Контрагент г
взаимодейств
----------------------------------
Результат
>(ЖМЦ).28 I------ |
Мастер тюнингового бюро |
: 19 ™
Тюнинговое
бюро/ специализированные посты работ
V. Проведение ремонтных работ и замены неисправных узлов и агре гатов в слесари
Получение заказа-наряда, подбор запчастей, их заказ на складе. _________________ Доставка и приемка. Учет движения запчастей ___________________ Технологическое проведение разборочно-сборочных, слесарно-механических, электротехнических работ на соответствующих постах СЦ Учет выполненных работ, используемых материалов и запчастей, _________________________ а также затраченного времени ___________ Учет объемов, трудоемкости работ по гарантийным обязательствам Выявление дополнительных неисправностей, оценка объемов работ и расширение заказа-наряда. Согласование с клиентом проведения дополнительных работ __________ VI. Проведение ремонтных работ и замены автокомпонентов в жест я Получение заказа-наряда, подбор запчастей, их заказ на складе. Доставка и приемка. Учет движения запчастей |
~~ 23
|
|
Склад
Мастер СЦ
Склад
Технологическое проведение сборочно-разборочных, сварочно-жестяницких, окрасочных, правочных работ в ЖМЦ
Мастер ЖМЦ |
Учет выполненных работ, используемых материалов и запчастей,
_________________ а также затраченного времени __________________
_______ Учет объемов, трудоемкости работ по гарантийным обязательствам
Выявление дополнительных неисправностей, оценка объемов работ и расширен заказа-наряда. Согласование с клиентом проведения дополнительных работ
VII. Оказание сервисных услуг по дооборудованию автом
1ингу
Технологическое проведение работ в цехах по дооборудованию автомобиля и тюнингу
Учет выполненных работ, используемых материалов и запчастей,
_________________ а также затраченного времени __________________
Учет объемов, трудоемкости работ по гарантийным обязательствам
Выявление дополнительных неисправностей, оценка объемов работ и расширение заказа-наряда. Согласование с клиентом проведения дополнительных работ
Сведения о движении и стоимости
запчастей и материалов ______
Сведения об объемах и ходе выполнения работ,
оказанных услуг, фактической трудоемкости
и затраченных материалах
Данные об объемах и стоимости работ по гарантийным обязательствам
Заказ-наряд на дополнительные работы. Направление на ремонтные работы
Сведения о движении и стоимости запчастей и материалов
Сведения об объемах и ходе выполнения
работ, оказанных услуг, фактической трудоемкости и затраченных материалах
Данные об объемах и стоимости работ по гарантийным обязательствам
|
|
Заказ-наряд на дополнительные работы. Направление на ремонтные работы
Сведения об объемах и ходе выполнения
работ, оказанных услуг, фактической трудоемкости и затраченных материалах
Данные об объемах и стоимости работ по гарантийным обязательствам
Заказ-наряд на дополнительные работы. Направление на ремонтные работы
37 40..:
+141,42,:
j4jj
'■'43'Л
; 44
.1.9..;
i 29 |
т
+j43,44j
+•18. 19:
i 37, 40,1
+141,42,:
44:•
+=43.44;
качества выполненных работ |
М.астер-
«~л- 1 консультант
приемщик)
мастер
слесарного
цеха,
мастер
жестяно-
малярного
цеха
Посты
оказания
услуг
VIII. Проведение зых
Проведение контроля качества выполненных работ при помощи контрольно-
измерительных механизмов, инструментально-диагностического оборудования
___________________________ и визуального осмотра
Учет брака
Устранение брака на месте или направление автомобиля
______ на соответствующий пост для его устранения ________
Качество выполненных работ.
_______ Объем брака
Сведения об объемах и ходе выполнения
работ, оказанных услуг, фактической трудоемкости и затраченных материалах
Ответственное «одразд;
-------------------
Потоки взаимодействия
Контрагент по взаимодействию
Резу
IX. Формирование отчетности по выполненным работам и информационная работа с клиентом
Отчет по объемам выполненных работ, оказанных услуг и поставленных запчастей и о состоянии расчетов клиента _______ и оказанных услугах _________ |
Формирование отчетности по фактически выполненным работам, оказанным
услугам, произведенным заменам агрегатов и узлов в разрезе клиентов, услуг,
Отчет о ходе выполнения работ |
марок и моделей автомобилей, центров ответственности
едений о ходе ремонтных работ по запросу клиента
База данных и отчеты о фактических трудозатратах, затратах материалов, запчастей, нормочасов в разрезе клиентов, услуг, марок и моделей автомобилей, центров ответственности, об объемах брака и переделок |
Формирование отчетности о фактических трудозатратах, затратах материалов^
запчастей, нормочасов в разрезе клиентов, услуг, марок и моделей автомобилей,
центров ответственности, об объемах брака и переделок________________________
Отчет по фактическим затратам времени, трудоемкости, материалов, запчастей по гарантийным обязательствам |
Формирование отчетности по гарантийным обязательствам о ф
трудозатратах, затратах материалов, запчастей, нормочасов в раз|
услуг, марок и моделей автомобилей, центров ответствен
База данных технического досье.
Формирование (актуализация) технологического досье t |
Актуализированное техническое досье
на автомобиль
X. Передача автомобиля клиенту, провед
i-наряд), >го средства |
Отдел продаж/ сервис-бюро
Передача автомобиля клиенту. Сдача работ и подписание актов выполненных работ Заполнение талонов ТО и оформление гарантийных обязательств.
Передача соответствующей документации клиенту___________ ^^^
Проведение опроса (анкетирования) удовлетворенности клиента и его пожелании,
____________ а также намерений посетить сервисный центр в будущем______________
Выставление счета клиенту за оказанные услуги
Проведение расчетов клиентом за оказанные услуги
45 Г — Ц
Акт выполненных работ (акт приема-передачи трансп
Сведения об удовлетворенности клиента. Результаты анкетирования
Счет за оказанные услуги, первичная документация
Кассовый чек по расчетным операциям клиентов
♦|42, 44;
Учет сведений в базе данных о клиенте, объеме оказанных ему услуг, стоимости и состоянии расчетов данных анкетирования, пожеланий и удовлетворенности клиента. Передача первичной учетной документации в экономические службы
|
|
*9 /Маркетигнговые\49
' и экономические '
l службы,
База данных о состоянии расчетов
клиента и оказанных услугах и его
предпочтениях и удовлетворенности
Рис. 37. Схема функционирования дилерского центра по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей (окончание)
ользуется учетная база данных хода выполнения заказов-нарядов и за-жи производственных постов (см. рис. 37).
2 учетом того, что маркетинговая стратегия дифференцирует покупате-
при оказании сервисных услуг, например включает предоставление бо-
высокого обслуживания FTP-клиентам, планирование времени посеще-
сервисной станции может осуществляться с учетом расстановки при-тетов. Так, может быть рассмотрена программа планирования нескольких редей клиентов:)братившихся впервые;
югулярно обслуживающих свой автомобиль в сервисном центре; 1 меющих дисконтные карты на услуги сервисного центра.
3 зависимости от приоритетов фокусирования на той или иной группе по-
жтелей (которые определяются маркетинговыми программами и стратеги-
) назначается время для посещения СТОА. С другой стороны, организация
|жка обслуживания должна учитывать аварийность автомобиля: чем опас-
неисправность для эксплуатации машины, тем скорее ее надо устранить.
этого можно использовать механизмы критериального отбора заявок и об-|,ений клиентов по соответствующей анкете: в зависимости от причин обрати в сервисный центр клиенту назначается время посещения (см. рис. 37). Данные о сформированных заявках и очередях могут использоваться же экономическими службами для текущего планирования доходов и юдов автоцентра.
1л я целей повышения выручки автодилера за счет комплексного обслу-кшия организовывается служба по аварийной эвакуации автомобилей, нки на оказание данных услуг получают и регистрируют в диспетчерской тек тройном виде перенаправляют для исполнения в службу эвакуации, службу аварийной эвакуации целесообразно возложить также оказание yv мелкого ремонта автомобилей по месту выезда (выездного ремонта), i позволит получить дополнительный доход с тех автовладельцев, кото-: 11С имеют возможности или желания посетить СТОА, а также разгрузить КЗВОДСТВенные посты, освободив их от части работ по устранению мел-
|
|
псисправностей.
)рганизация работы диспетчерской службы не должна исключать веро-ОСТИ самовольного, т.е. без предварительной записи, приезда клиента. i искл ючения очередей в таком случае учитывается резерв времени, кото- \ можно рассчитать по статистике спонтанных посещений. Поэтому дан-: диспетчерских центров и сервисного бюро об обращениях и фактичес-
приездах клиента — важная управленческая информация. Но прибытии клиента на сервисную станцию диспетчерской службой
через прямое обращение организуется его встреча с мастером-консуль-юм по соответствующему направлению обслуживания: жестяно-маляр-• работы, слесарные работы или работы по тюнингу. Клиент во время ОЩения сервиса по всем техническим вопросам общается только с одним жпостпым лицом — мастером-консультантом. Поэтому квалификаци-lue требования) предъявляемые к мастеру-консультанту, должны быть ыми высокими. В обязанности такого специалиста входят приемка и опадение ШракГврВ Неисправности аВТОМОбИЛЯ, а также выбор наиболее
дпочтительной технологии проведения работ
На втором этапе (диспозиция) мастер-консультант в беседе с клиентом определяет причину его обращения в сервис и проводит визуальный осмотр автомобиля. Чтобы ускорить определение истинных причин неисправности, а также учесть специфику работы и эксплуатации автомобиля и его отдельных агрегатов при проведении ТО и ремонта и соответственно повысить качество обслуживания, рекомендуется использовать так называемые технические досье на автомобиль, хранящиеся в электронной базе данных у автодилера. С одной стороны, наличие такой карты у конкретного дилера позволяет сделать автовладельца своим клиентом, с другой — регистрация манипуляций с автомобилем клиента, показания и результаты диагностики, выявленные и устраненные неисправности, замененные узлы и агрегаты транспортного средства являются хорошей статистической базой и для производителя (см. этап 9 на рис. 37), и для маркетинговых и экономических служб дилера. Производителю это позволит разрабатывать инновационные программы совершенствования моделей выпускаемых автомобилей, а дилеру — планировать объем оказанных услуг, закупаемых запчастей и обоснованно решать вопрос о предоставлении дилерской гарантии.
Используя данные технических досье, визуального осмотра и опроса клиента, мастер-консультант определяет оптимальный способ выполнения сервисно-ремонтных работ.
В задачи третьего этапа входят приемка автомобиля у клиента, определение объемов и стоимости работ, направление автомобиля на соответствующий производственный участок. Для быстрой оценки количества, видов и стоимости работ, а также повышения скорости и качества обслуживания автомобиля используется технология «активной приемки», которая осуществляется с использованием технических средств комплексного диагностирования автомобиля. Приемка проводится на специальных контрольно-диагностических линиях (стендах), которые включают в себя устройства проверки работы систем двигателя, угла схождения колес, люфтов и зазоров рулевого управления и узлов подвески, контроля света фар, тормозной системы, анализа отработанных газов и т.д. Для этого дополнительно используются подъемник или осмотровая яма, а также многооперационный диагностический центр (мотор-тестер). Результаты тестирования выводятся на экран монитора и могут быть распечатаны с помощью принтера.
При организации работ следует иметь в виду, что линии диагностирования автомобилей нужны для оценки не только соответствия технического состояния автомобилей требованиям ГОСТ и автопроизводителей, но и качества выполненных работ.
В процессе диагностики должны быть выявлены помимо неисправностей, обнаруженных клиентом, и другие слабые места автомобиля, о которых обязательно сообщается клиенту. После этого мастер-консультант определяет оптимальную схему ремонта автомобиля. Это означает, что он подсказывает клиенту, какой узел автомобиля нуждается в немедленной замене, а с чем можно подождать. Процедура ремонта в этом случае может быть значительно сокращена по времени и увязана с графиком загрузки Производственных постов автосервиса.
Изсхемы процесса видно, что основная роль в формировании благоприятного ИМИДЖа при оказании сервисных услуг, а значит, в удержании и привле
чении клиентов ложится на мастеров-приемщиков, диспетчеров и инженера по гарантии. Это люди, которые непосредственно контактируют и работают с посетителями автоцентра. Мастер следит за полнотой и качеством выполняемых работ. Именно к нему как к человеку технически грамотному у автовладельца возникают все вопросы, и он должен уметь на них грамотно ответить.
Весь объем оказанных клиенту услуг на данном этапе подлежит учету, в том числе время, затраченное специалистами при проведении диагностики автомобиля и его агрегатов. Все эти данные должны учитываться в единой электронной базе для последующего формирования счета клиенту (см. этап 10 на рис. 37), а также для планирования и оценки эффективности работы отдельных производственных участков и формирования ценовой политики сервисного центра (см. этап 9 на рис. 37).
После диагностики и определения характера ремонтных операций мастер-консультант выбирает технологию проведения обслуживания и оценивает время, необходимое для выполнения заказа. Предварительный заказ-наряд составляется вместе с клиентом. После его согласования автомобиль вместе с заданием направляется на соответствующий участок работ.
Схема технологического процесса определяет последовательность прохождения автомобилем различных производственных зон. При этом существенное влияние на выбор методов организации обслуживания и ремонта автомобилей играет система логистики. При поточном методе заказ выполняется от одного специализированного участка к другому. Особенность тупикового метода — проведение операций на универсальных производственных постах.
В соответствии со схемой (см. рис. 37) автомобили проходят мойку и поступают либо на участок оказания услуг, либо в зону ожидания.
Этапы с четвертого по седьмой представляют собой организацию и проведение мероприятий по техническому обслуживанию, слесарному, жес-тяно-малярному ремонту и работ по дооборудованию и тюнингу автомобиля.
Технически целесообразно и рационально, чтобы работы текущего ремонта в случае необходимости его проведения предшествовали работам по техническому обслуживанию. Тогда удастся избавиться от ненужных переделок и тем самым увеличить продуктивное время выполнения заказов, т.е. повысить производительность.
Для планирования и оценки эффективности деятельности ведется управленческий учет затрат, доходов и показателей реализации ключевых операций бизнес-процесса. Для этого все движения автомобиля между производственными зонами, ход выполнения и степень завершенности заказов, В та кже сведения об объемах произведенных работ, использованных материалах и запчастях, фактически затраченном времени подлежат учету в электронной базе данных в разрезе: клиентов, марок и моделей автомобилей; заказов-нарядов; признаков «гарантийных» и «негарантийных» работ, которые затем могут учитываться маркетинговыми и экономическими службами компании.
Посредством УГОГО Мастер-Консультант, курирующий автомобиль клиента, ВИДИТ и прогнозирует его постоянное движение и ход проведения работ, о чем в случае необходимости сообщает клиенту (ем. пап () на рис. 37).
Кроме того, используя отчеты, можно наиболее оптимально распределять заказы между постами, обеспечив их равномерную загрузку. Это позволит сократить потери от перерывов между заказами и вынужденных простоев.
При формировании заказа составляется план для менеджера склада. В нем следует указать временные промежутки подачи запчастей в цех, что сокращает потери рабочего времени и сбои при потоковом выполнении работ, а клиенту позволяет получить отремонтированный автомобиль в оговоренный срок.
Для обеспечения такой согласованности различных центров ответственности в подчинении мастера-консультанта находятся многопрофильные специалисты: диагност, электрик, автомеханики. За каждой такой бригадой закрепляется менеджер по складскому хранению.
Учетом времени должны быть охвачены проданные часы, т.е. время, взятое из норм производителя и согласованное с клиентом в наряде. Также обязательный пункт в учете времени — продуктивные часы, т.е. фактическое время выполнения работы по соответствующим позициям заказа. Благодаря учету таких данных можно будет выявить факторы непродуктивности. Согласно наблюдениям потери времени от табельного времени механиков составляют от 15 до 20% в зависимости от масштабов предприятия.
Задача управления, направленного на повышение производительности, состоит в том, чтобы улучшить данный показатель. При этом в зависимости от факторов, влияющих на данный показатель, необходимо различать: чистый простой (отсутствие клиентов); технологический простой (подготовка рабочего места); простой из-за устранения допущенного брака.
Другим плюсом правильного учета показателей фактически отработанного времени является возможность оперативно и объективно рассчитать сдельную зарплату персонала.
В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно заказу-наряду, автомобиль поступает в зону ожидания, а оттуда по мере готовности направляется на тот или иной производственный участок (см. рис. 37).
Для реализации требований системы документации по управлению производством на основе обеспечения качества стандартов ИСО 9000-2000 организация выполнения конкретных сервисных процессов осуществляется в соответствии с регламентирующими документами. Поэтому работы осуществляются в строгом соответствии с технологическими инструкциями по ремонту и обслуживанию конкретной марки автомобиля. То, что квалификация персонала достаточна для проведения регламентных работ, подтверждают соответствующие сертификаты автопроизводителя.
После выполнения производственных работ независимым работником, например мастером, подчиненным непосредственно управляющему сервисной станции, должен проводиться выходной контроль — восьмой этап технологической схемы (см. рис. 37).
На данном этапе производится контроль не только работ, ВЫПОЛНеЯНЫХ на постах, но и узлов и агрегатов, ответственных за безопасность движения, а также уровнем) рабочих жидкостей и ВНвШНвГО состояния автомооиля. Среди инструментов опенки качества чакп'Ш используются сервис тесты, тест драйвы, ПОКВЛЬНЫЯ выходной КОНТРОЛЬ МАОТврОМ ИЛИ ЖСПврТОМ ПО
окончании ремонта, а также контроль с использованием диагностической линии. Все данные контроля заносятся в электронную базу, там же учитываются участки, недобросовестно выполнившие работы в случае обнаружения брака.
После устранения брака, учета в управленческой базе центров ответственности допустивших этот брак, объемов работ по его устранению и затрат на их проведение автомобиль направляется для передачи клиенту в зону выдачи, если клиент его уже там ждет, либо в стояночную зону.
Для этого, еще раз оговоримся, очень важно возложить на мастера задачу по оценке сроков завершения выполнения заказа клиента, чтобы своевременно проинформировать автовладельца о готовности передать машину. При этом информирование может осуществляться и с помощью бЖ^-сооб-щений на мобильный телефон, и через персональный кабинет клиента на интернет-сайте автодилера.
Автомобиль сдается клиенту — десятый этап (см. рис. 37) с объяснениями и наглядным показом результатов выполненных работ. Показ замененных деталей и узлов поможет дополнительно убедить клиента в замене деталей согласно заказу.
Важной операцией этапа сдачи работ является оценка удовлетворенности обслуживанием. Для этого можно использовать анкету, в которой клиенту предлагается оценить качество сервиса, удовлетворенность работой, а также технический профессионализм персонала, внимательность мастера и высказать свои пожелания. Данная информация предназначена прежде всего для маркетинговых служб, так как поможет разработать и скорректировать программы маркетинговых коммуникаций и позиционирования на рынке. Кроме того, результаты опроса могут быть использованы контрольными и экономическими подразделениями компании для оценки эффективности работы центров ответственности и достижения поставленных целей и утвержденных показателей деятельности.
Завершение данного этапа — проведение расчетов с клиентом и обязательный их учет в базе данных. Выставление клиенту счета производится на основе учетных данных о фактически оказанных услугах. Помимо взаиморасчетов клиентоориентированное оказание услуг должно заканчиваться оформлением соответствующих гарантийных обязательств сторон, выдачей дисконтных карт, рекламных имиджевых буклетов с целью напоминания клиенту о компании и стимулирования воспользоваться ее услугами еще
раз,
Повышению привлекательности автосервисной станции поможет предоставление клиенту сопутствующих услуг или организация его досуга во время ТО или ремонта его автомобиля. По данным опросов, многие кли-енты жалуются на то, что не могут с пользой или удовольствием заполнить время, проведенное в ожидании своего автомобиля, переданного на ТО автодилеру. Для этого, например, предусматривается комната для клиента, ГДв подается бесплатный кофе, есть журналы, можно отдохнуть и посмотрен) телевизор, ИМеетОЯ широкий выбор автоаксессуаров и автохимии, ВОЗМОЖНОСТЬ поработать В И мтсрнстс на гостевом компьютере или на своем ноутбуке через беспроводное соединение (Wi-1'i). Очень удобно, когда посетитель может во* пользоваться, не выходя и пределы торгово сервисного
центра, страховыми (застраховать свой автомобиль), банковскими услугами (оплатить услуги ЖКХ за очередной месяц, погасить очередную часть кредита).
Важным в этом смысле является удобство расположения автосервиса. Близость к многопрофильным торгово-развлекательным центрам служит на пользу и делает комфортным пребывание автовладельцев, которые, например, за время выполнения заказа могут сходить в близлежащий кинотеатр.
Дополнительным востребованным продуктом для клиента является подмена автомобиля. Автодилер предоставляет клиенту возможность взять на прокат автомашину соответствующего класса, в случае если ремонт его транспортного средства требует продолжительного времени. Необходимо помнить, что дополнительный комплекс услуг — это не только повышение комфортности и удовлетворенности посетителей, это еще и дополнительный источник доходов автодилера с каждого клиента.
Параллельно с обозначенными этапами формируются необходимые отчеты для соответствующих подразделений компании (см. этап 9 на рис. 37).
Основными отчетными документами для целей эффективного управления бизнес-процессом обслуживания автомобилей являются отчеты о ходе и прогнозировании выполнения заказа и степени завершенности работ, отчеты о фактически оказанных услугах (оплаченных и продуктивных часах), отчеты о фактических затратах времени, материалов, запчастей и ресурсов.
В комплексной процессной системе функционирования СТОА автодилера дополнительно должны найти свое отражение и такие процессы, как проведение предпродажной подготовки новых и подержанных автомобилей, технологической экспертизы соблюдения правил нормальной эксплуатации в случае с работой по гарантиям и претензиям, взаимодействие специалиста по гарантии сервисного центра и завода-изготовителя (дистрибьютора) по исполнению и урегулированию гарантийных обязательств и затрат сервисного центра по ним.
Как видно, для эффективного управления затратами, доходами и качеством оказываемых услуг СТОА автодилерской компании необходимы автоматизация операций адресного учета расходов, доходов, обращений и заказов клиентов и создание единых интегрированных в управленческую систему баз данных.
Для успешной автоматизации процессов учета и отчетности в предложенной технологии функционирования сервисной станции рекомендуется воспользоваться схемой организации основных информационных потоков между центрами ответственности, этапами выполнения работ и оказания услуг и хранилищами данных (базами данных) (рис. 38).
Для хранения учетных данных используются следующие базы данных: «Расчеты и управление взаимоотношениями с клиентами», «Движения запчастей и материалов», «Технологические инструкции и нормативные трудоемкости», «Заказы-наряды и фактические трудоемкости, затраты мате риалов, запчастей», «Технические досье на автомобили».
В соответствии со схемой на каждом этапе бизнес-процесса производится
либо ввод (учет) данных В соответствующую 6l iy, undo их использование и
виде аитомитиче» ки формируемых отчетов изданных гнобого хранилищ!
II |
si |
§, |
У! |
8 2* |
Ответственный за формирование и использование информации |
Суть информационных потоков |