Управление маркетингом по Ф.Котлеру это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.
Управление маркетингом это управление спросом. Управляющий по маркетингу занимается созданием, расширением спроса, проблемами его изменения, а иногда и сокращения.
Процесс управления маркетингом состоит из следующих этапов (табл.2):
· анализ рыночных возможностей;
· выбор перспективного целевого рынка;
· разработка комплекса маркетинга;
· претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Процесс маркетинговой деятельности начинается с анализа рыночных возможностей фирмы. Маркетинговая возможность фирмы привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества.
|
|
Определение маркетинговых возможностей предприятия позволяет осуществить выбор наиболее перспективных целевых рынков.
Мероприятия по отбору целевых рынков создают основу для последующей разработки комплекса маркетинга. Комплекс маркетинга набор поддающихся контролю факторов и инструментов маркетинга, используемых фирмой для воздействия на выбранные рынки с целью вызвать ответные реакции потребителей и достижение иных целей.
В теории маркетинга известны две модели комплекса маркетинга: четырехфакторная и пятифакторная. В первом случае она содержит такие факторы, как товар(product), цена (price), место продажи (place) и продвижение товара (promotion) (рис.2).
Пятифакторная модель включает еще человека (people). Четырехфакторную модель предложили Ф.Котлер и Т.Левитт, а пятифакторную Э.Дж.Маккарти.
Каждый из составляющих комплекса маркетинга представляет собой комплексную категорию, при изучении которой необходим системный подход.
Стратегические и тактические решения в области товара представляют важнейшее направление рыночной политики фирмы, поскольку товар является основой комплекса маркетинга, на который опираются все другие элементы.
Ценовая стратегия выбор возможной динамики изменения первоначально рассчитанной цены товара в условиях рынка. Существуют следующие методы формирования цены: ориентация на рынок; ориентация на издержки, если фирма имеет значительную рыночную долю; ориентация на цены конкурентов.
Место продажи обеспечивается системой сбыта, т.е. деятельностью, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей. Сюда входит выбор каналов сбыта и системы товародвижения по этим каналам (выбор места хранения запасов и системы складирования, системы управления запасами и системы обработки заказов, способов транспортировки и т.п.).
|
|
Продвижение товара происходит путем стимулирования его продаж на основе распространения положительных сведений о фирме и ее продукции с целью убеждения покупателя приобретать ее товары и включает в себя: рекламу, участие в выставках и ярмарках, коммерческую и коммуникационную работу с посредниками и покупателями, любые формы пропаганды.