Глоссарий управления и организационного поведения

Автократия (единоначалие, самоуправство, тирания) — управленческая форма, в которой сколько-нибудь важные решения принимаются только одним человеком на основаниях, ведомых зачастую лишь ему самому, и то не всегда. Может быть весьма эффективна в случае, когда организация сравнительно не­велика, а первое лицо наделено недюжинной интуицией и имеет время для оцен­ки неспешно меняющейся ситуации.

Агенты изменений — сотрудники компании, эмоционально и ценностно принимающие пути и цели организационных изменений, активно содейству­ющие их достижению и открыто заявляющие о своей приверженности новому организациоршому устройству.

Агенты сопротивления — ярые противники организационных изменений, которые предпринимают действия, направленные на замедление или даже при­остановку организационных изменений.

Адаптация — овладение сотрудником существующими ценностями, нор­мами, темпами работы и их использование в качестве инструмента для дости­жения поставленных целей. См. также ассимиляция, лояльность.

Активное групповое меньшинство — часть группы, обладающая изначально меньшими возможностями влияния на группу в целом (меньшими авторите­том, статусом, властью), однако настойчивая в продвижении своих взглядов, относительно которых имеет согласованную и гибкую позицию. В социальной психологии установлено, что многие социальные преобразования обусловлива­ются влиянием активного меньшинства (концепция С. Московичи).

«Аморфность» — тип сопротивления, предполагающий эмоционально скрытые формы активности. Сотрудники пытаются спрятать негативное отно­шение к изменениям, удерживая его в себе, стремясь демонстрировать внешнюю лояльность, что проявляется в отсутствии вопросов, предложений, инициати­вы. Такое сопротивление незаметно до тех пор, пока сотрудникам не придется на практике применять новые способы работы: именно в этот момент обнаружива­ется критический недостаток новых умений, представлений, знаний и т.п.

Анализ анкетной информации по определению профессионального пути — реконструкция специфики профессионального пути сотрудника по фор­мальным биографическим данным, биографической информации. Использует­ся на начальной стадии оценки и отсева персонала, до конкурсных испытаний.

Анализ деятельности члена команды — методика, направленная на рекон­струкцию и типологизацию задач, решаемых членом команды, времени отводи­мого на их решения, а также функциональных связей, в которые вступает участ­ник для решения той или иной задачи.

Анархия — управленческая форма, при которой все и каждый принимают решения на свой страх и риск, не имея возможности или просто не утруждая себя процессами согласования этих решений с другими компетентными ли­цами.

 

Ассимиляция — некритическое принятие сотрудником существующих цен­ностей, целей, норм, темпов работы, которые становятся регуляторами его пове­дения в организации. См. также адаптация, лояльность.

Базовая модель (матрица) общего видения — выбранная командой стра­тегия, которая способствует как достижению личных рациональных интересов, так и реализации индивидуальных и командных мечтаний, желаний и не проти­воречит ценностным ориентациям участников. Формулируется предельно аб­страктно и обозначает принципиальное направление, по которому участники готовы двигаться вместе. Может включать элементы из других стратегий в фун­кции вспомогательных маневров.

Биографическое интервью — целенаправленная беседа, организованная вокруг единой интерпретационной модели. Обычно интервьюер начинает с ней­тральных вопросов, затем затрагивает вопросы, вызывающие регрессию в дет­ство, и последовательно проходит через ряд ключевых точек в биографии, кото­рые вызывают у респондента эмоциональный отклик.

Бонус — компонент системы оплаты труда, величина которого связана с успехами организации и подразделения. См. также премия, тариф.

Валидизация методики — деятельность, направленная на проверку точно­сти новых (или переведенных с другого языка) психодиагностических средств и их совершенствование.

Вербальные проективные методики — разновидность проективных мето­дик, предполагающих получение от респондентов смысловых ассоциаций в ус­тной форме на те или иные вербальные стимулы. Участники освобождаются от «поверхностных» ассоциаций, тренируются интерпретировать полученные ре­зультаты, осваивают принципы открытой коммуникации.

Веревочный курс — технология командообразования, предполагающая необходимость нахождения креативных решений по соорганизации персональ­ных усилий членов команды для физического преодоления преград и препят­ствий. Основоположником технологии является К. Ронке, адаптировавший программу сыгровки армейских штурмовых групп к подготовке бизнес-команд.

Взаимокоучинг — привлечение в качестве коучеров (наставников) самих участников, проходящих тренинг командной сыгровки.

Видение — представление о должном пути, который выбирается сообразно традиции (по привычке), ценностям (идеалам) и рационально осуществимым целям. Направляет активность человека, мотивирует на свершения и служит отправным пунктом для разработки детализированных планов и критериев их выполнения.

Виртуальные команды — группы, участники которых объединены друг с другом электронными средствами связи и идентифицируют себя как членов одной команды.

Включенность — игровое состояние, которое характеризуется отстранен­ным наблюдением за ходом игры, когда участник занят либо решением проблем, не имеющих отношения к игре, либо анализирует решения и действия других участников, не стремясь внедрять свои выводы в игровую практику «здесь и сейчас». См. также вовлеченность, увлеченность.

 

Внешние угрозы раскола команды — факторы, связанные с изменением организационного контекста существования команды, приводящие к невозмож­ности ее деятельности в том составе, в котором она пребывала до текущего момента времени. См. также внутренние угрозы раскола команды.

Внутренние угрозы раскола команды — факторы, связанные с нарушени­ем баланса между личными и командными интересами в любую из этих сторон, приводящие к невозможности деятельности команды в том составе, в котором она пребывала до текущего момента времени. См. также внешние угрозы раскола команды.

Вовлеченность — игровое состояние, характеризующееся полным приня­тием игровых норм, ролей, целей, в котором участники перестают замечать иг­ровые условности и начинают действовать, как в жизни, максимально раскры­вая свой и командный потенциал для достижения игровых целей. См. также включенность, увлеченность.

«Возмущение» — тип сопротивления, предполагающий открытое, эмоцио­нально насыщенное выражение недовольства, которое адресуется лично аген­там изменений, друг другу, переносится на посторонний объект. Сотрудники, движимые либо страхом, либо ненавистью к реформаторам, оказываются во власти аффективного состояния и протестуют ради самого протеста, потеряв рациональные цели или не имея их вовсе.

«Высокие» упражнения веревочного курса — задания, индивидуально выполняемые участниками на высоте 6-15 м, которые субъективно восприни­маются как рискованные для жизни, хотя реальная физическая опасность пол­ностью исключается: на участников надевают специальные альпинистские системы, а страховку обеспечивает опытный тренер (инструктор). См. также «низкие» упражнения веревочного курса.

Гетерогенность состава команды — максимальное различие участников между собой по существенным для командной работы персональным свойствам. См. также гомогенность состава команды.

Гомогенность состава команды — сходство участников по существенным для командной работы персональным свойствам. См. также гетерогенность со­става команды.

Границы профессионального самосознания — представления профессио­нала относительно того, где иссякают возможности его теорий и методов и на­чинается зона его некомпетентности.

Графические проективные методики — разновидность проективных мето­дик, предполагающая либо использование различного рода изображений (фото­графий, символов, рисунков) в качестве стимулов, на которые участниками даются вербальные ассоциации, либо фиксацию ассоциативных реакций в виде рисунков, коллажей и т.п. на вербальные стимулы.

Групповая идентичность — понятие, введенное А. Тэшфелом и обозначаю­щее самовосприятие человека как члена определенной группы или нескольких групп. А. Тэшфел выделяет три компонента идентичности: когнитивный (осоз­нание принадлежности к группе), ценностный (положительная или отрица­тельная оценка этого факта), эмоциональный (переживание факта принадлеж­ности и его оценка в форме таких чувств, как любовь или ненависть).

 

Групповая роль — совокупность ожиданий группы от поведения конкрет­ного участника и готовность индивидуума этим ожиданиям следовать. См. так­же управленческая роль, функциональная роль.

Групповая сплоченность — мера взаимосвязанности членов команды, ко­торая выражается: а) мерой позитивности и интенсивности эмоциональных межличностных отношений всех со всеми; б) совпадением ориентации на ос­новные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности; в) раадсляе-мостью целей существования группы.

Групповые защитные механизмы — система процессов и механизмов, на­правленных на сохранение психологической целостности субъекта (поддержа­ние позитивного субъективного состояния, соответствующего целостности).

Групподинамические эффекты — устойчивые психологические и социаль­но-психологические новообразования, которые возникают в группе по мерс ее развития в ходе тренинга командообразования.

Групподинамический тренинг — технология командообразования, имити­рующая жизнь группы в экстремальных условиях (походах, состязаниях, изо­ляции) и ориентированная на развитие эмоциональных отношений. См. также веревочный курс.

Деловые игры — разновидность игр, представляющая собой метод имита­ции принятия управленческих решений в различных ситуациях по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Позволяют сыми­тировать существенные аспекты деятельности команды и, что наиболее важно, в относительно безопасном с точки зрения бизнес-последствий режиме провес­ти команду через опыт успехов и неудач и опыт межгруппового взаимодействия. См. также коммуникативные игры, стратегические игры.

Департамент реформ — форма позиционирования команды перемен в виде функциональной организационной подструктуры, которая встраивается в го­ризонталь с другими функциональными подразделениями. Применяется в слу­чае проведения кардинальных многоплановых реформ в компании с развитой филиальной структурой.

Деролинг — последовательность процедур, направленных на выведение участника из его игровой роли, т.е. «очистка» отношения к произошедшим в игре событиям от переживаний, размышлений, вызванных игровой ролью и ее целями.

Децентрация — готовность и способность человека (команды) встать на место другого человека (другой команды) и посмотреть на происходящее его (ее) глазами.

Деятельностное переживание неуспехов — целенаправленное и рефлек­сивное изменение способов командной деятельности в ситуации проигрыша и в ответ на возникающие препятствия.

Диагностическая компетентность — совокупность компетенций команд­ного лидера, позволяющих определять основные склонности и предрасполо­женности людей по их явным поведенческим проявлениям.

Дивизиональная организационная структура — организационная струк­тура, при которой господствует принцип автономности и децентрализации уп­равленческих процессов в территориальных (реже — функциональных) зонах,

 

учитывающий относительную функциональную автономию процессов. См. также классическая иерархическая организационная структура, матричная орга­низационная структура.

Дилетант — человек, который пытается практиковать в той или иной обла­сти без специальной профессиональной подготовки, не обладая углубленными знаниями предмета. См. также транспрофессионал.

Динамическая модель игры — процессуальная конструкция игры, предпо­лагающая, что результаты игровых решений, действий, поступков и т.п., пред­принятых участниками, воздействуют на ход игры, меняют его и становятся входным материалом для новых решений, действий и поступков.

Жизненный цикл команды — естественные этапы развития команды, пред­полагающие ее образование (рождение), становление (взросление), преодоле­ние кризисов, стагнацию (старение) и распад (смерть).

Защитные механизмы — понятие, впервые введенное 3. Фрейдом и обо­значающее любые психические процессы, позволяющие сознанию достичь ком­промиссного решения проблем, не поддающихся полному разрешению, и огра­дить его от негативных, травмирующих личность переживаний. Конечная цель защитного процесса — достижение согласования между реальным содержани­ем сознания и Я-концепцией.

Знакомство — этап командообразования, на котором устанавливаются пер­вичный контакт, необходимый уровень доверия среди участников, происходят знакомство и личностная ориентировка членов команды друг в друге и в ситуа­ции.

Игровая действительность (игровая реальность) — особое эмоциональ­но-действенное пространство, возникающее при развертывании игрового сюже­та, в процессе проигрывания участниками своих ролей по заданным правилам для достижения игровых целей.

Игровая конкуренция — форма взаимодействия участников и команд, пред­полагающая борьбу за обладание значимыми игровыми ресурсами, максималь­ный объем которых, согласно правилам, может получить ограниченное число участников.

Игровая эффективность — совокупность объективных или объективизи­рованных критериев, по которым можно определять степень успешности той или иной команды в игре.

Игровое состояние — переживание игровых событий, восприятие игровых целей как ценных и личностно значимых, мотивирующих участников действо­вать на пределе моральных, физических и умственных сил.

Игровой опыт — проживание игры, подвергнутое рациональному осмысле­нию и концептуализации, результаты которого встроены в схемы реальной прак­тики участников.

Игровой экспертный орган — игровая подструктура, ответственная за вы­работку списка критериев и индикаторов, по которым оцениваются продукты деятельности команд, и проведение такой оценки. Формируется из числа участ­ников на основе различных форм всеобщего голосования.

 

Игровые роли — элемент игры, обозначающий совокупность ожиданий участников и команд друг от друга относительно возможных действий и реше­ний, которые определяются общей конструкцией и гры, ее сюжетом и могут быть заданы с разным уровнем подробности и открытости.

«Избегание» — тип сопротивления, предполагающий двойную игру: фор­мально демонстрируется полное согласие с необходимостью внедрения новых технологий или принципов деятельности, однако скрытым образом предприни­маются действия, направленные на создание технологических или функцио­нальных сбоев, препятствующих внедрению инноваций.

Ингрупповой фаворитизм — эффект межгрупповых отношений, предпо­лагающий дискриминацию другой группы и вынесение решений в пользу чле­нов своей группы. Проявляется тем ярче, чем четче осознание принадлежности участников к разным группам и наличия конкурирующих целей.

Индивидуальные установки — готовность действовать определенным об­разом в определенной ситуации.

Институциализация — вписывание команды в организационные структу­ры и системы. Основными компонентами нормативной базы институциализа-ции являются Положение о команде и Регламент командной работы.

Инструментальное сопротивление — индивидуальная или групповая ак­тивность сотрудников, которая сосредоточена на сознательном создании техно­логических препятствий для решения новых задач и (или) использования но­вых средств (способов) деятельности. Разновидности: «избегание», «рациона­лизация». См. также эмоциональное сопротивление.

Интервью по анализу профессионального пути — структурированная бе­седа, направленная на уточнение анкетной информации и реконструкцию осно­ваний и механизмов профессионального выбора, который осуществлял человек в ходе своего профессионального пути. Для итоговой квалификации типа про­фессиональной социализации используется четкая система критериев и инди­каторов.

Интерпретационные методики — способ диагностики, предполагающий сравнение индивидуальных ответов с психодиагностическими нормами для той или иной методики и объяснение психологического смысла статистически зна­чимых отклонений.

Информационная система — организационная подсистема, которая обес­печивает доступ команд и их членов к информационным потокам, а также пони­мание и интерпретацию ими получаемой информации.

Инфраструктура командного менеджмента — организационный контекст командного менеджмента, который задается требуемыми границами компетен­ции, характером информационного обеспечения и системой мотивации.

Исполнение — этап командообразования, на котором происходит собствен­но выполнение намеченного и спланированного.

Кадровое условие комплектования команды перемен — требование, со­гласно которому в команду перемен должны входить сотрудники, обладающие специальными личностно-деловыми профессионально важными качествами, которые необходимы для разработки и внедрения преобразований. См, также организационное условие комплектования команды перемен.

 

Квалифицирующие методики — способ диагностики, предполагающий оценку участников в ситуациях, имитирующих существенные свойства деятель­ности, где фиксируются и описываются конкретные поведенческие акты, а не гипотезы относительно личности человека и его возможного поведения.

Классическая иерархическая организационная структура — организа­ционная структура, характеризующаяся четко определенной системой подчине­ния, распределения функций, ответственности и принятия решений, концент­рацией зоны принятия управленческих решений на верхних организационных уровнях. См. также дивизионалъная организационная структура, матричная орга­низационная структура.

Кодекс коммуникативной кооперативности — перечень внутренних пра­вил взаимодействия, которыми руководствуются все члены команды в процессе совместного обсуждения и решения коллективных задач.

Колесо команды Марджерисона—МакКенна — модель, разделяющая про­цесс управления на восемь рабочих функций (типов задач, навыков руководите­лей): консультирование, новаторство, стимулирование, развитие, организация, производство, контроль, поддержание — а также одну всеобъемлющую область координационной деятельности под названием «формирование связей» (или «связи»). В соответствии с восемью основными функциями фиксируются во­семь типов индивидуальных предпочтений, или командных ролей.

Коллективная рефлексия — процесс совместного анализа, квалификации и интерпретации сложившейся проблемной ситуации, результатом которого становится принятие и воплощение решений, направленных на ее преодоление. Совместность задается наличием разделяемых и одинаково понимаемых схем анализа и интерпретации ситуаций.

Команда — группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения общих результатов, которая использует особую форму организации совместной деятельности, основанную на продуманном позицио­нировании участников, имеющих согласованное видение ситуации и стратеги­ческих целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодей­ствия.

Команда перемен — команда (или система взаимосвязанных команд), об­ладающая высоким неформальным статусом и всеми необходимыми формаль­ными полномочиями для разработки и внедрения проекта организационных изменений. Комплектуется из представителей ключевых подразделений и вклю­чает сотрудников, ориентированных на инновации и способных действовать в условиях неопределенности.

Команда специалистов — устойчивые во времени объединения специалис­тов одного профиля, регулярно встречающихся для совместного изучения рабо­чих вопросов. Исторической разновидностью команд этого класса являются популярные «кружки качества».

Командное строительство — целенаправленное формирование команд с участием внешних консультантов на основе знаний, полученных в ходе науч­ных исследований и анализа существующей практики.

Командный дух — чувство приверженности подразделению, организации или рабочей группе, то особое «мы-чувство», которое обеспечивает человеку повы-

 

шение самооценки, связанное с осознанием себя принадлежащим к чему-то по­зитивному и чему-то большему, чем он мог бы быть сам по себе.

Командный коучинг (командообразование в режиме реального време­ни) — технология командообразования, предполагающая сопровождение внут-рикомандных рабочих совещаний, в ходе которых выявляются фактические ко­мандные барьеры, организуется развивающая обратная связь, внедряются конк­ретные механизмы преодоления проблем, а также осуществляется комплексная работа по позиционированию участников, выработке общего видения и оптими­зации их отношений.

Командный лидер — член команды, который ведет других участников за собой, задавая направление и темп движения, заряжая энергией, воодушевляя, показывая пример, привлекая к себе людей. Нацелен на преобразование и разви­тие.

Командный менеджер — член команды, который выполняет функции ори­ентировки и контроля: он разрабатывает план-график, реагирует на отклонения от планов, распределяет ресурсы и нагрузку, контролирует исполнение.

Командный менеджмент — управленческая форма, в которой как индиви­дуальные, так и коллективные решения и действия регулируются совместно выработанным общим видением и также разработанными еамой командой про­цедурами взаимодействия ее членов. См. также непосредственный менеджмент, опосредованный менеджмент, структурированный менеджмент.

Командообразование — процесс целенаправленного формирования осо­бого способа взаимодействия людей в организованной группе, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творчес­ким потенциал сообразно стратегическим целям организации

Коммуникативные игры — разновидность игр, в которых моделируется пространство межгрутшовых отношений. Группы, обладая своими интересами, вынуждены действовать в ситуации полной или частичной взаимозависимос­ти, которая задается тем, что каждая команда может достичь своих целей только при условии, что другие группы достигнут своих. См. также деловые игры, стра­тегические игры.

Коммуникометрия — методика, направленная на описание интенсивнос­ти инутриорганизационных каналов деловой коммуникации между сотрудни­ками.

Комплектование команды — начальный этап командообразования, на ко­тором осуществляется целенаправленный подбор членов команды на основе принципа максимальной разнородности (гетерогенности) участников, учиты­вающего требование взаимодополняемости.

Конкретность цели — характеристика цели, определяемая через перечень качественно-количественных критериев (показателей) достижения цели. Сте­пень конкретности может варьироваться за счет детализации тех или иных кри­териев.

Контрактация участников — см. психологическая контрактация участников.

Концепция «Вызова и Ответа» — культурно-антропологический подход к анализу особенностей развития цивилизаций, предложенный А. Тойнби. В ос­нове теории лежит идея о том, что одним из основных «вызовов» для развития цивилизаций является стимул окружающей среды (ухудшение природных ус-

 

ловий для жизни). Автор описал пять типов соответствующих «ответов», кото­рые были найдены человечеством за время его существования. Теория взята за основу описания универсальных бизнес-стратегий, которыми может восполь­зоваться команда при выработке общего видения.

Коучинг — технология индивидуальной работы с членами команды, пред­полагающая совместную с подопечным разработку программы личного разви­тия и совершенствования лидерских компетенций, а также последующее сопро­вождение процесса ее реализации, помощь в разрешении вопросов, возникаю­щих при попытках выполнения этой программы. См. также взаимокоучинг, командный коучинг.

Коэффициент трудового участия — размер вклада каждого участника в процесс достижения коллективных целей (создания коллективного продукта), оцененный в процентах, где за сто процентов принимается вся полезная актив­ность, направленная на их достижение (получение данного продукта).

Лидер — см. командный лидер.

Линейный руководитель — менеджер, решающий задачи по работе со сво­ей командой в ходе выполнения собственных управленческих функций.

Локальные акты сопротивления — конкретные действия сотрудников, на­правленные на замедление или даже приостановку организационных измене­ний, реализующиеся как в повседневной деятельности, так и в рабочих ситуациях.

Лояльность — знание норм и правил, принятых в команде, позитивное или как минимум нейтральное к ним отношение и следование им в повседневной деятельности. См. также адаптация, ассимиляция.

Макропозиционирование — процесс, в ходе которого участники опреде­ляют предметно-функциональные позиции в деятельности команды и свое со­ответствие этим позициям. Учитываются все необходимые составляющие: склон­ности, способности, уровень профессиональных знаний, навыки и опыт, тип личности и т.д. См. также микропозиционирование.

Макропозиционирование команды перемен — определение зон ответствен­ности, объемов полномочий, подчиненности, регламента работы, структуры вза­имодействия команды перемен с другими подразделениями, т.е. конструирова­ние места в организационно-управленческой системе, которое будет занимать команда исходя из ее целей и задач.

Матричная организационная структура — организационная структура, при которой управление систематическим образом передается ответственным за продукт, а функциональные подразделения становятся источником человечес­ких ресурсов, а не центром, где принимаются решения. См. также дивизиональ-ная организационная структура, классическая иерархическая организационная структура.

Межгрупповые отношения — социальный процесс, разворачивающийся между различными группами и их представителями, который характеризуется единообразием поведения членов одной группы по отношению к другой группе и склонностью членов одной группы воспринимать членов другой группы как безликих ее представителей.

 

Межперсональное позиционирование — выстраивание отношений ответ­ственной зависимости, подразумевающее определение участниками того, кто и за что в первую очередь отвечает уже в рамках бизнес-процесса.

Межфункциональные команды (кроссфункциональные команды)

команды, которые объединяют людей, выполняющих различные функции, для работы над сквозными (общими) задачами.

Менеджер — см. командный менеджер.

Менеджмент — см. командный менеджмент.

Методы анализа профессионального пути — совокупность методик, на­правленная на реконструкцию специфики профессионального пути, состоящая из анализа анкетной информации и специально организованных интервью. См. также анализ анкетной информации, интервью по анализу профессионального пути.

Микропозиционирование — процесс, в ходе которого обозначаются и рас­пределяются командные роли, обеспечивающие взаимодополнение и совмести­мость членов команды. См. также макропозиционирование.

Множественная идентичность — осознание себя членом одновременно не­скольких и притом разных групп, принадлежность к которым переживается как одинаково значимая.

Модели командообразования — см. нормативные модели командообразо-вания, описательные модели командообразования.

Модель Кейрси — модель, представляющая собой дальнейшее развитие идей К. Г. Юнга о психологических направленностях личности и концепции Майерс—Бриггс. Ядром модели являются четыре психотипа: NT, NF, SP, SJ — такое соединение букв, полученное эмпирическим путем, фиксирует наиболее яркие и выпуклые различия между людьми четырех типов.

Модель Майерс—Бриггс — концепция, описывающая тонкие психологи­ческие различия людей с помощью четырехбуквенного кода (разнообразное со­четание четырех букв дает 16 психотипов). Представляет собой модифициро­ванные и по-иному трактованные поздние идеи К. Г. Юнга. Добавленная четвер­тая пара функций — результат (Judgment, J) / процесс (Perception, P) — характеризует то, каким образом индивид предпочитает организовывать свою деятельность и деятельность других.

Модель управленческих ролей Базарова — модель, согласно которой про­цесс управления определяется через четыре основных типа задач (управленчес­кие, организаторские, административные, задачи руководства), причем эти за­дачи объединяются общей логикой по принципу «от общего к частному». Для каждого типа задач специально разработан набор качеств (компетенций), ха­рактеризующих способности к их решению.

Модератор — позиция, выполняющая функцию преобразования циркули­рующей в ходе обсуждения информации в более удобную для восприятия и по­нимания форму.

Навык — приобретенная последовательность операций, воспроизводимых автоматически без контроля со стороны сознания. См. также умение.

Наградность — позитивная, действительно заслуженная похвала человека по совершенно конкретному поводу.

Надгрупповые цели — разновидность целей, достижение которых возмож­но только при условии объединения усилий нескольких команд.

 

Непосредственный менеджмент — разновидность управленческих форм, которые не имеют видимых оснований функционирования (они не эксплициро­ваны), а их успех определяется удачностью действий отдельных лиц, свобод­ных от установленных ограничений, как содержательных, так и процедурных. Включает анархию, автократию. См. также опосредованный менеджмент.

Неформальная структура организации — стихийно сложившаяся схема взаимодействия между организационными элементами, а также роль и статус этих элементов, которые образовались де-факто в процессе реальной деятельно­сти компании.

«Низкие» упражнения веревочного курса — ясно сформулированная за­дача на преодоление препятствий, которую предлагается решить группе. Не пре­дусматривают подъема участников на высоту более двух метров над землей. Обычно задание формулируется следующим образом: между пунктами А и Б располагается некоторое препятствие, участники находятся в пункте А, им не­обходимо попасть в пункт Б. См. также «высокие» упражнения веревочного курса.

Нормативные модели командообразования подход к определению ста­дий целенаправленного, искусственного формирования команды, где группо­вые процессы рассматриваются как всецело зависящие от действий, совершае­мых активными агентами изменений (консультантами и руководителями орга­низации). См. также описательные модели командообразования.

Общее (разделяемое) видение — одинаковое и точное понимание устрем­лений друг друга: что каждый из членов команды действительно хочет достичь в будущем и чем он руководствуется при выборе того или иного пути.

Описательные модели командообразования — научно-практические пред­ставления о том, как процесс развития группы происходит «естественным пу­тем», т.е. без намеренного, спланированного и систематического вмешатель­ства в этот процесс со стороны исследователя. См. также нормативные модели командообразования.

Опосредованный менеджмент — разновидность управленческих форм, в которых основания принятия управленческих решений эксплицированы и отде­лены от конкретных персон. Включает аппаратную бюрократию, профессио­нальную бюрократию и командный менеджмент. См. также непосредственный менеджмент.

Опросник Кейрси — опросник, использующийся для диагностики четырех психотипов, составляющих ядро концепции Кейрси (NT, NF, SJ, SP). В русском варианте состоит из 70 вопросов, включает комбинации из двух-трех высказы­ваний, из которых респонденту нужно выбрать более предпочтительное. Не име­ет защиты от социальной желательности (шкалы лжи или других средств кон­троля ответов).

Опросник MBTI — опросник, использующийся для выявления 16 психоти­пов по модели Майерс—Бригге. Состоит из 94 вопросов, включает комбинации из двух-трех высказываний, из которых респонденту нужно выбрать более предпоч­тительное, при этом предполагается выбор не только из законченных предложе­ний, но и из двух альтернативных слов. Не имеет защиты от социальной жела­тельности (шкалы лжи или других средств контроля ответов).

Оптимум игровой мотивации — глубина погружения участников в игру, при которой игровые задачи и проблемы решаются с использованием реального

 

командного потенциала с учетом его возможностей и ограничений, а выигрыш не становится самоцелью.

Организационное условие комплектования команды перемен — требо­вание, согласно которому подавляющее большинство членов команды перемен должны быть представителями узловых подразделений компании и обладать высоким неформальным статусом. См. также кадровое условие комплектования команды перемен.

Организационное функционирование — деятельность, направленная на регулярное поддержание работоспособности компании на ранее запланирован­ном уровне.

Организационные изменения — процесс преобразования привычных и разделяемых сотрудниками ценностей, норм, шаблонов действия, а также тра­диционных способов принятия решений, ставших препятствием для эффектив­ного существования компании.

Планирование первого шага — этап командообразования, на котором про­исходит формирование целереализующей системы, составляется конкретный план-график, распределяются ресурсы, ответственность и сроки исполнения.

Плоские управленческие структуры — структуры, использующиеся при наличии большого числа сотрудников в компании и предполагающие два, мак­симум три иерархических уровня управления.

Подготовка участников к игре — последовательность процедур и меропри­ятий, в ходе которых участники овладевают игровыми ролями, принимают иг­ровые правила, осваивают игровой сюжет и эмоционально вовлекаются в саму игру, переставая замечать игровые условности.

Позиционирование — этап командообразования, на котором определяются места участников в системе деловых и персональных отношений (подчинение, отчетность, ответственность, дистантность) в организационном контексте. См. также макропозиционирование, микропозиционирование, межперсональное пози­ционирование, предметно-функциональное позиционирование.

Положение о команде (Устав) — формальный и легитимный документ, в котором фиксируются основные права и обязанности команды, порядок взаи­модействия с различными структурными подразделениями организации, вклю­чая те, что будут функционировать по отличным от командных принципам. См. также Регламент командной работы.

Понятность цели — характеристика цели, фиксирующая однозначность восприятия всеми членами команды формулировки цели без дополнительных разъяснений и комментариев со стороны ее автора.

Правила игры — базовый элемент игры, обозначающий свод публично объяв­ленных предписаний, исполнение которых обязательно для всех участников игры, включая и ведущего, который, в свою очередь, является гарантом их ис­полнения, безжалостно и последовательно пресекая нарушения.

Предметно-функциональное позиционирование — договоренность о рас­пределении участков работ между участниками команды в соответствии с пер­сональными способностями, интересами и производственной необходимостью.

Премия — компонент системы оплаты труда, который отражает степень дисциплинированности и усердие работника. См. также бонус, тариф.

 

Приверженность — психологическое состояние, которое характеризует вза­имосвязь команды и ее члена и связано с решением по поводу того, продолжать или не продолжать членство в команде.

Проект — уникальная деятельность, в ходе которой создается продукт или услуга при наличии заданных ограничений по времени, денежным средствам и качеству конечного результата.

Проективные методики — методики, направленные на объективацию бес­сознательных слоев психики в символической и метафорической форме. Чело­века помещают в ситуацию, на которую он реагирует в зависимости от того, какое значение для него имеет эта ситуация, какие мысли и чувства она вызыва­ет. Стимул приобретает смысл не в силу объективного содержания, а прежде всего в связи с тем личностным значением, которое придает ему человек. См. также вербальные проективные методики, графические проективные методики.

Профессиональная бюрократия — управленческая форма, которая функ­ционирует на основе системы установленных компетенций и документально подтвержденных квалификаций. Основывается на разграничении зон компе­тенции между людьми, получившими необходимую (и должным образом доку­ментированную) профессиональную подготовку, адекватную этим зонам ком­петенции. В рамках своей компетенции профессионалы руководствуются ком­петентностью и кодексом профессиональной этики.

Профессиональная карьера — сознательный выбор профессионального пути, предполагающий совершенствование знаний, умений, навыков в опреде­ленной профессиональной сфере, подкрепляемое соответствующими диплома­ми, сертификатами, званиями и определенными статусами.

Профессиональные сети — форма организации профессионального сооб­щества, живущего в проектном режиме, как взаимного ресурса.

Профессиональный путь (профессиональная социализация) — процесс включения индивида в пространство профессиональной деятельности, среду профессиональных взаимоотношений, предполагающий активное усвоение, переработку и воспроизводство профессиональных ценностей, норм, правил. См. также профессиональный путь пассивною подчинения, путь профессиональ­ном самоопределения.

Профессиональный путь пассивного подчинения — профессиональный путь, характеризующийся: началом обучения по желанию родителей, плановым обучением но распоряжению руководства, административной карьерой в рам­ках одной профессии. Профессиональная деятельность реализуется по шабло­ну (образцу), который когда-то был скопирован с учителя, что позволяет быстро и в большом количестве решать серийные узкоспециализированные задачи.

Процессуальное консультирование — разновидность консультационной практики, при которой консультант содействует эффективному протеканию груп­повых процессов и процедурных моментов деятельности, а следовательно, эф­фективному выполнению рабочих заданий.

Психологическая контрактация участников — процесс ознакомления уча­стников с письменно зафиксированными нормами и целями групповой работы, которые должны быть добровольно приняты (или не приняты) ими.

Психотип — понятие, введенное К. Г. Юнгом для обозначения основных и устойчивых психологических направлепностей личности, которые разделяют-

 

ся по источнику получения «психологической энергии», но способу восприятия окружающего мира, по принципу принятия жизненно пажпых решений.

Путь профессионального самоопределения профессиональный путь, ха­рактеризующийся высокой мобильностью (географической, профессиональной, социальной), регулярными переходами из одной профессиональном области и дру­гую, участием в проектах различной содержательной паирпиденпостн и и разных функциональных ролях. Профессиональная деятельность осущестиляется на «сты­ках» различных дисциплин, функциональных областей, исегдн проблемно ориен­тирована и требует поиска (конструирования) уникальных решений.

Развивающий потенциал игр — способность игрового метода интенсифи­цировать время, события, социально-психологические процессы и прспращать незаметные в повседневной деятельности мелочи, потом разрушающие коман­ды, в яркие и быстродействующие факторы, влияние которых участники очень быстро начинают замечать. Личностно значимый опыт успехов и неудач ос­мысляется командами как в рамках игры, так и после ее окончания и переносит­ся в практическую деятельность.

Разминки — короткие упражнения или групповые задачи, проводимые для активизации группы в начале или в середине тренинга (после перерывов или в качестве номеров-связок).

Разрывы деятельности — ситуации, когда невозможно действовать тради­ционно принятым образом.

Распределенное информационное лидерство — способ организации ра­боты с информацией, при котором команда определяет круг лиц, ответственных за решение той или иной задачи и представляющих центры сбора и переработки информации, релевантной этим задачам.

Распределенное лидерство — способ управления командой, при котором лидерские функции, в полном объеме выполняемые руководителем иерархичес­ки структурированной организации, распределены и согласованно выполняют­ся несколькими или всеми членами команды.

«Рационализация» — тин сопротивления, предполагающий явные, откры­тые действия, направленные на компрометацию, рациональную критику ново­введений.

Рациональная бюрократия (аппаратная бюрократия, машинная бюрок­ратия) — управленческая форма, в которой принятие решений ре^лируется (опос­редуется) списками правил и инструкций. Служащий несет перед администраци­ей ответственность за строгое соблюдение духа и буквы всех установлений. Кон­тролируется не только и не столько результат, сколько процесс деятельности.

Реалистичность цели — характеристика цели, определяемая как достаточ­ность временных, человеческих, финансовых, информационных и других ресур­сов для достижения поставленной цели.

Регламент командной работы — формальный и легитимный документ, и котором фиксируются процедурные моменты внутрикомандной работы (способ принятия решений, временные рамки совместных акций и пр.). См. также Поло­жение о команде (Устав).

Рефлексивное слушание — разновидность активного слушания, демон­стрирующего внимание к партнеру и понимание его позиции за счет использо­вания парафраза (перефразирования высказывания собеседника при сохрапе-

 

нии основной его мысли), резюмирования, смыслового эха (повторения ключе­вых фраз партнера).

Рефлексия — этап командообразования, на котором участники оценивают выполнение конкретных заданий, анализируют, что мешает и что способствует эффективной работе команды.

Ролевая модель Белбина — описание восьми командных ролей («реализа­тор», «контролер», «мотиватор», «ведущий», «аналитик», «генератор идей», «гар-монизатор», «изыскатель»), каждая из которых вносит свой вклад в успешное функционирование и развитие команды, а все вместе они задают внутреннюю' архитектуру команды. Имеет развитый диагностический и методический ин­струментарий для комплектования, позиционирования и репозиционирования членов существующих команд.

Ролевой профиль команды — набор и степень выраженности ролей, при­сутствующих в команде, определяемые мерой согласованности представлений команды и конкретного ее члена относительно того, какую роль он исполняет.

Ролевой репертуар члена команды — перечень основных и запасных уп­равленческих, групповых, функциональных ролей, которые способен и готов исполнять член команды.

Роль — см. групповая роль, игровые роли, управленческая роль, функциональ­ная роль.

Руководитель реформ — должность, отвечающая за внедрение изменений в конкретном филиале (регионе). Как правило, административно подчиняется директору филиала или руководителю профильного департамента, а функцио­нально — департаменту реформ, который находится в головной компании.

Самодиагностика психотипа — способ определения персонального психо­типа, осуществляемый в групповой форме, когда участники выполняют неболь­шие задания, позволяющие им актуализировать необходимый опыт, после чего им сообщают информацию о психотипах и предлагают выбрать для себя в каж­дой паре одну из двух функций (Е — I, S — N, Т — F, Р — J).

Самоуправляемые команды — группы людей, существующие на постоян­ной (регулярной) основе и уполномоченные принимать решения о планирова­нии, выполнении и оценке своей деятельности.

Система мотивации — один из рычагов управления, предполагающий целе­направленное использование как материальных, так и нематериальных стиму­лов для мобилизации персонала на эффективное решение поставленных задач и усиление приверженности компании. См. также система оплаты труда.

Система оплаты труда — материальный компонент системы мотивации, предполагающий сочетание оснований, размера и различных форм выплаты материального вознаграждения, которые бы соответствовали организационной культуре, управленческой форме, особенностям деятельности компании, а так­же отраслевым и региональным нормам.

Системные архетипы — зафиксированные П. Сенге стереотипные, регу­лярно возникающие в большинстве организаций решения, которые не осозна­ются в качестве таковых. Дают язык, позволяющий команде описать традици­онные способы своей работы, которые некритичным образом могут быть пере­несены в ситуацию согласования видений.

Ситуационно-поведенческие тесты — краткие стандартизованные оценоч­ные процедуры, в которых заданные качества эксперты оценивают по поведе-

 

нию человека в проблемных ситуациях. Методическое обеспечение включает описание тестовых процедур, поведенческих индикаторе» для каждого на диаг­ностируемых психотипов, а также бланки наблюдения, бланки оценок и руко­водство для наблюдателей.

Скрытое сопротивление — внутреннее несогласие с нововведениями, кото­рое проявляется косвенным, незаметным образом и прикрывается ипеипшм их признанием. Разновидности: «аморфность», «избегание». См. также явное со­противление.

Сложность цели — характеристика цели, фиксирующая составленное!!) («сложенность») из нескольких целей, взаимоограничивающих друг друга. См. также трудность цели.

Служебная карьера (административная карьера) сознательный выбор профессионального пути, предполагающий повышение по уровням иерархии управления.

Событийный шок — критический переизбыток впечатлений, эмоций, по­вой информации, полученных участником в ходе игры, существенно затрудня­ющий рациональное осмысление приобретенного опыта и перенесение его» практическую деятельность.

Согласование видений — процесс выработки общего (разделяемого) виде­ния, предполагающий поэтапное согласование представлений членов команды относительно персональных видений друг друга. Направлен на подготовку уча­стников к самоопределению и выбору, в результате которого либо возникает общее видение, либо часть членов команды осознают, что их индивидуальные интересы, ценности (идеалы) являются для них более значимыми, чем членство в команде.

Сопротивление — см. инструментальное сопротивление, скрытое сопротив­ление, эмоциональное сопротивление, явное сопротивление.

Социальная карьера — сознательный выбор профессионального пути, а основе которого лежит стремление человека к расширению возможностей уста­новления межличностных отношений с широким кругом влиятельных лиц it организации и за ее пределами, стремление приобрести уважение и авторитет.

Социометрия — методика, направленная на выявление неформальной структуры группы — межличностных связей и неформального статуса каждого ее члена.

Статус — позиция индивида в социальной структуре, предполагающая оп­ределенные права и обязанности. Формальный статус определяется объемами делегированных полномочий в рамках должности, которые подтверждл I ы соот­ветствующими регламентирующими документами. Неформальный статус мерой личного влияния, которое отдельный сотрудник может оказывать па пер­сонал организации, не имея на это официальных полномочий.

Стратегические игры — разновидность игр, в которых моделируется пол­ный цикл разработки и воплощения какого-либо продукта на отвлеченном мате­риале, не связанном с профессиональной деятельностью играющих команд. См. также деловые игры, коммуникативные игры.

Стратегия — совокупность главных целей команды (и / или организации) и основных способов их достижения.

Структура организации — см. неформальная структура организации, фор­мальная структура организации.

 

Структурированный менеджмент — подход к управлению, основанный на жестком разграничении полномочий и ответственности отдельных лиц.

Супервайзер — позиция, выполняющая функцию надзора и отслеживания соблюдения членами команды определенных правил.

Сыгровка — см. тренинг командной сыгровки.

Сюжетно-динамические игры — разновидность игр, где сюжет обеспечи­вает содержательную связанность всего дня, а отдельные блоки представляют собой задачи-квесты, решение которых позволяет перейти к решению следую­щих задач и т.д., вплоть до достижения общей цели, которая может быть достиг­нута только при условии сложения усилий различных команд.

Тариф — компонент системы оплаты труда, который отражает квалифика­цию или компетентность работника и представляет цену работника на рынке труда. См. также бонус, премия.

Темпоритм организации — внутреннее время компании, которое обуслов­лено ситуацией функционирования. Течет гораздо медленнее, чем субъективное время команды перемен, которая живет в проектном, инновационном режиме. Во многом благодаря большой разнице данных темпоритмов становится воз­можным внедрение нововведений.

Технология Центра оценки — осуществление оценки в процедурах, имити­рующих реальную деятельность, что повышает надежность полученных дан­ных по сравнению с результатами традиционного тестирования. Заключение дается на основании эффективности действий человека в условиях, прибли­женных к будущей деятельности (управленческой, командной).

Типологический подход к описанию личности — научные представления об устойчивых личностных предрасположенностях, которые могут быть непро­тиворечивым образом сгруппированы по одному или нескольким общим осно­ваниям.

Транзитивная команда -- высший орган управления организационными изменениями, создаваемый на временной основе и включающий первых лиц компании. Рассматривает проекты организационных изменений, принимает окончательное решение об их внедрении и поддержании этого процесса админи­стративно — распоряжениями, приказами, положениями и т.п.

Транспрофессионал — человек, берущийся за решение уникальных про­блем, не имея соответствующей профессиональной подготовки, при этом спе­циалистов, которые бы конкретно разбирались в этих проблемах и могли бы предложить отработанные пути их решения, в принципе не существует. Вынуж­ден самостоятельно «проникать» в разные профессиональные области, но только для того, чтобы отыскать решение уникальной проблемы. См. также дилетант.

Тренинг командной сыгровки — технология командообразования, состоя­щая из различных видов специализированных тренингов, процедур, упражне­ний, решающих задачи преодоления проблем, характерных для той или иной стадии развития команды.

Тренинг навыков (умений) — технология командообразования, предпола­гающая обучение конкретным техникам организации командной работы. Мо­жет использоваться не только в реально действующих группах, но и в условиях наборного тренинга, поскольку социоэмоциональная сторона отношений здесь имеет вторичное значение.

 

Трудность цели — характеристика цели, определяемая как интенсивность труда и усилий, направленных на преодоление возникающих препятствии, ко­торые требуются от человека для достижения поставленной цели. См. также сложность цели.

Увлеченность — игровое состояние, когда азарт становится нсдущоп эмо­цией, а участник мотивирован выиграть любой ценой, невзирая на правила и роли. См. также включенность, вовлеченность.

Угрозы раскола команды — см. внешние угрозы раскола команды, (шцтрсп-ние угрозы раскола команды.

Узловые отделы — структурные единицы, наиболее активно включенные во внутриорганизационное взаимодействие по сбору, передаче и согласованию информации.

Умение — приобретенная последовательность операций, воспроизведение которых подвержено сознательному контролю. См. также навык.

Управление вниманием и смыслами — группа компетенций командного лидера, связанная с использованием коммуникативных техник, способствую­щих восприятию, пониманию и принятию тех сообщений, заявлений и коммен­тариев, которые делает лидер.

Управление групповыми процессами — группа компетенций командного лидера, связанная с эффективной организацией групповых обсуждений про­блем и процесса принятия совместных решений.

Управление обратной связью — группа компетенций командного лидера, связанная с конструктивным использованием наградное™ и критики.

Управление проектами — область менеджмента, охватывающая те сферы производственной деятельности, в которых создание продукта или услуги реа­лизуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных ме­роприятий при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристи­кам ожидаемого результата.

Управленческая роль — совокупность ожиданий группы от поведения уча­стника относительно выполняемых им основных управленческих функций, а также персональная способность и готовность к их выполнению.

Управленческая форма (по Т. Ю. Базарову) — описательная характеристи­ка способа принятия управленческих решений.

Упражнения на формирование и развитие доверия в группе класс уп­ражнений, в рамках которых участник совершает некоторые несложные физичес­кие действия, требующие страховки со стороны группы. Запускают пласт работы с групповыми нормами (внимательное отношение к каждому, индивидуальная и групповая ответственность, индивидуальный выбор, делать или не делать уп­ражнение, безраздельное внимание, направленное на внутригрупповой процесс).

Фасилитатор — член команды, в чьи функции входит процессуальное со­провождение («облегчение») процессов принятия совместного решения.

Формальная структура организации — официально заданная схема взаи­модействия между организационными элементами, а также роль и статус этих элементов, которые регламентированы соответствующими приказами, распо­ряжениями, положениями, инструкциями и т.п.

 

Функциональная роль — совокупность ожиданий группы от поведения участника, которые определяются предметным содержанием выполняемой им деятельности (финансовой, маркетинговой, производственной и т.п.).

Функционально-ролевой конфликт — столкновение персональных инте­ресов участников команды относительно распределения различных участков работ.

Функционирование — см. организационное функционирование.

Харизматическое господство — понятие, введенное М. Вебером и обозна­чающее способ влияния лидера на последователей. Харизматический вождь претендует на исключительность, а те, кто вступает под его влияние, отбрасы­вают свое прежнее отношение к окружающим. Если люди теряют смысл и ори­ентиры жизни, вождь претендует решить кризис смысла. Такие типы господ­ства возникают в чрезвычайных, кризисных ситуациях.

Хэппининг — технология командообразования, предполагающая подготов­ку и проведение какого-либо эмоционально насыщенного мероприятия (напри­мер, съемка и конкурс корпоративных видеороликов, подготовленных сотруд­никами), основная цель которого — создать позитивно окрашенный и сплачи­вающий совместный опыт.

Цель — образ будущего результата деятельности. См. также конкретность цели, понятность цели, сложность цели, трудность цели.

Ценность — любой предмет (материальный или идеальный) либо инсти­тут, в отношении которого индивид или группа занимают позицию оценки, при­писывая ему важную роль в своей жизни, и стремление к обладанию которым ощущают как необходимость.

Центр оценки — см. технология Центра оценки.

Экспериенциальное научение — общая модель организации и проведения тренингов, предписывающая необходимость прохождения четырех фаз: созда­ние опыта, отстранение, концептуализация и планирование новых действий.

Эмоциональное сопротивление — индивидуальное или групповое прояв­ление негативных переживаний, страхов, недовольства, выражение которых становится самоцелью. Находясь в аффективном состоянии, сотрудники забы­вают о цели сопротивления (не допустить нововведения или изменить их смысл) и начинают сопротивляться ради самого процесса. Разновидности: «аморф­ность», «возмущение». См. также инструментальное сопротивление.

Эмпатическое (соучаствующее) слушание — разновидность активного слушания, предполагающая подстройку к собеседнику по позе, дыханию, а так­же использование кивков головой, поддакивания для демонстрации внимания к партнеру и его сообщению.

Явное сопротивление — публичное непринятие организационных преоб­разований и открытая демонстрация соответствующего поведения. Разновидно­сти: «возмущение», «рационализация». См. также скрытое сопротивление.

360-градусная обратная связь — получение сотрудником информации о мере успешности своей деятельности от руководства, подчиненных, коллег, внеш­них партнеров и самого себя.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие........................................................................................................... 3

Введение................................................................................................................... 5

Глава 1. ЭТАПЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ............................................... 12

Модели командообразования: общая характеристика................... 12

Стадии и процессы командообразования........................................... 14

Комплектование / переукомплектование.......................... '........... 16

Знакомство / углубление знакомства............................................. 18

Институциализация............................................................................ 20

Формирование общего видения...................................................... 21

Позиционирование / перепозиционирование............................ 22

Планирование — исполнение — рефлексия.............................. 28

Вопросы для обсуждения.......................................................................... 30

Глава 2. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ГРУПП:

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД................................................................ 31

Особенности деятельности проектных групп.................................... 31

Принцип максимальной гетерогенности.............................................. 40

Юнгианская типология как основа комплектования проектных групп............. 42

Диагностика психотипа............................................................................. 49

Вопросы для обсуждения.......................................................................... 54

Глава 3. КОМПЛЕКТОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМАНД:

РОЛЕВЫЕ ПОДХОДЫ.............................................................................. 55

Ролевые подходы: общая характеристика......................................... 56

Концепция командных ролей Р. М. Белбина..................................... 59

«Колесо команды» Марджерисона—МакКенна................................. 68

Модель управленческих ролей Т. Ю. Базарова................................. 72

Вопросы для обсуждения.......................................................................... 81

Глава 4. ТРЕНИНГ КОМАНДНОЙ СЫГРОВКИ:

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДНОГО ДУХА............................................. 83

Приверженность команде: групповая сплоченность........................ 85

Групподинамический тренинг: веревочный курс............................... 87

Упражнения-разминки....................................................................... 88

Низкие упражнения: работа с нормами и правилами............. 91

Высокие упражнения: упражнения со страховкой..................... 97

Завершение веревочного курса: создание прецедента

полной и безусловной победы...................................................... 101

Сюжетно-динамические игры................................................................ 102

Вопросы для обсуждения....................................................................... 103

 

Глава 5. ПОДГОТОВКА КОМАНДНЫХ ЛИДЕРОВ................................... 104

Программа-минимум................................................................................ 104

Управление вниманием и смыслами........................................... 105

Управление групповыми процессами........................................ 106

Диагностическая компетентность..............................


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: