Методические указания по изучению дисциплины «корпоративная социальная ответственность»

Студентам:

Освоение курса требует систематического изучения всех тем в той последовательности, в какой они указаны в программе.

Основными видами учебной работы являются аудиторные занятия. Их цель - расширить базовые знания студентов по изучаемой дисциплине и систему теоретических ориентиров для последующего более глубокого освоения программного материала в ходе самостоятельной работы.

Студенту важно помнить, что лекция эффективно помогает студенту овладеть программным материалом благодаря расстановке преподавателем необходимых акцентов и удержанию внимания интонационным модуляциями голоса, а также подключением аудиовизуального механизма восприятия информации. Кроме того, во время лекции имеет место прямой визуальный и эмоциональный контакт студента с преподавателем, обеспечивающий более полную реализацию воспитательной компоненты общения.

Самостоятельная работа преследует следующие цели:

- закрепление и совершенствование теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях;

- формирование навыков подготовки текстовой составляющей информации учебного и научного назначения для размещения в различных информационных системах;

- совершенствование навыков поиска научных публикаций и образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет;

- самоконтроль освоения программного материала.

При самостоятельной работе следует использовать:

- рабочие тетради;

- конспекты лекций;

- учебно-методическую литературу из рекомендованного списка;

- текст лекций на электронных носителях;

- ресурсы информационной поддержки учебного процесса.

Студенту необходимо помнить, что результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента.

Преподавателям:

Преподавателю следует иметь в виду, что освоение курса требует систематического изучения всех тем в той последовательности, в какой они указаны в программе.

Важно помнить, что аудиторные занятия помогают студенту овладеть программным материалом благодаря правильной расстановке преподавателем необходимых акцентов и удержанию внимания интонационными модуляциями голоса, а также подключением аудиовизуального механизма восприятия информации.

Кроме того, во время аудиторных занятий имеет место прямой визуальный и эмоциональный контакт студента с преподавателем, обеспечивающий более полную реализацию воспитательной компоненты обучения, в том числе на личном примере педагога (культура речи, манера одеваться, общаться со студентами и аудиторией в целом, и т.д.).

Преподавателю следует иметь в виду, что содержание лекции должно удовлетворять следующим дидактическим требованиям, обеспечивающим активную работу студента и эффективное освоение им программного материала:

- логичности, четкости и ясности в изложении материала;

- последовательности изложения материала - от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- проблемности (с широким привлечением диалога, дискуссии);

- наглядности;

- связи с практикой и будущей профессиональной деятельностью студента.

Самостоятельная работа преследует следующие цели:

- закрепление и совершенствование теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях;

- формирование навыков подготовки текстовой составляющей информации учебного и научного назначения для размещения в различных информационных системах;

- совершенствование навыков поиска научных публикаций и образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет;

- самоконтроль освоения программного материала.

Преподавателю необходимо систематически контролировать результаты самостоятельной работы и учитывать их при аттестации студента.

При проведении аттестации студентов важно помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний, проверка, контроль и оценка знаний студента требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно и для преподавателя, и для студента.


ГЛОССАРИЙ

 

Аффилированные лица - физические или юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий), имеющие возможность прямо и/или косвенно определять решения и/или оказывать влияние на принимаемые в зависимости друг от друга (одним из лиц) решения, в том числе решения в силу заключенной сделки.

Благотворительность - (филантропия - philanthropía, греч.) – это:

- добровольная и безвозмездная деятельность частных лиц или организаций по оказанию помощи отдельным людям или организациям в виде предоставления имущества, финансовых средств, выполнения работ, оказания услуг и иной поддержки. В отличие от спонсора, благотворитель не рассчитывает на выгоду от своих действий и не претендует на нее даже в случаях, если эта выгода наступает. В отличие от спонсорства, благотворительность может быть скрытой – тайной или анонимной.

- добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в предоставление приобретателям материальной, финансовой, организационной и иной благотворительной помощи. Б. может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (напр., защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

Благотворительная деятельность – это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворитель – это частное лицо или организация, по собственной воле и собственному выбору на бескорыстной и безвозмездной основе осуществляющая помощь.

Благотворительная организация – это неправительственная, некоммерческая организация, созданная для благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных объединений, фондов, учреждений и др.

Благополучатели – это:

- адресаты благотворительной помощи или пожертвования от благотворителей.

- лица или часть общества, получающие помощь добровольцев и (или) благотворительные пожертвования от благотворителей.

Благотворительная организация - это неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительная программа – это комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих благотворительным задачам организации. Благотворительная программа предполагает наличие целей, задач, механизмов реализации, план, бюджет, ожидаемые результаты и методы их оценки.

Благотворительная акция – это единовременное мероприятие, проводимое с благотворительными целями.

Благотворительное учреждение – это благотворительная организация, созданная собственником, финансирующим ее полностью или частично и закрепляющим за ней имущество на правах оперативного управления для решения частных задач благотворительности.

Благотворительный вклад – это пожертвование в благотворительную организацию или вклад в благотворительных целях.

Благотворительный фонд – это общественная некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и имеющая целью своей деятельности финансирование различных благотворительных (в широком смысле) программ. На микроэкономическом уровне – часть прибыли предприятия, которая может быть направлены на благотворительные цели и которая льготируется на налогообложение в пределах установленного норматива.

Венчурная благотворительность это вид помощи, основанный на долгосрочных партнерских отношениях с благополучателем, при которой благотворитель вкладывает средства, интеллектуальные и иные ресурсы для достижения конкретных измеримых результатов в обозримое время. Основные ценности венчурной филантропии – творческий, инновационный подход к решению социальных проблем и долгосрочное финансирование; ее цели - не текущие социальные нужды, а развитие благополучателя, укрепление его инфраструктуры, создание саморазвивающихся социальных механизмов.

Венчурная филантропия – это вид поддержки, при которой донор вкладывает не только значительные средства, но и время, интеллектуальные и другие ресурсы в долгосрочные партнерские отношения с выбранной организацией для достижения конкретных измеримых результатов в обозримом будущем.

Внутренние расходы – это расходы, направленные на улучшение качества жизни сотрудников предприятий. Внутренние расходы включают в себя все социальные льготы и гарантии сотрудников предприятий, пенсионеров и ветеранов труда, общественные, культурные, образовательные, здравоохранительные мероприятия, инициированные предприятием, объекты социальной инфраструктуры, предназначенные для использования предприятиями и сотрудниками. В нешние расходы направлены на улучшение качества жизни местного сообщества и/или территории присутствия предприятий, поддержание социально значимых инициатив и объектов, не относящихся к деятельности предприятий. Внешние расходы производятся как по инициативе предприятий и УК, так и по предложениям сторонних лиц и организаций.

Гражданская инициатива – это форма коллективной самоорганизации граждан для взаимопомощи или защиты своих интересов в политической, экономической и социальной областях; основа гражданской инициативы – личный контакт, полная добровольность и свобода участия при отсутствии формального членства, иерархической организации деятельности, дифференциации по социальному, партийному и иным признакам.

Грант долевой – грант, предоставляемый при условии предварительного сбора соискателем гранта части средств на реализацию предлагаемого к финансированию проекта.

Грант корпоративный – грант на осуществление проекта, в котором задействована сразу группа организаций, одна из которых – главная в проекте.

Грант общего назначения – грант, обеспечивающий возможность функционирования некоммерческой организации и расходуемый в основном на административные нужды.

Грант целевой – грант, обеспечивающий реализацию конкретного проекта; не может быть использован в других целях или на другие проекты.

Годовой отчет – это письменный документ, издаваемый ежегодно, содержащий описание цели организации, сведения о программах, мероприятиях и достижениях; обоснование права организации получать соответствующие взносы; информацию о руководящем органе и структуре; финансовый отчет организации за год, отражающий количество привлеченных денежных средств, материальных ресурсов и полученных услуг в денежном выражении и их расходование за истекший финансовый год.

Гражданское общество – термин, употребляемый в разных значениях; например, обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и др., развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства.

Грантодающая организация (grantmaker) – организация, предоставляющая грант.

Грантовое соглашение – это документ, который имеет форму договора между донором (благотворителем) и реципиентом (грантополучателем), и в котором отражены порядок и условия финансирования проекта.

Дарение – это безвозмездная передача гражданам или организациям денежных средств или имущества

Заинтересованные лица, стейкхолдеры (Stakeholders) – это любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие существенное влияние на принимаемые компанией решения или оказывающиеся под воздействием этих решений (например, сотрудники компании, клиенты, контрагенты, деловые объединения, общественные организации, государство и т.д.)

Инициативная группа – это группа единомышленников, начинающих какое-либо дело.

Корпоративная социальная ответственность, КСО (формулировка CAF) – ответственность компании как работодателя, делового партнера, «гражданина», члена сообщества (пределы сообщества определяются географией деятельности компании: на уровне района, города, страны, мира); частьпостоянной стратегии компании по увеличению своего присутствия в обществе и развитию своего бизнеса; возможность оказать позитивное влияние на сообщество, в котором работает компания.

Корпоративная социальная ответственность, КСО (формулировка АМР) – это философия поведения т концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений

Корпоративная социальная ответственность – часть постоянной стратегии компании по развитию бизнеса. КСО определяется географией корпоративной деятельности и дает возможность с помощью благотворительных акций и программ позитивно воздействовать на сообщества физических и юридических лиц, оказывающих влияние на бизнес компании.

Корпоративный социальный отчет (нефинансовый отчет) – это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров и всего общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своей миссии или стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

Конкурс грантов – процесс, включающий приглашение организованным образом предоставлять заявки в соответствии с набором заранее утвержденных критериев, а также отбор и последующее финансирование некоторого их количества. Различают закрытые конкурсы, региональные конкурсы, текущие, призовые конкурсы, конкурс первого гранта, одноэтапные, многоэтапные конкурсы.

Конфликт интересов – ситуация, в которой лицо, являющееся членом правления, экспертом или штатным сотрудником организации, может иметь прямой или косвенный финансовый или иной личный интерес в положительном либо отрицательном решении по заявленному проекту.

Корпоративная грантовая программа – грантовая программа, разработанная и администрируемая оммерческой компанией. Гранты и пожертвования формируются в рамках бюджета самой компании.

Корпоративные социальные инвестиции (формулировка АМР) – это материальные, технологические, управленческие, финансовые и иные ресурсы компании, направляемые -5 ($на реализацию корпоративных социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта.

Корпоративный социальный отчет и отчет в области устойчивого развития, или нефинансовый отчет) (формулировка АМР) это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров и всего общества о том, как и какими темпами компания реализует заложеные в своей миссии или стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности

Корпоративные социальные программы (формулировка АМР) это добровольно осуществляемая компанией деятельность в экономической, социальной и экологической сферах, направленная на удовлетворение соответствующих ожиданий внутренних и внешних заинтересованных сторон

Корпоративные социальные инвестиции это материальные, технологические, управленческие, финансовые и иные ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта.

Корпоративная филантропия – предоставление компанией (корпорацией) различных ресурсов для поддержки общественно значимых инициатив граждан или организаций, не преследующих коммерческих целей.

Корпоративное гражданство – этическая концепция ведения бизнеса, управление совокупностью отношений между компанией и сообществом на всех уровнях, от местного до международного.

Меценатство – это:

- покровительство искусству, наукам, собирание больших библиотек, коллекций, создание художественных галерей, театров и т.д. В отличие от добровольчества, помощь меценатов и благотворителей заключается не в предоставлении своих услуг и труда, а в оказании материальной поддержки.

- добровольная бескорыстная деятельность физических лиц по материальной, финансовой и иной поддержке благополучателей. направление благотворительности, связанное с поддержкой культуры, искусства, реже – науки. Как и благотворительность в целом, меценатство не предусматривает запланированной, заранее намеченной выгоды.

Маркетинг благотворительный (англ. Cause Marketing) – это содействующая стратегия, связывающаяимя компании-спонсора с мероприятиями, которые решают общественные проблемы в надежде, что ассоциация с ними приведет к положительному общественному мнению о компании. При этом стратегия продаж компании обычно связывается с некоммерческой организацией: спонсор предлагает сделать ей пожертвование в случае приобретения организацией товара или услуги спонсора. В отличие от благотворительности, средства, потраченные на благотворительный маркетинг, не пожертвование, а вложение средств, так как подразумевают возвращение инвестиции.

Миссия – это совокупность главных целей организации, разъясняющих, для чего она существует, область ее деятельности.

Мониторинг – это непрерывный контроль за реализацией проекта, программы и т. д.

Некоммерческая организация – это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческий (третий, нон-профитный) сектор – это объединения людей для решения проблем или воплощения общественно значимых идей не с целью извлечения прибыли

Подотчетность – это ответственность. В сотрудничестве в целях развития эта концепция появляется всегда, когда кого-либо призывают к ответственности, либо когда кто-либо должен объяснить или обосновать проект, меру или программу. Это может быть правительство или министерство, Всемирный банк, менеджер или отдельный руководитель проекта. Он должен объяснить и обосновать способ выполнения соответствующего предписания, как были использованы средства, в какой степени были достигнуты цели и выполнены ожидания.

Прозрачность – это принцип, который позволяет тем, на кого влияют административные решения, сделки или благотворительная деятельность знать не только основные факты и цифры, но и механизмы и процессы. Комментарий: обязанность государственных служащих, руководителей и попечителей - действовать видимо, предсказуемо и понятно.

Принцип ответственности (Responsibility) – это один из основных принципов системы корпоративного управления (наряду с принципами подотчетности, прозрачности и справедливости заключающийся в том, что система корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и способствовать активному сотрудничеству между акционерными обществами и заинтересованными лицами в целях создания благосостояния, рабочих мест и обеспечения устойчивости здоровых, с финансовой точки зрения, компаний.

Принцип подотчетности (Accountability) – это система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство акционерным обществом, эффективный контроль над управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров акционерному обществу и его акционерам.

Принцип прозрачности (Transparency) – это система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам, касающимся акционерного общества, в том числе о его финансовом состоянии, результатах деятельности, структуре собственности и управления.

Принцип справедливости (Fairness) – это система корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав акционеров и равное отношение ко всем акционерам, в том числе, миноритарным и иностранным. Все акционеры должны иметь доступ к эффективным средствам защиты в случае нарушения их прав.

Ресурсный капитал – это финансовые средства, выделяемые в виде благотворительного пожертвования и принадлежащие на началах доверительной собственности в неизменном виде. Капитал состоит из активов, принимаемых на условиях, предполагающих сохранение основной его части и инвестирования его с целью создания источника поступлений в интересах организации.

Ресурсный центр (поддержки НКО) – это некоммерческая организация, которая является базовым консультационным, информационным, обучающим центром для других некоммерческих организаций своего региона.

Социально-ответственная компания это компания, действующая по принципам социальной ответственности и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях.

Сбор благотворительных пожертвований – любое прямое или косвенное обращение за деньгами, собственностью, кредитом, добровольными услугами или другими ценностями, предоставляемыми немедленно или с отсрочкой, при условии, что они будут использованы для благотворительных, образовательных, религиозных, патриотических, гражданских или иных филантропических целей.

Социальный бренд – это восприятие компании в широких слоях общества, формирование которого достигается за счет проектов и деятельности, направленные на репутационное продвижение, улучшение имиджа, поддержку традиций, с которыми ассоциируются предприятия – это яркие запоминающиеся мероприятия, не имеющие прямого отношения к деятельности предприятий, но приносящие ему или создающие для него дополнительные ценности в восприятии общественности, СМИ, партнеров, конкурентов, местных сообществ.

Социальная деятельность компании – это комплекс мер по реализации корпоративной социальной ответственности, некоммерческая деятельность компании, например, в области благотворительности, поддержки культуры и образования, охраны окружающей среды.

Социальные инвестиции – это системная, долгосрочная деятельность, направленная на развитие перспективных направлений, создание или поддержку элементов социальной инфраструктуры, в итоге приводящая к качественному изменению (улучшению) социальной среды.

Социальное партнерство – это:

- конструктивное взаимовыгодное сотрудничество между тремя секторами общества – государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями с целью решения проблем социальной сферы в интересах всего населения или его отдельных групп, проживающих на данной территории;

- система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Социально ответственный бизнес – это коммерческие организации, которые активно участвуют в жизни сообщества, вкладывая свои силы и средства в социально значимые проекты.

Социальный отчет – это документ, рассказывающий об оценке общественного влияния компании.

Социальная помощь – это поддержка в денежной и/или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся, безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми.

Социальная реклама – это реклама, представляющая общественные и государственные интересы и направленная на достижение благотворительных целей. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по производству и распространению социальной рекламы, передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для производства и распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами.

Социальный эффект – это ощутимое изменение в социальной сфере, например, в сфере услуг (появление новых, отказ от старых, малоэффективных практик, как то новые методики работы с детьми-сиротами для их лучшей социализации по достижению совершеннолетия), улучшение качества услуг (инновационные технологии, новые методики, как то повышение качества и доступности образования для выпускников интернатов и детдомов) или системные изменения (например, детей стало меньше в детских домах, потому что их стали забирать в семьи благодаря распространению модели фостерных семей), снижение числа наркоманов и алкоголиков (профилактика), улучшение городской среды, т.д.

Спонсор – это частное лицо или организация, финансирующая какое-либо мероприятие, как с целью его поддержки, так и для рекламы собственной деятельности.

Спонсорство – это финансирование программы, проекта, мероприятия как с целью его поддержки, так и для рекламы собственной деятельности. Предусматривает прямое или косвенное извлечение прибыли или иной выгоды.

Техническая помощь – это вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ, в том числе путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Управление корпоративными социальными программами - это непрерывно протекающий в компании процесс, который состоит из следующих этапов: определение приоритетов социальной политики компании;создание специальной структуры управления социальными программами;проведение программ обучения в области социальной ответственности; реализация социальных программ компании; оценка и доведение до сведения заинтересованных сторон результатов социальных программ компании.

Устойчивое развитие (формулировка АМР) – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности

Участники благотворительной деятельности – это граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем существующей поддержки или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Фандрайзинг – это организованный поиск и сбор финансовых и иных средств, в частности, для осуществления благотворительной поддержки социально значимых проектов, программ и акций, общественных институтов. Деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частности, для благотворительных либо образовательных целей.

Филантропия – синоним: благотворительность.

Филантропическая деятельность – синоним: благотворительная деятельность.

Фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Могут также создаваться корпорациями и государством.

Эксперт – специалист в той или иной области науки, техники, экономики и т. д., приглашаемый для исследования, консультирования, выработки суждений по вопросам, требующим наивысшей квалификации, а именно: абсолютного владения методологией данной дисциплины и способности компенсировать недостаточность этой методологии профессиональной интуицией и опытом.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. М., 2009.

2. Горин Н.И., Нещадин А.А., Тульчинский Г.Л. Социальная политика российских компаний. – М.: Теис, 2010.

3. Горин Н.И., Нещадин А.А., Тульчинский Г.Л. Бизнес и общество: выгодное партнерство. М.: Вершина, 2009.

4. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. - М., 2011. – 100 с.

5. Крический Н.А. Корпоративная социальная ответственность / Н.А. Крический, С.Ф. Гонаров. – М.: Дашков и К, 2011. – 216 с.

6. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. - СПб.: 2011. – 382с.

7. Меценатсво и филантропия в среде российских предпринимателей // Кн. Сущенко В.А. История российского предпринимательства. Учебное пособие / В.А. Сущенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

8. Пищулин Н.П. Социальное управление: теория и практика / Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, А.А. Бемуганов. - М.: Академкнига, - Т 2., 2009. – 451 с.

9. Социальная ответственность компаний. Эффективные технологии управления социальными инвестициями. Материалы международной конференции. – М., 2012

10. Социальный портрет бизнеса. Путеводитель по социальным программам российского бизнеса. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. — 196 с.

11. Тульчинский Г.Л. Бизнес в России. Проблема социального признания и уважения. М.: Вершина, 2012. – 384 с.

12. Тульчинский Г.Л. Бизнес и власть: коммуникации и партнерство. СПб: Справочники Петербурга, 2012. – 72 с.

13. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность (Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации). - СПб.: Справочники Петербурга. - 2012. – 104 с.

14. Туркин С.В. Социальные инвестиции в бизнеса. Пособие для менеджеров. М., 2009. – 240 с.

15. Якимец В.Н. Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России. – М., 2010. – 384 С.

16. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. – М., 2011.

 

Дополнительная литература:

1. 1000 лучших предприятий России. Промышленность России: эффективность производства и качество менеджмента. – М., 2011.

2. Авен П. Экономический рост и общественная мораль // КоммерсантЪ. № 34. 29.02.2010, с.8.

3. Адом, А.А., Зендриков К.Ю., Ивченко С.В., Либоракина М.И., Каминарская Н.Г. Социальные инвестиции российских компаний. М., 2009.

4. Акопян А., Балацкий Е. Графский, С. Дынин, А. Иванова Е., Либоракина М., Литовченко С., Мун Дж., Петров В., Флямер М., Якимец В. Доклад о социальных инвестициях в России. // Программа развития ООН, Ассоциация менеджеров России. – М., 2009. – 80 С.

5. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 2009.

6. Бараулина А., Вернидуб А. Папка добрых дел. // Русский Newsweek. 2009. – 7–13 ноября. № 42 (72). – С. 36–38.

7. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011

8. Власть, бизнес и гражданское общество. М., 2009.

9. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. – М., 2009.

10. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. – М., 2008.

11. Дранкина Е. Бизнес на языке искусства. // КоммерсантЪ Social Report. 2009. – № 230. – Бизнес и культура.

12. Иванова В. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России http://www.chelt.ru/2009/10-09/list_10-09.html

13. Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. – М.: Институт экономики города, 2009.

14. Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект. М.: КноРус, 2008

15. Кузыченко А.С. Благотворительность на Северо-Западе России в 1861–1914 годах: формирование системы и практика. – Псков, 2011.

16. Кузьминов Я.И., Радаев В.В., Яковлев А.А., Ясин Е.Г. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений. М.: ГУ ВШЭ, 2011. – 83 С.

17. Молчанов В.Ф. Благотворительность и меценатство в России: Основные тенденции и характерные особенности (X – начало ХХ вв.). – М., 2010.

18. На пути к социальному государству. Спец. выпуск «Уровень жизни населения регионов России». 2009. № 8–9.

19. Наринская А. Ваш анонимный благотворитель. // КоммерсантЪ Social Report. 2009. – № 182, С. 36.

20. Нордстрем, К. Риддерстрале, Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб, 2010.

21. Общество и политика. – СПб, 2010.

22. Предпринимательство и предприниматели России: От истоков до начала XX века. – М.: РОССПЭН, 2009.

23. Родионов А.А. Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского. – М.: Вершина, 2009.

24. Симпсон С., Туркин С. и др. Социальное изменение в бизнесе. Как сделать корпоративное гражданство выгодным для бизнеса и общества. – М., 2011.

25. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011

26. Социальная ответственность компании: практическая польза для бизнеса. – М., 2011.

27. Социально-ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт стран СНГ. – М., 2011.

28. Стародубская М. Социальная ответственность бизнеса – PRямо в цель / М. Стародубская // Маркетинговые коммуникации. - 2010. - №1. – С. 16-20.

29. Сущенко В.А. История российского предпринимательства. // Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2010.

30. Точилина А.А. PR-коммуникации и корпоративная социальная ответственность: роль в формировании положительной репутации/ А.А. Точилина // Вестник МГУ. Сер. 10Журналистика. – 2008. - № 2. – С. 100-109.

31. Тульчинский Г.Л Корпоративная социальная ответственность: Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации. СПб.: Справочники Петербурга, 2009.

32. Тульчинский Г.Л. Глобализация, бизнес, регион. Особенности бизнеса в условиях глобализации и развитие Северо-Запада России // Россия. Планетарные процессы. – СПб, 2012. – С. 536–566.

33. Туркин Бизнес в поисках смысла. // Советник. 2009. № 6 (42) июнь.

34. Туркин С.В. Двуликий Янус корпоративной филантропии //Советник. 2009. № 10 (46) ноябрь.

35. Туркин С.В. Инвестировать в социальное партнерство. //Сообщение. 2010. № 11–12.

36. Туркин С.В. Как выгодно быть добрым: сделайте свой бизнес социально ответственным - М. Альпина Бизнес Букс, 2009, с.41.

37. Туркин С.В. Льготы, совесть? Да чепуха все это. //Советник. 2009. № 7 (43) июль.

38. Туркин С.В. Социальная активность бизнеса в местном сообществе. //Элитный Персонал. 2011. – 26 июня. № 24(208).

39. Туркин С.В. Филантропия как инструмент маркетинга. //Элитный персонал. 2011. – 5 июня № 21(205).

40. Туркин С.В., Симпсон С. Социальное измерение в бизнесе: бизнес, общество, власть. Пособие для менеджеров. – М., 2010. – 96 С.

41. Уровень социальной жизни населения регионов России. 2012, № 8–9. Специальный выпуск «На пути к социальному государству». – М., 2012.

42. Феоктистова Е. «О корпоративной социальной ответственности в России» Акционерное общество: вопросы корпоративного управления, № 5(72) Май 2011.

43. Фидрмуч Я., Герксхан К. Формирование социального капитала в Центральной и Восточной Европе. // Beyond Transition. Экономический вестник о вопросах переходной экономики. – М., 2011, № 7, С. 18–19.

44. Финансово-промышленные группы в регионах России: вопросы прозрачности и подотчетности (исследование на примере Нижегородской области). – Н.Новгород, 2011.

45. Фомин Э.А., Чикадзе Е.З. Благотворительность как социокультурный феномен в России. – СПб, 2009.

46. Харченко А. Большой театральный роман. // КоммерсантЪ Social Report. 2009. № 230, С. 30–33.

47. Хорева Л.В. Сущинская М.Д. История благотворительности в России. – СПб.: СПбГУЭФ, 2009.

48. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. – М.: 2008.

49. Чернова Е.А. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие организации / Е.А. Чернова // Вестник МГУ. - Сер. 18. Социология и политология. – 2008. - №4. – С. 126-128.

50. Что вы думаете о корпоративной ответственности? // PR в России. - 2009. - № 7. – С.16-18.

51. Шаройкина Е. Социальная ответственность – это выгодно! / Е. Шаройкина // Советник. – 2008. – №8. – С. 4-10.

52. Шекова Е.Л. Добровольческие трудовые отношения: основные определения / Е. Шекова // Человек и труд: ежемесячный журнал. — M., 2009. — № 4. — С. 37-38.

53. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: проблематика, место и роль НКО, механизмы. // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – 2005». Выпуск 4. – М.: ГУУ, 2011, С. 326–327.

54. Ямбаева Р. Социальный отсчет. //КоммерсантЪ Social Report. 2011. № 182, С. 27–31.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: