Классификация расходов бюджетов

** Бюджетные расходы — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:

· расходы федерального бюджета;

· расходы бюджетов субъектов Российской Федерации;

· расходы местных бюджетов.

** Функциональные виды расходов, финансируемые исключительно из федерального бюджета:

· обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

· функционирование федеральной судебной системы;

· осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

· национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

· 4государственная поддержка атомной энергетики;

· ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

· исследование и использование космического пространства;

· содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации,

· формирование федеральной собственности;

· обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

· компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

· пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

· проведение референдумов и выборов Российской Федерации;

· федеральная инвестиционная программа;

· обеспечение реализации решений федеральных ор^ ганов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

· обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

· финансовая поддержка субъектов Федерации;

· официальный статистический учет;

· прочие расходы.

** Функциональные виды расходов, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ:

· обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

· обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

· проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

· обеспечение реализации региональных целевых программ;

· формирование государственной собственности субъектов РФ;

· осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

· оказание финансовой помощи местным бюджетам;

· обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

· компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

· прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

** Функциональные виды расходов, финансируемые исключительно из местных бюджетов:

· содержание органов местного самоуправления;

· формирование муниципальной собственности и управление ею;

· организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

· организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

· муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

· благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

· организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

· содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

· организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления,

· обеспечение противопожарной безопасности;

· охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

· реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

· обслуживание и погашение муниципального долга;

· целевое дотирование населения;

· содержание муниципальных архивов;

· проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

· финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

** Функциональные виды расходов, финансируемые совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов (ст. 85 БК РФ):

· государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

· обеспечение правоохранительной деятельности;

· обеспечение противопожарной безопасности;

· научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

· обеспечение социальной защиты населения;

· обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

· обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба:

· развитие рыночной инфраструктуры;

· обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

· обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· обеспечение деятельности средств массовой информации;

· прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

** Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней перечисленных выше расходов, производится по согласованию соответственно органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ (утверждается соответствующими законами о бюджетах), либо по согласованию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.

** Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ.

** Бюджетная классификация разделяет бюджетные расходы по следующим признакам:

а) функциональная классификация расходов;

б) ведомственная классификация расходов;

в) экономическая классификация расходов.

** В соответствии с функциональной (предметной) классификацией расходы распределяются по отраслям деятельности и звеньям управления.

Функциональная классификация способствует эффективному государственному управлению:

· характеризует основную цель финансируемого мероприятия, относящегося к числу приоритетных, постоянно существующих национальных потребностей;

· позволяет выделять направления государственных приоритетов через функциональную структуру бюджета РФ, обоснованно определять объемы их финансирования, что в конечном счете должно;

· дает возможность выявлять пропорции распределения бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре.

** Структура новой б/кл предусматривает подразделение бюджетных расходов на 20 функциональных разделов, которые в свою очередь делятся на 92 подраздела в зависимости от приоритетности развития той или иной области экономики.

Например, главные разделы и подразделы данной классификации включают финансирование следующих видов деятельности:

· государственное управление (расходы на функционирование системы законодательной и исполнительной государственной власти, а также деятельность финансовых и фискальных органов и т. д.);

· международная деятельность (международное сотрудничество и реализация международных договоров);

· национальная оборона (строительство и содержание вооруженных сил, пенсии военнослужащих, участие в военных программах и т. д.);

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· промышленность, энергетика, строительство (базовые отрасли промышленности, воспроизводство минерально-сырьевой базы, машиностроительный комплекс; конверсия оборонной промышленности, и т. д.).

** Учитывая, что в процессе исполнения бюджета некоторые направления потребуют конкретизации в зависимости от приоритетности задач, новая классификация расходов дает возможность их группировки в самостоятельные подразделы, обеспечивающие в совокупности решение общих проблем (н.п. обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке в промышленности, проведение аграрной реформы).

Отдельные, узко ориентированные, функциональные разделы могут носить временный характер и в дальнейшем трансформироваться.

** Для еще большей конкретизации расходов предусматриваются целевые статьи и виды расходов, отражающие непосредственно отраслевую специфику расходов и основные направления деятельности министерств.

** Ведомственная классификация предполагает распределение расходов по министерствам (ведомствам).

В бюджетах же более низких уровней расходы внутри ведомства разносятся по управлениям и т. д.

Так, в бюджете РФ средства, выделяемые на здравоохранение, распределяются между Министерством здравоохранения РФ и Госкомсанэпиднадзором РФ. В бюджетах других звеньев эти средства распределяются с большей дифференциацией.

** При распределении расходов в расчет берутся не только федеральные службы, министерства и комитеты, но и такие подразделения, как, например, Служба безопасности Президента РФ, Управление делами Президента РФ.

** Инструкции по применению бюджетной классификации РФ издаются Министерством финансов РФ.

В случае принятия решений об упразднении и реорганизации органов исполнительной власти Правительство РФ в процессе исполнения федерального бюджета имеет право вносить соответствующие корректировки в бюджетную классификацию в части ведомственной структуры расходов федерального бюджета РФ.

** Т.О., ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям).

При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации, что позволяет органам законодательной и исполнительной власти:

· принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования;

· обеспечивать контроль за их осуществлением,

· устанавливать степень ответственности в расходовании средств соответствующих ведомств.

** Экономическая классификация дифференцирует расходы по хозяйственным признакам или производственным элементам.

Например, в бюджетах всех уровней предусматриваются:

· текущие расходы,

· закупки товаров и услуг,

· оплата труда государственных служащих, транспортных услуг, услуг связи,

· выплаты процентов по займам,

· субсидии и текущие трансферты,

· капитальные расходы,

· капитальное строительство,

· создание государственных запасов и резервов,

· приобретение земли и нема-

· термальных активов, предоставление внешних кредитов, возврат кредитов,

· и т.д.

** Предусматривается и более детальное распределение расходов по их предметному признаку по сравнению с действующим порядком в части деления на защищенные и незащищенные статьи расходов бюджета:

· заработная плата,

· начисления,

· все виды хозяйственных расходов,

· трансферты населению,

· и другие виды расходов.

** Между различными видами бюджетного деления расходов обеспечивается возможность перехода от одной группировки государственных расходов к другой (функциональной, ведомственной, экономической).

** Каждый раздел объединяет расходы на соответствующие цели всех министерств и ведомств, которые их осуществляют (включает целиком бюджет того или иного органа или его часть, ориентированную на данный раздел).

** Как правило, во многих разделах задействовано несколько министерств и ведомств, которые при этом могут участвовать одновременно в выполнении нескольких разделов.

** Поэтому бюджет определенного федерального органа в условиях новой бюджетной классификации представляет собой сумму всех его затрат по соответствующим разделам.

** На практике любой раздел может быть представлен с разбивкой по подразделам.

** Связь между ведомственной и экономической группировками осуществляется также на уровне видов расходов, так как они достаточно детализированы, и их можно определить с учетом установленных требований к одной из экономических статей.

В итоге экономические статьи набираются путем суммирования соответствующих видов расходов по всем статьям всех федеральных министерств и ведомств.

** Использование субъектами РФ аналогичных классификаций позволяет обеспечить единую систему учета всех совокупных бюджетных расходов государства, сгруппированных по функциональной, экономической или ведомственной направленности.

Причем каждый из нижестоящих бюджетов имеет возможность отразить свои особенности и структуру бюджетной группировки, с учетом приоритетных направлений деятельности.

** Следовательно, новая бюджетная классификация позволяет сформировать консолидированный бюджет в единой функциональной и экономической группировках.

** Важной особенностью новой бюджетной классификации является введение еще двух дополнительных блоков:

· классификаторы источников финансирования дефицита бюджета;

· виды государственного долга.

В блоке «источники финансирования дефицита бюджета» отражаются заемные средства, используемые для финансирования расходов бюджета, которые включают в себя:

· займы у Банка России,

· займы у государственных внебюджетных фондов,

· выпуск и размещение государственных обязательств,

· изменение остатков средств на счетах бюджета,

· изменение золотовалютных резервов Правительства РФ,

· различные виды займов у иностранных правительств.

В блоке «государственный долг» отражаются совокупные долговые обязательства государства, которые делятся на внутренние и внешние.

** Таким образом, в целом бюджетная классификация ориентирована на решение проблем:

· законодательного контроля за составом и структурой расходов и доходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом;

· формирования механизма реализации принципа единства бюджетной системы РФ;

· получения сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;

· формирования механизмов законодательного контроля бюджетного процесса.

Выводы:

1. Анализируя проблемы применения новой бюджетной классификации в России, следует особо подчеркнуть, что парламентский контроль за состоянием бюджетного процесса в современном государстве носит опосредованный характер и организуется на принципах аудита, т.е. проверки отчетности исполнения доходной и расходной частей бюджета.

2. Бюджетная классификация является одним из механизмов законодательного определения бюджетных стандартов. Отсутствие разграничений бюджетных стандартов на всех уровнях бюджетной системы приводит к политической безответственности всех уровней власти за их исполнение.

3. Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства.

4. В то же время бюджетная классификация должна четко разграничивать источники бюджетных ресурсов различных уровней и степень участия тех или иных хозяйственных звеньев и граждан в их формировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: