховые полисы; вложения в ценные бумаги и другие;

2) основной капитал, с длительным сроком службы, используемый предприятием при производстве товаров и услуг: здания, сооружения, установленное и неустановленное производственное оборудование; движимое имущество непроизводственного назначения; запасы сырья, топлива и полуфабрикатов (на складах, в цехах и в дороге), готовой продукции; земельные участки, сданные в аренду; принадлежащие предприятию филиалы, дочерние компании и другие;

3) прочие активы, которые включают нематериальные активы, не имеющие натурально-вещественной формы, но ценные для предприятия, капиталовложения в другие компании, долгосрочные ценные бумаги, расходы будущих периодов, торговые марки, фирменные знаки, патенты, ноу-хау и другие виды интеллектуальной собственности; право на пользование ресурсами. [6]

Сущность активов предприятия заключается в том, что для осуществления любой хозяйственной деятельности каждое предприятие должно располагать определенным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности или владения, т.е различными активами. Без которых деятельность любой организации будет невозможной.

Управление активами - деятельность коммерческой организации по прибыльному (с минимальным риском) размещению собственных и привлеченных средств.

Выделяют управление текущими активами, управление оборотными средствами, превращение ликвидных активов в факторы производства, управление фиксированными активами (основными средствами), управление нематериальными активами.

Главная цель системы управления активами - добиться наивысших конечных результатов при рациональном использовании всех видов активов.

Основные задачи и принципы управления активами предприятия:

- Увеличение активов. Любое увеличение активов означает использование

фондов.

- Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

- Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл.

Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

· планирования закупок необходимых материалов;

· введения жестких производственных систем;

· использования современных складов;

· совершенствования прогнозирования спроса;

· быстрой доставки.

Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в

уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для оценки счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в

лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: