Вопросы к экзамену (примерные)

1. Социология как наука об обществе. Место социологии в гуманитарном знании. Объект и предмет социологической науки.

Социология – наука о социальных системах, их функциях, законах функционирования и развития социальных систем и общностей (мир, общество, институт, группа, организация, семья, личность). Объект социологии - общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, продукт усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового знания, пересматривало установившиеся представления, критиковало, дискутировало, открывало, проверяло и таким способом тщательно просеивало все, что сегодня попало в предметную область социологии. Первопричинами предмета социологии являются два понятия — статус и роль. Первое дает статическую, а второе — динамическую картину общества/

Социология развивается в постоянной взаимосвязи с другими науками. Если рассмотреть соотношение социологии с историей, то можно увидеть у них много общего. Каждая из этих наук изучает общество в целом, но социология изучает его дефактум, (что происходит сейчас), а история – постфактум (после того как что-то произошло). Различия этих наук в том, что история не может отойти от хронологического изложения исторических событий, в то время как социология обобщает социологический опыт прошлого и настоящего. Объединяет социологию и историю то, что социологические теории опираются на определенный исторический опыт. Взаимосвязь наук проявляется в образовании социологии истории, которая дает социологический анализ исторического процесса. Социология и философия. Общей чертой этих наук является то, что они рассматривают общество в целом. Но при этом социальная философия рассматривает общество как часть мироздания, а социология исследует само общество, те явления, которые в нем происходят. Социология опирается на итоги, обобщенные результаты общественных наук, социальная философия опирается на достижения специальных наук. Поэтому социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Проблематики наук тоже совпадают. Социология и политология. Взаимосвязь наук в том, что социальная организация и институты являются субъектами и объектами политики; политическая деятельность – важная форма и часть жизни человека; политика существует во всех сферах жизни и, как правило, определяет развитие общества. Каждая из наук имеет свой метод и предмет и поразному рассматривает различные общественные явления. Социология и экономика. Экономика изучает экономическую деятельность людей в социальных процессах. Экономика исследует только одну сторону общественной жизни, а социология исследует широкие закономерности в обществе в целом. Как мы видим, науки очень тесно связаны с социологией. Существовало немало споров о месте социологии в ряду наук. Немецкий историк Э. Мейер вообще отрицал социологию как науку, а американский социолог Э. Гидденс ставил ее на центральное место среди других наук. Но наиболее правильной позицией было бы поставить социологию в ряд других наук как равную среди равных. Взаимодействуя между собой, науки обогащаются фактическим материалом. Тесная связь между науками должна быть использована в полной мере. М. М. Ковалевский говорил, что социология должна быть самостоятельной наукой, но не должна отгораживаться от других наук, хотя при взаимодействии разных наук грани между ними становятся размытыми. В результате появляются новые науки, которые указывают на те проблемы, которые существуют на данный момент и требуют объединения усилий ученых разного профиля

2. Основные понятия и категории социологии.

Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. 1.социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.); 2. собственно социологические категории («социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т. др.); 3. категории близких к социологии дисциплин («культура», «личность», «государство», «власть» и др.). В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное» через которое определяются такие важные социологические категории, как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные общности», «социальные институты», «социальные организации», «социальная система», «социальная структура» и др. Среди них особое место занимает категория «социальная общность», характеризующая все виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. К числу важнейших категорий социологии относятся понятия «социальная система» и «социальная структура», которые имеют большое методологическое значение для социологических исследований. Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее законы выражают глубинные связи между ними. Законы социологии по своей природе являются социальными. Социальный закон – это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возникающих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений. К числу социальных относятся, например, законы индустриализации и урбанизации общества, социальной мобильности и миграции, социальной дезорганизации, и др. В целом выделяют пять групп социальных законов: 1законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление В. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве; 2 законы, отражающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера производительных сил требует изменения производственных отношений; 3 законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Так, чем активнее человек участвует в политической жизни, тем выше его политическая культура; 4 законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Например, важнейшим условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов; 5 законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. В частности, уровень бракоразводных процессов в различных странах зависит от экономических циклов.

3. Социальная структура современного западноевропейского общества.

Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, то есть положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщающим показателем стратификации. Социальной стратификацией является дифференциация данной совокупности людей или населения в целом на социальные классы, группы и статусы в иерархическом ранге, выражается в неравномерном распределении собственности, доходов, власти, влияния и.т.д.За истекшие сто пятьдесят лет в социальной структуре общества Запада произошли существенные изменения.Если раньше в США, Великобритании и других западных странах в основе появления неравенства в обществе лежало имущество, то уже с 70-х годов 20 века в связи с построение постиндустриального общества происходит расслоение общества по признаку образования. Разделение народного хозяйства на традиционные отрасли и сектор производства информации и знаний привело к резкому росту доходов квалифицированных специалистов, и к снижению доходов неквалифицированных рабочих. В эти же годы Соединенные Штаты стали приобретать облик сверхдержавы, специализирующейся на производстве наиболее высокотехнологичных благ. В ряду тех же образованных специалистов происходит разделение на бакалавров, докторов наук,и т.д. В 90-е годы выпускники вузов стали "средними работниками" по отношению к имеющим ученые степени, звания, получившим высокий уровень послевузовской подготовки или проявившим себя в высокотехнологичных компаниях. Таким образом, сегодня становится очевидным, что знания, способности к созданию нового, к самостоятельной творческой деятельности ценятся превыше всего, а "существующие в наше время в Соединенных Штатах классовые различия объясняются главным образом разницей полученного образования. Обострение проблемы бедности на протяжении последних лет выглядит естественным следствием становления постиндустриального общества и отражает расслоение общества на "интеллектуальную элиту" и низший класс, оказывающийся отчужденным от процесса современного наукоемкого производства. Основной причиной происходящей сегодня в западных странах социальной стратификации выступает развитие экономики, базирующейся на потреблении и производстве информации и знаний. Таким образом, к 90-м годам сформировалась трактовка новой социальной структуры. На одном ее полюсе оказался высший класс

4. Методы социологического исследования: количественные и качественные.

Количественные и качественные методы социологического исследования

Вторым вопросом нашей лекции являет изучение методов социологического исследования. Под методом мы подразумеваем совокупность правил и процедур, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями1. Социолог подбирает нужный метод для изучения своей проблемы, но не подгоняет проблему под метод. Существует несколько классификаций социологических методов, например, деление на опросные (анкетирование, интервью, экспертный опрос, маркетинговое исследование) и неопросные (наблюдение, анализ документов, эксперимент). Мы же рассмотрим другое деление – на количественные и качественные методы.

К количественным методам принято относить:

1. Опрос, о котором будет рассказано ниже.

2. Метод анализа документов, который дает возможность получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов позволяет выявить направленность, тенденции и динамику их развития, информация, полученная таким способом, носит объективный характер. В социологии различают два вида анализа документов: традиционный и контент-анализ (формализованный анализ документов). У истоков последнего стояли американский социолог и политолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж. Кайзер. В конце ХIХ – начале ХХ в. в США появились первые количественные исследования нью-йоркской прессы, целью которых было продемонстрировать «пожелтение» прессы и падение нравов в обществе. Наиболее известным эпизодом в истории контент-анализа стало предсказание британскими аналитиками времени использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на основе анализа германских пропагандистских кампаний1.

Контент-анализ представляет собой метод формализованного анализа текстов путем выделения или анализа смысловых единиц (слово, образ, абзац). В связи с этим выделяют единицы анализа, т.е. понятия, слова, темы, содержащиеся в тексте, названия, имена, общественные события и др., и единицы счета. Под последними подразумевают частоту упоминания в тексте единицы анализа. Под текстом в контент-анализе понимают не только записи на бумажном носителе, но и эфирное время теле- и радиостанций, произведения искусства, фильмы.

Контент-анализ позволяет обнаружить в тексте то, что ускользает от исследователя при его традиционном изучении. Он направлен на изучение больших информационных массивов, раскрывает не одномоментные срезы, а динамику явлений и процессов. С помощью контент-анализа можно сделать выводы о функциональной особенности материала (направленность, оперативность информации). Это качественно-количественная разновидность контент-анализа. Сумма площадей газеты или количество эфирного времени, частота упоминания той или иной единицы анализа показывает значимость информации. Если обращать внимание на эти критерии, то мы имеем дело с количественной разновидностью данного метода. В настоящее время контент-анализ широко распространен в теории массовой коммуникации, политологии и социологии.

Качественные методы исследования:

Традиционный (неформализованный) анализ документов – это многообразные умственные операции, направленные на выявление логики и сути документа, интерпретацию содержащихся в нем сведений с определенной исследовательской точки зрения. Этот метод является качественным, позволяет интерпретировать и понимать информацию, содержащуюся в документах. Еще в ХIХ в. Ф. Энгельс писал свою книгу «Положение рабочего класса в Англии» на основе официальных материалов парламентских комиссий и прямого наблюдения за жизнью и бытом рабочих2. В начале ХХ в. социологи У. Томас и Ф. Знанецкий предприняли изучение личных документов польских крестьян-эмигрантов, чтобы описать их положение в Европе и Америке. Они изучили переписку, архивы эмигрантских газет, материалы церковно-приходских общин, землячеств, благотворительных обществ, судебные материалы и автобиографии3.

Документы, которые служат объектом социологического анализа, делятся на три категории. По научной функции – на целевые, подготовленные в соответствии с программой, задачами социологического исследования (заполненные анкеты, тексты интервью, записи наблюдателей, статистическая информация и т.д.) и наличные. Наличные документы составляются не для решения научных задач, а для других целей, они созданы независимо от исследователя. По степени персонификации документы можно разделить на личные и официальные (безличные) (статистические материалы, данные прессы, делопроизводственная документация и т.д.). Личные же документы составляются частным лицом по собственной инициативе, это письма, дневники, заявления, характеристики, мемуары, автобиографии и др. По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. Первичные составляются на базе прямого наблюдения или опроса, т.е. на основе непосредственной регистрации событий. Вторичные представляют собой обработку, описание или анализ, сделанные на базе данных первичных источников. В.В. Ядов полагает, что «первичные данные надежнее вторичных. Поэтому официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный, и к тому же составленный на основе других источников. При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник»1. Важным источником является открытая пресса. Основной недостаток традиционного анализа документа заключается в субъективности интерпретации материала.

2. Биографический метод – анализ биографии человека через изучение его личных документов и интервью с ним и со знавшими его людьми. В процессе анализа социолог пытается определить поведение и действия человека, понять его внутренний мир, установки и ценностные ориентации.

3. Кейс-стади (case stady) в буквальном переводе означает анализ случая, это метод углубленного изучения отдельного, но представительного объекта во всех подробностях. Необходимо, чтобы объект изучения был, с одной стороны, уникальным и целостным, а с другой – представлял определенную совокупность, имел принадлежность к определенному типу.

В кейс-стади часто применяется включенное наблюдение, этим оно сходно с антропологическим исследованием. Социолог становится участником – наблю­дателем событий, «погружается» в ситуацию. При этом важна точная фиксация времени, основное требование к социологу – дать наиболее точное достоверное описание событий, воспроизвести их живую атмосферу. Используется также свободное интервью (групповое и индивидуальное), когда заранее определяются тема и общая направленность, а конкретные вопросы задаются во время интервью. Интервью не подготавливается заранее, а возникает ситуативно. При использовании кейс-стади социолог сталкивается с некоторыми трудностями: во-первых, репрезентативностью данных; во-вторых, с ограниченным использованием точных количественных методов, отсутствием формализации в проведении исследовании, поэтому исследователю необходимо помнить о теоретической основе своей работы.

Кейс-стади позволяет раскрыть сферу неформальных отношений, существующих между людьми, способствует улучшению понимания латентных процессов, скрытых механизмов социальных отношений, повседневной жизни. Кейс-стади – это форма качественного описательного исследования.

4. Фокус-группа (от англ. focus qroup) – проведение интервью по заранее подготовленному сценарию, на заранее поставленную ученым тему, в форме обсуждения с небольшой группой людей при личном контакте в специально оборудованном помещении. Впервые этот метод был обобщен в научном докладе Р. Мертоном в 1946 г. К положительным характеристикам данного метода относится следующее: взаимодействие в группе стимулирует выдвижение более глубоких идей и получение новых ответов, исключительно богатой информации. Такой метод позволяет за короткий срок выявить причины возникновения проблемы. К недостаткам метода относится большая сложность обработки данных.

В помещении, где проводятся фокус-группы, имеется полупрозрачное зеркало или стекло для использования метода наблюдения, что сходно с лабораторным экспериментом. Социолог анализирует не только ответы респондентов, но и собственные наблюдения. Ведется видео- и аудиозапись. Особенно высокие требования предъявляются к ведущему дискуссию (модератору). Его даже сравнивают с дирижером оркестра. Модератор должен управлять процессом дискуссии, соотносить ее ход с целью исследования, воодушевлять участников дискуссии, отстаивать свое главенствующее положение.

Основное требование к респондентам – однородность: в одну группу включаются люди, близкие по статусу, уровню доходов, степени компетентности, возрасту, культуре, респонденты обязательно должны смотреть одну передачу, являться потребителем того или иного товара. Темы обсуждения должны быть понятны участникам. Число респондентов может быть нерепрезентативным, но должно предоставить весь спектр мнений по данной проблеме. Отбор в фокус-группу проводится на основе анкетирования. Границы численности по разным методикам составляют от 6–8 до 10–12 человек. В рамках одного исследования необходимо проводить несколько фокус-групп, чтобы выяснить мнение различных социальных слоев, членов разных организаций и т.д.

Используется этот метод, как правило, в маркетинговых и политологических исследованиях. Большинство ученых считают фокус-группы качественным методом исследования, хотя имеются разные точки зрения. Использование фокус-группы может принести наибольший эффект в сочетании с количественными методами.

5. Наблюдение – это метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации ученым событий и условий на местах. Наблюдение широко применяется в антропологии и психологии. Согласно В.В. Ядову, научное наблюдение отличается от обыденного тем, что а) подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; б) планируется по заранее обдуманной процедуре; в) все данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной система; г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость1. Социологическое наблюдение должно быть целенаправленным, структурированным, проводиться систематически, а не от случая к случаю. Метод наблюдения в социологии обычно используется в комплексе с другими методами, может применяться на стадии пилотажного исследования.

Выделяют несколько видов наблюдения. По форме организации: формализованное (стандартизируемое, структурированное) и неформализованное (простое, бесструктурное). По степени контроля – контролируемое, при котором решается задача сбора информации для проверки гипотез, и неконтролируемое наблюдение. Последнее проводят в условиях реальных жизненных ситуаций. По степени включенности наблюдателя выделяют невключенное и включенное наблюдение. Оно встречается значительно реже, поскольку часто связано с опасностью вхождения наблюдателя в роль участника событий, особенно при анализе забастовочного движения, секты, преступной группировки. Н.В. Веселкова по этому поводу замечает, что россияне «не будут вдаваться в подробности отличий между начинающим социологом и законченным сексотом»2. По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми выделяют скрытое, когда участники не догадываются о присутствии наблюдателя, и открытое наблюдение. Скрытое и открытое наблюдения иногда считают разновидностями включенного наблюдения. По месту проведения наблюдения делятся на полевое и лабораторное.

5. Проблемы и методы проведения социологического опроса.

Методы социологического опроса

Интервью относится к опросным методам социологии и представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения. Первая роль - это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками. Вторая роль - интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли. Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную. Разные роли предполагают, что за каждой из них скрываются разные интересы, цели и задачи, разные модели поведения. Интервьюер должен хорошо знать цели и задачи предстоящей беседы, в общих чертах - тот проект или программу, в которую он включен, очень подробно - перечень вопросов, которые он собирается задавать.

 

Интервью - это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения информации с помощью устного опроса.

 

Обычную беседу считать «интервью» неверно - она протекает стихийно. Разговор на кухне или на улице - тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми. Интервью - это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных.

 

Иными словами, способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

 

С развитием социологии термин обрел дополнительное значение. Для того чтобы дать определение интервью как методу в социологии, необходимо обозначить его отличие от других видов интервью.

 

С интервью мы сталкиваемся и в нашей повседневной жизни. К примеру, врач опрашивает пациента, пытается установить причины недуга. И чем точнее будут ответы больного, тем доктору будет легче поставить диагноз или прописать лекарство. В данном случае ценность полученной информации в ее точности. Сотрудник уголовного розыска опрашивает свидетеля или подозреваемого с целью получения информации, необходимой для раскрытия преступления. Полученные сыщиком данные должны быть правдивыми и максимально полными.

 

Таким образом, интервью надо понимать в широком и узком значении.

 

Интервью - это способ научного познания с привлечением знаний посторонних людей, последующей статистической обработкой.

 

Интервью в руках ученого - такой же точный и четко сконструированный инструмент, как радиотелескоп. Итак, научное интервью, в том числе социологическое - это метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т.п.). Человека, с которым беседует ученый, именуют опрашиваемым, интервьюируемым, респондентом. Поскольку социолога называют врачом общества, то интервью в социологии по целям и задачам ближе всего к интервью, протекающему между доктором и пациентом. Соответственно, главными качествами информации в социологии является ее точность и полнота.

 

Интервью - особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации. В основе интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования. В свете этого интервью как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне «псевдообщение», при котором возникает обычная межличностная мотивация. От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, качество получаемой информации.

 

Если сравнивать два самых популярных метода в социологии анкетирование и интервьюирование, то можно обозначить некоторые преимущества последнего по отношению к анкетированию. Несмотря на то что интервьюирование уступает анкетированию по своей популярности (во всяком случае, в нашей стране, в зарубежных странах ситуация иная), оно обладает некоторыми преимуществами перед ним.

 

Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенностью и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения, данных анкетирования.

 

Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.

 

По Фролову С.С. фокусирование (или фокус-группа) - это «форма опроса, в основе которого лежит всестороннее обсуждение проблемы с подобранной группой людей, проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей».

 

Суть метода заключается в глубинном исследовании какого-либо вопроса или проблема в группе людей, тщательно подобранных по принадлежности к целевым группам, используя при этом ограниченный круг вопросов. Данный метод исследования более сложен, чем интервью, поскольку направлен на групповое взаимодействие и порождает более сложную реакцию на вопрос ведущего. Дискуссия длится до двух часов и фиксируется на аудио- или видеоплёнку. Важную роль в этом виде социологического исследования играет модератор. Главная его задача - уловить мнение каждого члена фокус-группы, дать ему возможность высказаться.

 

Наиболее часто метод фокус-группы используется со следующими целями: Узнать и изучить мотивы поведения потребителей, их установки и ценности; проанализировать конфликты и разногласия по определённым вопросам: выяснить их причину и продумать возможные последствия; понять специфику субкультур.

 

Анкетирование

 

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

 

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

 

Обычно все вопросы в анкете подразделяют по:

 

1) Содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента);

2) Форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

3) Методической функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и др.);

4) Отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные);

5) Технике заполнения (трудные, сложные).

 

Нередко два основания классификации - форму и технику заполнения - методисты объединяют. Поэтому в одних учебниках открытые и закрытые вопросы проходят по критерию «форма вопроса», в других - «техника заполнения». Это не ошибка, так как любые критерии классификации весьма условны, и то, что одному методисту кажется признаком техники заполнения, другой считает формальным критерием.

 

В описанной классификации все виды анкетных вопросов - специализированные. Каждый вид выполняет отведенную ему роль, занимает строго однозначное место в иерархии или композиции анкеты. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все анкетные вопросы бывают либо открытыми, либо закрытыми.

 

По методическим функциям выделяют вопросы-фильтры, контактные вопросы. Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой ее части. Цель контрольных вопросов - выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме. Контактные вопросы используются для управления психологической ситуацией интервью, для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос. В практике опросов чаще всего эта функция выполняется вопросами наиболее простыми по смыслу и по технике заполнения и одновременно дающими необходимую исследователю информацию.

 

По своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два основных вида - открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуального сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, используя свои теоретические знания.

 

Основные блоки анкеты:

 

Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов:

 

а) Базисной информации о том, что известно;

б) Указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения. Например, социолог задает вопрос: «Как Вы думаете, что мешает рабочим правильно отнестись к повышению норм выработки?» (после чего приводится список возможных причин).

 

Базисная часть вопроса содержит следующую информацию, которая полагается известной:

 

а) Нормы выработки повышаются;

б) Все рабочие неправильно относятся к повышению норм выработки;

в) Существуют причины, вызывающие неправильное отношение.

 

Требуется выяснить (искомая информация) мнение опрашиваемого о причинах неправильного отношения.

 

Социологический опрос

 

Опрос основывается на высказываниях и суждениях отдельных лиц и проводится с целью выявления различных нюансов мнения опрашиваемых (респондентов) как важного источника информации о реально существующих фактах и процессах действительности.

 

Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредствам устного или письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

 

В большинстве случаев преобладание метода опроса обусловлено особенностями изучаемых социальных явлений и процессов. В частности, в таких направлениях исследований, как изучение общественного мнения, конъюнктуры спроса на те или иные виды товаров, профессиональных ориентации молодежи, аудитории средств массовой информации, электоральных предпочтений тех или иных групп населения, именно опрос традиционно выступает ведущим методом сбора эмпирических социологических данных. Этот метод реализует свои познавательные возможности с помощью непосредственных индивидуальных контактов каждого отдельного респондента с каждым отдельным вопросником (анкетой). Результаты социологического опроса складываются на базе определенного выборкой множества межличностных взаимодействий диалогового типа, развивающихся по схеме: исследователь - вопросник - респондент, либо исследователь - вопросник - анкетер (интервьюер) - респондент. Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя информацией, необходимой ему для решения исследовательской задачи, он должен знать: о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обрабатывать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.

 

Следует иметь в виду, что опрос как метод сбора эмпирической социологической информации имеет принципиальное отличие от других социологических методов. Скажем, в процессе наблюдения или анализа документов социолог, как правило, фиксирует акты поведения исследуемого, вызванные воздействием окружающей среды, а не самого социолога. При использовании этих методов существует лишь одностороннее воздействие исследуемого на действия социолога, состоящие в регистрации актов поведения первого из них. Взаимодействие исследуемого и исследователя при наблюдении или анализе документов (кроме включенного наблюдения интересующих его людей) не является их существенной характеристикой, а, напротив, представляет собой побочный фактор, действие которого необходимо уменьшить всеми возможными способами, чтобы не исказить содержание и не снизить качество получаемой информации.

 

В случае применения метода опроса ситуация изменятся коренным образом. Здесь взаимодействие социолога и опрашиваемого (респондента) становится основным параметром, характеризующим сущность данного метода. Исследователь вмешивается в поведение опрашиваемого, направляет его в нужное русло, что сказывается на результатах исследования. Поведение респондента может способствовать достижению целей, поставленных исследователем, но в результате ошибочных действий последнего может стать и препятствием для их достижения, затруднить продвижение к ним. Социология труда.

 

Опрос в настоящее время является наиболее распространенным методом сбора эмпирической социологической информации и его применение позволяет в сжатые сроки и со сравнительно небольшими затратами регистрировать и факты поведения людей, и их мнения, и их оценки происходящих событий в экономической, политической, духовной жизни общества, и их ожидания, надежды, опасения, ценностные ориентации, и их представления о ближайшем и более отдаленном будущем.

 

Широкая же его применимость объясняется:

 

во-первых, тем, что вербальная, словесная информация, регистрируемая в процессе опроса, гораздо многообразнее и богаче невербальной,

во-вторых, тем, что суждения, оценки, мнения людей, которых опрашивают во время проведения данной исследовательской процедуры, никакими иными методами (наблюдением, экспериментом), кроме опроса, выяснить невозможно,

в-третьих, возможностью его многократного повторения и тиражирования на различные группы людей, на различные регионы и в различное время,

в-четвертых, относительной дешевизной его проведения.

 

6. Социальная структура общества. Подходы к анализу социальной структуры.

 

Первоначально понятие «структура» широко применялось в математике, лингвистике, и лишь с 20 гг. XX в. (но начиная и с Конта, и Спенсера) это понятие прочно укрепилось в социологии.

Единого мнения о понятии социальной структуры в социологии не существует, несмотря на его широко распространенное использование. Употребление определения зависит от теоретического подхода. Есть три точки зрения:

1) социальная структура – это абстрактная величина, которая формируется из гипотез и теорий;

2) это самостоятельный вид реальности, который доступен эмпирическому исследованию;

3) это относительная величина, соблюдающая равновесие между номинизмом и реализмом. Она держится на определенных факторах, которые находятся в постоянном движении. Таким образом, социальная структура современного этапа развития характеризуется как динамичное целое.

Структура – это организованность и упорядоченность системы, это способ взаимодействия и взаимосвязи образующих ее элементов.

Если рассматривать социальную структуру общества, то это совокупность взаимосвязанных социальных групп, институтов и отношений между ними. Социальную структуру рассматривают как:

1) общности, образованные на различии отношения к средствам производства (классовое);

2) общности по разделению труда (социально-профессиональная дифференциация);

3) общности, возникшие на базе культурно-исторической самобытности (этнос);

4) территориальные общности (село);

5) социально-демографические (пол, возраст);

6) социально-политические институты (наука, семья);

7) религиозные общности (христиане, мусульмане). По мере развития общества социальная структура меняется и становится еще сложнее, устойчивей, возникает приспособляемость к условиям среды.

И как раз развитость социальной структуры показывает ее разнообразие – способы связи между людьми, социальными группами и институтами.

В социологии есть два подхода к изучению социальной структуры:

1) классовый – центральное место в структуре занимают классы (на основе разделения труда и производственных отношений) и «классоподобные» социальные группы (интеллигенция);

2) стратификационный – статусные группы в обществе расположены по иерархической лестнице; Пар-сонс, Сорокин, Вебер определяли разные признаки, по которым человек занимал то или иное место в иерархии.

Развитие социальной структуры в любой стране ведет к сближению всех субъектов социальной сферы. Можно сказать, что социальная структура – это: 1) объединение людей, которые взаимодействуют между собой из-за конкретных обстоятельств;

2) иерархия позиций индивида – выполнение определенных функций;

3) совокупность норм и ценностей.

Таким образом, развитие социальной структуры – это сложный, длительный процесс, занимающий целую эпоху или жизнь нескольких поколений людей.

Проблема структурного мышления особенно явно присутствует в функционалистском мышлении, но идентификация «существенных», или первостепенных особенностей определенных социальных структур или типов часто спорна в вопросе о том, предполагают ли они или нет функциональное мышление.

7. Социальная стратификация. Теории социальной стратификации.

Для описания системы неравенства между группами людей применяют понятие «социальная стратификация» – иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т. д.), существующие в любом обществе. Термин «социальная стратификация» заимствовал из геологии Питирим Сорокин. Любой человек занимает в обществе много позиций. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значимости.

В теории стратификации обсуждается проблема равенства и неравенства. Под равенством понимают: равенство личностное, равенство возможностей, равенство возможностей жизни и равенство результатов.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации, отсюда можно выделить четыре главных измерения стратификации: доход, власть, образование и престиж.

ДОХОД (собственность). Измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени. Собственность, по определению, – основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства. Собственность может быть частной, групповой, общественной.

Образование.Измеряется числом лет обучения в школе или вузе.

Власть.Измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение. Власть– это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленности других социальных субъектов, распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения.

Богатство и бедность задают многомерную стратификационнуюиерархию. Наряду с вышеперечисленными компонентами измерения выступает социальный престиж.

ПРЕСТИЖ. Уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Так же выделяют профессиональную стратификацию— разделение социума на слои, основываясь на успешности исполнения ролей, наличия знаний, умений, образования, и т. д.

Проявляется в двух формах: Иерархия основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация); Стратификация внутри каждой профессиональной группы (внутрипрофессиональная стратификация). Показателями межпрофессиональной стратификации являются: Важность профессии для выживания и функционирования группы, социальный статус профессии; Уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональной деятельности. Представители каждого внутрипрофессионального слоя подразделяются на три группы, в свою очередь каждая группа подразделяется на множество подгрупп: Предприниматели или хозяева. Служащие высшей категории: директора, менеджеры, главные инженеры, члены совета директоров корпораций и т. п. Они не «владельцы» дела, над ними стоит хозяин, но они продают свой труд и получают за это зарплату. Данные категории профессионалов играют важную роль в организации «ведения дела». Их профессиональная функция заключается не в физическом, а в интеллектуальном труде; Наёмные рабочие. Они, как и служащие высокого ранга продают свой труд, но дешевле. Будучи, в основном, работниками физического труда, они зависимы в своей деятельности от покупателя рабочей силы.

8. Проблема социального неравенства. Теории неравенства.

Важным элементом социальной жизни является социальная стратификация (дифференциация), т. е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство. Разные ученые по-разному определяют, в чем причина неравенства.М. Вебер видел эти причины в экономических критериях (доходы), социальном престиже (статус) и отношении члена общества к политическим кругам. Парсонс выделял такие дифференцирующие признаки, как:

1) то, чем человек обладает с рождения (пол, этническая принадлежность);

2) приобретенный статус (трудовая деятельность);

3) то, что человек имеет (собственность, моральные ценности, права).

Рассматривая историю общества и те сообщества, которые существовали ранее, можно сказать, что социальная стратификация – это естественное неравенство между членами общества, которое имеет свою внутреннюю иерархию и регулируется различными институтами.

Важно различать понятия «неравенство» и «несправедливость». «Неравенство» – естественный и обусловленный процесс, а «несправедливость» – проявление эгоистических интересов. Любой человек должен понимать, что эгаметаризм (учение о необходимости равенства) – это нереальное явление, которое не может просто существовать. Но многие использовали эту идею в борьбе за власть.

Существует стратификация:

1) одномерная (группу выделяют по одному признаку);

2) многомерная (группа, имеющая набор общих признаков).

П. Сорокин пытался создать общечеловеческую стратификационную карту:

1) односторонние группы (по одному признаку):

а) биосоциальные (расовые, половые, возрастные);

б) социокультурные (род, языковые, этнические группы, профессиональные, религиозные, политические, экономические);

2) многосторонние (несколько признаков): семья, племя, нация, сословия, социальный класс. Вообще проявление социальной стратификации необходимо рассматривать в определенно взятой стране и в определенное время. Поэтому те группы, которые рассматриваются, должны быть в постоянном движении, они должны быть в обществе, которое функционирует в полной мере. Поэтому социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью.

Изменение положения в стратификационной системе может быть обусловлено следующими факторами:

1) вертикальная и горизонтальная мобильность;

2) изменение социальной структуры;

3) появление новой системы стратификации. Причем третий фактор – это очень сложный процесс, который привносит в жизнь общества много изменений в экономической сфере, идеологических принципов, норм и ценностей.

Долгое время в нашей стране происходил отказ от такого явления, как неравенство. Важно понимать, что неравенство в обществе просто необходимо. Ведь без него общество перестанет функционировать, поскольку члены этого общества уже не будут иметь целей, не будут стремиться их достичь. Зачем школьнику хорошо учиться, поступать в институт, изучать предметы, искать хорошую работу, ведь все равно все будут равны? Социальное неравенство стимулирует деятельность членов общества.

9. Этническое и расовое неравенства.

Причины этнического и расового неравенства.

Этнической группой называется часть общества, члены которой осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры. Кроме того, сфера их деятельности определяется главным образом общностью их происхождения и культуры. Раса представляет собой социальное понятие, формирующееся в результате того, что группе, которую воспринимают "отдельно" от других групп, приписывают характерные биологические признаки. До недавнего времени люди разделялись на три расы, но современные социологи подвергают сомнению эту классификацию, поскольку совокупность физических признаков не является критерием для определения расы.

В большинстве обществ одна или более этнических групп господствуют над другими. Вирт определяет "группу меньшинств" как совокупность люд ей,, с которыми обращаются не так, как с другими членами общества из-за характерных для них физических или культурных особенностей. Группы меньшинств часто являются объектами предрассудков или суждений, соответствующих стереотипным представлениям. Расизм имеет место там, где группа, принадлежащая к другой расе, по этой причине подвергается дискриминации, эксплуатации или насилию.

В теории расового угнетения, разработанной Р.Блаунером, проводится аналогия между обращением с группой меньшинства и практикой международного колониализма. Выделены ^следующие пять компонентов колониальных отношений: а) навязывание туземцам господствующей культуры; б) стремление изменить и контролировать культуру туземцев на основе господствующей культуры; в) политическое господство; г) экономическая эксплуатация; д) идеология, оправдывающая власть господствующей группы.

Симпсон и Уингер, классифицируя другие типы отношений между группами большинства и меньшинства, выделяют шесть категорий отношений: 1)ассимиляция, или полное уничтожение группы меньшинства насильственным способом или путем постепенного смешения групп; 2) плюрализм, или сохранение различий среди групп, меньшинств, а также готовность господствующей группы поддерживать эти различия; 3) законодательная защита меньшинств, или "официальная" гарантия самостоятельности групп меньшинства; 4) перемещение населения, или меры по изгнанию группы меньшинства из общества; 5)порабощение на длительное время; 6) господство одной части населения над другой, сравнительно малочисленной группой.

Одной из причин этнического и расового неравенства, вероятно, являются личностные особенности членов господствующей группы и группы меньшинства. Авторитарная личность, например, имеет обыкновение считать другую группу неполноценной и проявлять к ней враждебность. Кроме того, отсутствие социального взаимодействия между господствующей группой и группой меньшинства может создать психологический барьер между ними и способствовать формированию предубеждений.

Некоторые теоретики считают экономическую конкуренцию причиной враждебности между работающими и безработными. Помимо этого, правящий класс может эксплуатировать членов определенной этнической группы в качестве дешевой рабочей силы, создавая при этом разногласия среди тех, кто мог бы объединиться против него.

10. Социальная мобильность, ее формы. Формы социальной мобильности в различных обществах.

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную.

Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются о социальной лестнице по сравнению со своими родителями.

Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную.

Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п.

Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, в то время как групповая — с предписанными, аскриптивными.

Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой.

11. Социализация. Агенты социализации.

 Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные. Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации. Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода. Существует два понимания социализации:

1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью своего «я»;

2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Стадии социализации:

1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);

2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка пока еще неустойчивы. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В обратном случае невозможны следующие исходы:

а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;

б) изменение себя;

в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность;

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Агенты социализации– конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

12. Девиантное поведение и его типы. Причины девиантного поведения: обзор теорий.

Отклоняющееся от нормы (девиантное) поведение - это то поведение, которое не соответствует официально либо фактически существующим нормам в обществе.

Рассматривая понятие «девиантное поведение», мы не видим, о каком отклонении в поведении идет речь. Поэтому можно считать девиантным поведением героизм, сверхтрудолюбие – гениальность (т. е. отклонение со знаком «+»). Но и отрицательные проявления существуют (от мелких краж до тяжелых преступлений).

Ученые пытались объяснить причины появления отклоняющегося поведения. Фрейд считал, что отклонения запрограммированы в человеке. Социологическое объяснение девиации учитывает в первую очередь социальные и культурные факторы. Этой проблеме уделяли внимание Конт, Спенсер, Дюркгейм, Мертон. Дюркгейм считал отклоняющимся то поведение, которое наносит вред обществу.

Как возникает девиация. Сначала появляется цель, которую достичь нормальными путями социальному объекту не удается. Возникает социальная напряженность, а следом – предконфликтная ситуация. И если решение конфликта не наступает, то объекты вступают в открытую борьбу, пытаясь добиться цели, – возникает конфликтная девиация.

В обществе может возникнуть и такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется так широко, что начинает угрожать устоям общества, его ценностям, нормам. Такое состояние называется социальной аномией (деформация общества). Чаще всего появление социальной аномии обусловлено кризисами, войнами, переворотами.

На основе имеющегося отклоняющегося поведения формируется теория социальных отклонений. Ее изучают социология, теория права, криминология, психология.

Чтобы как-то отрегулировать общественные отношения, устранить элементы дезорганизации, существует социальный контроль, который проявляется через систему санкций.

Основные теории девиантного поведения

Биологические теории. Самые первые теории девиации носили биологический характер: считалось, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности. В конце прошлого века итальянский психолог Чезаре Ломброзо предложил теорию врожденного преступника.

Годы тщательных наблюдений и измерений в тюрьмах убедили ученого, что наиболее серьезные, злобные и упорствующие преступники (по его оценке, до одной трети) были врожденными преступниками, то есть недоразвитыми людьми, напрямую связанными с нашими примитивными предками. Врожденный преступник — атавистическое существо, которое репродуцирует в своей личности свирепые инстинкты примитивного человека, например убийство себе подобных, каннибализм. Ч. Ломброзо был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить их практически невозможно. Общество может защититься от этих людей, лишь только изолировав их. Ч. Ломброзо и его ученики утверждали, что уголовники имеют тенденцию больше походить на обезьяну, у них ненормальная челюсть, плоский нос, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли, длинные руки. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые никогда не были преступниками.

Попытки подвести биологическую основу под общую теорию преступности продолжались в течение практически всего ХХ столетия. Американский врач Уильям Шелдон подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения. Он считал, что у собак отдельных пород имеется склонность следовать определенному типу поведения: такса, борзая, лайка. Так же и у людей — определенное строение тела означает определенные личностные качества. Эндоморф — умеренная полнота, округлое тело, такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми. Мезоморф — тело отличается силой и стройностью, человек проявляет склонность к беспокойству, активен и не очень чувствителен к боли. Эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. У. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди со строением мезоморфов.

Предпринимались попытки оценить влияние наследственности на различные формы поведения людей. В Дании изучалось поведение 3500 близнецов мужского пола. Были исследованы уголовные дела каждой пары. Результаты оказались более чем впечатляющими. Если один из моноклеточных близнецов с абсолютно одинаковым набором хромосом совершил серьезное уголовное преступление, то в 50% случаев и другой совершал подобное. У двухклеточных двойняшек шансы для другого совершить аналогичное преступление снижались до 21%. Следовательно, можно сделать вывод: чем больше генетическое сходство, тем больше сходен тип правонарушения. Есть такие наблюдения в отношении усыновления. Поведение усыновленных детей, совершивших впоследствии уголовные преступления, больше на


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: