Задачи по обеспечению развития социальной сферы в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2030 года

Стратегической целью социальной политики государства в долгосрочной перспективе является обеспечение достойного качества жизни и высоких стандартов благосостояния белорусских граждан. Главным критерием эффективности социальной политики является рост позиции страны не ниже 40 места в 2030 году в мировом рейтинге индекса человеческого развития. Приоритетными направлениями социальной политики станут:

– создание условий для качественного воспроизводства населения;

– содействие развитию рациональной структуры занятости населения, повышение эффективности использования рабочей силы и ее качества;

 – повышение реальных доходов как основного фактора улучшения качества жизни и формирования среднего класса в стране;

– обеспечение стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы;

 – совершенствование социальной защиты населения на основе обеспечения адресности оказания социальной помощи, повышения эффективности и доступности социального обслуживания.

В качестве задач по обеспечению развития социальной сферы, человеческого потенциала и роста качества жизни в НСУР до 2030 видит:

1) Воспроизводство населения и укрепление института семьи

2) Рациональная занятость и эффективное использование человеческого капитала

3) Достойные доходы и высокие стандарты благосостояния населения

4) Образование для устойчивого развития

5) Качественное здравоохранение и поощрение здорового образа жизни

6) Культура как источник духовного здоровья нации и социальной стабильности.

Основными составляющими качества жизни белорусов также выступают доступность для населения высококачественных услуг образования и здравоохранения, обеспеченность жильем повышенной комфортности, широкий доступ к культурным благам, высокие стандарты личной и экологической безопасности.

1). Главной составляющей устойчивого социально-экономического развития страны является улучшение режима воспроизводства населения, определяющего возобновление и качество человеческого капитала. Стратегической целью демографического развития является создание условий для стабилизации на уровне 9,4-9,5 млн. чел. и последующего роста численности населения, увеличение продолжительности его здоровой жизни. В качестве основного критерия устойчивости демографического развития выступает приближение ожидаемой продолжительности жизни населения к уровню развитых европейских государств, где она увеличивается в среднем на 2-3 года каждые десять лет. Главной проблемой остается нарастающий процесс старения населения и, как следствие, увеличение демографической нагрузки (с 705 в 2015 году до 907 в 2030 году).

Демографические показатели 2015 2020 2025 2030
Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел. 9474 9497 9491 9459
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 73,2 74,5 75,7 77,0
Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) 1,685 1,741 1,789 1,798
Демографическая нагрузка населения (на 1000 лиц трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных), коэффициент 705 814 889 907

 

Достижение поставленных целей предусматривает:

– стимулирование рождаемости и развитие потенциала семьи;

 – сокращение уровня смертности, прежде всего, в трудоспособном возрасте и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 77,0 лет;

– оптимизацию внутренних и внешних миграционных процессов и стимулирование притока в страну высококвалифицированных кадров.

В среднесрочной перспективе(2016–2020 годы) основной целью является стабилизация численности населения республики и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Приоритетными направлениями в области стимулирования рождаемости станут: – развитие и укрепление семейных ценностей, повышение престижа родительского труда по воспитанию нескольких детей; – создание дружественных семье условий для сочетания трудовой деятельности с семейными обязанностями; – совершенствование форм социальной защиты семей с детьми в направлении усиления ее адресности. В целях усиления экономической поддержки семей с детьми предусматривается: – совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей; – введение новой формы экономической поддержки семьи при рождении третьего и последующих детей – "семейного капитала"; – усиление государственной поддержки семей с двумя и более детьми при строительстве жилья; – предоставление "семейного абонемента" на посещение культурно-зрелищных, спортивно-оздоровительных мероприятий. В целях создания благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности родителей с выполнением семейных обязанностей предусматривается: разработка программ переобучения и повышения квалификации женщин, имеющих двух и более детей и выходящих (или вновь устраивающихся) на работу после перерыва в трудовой деятельности, связанного с нахождением в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; создание банка вакансий гибких форм занятости для женщин, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком; развитие новых форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста (няни, сиделки, домашние ясельные группы и т.д.). Важными являются задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений путем повышения престижа родительства, значимости стабильного зарегистрированного брака и семьи с двумя и более детьми. Укрепление здоровья и снижение смертности населения предполагает: – переориентацию медицинской помощи на здоровье здорового человека; – пропаганду здорового образа жизни, формирование у населения самосохранительного поведения; – сохранение здоровья на производстве, улучшение условий и охраны труда, профилактику профессиональных заболеваний, предотвращение смертности и травматизма на производстве. Регулирование внешних миграционных процессов предусматривает: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в республику; использование механизма, основанного на избирательном подходе к привлечению иммигрантов, с учетом их профессионально-квалификационного уровня; организацию рационального расселения иммигрантов исходя из потребностей развития регионов; разработку мер по адаптации и интеграции иммигрантов в белорусское общество.

В 2021-2030 годах демографическая политика будет нацелена на создание условий для роста численности населения страны и рождение желаемого числа детей, долгой и здоровой жизни, свободного выбора места жительства. В этот период предстоит осуществить переход от мало- к среднедетной семье. Жизненной нормой должна стать полноценная семья с тремя детьми. Активная пропаганда здорового образа жизни, широкое информирование населения о факторах риска, угрожающих здоровью, позволит снизить смертность населения. Будет преодолена негативная тенденция высокой смертности граждан трудоспособного возраста.

2). Одним из приоритетных направлений государственной политики является рациональная занятость и эффективное использование человеческого капитала. Главная цель – достижение свободно избранной и экономически эффективной занятости населения. Приоритетными направлениями политики занятости являются: – обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест с учетом потребностей инновационного развития экономики; – улучшение качества рабочей силы и рост ее территориальной мобильности; – повышение гибкости рынка труда; – совершенствование социальной защиты безработных.

Показатели занятости населения 2015 2020 2025 2030
Численность занятых в экономике, тыс. чел. 4432,0 4180,0 4027,0 3980,0
Доля работников с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения, процент 52,0 55,0 57,0 59,0
Уровень регистрируемой безработицы, в процентах к экономически активному населению 1,0 1,5 2,0 2,0

 

На первом этапе (2016–2020 годы) должны быть созданы условия, обеспечивающие кадровую поддержку и минимизацию социальных издержек модернизации и структурной трансформации экономики. Политика занятости будет направлена на развитие кадрового потенциала с учетом потребностей формирующегося высокотехнологичного сектора экономики. Акцент будет сделан также на расширение занятости в сфере услуг, подготовку кадров для новых рыночных видов услуг и социальной инфраструктуры, прежде всего в сельской местности. В качестве приоритетов определены: – повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе использования эффективных механизмов и стимулов для непрерывного профессионального образования кадров в течение всей трудовой жизни, развитие системы профессиональной ориентации населения; – активизация процесса создания высокопроизводительных рабочих мест, развития гибких и нестандартных форм занятости населения; – повышение эффективности использования трудовых ресурсов путем оптимизации численности кадрового персонала и внедрения механизмов адаптации высвобождаемых работников за счет упреждающей их переподготовки; – сокращение масштабов неформальной занятости. Основными задачами в период 2021–2030 годов являются переход к постиндустриальной модели занятости населения с высокой долей работников в сфере высокотехнологичных услуг, формирование действенных стимулов к высокопроизводительному и интеллектуальному труду, развитие здоровой конкуренции на рынке труда. Будут созданы условия труда, позволяющие сохранить трудоспособность населения на всем протяжении профессиональной карьеры. Предстоит разработать действенные стимулы для притока квалифицированной иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики при приоритетности использования национальных кадров. В этих целях необходимо: – разработать механизм селективного отбора трудовых иммигрантов, основанный на бальной системе, учитывающей уровень их образования, возраст, знание государственного языка, наличие приглашения на работу и др.; – установить ряд преференций, предусматривающих выдачу вне квот разрешений на работу на длительный срок с возможностью его продления высококвалифицированным специалистам и руководителям с профессиональным опытом работы; – организовать за рубежом центры содействия иммиграции в республику, способствующие изучению иностранными работниками государственного языка, белорусской культуры и законодательства. Одним из критериев конкурентоспособности рабочей силы является показатель доли работников с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения – 59-60 процентов в 2030 году. В качестве целевого параметра эффективности рынка труда выступает уровень безработицы (по методологии МОТ) – 3,0 процента от экономически активного населения в 2030 году.

3). Достойные доходы и высокие стандарты благосостояния населения – важная задача государства. Потенциал человека – это потенциал государства и, следовательно, чем богаче человек – тем богаче страна. Поставленная стратегическая цель обеспечения высоких жизненных стандартов населения может быть достигнута только на основе стабильного роста реальных денежных доходов, прежде всего, гарантированного достойного вознаграждения работнику за свой труд, и создания условий для качественной жизни в пожилом возрасте (достойный уровень пенсий, рост ожидаемой продолжительности жизни, повышение качества и доступности медицинских услуг, социального обслуживания). В качестве критерия эффективности политики в области доходов рассматривается повышение доли населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов выше, чем в среднем по республике – до 60 процентов в 2030 году, в области социальной защиты населения – снижение уровня малообеспеченности населения – до 3-4 процентов.

Показатели доходов населения 2015 2020 2025 2030
Доля населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов выше среднереспубликанского уровня, процент 42 50 55 60
Реальные располагаемые денежные доходы населения (за пятилетие), в процентах 148,1-148,7 115-127 117-128 114-124
Соотношение среднего размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера, раз 2,5 2,5 2,5 2,5
Доля населения с доходами ниже БПМ (уровень малообеспеченности), процент 5,4 5,4-5,2 4,0-4,5 3-4

 

На первом этапе (2016–2020 годы) основными задачами являются обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения; повышение всех видов денежных доходов; недопущение необоснованной дифференциации в доходах населения и снижение уровня малообеспеченности; формирование стабильно устойчивой пенсионной системы, обеспечивающей действенную социальную защиту пенсионеров. В качестве целевых ориентиров выступают: – рост реальных располагаемых денежных доходов в 1,15-1,27 раза к 2020 году; – уменьшение дифференциации населения по уровню доходов от 5,9 раза в 2013 году до 5,5 раза в 2020 году; – снижение уровня малообеспеченности населения от 5,5 процента в 2013 году до 5,4-5,2 процентов в 2020 году. Приоритетными задачами в области доходов и оплаты труда станут: – обеспечение соответствия темпов роста заработной платы с темпами роста производительности труда; – разработка действенных механизмов мотивации труда высококвалифицированных специалистов, способных по-новому и нетрадиционно решать сложные задачи реформируемой экономики и общественного развития. Это подразумевает более широкое применение таких систем оплаты труда, как "участие в прибылях", оплата по трудовому рейтингу, в совокупности с усилением таких факторов мотивации, как социальные льготы и компенсации, медицинская страховка; – совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных организаций на основе сочетания централизованного и децентрализованного ее регулирования, предоставления широких прав руководителям этих организаций по установлению стимулирующих выплат и надбавок. Основным критерием реализации поставленной задачи является повышение к 2020 году соотношения заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы работников в целом по республике до 0,9. Главными задачами в области пенсионного обеспечения на среднесрочную перспективу являются предоставление социальных выплат пожилым и нетрудоспособным на уровне приемлемых для общества жизненных стандартов и обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы в условиях роста пенсионной нагрузки в связи со старением населения. В этих целях предусматривается: – совершенствование механизмов стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию; – сокращение института досрочных пенсий; – содействие развитию программ корпоративного и индивидуального пенсионного страхования (добровольные виды страхования на финансовом рынке) для дополнения государственных пенсий, исходя из личных возможностей и потребностей граждан. Основными мерами, направленными на снижение уровня малообеспеченности (в первую очередь, среди неполных и многодетных семей, сельского населения) и усиление социальной защиты уязвимых категорий граждан являются: – развитие социальной инфраструктуры их поддержки на основе государственно-частного партнерства; – внедрение новых видов социальных услуг, в том числе для пожилых и лиц с ограниченными возможностями (социальный патронат, услуги сопровождаемого проживания, услуги социальной передышки и другие); – оказание действенной социальной помощи нуждающимся гражданам в совокупности с реализацией мероприятий, направленных на предупреждение иждивенческого поведения трудоспособных граждан; – повышение качества социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания через применение государственных стандартов качества социальных услуг; – внедрение стационарозамещающих видов социальных услуг как наиболее приемлемых для социально уязвимых групп населения и наиболее экономичных. На втором этапе (2021–2030 годы) политика государства будет направлена на создание необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь, высокие социальные стандарты, включая комфортное жилье, качественные медицинские, образовательные и другие услуги, а также свободное развитие человека. Акцент будет сделан на внедрение новых эффективных механизмов стимулирования высококвалифицированного труда. Предстоит разработать и внедрить в отечественную практику специальные программы мотивации труда руководящих работников – программы поощрений за достижение долгосрочных целей (опционные программы, "фантомные" планы). Особое место будет отведено разработке действенных схем стимулирования труда работников высшего управленческого звена. Среди инструментов нематериального стимулирования целесообразно использовать такие, как сертификат, подтверждающий профессионализм руководителя, гарантия перспективы карьерного роста, возможность стажировки за рубежом, корпоративная культура. Особое внимание будет уделено применению статусного стимулирования, нацеленного на повышение заработной платы и укрепление положения ведущих специалистов в организации.

 В области социальной защиты на втором этапе намечается сформировать развитую многоуровневую пенсионную систему, где государственная распределительная часть будет дополняться программами добровольного пенсионного страхования на рынке страховых услуг. В качестве основного компонента сохранится распределительная пенсионная система, предоставляющая всем нетрудоспособным государственную пенсию на уровне, обеспечивающем базовые, основные потребности получателей. В среднем пенсия по возрасту будет поддерживаться на уровне не менее 2,5 бюджетов прожиточного минимума пенсионера. Предусматриваются дальнейшие преобразования, направленные на отдаление фактического возраста выхода на пенсию, в том числе на основе личной заинтересованности в продлении периода трудовой активности. В результате активного сотрудничества нанимателей и профсоюзных организаций, представляющих интересы работников, широкое применение получат добровольные корпоративные программы пенсионного страхования, формирующие средства на старость в дополнение к государственной пенсии. Постепенное приближение возраста выхода на пенсию к возрасту фактической утраты трудоспособности по старости позволит снизить нагрузку на пенсионную систему. При этом данный процесс должен быть увязан с демографическими тенденциями и социально-экономическими условиями. Одновременно будут осуществляться меры, направленные на повышение востребованности пожилых людей на рынке труда, включая их переобучение, создание для них благоприятных условий и режимов труда. В числе приоритетов политики социальной защиты – удовлетворение социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, пожилых, многодетных семей). Система социальной защиты должна быть переориентирована с социальной помощи на адаптацию и интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество путем реализации мер по стимулированию их трудоустройства с учетом степени потери здоровья, развитию инклюзивного образования и др. Основными направлениями социальной защиты в долгосрочной перспективе станут: повышение качества и доступности социального обслуживания, обеспечение сбалансированности спроса на социальные услуги с реальными потребностями, создание условий для расширения участия людей с ограниченными возможностями во всех сферах жизнедеятельности, включая профессиональное переобучение, развитие гибких и нестандартных форм занятости.

4). Образование для устойчивого развития – еще одна из важнейших задач. Современный мир переживает период фундаментальных трансформаций, связанных с формированием постиндустриального общества и принципиально новой инновационной экономики. Формируется постиндустриальное образование, идет процесс перехода к более инновационной его форме – образованию для устойчивого развития. Дальнейшее совершенствование и обновление системы образования связано с усилением роли человека в общественном развитии. В формировании инновационной экономики и ее конкурентной среды система образования должна обеспечить соответствие получаемых знаний и навыков быстроменяющимся требованиям со стороны общества и экономики, техники и технологий, развитию личной инициативы и адаптируемости человека, благодаря которым расширяются его возможности интегрировать идеи, инновации. Главным конкурентным преимуществом экономики Беларуси должна стать подготовка образованных и высококвалифицированных людей, что позволит обеспечить благоприятные стартовые позиции для вхождения в новую глобальную экономику знаний. Стратегическая цель – сформировать качественную систему образования, в полной мере отвечающую потребностям постиндустриальной экономики и устойчивому развитию страны. Приоритетные направления развития: – обновление содержания, структуры и организации образования; – организация высокоэффективного непрерывного образования в течение всего жизненного цикла; – укрепление интеграции между производством, наукой и системой профессионального образования; – модернизация материально-технической и социально-культурной базы учреждений образования, формирование "облачной" информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации; – улучшение кадрового обеспечения системы образования, совершенствование профессиональных компетенций и повышение социального статуса педагога в обществе; – развитие инклюзивного образования. В период до 2020 года основной целью является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям устойчивого развития страны. Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи: – обеспечение наиболее полного удовлетворения запросов семьи на образовательные услуги в системе дошкольного образования, в том числе на платной основе; – повышение качества общего среднего образования, включая приобретение знаний и навыков, необходимых для достижения устойчивого развития; – совершенствование системы профессионального образования с учетом новых принципов взаимодействия природы, экономики и человека. В системе дошкольного образования предстоит: – развить систему дошкольного образования в целях обеспечения для граждан "шаговой доступности" услуг учреждений дошкольного образования на основе их реконструкции и капитального ремонта, создания новых, в том числе частных учреждений дошкольного образования, развития различных форм организации дошкольного образования, расширения спектра образовательных услуг с целью получения дошкольного образования в условиях семьи; – создать условия для развития государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования; – разработать концепцию обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста; – создать условия для увеличения сети групп в учреждениях дошкольного образования, в которых образовательный процесс осуществляется на белорусском языке; – совершенствовать научно-методическое обеспечение дошкольного образования; – повысить социальный статус работников дошкольного образования. В системе общего среднего образования предусматривается: – внедрение идеологии устойчивого развития в образовательные стандарты общего среднего образования; – создание рациональной сети учреждений общего среднего образования в соответствии с потребностями граждан в получении качественного образования; – разработка критериев и методики оценки качества образования по всем образовательным областям; – расширение участия белорусских учащихся в международных исследованиях качества образования PISA, TIMSS, PIRLS и др.; – переподготовка руководителей и заместителей руководителей учреждений образования по образовательной программе практико-ориентированной педагогической магистратуры; – внедрение в практику механизма подушевого финансирования (бюджетирование, ориентированное на результат) и показателей эффективности использования бюджетных средств. В системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования необходимо: – развитие системы непрерывного образования на принципах "образование через всю жизнь" путем расширения подготовки рабочих (служащих), специалистов по интегрированным образовательным программам профессионально-технического, среднего специального и высшего образования; – качественно изменение образовательного процесса путем переориентации системы профессионального образования на идеологию устойчивого развития; – создание университетских учебно-научно-производственных комплексов с учетом направлений инновационного развития экономики; – формирование системы двухуровневой (1 ступень – бакалавриат, 2 ступень – магистратура) подготовки специалистов с высшим образованием; – организация системы подготовки кадров, в том числе опережающей, с участием заказчиков кадров в ее финансировании на основе целевого заказа; – формирование системы грантовой поддержки одаренной и талантливой молодежи в целях профессионального самоопределения и жизнеустройства; – улучшение материально-технической базы учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в том числе путем оснащения современным учебно-лабораторным оборудованием и экспериментальной техникой. В 2021–2030 годах предполагается переход к новой парадигме образования: учение вместо обучения, в основе которого не усвоение готовых знаний, а развитие у обучающихся способностей, дающих возможность самостоятельно усваивать знания, творчески их перерабатывать, создавать новое, внедрять его в практику и нести ответственность за свои действия. Основной задачей этого этапа станет формирование личности с системным мировоззрением, критическим, социально и экологически ориентированным мышлением и активной гражданской позицией. В целях реализации поставленной задачи необходимо: – разработать образовательные стандарты нового поколения, включающие вопросы обучения устойчивому потреблению, здоровому образу жизни; создать механизмы мотивации педагогов к повышению качества своей работы и т.д.; – интегрироваться в Болонский процесс, создать условия для приобретения новых знаний и навыков, способствующих устойчивому развитию общества; – развить электронное образование, дистанционные интерактивные формы и методы обучения, включая выпуск нового поколения электронных учебников и пособий; – обеспечить свободный доступ к международным образовательным и интеллектуальным ресурсам; – расширить рынок образовательных услуг, академическую мобильность обучающихся и педагогических кадров, их участие в международных образовательных, научно-исследовательских и культурных программах, профессиональных семинарах; – разработать и внедрить систему мониторинга и оценки качества образовательного процесса. Повышению доступности качественного образования будет способствовать формирование системы многоканального финансирования, включающей инвестиции субъектов хозяйствования в образовательный процесс, предоставление кредита для получения образования с отсрочкой его погашения, внедрение образовательных ваучеров и другие.

5). Качественное здравоохранение и поощрение здорового образа жизни - не менее важная задача. Здравоохранение – важнейшая составляющая социальной сферы, максимально приближенная к людям и несущая основную ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения. Стратегической целью развития системы охраны здоровья выступает увеличение продолжительности здоровой жизни населения. В качестве основных критериев эффективности и качества развития системы здравоохранения выступают: – сокращение существующего разрыва в показателях состояния здоровья населения Республики Беларусь и европейских стран; – увеличение продолжительности жизни населения, скорректированной с учетом нарушений здоровья (DALE) до 69 лет в 2030 году (против 61,7 года в 2012 году); – снижение уровня заболеваемости на 10 процентов и тяжести первичной инвалидности населения до 60 процентов к 2030 году.

Показатели здравоохранения 2015 2020 2025 2030
Продолжительность жизни, скорректированная с учетом нарушений здоровья, лет 62,0 64,3 66,0 69,0
Охват антиретровирусной терапией людей, живущих с ВИЧ, и больных туберкулезом, процентов от общего числа заболевших 90 98 99 99
Доля врачей, занятых в первичном звене, процент от общего числа врачей 10 30 30 30
Уровень потребления алкоголя, литров абс. алк. на чел. в год 11,6 8,9 7 6,3

 

На первом этапе (2016-2020 годы) развитие системы здравоохранения будет нацелено на укрепление здоровья граждан и улучшение качества оказываемых услуг, достижение к 2020 году устойчивого снижения преждевременной смертности по 4 основным группам неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, сахарного диабета, болезней дыхательной системы) за счет создания единой профилактической среды и развития межведомственного взаимодействия. Основными направлениямидеятельностив этот период станут: – развитие целостной системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации, использования доказательных технологий, разработки системы показателей качества и методики их оценки; – оснащение учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием и новыми лекарственными препаратами, внедрение в практику здравоохранения современных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации; – повышение структурной эффективности системы организации медицинской помощи за счет приоритетности развития амбулаторного звена и пересмотра механизма финансирования системы здравоохранения; – реформирование первичного уровня здравоохранения путем стопроцентного перехода участковой терапевтической службы к общеврачебной практике; – обеспечение приоритетности охраны здоровья матери и ребенка как фундаментальной основы здоровья нации на базе создания современных региональных перинатальных центров; снижение детской инвалидности; – сокращение уровня смертности от внешних причин на основе усиления охраны труда и разработки комплекса мер по профилактике дорожно-транспортных происшествий и др.; – достижение всеобщего доступа к комплексной профилактической, диагностической, лечебной помощи и уходу для пациентов с наиболее опасными инфекционными заболеваниями (ВИЧ, туберкулез, вирусный гепатит, ИППП); – профилактика ВИЧ, наркомании, курения и алкоголизма у населения, кризисных состояний у подростков и молодежи, укрепление психического здоровья и профилактика суицидального поведения путем усиления профилактической направленности системы здравоохранения, в том числе проведение активной информационной компании о здоровом образе жизни и самосохранительном поведении человека; – расширение источников финансирования здравоохранения, включая систему добровольного медицинского страхования, а также выработка материальных методов стимулирования населения в укреплении своего здоровья. Основной целью в период 2021–2030 годов является создание государственного механизма стимулирования здорового образа жизни как необходимости (введение "моды на здоровье" среди населения). Предстоит выработать единую концепцию здорового образа жизни населения, направленную на формирование нравственной личной ответственности человека за сохранение своего здоровья и членов его семьи. Акцент будет сделан на создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья населения в процессе его жизнедеятельности (охрана и условия труда, качество окружающей среды, развитие физической культуры и спорта и др.). Меры и механизмы реализации поставленной цели: – формирование конкурентной модели деятельности учреждений здравоохранения всех форм собственности и развитого рынка медицинских услуг путем обеспечения равного доступа всех учреждений к бюджетному финансированию, наделения полной ответственностью и самостоятельностью государственных учреждений; – увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи и их доступности, особенно на районном уровне, в том числе путем создания высокотехнологичных межрайонных медицинских центров, формирования эффективной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных медицинских кадров; – развитие телемедицины, дистанционной формы мониторинга здоровья за счет ускоренной информатизации системы здравоохранения, развития ее материально-технической базы. Для перехода на качественно новый уровень использования современных медицинских технологий на всех уровнях оказания медицинской помощи особую важность приобретают инвестиции в систему здравоохранения. Важным механизмом финансирования станет государственно-частное партнерство.

6). Культура как источник духовного здоровья нации и социальной стабильности - приоритетное направление политики государства. Устойчивое развитие человека, духовное здоровье нации базируются на системе духовно-нравственных ценностей общества, являющихся основой формирования национального самосознания, национальной идеи. Стратегической целью развития культуры является повышение ее социальной роли в жизни белорусских граждан, упрочение статуса Беларуси в мире как самостоятельного высококультурного государства, бережно сохраняющего свое историческое наследие, реализующего конституционные права граждан.

Основные показатели развития культуры 2015 2020 2025 2030
Удельный вес бюджетных расходов на развитие культуры, в процентах к ВВП 0,5 1,0 1,5 2,0
Доля отреставрированных и имеющих соответствующее функциональное использование памятников архитектуры, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь 15 30 50 75

 

Достижение поставленной цели предполагает: – повышение удельного веса бюджетных расходов на развитие культуры с 0,5 процента к ВВП в 2013 году до 2 процентов к 2030 году; – увеличение количества посещений культурных мероприятий, проводимых государственными организациями культуры, к 2030 году до 5,6 тыс. посещений в год (на 1 тыс. населения); – обеспечение 100-процентной доступности библиотечных и музейных фондов, правовой, деловой и социально значимой информации путем создания публичных культурных центров и развития нестационарных форм обслуживания с предоставлением доступа к информации в удаленном (виртуальном) режиме; – увеличение доли учащихся, получающих образование в детских школах искусств, в общем количестве детей школьного возраста с 13,8 процентов в 2013 году до 30 процентов в 2030 году. В 2016–2020 годы главными задачами в области культуры будут сохранение и приумножение культурного потенциала страны, его рациональное использование; обеспечение максимальной доступности для граждан качественных культурных благ, повышение качества образования в сфере культуры и искусства. Приоритетными направлениями деятельности в сфере культуры станут: – сохранение историко-культурных ценностей и исторической памяти народа, национально-культурной самобытности и традиций, расширение сферы применения белорусского языка. Как одна из мер – увеличение времени вещания телепрограмм Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь на белорусском языке на 25 процентов к 2030 году (в 2011 году всего на каналах с белорусским языком вещания – 626 час, на русском – 14 882 часов), расширение выпуска печатных изданий, включая учебные издания на белорусском языке; – сохранение оптимальной сети традиционных культурных институтов, учреждений образования в сфере культуры как фактора сохранения духовно-нравственного потенциала нации и развития культурной индустрии; – внедрение нестационарных форм обслуживания населения, формирование устойчивой системы многопрофильных учреждений с многоканальным финансированием, развитие фандрайзинга в сфере культуры; – формирование экологической культуры как системы социальных отношений, общественных и морально-этических норм, касающихся отношений человека и природы; – обеспечение максимальной доступности для граждан качественных культурных благ путем разработки стандартов качества услуг, предоставляемых в сфере культуры. Необходимо создать специальные "театральные" маршруты наземного транспорта для посещения культурных мероприятий из регионов в столицу и обратно; – улучшение технического состояния современных объектов культуры, создание единой системы мониторинга состояния и использования историко-культурных ценностей; – внедрение региональной системы качества культуры, а также новых подходов к системе статистики культуры (ССК), создание независимых экспертных организаций в сфере культуры; – развитие национально ориентированного гуманитарного образования и экологического просвещения на всех уровнях образовательной системы; – интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры, расширение межкультурного диалога путем обеспечения функционирования единого культурного веб-портала для поддержки культурной деятельности белорусской диаспоры за пределами страны, а также своевременное информирование всех заинтересованных об организации культурных мероприятий в Республике Беларусь, в том числе зарубежных потенциальных зрителей (туристов); – создание конкурентоспособного культурного продукта и его системной репрезентации; расширение экспорта культурных услуг, участие в формировании общего рынка культурных услуг на территории Евразийского экономического союза; – всемерная поддержка талантливой молодежи в реализации новых идей и творческих проектов; – улучшение кадрового обеспечения сферы культуры путем формирования действенной системы отбора и привлечения молодых талантливых специалистов, повышения социального статуса работников сферы культуры. Предстоит сформировать новые формы гражданского участия в общественно-культурной и социально-экономической жизни страны путем принятия закона о меценатстве и благотворительной деятельности. На втором этапе (2021–2030 годы) стратегической целью государственной политики в сфере культуры выступает упрочение всебелорусского гражданского самосознания и духовной общности белорусской нации. Будет изменена конфигурация культурного пространства путем расширения возможностей развития культурных индустрий в сфере развлечений, кинодеятельности, шоу-бизнеса, народных промыслов и ремесел, развития творческих кластеров (не менее одного в областных центрах и до 3-х в городе Минске). Особое внимание будет уделено созданию условий для функционирования цивилизованного рынка услуг культуры, свободного творчества и всестороннего развития личности. Предполагается внедрить новую модель управления и альтернативные механизмы финансирования культуры и искусства, включая механизмы государственно-частного партнерства и создание эндаумент-фондов и других форм поддержки культуры. Предстоит сформировать широкий спектр образовательных программ в области музыкального, визуального, кинематографического, архитектурного и других видов искусств для реализации экспортных образовательных услуг в сфере культуры и искусства, открыть авторские художественные мастерские ведущих мастеров искусств (не менее 2-3-х в областных центрах и городе Минске).

 

 

 

Список литературы:

1. М. Бабосов Е. М. Социальная экология и экстремальные ситуации. - Минск, 1993. Беларусь, 2010.- 160 с.

2. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский. М., 1989.

3. Гирусов, Э.В. Экология и культура / Э.В.Гирусов, И.Ю.Широкова. – М., 1989.

4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: сб.:пер. с англ. и фр. /сост. Л.И.Василенко, В.Е.Ермолаева; ввод.ст. Ю.А.Шрейдера. – М., 1990.

5. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природой: сб. обзоров и реф./ сост. В.Е.Ермолаева. – М., 1994.

6. Гор, Э. Земля на чаше весов / Э.Гор. – М., 1993.

7. Ермолаева, В. Космизм и экологическая этика / В.Ермолаева // Общественные науки и современность. – 1995. - № 4. – С.118-124.

8. Жибуль, И.Я. Экология, потребности, сущность, динамика, перспективы / И.Я.Жибуль. – М., 1991.

9. Зеленков, А.И. Динамика биосферы и социокультурные традиции / А.И.Зеленков, П.А.Водопьянов. – Минск, 1987.

10. Казанцев, В.И. Социология города: учебно-методическое пособие / В.И.Казанцев, М.Г.Светуньков. - Ульяновск: УиГТУ, 2004 - 140 c.

11. Малофеев, В.И. Социальная экология: Учебное пособие для вузов / В.И.Малофеев - М.: «Дашков и К», 2004.- 260 с.

12. Марков, Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие / Ю.Г.Марков - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2004.- 544 с.

13. Моисеев, Н. Н. Новая планета. / Н.Н. Моисеев // Мировое сообщество и судьба России. - М.: МНЭПУ. – 1997. - 272 с.

14. Лосев, К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития в России в ХХ1 веке / К.С.Лосев. – М.: Космосинформ, 2001.

15. Основы экологической этики. Под общ.ред. Мишаткиной Т.В., Кундаса С.П. Минск, 2008. МГЭУ им. А.Д. Сахарова.

16. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Минск, 2015. – Режим доступа: http://srrb.niks.by/program.pdf.

a. Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник. - 5-изд. - М.: Академия, 2010.-416 с.. -272 с.1993. - 32 с.

b. Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993. Пределы роста / Д.Х. Медоуз, Д.Медоуз, И. Рендере, В. Бернс.- М.: Академкнига, 2007. - 342 с.

17. Сафонов, И.А.   Философские проблемы единства человека и природы / И.А.Сафонов. – СПб., 1994.

18. Ситаров, В.А. Социальная экология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов. - М.: Академия, 2000. - 280 с.

19. Стратегия образования в интересах устойчивого развития. Материалы 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 2005. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/second/57/second_res.shtml.

20. Тоффлер, А. Шок будущего / А.Тоффлер. – М. – 2002.

21. Философия и экологическая проблема. – М., 1990.

22. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992.-573 с.

23. Экология человека: учебник для вузов / под ред. Л.И. Григорьева. - М.: ГЭОТЛР-Медиа, 2016. - 240 с.

24. «ComeOn! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты». 2017. Эрнст фон Вайцзеккер, Андреас Вийкман. 2017. – Режимдоступа:https://batrachos.com/sites/default/files/pictures/Books/Weizsacker_Wijkman_2018_Come%20on.pdf.

25. Повестка Дня на XXI век Agenda 21 Рио-де-Жанейро [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.r-komitet.ru/s_i_d/agenda21/index.htm.

26. Международная Хартия Земли. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unece.org/env/esd/Implementation/reportsGov/Rus.Federation.Ru.pdf.

27. Стратегия образования в интересах устойчивого развития. Материалы 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 2005. – Режим доступа:  http://www.un.org/ru/ga/second/57/second_res.shtml.

28. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. Вильнюс, 2005.


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: