Власть — это необходимый элемент организации эффективной работы предприятия. Для успешного управления производством менеджер должен обладать соответствующими властными полномочиями. Оказывая влияние на своих подчиненных, менеджер должен обеспечить мобилизацию коллектива на выполнение стоящих перед предприятием задач.
Власть может быть основана на принуждении, вознаграждении, авторитете и знаниях, примере, законных правах.
Понятия «власть» и «лидерство» взаимосвязаны. Менеджер, обладая необходимой властью, должен быть лидером для подчиненных, что требует от него высокого уровня профессионализма.
Менеджеру необходимо стремиться создавать и постоянно поддерживать собственный положительный имидж, поскольку это оказывает благотворное воздействие на коллектив сотрудников и деловых партнеров.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем заключается различие между понятиями «власть» и «влияние»?
2. Каковы особенности власти, основанной на принуждении?
3. Чем характерна власть, основанная на вознаграждении?
4. Что представляет собой власть, основанная на законных правах?
5. В чем состоит достоинство власти примера?
6. Дайте характеристику власти, основанной на авторитете и знаниях.
7. Какие существуют методы влияния? Каковы их особенности?
8. Что такое имидж? Каковы пути создания положительного имиджа менеджера?
9. Почему менеджеру в общении с людьми необходимо обращать внимание на позу, мимику и жесты?
10.В чем заключается искусство менеджера строить отношения с партнерами?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бизнес-план: методические материалы / под ред. Р. Г. Маниловского. — М.: Финансы и статистика, 2007.
Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие / Т. П. Галкина. — М.: Финансы и статистика, 2004.
Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И. Н. Герчикова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2007.
Егидес А. П. Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми / А. П. Егидес. — М.: ACT, 2008.
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учеб. пособие / Н. И.Кабуш-кин. — Минск: Новое знание, 2006.
Карданская Н.Л. Управленческие решения / Н. И. Карданская. — М.: ЮНИТИ, 2009.
«•Кроссворды» для руководителя / сост. И. В.Липсиц. — М.: Дрофа, 1999.
Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: учебник / М. И.Круглов. — М.: Русская деловая литература, 1998.
Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации: учеб. пособие / Дж. К. Лафта. — М.: Русская деловая литература, 1999.
Лшпвак М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления / М.Е.Литвак. — 17-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Менеджмент организации: учеб. пособие / [З.П.Румянцева и др.]. — М.: ИНФРА-М, 1995.
Мескон М., Альберт М., Xegoypu Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. / М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. — М.: Вильяме, 2008.
Панкин А. И. Основы практического менеджмента: учеб. пособие / А.И.Папкин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Практическая психология для менеджеров / под ред. М.К. Тутушки-ной. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
Словарь иностранных слов / сост. А. Москвин. — М.: Центрполи-граф: Полюс, 2005.
Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учебник / Э. А. Смирнов. — М.: ЮНИТИ, 2002.
Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: пер. с англ. / А.А.Томпсон, А.Дж. Стрикленд. — М.: Вильяме, 2007.
Трояновский В.М. Математическое моделирование в менеджменте: учеб. пособие / В.М.Трояновский. — 2-е изд. — М.: Русская деловая литература, 2003.
Удальцова М.В. Социология и психология управления: практикум / М.В.Удальцова, Л.К.Аверченко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд. — М.: Республика. 2001.
Оглавление
Предисловие. 3
Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ.. 5
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА.. 5
1.2. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ.. 14
1.3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МЕНЕДЖМЕНТА.. 23
1.4. СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ.. 38
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. 56
2.1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА.. 56
2.2. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА.. 62
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. 65
Глава 3. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ. ЦИКЛ МЕНЕДЖМЕНТА.. 84
3.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ. 84
3.2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ЦИКЛ МЕНЕДЖМЕНТА.. 90
Глава 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА.. 111
4.1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ (ПЕРСПЕКТИВНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ. 111
4.2. МИССИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. 115
4.3. ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 119
4.4. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.. 123
4.5. АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН.. 130
4.6. АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВ, ВЫБОР, РЕАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ.. 134
4.7. ТАКТИЧЕСКОЕ И ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕКУЩИХ ПЛАНОВ 145
Глава 5. МОТИВАЦИЯ, ПОТРЕБНОСТИ И ДЕЛЕГИРОВАНИЕ. 150
5.1. МОТИВАЦИЯ. 150
5.2. ПОТРЕБНОСТИ.. 172
5.3. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ. 179
Глава 6. СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ. 187
6.1. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. 187
6.2. ГРУППЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ. 188
6.3. УПРАВЛЕНИЕ И ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ. 196
Глава 7. КОММУНИКАТИВНОСТЬ. 210
7.1. ИНФОРМАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ И ЕЕ ВИДЫ.. 210
7.2. КОММУНИКАЦИЯ. 213
7.3. ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. 218
Глава 8. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. 237
8.1. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БЕСЕД И СОВЕЩАНИЙ.. 237
8.2. ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ. 251
8.3. ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. 256
8.4. ТЕХНИКА ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ. 259
8.5. ЭТАПЫ И ФАЗЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. 262
Глава 9. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.. 268
9.1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ. ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 268
9.2. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.. 272
9.3. УРОВНИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.. 285
Глава 10. КОНТРОЛЬ И ЕГО ВИДЫ.. 288
10.1. КОНТРОЛЬ, ЕГО ПОНЯТИЕ. 288
10.2. ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ. 291
10.3. ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАВИЛА КОНТРОЛЯ. 294
10.4. ВИДЫ КОНТРОЛЯ. 298
10.5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНО ПОСТАВЛЕННОМУ КОНТРОЛЮ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ. 301
10.6. ИТОГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ... 303
Глава 11. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ.. 310
11.1. КОНФЛИКТЫ.. 310
11.2. СТРЕСС. 329
Глава 12. РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ПАРТНЕРСТВО.. 334
12.1. ВЛАСТЬ. 334
12.2. ПАРТНЕРСТВО.. 352
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 363