Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения

Неделя Кол.час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
1-6     1-2     3-4   5-6     7-12   7-9     10-12   13-18   13-15     16-18                                               Модуль 1. История политических и правовых учений как наука. Политическая и правовая мысль Древнего мира и Средних веков Лекция «Место и роль истории политических и правовых учений в системе других наук» 1.Объект и предмет истории политических и правовых учений, изменение их объема и содержания в историческом времени. 2.Структура политико-правового учения, ее теоретического содержания, политико-правовой аксиологии и идеологии. 3. Периодизация изучения истории политических и правовых учений как важнейшая методологическая проблема, соотношение в ней историко-хронологического и общественно-формационного подходов. 4. Логика развертывания содержания, структура и задачи курса «Истории политических и правовых учений» в системе высшего юридического образования. Лекция «Особенности политико-правовых учений в Древнем мире» 1. Причины появления и особенности политической мысли на Древнем Востоке. Основные течения политико-правовой мысли в Древнем Китае и их борьба. 2. Зарождение, особенности и основные линии борьбы политико-правовой мысли в Древней Греции. Сравнительный анализ проектов идеального государства Платона и Аристотеля. 3. Зарождение и общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме. Государственно-правовые взгляды Цицерона. 4. Политические идеи раннего христианства. Учение Аврелия Августина о двух градах, о взаимоотношениях церкви и государства, о свободе воли человека. Лекция «Специфика политико-правовой мысли Западной Европы в период Средневековья» 1. Основные черты и направления политико-правовой мысли Западной Европы в средние века. Победа теологической парадигмы. Светские идеи во взглядах на государство и право. 2. Христианская политическая мысль. Учение Фомы Аквинского о происхождении государства, его формах, об элементах государственной власти, соотношении церкви и государства, о природе права, видах законов и критериях их классификации. 3. Политическое учение Марсилия Падуанского. Критика им теологической концепции государства и права, учение о народном суверенитете. Модуль 2. Политическая и правовая мысль Запада в эпохи Возрождения и буржуазных революций   Лекция: «Проблемы политической и правовой мысли эпохи Возрождения и Реформации в Западной Европе» 1. Общая характеристика политической мысли Возрождения, Становление юридического мировоззрения и светской парадигмы политико-правовых учений. 2. Политическое учение Н.Макиавелли: новый подход к пониманию политики, ее роли и средств. Соотношение политики и морали, права и силы. Новая трактовка наилучшей формы государства. Макиавеллизм и его историческая судьба. 3. Ж. Боден о суверенитете государственной власти, его пределах, о формах государства, роли и задачах представительного органа. 4. Основные направления политико-правовой идеологии Реформации. Лютеранство и кальвинизм: общее и особенное в воззрениях на государство и право.   Лекция: «Основные направления политико-правовой мысли стран Западной Европы в эпоху буржуазных революций». 1. Становление политико-правовой идеологии буржуазии как теоретического обоснования необходимости революционного перехода к новому общественно-политическому строю. Развитие буржуазного юридического мировоззрения. Формирование теории естественного права. 2. Политические и правовые учения в Голландии в XVII веке. Отражение победившей нидерландской революции в учении Г.Гроция. Учение Б.Спинозы о естественном и положительном праве, его особенности. 3. Основные направления политической и правовой мысли в период Английской революции XVII века. Либеральная концепция естественного права и договорного происхождения государства Д.Локка, ее отличие от соответствующего учения Т. Гоббса, связь возникновения государства с процессом образования частной собственности. 4. Общая характеристика политической мысли французского просветительства. Понятие политической и гражданской свободы индивидов в учение Ш.Монтескье о государстве и праве. Географические факторы и их роль в определении формы государства и «духа законов». Новые подходы к обоснованию разделения властей. Теория народного суверенитета и его гарантий в политико-правовом учении Ж.Ж.Руссо.   Модуль 3. Особенности политико-правовой мысли в странах Западной Европы и США в XIX-XX веках Лекция «Особенности политико-правовой мысли в странах Западной Европы в XIX веке». 1. Основные направления и общая характеристика политико-правовой мысли Запада в XIX веке. Базовые идеи либерализма как главного направления буржуазной политической и правовой мыли первой половины XIX века. 2. Основные направления в теории права. Юридический позитивизм. Неокантианские теории права. Социологическое направление в юриспруденции. Учение Р.Иеринга об истории развития права, этапах борьбы за него и об условиях завершения этого процесса. 3. Политико-правовые проблемы в социалистических учения. Марксистское политико-правовое учение. К.Маркс и Ф.Энгельс о классовом характере политики, государства и права, об их экономической обусловленности, происхождении и сущности. Типология государства и права, роль революции в переходе от одного типа к другому, обосновании идеи диктатуры пролетариата. Проблемы государства и права в других социалистических теориях. Ф.Лассаль о сущности и этапах развития государства и права, отношение к собственности, к революции и реформам, идея всеобщего избирательного права и социального государства. 4. Проблемы государства и права в социологических теориях. Г.Спенсер об эволюции политико-правовых форм, о военном и промышленном типах общества, государства и права. Теория насилия Л.Гумпловича. Особенности политико-правовых идей Э.Дюркгейма.   Лекция: «Современные политические и правовые учения в Западной Европе и Северной Америке». 1. Основные направления и школы политико-правовой мысли XX века: традиции и новации. 2. Школа «свободного права». Взгляды Е.Эрлиха. Социологические концепции права. Р.Паунд, Ж.Гурвич. «Реалистическая» теория права. К. Ллевеллин, Д.Фрэнк. 3. Теория «возрожденного естественного права». Учение о правовом дуализме. Неотомистская философия права Ж.Маритена. 4. Нормативистсткое направление в учении о праве. «Чистая» теория права Г.Кельзена. Неокантианские мотивы в методологии Кельзена. Ступенчатая с структура права и роль в ней основной нормы.       М, Д, ПБ     М, Д, П   М, Д, П   М, Д, П     М, Д, П   М, Д, П   М, Д, П   ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14   ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14     ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14     ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14   ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14     ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14     ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14  
      Практические занятия Лабораторные занятия Семинары    
1-6     1-2     3-4   5-6     7-12   7-9     10-12   13-18   13-15     16-18                                   Модуль 1. История политических и правовых учений как наука. Политическая и правовая мысль Древнего мира и Средних веков   Семинар «Место и роль истории политических и правовых учений в системе других наук» 1.Объект и предмет истории политических и правовых учений, изменение их объема и содержания в историческом времени. 2.Структура политико-правового учения, ее теоретического содержания, политико-правовой аксиологии и идеологии. 3. Периодизация изучения истории политических и правовых учений как важнейшая методологическая проблема, соотношение в ней историко-хронологического и общественно-формационного подходов. 4. Логика развертывания содержания, структура и задачи курса «Истории политических и правовых учений» в системе высшего юридического образования.   Семинар «Особенности политико-правовых учений в Древнем мире» 1. Причины появления и особенности политической мысли на Древнем Востоке. Основные течения политико-правовой мысли в Древнем Китае и их борьба. 2. Зарождение, особенности и основные линии борьбы политико-правовой мысли в Древней Греции. Сравнительный анализ проектов идеального государства Платона и Аристотеля. 3. Зарождение и общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме. Государственно-правовые взгляды Цицерона. 4. Политические идеи раннего христианства. Учение Аврелия Августина о двух градах, о взаимоотношениях церкви и государства, о свободе воли человека.   Семинар «Специфика политико-правовой мысли Западной Европы в период Средневековья» 1. Основные черты и направления политико-правовой мысли Западной Европы в средние века. Победа теологической парадигмы. Светские идеи во взглядах на государство и право. 2. Христианская политическая мысль. Учение Фомы Аквинского о происхождении государства, его формах, об элементах государственной власти, соотношении церкви и государства, о природе права, видах законов и критериях их классификации. 3. Политическое учение Марсилия Падуанского. Критика им теологической концепции государства и права, учение о народном суверенитете.     Модуль 2. Политическая и правовая мысль Запада в эпохи Возрождения и буржуазных революций Семинар: «Проблемы политической и правовой мысли эпохи Возрождения и Реформации в Западной Европе» 1. Общая характеристика политической мысли Возрождения, Становление юридического мировоззрения и светской парадигмы политико-правовых учений. 2. Политическое учение Н.Макиавелли: новый подход к пониманию политики, ее роли и средств. Соотношение политики и морали, права и силы. Новая трактовка наилучшей формы государства. Макиавеллизм и его историческая судьба. 3. Ж. Боден о суверенитете государственной власти, его пределах, о формах государства, роли и задачах представительного органа. 4. Основные направления политико-правовой идеологии Реформации. Лютеранство и кальвинизм: общее и особенное в воззрениях на государство и право.   Семинар: «Основные направления политико-правовой мысли стран Западной Европы в эпоху буржуазных революций». 1. Становление политико-правовой идеологии буржуазии как теоретического обоснования необходимости революционного перехода к новому общественно-политическому строю. Развитие буржуазного юридического мировоззрения. Формирование теории естественного права. 2. Политические и правовые учения в Голландии в XVII веке. Отражение победившей нидерландской революции в учении Г.Гроция. Учение Б.Спинозы о естественном и положительном праве, его особенности. 3. Основные направления политической и правовой мысли в период Английской революции XVII века. Либеральная концепция естественного права и договорного происхождения государства Д.Локка, ее отличие от соответствующего учения Т. Гоббса, связь возникновения государства с процессом образования частной собственности. 4. Общая характеристика политической мысли французского просветительства. Понятие политической и гражданской свободы индивидов в учение Ш.Монтескье о государстве и праве. Географические факторы и их роль в определении формы государства и «духа законов». Новые подходы к обоснованию разделения властей. Теория народного суверенитета и его гарантий в политико-правовом учении Ж.Ж.Руссо.   Модуль 3. Особенности политико-правовой мысли в странах Западной Европы и США в XIX-XX веках   Семинар «Особенности политико-правовой мысли в странах Западной Европы в XIX веке». 1. Основные направления и общая характеристика политико-правовой мысли Запада в XIX веке. Базовые идеи либерализма как главного направления буржуазной политической и правовой мыли первой половины XIX века. 2. Основные направления в теории права. Юридический позитивизм. Неокантианские теории права. Социологическое направление в юриспруденции. Учение Р.Иеринга об истории развития права, этапах борьбы за него и об условиях завершения этого процесса. 3. Политико-правовые проблемы в социалистических учения. Марксистское политико-правовое учение. К.Маркс и Ф.Энгельс о классовом характере политики, государства и права, об их экономической обусловленности, происхождении и сущности. Типология государства и права, роль революции в переходе от одного типа к другому, обосновании идеи диктатуры пролетариата. Проблемы государства и права в других социалистических теориях. Ф.Лассаль о сущности и этапах развития государства и права, отношение к собственности, к революции и реформам, идея всеобщего избирательного права и социального государства. 4. Проблемы государства и права в социологических теориях. Г.Спенсер об эволюции политико-правовых форм, о военном и промышленном типах общества, государства и права. Теория насилия Л.Гумпловича. Особенности политико-правовых идей Э.Дюркгейма.   Семинар: «Современные политические и правовые учения в Западной Европе и Северной Америке». 1. Основные направления и школы политико-правовой мысли XX века: традиции и новации. 2. Школа «свободного права». Взгляды Е.Эрлиха. Социологические концепции права. Р.Паунд, Ж.Гурвич. «Реалистическая» теория права. К. Ллевеллин, Д.Фрэнк. 3. Теория «возрожденного естественного права». Учение о правовом дуализме. Неотомистская философия права Ж.Маритена. 4. Нормативистсткое направление в учении о праве. «Чистая» теория права Г.Кельзена. Неокантианские мотивы в методологии Кельзена. Ступенчатая с структура права и роль в ней основной нормы.     Д, Э, И     Д, Э, И   Д, Э, И   Д, Э, И     Д, Э, И   Д, Э, И   Д, Э, И     ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14   ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14     ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14     ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14   ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14     ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14     ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14    

2.2. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Компетенции
    1-18   1-18   1-18               Самостоятельное изучение отдельных тем курса: Школы даосизма, моизма и легизма в истории политической и правовой мысли Древнего Китая Буддизм в контексте политико-правовой идеологии Древней Индии Развитие демократических учений в Древней Греции. Старшие софисты. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств Политические и правовые учения римских стоиков. Политические и правовые идеи первоначального христианства Политико-правовые идеи средневековых ересей Средневековые юристы Политические идеи тираноборцев. Взгляды Этьена де Ла Боэси Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции 1640-1649 гг. Политико-правовая программа Вольтера Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции Проблемы государства и права в документах «Заговора во имя равенства» Традиционализм Э.Берка Теория «надклассовой монархии» Л.Штейна Эволюция юридического позитивизма во второй половине XIX века Политико-правовое учение Ф.Ницше Политическое и правовое учение М.Ориу Политическое и правовое учение Э.Дюркгейма Учение М. Вебера о государстве и праве Правовое учение Ж. Гурвича   Тематика рефератов: Методологические проблемы истории политических и правовых учений Периодизация истории политических и правовых учений Общее и особенное в политико-правовой идеологии Индии и Китая Сравнительный анализ политико-правовой идеологии конфуцианства и легизма в Древнем Китае Эволюция политико-правовой мысли в Древней Индии: от брахманизма к буддизму Учение Конфуция о государстве и современность Эволюция политико-правовой идеологии Древней Греции: от раннего периода до эллинистической эпохи Особенности политико-правовой мысли Древней Греции в период расцвета (V- первая половина IV века до н.э.) Сравнительный анализ политико-правовых учений Платона и Аристотеля Влияние греческих политико-правовых учений на политико-правовую мысль Древнего Рима Эволюция политико-правовой идеологии первоначального христианства (I – IV вв. н.э.) Общая характеристика политико-правовой мысли Западной Европы в эпоху средневековья Общее и особенное в политико-правовых учениях Ф.Аквинского и М.Падуанского Особенности политико-правовой идеологии эпохи Возрождения Проблемы и противоречия в учении о государстве и политике Н.Макиавелли Сравнительный анализ «Утопии» Т.Мора и «Города солнца» Т. Кампанеллы Г.Гроций как основоположник науки международного права Образ государства Т.Гоббса Концепция законности Д. Локка Общее и особенное в политико-правовых учениях Т.Гоббса и Д.Локка Вольтер как представитель школы естественного права Классификация форм правления государства Ш.Монтескье Значение идей Ж.Ж.Руссо для развития политической и правовой мысли Либерализм как базовая политическая идеология Западной Европы в XIX веке: общая характеристика. Логические основания политического и правового учения представителей исторической школы права Юридический позитивизм XIX века: возникновение и развитие. Учения о государстве и праве в социологических концепциях: на примере О.Конта и Г.Спенсера Политическое и правовое учение и программа социальной демократии (Ф. Лассаль). Становление и развитие идеологии анархизма Логические основания марксистского политического и правового учения Взгляды Ф.Энгельса на государство: его сущность, происхождение, признаки (по работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства») Учение о государстве и праве в идеологии большевизма Концепция «живого права» в западной политико-правовой мысли начала XX века Проект позитивной организации общества Л.Дюги Институционалистская концепция права Психологическая теория права в политико-правовой мысли начала XX века (на примере Л.И. Петражицкого) Социологическая юриспруденция в американской политико-правовой мысли     Усвоение текущего учебного материала     Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента       ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14     ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14     ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14   ОК-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12, ПК-14  

2.3. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения Часы
1. Деловые и ролевые игры Занятие по теме «Политическая и правовая мысль Древней Греции» в форме деловой игры «Сравнительный анализ политико-правовых учений Платона и Аристотеля». Краткое описание ситуации. Студенты делятся на две группы. Одни отстаивают точку зрения Платона, другие – Аристотеля, выдвигая аргументы в защиту тезисов одного из рассматриваемых греческих философов.  
2. Разбор конкретных ситуаций Решение практических задач по темам семинарских занятий. 1) Определите основные этапы и содержание эволюции развития теории народного суверенитета с XIV по XVIII в 2) Определите отличия в политико-правовых программах Северного и Южного обществ декабристов 3) Произведите сравнительный анализ политических взглядов О. Конта и К. Маркса  
3. Использование информационных ресурсов и баз данных Электронные тесты по дисциплине «История политических и правовых учений», составленные доцентом кафедры теории и истории права и государства Самыгиным П.С. для студентов юридического факультета  
4. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Электронная лекция. Тема «Политическая и правовая мысль Древней Греции».  
5. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ При разработке рабочей программы дисциплины учтены: Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений: Учебное пособие, Вып. 1. – М.: 1996. Вып. 2 – М.: 1996. Вып. 3. – М.: 2000. Борисов Л.П. История политических и правовых учений: Учебное пособие. – М.: 2000. Власов В.И. История политических и правовых учений: Учебное пособие для высших учебных заведений – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Графский В. Г., Золотухина Н.М., Мамут В.С., Нерсесянц В.С., Сюкияйнен Л.Р. История политических и правовых учений. М., 2008. История политических и правовых учений: Учебник для юридических вузов и факультетов /Под общей ред. д.ю.н. В.С. Нерсесянца. Издание 5-е, переработанное и дополненное. М.: 2009. История политических и правовых учений: Учебник /отв. редактор В. В. Лазарев, М.: 2008. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. /Под общей ред. О.Э. Лейста. – М.: 2006. История политических и правовых учений: Хрестоматия /Под ред. О.Э. Лейста. – М.: 2000. История политико-правовых учений: Учебное пособие./Под ред. Хорошилова А.Н. – М.: 2001. Малахов В.П. История политических и правовых учений: Хрестоматия. – М.: 2000. Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. М.: 2007. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. Учебник. М.: 2005.  
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Использование активных методов обучения: блиц-опрос, мозговой штурм, работа в малых группах на семинарских занятиях: Творческие задания: - составление схем «Периодизация истории политических и правовых учений», «Различия первого и второго проектов идеального государства Платона», «Отличия политических и правовых взглядов Фомы Аквинского от правовых взглядов Аристотеля», «Проекты идеальных государств Платона и Т. Мора», «Политические и правовые взгляды Б. Спинозы и Т. Гоббса», «Отличия в программах Северного и Южного обществ», «Теория разделения властей Б. Констана», «Сравнение политических взглядов О. Конта и К. Маркса», «Типы легитимности по М. Веберу», «Сравнение двух школ правопонимания (юридический позитивизм и правовой реализм)», 3) Блиц-опрос по основным терминам и определениям темы «История политических и правовых учений как наука. Политическая и правовая мысль Древнего мира и Средних веков»  
7. Другие Диспутна тему «Преступления, причины их совершения». Краткое описание темы для диспута В истории человечества к вине как признаку преступления было неоднозначное отношение. На сей счет существует несколько теорий. Биологическая теория. В XIX в тюремный врач Ч. Ломброзо сделал вывод, что преступление – это такое же естественное для человека явление, как смерть или рождение. Преступник генетически запрограммирован на совершение преступления. Поэтому он не виноват, такова уж его судьба. К данным лицам, по его мнению, надо применять уголовно-хирургические меры. Не дожидаясь, пока потенциальный преступник раскроет себя, его можно и нужно обезвредить и без какой-либо с его стороны вины. Социологическая теория. Она получила распространение в началеXX в. Согласно этой теории, предпосылкой совершения преступлений является социальное положение лица, принадлежность к тому или иному классу. Поэтому допускалось уничтожение людей по классовому признаку как потенциальных преступников; так было в России в первые два десятилетия после установления советской власти. Согласно классической теории уголовного права, наказание без вины невозможно. Таким образом, если человек не мог или не должен был предвидеть наступление вредных последствий своего деяния, то какими бы страшными ни были эти последствия, об уголовной ответственности не может быть и речи. Студентам ставится для обсуждения следующий вопрос: «Какая теория, на ваш взгляд, более правильная и почему?»  

3. Средства обучения

3.1. Информационно-методические

Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре
Основная литература:
1. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений: Учебное пособие, Вып. 1. – М.: 1996. Вып. 2 – М.: 1996. Вып. 3. – М.: 2000. – 880с. Борисов Л.П. История политических и правовых учений: Учебное пособие. – М.: 2000. - 440с Власов В.И. История политических и правовых учений: Учебное пособие для высших учебных заведений – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 420с. Графский В. Г., Золотухина Н.М., Мамут В.С., Нерсесянц В.С., Сюкияйнен Л.Р. История политических и правовых учений. М., 2008. – 450с. История политических и правовых учений: Учебник для юридических вузов и факультетов /Под общей ред. д.ю.н. В.С. Нерсесянца. Издание 5-е, переработанное и дополненное. М.: 2009. – 464с. История политических и правовых учений: Учебник /отв. редактор В. В. Лазарев, М.: 2008. – 440с. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. /Под общей ред. О.Э. Лейста. – М.: 2006. – 620с. История политических и правовых учений: Хрестоматия /Под ред. О.Э. Лейста. – М.: 2000. - - 512с. История политико-правовых учений: Учебное пособие./Под ред. Хорошилова А.Н. – М.: 2001. – 526с. Малахов В.П. История политических и правовых учений: Хрестоматия. – М.: 2000. – 548с. Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. М.: 2007. – 420с. Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. Учебник. М.: 2005. – 356с. История политических и правовых учений, 100 экзаменационных ответов: Под ред. Самыгина П.С. Ростов, 2009. – 224с. История политических и правовых учений. Экзаменационные ответы, под ред. Самыгина П.С. Ростов. 2003. – 246с. История политических и правовых учений, Учебник под ред. О.В. Мартышина. М.: 2004. – 560с.                 -    
    Дополнительная литература:    
  Баскин Ю.Я. Очерки истории политических учений. – Л. 1991. – 454с. Гурвич Л. Д. Философия и социология права – СПб., 2004. – 568с. Еллинек Г. Общее учение о государстве – СПб.: 2004. – 440с. История политических и правовых учений: Древний мир. – М.: 1998. – 562с. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. – М.: 1998. – 546с. История политических и правовых учений: XVII-XVIII. – М.: 1998. – 524с. История политических и правовых учений: XIX в. – М.: 1993. – 520с. История политических и правовых учений: ХХ в. – М.: 1995. – 630с. Кистяковский Б. А. Философия и социология права – СПб.: 1998. – 380с. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб., 1993. – 368с. Петражицкий Л. И. Теории права и государства. – СПб.: 2000. – 460с. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1, 2. – М.: 1992. – 860с. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: 1997. – 620с. Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России, М.: 1999. – 380с. История политических и правовых учений России XI-XX в.в., И.А. Исаев, И.М. Золотухина. М.: 1995. – 460с. - -        

3.2. Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
Ауд. 201-203*, 305* Компьютеры обучающее, контролирующее
Ауд. 103*, 301*, 311*, 307* Интерактивная доска StarBoard Ауд. 203, Экраны для демонстрации слайдов, просмотра видеолекций     обучающее
  Информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант», «Кодекс» обучающее
Ауд. 305* Электронные лекции и тесты из базы данных медиатеки обучающее
Ауд. 305* Доступ к интернет-ресурсам обучающее
Ауд. 405* Макеты и наглядные пособия методического кабинета кафедры Теории и истории права и государства обучающее

4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1.   Тест по Модулю 1. История политических и правовых учений как наука. Политическая и правовая мысль Древнего мира и Средних веков 1.История политических и правовых учений изучает: 1) закономерности исторически возникающего и теоретически развивающегося знания о праве и государстве; 2) историю цивилизаций 3) закономерности смены одного исторического типа государства другим 4) историю общественно-экономических формаций 2.История политических и правовых учений изучает: 1) историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, политике, праве, морали; 2) историю возникновения общества и государства; 3) историю возникновения и развития политики и права; 4) историю возникновения и развития типов государства 3.Исторически первая форма познания политики и права была… 1) философская трактовка; 2) религиозно-мифологическая трактовка; 3) юридическая трактовка; 4) нормативистская трактовка. 4.Патерналистские представления о государстве были распространены в политико-правовых теориях: 1) в теориях раннего христианства; 2) в теориях Нового времени; 3) в теориях Древнего Китая и Древней Индии; 4) в теориях позднего христианства 5.Древневосточный мыслитель - основоположник теории насилия, объясняющей происхождение государства… 1) Конфуций 2) Мо-цзы 3) Шан Ян 4) Шэнь Бу-хай 6.Стали впервые различать право и закон в государстве: 1) Древнего Египта 2) Древнего Китая 3) Древней Индии 4) Древней Греции 7. Определение государства как общего дела народа принадлежало… 1) Платону 2) Аристотелю 3) Цицерону 4) Ульпиану 8. Платон выделял формы правления… 1) монархию, демократию, политию; 2) аристократию, охлократию, олигархию; 3) монархию, аристократию, демократию; 4) монархию, республику, политию 9. Аристотель подразделял формы правления на «правильные» и «неправильные» по критерию… 1) частной собственности; 2) интересов большинства; 3) интересов меньшинства 4) юридического равноправия; 10. Форма правления, которую Аристотель считал «правильной»… 1) демократию 2) политик» 3) олигархию 4) тимократию 11. Главная цель теологической концепции происхождения государства… 1) Обоснование превосходства светской власти над церковной 2) Обоснование превосходства церковной власти над светской 3) Обоснование толерантности 4) Обоснование равнозначности светской и церковной властей 12. Теория двух мечей было сформулирована в … 1) В IХ веке 2) В Х веке 3) В IХ – Х веках 4) В IХ – ХI веках 13. Последовательность виды законов по Фоме Аквинскому: [ ] Человеческие законы [ ] Естественные законы [ ] Божественные законы [ ] Вечные законы 14. В политико-правовых учениях Средневековья доминируют парадигмы… 1) либеральные; 2) религиозные; 3) гражданские; 4) психологические. 15. Теоретик, осуществивший наиболее четкое размежевание политической науки, философии и этики: 1) Платон; 2) Ф. Аквинский; 3) Н. Макиавелли; 4) Августин Тест по Модулю 2. «Политическая и правовая мысль Запада в эпохи Возрождения и буржуазных революций» 16. Лейтмотивом эпохи Возрождения являлось… 1) антиклерикализм 2) гуманизм 3) обоснование частной собственности 4) обоснование правового государства 17. Эпоха Реформации в Германии относится к… 1) 14 веку 2) 15 веку 3) 16 веку 4) 17 веку 18. Автором теории государственного суверенитета считается… 1) Ф. Аквинский 2) Макиавелли 3) Ж.Боден 4) М.Лютер 19. Политическим идеалом средневековья являлось… 1) правовое государство 2) теократия 3) абсолютная монархия 4) республика 20. Политическим идеалом Нового времени является… 1) правовое государство 2) государство всеобщего благоденствия 3) парламентаризм 4) абсолютная монархия 21. В ХVII веке в понимании права были господствующими в Европе подходы… 1) психологический 2) нормативистский 3) социологический 4) естественно-правовой 22. Теория естественного права и договорного происхождения государства основывалась… 1) солидарности 2) покорности власти 3) свободе 4) соподчинении людей 23. Главное отличие теории договорного происхождения государства от теологической теории состоит в: 1) не божественная воля, а власть отца семьи стала причиной образования государства 2) не божественная воля, а состояние войны всех против всех стало причиной образования государства 3) не божественная воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства 4) не божественная воля, а определенные традиции и обычаи народа стали причиной образования государства 24. «Отцом» международного права принято считать… 1) Г.Гроция 2) Ж.Бодена 3) Ж.Ж.Руссо 4) Б. Спинозу 25.Концепция общественного договора принадлежит теоретику Нового времени: 1) Г. Гроцию; 2) П. Гольбаху; 3) Д. Лильберну; 4) Б. Спинозе 26. Теоретик, трактовавший естественное состояние общества, предшествующее государству, как состояние «войны всех против всех,…к борьбе путем сражения»…. 1) Дж. Локк 2) Т. Гоббс 3) Дж. Лильберн 4) Д. Мильтон 27. Для создания гарантий естественных прав, по мнению Д. Локка, люди отказались… 1) от права индивидуально участвовать в управлении делами общества и государства 2) от права коллективно обеспечивать естественные права и законы 3) от права самостоятельно обеспечивать естественные права и законы 4) от права коллективно участвовать в управлении делами общества и государства 28. Наиболее четко сформулировал принцип разделения властей теоретик Нового времени: 1) Д. Медиссон; 2) Т. Гоббс; 3) Ш. Монтескье; 4) Ж.-Ж Руссо. 29. Рационалистическая трактовка политики и власти наиболее четко представлена в трудах каких теоретиков эпохи Просвещения: 1) Д. Дидро, Ф. Вольтера, К. Гельвеция; 2) Г. Гельвеция, Ж. – Ж. Руссо, У. Годвина; 3) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах; 4) Ф. Вольтера, К. Гельвеций, Г.Гегеля 30. По мнению Б. Спинозы право – это «правила природы каждого индивидуума, сообразно с которыми мы мыслим каждого человека …………….к существованию и деятельности определенного рода» 31. Гегель считал, что договорная концепция происхождения государства носит идеалистический характер, потому что… 1) государство создано богом 2) государство – результат исторического развития семьи 3) народ как неорганизованная масса не способен к совместным действиям 4) государство – произведение сил природы 32. Идея народного суверенитета и прямого народовластия принадлежит теоретику Нового времени: 1) А. Токвилю; 2) Ж. – Ж. Руссо; 3) Б. Констану; 4) Ш. Монтескье 33. Концепция гражданского общества, конституционной монархии и сословно-корпоративной демократии принадлежит теоретику: 1) И. Канту; 2) И. Бентаму; 3) Г. Гегелю; 4) Б. Констану. 34. Природа правовых отношений, абсолютизируемых в марксизме… 1) антропологическая; 2) классовая; 3) гражданская; 4) психологическая. 35. Разработка теории разделения власти принадлежит мыслителю… 1) Гоббсу 2) Руссо 3) Монтескье 4) Гегелю 36.Мыслитель, связывавший прогресс с развитием идеи свободы… 1) Гроций 2) Кант 3) Гегель 4) Локк 37.Критерием содержания закона в естественно-правовой теории является… 1) соответствие закона индивидуальной психике человека 2) соответствие закона естественной природе человека 3) соответствие закона духовной природе человека 4) соответствие закона биологической сущности человека 38.Последовательность законов, сформулированных Ш. Монтескье, предшествующих человеческим законам [ ] стремление добывать себе пищу [ ] просьба, обращенная одним человеком к другому [ ] мир среди людей [ ] желание жить в обществе 39.Источник права по Канту заключается: 1) в велениях государства 2) в нормах 3) в разуме людей 4) в божественной воле 40.Впервые обосновал концепцию гражданского общества … 1) М.Вебер 2) К.Маркс 3) Ф.Гегель 4) Ж.-Ж. Руссо 41.Право, как волю господствующего класса, возведенную в закон, определил… 1) Руссо 2) Маркс 3) Кант 4) Гегель   Тесты к Модулю 3. «Особенности политико-правовой мысли в странах Западной Европы и США в XIX-XX веках» 42.Тенденция к социологизации проблематики государства и права и пересмотра юридического формализма наметилась в трудах ученых ХIХ века: 1) Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Д. Милля; 2) Р. Иеринга, С. Муромцева, К. Маркса; 3) Р. Иеринга, С. Муромцева, Э. Дюркгейма, М. Вебера. 4) Р. Иеринга, П. Новгородцева, К. Маркса. 43.Школа права, трактовавшая право как фактически сложившийся порядок общественных отношений: 1) теологическая школа права 2) естественная школа права 3) социологическая школа права 4) историческая школа права 44.Марксистская теория отрицает самоценность права как основы регулятивной системы общества, потому что: 1) преувеличивает ценность права в реализации заложенной в нем цели 2) преувеличивает субъективное представление личности о должном порядке общественных отношений 3) преувеличивает связь права с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием 4) преувеличивает взаимосвязь права и государства как составных частей единого способа выражения и осуществления свободы людей в их с социальной жизни 45.Теоретик, обосновавший идею «живого права», самопроизвольно возникающего в обществе: 1) Р. Паунд 2) Е. Эрлих 3) К. Маркс 4) Р. Иеринг 46.Последовательность ступеней формирования правовых норм по Е. Эрлиху: [ ] развитие основ правовых положений через юриспруденцию [ ] укрепление существующего порядка [ ] образование новых союзов, когда ослабевает первоначальный порядок 47.Автором реалистической теории права является… 1) Л. Гумплович; 2) Дж. Остин; 3) Р. Иеринг; 4) Л. Дюги 48.Автором концепции солидаризма является… 1) Ф. Ницше; 2) Р. Штаммлер; 3) Л. Дюги; 4) Р. Иеринг. 49.Теория права, связанная с именем Петражицкого… 1) нормативистская 2) психологическая 3) теологическая 4) социологическая 50.Основоположники исторической школы права… 1) К. Савиньи, Г. Гегель, Г. Пухта; 2) Г. Пухта, Г. Гуго, Г. Гегель; 3) К. Савиньи, И. Кант, Г. Гуго; 4) Г. Гуго К., Савиньи Г., Пухта. 51.Соответствие определения понятия «право» правовой школе» 1) право – это продукт народного убеждения () 2) возникновение права связано с божественной волей () 3) человеку от природы свойственны естественные права () 4) Право исходит из государства, выступает как приказ власти () А) естественная школа права Б) теологическая школа права В) реалистическая школа права Г) историческая школа права Д) нормативистская школа права 52.Общим для естественно-правовой и социологической школ права является… 1) Разграничение прав человека и прав собственности 2) Разграничение права и закона 3) Разграничение правовой нормы и правового обычая 4) Разграничение закона и прецедента 53.Теория, исходящая из неразрывной связи государства и права… 1) Социологическая теория 2) Нормативистская теория 3) Примирительная теория 4) Марксистская теория 54.Теоретик, определяющий право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей: 1) Г. Кельзен 2) Р. Штаммлер 3) Р. Иеринг 4) Ж. Гурвич 55.Теоретик, определивший право как защищенный государством интерес… 1) Г. Берман 2) Р. Паунд 3) Р. Иеринг 4) А. Росс 56.Теоретик, которому принадлежит идея, что ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели: 1) Р. Иеринг 2) Г. Кельзен 3) Р. Штаммлер 4) А. Бентли 57.Сторонники теории, утверждавшие, что право как средство достижения цели выступает в этом качестве необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества: 1) реалистическая теория права 2) психологическая теория права 3) социологическая теория права 4) нормативисткая теория права 58.Согласно ……….. теории, за пределами психики человека право теряет какую-либо реальность. 59.Представители концепции психологических основ власти и политики… 1) Г. Зиммель, Дж. Остин, Л. Петражицкий, Е. Росс; 2) А. Бентли, Г. Лассуэл, Г. Мерриам, Л. Петражицкий, Е. Росс; 3) Р. Штаммлер, Л. Петражицкий, Г. Зиммель, И. Ильин; 4) А. Бентли, Г. Лассуэл, Г. Мерриам, Л. Петражицкий, Н.Коркунов 60.Автор определения права: «право определяется как явление индивидуальной психики человека»… 1) Г. Харту; 2) Г. Кельзену; 3) Л. Петражицкому; 4) И. Ильину. 61.Согласно психологическому подходу Н. М. Коркунова основой права является… 1) коллективное сознание 2) массовое сознание 3) групповое сознание 4) индивидуальное сознание 62.Н. М. Коркунов утверждал,что власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а................................................ 63.Основоположник «чистой теории права»…. 1) Р. Иеринг 2) Р. Штаммлер 3) Г. Кельзен 4) Г. Берман 64.«Чистая теория права» исходит из постулата: 1) право представляет собой в сознании людей систему определенных притязаний и обязанностей, которые используются государством в регулировании общественных отношений 2) право представляет собой иерархическую систему норм, представляемую в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней 3) право представляет собой взаимодействие различных социальных факторов и нормативно-регулятивной системы и обратного воздействия этой системы на удовлетворение реальных социальных потребностей конкретных людей 4) право представляет собой основу для достижения в обществе, дифференцированном на уровне коллективов и отдельных личностей, мира и стабильности 65.Теория права, отрицающая существование естественных прав человека: 1) теория специализации 2) регулятивная теория 3) примирительная теория 4) нормативистская теория 66.Представитель какой теории происхождения государства утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных работать на победителей, платить им дань и подати: 1) договорная – Г. Гроций 2) патриархальная - Р. Филмер 3) органическая - Г. Спенсер 4) насилия – К. Каутский 67.Теория происхождения государства, использующая аналогии и термины из биологии и сопоставляющая общество с биологическим организмом, выясняя их сходства и различия: 1) договорная 2) органическая 3) марксистская 4) ирригационная 68.Теория происхождения государства, обращающая внимание на существенную роль вождей, старейшин, жрецов при воздействии их на психику первобытных людей называется: 1) ирригационная 2) патриархальная 3) психологическая 4) теологическая 69.В теориях «Элит», «Государства всеобщего благоденствия», «Плюралистической демократии», «Технократии» общее: 1) подчеркивание классового характера государства 2) отрицание антагонистических противоречий в современном обществе 3) подчеркивание патерналистской функции государства 4) отрицание роли государства в современном обществе 70.Соответствие между основными школами права и их содержанием…. 1) Марксистская () 2) Примирительная () 3) Теория специализации () 4) Регулятивная () А) Право начинало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Б) Право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. В) Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны. Г) Возникновение права было направлено на достижение в обществе, дифференцированном на уровне коллективов и отдельных личностей, мира и стабильности Д) Право возникает спонтанно, вырастает из обычаев и отражает национальный, народный дух людей 71.Теория происхождения государства, обосновавшая, что государство создано богом: 1) теологическая, 2) инцестная, 3) договорная, 4) насилия. 72.Теория происхождения государства, обосновавшая, что государство – результат исторического развития семьи: 1) договорная, 2) органическая, 3) патриархальная, 4) марксистская
2. Вопросы для подготовки к экзамену 1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина 2.Объект и предмет истории политических и правовых учений, изменение их объема и содержания в историческом времени 3.Структура политико-правового учения, ее теоретического содержания, политико-правовой аксиологии и идеологии 4.Периодизация истории политических и правовых учений как важнейшая методологическая проблема, соотношение в ней историко-хронологического и общественно-формационного подходов 5.Логика развертывания содержания, структура и задачи курса в системе высшего юридического образования 6.Возникновение и становление политико-правовых идей как специфической формы общественного сознания 7.Причины появления и особенности политической мысли на Древнем Востоке 8.Основные течения политико-правовой мысли в Древнем Китае и их борьба 9.Зарождение, особенности и основные линии борьбы политико-правовой мысли в Древней Греции 10.Сравнительный анализ проектов идеального государства Платона и Аристотеля 11.Зарождение и общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме 12.Государственно-правовые взгляды Цицерона 13.Учение Аврелия Августина о двух градах, о взаимоотношениях церкви и государства, о свободе воли человека 14.Основные черты и направления политико-правовой мысли в средневековье 15.Учение Фомы Аквинского о происхождении государства, его формах, о природе права, видах законов и критериях их классификации 16.Политическое учение Марсилия Падуанского. Критика им теологической концепции государства и права 17.Общая характеристика политической мысли Возрождения. Становление юридического мировоззрения и светской парадигмы политико-правовых учений 18.Политическое учение Н. Макиавелли как новый подход к пониманию политики, ее роли и средств 19.Ж. Боден о суверенитете государственной власти, его пределах, о формах государства. 20.Основные направления политико-правовой идеологии Реформации. Лютеранство и кальвинизм: общее и особенное в воззрениях на государство и право 21.Политико-правовые учения в Голландии в XVII веке. Отражение победившей нидерландской революции в учении Г.Гроция 22.Учение Б.Спинозы о естественном и положительном праве, его особенности. Обоснование демократии 23.Основные направления политической и правовой мысли в период Английской революции XVII века. Развитие теории естественного права и договорного происхождения государства в трудах Т. Гоббса 24.Либеральная концепция естественного права и договорного происхождения государства Д.Локка, ее отличие от соответствующего учения Т.Гоббса. 25.Общая характеристика политической мысли французского просветительства. Политико-правовые воззрения Вольтера 26.Учение Ш. Монтескье о государстве и праве. Новые подходы к обоснованию разделения властей. 27.Теория народного суверенитета и его гарантий в политико-правовом учении Ж.Ж.Руссо. 28.Основные направления политико-правовой мысли США в период борьбы за независимость 29.Политические и правовые учения классиков немецкой философии 30.Основные идеи либерализма как главного направления буржуазной политической и правовой мысли Западной Европы первой половины XIX века 31.Политико-правовые проблемы в социалистических учениях XIX века. Марксистское политико-правовое учение. К.Маркс и Ф.Энгельс о классовом характере политики, государства и права, об их экономической обусловленности 32. Проблемы государства и права в социалистической теории Ф.Лассаля. Отношение к собственности, революции и реформам. Идея всеобщего избирательного права и социального государства 33.Проблемы государства и права в социологических теориях XIX века. Г.Спенсер об эволюции политико-правовых форм, о военном и промышленном типах общества, государства и права 34.Учение Р.Иеринга об истории развития права, этапах борьбы за него и об условиях завершения этого процесса 35.Основные направления и школы политико-правовой мысли XX века: традиции и новации 36.Политико-правовая теория солидаризма и институционализма. Учение Л.Дюги о норме солидарности, о субъективном праве, о функциях права 37.Школа «свободного права» начала XX века. Политико-правовые взгляды Е.Эрлиха. 38.Социологические концепции права. Политико-правовые учения Р.Паунда, Ж.Гурвича. 39.Теории «возрожденного естественного права». Неотомистская философия права Ж.Маритена 40.Нормативистское направление в учении о праве. «Чистая» теория права Г.Кельзена. Ступенчатая структура права и роль в ней «основной нормы»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: