Элитарная, массовая и народная культуры

Понятие культуры

· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

· в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Основные функции культуры

· познавательная - это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;

· оценочная - осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;

· регулятивная (нормативная) - формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);

· информативная - осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;

· коммуникативная - сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;

· социализации - усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Формы и разновидности культуры. Типология культур:

 

Формы и разновидности культуры.

· по связи с религией: религиозная и светская;

· по региональному признаку: культура Востока и Запада;

· по национальному признаку: русская, французская и т.д.;

· по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

· по связи с территорией: сельская и городская культура;

· по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;

· по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.

· по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

Различают также материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.

Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - “искусство для искусства”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень.

 

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор - ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

 

Массовая культура

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура - сленговое название массовой культуры, а китч - ее разновидность. 5

Экранная культура - вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.). 6

 

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.

Доминирующая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура - вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство.

Основные направления искусства:

· Танцы,

· Музыка,

· Живопись, скульптура,

· Архитектура,

· Литература и фольклор,

· Театр и кино,

· Спорт и игры.

Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы.

Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ).

СМИ - это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ. 7

Наука в жизни современного общества

Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Наука как социальный институт включает:

· ученых с их знаниями, способностями и опытом - представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества;

· научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.;

· специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.);

· методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.);

· особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.).

Цель науки - получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Характерные черты науки: обоснованность утверждений, достоверность полученных результатов, системность исследований.

Принципы науки

· универсализм - внеличностный характер, объективная природа научного знания; интернациональный и демократичный характер науки.

· коллективизм - всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;

· бескорыстие, обусловленное общей целью науки - постижением истины;

· организованный скептицизм - критическое отношение к себе и работе своих коллег; в науке ничего не принимается на веру.

Критерии научности знаний

· Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя).

· Рациональность. Постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки.

· Нацеленность на восприятие сущности, первостепенных закономерностей объекта.

· Системность. Упорядоченность знания по определенным признакам (система - совокупность взаимосвязанных элементов, которая представляет единое целое).

· Проверяемость (верифицируемостъ). Научные знания должны быть проверены на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

· Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование объектов, тем отчетливей проявляется необходимость создания системы особых методов.

· Занятия наукой требуют от человека особой подготовки, тогда как при обыденном познании такая подготовка осуществляется автоматически - когда человек включается в жизнь общества и различные сферы деятельности.

Основные функции науки в обществе

· познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);

· мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);

· прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);

· социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

· производственная (современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д. 3

Классификация современных наук производится по типу современных наук, различаемых и по объекту, и по предмету, и по методу, и по степени общности и фундаментальности знания, и по сфере применения и т. п.

Науки делятся на:

· естественные (астрономия, астрофизика, космохимия, геология, геофизика, геохимия, цикл антропологических наук и др.);

· общественные (социальные) (социология, политология, юридические, управленческие и др.);

· гуманитарные (психология, логика, литературоведение, искусствоведение, история, науки о языке и др.);

· технические - (науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах, и другие науки).

По непосредственному отношению к практической деятельности науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. 4

Научное познание

Научное познание - это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня.

Эмпирический уровень - преобладает чувственное познание, живое созерцание. Это - сбор фактов и их первичное обобщение, описание наблюдаемых явлений, их систематизация и классификация. Методами этого уровня являются:

· наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта;.

· эксперимент - такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Теоретический уровень - преобладает рациональное познание. Этот уровень познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Основная задача теоретического познания - достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Основными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

· Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

· Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.

· Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

 

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод. Наиболее распространенными методами научного познания являются:

· анализ - разложение предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;

· синтез - процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;

· аналогия - присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;

· индукция - переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;

· дедукция - переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;

· системный подход - совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.

Методы исследования явлений могут быть самыми разнообразными, но они должны отвечать одному необходимому условию - не противоречить друг другу.

Образование

· процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями;

· социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

 

Цели и задачи образования:

· приобщение человека к достижениям и опыту общества и цивилизации;

· сохранение общественного культурного и духовного достояния;

· социализация личности, т. е. владение человеком программами поведения и деятельности, характерными для его культуры и того времени, когда он живет;

· передача информации будущим поколениям.

Самообразование - знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

 

Функции образования:

· экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

· социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

· культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).

 

Система образования

Система образования РФ включает в себя образовательные ступени:

Дошкольное образование - ясли, детский сад;

Общее образованиевключает в себя три ступени:

· Начальное общее образование (1-4 классы),

· основное общее образование (5-9 классы),

· среднее общее полное образование (10-11 классы).

Главная цель общего образования - передача минимума общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни.

Профессиональное образование имеет следующие ступени:

· Начальное (Профессиональные училища, лицеи),

· среднее (техникумы, колледжи),

· высшее (институты, университеты, академии),

· послевузовское профессиональное образование.

Цель профессионального образования - формирование специалистов в определенной области профессиональной деятельности;

Дополнительное образование

Служит для развития творческого, спортивного потенциала личности, способствует повышению квалификации кадров. (Музыкальные школы, спортивные школы, дома детского творчества и т. д.).

 

Направления (тенденции) развития образования в современном мире:

· гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;

· гуманитаризация - усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;

· интернационализация образования понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;

· компьютеризация (использование новых современных технологий обучения).

· демократизация образования: образование стало доступным для широких слоёв населения.

· тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей.

· непрерывность, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии

Религия, религиозные организации и объединения

Религия - внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей силы - Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Признаки религии:

· Вера в сверхъестесвенное

· Организованное поклонение высшим силам - культ

· Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).

Основные элементы религии: религиозное сознание (идеология и религиозная психология); религиозный культ (отношения); религиозные организации.

· Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах. Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность. Центральным элементом религиозного сознания является религиозная вера - это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида.

· Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает: догматику; богословие; учение о культах (экзегетика); церковную археологию; учение об отцах церкви (патрология); историю святых книг церкви; правила проведения служений (гомилетика).

· Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом.

· Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. К древним религиозным культам относятся: превознесение богов, святых, предков, реликвий; жертвоприношение, жертвование, милостыня; богослужение, таинства, молитвы; освящение церковных сооружений, утвари и пр.; пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.; Разновидностью культа является магия (колдовство) - комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов. Культовые акты: заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др.

· Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Клир объединяет следующих религиозных руководителей: патриарх, папа, аятолла и др.; синод, коллегия кардиналов, имамат и др.; священнослужители. Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.

· Религиозная культура - это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять. Компоненты: элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, нормы морали. Специализированный уровень религиозной культуры - религиозные учения и конфессии, эзотерика; обыденный - мистика, бытовая магия и суеверия.

 

В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

- родоплеменные верования, сохранившиеся по сей день

· магия (система сознания, заключающаяся в вере в тайные силы и в обращении к ним);

· тотемизм (сопоставление человеческой сущности с природным объектом - животным, растение, и поклонение ему);

· анимизм (вера в духов, потусторонних существ);

· фетишизм (вера в предметы, якобы наделенные магической силой);

· шаманизм (взаимосвязь с миром духов через шамана).

- национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;

- мировые религии:

· буддизм,

· христианство (атолицизм, православие, протестантизм),

· ислам (суннизм, шиизм).

 

Признаки мировых религий:

· Объединение крупной общности людей

· Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

· Достаточно развитые религии имеют свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

 

Буддизм - самая древняя мировая религия. Возникла в VI - V вв. до н.э. в Индии. В буддизме существуют два направления:

· хинаяна;

· махаяна.

Суть учения буддизма: через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению, к Богу. Если он ведет добродетельную и милосердную жизнь, то смерть станет переходом в высшее состояние - нирвану. Одна из важнейших заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем живым существам.

 

Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи. В настоящее время - это самая распространенная на Земле религия. Существуют три ветви христианства:

· католичество;

· православие;

· протестантизм.

Центральная идея христианства - это идея греховности человека как причина всех его несчастий. Человек может избавиться от грехов через молитву и покаяние.

Ислам (мусульманство) - самая молодая мировая религия. Возникла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове, на территории арабских племен. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». В мусульманстве два направления:

· суннизм;

· шиизм.

Основные идеи ислама: человек по своей сути грешен, ему остается уповать на милосердие и волю Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих, политика, правовые отношения, суд - все должно подчиняться религиозным законам.

 

Религия играет огромную роль в общественной жизни. Под функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. В качестве наиболее существенных функций религии выделяют следующие.

· Мировоззренческая функция - объясняет человеку явления окружающего мира и его устройство, указывает на то, в чем состоит смысл человеческой жизни.

· Компенсаторная функция - дает людям утешение, надежду, опору, снижает тревожность в различных ситуациях риска. Не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

· Воспитательная функция - воспитывает и обеспечивает связь поколений.

· Коммуникативная функция - осуществляет общение людей, прежде всего в культовой деятельности.

· Регулятивная функция - религиозная мораль регулирует поведение людей в обществе.

· Интегративная функция - способствует объединению людей, объединяя их мысли, чувства и стремления.

 

В Российской Федерации церковь отделена от государства. Это значит:

· Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности.

· Родители имеют право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, но с учётом права ребенка на свободу совести и вероисповедания.

· Государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и местного самоуправления.

· Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону.

· Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях.

 

В свою очередь религиозные объединения:

· Не вмешиваются в дела государства;

· Не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления;

· Не участвуют в деятельности политических партий, и политических движений;

· Не оказывают им материальную или иную помощь.

 

Атеизм - система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога, сверхъестественных сил.

Свободомыслие - это право человека свободно и критически рассматривать религиозные идеи, деятельность религиозных организаций, поступков верующих людей.

Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Мораль - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. 1

Выделяют светскую и религиозную мораль.

· Светская мораль - отражает потребности человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, это отражение традиций и нравов общества в целом.

· Религиозная мораль - совокупность нравственных понятий и принципов, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер. 2

Функции морали:

· Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.

· Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.

· Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.

· Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.

· Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков. 3

Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.

 

Совесть - это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

Честь - это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.

Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: