double arrow

Глава 5. Медицинские информационные системы лечебно-профилактических учреждений

 

5.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Переход здравоохранения на принципы бюджетно-страховой системы финансирования потребовал от органов управления здравоохранения, фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций и конкретных лечебно-профилактических учреждений решения проблем построения и налаживания устойчивого функционирования медицинских информационных систем (МИС).

В широком смысле понятие «система» можно определить как множество взаимосвязанных элементов.

Определение

Информационная система (ИС) - это комплекс методологических, программных, технических, информационных, правовых и организационных средств, поддерживающих процессы функционирования информатизируемой организации.

Существуют различные определения медицинской информационной системы. Приведем определение медицинской информационной автоматизированной системы, данное А.В. Гусевым (2002).

Определение

Медицинская автоматизированная информационная система - это совокупность программно-технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в лечебнопрофилактическом учреждении.

Как известно, информационная система, в зависимости от необходимости участия человека, бывает автоматической или автоматизированной. Поскольку лечебно-диагностический процесс не может протекать без участия человека, то из определения часто опускается слово «автоматизированная».

МИС представлены системами поддержки деятельности сотрудников управления здравоохранением и системами поддержки деятельности работников практического здравоохранения.

 

5.1.1. Цель, задачи и функции медицинской информационной системы

Основной целью любой МИС является повышение качества лечебно-профилактической помощи.

Непосредственными задачами МИС являются:

• максимальная сохранность результатов медицинских наблюдений за пациентами;

• оптимизация доступа специалистов к результатам медицинского наблюдения за больными;

• сокращение бумажного документооборота;

• сокращение сроков обследования и лечения больных;

• улучшение качества медицинского обслуживания;

• рациональное расходование медицинских ресурсов и равномерная загрузка медицинского персонала;

• повышение эффективности работы диагностических служб;

• улучшение профилактической работы;

• эффективное управление ЛПУ;

• удовлетворение потребности пациентов в высокотехнологическом и качественном лечении.

При выполнении задач, стоящих перед МИС, реализуются следующие функции.

• Создание единого информационного пространства, непосредственными следствиями чего являются ускоренный доступ к информации, повышение качества медицинского обслуживания.

• Оперативное управление лекарственными и диагностическими назначениями (ввод рецептов, ввод заказов на лабораторные анализы и диагностические исследования, вывод результатов).

• Быстрое принятие управленческих решений, оперативный учет финансовых затрат на пациентов, учет реальной нагрузки на каждого сотрудника, составление эффективного расписания исследований пациентов.

• Быстрое извлечение всей клинической информации о пациенте. По разным оценкам в рукописной истории болезни содержится от 40 до 70% информации о больном, полученной в ходе лечебного процесса. Остальная часть информации находится в собственных архивах служб либо безвозвратно утеряна. Около 11% лабораторных исследований необходимо проводить повторно вследствие того, что предыдущие данные невозможно отыскать.

• Эффективный сбор информации для проведения научно-исследовательской работы.

•Использование современных методов обработки и анализа информации.

•Мониторинг и управление качеством медицинской помощи, снижение вероятности врачебной ошибки.

•Повышение прозрачности деятельности медицинского учреждения.

• Анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи.

 

5.2. КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ЭТАПНОСТЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Классификация МИС зависит от многообразия решаемых ими задач. Например, статистические ИС, системы учета и управления ресурсами здравоохранения, внедряемые практически повсеместно, позволяют получить результаты управления ресурсами. Есть достаточно широкий класс медико-технологических ИС. Они предназначены для информационного обеспечения процессов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики пациентов в лечебно-профилактических учреждениях, а также для реализации определенных врачебных функций и дополнительных возможностей, которые повышают эффективность лечебного процесса. Научно-исследовательские ИС используются для информационного обеспечения медицинских исследований в клинических научно-исследовательских институтах. Обучающие ИС предназначены для информационного обеспечения процессов обучения в медицинских учебных заведениях. Весь спектр задач и созданных для их решения систем очень широк.

Чаще других используется классификация МИС, предложенная С.А. Гаспаряном (2001). Эта классификация МИС основана на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения. Различают следующие МИС.

 

1. Медицинские информационные системы базового уровня, основная цель которых - компьютерная поддержка работы врачей разных специальностей. Эти МИС позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов. По решаемым задачам выделяют следующие МИС.

• Информационно-справочные системы. Предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя. Информационные массивы таких систем содержат медицинскую справочную информацию различного характера.

• Консультативно-диагностические системы. Предназначены для диагностики патологических состояний (включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения) при заболеваниях различного профиля и для разных категорий больных.

• Приборно-компьютерные системы. Предназначены для информационной поддержки и (или) автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного (например, при проведении регистрации физиологических параметров). Медицинские приборно-компьютерные системы являются особым и наиболее многочисленным классом медицинских информационных систем.

• Автоматизированные рабочие места специалистов. Это компьютерная информационная система, предназначенная для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивающая информационную поддержку при принятии диагностических и тактических (лечебных, организационных и др.) врачебных решений.

 

2. Медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений. Представлены следующими основными группами.

• Информационные системы консультативных центров. Предназначены для обеспечения функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях.

• Банки информации медицинских служб. Содержат сводные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения.

• Персонифицированные регистры. Содержат информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты.

Скрининговые системы. Используются для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста.

Информационные системы лечебно-профилактических учреждений. Основаны на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию различных видов деятельности учреждения.

Информационные системы НИИ и медицинских вузов. Решают три основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов.

 

3. Медицинские информационные системы территориального уровня. Это программные комплексы, обеспечивающие управление специализированными и профильными медицинскими службами, поликлинической (включая диспансеризацию), стационарной и скорой медицинской помощью населению на уровне территории (города, области, республики). На этом уровне медицинские информационные системы представлены следующими основными группами:

• ИС территориального органа здравоохранения;

• ИС для решения медико-технологических задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских служб;

• компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона.

4. Федеральные медицинские информационные системы, предназначенные для информационной поддержки государственного уровня системы здравоохранения. В медицинских ИС федерального уровня можно выделить следующие типы систем.

• ИС федеральных органов здравоохранения (министерства, главков, управлений).

Статистические информационные медицинские системы, осуществляющие сбор, обработку и получение по Федерации сводных данных по основным медико-социальным показателям.

Медико-технологические ИС. Эти системы осуществляют решение задач информационной поддержки деятельности медицинских работников специализированных медицинских служб на федеральном уровне.

Отраслевые медицинские информационные системы, осуществляющие информационную поддержку отраслевых медицинских служб (Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и т. д.).

• Компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства здравоохранения на уровне Федерации.

5.2.1. Принципы создания медицинских информационных систем

Централизованный подход к созданию МИС развивается при использовании следующих принципов:

• поддержка государством;

• распределенная система хранения значительных объемов информации о пациентах;

• средства формирования данных многолетних наблюдений за состоянием здоровья пациента и их хранения на энергонезависимых носителях информации;

• масштабируемость - возможность использования как в масштабе всего медицинского учреждения, так и в его отдельных кабинетах;

• развитые механизмы обмена информацией между учреждениями;

• удобный графический интерфейс, понятный для пользователей с различной подготовкой;

• средства защиты информации, не предназначенной для общего пользования;

• соответствие мировым стандартам;

• доступная цена.

 

МИС может быть использована органами управления учреждений здравоохранения, страховыми компаниями и иными заинтересованными организациями при определенной схеме обмена данными в рамках устанавливаемых прав. Распределенная система хранения данных о пациентах в рамках организационно-самостоятельной территории может быть построена с использованием административных и финансовых возможностей этой территории. Система представляет собой совокупность ЛПУ, оснащенных набором аппаратных и программных средств. Для эффективной организации управленческих процессов и совместной работы сотрудников в компьютерной информационной среде требуется большой набор универсальных программных инструментов и методик, чтобы создать автоматизированный современный комплекс, способный к обновлению и развитию.

5.2.2. Требования, условия и этапность построения медицинских информационных систем

ИС должна удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать требованиям персонала клиники и быть ориентированной на больного;

• обладать гибкостью, адаптируемостью и простотой ввода изменений;

• демонстрировать пользователям полезность и выгодность МИС;

• обеспечивать ненавязчивое автоматическое кодирование медицинских терминов в целях дальнейшего анализа;

• гарантировать управление ключевыми элементами системы персоналом медицинского учреждения, а не разработчиками системы;

• предоставлять возможность постепенной разработки и поэтапного внедрения решений путем добавления новых задач в единую работающую систему;

• должна разрабатываться медициной для медицины, т. е. специалисты клиник должны принимать самое активное участие в разработке концепции;

 

расти и совершенствоваться вместе с ростом организации;

• должна позволять охватить все медицинские службы учреждения;

• обеспечивать сопряжение с медицинским оборудованием и непосредственную работу с ним;

• поддерживать взаимодействие с другими ИС, т. е. поддерживать медицинские стандарты обмена данными и снимками;

• должна позволять проводить автоматизированный анализ медицинских снимков с целью выявления патологий, помощи врачу в постановке диагноза и т. д.;

• обеспечивать возможность подключения экспертных и справочных систем;

• обеспечивать возможность работы с большими объемами данных (в первую очередь медицинских изображений).

Кроме того, МИС должна также обеспечивать:

• регистрацию вновь поступивших больных и поступление информации из архива в оперативное хранилище при повторном приеме;

• создание и ведение полной электронной медицинской карты больного;

• автоматический ввод в электронную карту информации с приборов (лабораторных, рентгеновских, ультразвуковых аппаратов, томографов ядерного магнитного резонанса (ЯМР) и компьютерной томографии (КТ), оборудования для эндоскопической, функциональной диагностики и др.);

• ведение и представление справочной информации, поддержку консультативно-справочных подсистем по всем основным направлениям лечебно-профилактической и управленческой деятельности;

• поддержку принятия решений как в лечебно-диагностическом процессе, так и в задачах управления ЛПУ;

• автоматическое формирование журналов врачей и отчетов;

• автоматическое формирование учетно-отчетной и статистической документации;

• организацию удаленных консультаций, консилиумов и видеоконференций;

• передачу и прием информации от других медицинских и государственных учреждений;

 

перенесение неоперативной информации в архив;

• восстановление информации из архива по требованию;

• работу со страховыми компаниями, фондами медицинского страхования;

• планирование и оптимизацию использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов;

• автоматизацию административной и финансовой деятельности;

• автоматизацию вспомогательных служб (диетпитание, аптека, прачечная и др.).

К условиям создания МИС можно отнести достаточный уровень оснащенности средствами вычислительной техники. Рабочие места врачей (кабинеты приема, ординаторские) должны быть оснащены соответствующими стационарными и мобильными средствами вычислительной техники (рабочими станциями). Поскольку МИС должна предоставлять врачам сведения о пациентах, поступающие из различных автоматизированных источников информации, то в среднем на каждую рабочую станцию МИС приходятся как минимум 1-3 рабочие станции, установленные во вспомогательных подразделениях лечебного учреждения (на постах медсестер, в административно-финансовых подразделениях, в аптеке, в лабораториях и диагностических отделениях, в службе питания, службе материально-технического снабжения и др.).

Для обеспечения возможности внедрения МИС в каждом клиническом отделении стационара необходимо иметь как минимум 3 рабочие станции (одна у заведующего отделением и две в ординаторской). Отсюда следует, что при среднем числе коек в одном отделении около 40 оснащенность больницы должна составлять примерно 1 рабочую станцию на 4 койки.

При 150 кабинетах врачебного приема в поликлинике, рассчитанной на 3-4 тыс. посещений в день, минимальная оснащенность рабочими станциями составляет около 300.

Существуют два основных способа добавления клинических функций к имеющемуся комплексу информационных систем лечебного учреждения:

• доработка административно-финансовой системы, обеспечивающей регистрацию пациентов и учет оказанной им медицинской помощи;

• разработка или адаптация новой, достаточно автономной клинической информационной системы, взаимодействующей с административно-финансовой системой.

 

Выбор того или иного подхода существенно зависит от архитектуры действующего комплекса информационных систем. Если он выполнен по централизованной архитектуре, при которой практически все функции или основной банк данных реализованы на мощном центральном компьютере, а рабочие станции играют роль интеллектуальных терминалов, то первый способ может оказаться предпочтительным. Если же комплекс образован несколькими системами, каждая из которых имеет собственную базу данных, то разработка новой клинической информационной системы, как правило, оказывается более выгодной.

Построение современной медицинской информационной системы ЛПУ представляет собой многоплановую задачу, включающую следующие этапы:

• построение необходимой инфраструктуры передачи данных - локальных вычислительных сетей, скоростных волоконнооптических линий связи;

• приобретение и установку средств вычислительной техники и системного программного обеспечения;

• приобретение, модернизацию и разработку прикладного программного обеспечения;

• обучение персонала вычислительных центров и пользователей МИС;

• выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих внедрение медицинской информационной системы;

• обеспечение сопровождения и эксплуатации внедренной системы, включая гарантийное и послегарантийное обслуживание оборудования.

Проектирование и разработка МИС - сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поиск решений, снижающих сложность и трудоемкость процесса проектирования и практической разработки такой системы, является в настоящее время одной из приоритетных задач разработчиков, занятых в такой специфичной области, как медицина. Существует множество различных подходов для решения этой задачи. Основополагающий аспект проектирования системы - это выбор системы управления базами данных (СУБД). Кроме того, МИС должна соответствовать современным технологиям программирования. В настоящее время в основном используются СУБД на базе технологии «клиент-сервер».

Обычно на построение современной МИС затрачивается 2-3 года.

 

5.3. СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

МИС включают:

• административно-финансовую систему;

• клиническую информационную систему;

• информационную систему аптеки;

• информационные системы лабораторий и диагностических отделений;

• информационные системы других вспомогательных подразделений.

Рассмотрим структуру типовой информационной системы медицинского учреждения. В информационной системе медицинского учреждения можно выделить следующие подсистемы: «Пациент», «Персонал», «Учреждение» (рис. 5.1).

Подсистема «Пациент» предназначена для автоматизации работы с пациентами, т. е. работы с медицинскими картами, проведения диагностических и лабораторных исследований и т. д. В данной подсистеме можно выделить следующие модули:

• общебольничная база данных;

• система хранения медицинских снимков;

• программы работы со снимками;

• экспертные системы;

• подсистемы сопряжения с медицинским оборудованием;

• подсистемы сопряжения с другими информационными системами.

Общебольничная база данных является «сердцем» информационной системы, основной ее частью. Она предназначена для обработки всевозможной информации, используемой медицинским учреждением, - электронных медицинских карт пациентов, результатов диагностических исследований и т. д. Основная ее часть - компьютерная медицинская карта пациента.

Рис. 5.1. Структура информационной системы

Система хранения снимков предназначена для длительного хранения медицинских снимков, получаемых при обслуживании пациентов.

Программы обработки медицинских снимков используются для улучшения качества, выделения информативных объектов и анализа медицинских снимков, получаемых при работе медучреждения. Данные программы необходимы для повышения качества обслуживания пациентов, сокращения риска неправильной интерпретации информации, уменьшения времени на анализ снимков и т. д.

 

Экспертная система - это своего рода электронный помощник, позволяющий врачам повысить качество медицинского обслуживания пациентов. Мощные системы способны по описанию болезни и различного рода анализам определить заболевание, предсказать дальнейший ход развития болезни, методы ее лечения с учетом противопоказаний конкретным группам пациентов и т. д.

Подсистемы сопряжения с медицинским оборудованием служат для подключения медицинского оборудования к автоматизированным рабочим местам врачей, что позволяет обмениваться с ними данными, производить автоматизированную обработку данных с медицинского оборудования и т. д.

Подсистемы сопряжения с другими информационными системами предназначены для обмена медицинской и иной информацией между информационными системами различных медицинских учреждений. Для взаимодействия между разнородными МИС необходимы стандартизованные протоколы обмена. Для обмена медицинскими данными можно использовать стандарт HL7, для кодирования диагнозов - ICD10 (или ICD-9), для обмена медицинскими снимками - DICOM 3.0.

Локальная вычислительная сеть внутри учреждения может быть построена либо на основе Ethernet (10 или 100 Мбит/с), либо на основе FDDI (Fiber Distributed Data Interface - волоконно-оптический интерфейс передачи данных; 100 Мбит/с).

Рис. 5.2. Схема модулей медицинской информационной системы

В состав МИС входит система хранения и передачи медицинских снимков, построенная по многоуровневому принципу. Система имеет сопряжение с медицинской аппаратурой, что позволяет избавиться от использования фотопленки и термобумаги. Медицинские снимки, полученные с диагностической аппаратуры, могут подвергаться предварительной обработке и последующему анализу группой программных средств.

Схема взаимодействия составных модулей в МИС представлена на рис. 5.2.

 

5.4. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Определение

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения и, при необходимости, медицинского оборудования, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

Существует несколько определений автоматизированного рабочего места врача. В главе 1 произошло первое знакомство с терминологией. Можно привести еще несколько определений.

Определение

АРМ лечащего врача есть совокупность технических и программных средств, обеспечивающих его информационную поддержку (сбор, хранение, передачу, переработку и выдачу медицинской информации) при принятии им решения по тактике ведения больного в процессе оказания медицинской помощи пациентам.

Под АРМ врача понимается такое рабочее место, на котором осуществляется его трудовая деятельность, связанная с реализацией лечебно-диагностического процесса в соответствии со стандартами и должностной инструкцией, оснащенное совокупностью медико-технических средств и средств вычислительной техники при наличии программного, информационного и организационно-юридического (законодательного) обеспечения.

Создание АРМ значительно улучшает качество лечебно-диагностической помощи. Сокращает время, затрачиваемое на оформление документации, позволяя уделять больше внимания работе с пациентами.

 

Существуют четыре общих принципа создания АРМ:

• системность: АРМ должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов, при этом структура АРМ должна строго соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место;

• гибкость: данный принцип предполагает возможность модернизации АРМ; для этого все подсистемы рабочего места выполняются в виде отдельных легко заменяемых модулей, а для того чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизованы;

• устойчивость: АРМ должно выполнять свои функции независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов, при возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться;

• эффективность: затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать выгоду от ее использования.

К АРМ предъявляются следующие требования:

• полнота удовлетворения информационных потребностей пользователя (например, АРМ должно предоставлять доступ к различной справочной информации, руководствам по специальности и т. д.);

• минимальное время ответа на запросы пользователя: чем быстрее получена информация, тем выше ее ценность;

• адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых действий;

• возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы;

• надежность и простота обслуживания;

• дружественный интерфейс (работа с АРМ должна быть комфортной для пользователя);

• возможность работы в составе вычислительной сети (наличие коммуникаций объединяет автоматизированные рабочие места в АСУ).

При создании АРМ конкретного сотрудника прежде всего необходимо определить круг его должностных обязанностей, перечень наиболее типичных манипуляций, выполняемых на рабочем месте, и потребность в той или иной информации. Следующим шагом является выбор функций, которые могут быть автоматизированы. На основе этих сведений создается АРМ с характерным набором технических и программных средств, наиболее полно отвечающее потребностям работника.

В настоящее время разработаны автоматизированные рабочие места практически для всех нуждающихся в них сотрудников лечебно-профилактических учреждений. Так, существуют АРМ руководителя, сотрудника административно-хозяйственных служб (бухгалтера, специалиста по кадрам, юриста, секретаря и т. д.), АРМ врачей различных специальностей, медрегистратора, старшей сестры, постовой сестры и т. д.

 

5.5. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ «КАРЕЛЬСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ»

Рассмотрим основы функционирования МИС на примере информационной системы «Карельская медицинская информационная система» (КМИС, Петрозаводск), успешно внедренной в медицинские учреждения России.

Карельская медицинская информационная система предназначена для автоматизации работы медицинских учреждений независимо от принадлежности (государственное или ведомственное) и специализации. При этом она разработана с учетом возможности ее использования в поликлинике, многопрофильном стационаре с различными клиническими и диагностическими отделениями, санатории.

На сайте http://www.kmis.ru расположено полное описание комплексной медицинской информационной системы КМИС, представлена учебная версия, которая может быть использована медицинскими учреждениями при организации учебных занятий по МИС.

Основное назначение КМИС - внедрение электронного документооборота с возможностью групповой работы над различными документами - электронной амбулаторной картой (в поликлинике), электронной историей болезни (в стационаре или санатории) и т. д. При этом цель системы - улучшение качества медицинской помощи и повышение эффективности труда медицинских сотрудников за счет комплексной автоматизации всех возможных видов деятельности в ЛПУ - от внутреннего документооборота, организации медицинской помощи до организации питания и учета сотрудников.

 

Разработка системы базируется на научном подходе. Многие решения, используемые в различных программах или подсистемах, основаны на комплексном анализе имеющегося отечественного и зарубежного опыта в проектировании и эксплуатации аналогичных программных продуктов.

При создании КМИС преследовались две ключевые задачи - обеспечить возможность полного электронного документооборота с высокой и стабильной производительностью в течение длительного срока эксплуатации и применение мощной подсистемы безопасности, основанной на средствах групповой работы. Именно поэтому в качестве программной платформы выбрана система Lotus Notes/Domino, являющаяся фактически мировым стандартом для разработки мощных и безопасных корпоративных информационных систем.

Информационная система выполнена с учетом объектно-реляционного мультиплатформенного подхода. Основная часть построена на базе объектно-ориентированной СУБД Lotus Notes/Domino версии 6.5.x (поддерживаются версии 7.0.x). В качестве реляционной составляющей используется SQL-сервер Microsoft SQL Server 2012). Информационная система базируется на модульной структуре. В состав системы входят несколько тщательно разработанных взаимосвязанных подсистем, таких как подсистема работы врача, лабораторная, планирования рабочего времени и т. д. В системе имеется мощный модуль администрирования, возможность разработки собственных приложений как в самой среде Lotus Notes, так и более распространенными средствами, такими как Borland Delphi.

 

Архитектура БД включает следующие компоненты.

• Ядро системы. Несколько центральных БД на сервере Lotus Domino (истории болезни, амбулаторные карты, архив, паспортные данные, центральный справочник). Это наиболее развитая часть системы. Все основные технологические решения сосредоточены в ней. Ее основная цель - сбор и хранение медицинской информации. Архитектура ядра системы отражена на рис. 5.3.

• Вспомогательные (сопроводительные) приложения и базы данных. Используются ядром для различных целей, однако наличие этих баз не критично для функционирования системы в целом. Их основное назначение - улучшение и облегчение условий работы, обеспечение дополнительных сервисов. Сюда относятся БД архивов (рентгеновских снимков, сонограмм, эндовидеозаписей и т. д.), подсистема планирования рабочего времени (календари) и т. п.

• БД окружения системы. К ней относятся все базы данных информационной поддержки врача, сайта, организации делопроизводства и т. д.

• Внешние приложения. Это программы - надстройки над системой. Они используют специально разработанный интерфейс связи с ядром и позволяют создавать приложения, не предусмотренные командой разработчиков. Таким образом, обеспечивается возможность расширения системы без участия разработчиков, но с сохранением потенциала мощности всей системы в целом.

Рис. 5.3. Архитектура ядра системы

КМИС базируется на 4 крупных модулях, интегрирующих в себя базы данных и специальное программное обеспечение. Эти модули предназначены для автоматизации поликлиники, стационара, санатория и здравпункта. Работа крупных многопрофильных медицинских центров организуется за счет совместного использования всех (или части) этих модулей. Кроме того, архитектура каждого модуля спроектирована таким образом, что поддерживает как комплексную автоматизацию ЛПУ (например, всего стационара), так и какой-то его части (например, отделения).

Все модули, входящие в пакет основных возможностей системы, доступны в любых редакциях КМИС, в том числе - в вариантах системы для поликлиники, стационара, санатория или крупного медицинского центра.

 

5.5.1. Функциональные возможности подсистемы «Стационар»

Подсистема «Стационар», кроме общесистемных приложений и баз данных, таких как статистика, лаборатория, электронный документооборот, содержит ряд специализированных модулей.

Электронная история болезни

Основу возможностей КМИС для стационара составляет электронная история болезни, в которой накапливается вся необходимая информация - начиная с первичного осмотра и назначенного питания и заканчивая выписным эпикризом.

Наполнение электронной истории болезни - стандартное, включает следующие виды документов:

• документы осмотров (первичного и повторных);

• лечебные назначения;

• результаты диагностических исследований, в том числе лабораторных;

• назначенная диета;

• листы назначений, в том числе инъекционных;

• результаты консультаций;

• выписки, справки и эпикризы.

Электронная история болезни предназначена для использования в условиях стационара или санатория. Время заполнения истории болезни ограничено сроком госпитализации.

Бланк истории болезни хранит следующую информацию:

• данные о поступлении, включая диагноз, дату и время госпитализации;

• коды отделения поступления, признаки для учета платных госпитализаций;

• заключительный клинический диагноз и дату выписки;

• исход и другие статистические поля;

• информацию о выполненных посещениях и услугах.

Указанная информация хранится в главном документе электронной истории болезни - ее первичном медицинском документе. В саму электронную историю болезни помещаются все остальные документы - дневниковые записи, назначенные диеты, листы назначений, бланки заказа лабораторных исследований (и соответственно их результаты), документы диагностической службы, записи о выполненных лечебных манипуляциях - лечебной физкультуре (ЛФК), массаже - и многое другое. В автоматическом режиме заполняются эпикризы, выписки из истории болезни, различные справки и т. д.

 

При кодировании истории болезни система в автоматическом режиме обновляет информацию в листе окончательных диагнозов электронной амбулаторной карты пациента. Кроме того, в полностью автоматическом режиме осуществляется заполнение статистического талона (рис. 5.4). Применение электронной истории болезни, а также ряда дополнительных подсистем и программ позволяет полностью перейти на электронный документооборот внутри стационара или санатория. КМИС является комплексной медицинской информационной системой, поэтому кроме автоматизации лечебно-диагностического процесса она позволяет полностью автоматизировать параклинические разделы работы стационара.

Рис. 5.4. Автоматически заполненный статистический талон

Подсистема лечебных назначений

Все назначения, выполняемые в стационаре или санатории, аккумулируются в специальной базе данных «Лечебные назначения». В ней отображается список назначений по видам. Так, можно просмотреть все назначения, относящиеся к определенному пациенту, - при этом система автоматически строит единый лист назначений, в котором отображается вид лечебной процедуры, назначенное количество процедур, отметки о выполнении и оставшееся количество. В специальном разделе накапливаются листы медикаментозных назначений и листы инъекционных назначений, которые доступны постовым и процедурным медсестрам.

Для функционирования службы разработаны электронные бланки всех наиболее распространенных видов лечения - массаж, физиолечение, грязелечение, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, ЛФК и т. д. По любому виду лечебных манипуляций собирается полная информация для подсистемы статистики, в том числе отчеты о нагрузке, о распределении пациентов по половозрастному составу и т. д.

Врачи со своих рабочих мест могут контролировать ход выполнения лечебных назначений и узнавать информацию об общем количестве назначенных процедур, а также об их выполнении и оставшемся количестве.

 

Автоматизация служб питания

Для автоматизации службы питания стационара или санатория разработан комплекс программ и баз данных, который позволяет в полностью автоматическом режиме вести учет назначенных диет и дополнительного питания, вести материально-бухгалтерский учет продуктов, в автоматическом режиме формировать меню-раскладку, калькуляцию себестоимости питания и другую необходимую документацию по службе питания.

При этом в состав подсистемы входят следующие модули.

• Учет назначенных диет. Организован на основе специальной базы данных, в которой аккумулируются все назначенные диеты и дополнительное питание непосредственно из электронных историй болезни пациентов. Кроме этого, в базе данных возможно вести учет дополнительного контингента поставленных на питание - например, сотрудников ЛПУ или сторонних лиц, обслуживаемых по контракту или за наличный расчет.

• Модуль складского учета. Позволяет полностью автоматизировать операции по учету прихода, расхода и списания продуктов питания и других компонентов, используемых при работе службы питания (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Лист прихода и ухода продуктов со склада

Рис. 5.6. Модуль формирования меню

• Модуль формирования меню. Наиболее проработанная часть подсистемы (рис. 5.6). Этот модуль позволяет в полностью автоматическом режиме сформировать несколько меню на день. При этом в учет принимаются наличие продуктов на складе, частота и разнообразие заказываемых блюд, количество поставленных на питание. На выходе система позволяет получить полностью готовое меню, калькуляцию, меню-раскладку и другие необходимые документы.

• Модуль бухгалтерского учета. Позволяет производить все необходимые операции по бухгалтерскому учету и контролю, формировать акты проверок, списания и другие документы.

 

5.5.2. Подсистема «Аптека»

Эта подсистема занимает особое место, поскольку позволяет полностью автоматизировать работу аптеки, включая учет поступающих медикаментов, их распределение по отделениям, автоматизированный заказ необходимых препаратов прямо из листов назначений. Также автоматически осуществляет списание остатков и формирование необходимой отчетной документации. В КМИС встроено специальное программное обеспечение для автоматизации работы аптеки, которое тесно интегрировано с другими подсистемами. Основное назначение - ведение учета материальных ценностей и формирование бухгалтерской отчетности. В задачи аптеки входит учет имеющихся препаратов и расходных материалов, автоматизация бухгалтерии. Работа со справочником медикаментов доступна не только фармацевтам, но и врачам. Для них осуществляется предоставление информации о наличии медикаментов в лечебном учреждении.

Рис. 5.7. Главное окно подсистемы «Аптека»

Главное окно подсистемы «Аптека» отражено на рис. 5.7.

В системе может быть развернуто несколько подразделений аптеки (складов), использующих единый справочник препаратов и форм выпуска. При этом для каждой аптеки в индивидуальном порядке может быть указан список доступа. Внутри каждой аптеки можно предусмотреть свою структуру подчиненных подразделений.

Программное обеспечение листа назначений использует базу данных аптеки для предоставления пользователю возможности выбора препарата, формы выпуска и т. д. при выполнении врачебных назначений.

В подсистему аптеки встроена специальная программа, предназначенная для автоматизации снятия остатков. Она в автоматическом режиме осуществляет перерасчет остатков на новый отчетный период и позволяет формировать следующую документацию:

• акт о снятии остатков;

• ведомость прихода;

• ведомость расхода;

• оборотную ведомость и т. д.

 

5.5.3. Функциональное назначение подсистемы «Поликлиника»

Как и для стационара, редакция медицинской информационной системы КМИС для поликлиники, кроме общесистемных приложений и баз данных, содержит полный перечень специализированных модулей для автоматизации поликлиники.

Основные разделы:

• единая амбулаторная карта;

• учет временной нетрудоспособности;

• подсистема профосмотров;

• подсистема диспансерного наблюдения;

• вызовы врача на дом;

• профилактическая вакцинация;

• флюоротека;

• подсистема льготных рецептов.

Кроме специализированных подсистем, широко используются дополнительные возможности для врачей-специалистов, таких как кардиолог, гинеколог, стоматолог и т. д.

Особое место в работе поликлиники занимает подсистема льготных документов - рецептов, стат. талонов, санаторно-курортных карт и т. д.

 

Автоматизация регистратуры

Работа с КМИС немыслима без подключения к единой информационной сети регистратуры. Часть функций доступна только пользователям с уровнем доступа «Регистратор». Далее перечислены основные документы и направления работы.

• Регистрация пациентов - документ «Паспортная часть».

• Внесение информации о полисах (ОМС или ДМС) и доступ к специальным программам для работы с полисами, например, поиск пациента по номеру полиса, формирование реестров полисов, печать стат. талонов (целого документа или на готовых бланках) с паспортной информацией о пациенте, в том числе с данными медицинского полиса.

• Внесение информации о льготах и поиск пациентов по данным льгот. При печати на бланках стат. талонов информация об имеющейся у пациента льготе отображается автоматически.

• Создание амбулаторных карт. Основу редакции медицинской информационной системы КМИС для поликлиники составляет электронная амбулаторная карта пациента. Она является аналогом электронной истории болезни, применяемой в редакции КМИС для стационаров и санаториев. Накопление документов в электронной амбулаторной карте осуществляется в течение всей жизни пациента. Объем ее не ограничен и может достигать значительных размеров. Предусмотрено, что в течение жизни пациента возможна смена лечащих врачей, т. е. контроль заполнения и анализа документов амбулаторной карты осуществляют разные люди.

В документе «Амбулаторная карта» осуществляется хранение общей информации о пациенте:

• краткий анамнез;

• список противопоказаний;

• список непереносимых лекарственных препаратов;

• дата последнего осмотра различными специалистами;

• блок общих статистических полей для их автоматического наследования всеми документами амбулаторной карты.

5.5.4. Функциональные возможности подсистемы «Лаборатория»

Лабораторная подсистема является одной из наиболее разработанных и широко используемых подсистем, предоставляя врачам до 80% диагностической информации. Основу этой подсистемы составляет комплекс разработанных бланков заказов - специальных электронных документов, в которых врачи с мест могут из доступного перечня назначений выбрать необходимое, указать дату выполнения и код лаборатории. Система сама распределяет собранные заказы по рабочим местам, предоставляя возможность выбора назначения по кодам лаборатории, видам назначенных заказов и т. д.

Для автоматизации лаборатории разработано специальное программное обеспечение «Рабочий листок», которое обрабатывает накопленный банк заказов и осуществляет распределение работы по рабочим местам.

 

5.5.5. Функциональные возможности подсистемы «Профилактическая вакцинация»

Вакцинопрофилактика является одним из основных разделов работы поликлиники. Для автоматизации задач вакцинопрофилактики в составе медицинской информационной системы КМИС используется специальная подсистема. Она решает две основные задачи - сбор и хранение информации о выполненных населению прививках (в том числе и хранение данных о противопоказаниях и отказах), а также составление плана вакцинаций и соответствующей отчетности.

Особенностью работы подсистемы вакцинаций являются следующие аспекты.

Автоматическое планирование вакцинопрофилактики. Используя базу данных, система позволяет сформировать списки пациентов, подлежащих вакцинации, на основе которых может быть спланирована работа.

Формирование отчета об объеме выполненной работы используется при анализе расхода вакцин и определении нагрузки медицинского персонала.

Учет выполненных и плановых прививок организован как специализированный раздел единой амбулаторной карты пациента, в котором в хронологическом порядке хранятся документы о плановых и выполненных прививках с обязательным указанием вида прививки; номера и серии прививочного материала (вакцины); порядка выполнения вакцины; реакции; сотрудника, выполнившего прививку; типа ее введения и т. д.

При помощи специального программного обеспечения «Планирование вакцинаций» система создает по каждому пациенту индивидуальный план вакцинаций, а на основании этого плана - всю необходимую документацию. Кроме этого, в КМИС предусмотрен специальный электронный журнал «План вакцинопрофилактики», в котором в наглядном виде отображаются все запланированные прививки.

 

5.5.6. Медицинская статистика

Для решения задач сбора и анализа статистической информации разработан собственный мощный пакет программ - подсистема статистики КМИС. Главное окно программы статистики представлено на рис. 5.8.

Основные задачи, выполняемые подсистемой статистики:

• получение оперативной статистической информации;

• сокращение времени на оформление документации;

• повышение надежности, достоверности, наглядности и качества статистической информации.

5.5.7. База данных статистических отчетов

База данных статистических отчетов предназначена для хранения документов, автоматически сформированных системой. В эту базу данных еженедельно помещается информация о нагрузке на основании данных из календарей, используемых в подсистеме планирования рабочего времени, а также информация о находящихся на лечении в поликлинике (на основании текущих законченных случаев) и в стационаре (на основании текущих историй болезни).

Рис. 5.8. Главное окно программы статистики

Предусмотрено несколько представлений, оптимизированных для быстрого и удобного получения информации:

• «Календари» - отчеты из подсистемы планирования рабочего времени состоят из нескольких представлений (отчетов по статистике, отчетов по нагрузке);

• «Новые отчеты» - отчеты, сформированные системой в последний раз;

• «Стационар» - отчеты по видам путевок в санаторий и их стоимости, отчеты о находящихся на лечении в стационаре и т. д.;

• «Поликлиника» - отчеты о пациентах, находящихся на амбулаторном лечении в поликлинике;

• «Служебные» - предназначено для хранения служебных документов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое «информационная система»?

2. Что такое «медицинская информационная система»?

3. Приведите классификацию медицинских информационных систем.

4. Сформулируйте принципы создания медицинских информационных систем.

5. Перечислите требования, условия и этапность при построении медицинских информационных систем.

6. Опишите структуру медицинских информационных систем.

7. Что такое автоматизированное рабочее место медицинского персонала?

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов А.П., Прокопчук Ю.А., Костра В.В. Госпитальные информационные системы: архитектура, модели, решения. - Днепропетровск: УГХТУ, 2005. - 257 с.

2. Гусев А.В., Романов Ф.А., Дуданов И.П. и др. Медицинские информационные системы: монография. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - 404 с.

3. Дуданов И.П., Романов Ф.А., Гусев А.В. Информационная система в организации работы учреждений здравоохранения: практич. руководство. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - 238 с.

4. Информатика и системы управления в здравоохранении и медицине / под ред. Г.А. Хай. - СПб.: СПбМАПО, 1998. - 128 с.

5. Кобринский Б.А., Зарубина Т.В. Медицинская информатика. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - 192 с.

6. Комплексные медицинские информационные системы [Электронный ресурс]. - Петрозаводск: Компания «К-МИС», 2012. - Режим доступа: http://www.kmis.ru.

7. Королюк И.П. Медицинская информатика: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Самара: ООО «Офорт»; ГБОУ ВПО «СамГМУ», 2012.- 244 с.

8. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы: справочная книга. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 368 с.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: