Ньютон Эйклиф: позитивный опыт развития моногорода

 

Сахранов Виктор Романович

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Южный федеральный университет»
ул. Большая Садовая, д. 10542, г. Ростов-на-Дону. Россия,
e-mail: vicsakhranov@ya.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс возникновения и успешного развития искусственно созданного послевоенного английского моногорода Ньютон Эйклиф. задуманного как региональный промышленный центр'. Определяются предпосылки успешного развития и положительный опыт, с целью возможности применения его для развития городов аналогичного типа.

Ключевые слова: моногород, малый город, промышленность, занятость.

 

Newton Aycliffe: positive experience of the development of a monotown

 

Sakhranov Victor Romanovich

 

Federal state autonomous educational institution of higher professional education
«Southern federal university», Bolshaya Sadovaya St., 105/42, Rostov-on-Don, Russia,

e-mail: vicsakhranov@ya.ru

 

Abstract. The article, deals with the process of the emergence and successful development of the artificially created post-war English monotown Newton Aycliffe, conceived as a regional industrial center. The prerequisites for successful development and positive experience are determined with the aim of using it for the development1 of towns of a similar type.

Keywords: monotown, small town, industry, employment.

 

Ньютон Эйклиф - небольшой город в Северо-Восточной Англии в графстве Дарем, с населением около 26 тысяч человек, основанный в 1947 году. [2] Опыт такого небольшого, но благополучного города является весьма интересным с точки зрения развития; малых городов, моногородов, что является актуальным не только для Российской Федерации в целом, но и для Ростовской области в частности, так как здесь имеется большое количество малых, депрессивных городов, которые нуждаются в позитивном опыте развития. Кроме, того, данный пример интересен с Точки зрения формирования новых городов, искусственным, директивным методом.

Целью исследования является изучение опыта создания нового города-и его развития примере Ньютон Эйклифа.

Ранее на месте Ньютон Эйклифа располагались бедные сельскохозяйственные угодья, болота, а позднее, во время Второй Мировой Войны, военные заводы по производству боеприпасов. Кроме того, вблизи места, где сегодня располагается город, проходила; первая общественная железнодорожная линия, осуществляющая пассажирские перевозки, которая была построена еще в 1825 году. Перевозки осуществлялись паровыми локомотивами. Все Ото весьма символично, ведь именно в этом месте будут производиться одни из самых современных в мире поездов. Для этого места все изменилось в 1946 году, когда Парламентом Великобритании был принят закон «О новых городах 1946 года».[6] Смысл данного закона заключался в том, что правительство наделялось полномочиями по созданию новых городов и осуществлению контроля их развития через специально созданные государственные корпорации, которые, несли ответственность за судьбу новых городов.

Руководство таких корпораций назначалось правительством. Их основной задачей была выработка генерального плана, в соответствии с которым закладывалось строительство жилья, офисных помещений, промышленных предприятий, транспортной инфраструктуры, общественных пространств. Целью закона являлось восстановление разоренных либо опустевших за время Второй Мировой Войны городов. Новые города строились по плану и должны были соответствовать нескольким пунктам:

· население нового города не должно было превышать 60 ООО человек;

· новые города должны находиться как можно дальше от уже существующих;

· в них должна была доминировать частная застройка;

· дома должны были строиться в окрестностях школ, детских садов, предприятий общественного питания и магазинов, торгующих предметами первой необходимости и основными продуктами питания;

· должен был соблюдаться четкий баланс между количеством населения и рабочих мест.

Автор концепции строительства новых городов. после Второй Мировой Войны, лорд Беверидж, даже поселился в городе Ньютон Эйклиф; после его создания, так как Считал это место идеальным для строительства нового города й жизни. [6]

После начала формирования нового города, бывшие военные заводы по производству боеприпасов были переформатированы под промышленные предприятия. Ньютон Эйклиф стал локомотивом программы «социального государства». Концепция предусматривала город, в котором классы не будут основным элементом отличия людей за счет того, что все будут жить друг с другом по соседству.

В разный период времени здесь располагались различные промышленные предприятия, которые всегда были основным источником рабочих мест для жителей‘ города и его окрестностей.

На сегодняшний день промышленный сектор Ньютон Эйклифа представлен такими предприятиями как: Flymo (предприятие по производству газонокосилок, принадлежащее шведской Husqvarna АВ (подразделение Electrolux), ЗМ (завод по производству, респираторов для безопасности работников (с использованием лазерных технологий)), ЕЬас (предприятие, которое разрабатывает и производит осушители воздуха, кулеры для воды, отопительное оборудование, морозильные камеры и стиральные машины (стоит отметить, что данная компания возникла непосредственно в Ньютон Эйклифе)), Ineoif (завод по производству химических веществ), Gestamp Tallent (завод по производству продукции из; стали, являющийся крупнейшим и имеющим шесть подразделений. Это предприятие дает городу только напрямую более 1 400 рабочих мест, а ближайшее запланированное расширение добавит еще около 150. Что примечательно,- более 70 % продукции; экспортируется из Великобритании), RF Micro Devices (производство микросхем для беспроводной и широкополосной связи). Кроме того, в 2015 году здесь открылся завод Hitachi Railf: специализирующийся на сборке высокоскоростных поездов. Это предприятие дало новый толчок развитию города. Одних только рабочих мест предприятие дало около 1000. Предприятие иол ноет ыо самостоятельно производит детали и осуществляет сборку по японской технологии. Стоит отметить, что сейчас предприятие полностью работает на британский рынок, по условиям контракта оно должно поставить 122 единицы поездов для нужд Великобритании, однако в планах более 1 500 единиц поездов для рынков разных: стран к 2020 году. Завод, по замыслу инвесторов, должен стать площадкой для проникновения на рынок Европы. Помимо прочего, здесь же осуществляется и техническое обслуживание поездов. И еще одно преимущество подобных крупных предприятий: за счет того, что для подобного производства требуется значительное количество деталей и материалов, предприятие вынуждено искать их поставщиков, на примере Hitachi Rail мы можем увидеть, что благодаря этому увеличилось количество рабочих мест на соседних предприятиях-поставщиках, базирующихся в городе, а именно постаавщики стекла и подшипников. [1][3]

Как мы можем видеть, несмотря на столь скромное количество населения, город является крупным региональным промышленным центром, с большим количеством рабочих мест, которые занимают как жители самого города и близлежащих окраин, гак и относительно отдаленных поселений. Все это благодаря превосходной транспортной доступности и крупным предприятиям.

Следствием благополучного.экономического развития стало повышение: предпринимательской активности, для которой здесь имеется достаточная инфраструктура. К примеру, в Ньютон Эйклифе имеется Бизнес-Парк, который объединяет местных предпринимателей, дает им пространство для работы и установления деловых связей. Кроме того, городской совет предоставляет возможность софинансирования расходов на предпринимательскую деятельность. [4]

Также Ньютон Эйклиф является транспортным центром региона: неподалеку здесь проходит автомобильная трасса А1, связывающая столицы Англии и Шотландии, несколько трасс регионального значения (А167 и А689), ходят междугородние автобусы, имеется крупный распределительный центр, через город проходит железнодорожная линия «Tees Valley line».

Рассмотрим, каким образом были достигнуты столь значимые успехи.

Изначально для города было выбрано весьма удачное место и,-; несмотря ; на то, что город строился с нуля — здесь уже имелась определенная инфраструктура: железная дорога, автомобильная трасса, небольшие поселения, заводы. Город с самого начала был в центре внимания правительства и получал хорошее финансирование, которое было направлено на создание промышленного кластера, основной инфраструктуры для человеческой жизнедеятельности, благоустройства. Город изначально строился по грамотному генеральному плану, развивался постепенно. Так основные промышленные предприятия города заложили основу на десятилетия вперед. [4]

Однако стремительный рост сменился стагнацией в 80-х годах. Связано это было с закрытием ряда крупных предприятий и торговых Организаций. В 90-е ситуация изменилась некоторые предприятия расширились, другие — вложили средства в качественное развитие производства. В город начали поступать в крупных объемах инвестиции, в особенности японские (одна компаний Fujitsu вложила в свой завод 300 миллионов фунтов стерлингов). [4]

Каким образом удалось привлечь предприятия и потенциальных работников в город, которого еще несколько лет назад не существовала на карте Великобритании? Основная причина успеха заключается в Том, что правительство Великобритании для каждого отдельного города создало специальную организацию - корпорацию развития, которая; непосредственно занималась развитием только одного конкретного города. Таким корпорациям были переданы широкие полномочия, в том числе и в сфере налогов и нормотворчества, что позволяло максимально быстро реагировать на возникающие сложности и корректировать условия с целью создания наиболее благоприятного инвестиционного климата. Кроме того, за счет правительства Великобритании были построены жилые дома для сотрудников предприятий, вся транспортная и социально- культурная инфраструктура. Инвесторы и предприятия получали привлекательные условия в таких новых городах, в особенности за счет того, что они имели непосредственную связь с лицами, принимающими решения (руководство корпораций развития).

Таким образом, новые города предлагали гражданам уже готовое жилье, всю необходимую инфраструктуру и рабочие места (что для послевоенного периода было особенно важно), а инвесторам выгодные условия ведения бизнеса и необходимую рабочую силу. Благодаря атому, Ньютон Эйклиф не являясь самым крупным городом в регионе, консолидирует вокруг себя более 250 предприятий разного уровня - здесь создан целый промышленный кластер со своей инфраструктурой, что привлекает новые предприятия, даже; такие крупные, как Hitachi Rail. Создание подобный предприятий способствует и дальнейшему развитию кластера, формированию производственных цепочек. Часть предприятий работают и на экспорт, некоторые даже включены в производственную цепочку компании Nissan. Кроме того, по мере развития города, он стал, помимо промышленного и торговым центром (торговый кластер здесь представлен: Эйклифским торговым центром, включающим в себя более 60 единиц различных торговых площадок; Темза Центром — торгово-офисный центр, в котором располагаются 12 организаций; гипермаркетом Tesco). [415]

Кроме промышленных, офисных и торговых пространств, в городе достаточно много, учитывая его размеры, пространств общественных. Так, здесь есть современный молодежный общественный центр, центральный городской парк, центральный концертный зал, трехэтажный фитнес-центр «Lifestyle Fitness» и досугово-развлекательный центр, который занимает значительную часть центра города и приносит ощутимую выгоду городскому бюджету. Стоит отметить, что большая часть из перечисленных общественных пространств были реализованы за счет привлечения частных инвестиций. Основные инвесторы — предприятия, базирующиеся в Ньютон Эйклиф.

Жилищное строительство в городе представлено в основном одно- двухэтажными домами (изначально город задумывался под частную застройку, с целью обеспечения каждой семьи своим домом и участком), за счет этого в городе много пространства в районах. Этому; способствует и ландшафт. На сегодняшний день жилищное строительство идет достаточно активно, для малого города.

Что касается образования, то здесь существуют как: государственные, так и частные образовательные учреждения. Помимо традиционных школ (начальная и две средине школы), образование в Ньютон Эйклифе представлено Академией Вудхэма (ранее в Технологический колледж), Гринфилдским колледжем общественных коммуникаций и искусств (академия и колледж оцениваются национальной системой образования как хорошие (группа 2) и имеющие потенциал для. роста качества образования), а также Университетским техническим колледжем Южного Дарема. Что касается последнего, то он служит кузницей кадров для промышленного кластера Ньютон Эйклифа, предприятия его постоянно спонсируют, проводят различные конкурсы для студентов технических специальностей. Все это положительно способствует сдерживанию потока молодежи. Кроме того, в городе есть тренииг-црнтры, которые оказывают услуги по повышению бизнес и лидерских качеств (такие центры находятся в бизнес-парке, они включены в бизнес процессы). В образовательных целях в город приезжают из соседней округи, однако часть молодежи все же уезжает из города для получения образования в более крупных образовательных учреждениях, в том числе и в крупнейшем городе графства -9 Дарлингтоне.

С точки зрения исторической ценности и туристической привлекательности в районе Ньютон Эйклифа находятся сохранившиеся до нашего времени деревни с историческими зданиями, которые были преобразованы в гостиницы. Исторические здания сохранились и в самом городе (например, древняя Церковь Святого Андрея, которая восходит еще к саксонскому периоду. Так же есть и большое количество заброшенных деревень и даже замки. Есть и другие примечательные объекты. Все это образует привлекательные: возможности для проживания и туризма. Кроме того, в связи с особой ролью железнодорожного сообщения для региона, здесь имеется Локомотивный музей. Приезжают сюда и в целях посещения гольф-клуба в Вудхане, в котором создана вся необходимая туристическая инфраструктура. [4] [5].

Город богат общественными пространствами, велоинфраструктурой, которая связывает основные объекты в городе. В дополнение ко всему вышеперечисленному имеется аквапарк, общественное гольф-поле, загородный клуб, 8 парков, в том числе парк с озером (есть возможность покататься на лодке). В округе города сохранилась нетронутая природа^ городской совет совместно с советом графства приложили и прилагают для этого немалые усилия, что дополнительно повышает имидж города, Так же проделана работа с целью включения общественности в процесс управления городом, а именно — здесь была создана специальная организация, которая объединила жителей города и его окрестностей для обсуждения наиболее насущных вопросов и работы совмести с советом города. В городе и его окрестностях очень много пешеходных маршрутов, которые доходят даже: до соседних сельскохозяйственных угодий и открывают прекрасный вид на красоту сельской местности.

Особое внимание в городе уделяется транспортной Доступности. Главная идея в развитии транспортной системы города - удобство передвижения между основными объектами. Учитывая тот факт, что бизнес-парк в Ньютон Эйклифе является вторым по величине на северо-западе Англии и здесь базируются такие крупные предприятия как Hitachi Rail и Gestamp Tallent, поток людей, и товаров и услуг значительный. С целью снижения транспортных проблем поощряется велотранспорт, общественный транспорт. Кроме того, существует программа по снижению доли транспорта с высоким уровнем выброса углекислого газа.

Подводя итог необходимо отметить, что в результате проведенного исследования опыта развития малого моногорода Ньютон Эйклиф становится понятно, что не всегда моногорода являются депрессивными й проблемными. Делаем вывод, что основным! локомотивом развития подобного рода городов является привлечение частных инвестиций в реальный сектор экономики, которые, помимо всего прочего, дают рабочие места, а также софинансирование расходов на ведение бизнеса. Кроме того,большое значение имеет местоположение, транспортная инфраструктура. Так же становится очевидно, что основные мотивы, которые способны привлечь новых жителей в подобные центры являются рабочие места и льготное предоставление жилья, чуть менее, но тоже важна социально-культурная инфраструктура. Грамотный английский опыт развития нового города дает понять, что даже практически в чистом поле за несколько десятилетий построить город, в котором, как изначально и задумывалось, действительно хочется жить. Полученные результаты исследования можно применить в развитии таких моногородов Ростовской области, как Гуково и Зверево, в некоторых аспектах схожих с английским Ньютон Эйклифом.

 

Литература

1. Скорость по-японски: англичане пересядут На поезда-«синкасены» [Электронный ресурс]. URL: http://ru.euronews.com/2017/07/27/uk-upurades-train-Heet-wilh-shinkansen-technology (дата обращения: 11.09.2007);

2. About Newton Aycliffe [Электронный ресурс]. URL: https://alchetron.com/Newton-Avcliffe-3893820-W (дата обращения: 11.09.2007)

3. Hitachi’s rail vehicle manufacturing facility [Электронный ресурс].URL: http://www.hitachirail-eli.com/products/proiects/uk-manufacturing-facility (дата обращения: 09.2007),

4. Newton Aycliffe Regeneration Masterplan Draft [Электронный ресурс]: July 2013 Draft 3, Version 10 (Stakeholder Consultation). URL: httlj//www.iohndelare.net/Political/NAMasterplan2013.pdf (дата обращения: 11.09.2007);

5. Newton Aycliffe Masterplan Update [Электронный ресурс]: November 2016. URL: hltp:/7www.durham.uov.uk/media<I7646/Kcvvton-A\cliffc-Mastcrplan-pdate/pdf/NewtonAvcliffeMasterpIan.pdf (дата обращения: 11.09.2007);

6. The Newton Aycliffe Story [Электронный ресурс].,URL: http://www.ereat- avcliffe.gov.uk/about/newton-aycliffe-storv/ (дата обращения: 11.09.2007).

 

 

Оценка состояния муниципальных предприятий в условиях кризиса

 

Соцкова Анастасия Андреевна

 

Южно-российский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ,

ул. Пушкинская, 70, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: nastena5364545@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оценки современного состояния и дальнейшего функционирования муниципальных предприятий. Определяется роль й виды! услуг, оказываемых местному населению.

Ключевые слова: кризис, муниципальная собственность, банкротство, антикризисное управление.

 

The state of municipal enterprises in the conditions of crisis

 

Sotskova Anastasiya Andreevna

 

South-Russian institute of management of RANEPA; the Pushkinskaya street 70/54,

Rostov-on-Don, Russian Federation, e-mail:: nastena5364545@mail.ru

 

Annotation. The article discusses the assessment of the current state and future functioning of the municipal enterprises and the role they play in the lives of the local population which they serve.

Keywords: crisis, municipal property, insolvency, anticrisis management.

 

Цель научного исследования состоит в выявлении экономического состояния муниципальных предприятий в условиях кризиса.

Одним из важнейших элементов экономической системы является муниципальная, собственность. Объекты хозяйственного и социально-бытового назначения являются ее: неотъемлемой частью. Качество жизни местного населения зависит ot' уровня развития муниципальной собственности, а Также эффективности-ее использования.

Муниципальные предприятия оказывают населению важные услуги в основных сферах городского хозяйства. Однако в последние годы количество муниципальных предприятий непрерывно сокращается. Муниципальные предприятия являются коммерческими организациями в отличие от муниципальных учреждений, оказывающих услуги социального характера, которые содержатся за! счет бюджетных средств, и обязаны работать рентабельно. Но, к большому сожалению,: большинство российских муниципальных предприятий работают неэффективна. Они находятся В таком кризисном финансовом состоянии, что «съедают» большую долю 'бюджетных средств, а многие из них. доходят до банкротства. [2, с.400]

Во-первых, Это связано с общей неблагоприятной экономической ситуацией в стране.

Во-вторых, с повышением роста цен и тарифов на услуги общегосударственных «псевдомонополий»: электроэнергию, газ, воду.;

В-третьих, это связано с отсутствием заинтересованности самих руководителей: муниципальных унитарных предприятий. Они не заинтересованы в снижении затрат и повышении рентабельности деятельности муниципальных предприятий.

Для решения этих проблем необходимо усовершенствовать процесс управления муниципальными унитарными предприятиями.

Финансовое оздоровление Для укрепления и выживания на рынке вот главная задача, которая стоит перед организациями в сегодняшних экономических условиях. Процедура несостоятельности (банкротства) является важнейшим 'инструментом в антикризисном управлении.

Антикризисное управление включает в себя: процесс предотвращения или преодоления кризиса. В настоящее время перед предприятием стоит очень важная задача - выработать свой стиль работы, занять свое место в деловом мире, что позволит заложить основы надежного финансового состояния и долгосрочного предпринимательского успеха.[1 с. 160]

Проблемами развития и функционирования муниципальных унитарных предприятий занимаются ученые, которые имеют разные точки зрения на этот счет. Одни опираются на взгляды «антимуниципалистов» другие - на «муниципалистов». Рассмотрим более подробно обе позиции.

Создание условий для производства и оказания услуг, по мнению «антимуниципалистов», является задачей муниципалитета. Они отмечают, что частный производитель намного эффективнее муниципального, и поэтому следует избегать создания муниципальных унитарных предприятий. Их количество и сфера деятельности должны быть оптимальны.

«Антимуниципалисты» придерживаются такой точки зрения, что для создания муниципального предприятия необходимо наличие определённых условий:

- выполняемые ими функции не могут осуществляться частными предпринимателями, в том числе с учетом норм действующего законодательства на уровне регионов и муниципалитетов;

- деятельность муниципальных предприятий должна быть необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения;.

Что касается сторонников противоположной точки зрения - «муниципалистов», то они считают, что необходима максимизация количества муниципальных унитарных предприятий для всех отраслей городского1 хозяйства! Их. взгляды опираются на позицию, теории муниципального социализма, согласно которой муниципальное хозяйство Должно являться важным источником формирования доходов местных бюджетов, а муниципальные предприятия должны существовать во всех отраслях городского хозяйства и при этом: работать эффективно.

Но, как отмечалось ранее, подавляющее большинство муниципальных предприятий: является большим «пожирателем» бюджетных средств, а не источником их пополнения.

В поисках выхода из сложившейся ситуации муниципальные власти для решения этой; задачи идут путем «проб и ошибок». Следовательно, возникновение конфликта интересов; неизбежно, появляются расхождения в части поиска путей решения этой задачи. Одни придерживаются политики приватизации муниципальных унитарных предприятий. Другие, наоборот, считают целесообразным ликвидировать Муниципальные предприятия, чтобы затем на базе их имущественных комплексов создавать муниципальные упреждения. Есть и третья точка зрения, согласно которой, чтобы не потерять имущество в случае банкротства,; предлагают перевеет его в казну.

В ходе анализа муниципальной собственности: можно выделить основные! направления совершенствования процессов управления:

1. Совершенствование институционального обеспечения деятельности предприятий государственного сектора.

2. Проведение полной инвентаризации объектов муниципальной собственности с: учетом классификации объектов по признакам, определяющим специфику управления ими

3. Формирование и расширение сферы действия государственно-частного и муниципально-частного партнерства путем формирования такой схемы их взаимодействия: «государство — муниципалитет- частный бизнес» в экономике и социальной сфере региона.

4. Контроль качества и объёмов выполненных работ, эффективностью и использованием объектов муниципальной собственности сдаваемых в аренду.

5. Обновление методов управления муниципальной собственностью и земельными! ресурсами, в частности:

- формирование эффективной системы мониторинга использования муниципальной собственности

- минимизация рисков при планировании управления объектами муниципальной собственности.

6. Расширение социальной направленности процессов использования муниципального имущества.

7. Создание условий для усиления роли бизнеса в решении социальных проблем и формирование конкурентной среды.

8. Усиление муниципального контроля на всех стадиях реализации стратегических программ.

9. Создание программно-технического обеспечения с единым форматом данных для федеральных, региональных и муниципальных органов управления, без которых сложно выработать рациональные управленческие решения.

В настоящее время в г. Ростове-на-Дону реализовано 20 муниципальных программ, направленных на решение социально значимых вопросов. Например, одним из направлений социально-экономического развития города является обеспечение безопасной среды проживания населения. В целях развития инвестиционной и инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства, а также развития Туристских ресурсов, создания в городе условий для эффективной защиты прав потребителей разработана и реализуется; муниципальная программа «Стимулирование экономической активности, содействие развитию предпринимательства в г. Ростове-на-Дону». Текущая оценка эффективности реализации муниципальных программ, действующих на территории города, осуществляется муниципальными заказчиками программы по годам и -этапам в течение всего: срока реализации программы.

Департамент экономики города Ростова-на-Дону провел мониторинг и оценку эффективности реализации всех действующих программ по следующим критериям:

- степень бюджетной эффективности;

- степень достижения заявленных целевых показателей.

Финансирование муниципальных программ осуществляется за счет средств бюджета города, бюджетов вышестоящих уровней и внебюджетных, источников. От эффективности формирования и реализации муниципальных программ напрямую зависит эффективность использования бюджетных средств. Реформирование бюджетного процесса выводит муниципальные программы на совершенно новый уровень, что приводит к расширению; перечня задач и уровня ответственности по данному направлению. [3, Электронный ресурс]

Создание такой структуры управления муниципальной собственностью, которая: способна в комплексе решить проблемные вопросы и обеспечить поступление дополнительных доходов в местные бюджеты, таким образом, является главной задачей органов власти. Без применения современных методов и финансовых инструментов ее; решение невозможно.

Стратегия развития муниципальных организаций должна базироваться на эффективном использовании активов, улучшении условий труда и экологической; обстановки. Важной компетенцией управления необходимо признать объективный контроль за использованием материальных благ и ресурсов и обеспечивать прозрачность их движения на макро-и микроуровне экономики. [4]:

Таким образом, в современных условиях; необходимо укрепление уровня муниципальных образований с тем, чтобы через процедуры регулирования и реформирования оказывать влияние на повышение качества и уровня жизни населения.

Также необходимо подчеркнуть, что муниципальный сектор экономики живет на дотации и решает социальные и жизнеобеспечивающие задачи, в нем должны применяться: эффективные методы управления.

Когда ликвидируются муниципальные предприятия, которые работают неэффективно, в собственности муниципалитета должны оставаться социально значимы предприятия, суммарный оборот которых по отраслям должен покрывать не обеспеченные рыночным; сектором потребности города в профильных работах (услугах, товарах) по регулируемым ценам, так как неэффективная деятельность муниципальных предприятий будет приводить при выполнении ими жизнеобеспечивающих и социальных задач, к потерям денежных средств и городского имущества, в том числе к новым банкротствам. [5,с.544]

Поэтому в качестве общих направлений повышения эффективности деятельности муниципальных предприятий, обеспечивающих городу необходимую динамику по показателям оборота и доли рынка, а также положительную динамику по показателям объема инвестиций и финансовой устойчивости следует отметить такие критерии как::

- определение оптимального оборота муниципальных предприятий и доли рынка;

- разработку и реализацию муниципальных программ;

- отраслевые приоритеты развития и обеспечение источников финансирования;

- разработку и реализацию программ, направленных на обеспечение финансовой устойчивости;

- разработку и реализацию программ по выходу из кризиса муниципальных предприятий.

Повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий может быть принято за основу работы, как подразделениями городской администрации, так и самими муниципальными предприятиями.

Следует также отметить, что целью развития муниципального образования является! необходимый результат целенаправленных усилий, который предполагается достичь к определенному сроку в интересах населения. Она определяет задачи муниципального управления в реализации интересов. А задача управления порождает желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный период времени, который характеризуется набором качественных и количественных показателей. Опираясь на ранее изложенную информацию, можно сделать вывод, что муниципальное управление успешно лишь в том случае, когда основано на сознательном учете существующих объективных зккойов социального развития: теории управления и организаций; экономики; социологии и! психологии; теории принятия решений;

Эти объективные законы не зависят от сознания и воли людей, они могут проявляться в одних условиях стихийно, а в других - через сознательно организованную деятельность^ людей (муниципальное управление), познавших объективную необходимость г своих: действий.

Литература

1. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура [Текст]: учеб.- практ. пособие / отв. ред. Г. А. Александрова. - М.: БЕК, 2002. - 544 с.

2. Иванов В. В. Муниципальное управление [Текст]: справ, пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. - 2-е изд., доп. - М.: Инфра-М, 2006. + CD-R. - Библиогр.: 272 назв. - ISBN 5-94692-692-6. -718 с '

3. http://studbooks.net/l 399732/menedzhrneiit/effektivnoeJunktsionirovanie in units ipalnyh_predpriyatiy

4. Орехов В. И. Антикризисное управление [Текст]: учеб. пособие для вузов: Допущено, УМО / В. И. Орехов, К. В. Балдин, Н. П. ГапоненкоГ - М.: Инфра-М, 2008. - 544 с. -! (Высш. обр.). - Библиогр.: 171 назв. - Глоссарий. - ISBN 978-5-16-002624-4.

5. Имидж, и репутация в зеркале русскоязычных: источников: [Электронный ресурс] // Пункт. А [Сайт]. URL:http://www.punkt-a.cora/ru/wiwi/tt011.sotnikov.htm (Дата обращения: 14.03. 2017).

 

 

Роль инноваций в экономическом развитии региона
(на примере Ростовской области)

 

Старкова Юлия Алексеевна

 

Южно-российский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ,
ул. Пушкинская, 70, г. Ростов-на-Дону, России, e-mail: julia.starkova.95@mail.ru

 

Аннотация. Модернизация экономики и переход к инновационной Додели регионального развития является фундаментом для устойчивого развития региональной экономической системы. В целях повышения своей конкурентоспособности экономические; субъекты должны поддерживать высокий темп собственной инновационной активности.

Ключевые слова: инновации, регион, инновационность региона, инновационная активность региона, инновационная инфраструктура, Ь инновационная деятельность,, конкурентоспособность.

 

The role of innovation in the economic development Of the region
(on the example of the Rostov region)

 

Starkova Yulia Alekceevna

 

South-Russian institute of management of RANEPA; the Pushkinskaya street 70/54,
Rostov-on-Don, Russian Federation, e-mml: julia.starkova.95@mail.ru

 

Annotation. Modernization of the economy and transition to an innovative model of regional development is the foundation for the sustainable development of the regional economic system. In order to increase their competitiveness, economic entities must maintain a high rate of their own innovative activity.

Keywords: innovations, region, innovativeness of a region, innovative activity of the, region, innovative infrastructure, innovation activity, competitiveness.

 

Цель научного исследования состоит в рассмотрении; роли инноваций в региональном экономическом развитии и определении основных направлений инновационного развития региона.

На современном этапе в сложившихся непростых условиях импортозамещеиия модернизация экономики и переход к инновационной модели регионального развития становятся практически единственно верным решением, которое сможет обеспечить: необходимые темпы роста российской экономики. Это обусловлено тем, что именно инновации способны повысить Эффективность действующей экономической системы и поддерживать ее стабильность в период кризиса. Следовательно, необходимо повышать инновационную активность региона за счет использования последних достижений-науки,; техники и технологий, при этом учитывая имеющуюся в регионе инновационную инфраструктуру, а также разработку и реализацию инновационной политики региона.

В современной экономической литературе сформировались различные подходы к определению инноваций и инновационных процессов.! Первая классическая интерпретация инноваций представлена И. Шумпетером. Всвоем труде «Теория экономического развития» автор утверждает, что всю экономику можно разделить на две части, а именно рутинную, где происходит постоянное возобновление и использование уже существующей базы и развивающуюся, иначе говоря, инновационную. И если отходить от рутины, то истинное усовершенствование, а не механическое расширение, происходит за счет появления отдельного предпринимателя, использующего рутинные ресурсы, но применяя к ним новые технологии. Эти новые технологий и называются инновациями [1, С.22].

Такой подход к определению инновации предполагает, что при разработке инновационного развития региона, прежде всего, необходимо учитывать имеющиеся ресурсы, структуру, исторически сложившийся экономический уклад региона, а уже потом, исходя из; этих составляющих, осуществлять инновационную деятельность. Это касается 1 и, муниципального уровня, так как эффективность: развития региона как единой территориальной системы во многом зависит от качественного и результативного развития муниципальных образований, расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации.

В соответствии со Стратегией инновационного; развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из приоритетов государственной политики является стимулирование инновационного развития на региональном уровне. В Стратегии предусматривается разработка региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития [2].

Инновационность региона это его способность к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию продуктов научно-технического прогресса [3, С. 236]. Следует отметить, что успех развития любого региона определяется тем, каковы перспективы его развития в будущем и как сегодня реализованы возможности региона в части формирования привлекательности и эффективного использования ограниченных ресурсов территории.

Проанализируем состояние инновационного развития субъекта РФ — Ростовской1 области. Ростовская область это - крупная экономически развивающаяся территория России с достаточно высоким уровнем деловой, культурной и общественной активности. В 2016 году ВРП Ростовской области вырос на 2.7% к уровню 2015 г. и достиг 1,3 трлн. руб. [4]

Одним из приоритетных направлений экономики Ростовской области на протяжении: последних лет является развитие и иновационного потенциала. Проводится- работа по реализации мероприятий, направленных на развитие Инновационных процессов в регионе, стимулирование развития рынка инновационной продукции, модернизацию и развитие; инновационного производственного комплекса. По последним данным Ростовстата в 2016: году объем отгруженной инновационной продукции достиг объема 133,8 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2015 годом на 23,3 %. В целом за последние 5 лет, объем; отгруженной инновационной продукции вырос более чем: в 4 раза [5].

Согласно рейтингу инновационных регионов, разработанному Ассоциацией: инновационных регионов России, Ростовская, область в 2016 году продемонстрировала лучшие показатели среди южных регионов, которая поднялась на 7 строчек и заняла 19 место, войдя в группу средне-сильных инноваторов. В подрейтингах по инновационной активности Ростовская область заняла 18 место [6].

Для практического осуществления системного подхода к инновационному развитию в регионе реализуется в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 г. №599 государственная программа Ростовской области «Экономическое развитие: и инновационная экономика» на 2014-2020 годы. Она направлена на стимулирование: инновационных процессов в регионе, рынка инновационной продукции, модернизацию и развитие инновационного производственного комплекса, создание объектов инновационной инфраструктуры. Государственная программа включает подпрограмму, ' полностью1 посвященную инновациям - «Инновационное развитие Ростовской области» [7].

Отметим, что в данной программе Поставлены комплексные задачи, в том числе речь идет о построении и развитии региональных инновационных систем. Также г сопрограмма предполагает появление самостоятельных регуляторов инновационной деятельности-; пусть, даже тесно связанных с административными органами.

В Ростовской области регулятором является некоммерческое партнерство «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области» (создан в 2013 году), координирующий функционирование региональной инновационной системы в данном субъекте Федерации. В составе ЕРЦИР РО существуют рабочие группы по внедрению инновационной продукции и инновационных разработок состоящие из представителей предпринимательских, властных и научных кругов.

Развитие региона на основе инноваций является важнейшим фактором его конкурентоспособности. М. Портер рассматривает: инновационный потенциал и инновационность региональной; экономики в качестве важнейшего конкурентного преимущества. Конкурентоспособность региона в более широком смысле представляемся: как совокупность устойчивых отношений в области социально-экономического развития региона во взаимодействии с другими регионами, позволяющими создать новые комбинации продуктов, отраслей и сфер экономической деятельности. Эти комбинации, в свою очередь, направлены на. формирование и продвижение инновационных продуктов И новых видов; деятельности для региона, обеспечивая таким образом, его инновационное лидерство и конкурентоспособность.

Конкуренция является стимулирующим фактором для развития экономики региона и; общества в целом, поэтому в целях развития конкурентной среды на территории Ростовской области была проведена серьезная работа по внедрению «Стандарта развития конкуренции». Постановлением Правительства Ростовской области утверждены 14 приоритетных и социально значимых рынков Ростовской области, а также дорожные карты по их развитию, целевые показатели. Первые результаты ожидаются уже к концу 2017 года.

В условиях развития инновационной деятельности Должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике неизмеримо велика и. постоянно будет расти. Следовательно,: объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требуют разработки новой концепции подготовки кадров. Поэтому приоритетной федеральной и региональной задачей Является подготовка кадров, способных. эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты.

На Юге России точкой концентрации научного и кадрового потенциала является Донской государственный технический университет; который должен стать центром притяжения инноваций и выполнять несколько задач: содействовать развитию Юга России в плане новых разработок, участвовать в их реализации, готовить кадры для ведущих региональных предприятий. В 2016 году был запущен Правительством РО совместно с ДГТУ масштабный проект по поддержке производственных стартапов - Промышленный коворкинг. «Гараж» [8]. В рамках проекта реализован доступ субъектов хозяйственной деятельности к: дорогостоящему высокотехнологичному оборудованию в целях создания инновационных: проектов в сфере машиностроения, робототехники-биомедицины, АПК, электротранспорта, энергоэффективности, информационных технологий и аддитивного производства.

Кроме этого, регион активно взаимодействует с федеральными институтами развития. В 2016 году Ростовская область в четвертый раз подряд приняла у себя зональный этан Всероссийского стартап-тура федеральных институтов развития. В данном мероприятии было; задействовано рекордное количество участников и проектов, чего не наблюдалось ни в одном регионе Российской Федерации (более 1000 человек и более 230 инновационных проектов).; Донские представители заняли 14 призовых мест из 15 возможных [9].

Целенаправленная поддержка субъектов инновационной деятельности, которые создают востребованный на рынке продукт, способный; конкурировать с другими брендами позволяет им сохранить устойчивое положение и благотворно действует на развитие инновационной системы в целом.

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 11.03.2012 №179 «О порядке предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности» предоставляется финансовая поддержка субъектам инновационной деятельности [10]. Возмещению подлежат часть затрат, связанных с производством инновационной продукции (товаров, работ, услуг), также возмещаются затраты на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов..

Ростовская область открыта к взаимовыгодному сотрудничеству и приветствует: конструктивные деловые предложения отечественных и иностранных инвесторов, реализация:, которых будет способствовать развитию, целостности и процветанию как области, так и России в целом.

Вывод заключается в том, что:

1. каждый субъект РФ имеет свою специфическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные ресурсы при формировании своей региональной инновационной системы;

2. необходимо методически, информационно и технологически увязать федеральные, и региональные инновационные программы, нацелить их на оказание помощи в технологическом преобразовании субъектов РФ;

3. необходимо создать и реализовать на практике эффективный инновационный мотивационный механизм, стимулирующий инновационную активность экономических субъектов;

4. в региональных программах следует уделять особое внимание путям и средствам достижения намеченных целей, дифференцированно; подойти К структурным и институциональным переменам в научной сфере, развитию региональной инновационной инфраструктуры (фондов, банков, венчурных фирм, научно технических парков и бизнес инкубаторов);

5. увязать поэтапно со сроками, источниками финансирования и исполнителями организационное, информационное, правовое, кадровое, социально-психологическое обеспечение инновационной деятельности.

Только реализовав все перечисленное в совокупности, можно создать эффективное управление инновационной деятельностью в регионах.:

 

Литература

1. Шумпетер Й. Теория Экономического развития. М.:Прогресс,2000.С.22.

2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

3. Дуненкова Е.Н. Особенности инновационного развития региона на основе кластерного подхода //Актуальные проблемы управления -2003:материалы междунар. Науч-практ. Конф.(Москва,12-13 нояб.2003г.). М., 2003. Вып. 2. Проблемы государственного регионального и муниципального управленяи. Стратегический и инновационный менеджмент. С.236.

4. Правительство Ростовской области. Отчет «Об итогах социально-экономического развития Ростовской области. За 2016г.» Сайт Правительства Ростовской области.

5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области.

6. Официальный сайт Ассоциации инновационных регионов

7. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 г. №599 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020гг.»

 

 

Молодежная политика и ее роль в формировании резерва кадров государственной и муниципальной; службы
(на примере г. Ростова-на-Дону)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: