Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики

В процессе производственной практики бакалавр по направлению подготовки 38.03.02. «Менеджмент» должен обладать следующими компетенциями:

общекультурных компетенций:

способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональных компетенций:

владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и право-вых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

владение навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации (ОПК-5);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением ин-формационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).профессиональных компетенций:

владение навыками планирования и организации деятельности государственных,  муниципальных и частных предприятий и учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-23);

владение технологиями, приемами, обеспечивающих оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24);

владение навыками сбора, обработки и участия в информатизации деятельности соответствующих предприятий и организаций (ПК-26);

В результате прохождения практики студент должен обладать следующими компетенциями, соотнесенными со знаниями, умениями, владениями:

Код компетенции по ФГОС Содержание компетенции Планируемые результаты обучения
Общекультурные компетенции  
ОК -7 способность к самоорганизации  и самообразо- ванию знать: - основы организации                                                   собственной учебной и трудовой                                                                           деятельности уметь: - планировать и                                                                             распределять дела и обязан- ности в рамках бюджета                                                                           времени - владеть: - навыками организации                                                                           самостоятельной работы над                                                                            учебными курсами и практическими заданиями
Общепрофессиональ ные компетенции  
ОПК -1 владение навыками поиска,                 анализа и использования                     нормативных и правовых                     документов в своейпрофессиональной деятельности знать: - содержание Постановлений Конституционного Суда, Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в которых содержатся руководящие разъяснения действующего законодательства по излагаемым вопросам уметь: - самостоятельно исследовать правовой материал, сферу действия и особенности, приме-нять нормы законодательства при решении практических задач владеть: - навыками научно-исследовательской работы, что предполагает самостоятельное сопоставление и анализ теоретического материла, тру-довучѐных отечественных и зарубежных юристов и экономистов
ОПК-2 способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений знать: - теорию и практику принятия управленческих решений в условиях определенности, риска и неопределенности уметь: - анализировать организационные проблемы и проводить оценку вариантов их решения владеть: - навыками по принятию индивидуальных и коллективных решений с учетом социально-психологических и экономических факторов
ОПК -3 способность проектировать организационные структуры, участвовать в раз-работке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия знать: - построение системы организаций в обществе и законы их функционирования и развития; - теоретические и технологические основания проектирования организаций; - основные правила организационной культуры и культуры личного поведения как управляющий организации уметь: - использовать теоретические знания при выявлении, описании и анализе эффективности функционирования организации; - проводить простейшие исследования по изучению опыта функционирования организаций владеть: - навыками проектирования своей деятельности по изучению эффективности организации
ОПК -4 способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации знать: - этические нормы деловых отношений, основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций уметь: - осуществлять эффективную деловую коммуникацию влад е ть: - навыками использования и обработки информации для обеспечения эффективного делового общения
ОПК -5 владение навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации знать: - теоретические основы финансов и бюджета как основного звена финансовой системы государства уметь: - читать бюджет, анализировать структуру доходов и расходов, оценивать исполнения бюджета владеть: - навыками оптимизации и распределения бюджетных доходов и расходов с учетом приоритетов социально-экономического развития территории, региона, государства
ОПК -6 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением ин-формационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности знать: - важнейшие законодательные акты, норматив-но-технические и организационно-методические документы по вопросам информационного документационного обеспечения управления уметь: - производить анализ существующего информационного документационного обеспечения управления и проектировать новые технологические процессы информационного документационного обеспечения управления владеть: - способами диагностики эффективности систем информационного документационного обеспечения управления
Профессиональные компетенции  
ПК- 23 владение навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, обществен-но-политических, коммерческих и не-коммерческих организаций знать: - основы планирования деятельности организации уметь: - применять методы целеполагания и планирования в профессиональной деятельности владеть: - навыками организации деятельности по исполнению планов
ПК -24 владение технологиями, приемами, обеспечивающих оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам знать: - содержание нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление государственных и муниципальных услуг уметь: - определять потребности населения в государственных и муниципальных услугах владеть: - навыками оценки качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг
ПК -25 умение организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов знать: - основные параметры качества управленческих решений уметь: - организовать анализ принимаемых управленческих решений владеть: - навыками разработки и реализации качественных управленческих решений
ПК -26 владение навыками сбора, обработки и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций знать: - основы государственной политики информатизации в РФ уметь: - анализировать информационную среду организации владеть: - навыками внедрения информационных технологий в деятельность государственных и муниципальных учреждений
     
     
     

3.2. Содержание производственной  практики

В ходе прохождения производственной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенностями управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимые для подготовки отчета по практике.

Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики (см. табл.1).

Таблица 1.

Учебно-тематический план учебной практики бакалавра

 

Этапы прохождения практики Сроки
  Согласование программы практики. Знакомство  с организацией, изучение организационно-управленческой документации. 2 дня
  Ознакомление с видами деятельности и структурой         управления организации. Изучение содержания         работы менеджера по общим функциям управления 3 дня
  Знакомство и описание производственно-технической подсистемы                                                                                    1 день
  Изучение особенностей социальной подсистемы управления                                                                                            1 день
  Знакомство и описание экономической подсистемы управления                                                                                     1 день
  Изучение информационной подсистемы управления 1 день
  Изучение и описание основных элементов внешней среды организации                                                             1 день
  Оформление, сдача и защита отчета по учебной  практике. Итоговая конференция по практике                  1 день
  Итого (2 недели 10 дней

 

В ходе прохождения производственной  практики студент должен выполнить следующие задания:

- дать общую характеристику конкретной организации (или одного из подразделений крупной организации);

- выделить факторы внешней среды организации (или ее подразделения) и дать им характеристику;

- определить структуру и особенности ключевых подсистем управления в организации (или ее подразделения), а именно: информационная подсистема, экономическая подсистема, производственно-техническая подсистема, маркетинговая подсистема, социальная подсистема.

Информационная подсистема - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для коммуникаций в управлении организацией.

Экономическая подсистема – обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств; соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели.

Производственно-техническая подсистема – материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии, призвана обеспечивать переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде.

Маркетинговая подсистема – обеспечение потребностей клиентов в продуктах и услугах организации путем изучения рынка, создание системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также организация активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.

Социальная подсистема – совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста.

1. Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации. В отчете студент должен отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации:

• название организации;

• юридический адрес;

• назначение (миссия);

• правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.д., дата выдачи, сроки действия);

• отраслевая принадлежность (по ОКВЭД);

• организационно-правовая форма и вид собственности;

• этапы истории развития организации (основания выделения - смена названия организационно-правовой формы и вида собственности, слияния или поглощения).

Если организация (предприятие) диверсифицированная или крупная специализированная (завод, концерн, холдинг и др.), в этом случае студент рассматривает одно из ее подразделений как самостоятельную организационную единицу.

Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется предоставить копии основных организационных документов.

Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26

2. Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления

Данный раздел практики предполагает изучение студентом:

• основных функций управления, выполняемых специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;

• видов деятельности и объема производства продукции (работ, услуг);

• производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений);

• организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);

• технико-экономических показателей деятельности за 3 года (объем реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость);

• ассортимента выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основных потребителей;

• финансового положения (прибыль, рентабельность);

• взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др.);

• внешнеэкономической деятельности (если есть).

Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться со штатным расписанием организации и:

1) представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (табл. 2);

2) определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная, программно-целевая и т.п.), указать их достоинства и недостатки.

 

Таблица 2.

Характеристика структурных подразделений

Наименование организации Цель Решаемые задачи Функции Количество сотрудников

 

Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации (табл. 3).

Таблица3.

Деятельность менеджера организации (или подразделения)

Наименование должности и             принадлежность к подразделению организации Содержание деятельности и функций
Перечень видов деятельности, выполняемых менеджером  
                               Перечень функций менеджера
Планирование  
Организация  
Мотивация  
Контроль  

 

Проанализировать эффективность распределения рабочего времени менеджера на основе проведения фотографии рабочего времени (ФРВ)1:

• оценить эффективность использования рабочего времени специалиста (табл. 4):

Таблица 4.

ФРВ деятельности менеджера

(наблюдательный лист)

Подразделение ________________________________________________________

Должность ____________________________________________________________

Дата «___» __________________20___ г.

№ п/п Содержание наблюдения Текущее время Продолжительность работы, мин.
1 2 3 Начало наблюдения Подготовка рабочего места ……. 8.00 8.15 15
  Общее время наблюдения    

При анализе ФРВ рекомендуется:

1) выделить удельный вес времени на выполнение менеджером (специалистом) творческих и нетворческих операций;

2) оценить рациональность использования рабочего времени;

3) выделить факторы нерационального использования рабочего времени2;

4) указать причины, усугубляющие перегруженность менеджера3;

5) оценить график работы специалиста (менеджера) с точки зрения гибкости: гибкий цикл, скользящий график, переменный рабочий день, очень гибкий график, гибкое размещение.

Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется представить копию должностной инструкции данного менеджера, за которым проводилось наблюдение и чьи обязанности выполнялись студентом в период практики.

Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26

3. Знакомство и описание производственного процесса в учреждении.

После знакомства с основным, вспомогательным и обслуживающим производством организации и ее структурными подразделениями:

• дать характеристику производственного процесса;

• описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство); определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное);

• представить структуру производственного цикла в виде схемы;

• назвать используемые технологические процессы (технологии производства);

• перечислить задействованное оборудование, режимы его работы;

• обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации);

• указать основные и вспомогательные обслуживающие процессы; описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств (организацию ремонтного, транспортного и складского хозяйств и др.).

• Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26

4.  Изучение особенностей социальной подсистемы.

Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. На основе полученных материалов:

• перечислить функции службы управления персоналом;

• перечислить используемые в организации кадровые технологии;

• перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность;

• описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером.

• Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26

5.  Знакомство и описание экономической подсистемы управления.

После знакомства с программой данного раздела необходимо: указать, какие службы занимаются финансовыми и планово-экономическими вопросами; представить структуру финансовых ресурсов фирмы (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, кредит и займы и т.д.), обозначить удельный вес каждой составляющей.

Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26

7. Изучение информационной подсистемы управления.

После знакомства с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера - специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть и описать:

• техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т.д.), по возможности отобразить графически;

• вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей работе менеджеров;

• информационные каналы менеджера;

• программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемые в работе специалистов разных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т.д.);

• организацию системы информационной безопасности (как организован доступ менеджера к содержанию конфиденциальной информации и информационной системе).

• Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26

7.  Изучение и описание основных элементов внешней среды организации.

Данный раздел практики предполагает: описание подхода, который используется организацией при взаимодействии с рынком (производственный или клиентский); описание положения организации на рынке (характеристика внешней среды).

Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны менеджеров организации и могут оказать влияние на ее развитие и выбор стратегии (Приложение 3).

На основе наблюдения, личного непосредственного контакта с руководителями и сотрудниками организации необходимо выделить и назвать: основные элементы внешней среды организации: макросреды (политические,

экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики; конкуренты, общественные группы); особенности стратегии организации на отечественном и/ или/ внешнем рынке.

Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26

8. Оформление, сдача и защита отчета по производственной практике.

Итоговая конференция по практике. По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Готовится выступление студента (5-7 мин.) с презентацией по результатам прохождения учебной практики для итоговой конференции.

Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: