Пространство и время

Объект со стороны явления кроме качественных и количественных характеризуется пространственно-временными моментами. В истории философии и науки продолжительное время ведущей была метафизическая концепция пространства и времени, в которой пространство рассматривалось как некое вместилище материальных тел, а время как некоторая длительность, существующая независимо от материи и пространства. Метафизическая концепция пространства и времени преодолевается в диалектико-материалистической философии и науке XIX–XX вв. Диалектико-материалистическое понимание пространства и времени утверждает их атрибутивный, всеобщий характер. Не существуют материальные объекты без пространственно-временных характеристик. Основными моментами атрибута пространства являются место и положение. Место есть некоторый объем объекта (совокупность его протяженностей), охватываемый пространственной границей (место квартиры – это ее «кубатура» – не площадь!). Положение – это координация места одного объекта относительно места другого (других) объекта (положение квартиры – это город, в котором она находится, дом, расположение относительно других квартир). Каждый объект и каждый элемент объекта имеет свое определенное место и положение. Благодаря этому в явлениях возникает определенная система пространственных отношений сосуществования и совместности, т. е. пространственная структура. Отношение сосуществования – такое пространственное отношение, когда различные элементы (или объекты) занимают различные места, а под совместностью понимается такое отношение, когда они полностью или частично занимают одно и то же место. Основными моментами времени являются длительность и мгновение. Длительность – это интервал существования какого-либо явления, мгновение – это некоторый, далее не расчленяемый «атом» длительности. Длительность – продолжительность существования объекта или его элементов, сохранение их существования. Длительность каждого материального объекта (или элемента) имеет определенную координацию по отношению к длительностям других объектов (элементов). Эта координация заключается в отношениях одновременности или последовательности. В силу существования между объектами (элементами) отношений одновременности и последовательности в материальных объектах имеется хронологическая структура. В материальном объекте пространство и время находятся в единстве. Единое пространство – время внутренне связанно с движением.

22.Диалектика как учение и метод. Объективная и субъективная диалектика. ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово «ДИАЛЕКТИКА» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог (греч. dialegomai - беседую). Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная в последствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед. Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи. Метафизика ближе обыденному, повседневному, нефилософскому сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический же метод требует глубокой философской, теоретической культуры, постижения историко-философского опыта.

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).

3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

1) Аристотель: трактует диалектику не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов. Диалектика у Аристотеля дедуктивно-аксиоматическому размышлению, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода. Гераклит (наиболее яркий представитель).: учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь. Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Д-ка – источник развития. А развитие – это взаимоотнош. противополож. сфер. Платон: бытие заключ. в себе противоречие – оно едино и множественно, вечно и приходящее, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие – необходимое условие для побужд. души к размышл. Это иск-во – иск-во диалектики. Эпоха Возрожд: идеи совпад. противоположн. – Ник. Кузанский и Дж. Бруно; концепции конечного и бесконечного, единого и многого.

2) Действительность – не только предмет познания, но и предмет деят-ти. Кант: ввел идею развития в познание природы. Д-ка разума – иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, огранич. познанием одних явлений. Наш мир – это продукт происхождения/развития из к-л простой субстанции. Принцип развития – исход. принцип познания. Гегель: впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития; сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Диалектика основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей. Диалектический метод философствования ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта, поэтому он характерен для критического и творческого мышления, без которого не может существовать подлинная философия. Процесс развития кас. не только органич. развития, но и культуры.

Немецкая философия – д-ка духа.

3) Западники-материалисты являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения. Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток. Белинский. Идеи необходимости прогресса, бурж порядки более прогрессивны, поэтому об отмене патриар на Руси. Чернышевский.. Человек - природное существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип

4) Маркс и Энгельс созд. материальн. д-ку на осн. материалист. понимания истор. процесса и развитии познания, обобщ. реальн. процессов, происх. в природе, общ-ве и мышлении.

Энгельс: д-ка – наука о наиболее общих законах движ. природы и общества

Ленин: д-ка – учение о развитии, самое богатое, содерж. и всестор. учение о развитии

Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения. Существует объективная(первична) и субъективная(вторична) д., отражение объективной. Объективная д – д природы, вещей, общества, самого объективного мира. А субъективная д – д мышления, человеческого познания – средство которым постигается мир. Субъективная д отражает действительный мир в идеальной форме – в виде понятий, суждений, категорий. О и С д – являются противоположностями и между ними есть противоречия (различия?), которые разрешаются в процессе человеческого познания и деятельности, здесь применяются законы диалектики.

23. Альтернативы диалектики. Догматизм. Эглектизм. Метафизика. Неометафизика. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные тео­рии противоположны диалектике. Догматизм (гр. dogmatos – учение, установленное мнение) – рассматривает мир и мышление как нечто готовое, неизменное, раз и навсегда установленное и стремящийся отыскать неизменную, вечную сущность вещей, что-то «абсолютное». Как метод – негибкость в мышлении, рассуждениях, понимании и объяснении окружающей действительности. Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мыш­лении, рассуждениях, отношении к окружающему миру. Эклектизм (от греч. «избираю») — способ построения философской системы путём сочетания различных положений, заимствованных из других философских систем. Этот термин ввёл в употребление александрийский философ II века Потамон. Эклектическое направление, в том случае, когда оно приближается к синкретизму, то есть к беспринципному и не методичному соединению противоположных систем, знаменует упадок философского творчества и появляется в истории, обыкновенно, после того как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение. После Платона и Аристотеля эклектизм постепенно распространяется, пока, наконец, в александрийской философии не получает всеобщего признания. То же самое замечается и в философии Вольфа по отношению к философии Лейбница. В XIX веке эклектиками были Виктор Кузен и Жуффруа, старавшиеся сочетать принципы немецкого идеализма с началами английского эмпиризма. Метафизика (от греч. – после физики) употребляется в трех значениях:

1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) началах бытия. Понятие впервые употребил Антроник Родосский (I в. до н. э.), который систематизируя труды Аристотеля так назвал работы об умопостигаемых началах бытия, все что было помимо физики (природы);

2) в современной Западной философии термин часто употребляется как синоним философии;

3) противоположный диалектике основной философский метод.

Метафизика является главной альтернативой диалектики, потому что она:

а) является, как и диалектика, развитой теорией;

б) многие вопросы рассматривает с противоположных диалектике позиций.

Основные отличия метафизики от диалектики сводятся к тому, что метафизика:

1) полностью отвергает наличие связей между старым и новым, утверждая, что новое целиком вытесняет старое;

2) отрицает, что причина движения материи находится в ней самой и настаивает на том, что причиной движения является внешний первотолчок;

3) отрицает диалектическую взаимосвязь количества и качества, считая, что количество и качество изменяются сами по себе (соответственно увеличивается или уменьшается, улучшается или ухудшается);

4) если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, либо по кругу, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо вообще отрицает;

5) отрицает диалектическое мышление, осуществляемое через триаду «тезис – антитезис – синтез», настаивая, что движение мысли опирается на формулу «или – или», «если не то, значит – это»;

6) видит мир не целостным и взаимосвязанным, а состоящим из отдельных вещей и предметов.

Таким образом, диалектика и метафизика есть две противоположные системы осмысления действительности, развития. На Западе метафизика является равноправной с диалектикой теорией и методом познания бытия.

Дальнейшее развитие знаний и естественных наук показали ограниченность метафизического взгляда на мир. Метафизика все чаще подвергается критике. В связи с этим во второй половине 19 века старая (классическая) метафизика, уступает место неометафизике. Неометафизика не отрицает идею развития мира, но понимает развитие односторонне. Пример: 1) неометафизика рассматривает развитие как чисто количественное, эволюционное изменение, которые не ведут к качественным изменениям. 2) развитие рассматривается, как только качественное, скачкообразные изменения, которые не подготовлены изменениями количественными (эволюционными). 3) рассматривает развитие как движение по кругу с возвратом в исходную точку. Неометафизика абсолютизирую одну форму развития и игнорирую другие в целом страдает односторонностью понимания этой проблемы и неспособностью объяснить многие явления в природе, в обществе. И не способна вписать новые открытия.

24.Закон единства и борьбы противоположностей. Закон – это общая необходимая и существенная, повторяющаяся связь явлений, процессов, обуславливающая их существование и развитие. Законы это формы или способы связей категорий, есть всеобщие (законы материалистической д, действуют во всех областях объективной реальности материального мира, а также в субъективной д, т. е. человеческом мышлении), общие (определяют одну форму движения материи Н! Закон притяжения), частные. Два вида законов:

1) Законы природы, на основе слепо действующих стихийных сил, существуют независимо от человека

2) Законы общества, существуют на основе целесообразной деятельности человека.

1. закон единства и борьбы противоположностей; Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Различают виды противоречий:

1) Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие. Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2) Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением). Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3) Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета. Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

25. Закон перехода количества в качество. Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством. Качество – 1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

1. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов

2. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

3. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии. Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера. Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

26. Общая характеристика принципа детерминизма. Индетерминизм. Детерминизм (от лат. — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности. Детерминизмом называют учение о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, предопределены Богом (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или явлениями природы (космологический детерминизм), или специально человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места. В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее. Детерминизм может перейти, при неполном истолковании, в фатализм, а противоположностью детерминизма является индетерминизм. Пьер-Симон Лаплас был приверженцем абсолютного детерминизма. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положения и скорости всех частиц в мире в некий момент, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Такое гипотетическое существо впоследствии было названо демоном Лапласа. Принцип детерминизма является одним из фундаментальных принципов философского учения о бытии. Он содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, это вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или Неупорядоченный хаос. Ответ на последний вопрос, как и ответы на первые 2, всегда интересовал философов, начиная с античности; в зависимости от этого ответа философские учения распадались на 2 направления: детерминизм и индетерминизм. Первоначально смысл слова «детерминация» был связан с буквальным его значением и имел антропоморфный характер. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Но такое (вменение употребления термина «детерминация» путем приписывания ему объективного статуса с необходимостью вело и к изменению его смыслового значения. Детерминация в объективном смысле уже означает не определение, ограничение или отделение, а обусловливание этих явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые и приобретают определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях. Именно это объективное значение термина «детерминация», характеризующее существование в мире отношения объективного обусловливания, и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминированность всех объективных явлений. Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой – следствием и предпосылкой универсального характера развития. Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи. ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in – приставка, означающая отрицание, и детерминизм) – философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В истории философии, начиная с др.-греческой философии вплоть до наст, времени, индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки; индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Индетерминизм, ограничивая область действия детерминизма, предстает как симптом выявления новых форм воздействия (функционального, структурного, аксиологического и др.). Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккерт). Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой. Проблема индетерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма. Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к индетерминизму в философии 20 в. Так, Б.Рассел, X.Рейхенбах, Ф.Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел научной ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения имеют характер вероятностного распределения. Выражением индетерминизма были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр. В философии науки: индетерминизм - концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной по отношению к необходимости сущностью природы, но и даже более фундаментальной, позволяющий объяснять её самотворящий и эволюционный характер. Индетерминизм может быть, как теологическим, отрицающим самодостаточность природы и апеллирующим к Богу для объяснения целостности и эволюции природы, так и исходящим из идеи самодостаточности природы. Противоположен детерминизму.

27. Причина и следствие. Принцип причинности. Понятие синергетики. ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ - философские категории, выражающие формы всеобщей связи и взаимодействия явлений, процессов действительности. Причина - это явление, которое порождает, вызывает, определяет существование другого явления или групп явлений, а следствие - результат действия причины. Причинно-следственные связи имеют всеобщий характер, связывая воедино все явления в мире. Ни одно явление не возникает беспричинно. Даже самое незначительное событие имеет свою причину, я каждая причина необходимо влечет за собой определенное следствие. В свою очередь, это следствие может стать причиной другого явления, и так бесконечно. Любое явление есть одновременно и причина, и следствие других явлений. Одна и та же причина может породить различные следствия, и одно и то же явление может оказаться как причиной, так и следствием какого-либо другого явления. Следствие обычно вызывается не одной, а несколькими причинами. Значение принципа причинности. Факт может стать историческим не в изолированном виде, а во взаимосвязи с другими фактами. Эти связи могут быть разными: пространственно-временными (всё происходящее в мире может иметь место только в пространстве и во времени), причинно-следственными и другими. Лишь с помощью причинно-следственных рядов и понятийных цепей история может превратиться в науку. Поиск причинности — важная задача исследователя. В Средние века в истории господствовала идея провиденциализма («провидения»): поступки людей предопределены внеземными силами. Даже во время Возрождения в объяснении хода земных событий царила случайность. Просветители XVIII века выступили против трактовки истории как нагромождения случайностей и сформулировали принцип причинности и обусловленности. В XIX веке широко распространились представления об эволюции как цепи причин и следствий; эти представления были приняты ведущими философскими учениями — позитивизмом и марксизмом и стали также достоянием исторической науки. Из соотношения неопределенностей иногда делают идеалистический вывод о неприменимости принципа причинности к явлениям, происходящим в микромире. При этом основываются на следующих соображениях. В классической механике, согласно принципу причинности – принципу классического детерминизма – по известному состоянию системы в некоторый момент времени (полностью определяемому значениями координат и импульсов всех частиц системы) и силам, приложенным к ней, можно абсолютно точно описать ее состояние в любой последующий момент. Следовательно, классическая физика основывается на следующем понимании причинности: состояние механической системы в начальный момент времени с известным законом взаимодействия частиц есть причина, а ее состояние в последующий момент – следствие. «Понятие причинности было связано с отношением причины и действия исторически относительно недавно. В более ранней философии слово «causa» имело гораздо более широкий смысл, чем теперь. В схоластике, например, говорили, вслед за Аристотелем, о четырёх типах «причин». То, что сегодня назвали бы структурой или идеальной сутью вещи, называлось тогда «causa formalis»; «causa materialis» - это вещество, из которого вещь состоит; «causa finalis» - цель, ради которой вещь создана; наконец, «causa efiiciens». Только она приблизительно соответствует тому, что мы теперь подразумеваем под словом «причина». Превращение понятия «causa» в нынешнее понятие причины заняло несколько столетий и было внутренне связано с изменением отношения человека к действительности в целом и с возникновением в начале Нового времени естественных наук. По мере того как материальный процесс приобретал статус реальности, слово «causa» тоже стали применять к тем материальным событиям, которые предшествовали объясняемым событиям и каким-то образом воздействовали на них. Вот почему Кант, во многом просто делающий философские выводы из развития естественных наук со времен Ньютона, формулирует понятие причинности так, как мы привыкли его понимать с XIX века. «Узнавая, что произошло некоторое событие, мы всегда предполагаем, что ему предшествовало другое событие, из которого первое следует по некоторому правилу». Так смысл тезиса о причинности постепенно сузился, пока наконец не отождествился с презумпцией однозначной детерминированности событий в природе, а это в свою очередь, означало, что точного знания природы или определённой её области было бы - по меньшей мере в принципе - достаточно для предсказания будущего. Ньютоновская физика была устроена так, что позволяла, исходя из состояния системы в определённый момент времени, заранее рассчитать будущее движение системы. Представление о том, что природа в принципе устроена именно таким образом, в наиболее общей и наиболее понятной форме выразил Лаплас: если вообразить некое божественное существо, которое знает положение и движение всех атомов в данный момент времени, то оно должно было бы быть в состоянии вычислить заранее всё будущее мира. Столь узкую интерпретацию понятия причинности называют также детерминизмом, имея в виду, что существуют неколебимые законы природы, согласно которым настоящее состояние системы однозначно предопределяет её будущее состояние. Синергетика (от греч. — приставка со значением совместности и «деятельность»), или теория сложных систем — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика является междисциплинарным подходом, поскольку принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем, и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат. Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. В обозначенных системах неприменимы ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные. В отдельных случаях образование новых структур имеет регулярный, волновой характер, и тогда они называются автоволновыми процессами (по аналогии с автоколебаниями). Феномен появления структур часто трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному. С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций, подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. д. Однако время показало, что всеобщий кибернетический подход оправдал далеко не все возлагавшиеся на него надежды. Аналогичным образом, и расширительное толкование применимости методов синергетики также подвергается критике.

28. Закон и закономерность. Типы законов. Одним из проявлений всеобщей связи предметов и явлений действительности является закономерная связь между ними. Отличие закономерных связей от незакономерных состоит в том, что первые имеют отличительные признаки, а вторые таковыми не обладают. Закон — объективное отношение предметов и явлений действительности, таким образом, любой закон действует не зависимо от моделей и их сознания, поэтому все законы природы и общества носят объективный характер. Во-первых, это доказывается тем, что законы действуют независимо от того, знают о них люди или нет. Во-вторых, законы действуют независимо от того приносят они пользу или вред человеку, человек лишь способен учитывать их действие. В-третьих, если человек игнорирует действие какого-либо закона, то он рано или поздно заявит о себе. Закон есть необходимые отношения между предметами. Это значит, что любой закон действует с принудительной силой и при соответствующих условиях, в которых он действует, он обязательно заявляет о себе. Закон есть общее отношение. Это означает, что закон охватывает класс явлений, которые характеризуются действием одного и того же закона при всей самобытности каждого из этих явлений. Любой закон — это сущностное отношение. Суть состоит в том, что в законе отражается наиболее значимое в характеристике явлений, которое находится в сфере действия этого закона. Закон действует в определенных условиях и в определенном направлении. Таким образом, закон — это необходимое, общее, существенное отношение между явлениями объективного мира, которое при соответствующих условиях определяет изменение, развитие их в строго определенном направлении. Поскольку законы действуют в определенных условиях, то существует многообразие их. Взаимосвязь явлений – одна из основных форм существования материи. Возникновение, изменения, переход в новое состояние любого материального объекта возможны не в изолированном и обособленном состоянии, а во взаимосвязи с другими объектами. Начиная с Галилея, важнейшим признаком научного знания стали законы науки. Понятие закона как философской категории было принято позднее ряда других философских категорий. Это объясняется тем, что закон как атрибут сущности стал проявляться в человеческой деятельности позднее категорий, отображающих явления. Исторически получилось, что вначале деятельность человека опиралась на представление о некоторых повторяемостях. Повторяются сезонные изменения погоды, падают предметы, лишенные опоры, и т. д. Устойчивые, повторяющиеся отношения (связи) между явлениями обычно называются закономерностями. Существуют два типа закономерностей: динамические и статистические. Динамическая закономерность – такая форма связи между явлениями, когда предыдущее состояние объекта однозначно определяет последующее. Статистическая же закономерность – определенная повторяемость в поведении не каждого отдельного объекта, а их коллектива, ансамбля однотипных явлений. Закономерность как повторяющееся отношение между явлениями относится к атрибуту явления, а не сущности. Переход к сущности, к понятию закона происходит тогда, когда ставится вопрос об основании, причине закономерности. Закон есть объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь (отношение), определяющая закономерность (повторяемость, регулярность) в сфере явлений. Под существенным здесь понимается такое отношение, которое внутренне детерминирует повторяющееся в сфере явлений. Необходимость закона заключается в том, что при наличии определенных условий он определяет порядок, структуру, связь явлений, постоянство процессов, регулярность их протекания, их повторяемость в относительно тождественных условиях. История науки обнаруживает, что если в основе определенного множества явлений лежит закон (закон первого порядка), то за этим законом лежит более глубокий закон (второго порядка) и т. д. Материальный объект фактически подчиняется не одному, а многим законам. Каждый отдельный закон не проявляется «в чистом виде». Совокупное действие нескольких законов порождает впечатление некоторой неопределенности. Особенно это видно в такой сложной системе, как общество, где законы реализуются лишь как общее направление разнообразных процессов. ТИПЫ ЗАКОНОВ Существует устоявшее деление законов на частные, общие, и всеобщие. В частных законах, как мы упоминали уже, проявляются действия общих и всеобщих законов, а последние познаются путем обобщения конкретных явлений, состояний, движений, включая частные и общие законы. Проявление частных законов зависит от состояния среды, масштаба объектов в среде, наличия соответствующих условий, которые обеспечивают переход состояний, вытекающих из закона, из сферы возможного в сферу действительного. Это как раз свидетельствует об изменчивости частных законов, поскольку на них накладываются большие ограничения параметров самого объекта (явления, состояния, движения и т.д. в микро, – и макромире); среды (плотность, структура); области применимости закона. Философия к всеобщим законам Природы относит следующие.

Закон единства и борьбы противоположностей. Он как раз и раскрывает источник самоорганизации и развития объективного мира и познания его. Он исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие – борьба противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Но ведь это и есть закон развития (эволюции), основанный на непрерывности движения и «борьбы» хаоса и порядка. Это происходит и в познании в форме противоборства знания и заблуждения. Закон отрицания отрицания. Он характеризует направление, форму и результат процесса развития. Согласно этому закону развитие осуществляется циклами (в эволюции – периодами), каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). Отрицание – это условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не уничтожаются, а через следующее отрицание сохраняются в новом качестве. Этот закон также естественно вписывается во всеобщий закон развития (эволюции), потому как периодически возникают условия отрицания в преобразовании состояний и движений. Весьма близок к всеобщим законам сохранения. Новое всегда отрицает старое, будущее – прошлое. Сын – отца. А во внуке (в третьем поколении) проявятся наследственные признаки отца или матери или того и другой. Закон перехода количественных изменений в качественные. Он как раз вскрывает наиболее общий механизм развития, то есть эволюции. Согласно этому закону количественные изменения объекта, достигнув определенной ступени, приводят к перестройке его структуры, формы в результате чего образуется качественно новая система. Это и фазовые переходы и бифуркации, возникающие в условиях критических состояний, например, среды.

29. Необходимость и случайность. Свобода и необходимость. В истории философии были различные концепции необходимости и случайности. Среди них наиболее распространенными оказались две. В первой признавалось объективное содержание категории необходимости, а случайность трактовалась лишь как субъективное мнение, результат незнания причинных зависимостей явлений (Демокрит, Спиноза, Гольбах и др.). Поскольку все причинно обусловлено, постольку все необходимо. Отсюда следовало, что в мире все предопределено; в применении к обществу и человеку такая позиция приводила к фатализму. Вторая, противоположная концепция, отказывала необходимости в объективном существовании. Мир – это хаос случайностей, стихийных сил, в нем нет ничего необходимого, закономерного. Если мир нам кажется логичным, то только потому, что мы сами приписываем ему логику (Шопенгауэр, Ницше и др.). В диалектической философии подчеркивалась причинная обусловленность как необходимости, так и случайности; говорилось о неправомерности отождествления необходимости и причинности, о различной детерминации необходимости и случайности. Давались следующие определения необходимости и случайности. Необходимость – это то, что вытекает из внутренних, существенных связей объекта, что неизбежно должно произойти именно так, а не иначе. Случайность понималась как то, что имеет причину в другом, что вытекает из внешних связей, а потому может быть, а может и не быть, может произойти в разной форме. Таким образом, случайность и необходимость рассматриваются с точки зрения их обусловленности несущественными и существенными связями, причем несущественными считались внешние, а существенными – внутренние связи. Подобная трактовка необходимости и случайности вызывает обоснованные возражения. Здесь как-то резко противопоставляется внешнее и внутреннее. А ведь на самом деле их различие относительно. Кроме того, если рассматривать конечную замкнутую систему, то все изменения в ней вызываются внутренними факторами и, следовательно, в ней нет ничего случайного. Но это противоречит опыту, поскольку известны системы (неорганические, биологические и социальные), в которых и в условии изоляции от внешних воздействий имеются случайные явления. Получается, что случайность может иметь внутреннее основание. Итак, по ряду соображений возникает потребность в ином, чем указанное выше, определении категорий необходимости и случайности.При изучении превращения возможности в действительность обнаруживается два варианта.

1. В объекте при данных условиях в определенном отношении имеется лишь одна возможность, которая может превратиться в действительность (например, падает предмет, лишенный опоры; для любого живого существа всегда есть предел продолжительности существования и т. д.). В этом варианте мы имеем дело с необходимостью. Необходимость – это реализация единственной возможности, имеющейся у объекта в определенных условиях в определенном отношении. Эта единственная возможность рано или поздно превращается в действительность.

2. В объекте при данных условиях в определенном отношении имеется несколько различных возможностей, любая из которых в принципе может превратиться в действительность, но в результате объективного выбора лишь одна превращается в действительность. Например, при бросании монеты существуют две возможности выпадения той или иной стороны, но реализуется одна. В этом варианте мы имеем дело со случайностью. Случайность – это реализация одной из нескольких возможностей, имеющихся у объекта при определенных условиях в определенном отношении. Необходимость и случайность определяются как различие способов превращения возможности в действительность. Метафизическое мышление противопоставляет необходимость и случайность, не усматривая между ними взаимосвязи. Однако в материальных объектах необходимость и случайность находятся в единстве. Между различными возможностями в одном объекте обнаруживается нечто сходное. Какая бы возможность ни реализовывалась, это сходное однозначно реализуется. Например, при бросании игральной кости каждое отдельное выпадение на ту или иную грань представляет собой случайность. Но во всех этих выпадениях есть сходное и притом однозначно проявляемое – выпадение именно гранью (в условиях игры кость не может выпасть на ребро или на угол). Следовательно, в случайности проявляется необходимость. В материальных объектах нет ни «чистой» необходимости, ни «чистой» случайности. Нет ни одного явления, в котором не присутствовали бы в той или иной степени моменты случайности. Также нет таких явлений, которые считаются случайными, но в которых не было бы момента необходимости. Вспомним о статистических закономерностях. В массе однородных случайных явлений обнаруживается устойчивость, повторяемость. Особенности отдельных случайных явлений как бы взаимно нивелируются, средний результат массы случайных явлений оказывается уже не случайным.

Свобода – это способность человека совершать поступки в соответствии со своими интересами, потребностями, целями. Свободе обычно противопоставляется необходимость. В буквальном смысле свободу следует противопоставлять не необходимости, а принуждению. Если свобода заключается в действиях согласно внутренним убеждениям, целям, интересам, то принуждение – это действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки его внутренним убеждениям. А понимаемое так принуждение не тождественно необходимости. Уже говорилось о двух подходах к проблеме общественных законов. При этом возникли два варианта. В первом случае из признания существования в мире вообще и обществе в частности объективных законов был сделан вывод о том, что свободы воли у человека нет и свободная деятельность – не более как иллюзия. В другом варианте, когда отрицается существование объективных законов, тем самым происходит абсолютизация свободы. И тот и другой вариант – крайности, не учитывают диалектику соотношения необходимости и случайности и специфики законов общества. Важнейшим признаком свободы является выбор из множества линий поведения человека. Свобода есть там, где есть выбор цели деятельности, выбор средств, ведущих к достижению цели, выбор поступков в определенной жизненной ситуации. Но объективным основанием ситуации выбора является объективное существование спектра возможностей, определяемых действием объективных законов. В границах допустимого законами, в области возможного, человек обладает свободой выбора, и то, что произойдет, зависит от его выбора. Когда эти границы не осознаются, может появиться иллюзия отсутствия социальных законов и полной зависимости социальных процессов от воли людей (это когда воля не выходит за границы возможного). Если же желания и цели человека наталкиваются на границы возможного, на ограничительное действие законов, у него может появиться иллюзия фатальной предопределенности социальных процессов и полного бессилия людей повлиять на них. Ситуация выбора – это еще предпосылка свободы, свободного действия. Сам же выбор определяется рядом факторов: целевыми установками, характером практической деятельности, знаниями. Особенно хочется подчеркнуть роль знаний в выборе. Человек выбирает ту линию поведения, которая представляется ему наиболее значимой, полезной, ценной, а определить это возможно на основе знаний. Свобода не существует как возможность человека принимать свои решения и осуществлять действия независимо от всяких внешних обстоятельств. Нужно отделить формальную, «юридическую» свободу от «фактической», реальной свободы. Формальная, «юридическая» свобода заключается в том, что разрешается совершать определенные действия, при этом абстрагируются от того, есть ли для них реальные возможности. Если так, то, согласно этой точке зрения, абстрагируясь от экономического положения людей, можно утверждать, что бедный и богатый в равной степени свободны. Но реальная жизнь не такова; как говорил Лейбниц, «тот, у кого больше средств, более свободен делать то, что он хочет». Свобода внутренне, диалектически самопротиворечива. Свобода, с одной стороны, – это отсутствие внешнего принуждения. Но с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода. Там, где произвол, – незащищенность. Не существует абсолютной, ни от чего не зависящей свободы. Все поступки человека, даже на первый взгляд необъяснимые, обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Свобода воли выражается не в воображаемой независимости от объективных законов и условий общественного бытия, а в том, чтобы сознательно применять объективные законы, с учетом условий их действия. Социальная природа свободы четко выявляется в сопоставлении ее с ответственностью. Свобода и ответственность – две стороны единого целого – сознательной человеческой деятельности. Принимая решение, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности за свои поступки – перед обществом и перед самим собой. Человек может поставить перед собой цели и задачи по изменению социальной действительности. Свобода эффективна, когда она может претвориться в действия. Можно вспомнить стоиков, которые говорили, что раб и в оковах может быть свободным. Но свобода в мыслях, так сказать, внутренняя свобода, не имеющая возможностей для реального выражения, – это воображаемая, химерическая свобода. Реальная свобода может изменять социальную действительность, если действия человека допускаются природными и социальными законами. И тогда получается парадоксальный вывод: свобода, действующая в истории, ведет себя как необходимость. И сама историческая необходимость слагается из свободных поступков и действий людей как их интегральный результат.

30. Возможность и действительность. Вероятность. Продолжающийся анализ сущности материального объекта заключается в выделении в нем аспектов потенциального и актуального бытия, возможности и действительности. Понятие «действительность» употребляется в двух смыслах. В широком смысле оно по своему содержанию близко к понятиям «материя», «материальный мир» (когда говорят, например, об «окружающей нас действительности»). Но понятие действительности в этом смысле нельзя сопоставить с понятием возможности, так как материя, материальный мир существуют как таковые не в возможности, а актуально. Другой смысл понятия «действительность» – это конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, пространственно локализованного, с определенными качественными и количественными характеристиками, в определенных условиях. Действительность в этом смысле имеет своим диалектическим партнером возможность (как возможность именно данного объекта). Будем употреблять понятие «действительность» именно в это смысле. Основные признаки действительности – реальность (актуальность) и историчность. Действительность объекта – это все богатство его содержания, его внутренних и внешних связей в определенное время. Но действительность отдельного объекта не есть что-то застывшее и неизменное. Каждое конкретное явление когда-то возникло. Существовавшая прежде действительность перешла в настоящую действительность, настоящая действительность рано или поздно превратится в другую. Историчность действительности заключается в том, что она есть результат изменения предшествующей действительности и основание будущей действительности. Данное содержание объекта (действительность) заключает в себе предпосылки возникновения новой действительности. Категория «возможность» отражает диалектику взаимосвязи настоящей и будущей действительности. Возможность – это будущее объекта в его настоящем, определенные тенденции, направления изменения объекта. Возможность не существует как-то отдельно от действительности, а в ней самой. Данная действительность в общем случае содержит в себе некоторое множество возможностей, характеру ее изменения присуща некоторая неопределенность. Настоящее в общем случае не может однозначно определить, какая именно из возможностей осуществится, поскольку еще не созрели условия их реализации. Каждая конкретная возможность вполне определена, но относительно неопределенной является судьба каждой отдельной возможности, будет ли она реализована или нет. В конкретном материальном объекте не все возможно. Набор его возможностей ограничен законами объекта; закон является тем объективным критерием, который ограничивает спектр возможного, отделяя его от невозможного. Не все возможности объективно равнозначны; это обстоятельство отображается в классификации возможностей. Различают реальные и абстрактные возможности. Под реальной понимается такая возможность, которая может превратиться в действительность на основе существующих условий, а под абстрактной – не реализуемая на основе существующих условий, хотя в принципе допускается законами объекта. Абстрактная возможность отличается от невозможности. Невозможное противоречит законам, а потому и не допускается ими. Именно потому, что существует объективный закон превращения и сохранения энергии, бесполезны попытки создать «вечный двигатель». Каждая возможность имеет свое объективное основание – единство содержание объекта и условий его существования. С изменением содержания объекта и условий его существования основание возможности также не остается неизменным. Возможность имеет количественную характеристику, которую называют мерой возможности – вероятностью. Вероятность – это мера осуществимости некоторой возможности. Определение меры возможности, т. е. вероятности, имеет большое значение в практической деятельности. Возможность и действительность взаимосвязаны. В их единстве определяющую роль играет действительность; возможность существует на базе определенной действительности. Для перехода возможного в действительность необходимы два фактора: действие объективных законов и наличие определенных условий. При изменении условий изменяются вероятности тех или иных возможностей. В объекте происходит своеобразная конкуренция возможности. Законы лишь ограничивают спектр допустимых возможностей, но не реализацию строго определенной из них; последнее зависит от комплекса условий. Процесс реализации возможностей в естественной природе протекает стихийно. В природе, преобразуемой людьми, реализация возможностей опосредована субъективным фактором. Человек может создавать такие условия, при которых реализуются одни возможности и не реализуются другие. Еще большую роль сознательная деятельность людей играет в реализации возможностей в обществе. В обществе – множество различных, а часто и противоположных возможностей, и здесь субъективный фактор играет большую роль. Анализ способов превращения возможности в действительность приводит к понятиям необходимости и случайности. ВЕРОЯТНОСТЬ

- количественная мера возможности осуществления события при наличии неопределенности, т.е. в ситуации, когда это событие характеризуется как возможное. Вкладывание того или иного содержания в каждое из понятий триады "количество - событие - неопределенность" порождает различное понимание В. Например, в случае так называемой классической, или элементарной, В. неопределенность порождается экспериментом (возможно, мысленным), имеющим конечное число несовместимых равновоз-можных исходов, событие - в осуществлении какого-либо из определенной группы исходов (называемых благоприятствующими событию), а В. события определяется как отношение числа благоприятствующих исходов к числу всевозможных исходов. Источником возникновения частотной В. является реальный эксперимент, частоты исходов которого обладают так называемой статистической устойчивостью. Индуктивная В. возникает при рассмотрении суждений как количественная оценка правильности заключения при условии правильности посылок. Субъективная В. характеризует степень уверенности субъекта в осуществлении события. Неопределенность типа той, которая приводит к классической и частотной В., называется случайностью, а событие - случайным. Если классическая и частотная В. представляет собой определенное число, то об индуктивных и субъективных В. чаще говорят на уровне "больше - меньше". Здесь усматривается определенная параллель с числовыми и порядковыми шкалами, рассматриваемыми в теории измерений. Формализация понятия В. (в основном В. случайного события) и связанных с ним, развитие соответствующего аналитического аппарата и методики решения прикладных задач составляют содержание раздела математики - теории вероятностей и родственных ей дисциплин: математической статистики, метода случайных испытаний ("метод Монте-Карло"), теории стохастического управления и др. При этом надо отметить, с одной стороны, широкое применение вероятностных методов, с другой - серьезные трудности, возникающие при этом. В частности, известно большое число так называемых парадоксов теории вероятностей - правильных на первый взгляд рассуждений, приводящих к выводам, которые противоречат либо опыту, либо другим, столь же правдоподобным, рассуждениям. Эти трудности породили оживленные дискуссии, доходящие порой до отрицания правомерности применения некоторых традиционных вероятностных методов (Ю.И. Алимов). Причины указанных затруднений - как проблема построения соответствующей математической модели, так и проблема правомерности применения той или иной модели к данной задаче. Первая из этих проблем решается созданием строгой (как правило, аксиоматической) базы математической теории. Наиболее известной и широко применяемой является аксиоматика, предложенная в начале 30-х 20 в. А.Н. Колмогоровым. В настоящее время развиваются и другие подходы: частотный (использующий, в частности, ряд идей Р. Мизеса), сложностный, алгебраический, квантовый, так называемый нестандартный и др. Проблема применимости вероятностных методов решается на путях развития математической теории, углубления знания в соответствующих прикладных областях и осмысления накапливаемого опыта. Задача развития теории вероятностей и ее применений содержит определенный философский аспект, что привело к формированию направления философских исследований, изучающего понятия В., случайности и т.п. В 1960-е Л. Заде ввел и другое, отличное от В., понятие для количественной характеристики неопределенности, а именно нечеткость (или размытость).

31.Отражение как атрибутивное свойство материи. Отражение – это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции. Первоначальной формой отражения в живой природе является раздражимость – способность живого организма к простейшим специфическим избирательным реакциям в ответ на действия специфических физико-химических раздражителей. По мере развития живых организмов происходит специализация клеток и тканей; формируется нервная ткань, концентрирующая в себе способность воспринимать воздействия внешней среды, и мышечная ткань, концентрирующая в себе способность к двигательным реакциям. На базе нервной ткани появляется чувствительность – способность отображать среду в ощущениях, чувственных образах. Дальнейшее усложнение отражения у животных связано с тем, что живой организм ориентируется в среде, реагируя не только на те воздействия, которые прямо включены в обмен веществ, но и такие, которые предупреждают о возможности появления первых (являются их сигналами).Разграничение материального и идеального позволяет дать научно обоснованное объяснение их связи, взаимодействия. Сущностью этой связи является отражение. В чем смысл проблемы отражения в философии? Отражательно-информационная и социальная природа сознания. Сознание как духовный процесс определения отношений человека к миру, как способ осознания им бытия, реальности, как форма его жизнедеятельности может быть понято через выявление абсолютной противоположности его существенных свойств – субъективности (идеальности) и материальности. Между сознанием и материей существу” и что-то общее, кроме реальности их бытия. Именно это и позволяет понять и раскрыть глубинную сущность и природу, определить относительность противоположности сознания и материи. Безусловно, сознание и все формы проявления его идеальной сущности (представлении взгляды, мысли, идеи, суждения, теории и т.д.) не имеют самостоятельного физического, материально-вещественного существования. Однако это положение и предостерегает от прямолинейного понимания специфической природы сознания, его абсолютной и относительной противоположности материи. Таким “мостиком” связи выступает отражение, и отражение есть способность материальных систем (тел) изменяться под воздействием других систем (тел), возобновлять в своих изменениях особенности объектов, которые воздействуют на них, сохранять “следы” взаимодействия с ними. Отражающее, так или иначе, воспроизводит отражаемое, и сведения об этом выступают в форме информации, которая является содержанием отражения. Отражение как атрибутивное свойство материального дает неодинаковые результаты. Это зависит от своеобразия форм движения марки, системно-структурной организации материальных объектов. Поскольку отражение есть всеобщее свойство материального, постольку формационные процессы имеют место и в неорганической природе, и Мире животных и растений, и в обществе.Выделяют следующие формы отражения: раздражимость, чувствительность, психика. Высшей формой отражения является сознание, присущее только человеку. Человек развивает и реализует себя не как чисто природную силу, которая непосредственно природой детерминируется, а как социальное явление. Поэтому, включая в себя биологическую жизнедеятельность, человеческая, жизнедеятельность существенно отличается от последней. Деятельность человека имеет активно-преобразующий систематический, целесообразный и мотивационно-организованный характер. Она становится непрерывным процессом обновления и преобразования Изучаемых человеком явлений и предметов природы. Процесс совместной трудовой деятельности потребовал и новых социальных связей, и НОВЫХ средств передачи накопленного индивидуального или коллективного опыта. Переработка информации для получения конкретной программы обеспечения новых отношений людей между собой и с окружающим миром приводит к возникновению специфического интеллектуального свойства – сознания. Носителем сознания всегда выступает человек как отдельно взятый конкретный индивид, субъект. Но его бытие есть бытие общественного человека. В акт сознания всегда включены определенные общественные нормы и ценности. Содержание сознания, формы его бытия, уровни и виды проявления, элементы и структура, состояние, функционирование и направленность развития являются общественно-историческим продуктом, закономерно связанным со способом жизни человека, общества, с положением, которое индивид занимает в данной социально-культурной среде. Сознание связано с материальными процессами мозга, обусловлено его деятельностью, которая подчиняется таким же объективным законам, что и окружающий мир.

32.Сознание как высшая форма отражения. Проблема идеального. Высшая форма отражения – сознание человека. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека. Мозг, как и человек в целом, сформировался в ходе биологической и социальной эволюции. Эта эволюция – путь от существа, приспосабливающегося к условиям среды, до обладающего сознанием человека, преобразующего среду (и себя) в соответствии со своими потребностями. Этот переход явился качественным скачком в развитии отражения. Материальной базой сознания является мозг. Эволюция мозга шла, во-первых, под влиянием природных, биологических условий. Но одними природными условиями нельзя объяснить ни эволюцию мозга, ни становление сознания. Решающее значение для возникновения сознания имела общественная среда, развитие человеческой формы жизни. Социальными факторами формирования сознания были трудовая деятельность, общение, обмен информацией (язык). Труд как целесообразная деятельность по изготовлению и использованию орудий труда сыграл определяющую роль в развитии умственных способностей человека. Сознание – общественное явление по своему происхождению, по содержанию и по функциям, которые оно выполняет. Сознание не только исторически складывалось под определяющим влиянием труда, общения и языка – они играют определяющую роль в формировании каждого индивидуального сознания всегда, в любую историческую эпоху. СОЗНАНИЕ — высшая форма отражения объективной действительности и целенаправленного регулирования взаимоотношений человека с окружающей средой. Материальный мир существует вне сознания, независимо от того, осознается он человеком или нет. Такая характеристика материи и сознания четко указывает на вторичность сознания. Недаром К. Маркс рассматривал сознание как осознанное бытие. Способность осознавать свое бытие, в процессе целенаправленной практической деятельности качественно отличает человека от животных. Для выявления этих качеств обязательным является наличие функционирующего человеческого мозга. Однако сознание не является только врожденной функцией мозга человека. Врожденной является лишь возможность возникновения сознания у человека ввиду определенной структуры его нервной системы (см. Высшая нервная деятельность). Эта возможность переходит в действительность, т. е. развивается в сознание, только в условиях общественной жизни. Это философское положение подтверждается практикой. Так, известно много случаев, когда маленькие дети, похищенные дикими животными и выросшие среди них, вновь возвращались к людям через несколько лет. Это были жалкие, звероподобные существа, все попытки привить им человеческие качества кончались неудачей, хотя биологически эти существа ничем не отличались от обычных людей и структура их нервной системы была человеческой. Эти факты ярко подтверждают основной тезис Маркса о том, что мозг является органом С, но способность мозга мыслить формируется лишь в условиях соц. жизни. Поэтому С. и есть продукт деятельности мозга в условиях общественной жизни. Важнейшим условием для возникновения сознания у человека является труд и речь (язык). Язык — материальная форма проявления сознания, возникшая как средство общения между людьми. В языке отразилось все богатство человеческой культуры и науки. В процессе речевой деятельности происходит накопление званий, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, к-рые выработало и накопило до него человечество. С. дает человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе путем практич. деятельности воздействовать на мир.

Идеальное — философская категория, противоположность материального. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). Идеальное в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности. В


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: