В связи с бурным развитием гостиничного бизнеса в нашей стране возрастают требования к качеству подготовки персонала гостиниц среднего звена. Базовыми дисциплинами при обучении по специальности «Гостиничный сервис» в системе среднего специального образования являются «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Практика преподавания этих дисциплин показала, что в настоящее время учебно-методической литературы, без которой невозможно полноценное обучение, не хватает. Отдельные вопросы организации работы гостиниц освещается в многочисленных специализированных изданиях, доступных лишь узкому кругу специалистов.
Целью данного учебного пособия является обобщение и рассмотрение вопросов организации технологического цикла работы гостиниц с учетом накопленного методического опыта преподавания. Кроме того, обобщен опыт работы ведущих предприятий отрасли по организации технологического цикла обслуживания гостей с учетом современных тенденций в организации гостиничного бизнеса.
В пособии подробно рассматриваются вопросы технологии бронирования номеров и мест в гостинице, а также организации приема, регистрации, размещения и обслуживания различных категорий клиентов, освещается проблемы выбора и применения автоматизированных систем управления в гостиницах.
В этом пособии приведены классификации средств размещения гостиничного типа и структура управления ими, охарактеризованы функции основных гостиничных служб, технологии приема и обслуживание гостей, виды и порядок оформления документации, перечислены требования к подготовке номеров, последовательность выполнения различных видов уборочных работ и правила предоставления дополнительных услуг.
При изложении материала общие положения проиллюстрированы многочисленными примерами из практики работ ведущих гостиниц. Для закрепления и проверки полученных знаний даны контрольные вопросы, задания и тесты.
Список литературы
Основные источники:
- Браймер, П.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. - М.: Аспект пресс, 2012.
- Бугаенко, В.С. Техника обслуживания и культура работы в гостиницах - Киев, 2011.
- Ёхина, М.А. Организация обслуживания в гостиницах. – М.: Академия, 2009.
- Зубков, А.А. Справочник работника гостиничного хозяйства - М.: Высшая школа, 2010.
- Кашина, О.В., Организация и обслуживание иностранных туристов в гостинице - М., 2007.
- Кротова, Е.Л. Гостиничный комплекс крупнейшего города в условиях становления рынка услуг. - Екатеринбург, 2009.
- Ляпина, И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания.- М.: Академия, 2012.
- Ходорков, Л.Ф. Мировое гостиничное хозяйство, - М., 2007.
9. Газета туринфо URL: http: // www.tourinfo.ru. Дата обращения: 30.06.2011
11. Информационно-методический портал. URL: http:// www.gaomoscva.ru Дата обращения: 30.01.2013
12. Ростуризм URL: http:// www.russiatourism.ru Дата обращения: 30.01.2013
13. Сообщество профессионалов гостиничного бизнеса. URL: http:// www.frontdesk.ru Дата обращения: 30.01.2013
Дополнительные источники:
- Волков, Ю.Ф. Законодательные основы гостиничного сервиса. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Волков, Ю.Ф. Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сборник нормативных документов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Ляпина, И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. -М.: ПрофИздат, 2010.
- Медлик, С.Ш. Гостиничный бизнес. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
- Сенин, В.С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения. М.: Финансы и статистика, 2012.
Приложения
Приложение 1. Классификация гостиниц
Во всем разнообразии классификаций средств размещения можно выделить четыре группы.
Первая группа — стандартная международная и европейская классификация средств размещения (ВТО и EUHS) — предполагает и утверждает две разновидности средств размещения: коллективные и индивидуальные. В свою очередь коллективные средства размещения подразделяются на гостиницы и аналогичные средства размещения; специализированные средства размещения и прочие коллективные объекты размещения.
Вторая группа — внутригосударственная классификация — набор требований и нормативов, обязательных для выполнения средствами размещения конкретного государства в зависимости от класса. В каждом государстве формируются типы отелей, учитывающие особенности географического положения, климатические условия и особенности сложившегося спроса.
В настоящее время в мире действует около 30 различных национальных систем категоризации средств размещения, и прежде всего гостиниц. Среди них система звезд — от 1 до 5; система букв — А, В, С, D; система корон, ключей. Их можно объединить в две основные группы: европейская, в основе которой лежит французская национальная система, и балльная оценка, в основу которой положена индийская национальная система (преобладает в странах Азии и Африки). Помимо минимальной площади номера квалификационные системы устанавливают требования к оборудованию и оснащению отеля в зависимости от класса, спектру оказываемых услуг, а также к временным промежуткам, в которые эти услуги должны быть оказаны. Например, для стандартных номеров в четырехзвездочном отеле размерность номеров колеблется от 12 во Франции до 24 в Австрии.
Третья группа — внутренняя классификация гостиничных сетей (цепей). Собственный подход к классификации гостиниц имеют гостиничные цепи. Обычно в них выделяются не категории, а бренды — торговые марки. В требованиях к каждой марке учитывается не только уровень комфорта, но и назначение, месторасположение и некоторые другие критерии. Необходимо отметить, что, по сравнению с национальными классификациями, гостиничные цепи устанавливают более высокие требования и стандарты к объектам своих торговых марок. Естественно, каждая цепь старается формировать определенный имидж — узнаваемый и уважаемый тем клиентом, на которого ориентирована марка. Для этого каждая цепь вводит стандарты, разные для каждой марки в одной стране, но одинаковые для одной и той же марки в разных странах. Например, Intercontinental, представленный на российском рынке отелями под маркой Holiday Inn, устанавливает довольно жесткие стандарты по отношению к объектам, работающим под этой маркой и находящимся в прямом управлении цепью или действующим на основании договора франчайзинга. Все без исключения отели подвергаются ежегодной проверке, и при несоблюдении стандартов и требований лицензия на право использования торговой марки отзывается по условиям договора, а отель выбывает из состава цепи.
Четвертая группа — классификация туристических и других ассоциаций. В мировой практике имеются случаи, когда в пределах одной страны существует несколько систем классификаций. Например, в Великобритании наряду с «системой корон» используется классификация, предложенная Ассоциацией британских туристических агентств, а в Америке вообще нет официальной и утвержденной системы классификации. Наиболее известной здесь является классификация, разработанная Автомобильной ассоциацией Америки (AAA).
Уровень комфорта гостин иц — показатель, который в настоящее время лежит в основе более чем 30 систем классификаций.
Уровень комфорта и качества оказываемой и продаваемой услуги — это главнейший и решающий фактор, влияющий на определение класса гостиницы, но в разных странах к пониманию уровня комфорта как критерия классификации подходят по-разному. Именно это обстоятельство, а также ряд факторов, обусловленных культурно-историческими и национальными традициями государства, препятствуют введению единой классификации гостиниц в мире.
Приложение 2. Требования к обслуживающему персоналу гостиницы можно условно разделить на четыре группы
Первая группа — квалификация (для всех категорий гостиниц). Обслуживающий персонал обязан пройти профессиональную подготовку, соответствующую предоставляемым гостиницей услугам. Так, один сотрудник должен пройти подготовку, связанную с обеспечением безопасности проживающих в гостинице, другой — быть подготовлен по вопросам безопасности в сфере общественного питания и т.д.
Для гостиниц категории «1 звезда» и «2 звезды» достаточно знания работниками службы приема и размещения одного иностранного языка (языка международного общения или языка, наиболее часто употребляемого клиентами гостиничного комплекса в этом регионе).
Для гостиниц категории «3 звезды» всему персоналу, имеющему контакты с проживающими, необходимо знание в достаточном объеме как минимум двух языков международного общения или других языков, наиболее часто употребляемых клиентами гостиницы в этом регионе. Персоналу гостиниц категории «4 звезды» также требуется знание двух языков, но на более высоком уровне.
Для гостиниц категории «5 звезд» всему персоналу, работающему с проживающими, необходимо свободное владение как минимум тремя иностранными языками.
Вторая группа — поведение и внешний вид. Персонал всех категорий гостиниц должен уметь создавать на предприятии атмосферу гостеприимства, быть готовым доброжелательно выполнить просьбу проживающего, проявлять терпение и сдержанность в отношении проживающих, а также иметь соответствующий внешний вид (прическа, макияж, руки и т.д.).
Третья группа — медицинские требования. Персонал гостиниц всех категорий должен проходить периодическое медицинское освидетельствование дня получения соответствующего сертификата.
Четвертая группа — униформа. Персонал гостиниц всех категорий, вступающий в контакт с проживающими, обязан носить форменную одежду, в ряде случаев иметь личный значок с указанием имени и фамилии. Форма должна быть всегда чистой и в хорошем состоянии.
В гостиничных комплексах любой категории необходимо создать условия для отдыха и питания персонала в соответствии с его численностью. Численность персонала в службах зависит от размеров комплекса и объемов обслуживания.
Более подробно рассмотрим такие службы, как служба приема и размещения, служба управления номерным фондом (housekeeping), коммерческая служба, служба общественного питания, служба управления персоналом, служба безопасности.
Приложение 3. Показатели оценки деятельности гостиницы
Основными показателями оценки деятельности гостиницы являются: загрузка номерного фонда, средняя цена гостиничного номера, среднее число гостей на один проданный номер, коэффициент двойной загрузки, занятость койко-мест, среднее количество убранных номеров за день.
Загрузка номерного фонда (К3) — отношение числа проданных номеров к числу номеров, предложенных к продаже. Загрузка номерного фонда позволяет оценить использование номерного фонда и обычно рассчитывается в процентах
Кз
Средняя цена гостиничного номера (Цср) — отношение общего дохода от номерного фонда к числу проданных номеров. Средняя цена гостиничного номера, позволяющая оценить работу службы портье по продаже дешевых и дорогих номеров, рассчитывается по формуле.
Цср
Оценить загрузку гостиницы можно с использованием такого показателя, как среднее число гостей на один проданный номер. Показатель важен, когда значительная часть гостей пользуется дополнительными услугами и оставляет в отеле больше средств. Сред нее число гостей на один проданный номер — это отношение общего числа гостей к числу проданных номеров.
Среднее число гостей на один проданный номер =
При планировании загрузки гостиницы используется коэффициент двойной загрузки (Кдз). Коэффициент двойной загрузки — отношение разности числа гостей и числа проданных номеров к числу проданных номеров
Кдз= 100%
Показатель занятости койко-мест (Кзкм) — отношение числа занятых кроватей к общему числу койко-мест в гостинице.
Показатель койко-мест позволяет оценить наполняемость гостиничных номеров.
Кзкм = 100%
Данный показатель полезен при определении эффективности работы персонала отеля в достижении полной загрузки.
Рассмотрим ситуацию, когда двухместные номера продаются за более высокую цену, чем одноместные, поэтому полный коммерческий потенциал отеля оказывается неиспользуемым до тех пор, пока все кровати не будут заняты. Это актуально для отелей с низким уровнем цен и общежитий с многоместными номерами. Летом многоместные номера пользуются большим спросом, так как велика потребность в семейном отдыхе. Поэтому за такие номера можно запрашивать большую цену.
В осенне-зимний сезон, когда отдыхающих сменяют командированные, можно рассмотреть возможность сдачи двухместного номера для одноместного проживания по цене одноместного номера (если гость настаивает на отдельном проживании) в том случае, когда все одноместные номера заняты, а двухместные номера простаивают.
Среднее количество убранных номеров за день — это отношение количества занятых номеров к количеству восьмичасовых горничных смен.
Показатель позволяет оценить количество убранных номеров за день в гостинице, так как служба горничных является самой крупной по штату службой в номерном фонде:
Среднее количество убранных номеров за день =
Все эти показатели обычно подсчитываются за определенный период времени, а именно: за день, за месяц (на определенное число), за год (на конец года).
Сравнение этих показателей с предыдущими результатами или с бюджетом позволяет найти ключ к решению управленческих проблем и успеху в гостиничном бизнесе.
Приложение 4. Словарь терминов
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Ваучер — документ — распоряжение туроператора своему контрагенту (принимающей стороне) о предоставлении туристу (в соответствии с заключенным договором) туристического обслуживания с гарантией его оплаты последним в установленном порядке.
Виза — специальное разрешение правительства государства на въезд — выезд, проживание или транзитный проезд через ее территорию.
Вместимость — количество проживающих, которых единовременно может разместить гостиница. Определяется количеством номеров или спальных мест.
Гарантия качества — подход, заключающийся в обеспечении постоянства уровня оказываемых услуг.
Гостиница (отель) — коллективное средство размещения, состоящее из номеров и предоставляющее набор услуг (минимум — ежедневная уборка номера и санузла, заправка кроватей) и относящееся к тому или иному классу и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.
Гостиничный комплекс — совокупность основных и вспомогательных зданий и сооружений, предназначенных для предоставления гостям полного комплекса услуг.
Демонстрация номера — удовлетворение желания гостя увидеть номер на экране монитора или на фотографии перед подписанием договора.
Дополнительные услуги — перечень и объем услуг, превышающие объем и перечень приобретенных основных услуг и оплачиваемые клиентами дополнительно в месте потребления данных услуг.
Индустрия гостеприимства — бизнес, направленный на обеспечение приезжих людей жильем, питанием, а также на организацию их досуга.
Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Инфраструктура туризма — подземные и наземные сооружения, необходимые для обслуживания туристов и местного населения.
Категория гостиниц и других средств размещения — классификационная группа, характеризуемая комплексом требований к материально-техническому обеспечению, номенклатуре, качеству предоставляемых услуг и уровню обслуживания.
Качество туристической услуги — совокупность характеристик туристической услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям туриста.
Кража — преступление против собственности; тайное хищение чужого имущества, хищение при несанкционированном проникновении и помещение.
Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией.
Миграционная карта — документ, содержащий сведения об иностранном граждане, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий дин контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в РФ.
Недостаток услуги — отдельное несоответствие услуги обязательным требованиям стандартов, условиям договора, а также информации, предоставленной исполнителем или продавцом услуги.
Номерной фонд — общее количество номеров в гостиничном пред приятии.
Обслуживание мирового уровня — обслуживание на уровне стандартов, принятых ведущими мировыми компаниями и лучшими отелями.
Организационная структура гостиницы — это состав функциональных подразделений, служб и аппарата управления, расположенных в строгой соподчиненное и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Правила предоставления гостиничных услуг — нормативный документ, устанавливающий объем информации, доводимой до клиента, о гостиничных услугах, порядке оформления проживания в гостинице (заключение договоров на бронирование услуг, включая их оплату); порядке предоставления услуг.
Специализированные средства размещения — санитарно-курортные, лечебно-профилактические организации, организации отдыха и туризма, санатории и пансионаты с лечением, санатории-профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы и др.
Средства размещения — любые объекты, предназначенные для временного проживания.
Стандарт — документ, в котором устанавливаются правила оказания услуг, характеристики продукции, процессы реализации и т.д.
Туризм — временные выезды (путешествия) людей с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Туристическая индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Туроператор — юридическое лицо, действующее на основании лицензии на туроператорскую деятельность и осуществляющее планирование и организацию путешествия, продвижение пакета туристских уснут, необходимых для поездки.
Уровень заполняемости (коэффициент загрузки) — процентное отношение фактически занятых номеров (мест) в гостинице к общему количеству номеров (мест) в гостинице.
Экономический (бюджетный) уровень обслуживания — уровень обслуживания, предполагающий предоставление чистых, удобных и недорогих номеров, отвечающих всем основным требованиям клиентов. Гостиницы экономического, или ограниченного, уровня обслуживания предназначены, прежде всего, для бережливых клиентов.
Шахматка – это разграфленный лист с перечнем номеров гостиницы и дат проживания. Традиционно данную работу в гостиницах выполняли вручную.
Номер – это помещение, состоящее из одного или нескольких мест, оборудованное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории.
Койко-место – это площадь с кроватью, предназначенная для пользования одним человеком.