Тема 17 День здоровья. Неделя здоровья

День здоровья

Относится к актуальной форме отдыха.Эта форма работы дает возможность не только закрепить двигательные умения и навыки, но решать воспитательно - оздоровительные задачи, воспитывать любовь и интерес к спорту, развивать привычку к здоровому образу жизни. Рекомендуется проводить 1 раз в квартал,можно проводить раз в месяц или раз в месяц со второй младшей группой.В этот день с ним все учебные занятия,режим дня насыщают активной двигательной деятельности детей,самостоятельными играми,музыкальными развлечениями. В тёплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух, в холодное время пребывание по возможности удлиняется. В дни здоровья деятельность детей не ограничивается участием в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных играх. В эти дни целесообразны различные формы трудовой деятельности, помощь взрослым в уборке урожая, а также творческой художественной деятельности, конкурс танца, рисунка, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах. Следует широко привлекать родителей.Может быть проведем спортивные досуги,праздник,праздник здоровья.К детям могут прийти в гости различные персонажи пропагандирующие ЗОЖ.(доктор Чистулькин, Айболит, дядя Стёпа). Проводят различные викторины,,игры-эстафеты, конкурсы, атракционы. В тёплое время года день здоровья организуется на свежем воздухе. В холодное время могут быть проведены простейшие прогулки и экскурсии физкультурно -оздоровительные в старших группах мини-турпоходы. В старших группах в день здоровья целесообразно организовать веселые соревнования: «Самые быстрые, ловкие», «Мы молодцы!», «Веселая гимнастика», «Поиграем вместе с папой и мамой».Важно показывать детям необходимость систематического занятия физических упражнений. Соревноваться могут с детьми с соседнего д/с. Дети должны получить заряд бодрости,снять напряжение,стресс,утомление.

Неделя здоровья

Как форма работы используется со средней группой и приурочивается неделя каникул(январь,март).Это такая форма активного отдыха,когда отменяются все виды занятий,режим дня наполняется различными играми, упражнениями,увеличении времени пребывания детей на свежем воздухе.Важно тщательно продумать план проведения каждого дня в течении всей недели здоровья,учитывается время года и погодные условия.Целесообразно организовать различные виды деятельности насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры. игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках,игры -забавы игры с элементами спортивных игр,несложные соревнования, турпоходы в близ лежащий парк или лес.В течении недели здоровья можно провести физкультурный праздник. Физкультурный досуг. Праздник здоровья. При организации активного отдыха для повышения эмоционального фона рекомендуется красочно оформить место его проведения (физкультурный зал, групповая площадка или спортивная), а также использовать музыкальное сопровождение, полезно соблюдать определённые ритуалы (приветствии команд, зрителей, показательных выступлений участников).

Деятельность детей не должна ограничиваться только участием в подвижных играх и физических упражнениях в различных видах трудовой (уход за растениями) и творческой (конкурсы танцев, гимнастов) деятельности.Подготовка к проведению недели здоровья должна осуществляться в процессе всей воспитательной работы с детьми. Однако некоторые игры- аттракционы и простые двигательные задания могут быть предложены детям без предварительного ознакомления (сюрпризный момент). В подготовке к недели здоровья должен участвовать весь педагогический коллектив. Дни недели здоровья могут быть тематическими: «День физкультурника», «День футболиста», «День лыжника» и др.

Тема 18. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Дошкольное образовательное учреждение выполняет многооб­разные функции: с одной стороны, его коллектив уделяет значи­тельное внимание воспитанию двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; с другой — оно осуществляет пропаган­ду физической культуры и спорта, приобщает родителей к актив­ной совместной работе по физическому воспитанию.

На основе рекомендаций педагога родители приобретают физ­культурный инвентарь для занятий (лыжи, коньки, велосипед, городки, серсо, теннис, бадминтон, мячи, скакалки и др.), обо­рудуют у себя дома спортивный уголок, устанавливают тренаже­ры, массажные устройства, оказывают помощь ребенку в освое­нии различных физических упражнений (обучают езде на велоси­педе, катанию на коньках, лыжах и т.п.).

Правильному физическому воспитанию ребенка в семье спо­собствуют знания родителей об особенностях использования про­филактических и коррекционных физических упражнений, под­вижных и спортивных играх, создании дома условий для развития движений ребенка.

Занимаясь с ребенком, родители следят за его самочувствием, регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активно­сти; проводят простейшую диагностику физического и сенсомо-торного развития. Они следят за осанкой, красотой, выразитель­ностью, рациональностью движений малыша.

Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых (мамой, папой, бабушкой, дедушкой). Они не только прививают любовь к физи­ческим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью, по­зволяют родителям и ребенку стать ближе, понять друг друга.

Большую пользу приносят совместные туристские прогулки взрослых и ребенка, походы на лыжах, коньках, игры в городки, теннис, бадминтон, кегли, футбол, хоккей, баскетбол и др. Уча­стие в спортивных праздниках позволяет совершенствовать двига­тельные навыки малыша, формирует его характер, волю, упор­ство, стремление к достижению цели, повышает культуру; улуч­шает микроклимат семьи. Воспитательное значение имеет пример родителей, их отношение к физическим упражнениям, умение тер­пеливо и доброжелательно, но в то же время требовательно обу­чать ребенка определенному движению.

Родители обязаны создать условия, обеспечивающие полноцен­ное физическое развитие ребенка. Они должны активно участво­вать в организации и проведении закаливающих процедур, исполь­зуя при этом естественные факторы природы (солнце, воздух, воду). Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельству­ют, что, выбирая эффективные средства закаливания, необходи­мо останавливаться на тех, которые хорошо и комфортно перено­сит мама ребенка. Специалисты высказывают также мысль о том, что закаливающие процедуры подбираются индивидуально, по­этому родители проводят активное закаливание дома.

Дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании ре­бенка. Для этого организуются уголки для родителей, проводятся открытые занятия, беседы, консультации, рекомендуется список специальной литературы по разнообразным формам организации двигательной деятельности ребенка.

Родителей регулярно информируют о самочувствии, развитии движений ребенка, и вместе с педагогом они решают задачи фи­зического воспитания. Работа с родителями расширяет их педаго­гическую компетентность, повышает заинтересованность семьи в результатах психофизического развития своего ребенка.

Совместные формы работы по физическому воспитанию с родителями. Информационный блок: «Копилка родительской мудрости», тесты, опросники, анкеты

Клуб «Здоровый малыш» — работа коллектива с семьей по подготовке ребенка к новым социальным условиям

Совместные занятия родителей (консультация, обучение)

Оперативная информация (индивидуальные карточки)

Радио-лекторий

Университет «Здоровая семья»

Мониторинг удовлетворенности родителей здоровьем детей

Родительские собрания в нетрадиционной форме: круглый стол, «Педагогическая гостиная», «Дискуссионный клуб для отцов»

Научно-практические конференции

Дни открытых дверей с нетрадиционными подходами и в разнообразных формах

Заключение родительских договоров

Медико-педагогические совещания и советы педагогов с участием родителей

Создание семейного портрета

Создание фонда развития ДОУ

Тема 19

Тема 20. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Развитие и совершенствование всестороннего физического вос­питания ребенка, его воздействие на организм — процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование учебного материа­ла в дошкольных учреждениях имеет огромное значение. Оно пред­полагает распределение физических упражнений и приемов их про­ведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени.

Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами.

Педагог тщательно продумывает систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учиты­вает основные физические принципы — систематичность, после­довательность и т.д.

Важно при планировании учитывать этапы обучения, что обес­печивает систему усвоения программного материала.

В дошкольных учреждениях используются разные формы пла­нирования, цикличное планирование с учетом смены времен года. Наиболее распространено спиралевидное, обеспечивающее посте­пенное усложнение двигательного действия от возраста к возрас­ту, от группы к группе. Оно подчиняется закону отрицания отри­цания, обеспечивающему отмирание примитивных форм движе­ния по мере формирования навыка, появления новых, более ко­ординированных и сложных технических видов движений.

Планируя двигательный материал, необходимо учитывать сле­дующие факторы:

1. Выбор упражнений — это сложный процесс физического воспитания, предопределяющий всестороннее физическое совер­шенствование детей. Планируя, надо учитывать конкретные эко­номико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и от­дыха, особенности врожденного физического развития детей, со­ответствие количества движений и способности ребенка их вы­поднять. Важно, чтобы при этом у ребенка возникали положи­тельные эмоции.

2. Планирование должно гарантировать правильное и своевре­менное выполнение учебно-развивающих, оздоровительных и вос­питательных задач на разных этапах обучения с учетом програм­мных требований, контингента группы, условий работы. Исходя из этого составляется содержание занятий по физическому воспи­танию, избираются методы обучения.

3. Планируется не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, обеспечивающие прочное форми­рование двигательных навыков.

В дошкольных учреждениях составляется годовой план работы, а также план-график для каждой возрастной группы.

Общий годовой план разрабатывается заведующим дошколь­ным учреждением совместно с воспитателем по физическому вос­питанию и всем педагогическим коллективом.

В разделе физического воспитания плана намечаются конкрет­ные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению обучающих задач, методы обучения, оборудование и инвентарь. К примеру, если в общем плане предусматривается повышение квалификации воспитателей в области физического воспитания, то необходимо указать конкретные темы совещаний, семинаров, на которых будут решаться эти вопросы, назвать ответственных за проведение мероприятий, наметить время занятий. В плане нужно указать, какое спортивное оборудование и инвентарь имеются на территории дошкольного образовательного учреждения, что будет приобретено и т.д. В общем плане должны быть отражены и кон­такты детского сада с родителями, их совместная деятельность по улучшению здоровья и всестороннего физического развития детей.

Учебно-воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении — это систематическая, постоянная, четко направ­ленная деятельность. Этим требованиям должна соответствовать и организация занятий по физическому воспитанию. На них дети изучают основные постепенно усложняющиеся движения. Занятия должны проводиться в одни и те же дни недели и часы, что помо­гает формировать у детей определенные привычки, любовь к физи­ческим упражнениям, стремление добиваться лучших результатов.

На занятиях решаются все задачи физического воспитания, сто­ящие перед дошкольным образовательным учреждением, а также специфические задачи. На них должны преобладать элементы, раз­вивающие движения детей, формирующие их осанку (дети учатся правильно стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать, бро­сать, лазать и т.д.).

Тема 20 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Развитие и совершенствование всестороннего физического вос­питания ребенка, его воздействие на организм — процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование учебного материа­ла в дошкольных учреждениях имеет огромное значение. Оно пред­полагает распределение физических упражнений и приемов их про­ведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени.

Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами.

Педагог тщательно продумывает систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учиты­вает основные физические принципы — систематичность, после­довательность и т.д.

Важно при планировании учитывать этапы обучения, что обес­печивает систему усвоения программного материала.

В дошкольных учреждениях используются разные формы пла­нирования, цикличное планирование с учетом смены времен года. Наиболее распространено спиралевидное, обеспечивающее посте­пенное усложнение двигательного действия от возраста к возрас­ту, от группы к группе. Оно подчиняется закону отрицания отри­цания, обеспечивающему отмирание примитивных форм движе­ния по мере формирования навыка, появления новых, более ко­ординированных и сложных технических видов движений.

Планируя двигательный материал, необходимо учитывать сле­дующие факторы:

1. Выбор упражнений — это сложный процесс физического воспитания, предопределяющий всестороннее физическое совер­шенствование детей. Планируя, надо учитывать конкретные эко­номико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и от­дыха, особенности врожденного физического развития детей, со­ответствие количества движений и способности ребенка их вы­полнять. Важно, чтобы при этом у ребенка возникали положи­тельные эмоции.

2. Планирование должно гарантировать правильное и своевре­менное выполнение учебно-развивающих, оздоровительных и вос­питательных задач на разных этапах обучения с учетом програм­мных требований, контингента группы, условий работы. Исходя из этого составляется содержание занятий по физическому воспи­танию, избираются методы обучения.

3. Планируется не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, обеспечивающие прочное форми­рование двигательных навыков.

В дошкольных учреждениях составляется годовой план работы, а также план-график для каждой возрастной группы.

Общий годовой план разрабатывается заведующим дошколь­ным учреждением совместно с воспитателем по физическому вос­питанию и всем педагогическим коллективом.

В разделе физического воспитания плана намечаются конкрет­ные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению обучающих задач, методы обучения, оборудование и инвентарь. К примеру, если в общем плане предусматривается повышение квалификации воспитателей в области физического воспитания, то необходимо указать конкретные темы совещаний, семинаров, на которых будут решаться эти вопросы, назвать ответственных за проведение мероприятий, наметить время занятий. В плане нужно указать, какое спортивное оборудование и инвентарь имеются на территории дошкольного образовательного учреждения, что будет приобретено и т.д. В общем плане должны быть отражены и кон­такты детского сада с родителями, их совместная деятельность по улучшению здоровья и всестороннего физического развития детей.

Учебно-воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении — это систематическая, постоянная, четко направ­ленная деятельность. Этим требованиям должна соответствовать и организация занятий по физическому воспитанию. На них дети изучают основные постепенно усложняющиеся движения. Занятия должны проводиться в одни и те же дни недели и часы, что помо­гает формировать у детей определенные привычки, любовь к физи­ческим упражнениям, стремление добиваться лучших результатов.

На занятиях решаются все задачи физического воспитания, сто­ящие перед дошкольным образовательным учреждением, а также специфические задачи. На них должны преобладать элементы, раз­вивающие движения детей, формирующие их осанку (дети учатся правильно стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать, бро­сать, лазать и т.д.).

Примерное распределение основных движений

 

 

Программный Количество движений по кварталам За год
материал I II III IV
II младшая группа
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие          
2. Прыжки          
3. Броски          
4. Лазание и пролезание          
Средняя группа
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие          
2. Прыжки          
3. Броски          
4. Лазание и пролезание          
Старшая группа
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие          
2. Прыжки          
3. Броски          
4. Лазание и пролезание          
Подготовительная t : школе группа  
1. Ходьба, бег, упражнения на равновесие          
2. Прыжки          
3. Броски          
4. Лазание и пролезание          

Чтобы дети приобрели навыки правильного исполнения основ­ных движений, лучше всего выполнять их не статично, а двигаясь Также очень важно правильно спланировать и распределить про­граммный материал по отдельным занятиям. Наиболее подходя­щим является графическое планирование. В плане-графике целесо­образно использовать способ спирального планирования, т. е. изу­чать одни и те же упражнения на нескольких занятиях подряд и возвращаться к ним спустя месяц, два, три и т.д. На протяжении одного занятия рекомендуется изучить 2—4 упражнения. Состав­лять план-график нужно в соответствии со временем года, учиты­вая сложность упражнения, его воздействие на физическое разви­тие организма. Последовательность упражнений должна соответ­ствовать способности детей их усваивать.

И. Рауцкис предлагает следующий план изучения, закрепления, совершенствования при выполнении физических упражнений (см. табл. 3).

Дети всех возрастных групп лучше всего усваивают упражнения с элементами ходьбы, бега, удержания равновесия, так как про­цесс обучения идет не только во время основной части занятий, но и на протяжении всей деятельности детей, во время разминки, гимнастики. Так, например, можно давать детям задания: ходить, бежать в прямом направлении небольшими группами, всей груп­пой, вереницей, по краям зала. Ходьбу можно чередовать с бегом: по сигналу, рассеявшись по залу, каждый из группы должен най­ти и занять в строю свое место, во время бега можно неожиданно менять направление и т.д.

В плане-графике упражнения программного материала следует излагать так, чтобы в нем были последовательно поставлены все задачи физического воспитания: физическое развитие детского организма, выработка правильной осанки, усвоение упомянутых в программе основных движений, создание условий для свободно­го развития положительных качеств характера у детей. Для дости­жения намеченных целей нужно учить детей преодолевать трудно­сти, считаться с интересами коллектива.

При составлении плана-графика применяются следующие прин­ципы:

1. Подбирать упражнения дня каждого занятия таким образом, чтобы они развивали основные группы мышц: рук, плеч, поясни­цы, брюшного пресса, ног.

2. Выполняя эти упражнения, дети должны получать необходи­мую физическую нагрузку.

3. Упражнения подбираются так, чтобы сложные, трудные чере­довались с более легкими. После статичных, не динамичных упраж­нений предусмотреть выполнение более динамичных и подвижных.


В плане-графике должно предусматриваться психофизиологи­ческое назначение отдельных упражнений, уровень их освоения и возможность их правильного исполнения.

Все упражнения одного занятия обозначаются буквами: у — учить (упражнение выполняется впервые), я — повторить (упражнение повторяется точно так же, как на прошедшем занятии), с — со­вершенствовать (упражнение повторяется, но с некоторыми ус­ложнениями. К примеру, если изучалась ходьба по гимнастичес­кой скамейке, то, совершенствуя это упражнение, можно детям предложить пройти по скамейке с мешочком песка на голове).

В плане-графике предусматривается, что одна часть занятия от­водится на обучение упражнению, а остальные — на его повторе­ние и закрепление. Указанные подвижные игры должны подби­раться в соответствии с содержанием и активностью упражнений, направляемых на обучение основным движениям. Если на занятии выполняются упражнения, требующие от детей большой нагруз­ки, то затем подбирается игра более спокойного характера. И на­против — после упражнений, имеющих статичный характер, вы­бирается более подвижная игра. Игры также обозначаются буква­ми: у, п, с.

Предложенное нами планирование программного материала физического воспитания детей является всего лишь образцом, по­могающим получить представление об учебном процессе по изуче­нию детьми основных движений. Воспитатель должен составить план творчески, в соответствии с конкретными условиями работы.

В календарном плане излагаются мероприятия по физическому воспитанию детей на каждый день недели с утра до вечера. В нем указываются те упражнения, которые в течение текущей недели дети будут выполнять во время утренней гимнастики, а также рас­крывается содержание занятий по физическому воспитанию, ха­рактер подвижных игр, применяемых во время прогулки; называ­ются вспомогательные средства и игрушки, с которыми дети во время прогулки будут играть в подвижные игры самостоятельно. В плане должно быть отражено, в какие дни будут изучаться, а впоследствии и совершенствоваться основные движения, а также перечислены мероприятия по работе с родителями: тематические беседы о физическом развитии и подготовке детей к школе, об укреплении их здоровья в детском саду и дома и т.п.

В календарном плане также делается пометка о том, какой ком­плекс утренней гимнастики назначается на данную неделю. Из­лагается краткое содержание комплекса упражнений (если со­держание комплексов воспитатель записывает в отдельной тетра­ди, то в журнале указывается только номер комплекса и дата его выполнения).

Д. В.Хухлаева предлагает разрабатывать план работы на неделю по следующей форме:

 

Формы работы, виды деятельности Дни недели
    Поне­дельник Втор­ник Среда Чет­верг Пят­ница Суб­бота Воскре­сенье
1...................... 2...................... 3...................... Содержание работы и время в мин

В первой графе записываются все формы работы по физической культуре на каждый день (включая субботу и воскресенье) с утра до вечера, не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Утром (до завтрака) планируются подвижные игры со всей груп­пой, индивидуальные занятия и самостоятельная двигательная деятельность ребенка. На каждый день недели записывается назва­ние подвижных игр, упражнений, физкультурный инвентарь, ко­торый будет использоваться ребенком в самостоятельной двига­тельной деятельности; обозначается комплекс утренней гимна­стики, намечаемый на данную неделю.

При планировании физкультурных занятий указываются зада­чи, которые решаются в основной части, и перечисляются упраж­нения. При планировании основных движений выделяются веду­щие и сопутствующие ему. Продумывается также сочетание основ­ных движений, которое наиболее разнообразно воздействовало бы на мышечные группы, например, упражнения в метании целесо­образно сочетать с прыжковыми упражнениями и т.д.

При планировании подвижных игр учитываются психофизи­ческие качества, развиваемые в них.

Педагог планирует физкультминутки как на занятиях, требую­щих высокой умственной активности от ребенка (рисования, ма­тематики и т.д.), так и в перерыве между ними.

На дневной прогулке указываются названия подвижных игр, задачи и содержание физических, спортивных упражнений и игр. В соответствии со временем года планируется езда на вело­сипеде и игры с мячом, городки, серсо, катание на лыжах, санках, коньках и т.д. В календарном плане записывается, на­пример: совершенствовать игру в городки; повторить броски мяча в корзину и т.д.

Для лучшего усвоения спортивных упражнений И.Рауцкис ре­комендует записывать в специальные тетради их развернутый план. В нем указываются, в порядке очередности, выполняемые в дан­ный день упражнения.

у по физическому воспитанию планируют в связи с дру­гими видами деятельности.

На прогулках планируется вид подвижных игр, содержание фи­зических упражнений, физкультурный инвентарь для самостоятель­ной двигательной деятельности.

После дневного сна проводятся закаливающие процедуры, воз­душные ванны, обливание ног, душ (в плане указывают темпера­туру воздуха, воды, длительность мероприятия и номер его плана-конспекта), а также ежедневные физические упражнения.

После полдника предусматриваются подвижные самостоятель­ные игры и упражнения, физкультурный досуг.

Вечером в круглосуточных группах и в семье планируются под­вижные игры и самостоятельная двигательная деятельность ребен­ка. В плане производится соответствующая запись, включающая рекомендации для родителей.

Планируется индивидуальная работа, рекомендации для роди­телей на субботу и воскресенье.

На основе плана на неделю составляются планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и других форм работы по физическому воспитанию.

В учебных целях Д.В.Хухлаева предлагает развернутые планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, под­вижных игр[4].

План-конспект физкультурного занятия составляется следую­щим образом:

План-конспект физкультурного занятия для детей группы детского сада

Дата проведения _____________

Время проведения ____________

Место проведения__ *_________

Количество детей_____________

Физкультурный инвентарь, атрибуты, игрушки (перечень и количе­ство)

Задачи занятия_________

вание метания на дальность правой рукой (замах)». При этом в скобках указывается, на какой элемент техники упражнения обра­щается внимание на данном занятии. После разучивания с детьми основных элементов техники физического упражнения предусмат­ривается закрепление двигательного навыка. И задачу занятия тог­да записывают следующим образом: «Закрепление прыжка в дли­ну с места». Если навык закрепляется в игровой форме, в скобках указывается название подвижной игры.

На физкультурных занятиях развиваются в той или иной степе­ни все психофизические качества (ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость), но для каждого тре­буются особые условия и своеобразная методика проведения уп­ражнений и подвижных игр. Как правило, на одном занятии раз­вивается в большей степени какое-либо одно психофизическое качество, поэтому особое внимание на этом занятии обращается на данное качество (например, ловкость) и соответствующим об­разом создаются условия, продумывается методика проведения физических упражнений. Задачу занятия при этом записывают так: «Развитие ловкости ("Ловишки с ленточками")» или «Развитие быстроты ("Ловишки")».

Наряду с главными задачами в процессе занятий решаются и многие другие, но они не фиксируются в плане-конспекте.

Воспитательные задачи записывают в том случае, если педагог считает необходимым обратить на них особое внимание (напри­мер: «Воспитание смелости»).

Содержание занятия и методика его проведения записываются по форме:

 

Части и содержание занятия (название упражнения) Дозировка Темп Дыхание Организа- ционно- методиче- ские указания Примечания
           

Задачи фиксируются только те, которые решаются в основной части занятия. Формулировать их надо кратко и конкретно. Снача­ла записывают образовательные задачи. Например, если включено новое упражнение (метание), то задачу записывают так: «Разучи-

В графе «Части и содержание занятия» записывают названия частей занятия (вводная, основная, заключительная) и физи­ческие упражнения в той последовательности, в которой они будут даны на занятии. Если в занятие включается подвижная игра, то записывают ее название («Ловишки», «Хитрая лиса») и указывают физические упражнения, которые входят в нее (бег и др.). Описание общеразвивающих упражнений ведется по пра­вилам, принятым в гимнастике. Четкая запись позволяет эконо­мить время.

В графе «Дозировка» обозначается количество повторений уп­ражнений (6 раз) или время, отводимое на выполнение упражне­ний (40 с), или расстояние для ходьбы, бега (10 м).

В графе «Темп» указывается темп выполнения упражнений (мед­ленный, быстрый); если упражнение выполняется в умеренном темпе, то слово «умеренный» не записывают.

При подготовке воспитателя к проведению занятия для откры­того просмотра нужно подробно записывать методику проведения физических упражнений.

В графе «Примечания» следует предусмотреть все изменения, которые могут произойти во время занятия, например: увеличе­ние или уменьшение нагрузки в связи с повышением или пони­жением температуры воздуха.

После проведения физкультурного занятия нужно записать из­менения, которые произошли в ходе этого занятия, и указать их причину, а также зафиксировать замечания, пожелания, которые следует учесть при составлении плана-конспекта следующего за­нятия.

Правила записи физических упражнений. При подготовке к физ­культурным занятиям, утренней гимнастике воспитатель записы­вает в планах-конспектах названия физических упражнений, на­пример: построение в одну шеренгу, в колонну по одному; ходьба на носках; прыжки в высоту с места; метание на дальность способом «из-за спины через плечо» и т.д.

При записи общеразвивающих упражнений надо указать назва­ние упражнения (если оно имеется), исходное положение (для ту­ловища, ног, рук), название движения, направление его и конеч­ное положение.

Исходное положение пишется сокращенно — и.п., цифрами обозначается счет.

Например: «Растягивание резинки». И.п.: ноги врозь на ширине стопы, руки перед грудью. 1 — руки в стороны; 2 — и. п.

Для краткости принято йе указывать некоторые положения, движения и их детали. Опускаются следующие слова: «туловище» — при наклонах; «нога» — при выставлении ее на носок; «ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; «ладони вниз» — в положении руки в стороны, влево (вправо); «носки (но­сок) оттянуть», «поднять», «опустить», «выставить» — при дви­жении ног, рук; «вперед», «спереди» — при указании направле­ния, если оно выполняется кратчайшим, единственно возмож­ным путем; «прогнувшись» — если техника выполнения предоп­ределяет это положение; «хват сверху» — как наиболее распрост­раненный; «дугами вперед» — если руки поднимаются или опус­каются движением вперед.

Путь рук, ног и туловища указывается лишь в тех случаях, ког­да движение выполняется не кратчайшим путем. Исходное поло­жение обозначается только в начале упражнения. Не записываются положения ног, носков, рук, ладоней, если они соответствуют установленному стилю. Если исходное положение ног — основная стойка, а положение рук иное, то указывается только положение рук (например, руки на поясе). Если исходное положение рук — основная стойка, а ног другое, то обозначается только положение ног (например, стойка — ноги врозь).

Некоторые термины пишутся сокращенно: основная стойка — о.с; правая рука (нога) — пр. рука (нога); левая рука (нога) — лев. рука (нога).

При записи нескольких движений, выполняемых одновремен­но, сначала указывают основное движение (туловища, ног), затем остальные (сгибая правую, наклон влево, руки вверх). Несколько движений, выполняемых не одновременно (хотя бы и на один счет), записывают в той последовательности, в которой они протекают. Если движение сочетается с другим не на всем протяжении, но выполняется слитно, то надо записывать элементы один за дру­гим, соединяя союзом «и» (наклон, прогнувшись, руки в стороны и поворот головы вправо). Если движения выполняются одновре­менно, то следует применять предлог «с» (наклон, прогнувшись, руки в стороны с поворотом головы вправо).

Когда движение выполняется не в обычном стиле (резко, стре­мительно, расслабленно, мягко, плавно и т.д.), то это должно быть отражено в записи (например, руки плавно в стороны, кисти расслаблены).

Правила записи физических упражнений должны выполняться независимо от того, для какой возрастной группы воспитатель со­ставляет план-конспект физкультурного занятия, утренней гим­настики и других форм работы по физическому воспитанию.

 


[1] Змановский Ю.В. «Воспитаем детей здоровыми»/ Ю.В. Змановский

[2] Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет./ Э. Я. Степаненкова. — М.: «Мозаика-Синтез», 2006.

 

[3] См.: Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. — Орел, 1994.

[4] См.: Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1985. — С. 204—208.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: