Тема: Управление качеством проекта

 

1. Планирование качества проекта

2. Процесс обеспечения качества

3. Процесс контроля качества

 

Согласно PMBOK, целью любого проекта является удовлетворение требований участников проекта [9]. Обеспечение данной цели достигается путем обеспечения качества проекта.

Качество - это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Примеры качества: готовность, безотказность, безопасность, надежность.

Управление качеством (в рамках управления проектом) - это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований участников проекта к качеству самого проекта и его продукции. Как самостоятельная область профессиональной деятельности, управление качеством имеет собственные стандарты, к которым относятся:

· ISO9000 - стандарт для обеспечения качества результатов проектов;

· ISO10006 - стандарт регламентирует качество осуществления процессов управления проектами.

Стандарты ISO 9000 имеют самое широкое распространение в мире стандартов по системам качества. С 1 января 2002 года введена новая редакция стандартов ИСО 9000:2000:

· ИСО 9001. Система менеджмента качества. Требования;

· ИСО 9004. Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия.

Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 9000:2000:

· ориентация деятельности Компании на клиента;

· управляемость и наблюдаемость всех процессов Компании;

· вовлечение и мотивация персонала;

· процессное представление всех видов деятельности;

· системный подход к управлению;

· непрерывное совершенствование системы менеджмента качества (СМК);

· достоверность информации для управленческих решений;

· взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Стандарт ISO10006 имеет название "Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами". Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 10006:1997:

· ориентация деятельности Компании на клиента;

· ответственность руководства за создание благоприятной среды в отношении качества и непрерывное совершенствование СМК;

· представление проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов;

· сфокусированность на качестве продуктов и услуг как на необходимом условии соответствия целям проекта;

· процессное представление всех видов деятельности;

· системный подход к управлению проекта в целом.

Основными процессами управления проектами по стандарту ISO 10006:1997 являются процессы определения стратегии, процессы управления взаимосвязями в проекте, процессы управления реализацией проекта, включающие управление предметной областью, управление сроками, управление затратами, управление ресурсами, управление персоналом, управление информацией, управление рисками, управление материально-техническим снабжением.

Управление качеством проекта осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта. На рис. 8.1 представлены стадии управления качеством проекта.

Стадия "Концепция". На этой стадии определяется политика и стратегия для обеспечения качества разрабатываемого продукта, удовлетворяющего ожидаемым запросам потребителя. "Концепция" имеет следующие разделы:

· Политика и стратегия качества;

· Общие требования и принципы обеспечения качества;

· Стандарты, нормы и правила;

· Интеграция функций обеспечения качества;

· Требования к системе управления качеством.

Стадия планирования. На стадии планирования качества определяются стандарты, которые следует использовать, чтобы содержание проекта оправдывало ожидания участников проекта. Планирование качества включает как идентификацию этих стандартов, так и поиск путей их реализации. Ниже перечислены основные задачи стадии планирования:

· определение показателей оценки качества;

· определение технических спецификаций;

· описание процедур управления качеством;

· составление списка объектов контроля;

· выбор методов и средств оценки качества;

· описание связей с другими процессами;

· разработка плана управления качеством.

Стадия организации. Стадии организации контроля качества предполагает создание необходимых и достаточных организационных, технических, финансовых и др. условий для обеспечения выполнения требований к качеству проекта и продукции проекта и возможностей их удовлетворения.


Рис. 8.1. Стадии процесса управления качеством

 

Стадия контроля. Контроль качества заключается в определении соответствия результатов проекта стандартам качества и причин нарушения такого соответствия.

Стадии регулирования и анализа. Стадия осуществления контроля качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления фактического соответствия определенным ранее требованиям.

· Сравнение фактических результатов проекта с требованиями.

· Анализ прогресса качества в проекте на протяжении его жизненного цикла.

· Формирование списка отклонений.

· Корректирующие действия.

· Документирование изменений.

Стадия завершения. На стадии завершения выполняются сводная оценка качества результатов проекта, завершающая приемка, составление списка претензий по качеству, разрешение конфликтов и споров, оформление документации, анализ опыта и полученных уроков по управлению качеством.

Основными процессами обеспечения качества проекта являются планирование качества, его обеспечение и контроль. Связь этих процессов, их входы и выходы представлены на рис. 8.2.

 


Рис. 8.2. Связь процессов управления качеством проекта

Планирование качества проекта

Планирование качества - процесс определения того, какие из стандартов качества относятся к данному проекту и как их удовлетворить [ 9 ].

Планирование качества осуществляется как часть планирования проекта и выполняется совместно руководителем проекта, архитектором проекта и ответственным за качество проекта. В план управления качеством включаются работы, выполнение которых обеспечивает качество результатов проекта. Одной из главных составляющих плана управления качеством IT-проектов, является план проведения тестирования. Пример формы плана тестирования представлен на рис. 8.3.

 


Рис. 8.3. Пример формы плана тестирования

 

План по качеству должен определять, как в проекте будет обеспечено качество выполнения работ с позиции организационной структуры, ресурсов, методического обеспечения. На стадии планирования качества рекомендуется разработать документы, регламентирующие действия по контролю качества управления проектом (форму отчетности по выполнению проекта, анкеты мониторинга проекта) и процедуры управления качеством, например контроль качества результатов проекта, контроль качества документов проекта, утверждение документов проекта, подготовка и проведение контроля проекта. Для контроля качества документов проекта в плане по качеству следует определить список лиц, согласующих и утверждающих каждый документ проекта, сроки и форму их согласования. Пример плана согласования документа приведен на рис. 8.4.

 


Рис. 8.4. Пример плана согласования документа

 

На IT-проектах вводится множество специфических терминов, поэтому в план контроля качества проекта необходимо включать разработку и согласование глоссария проекта. Глоссарий проекта представляет собой структурированный список всех терминов и определений проекта, а также используемых аббревиатур с кратким описанием их смысла. Как правило, Руководитель группы управления качеством отвечает за пополнение и работу с Глоссарием проекта на основании поступающих документов. Проверка глоссариев документов проводится в рамках времени, отведенного на общий контроль качества документов. Пример формы Глоссария представлен на рис. 8.5.

 


Рис. 8.5. Пример формы Глоссария

 

Планирование качества начинается с определения целей качества проекта, политик и стандартов, относящихся к содержанию проекта. Потом определяются действия и обязанности членов команды, выполнение которых необходимо для достижения целей и соблюдения стандартов. Результат планирования качества представляется в форме планов обеспечения качества и процессов управления, обеспечивающих выполнение этих планов, и достигается путем синхронизации с основными (планирование содержания, расписания, стоимости) и вспомогательными (планирование рисков, команды) процессами планирования.

Входная информация процесса планирования качества [9]

Факторы внешней среды предприятия - правила, стандарты и предписания, свойственные определенным областям приложения.

Активы организационного процесса - политика в области качества, принятая на предприятии, процедуры и предписания, базы данных и накопленные знания из предыдущих проектов.

План управления проектом обеспечивает интеграцию процесса планирования качества с другими процессами планирования.

Описание содержания проекта является ключевым входом для планирования качества, так как оно содержит описание главных результатов поставки проекта, целей проекта, критериев приемки и пороговых величин значения стоимости, времени или ресурсов. Критерии приемки включают в себя требования к исполнению проекта и могут существенным образом повлиять на его стоимость.

Планирование качества: инструменты и методы

Задача инструментов планирования качества - сделать процессы управления проектом предсказуемыми. Для планирования качества проекта рекомендуется использовать нижеследующие методы.

Программа обеспечения качеством - план действий, обеспечивающий соответствие фактического качества проекта запланированному качеству [ 11 ]. На рис. 8.6 представлен пример фрагмента программы обеспечения качества.


Рис. 8.6. Пример фрагмента программы обеспечения качества

 

Разработка программы начинается с подготовки исходной информации, включающей политики и процедуры компании в области качества, требования Заказчика, описание содержания проекта и ИСР. В политике обеспечения качества обычно излагаются способы управления качеством - процедуры обеспечения качества, принятые компанией. Основой для создания программы качества является ИСР. Программа качества для пакетов работ проекта получается путем суммирования программ обеспечения качества для всех элементов этого пакета, программа проекта - путем суммирования программ пакетов работ. Для измерения ожиданий Заказчика устанавливают стандарты качества (рис. 8.6, столбец 3). Стандарты могут быть международными, национальными или корпоративными. После того как стандарты качества установлены, нужно определить задачи, решение которых обеспечит соответствие стандартам (рис. 8.6, столбец 4), далее закрепляется ответственность за выполнение намеченных работ и сроки их исполнения.

Как правило, работы по обеспечению качества не включаются в ИСР проекта и не попадают в матрицу ответственности и расписание проекта, а следовательно, не включаются в бюджет проекта, что приводит в дальнейшем либо к удорожанию проекта, либо к снижению запланированного качества. Разработка программы качества направлена на предотвращение этих проблем.

Программа обеспечения качества проекта, имеющая форму таблицы, дает высокую степень наглядности работ, обеспечивающих запланированное качество выполнения требований Заказчика. Недостатком данного инструмента является его сложность для команд, не привыкших к использованию стандартов.

Анализ выгод и затрат. Цель метода - выдержать необходимое соотношение между доходами и затратами в проекте. Обеспечение качества проекта, несомненно, приводит к дополнительным расходам, поэтому для каждого предложенного метода обеспечения качества необходимо анализировать коэффициент рентабельности. На рис. 8.7 представлен выбор оптимальной пропорции затрат на профилактику дефектов и устранение дефектов [ 10 ].


Рис. 8.7. Соотношение затрат и выгод в обеспечении качества

 

В таблице 8.1 приведены примеры затрат на обеспечение качества.

 

Таблица 8.1. Перечень статей затрат

Затраты на профилактику Затраты на устранение дефектов
Дополнительное планирование Приведение функционала в соответствие с бизнес-процессами Заказчика
Теоретическое и практическое обучение команды и участников проекта Доработка
Инспекция и тестирование внутренних и внешних результатов поставки проекта Устранение ошибок
Усовершенствование проекта для обеспечения качества Юридические проблемы, вызванные несоблюдением условий по качеству
Персонал для обеспечения качества Обязательства, связанные с дефектом
План обеспечения качества и его выполнение Организация и проведение повторного интеграционного тестирования

Бенчмаркинг включает в себя сопоставление действующего или планируемого проекта с другими проектами с целью выработать идеи для повышения качества исполнения проекта.

Планирование экспериментов - статистический метод, позволяющий определить факторы, которые оказывают влияние на определенные переменные величины продукта или процесса.

Стоимость качества - совокупная стоимость всех действий, направленных на повышение качества продукта или услуги и обеспечение их соответствия определенным требованиям, а также на предупреждение факторов, способных вызвать снижение качества продукта или услуги и их несоответствие требованиям (доработка).

Планирование качества: выходы

План управления качеством - описание того, каким образом команда управления проектом будет осуществлять политику исполняющей организации в области качества. В зависимости от потребностей проекта план управления качеством может быть очень подробным или обобщенным. В таблице 8.2 представлен пример фрагмента плана обеспечения качества проекта [ 13 ].

 

Таблица 8.2. План обеспечения качества проекта

Мероприятия по обеспечению качества проекта График исполнения (в неделях)
                                                       
1. Анализ требований результатов проекта                                                      
2. Выбор и утверждение стандартов выполнения проекта                                                      
3. Разработка и утверждение плана управления рисками проекта                                                      
4. Задачи обеспечения качества
4.1. Разработка и утверждение процедуры управления проблемами (отклонениями) в проекте                                                      
4.2. Мониторинг статуса рисков и проблем проекта      
4.3. Совещания рабочей группы проекта (еженедельно)
4.4. Рецензирование и утверждение проектных документов, передаваемых Заказчику                      
4.4.1. Рецензирование и утверждение технического задания                                                      
4.4.2. Рецензирование и утверждение технического проекта                                                    
4.4.3. Рецензирование и утверждение других документов                                                    
4.5. Совещание по анализу результатов этапа проекта
5. Задачи организации и тестирования испытаний                                      
5.1. Разработка и утверждение методики испытаний и тестирования ИС                                                    
5.2. Разработка и утверждение плана испытаний                                                      
5.3. Разработка и утверждение отчета по результатам испытаний и тестирования                                                    
5.4. Подготовка и утверждение акта приемки ИС                                                      
6. Внутренние и внешние аудиты проекта    
6.1. Внутренние аудиты    
6.2.1. Аудит фазы инициации проекта (в соответствии стандарту компании по управлению проектами)                                                    
6.2.2. Аудит фазы выполнения проекта (в соответствии стандарту компании по управлению проектами)                                                      
6.1.3. Аудит фазы завершения проекта (в соответствии стандарту компании по управлению проектами)                                                      
6.2. Внешние аудиты                                                  
6.2.1. Аудит представителями поставщика ИС по выполнению методологии внедрения ИС                                                      
6.2.2. Аудит хода выполнения проекта представителями Заказчика                                                      
7. Подготовка и утверждение отчета о выполненном проекте или этапе проекта                                                      

Мероприятия по обеспечению качества должны быть разработаны в самом начале проекта и проводиться на основе независимых экспертных оценок.

Контрольные списки процедур контроля качества - структурированный документ, который используется для подтверждения выполнения всех намеченных операций. Такие списки позволяют убедиться в правильной последовательности действий в часто выполняемых задачах. Контрольные списки качества используются в процессе контроля качества.

Базовый план по качеству содержит требования к качеству данного проекта и служит основой для оценки и составления отчетов по исполнению требований качества.

План управления проектом (обновления). Обновление плана происходит вследствие добавления к нему вспомогательного плана управления качеством. Запрошенные изменения подвергаются экспертной оценке и вносятся в соответствующие планы в процессе общего управления изменениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: