Окси-, альдегидо- и кетокислоты относятся к соединениям со смешанными функциональными группами. в молекулах оксикислот имеется гидроксильная группа, характерная для спиртов.
(СООН)n
Общая формула для оксикислот R , где
(ОН)m
n – число карбоксильных групп;
m – число гидроксильных групп.
Необходимо обратить внимание на изомерию и номенклатуру оксикислот, способы образования при биохимическом гидроксилировании, окислении гликолей, восстановлении кетокислот.
Для оксикислот характерны два типа изомеров: структурные (a-, b, g-и т. д., в зависимости от взаимного расположения двух функциональ-ных групп) и пространственные, так как они содержат асим-метрический атом углерода.
Являясь одновременно кислотами и спиртами, оксикислоты дают все реакции как по карбоксильной группе (диссоциация, образование
солей, сложных эфиров, ангидридов, галогенангидридов, амидов),
так и по гидроксильной (алкоголяты, простые эфиры, сложные эфиры, окисление). Вместе с тем, благодаря взаимному влиянию карбоксильной и гидроксильной групп друг на друга, отмечаются специфические особенности a-, b- и g-оксикислот: дегидратация a-оксикислот приводит к образованию лактидов, b-оксикислот – непредельных кислот,
g-оксикислот – лактонов.
Нужно знать формулы важнейших оксикислот: гликолевой, молочной, яблочной, винных, лимонной. Важное значение имеют фенол-карбоновые кислоты, существующие в виде изомеров положения гидроксильной группы (орто-, мета-, пара-). Среди них салициловая, галловая, сиреневая и другие фенолкарбоновые кислоты чаще всего в виде эфиров содержатся в эфирных маслах растений и имеют большое практическое значение (жаропонижающее средство, антиоксиданты, консерванты).
Альдегидо- и кетокислотами называют соединения, молекулы которых содержат карбоксильную и альдегидную или соответственно кетонную группы.
Представителями альдегидо- и кетокислот (оксокислот) являются глиоксиловая, пировиноградная, ацетоуксусная, левулиновая (СН3СО(СН2)2СООН) кислоты. Ввиду большой биологической значимости необходимо знать строение и свойства оксокислот, обусловленные наличием двух функциональных групп.
Из производных кетокислот наибольшее значение имеет ацетоуксусный эфир, широко применяемый в органическом синтезе. Необходимо познакомиться с методом его получения (конденсация Кляйзена) и рассмотреть на его примере кето-енольную таутомерию.
Литература: [1, с. 326–341].
ОПТИЧЕСКАЯ ИЗОМЕРИЯ
Явление оптической активности широко распространено среди органических соединений. К оптически активным веществам относятся многие важные природные вещества: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты. Это явление имеет глубокое биологическое значение, так как оно связано с асимметрией живого вещества и явлением жизни.
Оптическая активность большинства органических соединений связана со строением их молекул. Молекула органического соединения, в которой атом углерода связан с четырьмя различными атомами
или группами атомов, асимметрична, поэтому она вращает плоскость поляризованного луча и, следовательно, оптически активна. В подобной молекуле отсутствует плоскость симметрии. Структурным признаком асимметричного соединения является присутствие асимметричного атома углерода, обозначаемого обычно звездочкой.
Асимметричные молекулы образуют стереоизомеры, различа-ющиеся расположением в пространстве заместителей у асимметричных атомов углерода. Стереоизомеры, относящиеся друг к другу как предмет и его зеркальное отображение, называются оптическими антиподами.
Асимметричной молекуле соответствует ее стереоизомер. Он имеет иное расположение заместителей в пространстве и является зеркальным изображением первого изомера. Оба изомера относятся как предмет и его изображение в зеркале.
Необходимо уяснить вклад ученых (Ж. Б. Био, Л. Пастер, Я. Г. Вант-Гофф, Ж. А. Ле-Бель, М. А. Розанова) в изучении оптически активных веществ, а также такие понятия, как: энантиомеры, рацематы, асимметрический синтез.
Литература: [1, с. 342–359].
УГЛЕВОДЫ
Углеводы или сахара – это группа органических соединений, имеющих большое биологическое значение в жизни животных и растений. Это самая распространенная группа природных органических соединений, составляющих 80% сухого веса растений и 2% – животных организмов.
Углеводы образуются в растениях из углекислого газа и воды в процессе реакций фотосинтеза, осуществляемых за счет солнечной энергии с участием зеленого пигмента растений – хлорофилла.
Углеводы (сахара) подразделяются на две большие группы:
1) моносахариды (простые углеводы), или монозы, не способные гидролизоваться;
2) ди- и полисахариды (сложные углеводы), состоящие из различного числа остатков простых углеводов, подвергающиеся гидролизу.
Моносахариды. По числу атомов углерода в молекуле их делят на триозы (3 С), тетрозы (4 С), пентозы (5 С), гексозы (6 С) и так далее. Моносахариды – полифункциональные соединения, являются оксиаль-
дегидами (альдозы) или оксикетонами (кетозы).
Наиболее распространены гексозы
* * * * О * * *
CH2–CH–CH–CH–CH–C ; CH2–CH–CH–CH–C–CH2OH.
OH OH OH OH OH H OH OH OH OH O
альдогексоза кетогексоза
Для них известно большое число стереоизомеров (2n, где n – число асимметрических атомов). Так, для альдогексоз 24=16, для кетогексоз 23=8, то есть, для альдоз существует 16 оптически активных изомеров, или 8 пар антиподов, для кетоз – соответственно 8 и 4. Каждая пара имеет свое название: глюкоза, галактоза, фруктоза и так далее.
Для определения принадлежности к D- или L-генетическому ряду каждого изомера из пары (рацемата) сравнивают конфигурацию последнего асимметрического атома углерода этого изомера с конфигурацией D- или L-глицеринового альдегида. При этом записывают проекционные формулы молекул так, чтобы карбонильная группа находилась сверху:
1 O O
C–H C–H
2
Н–С–ОН HO–C–H
О О 3
С–Н С–Н HO–C–H H–C–OH
4
Н–С–ОН НО–С–Н H–C–OH HO–C–H
5
СН2ОН СН2ОН H–C–OH HO–C–H
6
D-глицериновый L-глицериновый CH2OH CH2OH
альдегид альдегид D-глюкоза L-глюкоза
В глюкозе положение гидроксила при 3-м, а в галактозе при 3-м и 4-м углеродных атомах противоположны положению при 5-м углеродном атоме. Фруктоза, начиная с 3-го атома углерода, имеет такое же строение, как и глюкоза.
О О
С–H C–H CH2OH
H–C –OH H–C–OH C=O
HO–C –H HO–C–H HO–C –H
H–C–OH HO–C –H H–C–OH
H–*C –OH H–C* –OH H–C*–OH
CH2OH CH2OH CH2OH
D-глюкоза D-галактоза D-фруктоза
Для углеводов характерен еще один вид структурной изомерии, называемый циклоцепной таутомерией. Это явление вызывается внутримолекулярным взаимодействием окси- (–ОН) и оксо- (>С=О) групп углевода:
НО Н О ОН
С С Н–С
H
Н–С–ОН H–C–OH Н–С–ОН
HO–C–H О НО–С–ОН HO–C–H О
H–C–OH
H–C–OH
H–C–OH
H–C H–C–OH H–C
CH2OH CH2OH CH2OH
b,D-глюкоза D-глюкоза a,D-глюкоза
Появившийся в циклической формуле у атома С1 гидроксил, возникающий из карбонильной группы открытой формы, называется полуацетальным, или гликозидным. Он существенно отличается по свойствам от спиртовых гидроксилов. Если он расположен так же, как и гидроксил, определяющий принадлежность к D или L ряду, то такая форма называется a-формой, если с противоположной стороны, то
b-формой.
При изучении углеводов и их производных обратите внимание, что именно за счет этого гликозидного гидроксила идет образование сложных углеводов, глюкопротеидов, нуклеиновых кислот и других природных соединений.
Более наглядно строение молекулы углевода можно представить, используя так называемые перспективные формулы. Плоскость кольца изображают перпендикулярно плоскости листа бумаги, атом кислорода расположен в правом заднем углу. Заместители, которые были слева или справа в проекционных формулах, пишут соответственно сверху или снизу по отношению к плоскости кольца, изменяя положение заместителей у атома углерода, за счет которого осуществляется циклизация. Шестичленные циклы называют пиранозами, а пятичленные – фуранозами по аналогии с названиями веществ:

и
пиран фуран
СH2OH CH2OH
O O
H H H–C–OH H
H
OH H OH H OH H OH
OH
H OH H OH
a,D-глюкопираноза a,D-глюкофураноза
Из сложных сахаров необходимо знать: а) дисахариды – мальтозу (состоит из двух молекул a-D-глюкозы), целлобиозу (состоит из двух молекул b-D-глюкозы), лактозу (состоит из a-D-глюкозы и b-D-галак-тозы), сахарозу (состоит из a-D-глюкозы и b-D-фруктозы); б) полисахариды – крахмал, гликоген, клетчатку и пентозаны.
При изучении химических свойств сахаров следует исходить из химических свойств функциональных групп, входящих в молекулу. Так, если молекула углевода содержит свободный гликозидный гидроксил, то в водном растворе она будет находиться в равновесии с открытой формой и давать реакции карбонильной группы, например окисление. Следует учесть, что именно наличие или отсутствие свободного гликозидного гидроксила определяет отношение дисахаридов к восстанавливающим (целлобиоза) и невосстанавливающим (сахароза).
В процессе изучения сахаров обратите внимание на образование сложных эфиров, ибо они играют важную биохимическую роль (фосфорные эфиры в синтезе и распаде углеводов) и имеют большое народнохозяйственное значение (нитроклетчатка, ацетатное волокно и т. п.). Ознакомьтесь с вопросами химической переработки древесины.
Литература: [1, с. 360–385].
14. АМИНЫ И АМИНОСПИРТЫ
Амины – органические соединения, которые можно рассматривать как продукты замены атомов водорода аммиака на водородные радикалы. В зависимости от числа замещенных на радикалы атомов водорода аммиака различают амины первичные, вторичные и третичные. Необходимо обратить внимание на классификацию аминов в зависимости от характера углеводородного радикала и числа аминогрупп (диамины).
Изучая методы получения аминов, обратите внимание на реакции восстановления нитросоединений, оксимов, гидразонов, амидов, реакцию Гофмана.
При изучении химических свойств аминов обратите внимание на роль свободной электронной пары в проявлении основных свойств аминов и комплексообразовании. Сравните основные свойства аммиака и аминов жирного и ароматического ряда. При этом уясните, что более сильная щелочная реакция водных растворов аминов объясняется положительным индукционным влиянием алкильных радикалов, за счет чего повышается электронная плотность у атома азота. Обратите при этом внимание и на роль пространственных факторов.
Необходимо знать, какие продукты образуются при взаимодействии различных аминов с азотистой кислотой (качественная реакция). У ароматических аминов основные свойства по сравнению с аминами жирного ряда ослаблены благодаря влиянию бензольного кольца и повышена активность к реакциям электрофильного замещения. Реакция с азотистой кислотой в первичных ароматических аминах приводит к образованию солей диазония, применяемых в химии красителей.
Аминоспиртами называют соединения, в молекуле которых одновременно содержатся амино- и гидроксильные группы. Наиболее важными из них являются этаноламин, холин, так как входят в состав биологически активных веществ – фосфатидов. Необходимо знать строение и методы получения этих аминоспиртов.
Значение диамина (гексаметилендиамин NН2–(СН2)6–NН2) определяется использованием его для получения полиамидного волокна найлона.
Литература: [1, с. 251–263, 307].
15. АМИНОКИСЛОТЫ И БЕЛКИ
Органические соединения, содержащие в молекуле карбоксильную и аминогруппы, называют аминокислотами.
При изучении аминокислот следует уяснить их номенклатуру, классификацию, изомерию, способы получения. Заучить формулы важнейших аминокислот. Особое внимание обратить на химические свойства аминокислот. Молекулы аминокислот имеют амфотерные свойства, так как в их составе имеются карбоксильные и аминогруппы. Нужно уметь писать схемы диссоциации аминокислот как амфотерных соединений. Следует знать характерные для аминокислот химические свойства: а) образование солей с кислотами и основаниями, внутренних солей; б) образование пептидов из аминокислот, реакции аминокислот с нингидрином,азотистой кислотой и формалином; в) биохимическое декарбоксилирование, дезаминирование, переаминирование аминокислот; г) отношение аминокислот к нагреванию.
Белки представляют собой биополимеры, сложные молекулы которых построены из остатков a-аминокислот. В природе существует примерно 1010–1012 различных белков, обеспечивающих существование огромного числа видов живых организмов различной сложности, начиная от вирусов и кончая человеком.
Необходимо разобраться в строении пептидов и белков. Аминокислоты соединяются друг с другом пептидной связью. Соединение, образованное двумя аминокислотами, называют дипептидом. Увеличивая число аминокислот, получают трипептид и т. д. Если число аминокислот свыше 10 и до 50, то соединение относят к полипептидам. Белки же имеют обычно более высокую молекулярную массу – свыше 10000.
В строении белковых молекул различают четыре структуры: первичную, вторичную, третичную и четвертичную.
Студенту необходимо разобраться в различных уровнях организации белковых молекул, а также изучить физические и химические свойства белков, их классификацию и биологическую роль.
Литература: [1, с. 385–409].
16. ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Гетероциклическими называют соединения, содержащие в своих молекулах циклы, в образовании которых кроме атомов углерода принимают участие и атомы других элементов (N, О, S и другие).
Гетероциклические соединения широко распространены в природе и имеют большое биологическое значение, особенно содержащие в гетероциклах атомы азота. Они входят в состав нуклеиновых кислот, ферментов, витаминов, хлорофилла, гемоглобина и других соединений.
Необходимо изучить и знать строение, свойства пиррола, индола, имидазола, пиримидина и его важнейшие производные (цитозин, урацил, тимин), пурина и его важнейшие производные (аденин, гуанин и другие).
Студенту необходимо иметь понятие о строении и свойствах тех химических соединений, в состав которых входят перечисленные выше гетероциклы. К ним относятся хлорофилл, гемин, некоторые аминокислоты, гетероауксины, алкалоиды, антибиотики, психогены.
При изучении гетероциклов необходимо обратить внимание на характер связей в цикле, подчеркивая ароматичность строения и свойств молекул гетероциклических соединений, так как их химические свойства в первую очередь определяются наличием ароматического цикла и гетероатома.
Химические свойства гетероциклов можно классифицировать следующим образом: 1) кислотно-основные превращения с участием гетероатома; 2) реакции замещения; 3) реакции присоединения; 4) реакции расширения цикла; 5) реакции замены гетероатома.
Литература: [1, с. 411–438].
Нуклеиновыми кислотами называются высокомолекулярные соединения (биополимеры), построенные из отдельных нуклеотидов (мононуклеотидов).
Нуклеиновые кислоты обычно связаны с белками за счет образования солеобразных и водородных связей и образуют сложные белки — нуклепротеиды. Связи легко разрываются путем простой солевой коагуляции белка, и нуклеиновые кислоты выделяются в свободном состоянии. При гидролизе нуклеиновых кислот получаются мононуклеотиды. Последние расщепляются на b-D-рибофуранозу или 2-де-зокси-b-D-рибофуранозу, пиримидиновые (цитозин, урацил, тимин) и пуриновые (аденин, гуанин) основания, ортофосфорную кислоту.
Для того чтобы разобраться в строении нуклеиновых кислот, необходимо иметь ясное представление, что такое нуклеозиды и нуклеотиды.
При соединении молекулы пиримидинового или пуринового основания с молекулой b-D-рибофуранозы или 2-дезокси-b-D-рибофура-нозы образуются нуклеозиды.
Нуклеотиды – это фосфорные эфиры нуклеозидов.
В зависимости от природы углевода нуклеотидов все нуклеиновые кислоты делятся на два типа: ДНК и РНК.
Нуклеиновые кислоты, содержащие в молекулах остатки 2-дезокси-b-D-рибофуранозы, называются дезоксирибонуклеиновыми кислотами (ДНК), а содержащие остатки b-D-рибофуранозы – рибонуклеиновыми кислотами (РНК).
Необходимо разобраться в важнейших понятиях, характеризующих
строение ДНК и РНК, которые известныкакпервичная и вторичная структура нуклеиновых кислот.
Студент должен знать строение нуклеиновых кислот и их биологическую роль.
Литература: [1, с. 438–446].
18. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ
СОЕДИНЕНИЯ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Огромная роль в сельском хозяйстве принадлежит химическим средствам защиты растений от вредителей, болезней и сорняков (пестицидам).
Студенту необходимо знать классификацию пестицидов, какие из них наиболее широко используются в настоящее время в сельском хозяйстве в связи с применением интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Для ознакомления с химией пестицидов необходимо проработать по учебнику главу XXVI «Биологически активные органические соединения и сельское хозяйство».
Литература: [1, с. 448–462].
19. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Основные положения теории химического строения органи-ческих соединений А. М. Бутлерова. Напишите все изомеры гептана, назовите их по международной номенклатуре.
2. Углеводородные и свободные радикалы. Приведите примеры. Напишите все возможные радикалы для углеводорода С5Н12, назовите их и укажите формулы наиболее устойчивых радикалов.
3. Гомология и гомологические ряды в органической химии на примерах углеводородов (алканов, алкенов, алкинов, диенов). Укажите, какие из представленных ниже соединений являются гомологами, какие изомерами: а) 2,4-диметилбутан; б) гексан; в) 2-метилпропен,
г) бутен-2; д) 2-метилпентен-1; е) 2,3-диметилбутен-1; ж) пентин-1;
з) 2-метилбутадиен-1,3.
4. Изомерия скелета и изомерия, вызванная положением заместителя. Напишите изомеры гексана и ароматического углеводорода состава С9Н12. Назовите их и укажите разновидности изомерии.
5. Официальная номенклатура органических соединений – номен-
клатура ИЮПАК. Назовите по международной номенклатуре следующие соединения:
а) CH3––CH––CH––CH2––C(CH3)––CH3;
C3H7 CH3 C2H5
б) C2H5 в) CH3––CH2––CH––CH2—CH––CH3
CH3––C––CH3; C2H5 CH ;
C4H9 CH3 CH3
г) CH3––CH2––CH––CH2––CH3 д) CH3––CH––CH2––CH==C––CH2––CH3
CH––CH3 ; CH3 CH––CH3 ;
CH3 CH3
е) CH3––CºC––CH2—CH––CH3; ж) CH2==C––CH==C––CH3
CH3 CH3 CH2 ;
CH3
з) CH3––CH2––C==CH––CH––CH3; и) CH3––CH––CH2––COH––CH3
CH3 CH3 CH3 CH––CH3;
CH3
к) CH3 O л) CH2==CH––CO––CH3;
CH3––CH––CH2––C––C ;
CH2 CH3 H
CH3
м) O н) CH3––CH==CH––COOH;
CH3––CH––CH2––C ;
CH3 OH
o) CH3 п) O
CH3––C––CH––COOH; CH3––CH––CH2––C ;
CH3 OH NH2 OH
p) HCOOC––CH2––CHBr––COOH; c) CH3––CH––CH==C––COOH.
NH2 Cl
6. Напишите структурные формулы веществ с пятью атомами углерода, названия которых заканчиваются на –ан, -ен, -диен, -ин, -ол, -он, -аль, -овая.
7. Строение электронной оболочки атома углерода. Гибридизация атома углерода (-sр3, -sр2, -sp) на конкретных примерах.
8. Изомерия непредельных углеводородов (алкенов, алкинов, диенов). Напишите структурные формулы изомерных углеводородов С5Н8. Назовите их. Укажите разновидности изомерии.
9. Напишите структурные формулы изомеров углеводорода (С6Н12)
с прямой цепью и циклом. Какие из изомеров этого углеводорода могут существовать в виде конформеров. Покажите их форму.
10. Напишите структурные формулы изомерных углеводородов, имеющих состав С5Н10, назовите их. Обратите внимание на цис-транс-изомерию. Укажите, какой из изомеров более устойчив.
11. Химические свойства алканов: реакции галогенирования, нитрования, сульфохлорирования, окисления и крекинг. Напишите реакцию нитрования изопентана, продукт реакции назовите.
12. Химические свойства метана на примерах соответствующих реакций. Покажите механизм радикальных реакций на примере взаимодействия этана с хлором. Какое практическое значение имеет метан и продукты его реакций?
13. Способы получения алканов. Какие углеводороды получатся при действии металлического натрия на смесь: а) йодистого метила и йодистого изобутила; б) йодистого этила и йодистого изопропила; в) бромистого пропила и бромистого втор-бутила.
14. В каком валентном состоянии находятся атомы углерода в предельных углеводородах? Приведите атомно-орбитальные схемы стро-ения молекул метана, этана, пропана.
15. Получите 2-метилпропан: а) гидрированием непредельного углеводорода; б) восстановлением галогенпроизводного; в) по реакции Вюрца. Напишите реакции взаимодействия 2-метилпропана с бромом и с азотной кислотой. Укажите условия проведения этих реакций.
16. В чем сущность и практическое значение процесса крекинга? Какие химические реакции характеризуют его? Разберите механизм этих реакций на примере октана.
17. Химические свойства алкенов: реакции присоединения водорода, галогенов, галогенводородов, воды. Покажите механизм реакции электрофильного присоединения брома к этилену.
18. Правило Марковникова и его объяснение. Гомо- и гетеролитический разрыв связей. Напишите уравнения реакций взаимодействия пентен-1 и 2-метилбутен-2 с хлороводородом.
19. Реакции окисления и полимеризации в алкенах. Напишите реакции взаимодействия бутен-2 с водным раствором перманганата калия и с озоном. Продукты реакции назовите.
20. Способы получения алкенов. Какие углеводороды получатся при действии спиртового раствора щелочи на 2-дибромбутан, 3-хлор-2-метилпентан? С помощью каких реакций можно доказать строение полученных углеводородов.
21. Алкины, их получение и химические свойства. Особые свойства
тройной связи углерод-углерод. Получите пропин из соответствующего дигалогенпроизводного.
22. Химические реакции ацетиленов: гидрирования, гидратация по Кучерову, другие реакции присоединения по тройной связи. Напишите
реакцию взаимодействия бутина-1 с двумя молями НСl и одним молем Н2О.
23. Напишите уравнения реакций конденсации: а) ацетилена с метилэтилкетоном; б) этилацетилена с формальдегидом; в) винилацетилена с ацетоном.
24. Каким способом можно получить 3-метилбутин-1? Сколько алкинов соответствует его углеродному скелету? Приведите уравнения реакций взаимодействия 6-метилгептина-1 с водой и с хлором.
25. Напишите схемы реакций ступенчатого гидрирования 2,5-ди-метилгексина-3. Возможна ли геометрическая изомерия для алкена, полученного на первой стадии гидрирования.
26. Приведите примеры реакций с участием подвижного водородного атома в ацетилене: замещение на металл, присоединение по карбонильной группе, димеризация. Напишите уравнение реакций взаимодействия ацетилена с формальдегидом, метанолом и уксусной кислотой.
27. Бутадиен, изопрен, хлоропрен, их промышленный синтез и применение. Напишите формулы всех изомеров диенового углеводорода состава С5Н8 и назовите их.
28. Сопряженные двойные связи и их особые свойства (1,4-при-соединения). Эффект сопряжения, полимеризация диенов. Напишите уравнение реакции полимеризации хлоропрена и присоединения к нему НС1.
29. Понятие о строении природного каучука. Дивиниловый и изопреновый синтетические каучуки. Напишите реакцию димеризации бутадиена.
30. Напишите уравнения реакций нитрования бензола, толуола, хлорбензола и нитробензола. Сравните реакционную способность этих соединений.
31. Какое строение имеет углерод ароматического ряда общей формулы С8Н10, если при его окислении хромовой смесью была получена терефталевая кислота, а при окислении в более мягких условиях образуется п-толуиловая кислота?
32. Методы получения ароматических углеводородов. Получите бензол и толуол из метана.
33. Химические свойства ароматических углеводородов: галогени-
рование, нитрование, сульфирование, реакция Фриделя-Крафтса. Напишите реакцию бензола с хлористым этилом.
34. Сколько изомеров ряда бензола соответствует составу С9Н12? Напишите их структурные формулы, назовите. Осуществите реакцию
радикального и электрофильного монохлорирования изопропилбензола.
35. Электродонорные и электроакцепторные заместители; их направляющее влияние. Исходя из бензола, получите: а) о- и п-бром-нитробензолы и б) м-бромнитробензол.
36. Понятие об эффекте сопряжения и индуктивном эффекте. Теория замещения в бензольном ядре. Напишите уравнения реакций толуола с азотной кислотой.
37. Согласованная и несогласованная ориентация. Активирующее влияние нитрогруппы на нуклеофильный обмен атома галогена, связанного с ароматическим ядром. Напишите уравнения реакций м-кси-лола и м-динитробензола с азотной кислотой.
38. Установите строение углеводорода С8Н6, обесцвечивающего бромную воду, образующего осадок с аммиачным раствором оксида серебра, а при окислении дающего бензойную кислоту. Напишите уравнения соответствующих реакций.
39. Установите строение вещества состава С7Н8, если оно легко нитруется, образуя два изомера состава С7Н7NO2, а при окислении образует бензойную кислоту. Приведите уравнения реакций.
40. Стирол (фенилэтилен) – продукт многотоннажного промышленного производства. Опишите его свойства. Напишите для него уравнения реакций:
а) с хлористым водородом;
б) с хлором;
в) исчерпывающего гидрирования;
г) полимеризации.
41. Из бензола получите бромбензол и объясните, почему он не взаимодействует со щелочами, подобно бромистому этилу.
42. Способы получения циклоалканов из углеводородов, дигалогенпроизводных и дикарбоновых кислот. Получите циклогексан всеми способами.
43. Напишите структурную формулу углеводорода С9Н10, обесцвечивающего бромную воду, при окислении хромовой смесью образующего бензойную кислоту, а при окислении по Вагнеру – 3-фенил-пропандиол-1,2.
44. Напишите схемы следующих превращений: а) бензол ® толу-
ол ® тринитротолуол; б) бензол ® хлорбензол ® п-нитрохлорбензол; в) бензол ® нитробензол ® м-нитрохлорбензол.
45. Приведите схему распределения электронной плотности в хлорбензоле. Почему введение галогена уменьшает подвижность атома водорода в бензольном ядре?
46. Классификация, изомерия и номенклатура галогенпроиз-водных. Напишите изомеры состава С6Н4С12, назовите их.
47. Общие способы получения галогенпроизводных: галогени-рование углеводородов, замещение гидроксила на галоген, присоединение галогенов и галогенводородов по кратным связям. Получите дихлорэтан всеми возможными способами.
48. Химические свойства моногалогенпроизводных алканов: замещение галогена на водород, гидроксил, амино- и нитрильную группы. Отщепление галогена. Реакция Вюрца. Получите 2,3-диметилбутан из соответствующего галогенпроизводного по реакции Вюрца.
49. Химические особенности галогенпроизводных с несколькими атомами галогена у одного углеродного атома. Напишите реакцию взаимодействия 1,2,3-трихлопропана со щелочью (водный раствор).
50. Для 2-хлорпропана напишите реакции нуклеофильного замещения со следующими реагентами: а) натриевая соль муравьиной кислоты; б) этиламин; в) нитрит натрия. Какие реагенты называются нуклеофильными?
51. Химические свойства галогенпроизводных непредельных углеводородов. Хлористый винил, его полимеризация и значение. Напишите уравнение реакции присоединения НВг к винилбромиду.
52. Химические свойства галогенпроизводных ароматических углеводородов, их применение в сельском хозяйстве. Получите хлорбензол и хлористый бензил и сравните их свойства.
53. Объясните причину низкой реакционной способности атома галогена в бензольном ядре по сравнению с атомом галогена в боковой цепи. Сравните свойства хлорбензола и хористого бензила.
54. Напишите изомеры состава С4Н7Cl. Какой изомер более реакционно способен в реакции замещения? Осуществите для него все известные вам реакции замещения.
55. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура. Напишите изомеры спирта С4Н9ОН и укажите первичные, вторичные и третичные спирты.
56. Способы получения спиртов из предельных и этиленовых углеводородов, галогенпроизводных, сложных эфиров, карбонильных соединений. Получите этанол всеми указанными выше методами.
57. Химические свойства одноатомных спиртов: реакции с металлами, галогенными соединениями фосфора, спиртами и кислотами.
Напишите уравнение реакций пропанол-2 с уксусной кислотой.
58. Окисление первичных, вторичных и третичных спиртов. Дегидратация и дегидрирование. Напишите реакции окисления бутанол-1 и
бутанол-2, продукты реакции назовите.
59. Двухатомные спирты (гликоли). Изомерия и номенклатура. Получение из галогенпроизводных и непредельных углеводородов. Получите этиленгликоль указанными выше способами.
60. В чем заключается основное различие химических свойств одноатомных и многоатомных спиртов? Напишите соответствующие уравнения реакций. Как можно, исходя из пропилена, получить глицерин?
61. Напишите уравнения реакций последовательных превращений:
CH3–CH–CH3
A
B
C
Д.
OH
62. Напишите уравнения реакций последовательных превращений:
О
CH3–CH2–OH
.
Назовите полученные вещества.
63. Химические свойства глицерина: глицераты, глицериды, продукты окисления. Напишите схемы реакций окисления глицерина до кислоты.
64. Напишите уравнение реакций взаимодействия 3-метилбутанола с PCl5, с уксусной кислотой, бромистым водородом, хлорангидридом уксусной кислоты. К какому типу реакций принадлежат данные превращения?
65. Фенолы. Строение, номеклатура и изомерия. Напишите изомеры вещества, имеющего состав С7Н8О, назовите их и укажите, к какому классу соединений они принадлежат.
66. Природные источники и способы получения фенолов из аминов, галогенпроизводных и углеводородов. Предложите схему получения фенола из метана.
67. Химические свойства фенолов. Взаимное влияние радикала и функциональной группы. Отличие фенолов от спиртов. Покажите это на примере бензилового спирта и фенола.
68. Простые и сложные эфиры фенолов. Броамирование, нитрование и окисление фенола. Напишите реакцию взаимодействия о-нитро-фенола с азотной кислотой.
69. Понятие о гербицидах. Пикриновая кислота. Напишите уравнение реакций, с помощью которых из м-дихлорфенола и монохлоруксусной кислоты можно получить 2,4-дихлорфенолуксусную кислоту.
70. Двух- и трехатомные фенолы, их строение, свойства и значение. Напишите реакции окисления гидрохинона и образования триметилового эфира из флороглюцина и трех молекул метилового спирта.
71. Понятие о меркаптанах. Простые эфиры и эфиры неорганических кислот. Напишите уравнения реакций взаимодействия этиленгликоля и глицерина с азотной кислотой в присутствии H2SO4.
72. Номенклатура и изомерия альдегидов и кетонов. Напишите формулы всех изомерных альдегидов и кетонов состава С6Н10О, назовите их.
73. Способы получения альдегидов и кетонов. Напишите уравнения реакций получении пропионового альдегида и ацетона всеми известными методами.
74. Химические свойства альдегидов. Ответ проиллюстрируйте на примере уксусного альдегида и бензальдегида.
75. Опишите свойства кетонов. Получите из метилэтилкетона: а) бутан; б) бутанол-2; в) гидразон.
76. Приведите примеры реакций с участием a-водородного атома для альдегидов и кетонов. Напишите уравнение альдольной конденсации для пропионового альдегида и диэтилкетона.
77. Сходство и различие альдегидов и кетонов на примерах реакций.
78. Получите ацетон окислением соответствующего спирта. Напишите для него уравнения реакций с гидразином, цианистым водородом, хлором, пятихлористым фосфором.
79. Ароматические альдегиды и кетоны, получение, свойства. Напишите уравнения реакций окисления бензойного альдегида и взаимодействия его с анилином.
80. Классификация, изомерия и способы получения карбоновых кислот. Из неорганических веществ получите муравьиную и уксусную кислоты.
81. Электронное строение карбоксильной группы. Мезомерия аниона. Водородная связь в кислотах. Свойства муравьиной кислоты. Напишите уравнения диссоциации муравьиной, щавелевой и акриловой кислот.
82. Бензойная кислота, свойства, получение. Напишите уравнения реакций взаимодействия бензойной кислоты с аммиаком на холоду и при нагревании с РС15, пропиловым спиртом. Продукты реакции назовите.
83. Функциональные производные карбоновых кислот: соли, галогенангидриды, ангидриды. Напишите уравнения реакций взаимодей-
ствия уксусной кислоты с Na2СО3, РС13. Продукты реакции назовите.
84. Сложные эфиры, их получение из кислот (этерификация), ангидридов и хлорангидридов. Физические и химические свойства. Напишите уравнения реакций взаимодействия уксусного ангидрида с этиловым спиртом. Продукт реакции подвергните щелочному омылению.
85. Амиды кислот. Гомологический ряд, номенклатура, получение из кислот, галогенангидридов, сложных эфиров и нитрилов. Химические свойства: гидролиз, дегидратация, восстановление. Напишите уравнения реакций взаимодействия амида пропионовой кислоты с водой.
86. Производные угольной кислоты. Мочевина. Получение, свойства, применение. Биурет. Напишите уравнения реакций взаимодействия мочевины с азотной и уксусной кислотами.
87. Дикарбоновые кислоты. Общие методы синтеза. Особые свойства метиленовой группы малонового эфира. Ангидриды дикарбоновых кислот. Напишите уравнения реакции образования сложного эфира из щавелевой кислоты и пропанола-1.
88. Фталевая кислота. Терефталевая кислота и синтетическое волокно на ее основе (лавсан). Напишите уравнения реакции образования кислого сложного эфира из изофталевой кислоты и метанола.
89. Непредельные кислоты: акриловая кислота, ее эфиры, нитрил. Метакриловая кислота. Пластмассы на их базе. Получите акриловую кислоту из уксусного альдегида, метакриловую из ацетона. Превратите их в метиловые эфиры и напишите реакции полимеризации последних.
90. Фумаровая и малеиновые кислоты. Различие свойств геометрических изомеров. Получите из ацетилена малеиновую кислоту. Напишите их реакции с Вr2, НВr, Н2О.
91. Олеиновая, линолевая и линоленовая кислоты. Коричные кислоты. Напишите уравнение реакции взаимодействия олеиновой кислоты с Вr2 и глицерином.
92. Жиры. Распространение в природе, состав, строение. Классификация жиров. Химические свойства: омыление, гидрогенизация. Напишите уравнение реакции образования тристеарина.
93. Что такое мыла? Напишите реакции получения мыла из жиров.
94. Что такое «высыхающие» и «невысыхающие» масла? Какие химические реакции протекают при «высыхании» натуральной олифы?
95. Напишите реакции омыления и гидрогенизации триолеата глицерина. Укажите условия протекания указанных реакций.
96. Что такое сложные липиды? Их функции в живых организмах? Напишите уравнение реакции гидролиза кефалина (фосфатидиэтаноламина).
97. Оксикислоты, определение, изомерия, номенклатура. Напишите изомеры кислоты (структурные и пространственные), соответствующей молекулярной формуле С3Н6О3, назовите их.
98. Способы получения оксикислот. Получите молочную кислоту из неорганических веществ. Химические свойства молочной кислоты.
99. Химические свойства оксикислот, обусловленные карбок-сильной группой. Напишите уравнения реакций, подтверждающие эти свойства на примере гликолевой кислоты.
100. Химические свойства оксикислот, обусловленные спиртовой группой. Напишите уравнения реакций, подтверждающие эти свойства на примере молочной кислоты.
101. Дегидратация альфа-, бета-, гамма- оксикислот. Проил-люстрируйте эти реакции на примере оксимасляных кислот.
102. Многоосновные оксикислоты – яблочная, винные. способы получения. Изомерия. Напишите уравнения реакций винной кислоты с NаОН и Сu(ОН)2.
103. Фенолкарбоновые оксикислоты: салициловая, галловая, коричные. Напишите уравнения реакций салициловой кислоты с этанолом, фенолом, NаОН, уксусным ангидридом.
104. Одноосновные альдегидокислоты, получение, свойства. Напишите уравнения реакций глиоксиловой кислоты с NаОН, С2Н5ОН.
105. Одноосновные кетокислоты: пировиноградная и ацетоук-сусная, их получение. На примере пировиноградной кислоты приведите уравнения реакций, характерных для карбонильной и карбоксильной групп.
106. Кратко изложите классификацию моносахаридов. Напишите формулы альдопентозы, кетогексозы, альдогексозы, кетопентозы.
107. Стереоизомерия моносахаридов. Напишите проекционные формулы стереоизомеров D- и L-рибозы, дезоксирибозы, ксилозы, глюкозы, галактозы, фруктозы.
108. Таутомерия моносахаридов. Покажите на примерах D-2-дезок-сирибозы, D-рибозы, D-ксилозы.
109. Таутомерия моносахаридов. Покажите на примерах D-глю-козы, D-галактозы.
110. Таутомерия моносахаридов. Покажите на примерах D-глюкозы и D-фруктозы.
111. Опишите явление мутаротации моносахаридов. Объясните это
явление на примере таутомерии D-глюкозы.
112. Эпимеризация моносахаридов. Объясните это явление с демонстрацией структурных формул соответствующих моносахаридов.
113. Какой гидроксил в циклических формах моносахаридов называется полуацетальным? Чем он отличается от других гидроксильных групп? Напишите схему реакции образования гликозида из b-D-глюкопиранозы и этанола.
114. Химические свойства моносахаридов. Напишите соответствующие уравнения реакций с глюкозой.
115. На основании каких реакций можно доказать восстанавливающие свойства глюкозы? Напишите не менее двух уравнений реакций.
116. Фруктоза как представитель кетоз. Строение, таутомерия и свойства. Отличие от глюкозы.
117. Характерные особенности полуацетального гидроксила моносахаридов. Гликозиды. Напишите схемы реакций получения следующих гликозидов: а) метил-a-D-глюкопиранозид; б) метил-b-D-глюко-пиранозид; в) метил-b-D-фруктофуранозид; г) метил-b-D-рибофура-нозид.
118. Моносахариды: альдозы и кетозы. Оптическая изомерия. Способы изображения, проекционные формулы Фишера. Напишите проекционные формулы стереоизомеров D- и L-рибозы, дезоксирибозы, глюкозы, галактозы и фруктозы.
119. Физические и химические свойства моносахаридов. Восстановление, окисление и ацилирование сахаров. Оновые и сахарные кислоты. Напишите схемы соответствующих реакций.
120. Таутомерия моносахаридов. Пиранозные и фуранозные формы. Альфа-, бета-пиранозы и фуранозы. Формулы Хеуорса. Полуацетальный (гликозидный) гидроксил. Аномеры. Покажите на примере
D-глюкозы и D-рибозы.
121. Восстанавливающий тип дисахаридов. Особенности их строения и свойств. Напишите схему образования мальтозы из соответствующих моносахаридов, используя перспективные формулы Хеуорса или конформационные формулы.
122. Восстанавливающий тип дисахаридов. Особенности их строения и свойств. Покажите таутомерию лактозы, используя перспективную, формулу Хеуорса или конформационную формулу.
123. Восстанавливающий тип дисахаридов. Особенности их строения и свойств. Напишите схему образования целлобиозы из соответствующих моносахаридов, используя перспективные формулы Хеуорса или конформационные формулы.
124. Восстанавливающий тип дисахаридов. Особенности их строения и свойств. Напишите схему реакции взаимодействия мальтозы с
реактивом Фелинга, а также схему реакции серебряного зеркала.
125. Восстанавливающий тип дисахаридов. Особенности их строения и свойств. Напишите схему реакции взаимодействия лактозы с реактивом Фелинга, а также схему реакции серебряного зеркала.
126. Восстанавливающий тип дисахаридов. Особенности их строения и свойств. Напишите схему реакции взаимодействия целлобиозы с реактивом Фелинга, а также схему реакции серебряного зеркала.
127. Невосстанавливающий тип дисахаридов. Особенности их строения и свойств. Напишите схему образования сахарозы из соответствующих моносахаридов, используя перспективные формулы Хеуорса или конформационные формулы этих моносахаридов.
128. В чем заключается инверсия сахарозы? Что такое инвертный сахар? Напишите схему реакции гидролиза сахарозы, используя перспективную формулу Хеуорса или конформационную формулу этого дисахарида.
129. Строение и свойства целлюлозы (клетчатки). Покажите фрагмент полимерной цепи целлюлозы, используя перспективные формулы Хеуорса или конформационные формулы.
130. Напишите схемы гидролиза целлюлозы (клетчатки).
131. Эфиры целлюлозы и их использование в народном хозяйстве. Приведите схемы реакций получения эфиров целлюлозы.
132. Строение и свойства крахмала. Чем отличается амилоза и амилопектин как две фракции крахмала по строению и свойствам? Используйте для объяснения структурные формулы.
133. Амины как производные аммиака. Номенклатура, особенности изомерии, классификация. Напишите изомеры амина C4H11N, назовите их.
134. Способы получения аминов. Получите этиламин по реакциям Гофмана, Зимина, восстановлением соответствующего амида, декарбоксилированием соответствующей кислоты.
135. При действии азотистой кислоты на амин состава С4Н11N образовался спирт и выделился азот. Напишите структурные формулы возможных изомеров исходного амина и дайте им названия.
136. Из каких альдегидов и кетонов и каким образом можно получить изопропиламин и 2-аминобутан? Напишите уравнения соответствующих реакций.
137. Из каких альдегидов и кетонов можно получить следующие амины: 2-аминопентан; 2-амино,-3-метилбутан? Напишите уравнения
соответствующих реакций. Химические свойства этиламина.
138. Напишите уравнения реакций взаимодействия изопропилами-
на с йодистым этилом, хлористым ацетилом, уксусным ангидридом.
139. Амины ароматического ряда. Способы получения. Из анилина получите п-нитроанилин и п-метиланилин. Сравните их основные свойства.
140. Химические свойства ароматических аминов: солеобразование, алкилирование, ацилирование. Напишите уравнение реакции взаимодействия анилина с серной кислотой с образованием кислой соли.
141. Химические свойства ароматических аминов: реакции с азотистой кислотой, замещение аминов в ядре, азосочетание. Напишите уравнение реакции хлористого фенилдиазония с фенолом.
142. Аминоспирты: холин, этаноламин, их строение, свойства. Получите холинхлорид путем взаимодействия триметиламина с этиленхлоргидрином (НОСН2–СН2Cl).
143. Действие азотистой кислоты на алифатические амины. Нитрозоамины.
144. Какие соединения называются амидами? Покажите строение амидной группы атомов. На примере ацетамида напишите схемы реакций, характеризующих химические свойства амидов.
145. Напишите уравнения реакций ацетамида со следующими веществами: а) водой; б) азотной кислотой; в) гипохлоритом натрия в щелочном растворе; г) водородом в присутствии катализатора. Назовите полученные вещества.
146. Мочевина. Напишите схемы реакций промышленного способа получения мочевины из диоксида углерода и аммиака. Химические свойства.
147. Напишите уравнения реакций образования солей: а) из мочевины и уксусной кислоты; б) мочевины и щавелевой кислоты; в) мочевины и азотной кислоты. С помощью каких реакций можно отличить этиламин от ацетамида? Напишите схемы соответствующих реакций.
148. Классификация аминокислот. Напишите формулы отдельных представителей аминокислот.
149. Напишите формулы следующих аминокислот: глицина, аланина, лейцина, серина, цистеина, цистина, аминокапроновой кислоты.
В формулах звездочкой обозначьте хиральные центры. Напишите
проекционные формулы возможных стереоизомеров (D- и L- формы) для данных аминокислот, которые имеют хиральные центры.
150. Представители диаминмонокарбоновых кислот: аргинин, орнитин и лизин. Напишите их формулы, а также уравнение реакции
образования дипептида из аргинина и лизина.
151. Дикарбоновые аминокислоты: аспарагиновая и глутаминовая кислоты и их амиды (аспарагин, глутамин). Напишите их формулы, а также уравнения реакций образования аспарагина и глутамина соответственно из аспарагиновой и глутаминовой кислот действием аммиака.
152. Ароматические аминокислоты: фенилаланин, тирозин. Напи-шите их формулы, а также уравнения реакций с водным раствором гидроксида натрия и соляной кислотой.
153. Гетероциклические аминокислоты: пролин, оксипролин, триптофан и гистидин. Напишите их формулы, а также уравнения реакций декарбоксилирования триптофана и гистидина.
154. Амфотерные свойства аминокислот. Напишите уравнения реакций взаимодействия аланина с гидроксидом натрия и соляной кислотой.
155. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Напишите их формулы.
156. Отношение a-, b- и g-аминокислот к нагреванию. Приведите примеры.
157. Действие азотистой кислоты на аминокислоты. Приведите примеры.
158. Действие формалина на аминокислоты. Приведите примеры.
159. Способы получения аминокислот. Приведите примеры.
160. Биохимическое декарбоксилирование, дезаминирование, переаминирование аминокислот. Приведите примеры.
161. Пептиды, пептидная связь. Напишите схему реакции образования дипептида из серина и цистеина.
162. Пептиды, их номенклатура. Напишите схему образования дипептида из фенилаланииа и аспарагина.
163. Пептиды. Образование из аминокислот. Напишите схему образования дипептида из триптофана и аланина.
164. Пептиды. Образование из аминокислот. Напишите схему образования дипептида из гистидина и лизина.
165. Пептиды. Образование из аминокислот. Напишите схему образования дипептида из цистеина и глутаминовой аминокислоты.
166. Объясните первичную, вторичную и третичную структуру молекул белков. Какое количество дипептидов может быть построено из двух аминокислот: серина и цистеина? Напишите схемы реакций.
167. Объясните причину многообразия белков в природе. Напиши-
те схемы реакций получения различных по структуре двух-трех трипептидов из трех аминокислот: фенилаланина, тирозина и глицина.
168. Объясните причину многообразия белков в природе. Напишите схемы реакций получения различных по структуре двух-трех трипептидов из трех аминокислот: серина, цистеина и гистидина.
169. Объясните причину многообразия белков в природе. Напишите схемы реакций получения различных по структуре двух-трех трипептидов из трех аминокислот: аланина, триптофана и лейцина.
170. Объясните причину многообразия белков в природе. Напишите схемы реакций получения двух-трех различных по первичной структуре трипептидов из следующих трех аминокислот: цистина, лизина и аланина.
171. Объясните причину многообразия белков в природе. Напишите схемы реакций получения двух-трех различных по первичной структуре трипептидов из следующих трех аминокислот: пролина, серина и аспарагиновой аминокислоты.
172. Объясните причину многообразия белков в природе. Напишите схемы реакций получения двух-трех различных по первичной структуре трипептидов из следующих трех аминокислот: оксипролина, триптофана и глутаминовой аминокислоты.
173. Гетероциклические соединения. Классификация. Напишите структурные формулы пиррола, индола, пиридина, имидазола, пиримидина. Обозначьте порядок нумерации атомов в этих гетероциклах.
174. Пиррол, его строение. Ароматический характер гетероцикла пиррола. Его свойства. Биологическая роль пиррола и его производных.
175. Индол, его строение и свойства. В состав какой аминокислоты входит индол? Напишите ее формулу.
176. Пиридин, его строение. Ароматический характер гетероцикла пиридина. Его свойства. Основность пиридина в сравнении с основностью пиррола.
177. Имидазол, его строение. Ароматический характер гетеро-цикла имидазола. Его свойства, Основность. В состав какой аминокислоты входит имидазол? Напишите ее формулу.
178. Пиримидин, его строение. Ароматический характер гетероцикла пиримидина. Его свойства. Основность.
179. Производные пиримидина: цитозии, урацил, тимин. Показать их таутомерные формы. Биологическое значение.
180. Пурин и его производные: аденин, гуанин. Показать их тауто-
мерные формы. Биологическое значение.
181. Строение дезоксирибонуклеиновых кислот (ДНК). Покажите схематично строение фрагмента молекулы ДНК, состоящей не менее чем из четырех различных нуклеотидов.
182. Строение рибонуклеинозых кислот (РНК). Покажите схематично строение фрагмента молекулы РНК, состоящей не менее чем из четырех различных нуклеотидов.
183. Биологическое значение нуклеиновых кислот (ДНК и РНК). Какие сложные белки называются нуклеопротеидами?
184. Нуклеозиды и нуклеотиды. Напишите схему реакции образования нуклеотида из аденина, b-D-рибофуранозы и фосфорной кислоты.
185. Нуклеотиды и нуклеозиды. Напишите схему реакции образования нуклеотида из аденина, 2-дезокси-b-D-рибофуранозы и фосфорной кислоты..
186. Нуклеозиды и нуклеотиды. Напишите схему реакции образования нуклеотида из цитозина, b-D-рибофуранозы и фосфорной кислоты.
187. Нуклеозиды и нуклеотиды. Напишите схему реакции образования нуклеотида из цитозина, 2-дезокси-b-D-рибофуранозы и фосфорной кислоты.
188. Нуклеозиды и нуклеотиды. Напишите схему реакции образования нуклеотида из урацила, b-D-рибофуранозы и фосфорной кислоты.
Нуклеотиды и нуклеозиды. Напишите схему реакции образования нуклеотида из тимина, 2-дезокси-b-D-рибофуранозы и фосфорной кислоты.
189. Нуклеозиды и нуклеотиды. Напишите схему реакции образования нуклеотида из гуанина, b-D-рибофуранозы и фосфорной кислоты.
190. Нуклеозиды и нуклеотиды. Напишите схему реакции образования нуклеотида из гуанина, 2-дезокси-b-D-рибофуранозы и фосфорной кислоты.
Варианты контрольного задания
| Номер варианта | Номер задачи | |||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| 00 | 1 | 17 | 30 | 46 | 55 | 72 | 80 | 106 | 133 | 173 |
| 01 | 2 | 18 | 31 | 47 | 56 | 73 | 81 | 107 | 134 | 174 |
| 02 | 3 | 19 | 32 | 48 | 57 | 74 | 82 | 108 | 135 | 175 |
| 03 | 4 | 20 | 33 | 49 | 58 | 75 | 83 | 109 | 136 | 176 |
| 04 | 5 | 21 | 34 | 50 | 59 | 76 | 84 | 110 | 137 | 177 |
| 05 | 6 | 22 | 35 | 51 | 60 | 77 | 85 | 111 | 138 | 178 |
| 06 | 7 | 23 | 36 | 52 | 61 | 78 | 86 | 112 | 139 | 179 |
| 07 | 8 | 24 | 37 | 53 | 62 | 79 | 87 | 113 | 140 | 180 |
| 08 | 9 | 25 | 38 | 54 | 63 | 80 | 108 | 114 | 141 | 182 |
| 09 | 10 | 26 | 39 | 46 | 64 | 72 | 88 | 115 | 142 | 183 |
| 10 | 11 | 27 | 40 | 47 | 65 | 73 | 89 | 116 | 143 | 184 |
| 11 | 12 | 28 | 41 | 48 | 66 | 74 | 90 | 117 | 144 | 185 |
| 12 | 13 | 28 | 42 | 49 | 67 | 75 | 91 | 118 | 145 | 186 |
| 13 | 14 | 29 | 41 | 50 | 68 | 76 | 92 | 119 | 146 | 187 |
| 14 | 15 | 17 | 42 | 51 | 69 | 77 | 93 | 120 | 147 | 188 |
| 15 | 16 | 18 | 43 | 52 | 70 | 78 | 94 | 121 | 148 | 189 |
| 16 | 1 | 19 | 44 | 53 | 71 | 79 | 95 | 121 | 148 | 190 |
| 17 | 2 | 20 | 45 | 54 | 55 | 72 | 96 | 122 | 149 | 173 |
| 18 | 3 | 21 | 30 | 46 | 56 | 73 | 97 | 123 | 150 | 174 |
| 19 | 4 | 22 | 31 | 47 | 57 | 74 | 98 | 124 | 151 | 175 |
| 20 | 5 | 23 | 32 | 48 | 58 | 75 | 99 | 125 | 152 | 176 |
| 21 | 6 | 24 | 33 | 49 | 59 | 76 | 100 | 126 | 153 | 177 |
| 22 | 7 | 25 | 34 | 50 | ||||||
|
|






