double arrow

Общие принципы организации МСУ.

ВОПРОС 1.Концепция местного самоуправления. Общие принципы организации местного самоуправления. Роль местного самоуправления в обществе. Проблемы развития местного самоуправления в России.

Определение и общие принципы местного самоуправления. «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть гос дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». это право осуществляется Советами или Собраниями. Совет должен состоять из членов, которые избираются путем тайного и всеобщего голосования. Советы и собрания могут располагать подотчетными исполнительными органами (в Красноярске это Администрация)

В Европейской Хартии (документе, принятым советом Европы 1985г, где общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу МСУ) особо выделяется деятельность органов МСУ с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство (ФЗ №131)упоминает, само население (осуществление народом своей власти) и уж затем — органы МСУ. В то же время ЕХ говорит не только о праве, но и о реальной способности МСУ решать местные вопросы.

Конституцией же РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является ее народ, осуществляющий свою власть непосредственно (то есть через референдумы), а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления.

Общие принципы организации МСУ.

· Самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;

· Соответствие материальных и финансовых ресурсов МСУ его полномочиям;

· Ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением;

· Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

· Законность в организации и деятельности МСУ;

· Гласность деятельности МСУ;

· Государственные гарантии МСУ (создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления, например, Государство устанавливает правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности МСУ).

Все эти принципы в тех или иных формулировках закреплены в Европ.Хартии МСУ и в Конституции РФ.

Таким образом МСУ — это такой способ децентрализации власти, при котором: ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению: -обладает значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни; -избирается местными жителями; -несет ответственность перед ними.

Роль МСУ в обществе

Муниципалитет служит своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач, Ведь население может само гораздо лучше решать задачи повышения уровня и качества своей жизни, чем государственные органы при централизованном управлении местными делами.

Как одна из форм власти (её нижний уровень), местная власть проводит в жизнь гос. политику, принимая решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции.

МСУ обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами.

Как организатор местного хозяйства МСУ выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг.

МСУ освобождает органы гос. власти от «мелких» дел, позволяя им концентрироваться на решении стратегических проблем.

Так же для оценки и функций МСУ можно рассмотреть структуру общества: Первый сектор — власть (функция власти-политическая). Второй сектор — бизнес (хозяйственная функция). Третий сектор — гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, требующих совместных усилий). можно сделать вывод, что в современном обществе МСУ выполняет все три перечисленные функции.

Проблемы развития местного самоуправления в России: -низкая активность общества; -дефицит знаний о природе самоуправления(законы,конституция.нормативно-правовые акты); -финансовая слабостьМСУ, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и их ресурсным обеспечением (Невозможность по финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти); -дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности.

ВОПРОС 2.Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Соответствие вопросов местного значения типам муниципальных образований. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Предметы ведения — это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти.

Полномочия — это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций.

Согласно принципу разграничения полномочий, все вопросы, которые могут быть решены на нижнем, максимально приближенном к населению, уровне управления, должны быть закреплены за этим уровнем. На верхний уровень управления передаются только те вопросы, которые не могут эффективно решаться на нижнем.

К вопросам местного значения относятся вопросы: а) которые могут самостоятельно решаться населением или МСУ; б)последствия решения которых не выходят за пределы территории данного МО.

Предметы ведения и полномочия МСУ согласно Конституции РФ:

· 1.вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функции (принятие и изменение уставов МО, владение, пользование и распоряжение мун собственностью; установление местных налогов и сборов, контроль за использованием земель)

· 2.вопросы хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспечением поселений и оказанием муниципальных услуг населению (содержание муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, содержание муниципальных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации, жилищное и социально-культурное строительство, содействие занятости населения, участие в охране окружающей среды на территории МО)

Система МО на территории субъекта РФ:

МО — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ

Городской округ -городское поселение, не входящее в состав мун.района. Красноярск, Шарыпово, Канск

Муниципальный район – несколько городских или сельских поселений, объединенных общей территорией. Ачинский, Иланский

Городское поселение – город или поселок городского типа. емельяново(поселок)

Сельское поселение – один или несколько сельских населенных пунктов. Минино, зеледеево

Межселенная территория — это территория, не входящая в границы поселений. Здесь могут располагаться удаленные один от другого населенные пункты с числом жителей в каждом менее 1000 чел. Все функции органов местного самоуправления на межселенной территории исполняются муниципальным районом (пр.деревня Заимка Богучанского района).

В Федеральном законе №131-ФЗ предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления установлены исходя из следующих отправных положений:

1. Вопросы местного значения, разделены по типам мун образований.

ПОСЕЛЕНИЕ (повседневное жизнеобеспечение населения): -обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; -организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда; -создание условий для жилищного строительства; -организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения;

МУН РАЙОН (наличие развитой инфраструктуры): -организация охраны общественного порядка, -предоставления начального и среднего общего образования; -основные виды медицинской помощи; -осуществление экологического контроля территории и др.

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ - все вышеперечисленное

Общее для всех типов: -формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов;- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;-владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

Федеральный закон № 131-ФЗ. в нем установлено, что все полномочия ОМСУ, не отнесенные данным законом к вопросам местного значения, являются отдельными гос полномочиями, передаваемыми фед.законами и законами субъектов РФ для осуществления органам МСУ.

Критерии разделения мун и гос полномочий: все, что отсутствует в перечне вопросов местного значения, относится к отдельным гос полномочиям. Выполнение отдельных гос полномочий, возлагается на ОМСУ мун районов и гор округов.

Финансовое обеспечение передаваемых гос полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций. органы МСУ получают право в судебном порядке защищаться от наделения их гос полномочиями, не обеспеченными материальными и финансовыми ресурсами. Органы гос. власти осуществляют контроль за осуществлением органами МСУ отдельных гос. полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

ВОПРОС 3.Организационные основы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления. Статус главы муниципального образования. Исключительные компетенции представительного органа местного самоуправления.

Организационные основы мсу — это комплекс вопросов, связанных с определением структуры и наименования органов и должностных лиц местного самоуправления, их статуса, компетенции, разграничения полномочий между ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов разрешения противоречий, порядка прекращения полномочий. Органы мсу могут избираться непосредственно населением и (или) образовываться представительным органом МО. Должностное лицо мсу может быть выборным либо нанятым по контракту (трудовому договору) и наделяется исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: