double arrow

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ.


 

5.1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения

ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

ЧЕРТЫ

Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Противоправность. Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, то есть с определенным психическим отношением физического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.




Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

Общественная вредность. Наиболее дискуссионным из признаков административного правонарушения является его общественная вредность или общественная опасность.

Общественная опасность деяния проявляется в посягательстве, в причинении или создании реальной угрозы причинения существенного ущерба общественным отношениям, охраняемым нормами права. Общественная опасность административного правонарушения не является его обязательным качеством. Административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут и не быть таковыми. Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества, и это выражается в их противоправности.

Признаки административного правонарушения образуют его юридический состав — единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.

Состав административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.



Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы:

  • объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);
  • объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);
  • субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, то есть обладающие административной деликтоспособностью);
  • субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

В отличие от уголовного права, в котором существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений, составы административных правонарушений подразделяются только на основные (например, ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) и квалифицированные (с отягчающими признаками — ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ) составы.



По особенностям конструкции различаются материальные и формальные составы административных правонарушений.

Материальными признаются те составы административных правонарушений, в которых: содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния

Формальными называются те составы, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий

В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются на казуистичные и обобщенные.

Казуистичные, как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ).

Обобщенные составы охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

Большое практическое значение имеет деление составов административных правонарушений на однозначные и альтернативные.

В однозначных составах четко указывается единственный признак (например, ст. 12.8 КоАП РФ).

Альтернативные составы содержат два или более вариантов признаков, вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением. Административным правонарушением будет являться совершение как одного, нескольких или даже всех из названных в норме действий (например, ст. 20.8 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Правильное определение всех элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а также способствует предупреждению административных правонарушений. Разграничению их и установлению справедливых санкций; помогает правоприменителям правильно квалифицировать правонарушения и избирать соответствующие им меры воздействия; позволяет понять закон.

Объект административного правонарушения

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, то есть личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

на четыре группы:

Общим объектом - административного правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права (конституционного, трудового, гражданского, земельного, экологического, финансового), охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности.

Родовым объектом - является группа однородных общественных отношений, возникающих в отдельной сфере (например, родовым объектом правонарушений, предусмотренных гл. 15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; в гл. 20 — общественный порядок, общественная безопасность). В КоАП РФ используется смешанный способ группировки составов административных правонарушений в главы — по родовому объекту и сфере (отрасли), в которой совершено правонарушение.

Видовой объект — разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общая для правонарушений, входящих в одну главу (правила осуществления валютных операций, порядок работы с наличностью, правила воинского учета и т.д.).

Под непосредственным объектом рассматривается та часть однородных общественных отношений, которым административным правонарушением непосредственно причиняется ущерб (например, право владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом при совершении мелкого хищения). Непосредственный объект позволяет разграничивать однородные административные правонарушения между собой. Объективная сторона административного правонарушения посредством объективной стороны правоприменитель осуществляет первоначальную правовую идентификацию административного правонарушения по отнесению его к конкретному виду.

характеризуется двумя группами признаков: обязательными и факультативными.

В число обязательных признаков входит само противоправное деяние, его общественно вредные последствия и логическая причинная связь между ними. Деяния, составляющие объективную сторону административных правонарушений, могут выражаться как в действиях, нарушающих установленные законодательством запреты и предписания, так и в бездействии, влекущем неисполнение предусмотренных законодательством обязанностей.

По конструкции объективной стороны административные правонарушения подразделяются на формальные и материальные составы.

Для формальных составов свойственно то, что их выполнение не влечет за собой каких бы то ни было материальных последствий. (например, ст. 15.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации).

Административные правонарушения, которые влекут за собой негативные последствия материального характера, по конструкции состава являются материальными. Для них наступившие вредные материальные последствия являются обязательным признаком и условием привлечения правонарушителя к административной ответственности.

С объективной стороны административные правонарушения могут быть простыми и сложными.

Простоедеяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие, единый кратковременный акт противоправного поведения (например, мелкое хищение — ст. 7.27 КоАП РФ).

Сложное деяние может состоять из нескольких самостоятельных действий либо растянуто во времени.

Различаются следующие разновидности сложных деяний, являющихся административно наказуемыми, с двумя разными действиями: например, мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти, — ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ).

Состоящие из альтернативных действий - (например, нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему — ст. 20.8 КоАП РФ).

Такие административные правонарушения, которые, начавшись с какого-либо противоправного действия или бездействия, осуществляются затем непрерывно путем неисполнения правовой обязанности (например, проживание гражданина без регистрации — ст. 19.15 КоАП РФ).

Складывающееся из последовательности тождественных, тесно связанных между собой правонарушений, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности).

Факультативные признаки объективной стороны правонарушения — это дополнительные критерии, характеризующие условия и обстоятельства совершения правонарушения. В административном праве в качестве таковых выделяются: место, время, способ, орудия, средства, характер совершения правонарушения и т.п.

Место совершения имеет юридическое значение для отдельных видов административных правонарушений. Так, административная ответственность по ст. 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах» возможна в тех случаях, когда производство выстрела осуществляется в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах.

Время как признак объективной стороны административного правонарушения в большей степени имеет значение при совершении правонарушения в форме бездействия. - в случае пропуска без уважительной причины срока представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП).

Под способом понимается конкретная форма действия, его вариант - (мелкое хищение в виде кража, мошенничество, присвоение или растрата).

Средства совершения правонарушения иногда относятся к признакам объективной стороны. В качестве них могут выступать предметы и вещества, свободный оборот которых запрещен либо ограничен (взрывчатые вещества, гражданское и служебное оружие, этиловый спирт и т.д.).

Среди факультативных признаков объективной стороны административного правонарушения важное значение имеют признаки, выступающие в качестве квалифицирующих: неоднократность, повторность, длительность противоправного посягательства и т.п.

Неоднократность предполагает совершение лицом в течение установленного законом периода (как правило, 1 года) однородных правонарушений, ни за одно из которых оно не подвергалось административному наказанию.

повторность, которая выражается в совершении одним и тем же лицом в течение установленного законом времени правонарушения, за которое оно уже подвергалось наказанию ранее. Неоднократность является признаком административного правонарушения, а повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за него.

Субъект административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения признается тот, кто его совершил, то есть выполнил описанный в законе состав административного правонарушения

Субъектами административного правонарушения являются физические лица и юридические лица (1 группа)

Физические лица — субъекты административного правонарушения подразделяются на три группы: общие, специальные и особенные.

Общими субъектами административного правонарушения рассматриваются вменяемые, дееспособные физические лица, достигшие возраста административной ответственности.

Вменяемость выражается в способности лица осознавать фактический и вредный характер своих действий (бездействия) и руководить ими - два момента:

  • интеллектуальный (психологический)
  • медицинский (биологический).

В качестве специального субъекта выступает лицо, которое наряду с общими признаками (возраст, вменяемость и дееспособность) обладает дополнительными свойствами, выступающими обязательными конструктивными элементами отдельных административных правонарушений. Такими признаками могут признаваться:

  • признаки, характеризующие трудовые, служебные обязанности некоторых категорий работников (должностное лицо, водитель, продавец);
  • признаки, характеризующие правовой статус граждан (владелец огнестрельного оружия, водитель транспортного средства);
  • признаки, характеризующие прошлое противоправное поведение (лицо ранее привлекалось в течение года к административной ответственности).
  • характеризуется применением более жестких санкций в сравнении с общими субъектами (максимальный размер административного наказания в виде административного штрафа для должностных лиц составляет 5000 рублей, в то время как для граждан — 2500 рублей)

В качестве признаков, определяющих особые субъекты административной ответственности, в административно-правовой теории выделяют те, которые характеризуют лицо, совершившее правонарушения, не входящие в составы правонарушений, но влияющие на индивидуализацию ответственности. – особые условия применения мер АО данной группе относятся несовершеннолетни 16 до 18 лет – штраф только приналичии заработка), инвалиды I и II группы, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, военнослужащие и лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов, иностранные граждане и лица без гражданства.

- ограничение применения мер административной ответственности (к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18, инвалидам I и II групп, военнослужащим и лицам, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов, не применяется административное наказание в виде административного ареста).

Должностным лицом в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ является лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи федеральных судов и мировые судьи, сотрудники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел и федеральной службы безопасности и т.д.), либо лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

К организационно-распорядительным функциям относятся те, которые связаны с руководством коллективом, расстановкой и подбором кадров, организацией труда или службы подчиненных, поддержанием дисциплины, применением мер поощрения и наложением дисциплинарных взысканий.

В качестве административно-хозяйственных функций выступают управление или распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе осуществление контроля за движением материальных ценностей (начальники хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, ведомственные ревизоры и контролеры и т.д.)

Особые условия привлечения к административной ответственности распространяются и на отдельные категории должностных лиц.

Вопрос об административной ответственности судьи решается в соответствие с ч. 4 ст. 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» судебной коллегией в составе трех судей в 10-дневный срок после представления Генерального прокурора Российской Федерации.

Вопрос о привлечении к административной ответственности депутатов и применения к ним мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении решается в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. Привлечение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы к административной ответственности возможно только при наличии согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания при условии лишения их неприкосновенности и только в судебном порядке. Лишение их неприкосновенности осуществляется по представлению Генерального прокурора Российской Федерации в недельный срок с момента начала осуществления производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4. КоАП РФ при привлечении к административной ответственности приравниваются к должностным лицам руководители и другие работники негосударственных и немуниципальных организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие соответствующие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (генеральных директоров, директоров и т.п.), индивидуальных предпринимателей, в том числе арбитражных управляющих)

Второй группой субъектов административной ответственности выступают юридические лица.

Под юридическим лицом в соответствии со ст. 48 ГК РФ понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс и смету.

  • пять из девяти предусмотренных ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ видов административного наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.
  • при наличии вины должностного лица в совершенном административном правонарушении оно может быть привлечено к административной ответственности наряду с юридическим лицом.

Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует внутреннее выражение административного правонарушения и психическое, субъективное отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям. Она включает в себя три составных элемента: вину, мотив и цель.

ВИНА - Содержание вины физического лица определяется сочетанием интеллектуального и волевого элементов деяния лицо способно понимать характер своих действий и отдавать в них отчет, а также осознавать последствия, к которым они могут привести, но по-разному к ним относиться. Две формы вины, закрепленные в ст. 2.2 КоАП РФ, — умысел и неосторожность —

Умышленная вина в совершении административного правонарушения традиционно подразделяется на два вида — прямой и косвенный умысел.

Различают также и две формы неосторожной вины: совершение административного правонарушения по самонадеянности и по небрежности. Правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее серьезным по сравнению с таким же деянием, совершенным умышленно.

Вина юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ определена особая формула вины юридического лица, отличающаяся от формулы вины физического лица. Согласно этой формуле юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Мотивом административного правонарушения выступает осознанное побуждение физического лица совершить запрещенное правовой нормой действие, а его составными частями, как правило, являются отрицательные потребности.

Целью административного правонарушения выступает то, к чему стремится правонарушитель, чего он хочет достичь, мысленный образ результата, к которому стремится виновный,

5.2 Виды административных правонарушений

Классификация видов административных правонарушений осуществляется по различным критериям и признакам. Однако научную основу классификации имеет само кодифицированное законодательство об административных правонарушениях. В качестве критерия при этом выступает родовой и видовой объекты посягательства административного правонарушения или вид деятельности.

В соответствии с этим критерием административные правонарушения подразделяются на следующие виды.

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ). – избтр . трудовые, несоверш.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ) – сокр Венер, сан нормы, простит.

3. Административные правонарушения в области охраны собственности (гл. 7 КоАП РФ) – уничт, повр, мелкхищ.

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ0 –поврежд, охрана использ. Недр, использраст мира.

5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9 КоАП РФ) – ром безопасность.

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ) – фитосанитар карантин безопасность, культивирование.

7. Административные правонарушения на транспорте (гл. 11 КоАП РФ) – возд, вод, трубопровод.

8. Административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ).

9. Административные правонарушения в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ) – использнесертифиц ср-в связи.

10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ) – нар прав потреб, пр-ва этил спирта.

11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ) – нар порядка работы с ден наличностью.

12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16 КоАП РФ) – незакперемещтов и тс.

13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (гл. 17 КоАП РФ) – посяг на гос символы, воспрепят де-ти суд пристава.

14. Административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18 КоАП РФ) – нар режима гос границы.

15. Административные правонарушения против порядка управления (гл.19 КоАП РФ) – неповиновение.

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ) –мелкхулиг.

17. Административные правонарушения в области воинского учета (гл. 21 КоАП РФ) – неиспгр-ми обяз по воинск учету

ЛЕКЦИЯ 6

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

6.1. Понятие, сущность и отличительные признаки административной ответственности

административная ответственность — это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения административно-правовой нормы.

Административная ответственность как способ административного принуждения, характеризуется следующими отличительными признаками:

1) основанием привлечения к административной ответственности является совершенное административное правонарушение;

2) административная ответственность устанавливается не только для физических, но и для юридических лиц;

3) основания административной ответственности (составы административных правонарушений) устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) административная ответственность наступает для физического или юридического лица всегда после совершения им административного правонарушения, когда в полной мере установлена вина данного лица;

5) полномочиями по привлечению к административной ответственности наделяются судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов, органы (должностные лица) исполнительной власти, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

6) в отличие от уголовной ответственности административная ответственность менее строгая. Она не влечет серьезных правовых последствий, лишений для правонарушителя (например, судимости или увольнения с работы, ликвидации юридического лица);

7) порядок привлечения к административной ответственности детально регламентирован административно-процессуальными нормами, содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях;

8) в отличие от процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности процедура привлечения лица к административной ответственности является более сложной, а по сравнению с уголовным процессом отличается большей оперативностью, быстротой и простотой;

9) обжалование действий и решений органов (должностных лиц), связанных с привлечением к административной ответственности, осуществляется в судебном или административном порядке.

Административная ответственность выполняет охранительную (ликвидации общественных отношений, не соответствующих административно-правовым нормам) функцию и предупредительную (превентивную) функцию (частной превенции и общей превенции)

Административная ответственность, как институт административного права строится на некоторых основополагающих идеях (принципах):

  • принцип законности;
  • принцип объективной истины;
  • принцип вины;
  • принцип равенства перед законом;
  • принцип неотвратимости ответственности;
  • принцип справедливости и целесообразности;
  • принцип гуманизма.

6.2. Понятие, отличительные признаки и классификация мер административной ответственности

Мерами административной ответственности являются административные наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Меры административной ответственности имеют ряд отличительных признаков:

1) перечень мер административной ответственности установлен КоАП РФ и является исчерпывающим;

2) назначенные и исполненные меры административной ответственности (административное наказание) влекут для правонарушителя истечение срока погашения административной ответственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ);

3) меры административной ответственности (административные наказания) не применяются в момент совершения административного правонарушения. Они применяются всегда после совершения и установления факта административного правонарушения;

4) меры административной ответственности (административные наказания) назначаются уполномоченным органом (должностным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

Перечисленные в КоАП РФ меры административной ответственности взаимосвязаны и образуют единую систему административных наказаний. Они могут быть классифицированы по следующим основаниям.

В зависимости от характера лишений, которые претерпевают лица, привлеченные к административной ответственности:

1) административные наказания личного характера: предупреждение, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное выдворение за пределы Российской Федерации;

2) административные наказания имущественного характера: штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

3) административные наказания организационно-технического характера — административное приостановление деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принадлежащих им объектов.

В зависимости от вида субъектов, к которым применяются административные наказания, с учетом их специфики:

1) административные наказания, применяемые как к физическим, так и к юридическим лицам: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности;

2) административные наказания, применяемые в силу их специфики только к физическим лицам: лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, дисквалификация.

В зависимости от порядка назначения административные наказания подразделяются основные и дополнительные:

1) основными административными наказаниями принято считать административные наказания, которые не могут присоединяться, сочетаться с другими видами административных наказаний;

2) дополнительными административными наказаниями считаются административные наказания, которые могут применяться как в качестве основных, так и присоединяться к другим административным наказаниям.

Согласно ч. 2 ст. 3.3 КоАП дополнительными административными наказаниями являются:

  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Все остальные предусмотренные КоАП РФ административные наказания могут применяться только в качестве основных наказаний.

В зависимости от вида субъектов, уполномоченных назначать административные наказания:

1) административные наказания, назначаемые исключительно судьями судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировыми судьями: административный арест, дисквалификация, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административное приостановление деятельности;

2) административные наказания, назначаемые компетентными должностными лицами федеральных административных органов и их территориальных органов в субъектах РФ: предупреждение, административный штраф, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства;

3) административные наказания, назначаемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: предупреждение и административный штраф.

6.3. Общая характеристика административных наказаний

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП)

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административный штраф может выражаться в рублях и устанавливаться в размерах: на граждан — не более 5000 рублей, на должностных лиц — не более 50 000 рублей, на юридических лиц — не более 1 000 000 рублей либо в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера);

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушений налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа (не более трехкратного размера);

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году (не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки).

Минимальный размер административного штрафа за совершение любого административного правонарушения не может быть установлен законодателем менее 100 рублей.

Взыскиваемые с физических и юридических лиц суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП) состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения.

Конфискация как дополнительное административное наказание применяется, в частности, за нарушение таможенных правил, правил оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, правил оборота оружия и боеприпасов, государственных стандартов и технических регламентов.

Не является конфискацией изъятие вещи из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, изъятие вещи, подлежащей в соответствии с федеральным законом возвращению законному собственнику, а также вещи, изъятой из оборота либо находившейся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащей обращению в собственность государства или уничтожению. Вещи, изъятые из оборота, определяются в порядке, установленном законом.

В силу ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.8 КоАП), состоит в лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, на срок от одного месяца до двух лет предоставленного ему права управления транспортным средством, права охоты, права использования высокочастотных и радиоэлектронных устройств.

Лишение специального права влечет установление запрета на управление транспортным средством, занятие охотой, эксплуатацию высокочастотных и радиоэлектронных устройств на срок от одного месяца до трех лет.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

В силу ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест (ст. 3.9 КоАП) заключается в краткосрочном содержании правонарушителя (физического лица) в условиях изоляции от общества в специально установленных местах, а именно в специальных приемниках для лиц, арестованных в административном порядке, функционирующих в системе органов внутренних дел.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные, наиболее серьезные административные правонарушения, в частности за мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, нарушении е требований режима чрезвычайного положения и за некоторые другие нарушения.

Срок административного ареста устанавливается от одних до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. В силу ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться в качестве наказания к совершившим соответствующие административные правонарушения беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП) является мерой административной ответственности, которая применяется исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Суть административного выдворения за пределы Российской Федерации заключается в принудительном и контролируемом перемещении органами внутренних дел, органами и войсками пограничной службы иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде указанных граждан и лиц из Российской Федерации.

Применение данной меры влечет для иностранца или лица без гражданства официальное прекращение дальнейшего пребывания на территории Российской Федерации, сочетаемое с обязанностью покинуть ее пределы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства за совершение ими таких административных правонарушений, как нарушение режима государственной границы РФ, нарушение режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, нарушение режима пребывания в Российской Федерации.

Депортация иностранных граждан и лиц без гражданства, представляющая собой принудительную высылку указанных лиц из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего их пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусмотренная Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не является административным наказанием.

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП) как мера административной ответственности заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет), права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также права осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может быть применена к следующим категориям физических лиц, участвующим в управлении юридическими лицами:

а) лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (генеральный директор, директор, их заместители и т.п.);

б) члены совета директоров в акционерных обществах;

в) индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению юридическими лицами, в том числе арбитражные управляющие.

Дисквалификация как административное наказание включает в себя два элемента.

  • Во-первых, лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица (то есть прекращение трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом).
  • Во-вторых, лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет), то есть исключение лица из состава данного коллегиального органа управления акционерным обществом.

Дисквалификация применяется на срок от шести месяцев до трех лет.

Данный вид административного наказания может быть применен к указанным выше физическим лицам за нарушение законодательства о труде и об охране труда, фиктивное или преднамеренное банкротство, ненадлежащее управление юридическим лицом, неправомерные действия при банкротстве и за некоторые другие нарушения.

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Данный вид административного наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, а также в области трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Административное приостановление деятельности может быть назначено только судьей на срок до 90 суток.

На основании ходатайства индивидуального предпринимателя или юридического лица, которому было назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья вправе досрочно прекратить исполнение этого наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

Статья 3.13. Обязательные работы

1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32.13 настоящего Кодекса.

3. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Статья 3.14. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения

1. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.

2. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.

 

6.4. Общие правила назначения административных наказаний и особые условия их применения

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию - лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст.4.6 КоАП РФ).

 

 
 

 

 

 

.

ЛЕКЦИЯ 7

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

 







Сейчас читают про: