Конспект лекций 20 страница

1) Избиратели выразят ему недоверие путём референдума;

2) Совет принял решение о самороспуске;

3) Изменяется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, административно-территориальное устройство (ст.27 Закона).

ТЕМА 10: ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Основы административно-правового статуса граждан

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органическую часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002г. «О гражданстве Республики Беларусь», другими законодательными актами.

Административно-правовое положение граждан в сфере государственного управления определяется системой предоставленных им прав и свобод и возложенных на них обязанностей, т.е. административно-правовой статус человека и гражданина в основном является производным от конституционных прав и конкретизируется во многих законах и подзаконных актах. Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Некоторые из них находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Республике Беларусь, например права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

Структура этой сложной политико-правовой категории включает следующие элементы:

а) гражданство;

б) административная правоспособность;

в) административная дееспособность;

г) комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

д) гарантии реализации данных прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти.

Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь (ст.1 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»).

Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся:

а) в Конституции Республики Беларусь;

б) в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы статуса человека и гражданина (законы Республики Беларусь от 2 июня 1993 г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (изменения и дополнения: Закон от 24 июля 2002 г.); от 30 декабря 1997 г. «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 7 августа 2003 г.), и т.д.

Под правовой статус личности подводится современная законодательная база, причем нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области. Закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства, с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности.

В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Республики Беларусь. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Каждый гражданин Республики Беларусь обладает на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Эти конституционные положения являются исходными для административно-правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного, административного и других отраслей права путем предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также установления ответственности граждан перед государством.

Административно-правовой статус гражданина Республики Беларусь есть установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворении публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.

По своей юридической природе права, свободы, обязанности и ответственность граждан в сфере управления ничем не отличаются от иных прав, свобод, обязанностей и ответственности, которыми граждане обладают во всех областях экономической, социальной и культурной жизни.

Все граждане Республики Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности.

Административно-правовые отношения граждан с другими субъектами могут возникать:

на основе реализации гражданами принадлежащих им прав в сфере управления;

в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере управления;

при защите прав, свобод и законных интересов граждан;

при нарушении (невыполнении) гражданами правовых обязанностей. [35,c. 82-87]

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Права граждан по степени возможности их реализации делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина. К ним, например, относятся права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; на поступление в общеобразовательную школу; на личную неприкосновенность; на возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но и от наличия фактических возможностей для их осуществления в данном месте и в данное время. К ним, например, относится право граждан на поступление в высшее учебное заведение (его реализация зависит от результатов сдачи вступительных экзаменов, наличия конкурса), право на вождение транспортного средства (зависит от состояния здоровья, сдачи экзаменов). По мере достижения успехов в хозяйственной и социально-культурной сферах многие относительные права могут стать абсолютными, но не во всех случаях. Реализация относительных прав часто зависит от личных качеств гражданина (состояние здоровья, наличие специального образования и т.п.), от времени (очередности) удовлетворения правомерной просьбы (например, установка телефона, предоставление жилой площади и др.)

В отличие от прав все обязанности абсолютны. Государство возлагает на граждан только выполняемые обязанности. Эти обязанности носят социальный характер, их исполнение отвечает интересам общества, способствует решению задач государства. Способы исполнения обязанностей различны и зависят от их конкретного содержания. Одни исполняются посредством активных действий, другие - посредством воздержания от действий, закрепленных нормами права. Методом обеспечения соблюдения гражданами обязанностей являются воспитание, формирование правосознания, а также меры общественного воздействия. Вместе с тем уклонение от исполнения обязанностей может повлечь применение уполномоченным на то органом или должностным лицом к нарушителю мер государственного принуждения (административную, дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную ответственность). Случаи и порядок их применения определены законодательством.

Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией Республики Беларусь. В этом смысле конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они трансформируются в административно-правовые.

Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы: статутные и адекватные.

Статутные права и обязанности указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Таких прав немного, но с точки зрения своего содержания они стоят отдельно и не могут быть объединены в группы с другими правами, например право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина Республики Беларусь за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.

Адекватные права и обязанности соответствуют тем сферам, в которых они могут реализовываться. Они делятся наличные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной собственности и др.); социально-экономические (право частной собственности, право на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность и др.); социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и др.); социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества, на участие в культурной жизни и др.); политические права и свободы (право на свободу слова, право проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и т.д.).

Административное право влияет на осуществление конституционных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений.

Наиболее значительно влияние административного права на осуществление тех прав, свобод и обязанностей, которые предполагают конкретизацию конституционных положений, взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права, свободы и обязанности других лиц.

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего следующие права, свободы и обязанности.

1. Право граждан участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37 Конституции).

2. Право граждан на свободу объединений (ст. 36 Конституции).

Право граждан проводить собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования, не нарушающие правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст. 35 Конституции). Порядок их проведения определяется законом.

Право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40 Конституции).

Государство обеспечивает право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 25 Конституции). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не распространяется в тех случаях, когда поведение гражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения, могут быть применены физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение приемов борьбы, личный досмотр и др.).

Неприкосновенность жилища (ст. 29 Конституции) означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения. За исключением случаев, когда законодательством предоставлено право работникам милиции входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и иных предметов, в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, в помещения и на территорию организаций и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление, произошел несчастный случай, авария либо находится лицо, скрывающееся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющееся от исполнения уголовного наказания, или имеют место иные аналогичные обстоятельства, угрожающие личной или общественной безопасности, или при производстве неотложных следственных действий.

7. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории Республики Беларусь, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется Законом Республики Беларусь от 29 ноября1994 г. «О государственных секретах» (в редакции Закона от 4 января 2003 г.).

Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Обязанности. Основные обязанности граждан изложены в ст. 52—58 Конституции Республики Беларусь.

Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52).

Каждый обязан уважать достоинство, права и свободы, законные интересы других лиц (ст. 53).

Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54).

Охрана природной среды - долг каждого (ст. 55).

Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56).

Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом (ст. 57).

Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав (ст. 58).

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления подразделяются на общие и специальные.

Общие права и обязанности граждан распространяются на все отрасли и сферы управления.

К общим правам граждан, например, относятся:

право на участие в государственном управлении;

право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

К общим обязанностям граждан, например, относятся:

соблюдение законов;

своевременная уплата установленных законом налогов и сборов;

защита Отечества.

Специальные права и обязанности — это права и обязанности граждан в той или иной сфере, отрасли или группе отраслей. Например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В социально-культурной сфере, например, каждому лицу гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; каждое лицо имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и др.

К специальным обязанностям относится обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соблюдать правила санитарии и гигиены, получать основное общее образование и т.п.

Как общие, так и специальные права и обязанности граждан в сфере государственного управления производны от основных прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в Конституции. В административно-правовых нормах они конкретизируются и детализируются. [35,c.87-93 ]

Так, осуществление свободы мысли и слова, свободы массовой информации, свободы проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, свободы совести, вероисповедания и других регламентируется соответствующими республиканскими законами и иными нормативными актами: Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 7 августа 2003 г.); Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях» (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.) и др.

Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. Обращения граждан и правовые основы их рассмотрения

Права и свободы граждан в сфере государственного управления, как и в других сферах общественной жизни, реально обеспечиваются социально-экономическими условиями. В Республике Беларусь действует система экономических, политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан.

Экономические и социальные гарантии - это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан. Они базируются на экономической системе Республики Беларусь, основу которой составляют частная, государственная, коллективная и иные формы собственности.

К политическим гарантиям относятся:

принадлежность государственной власти народу;

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством;

широкие возможности для участия граждан в управлении делами государства и общества.

Организационные гарантии состоят в том, что в своей деятельности государство должно исходить из единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между республиканскими и местными государственными органами, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Организационные гарантии заключаются также в деятельности государственных органов, прежде всего правоохранительных, по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан и возложенных на них обязанностей.

В общем виде организационные гарантии можно подразделить на два вида: судебные и несудебные.

Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуществления выдвигают суды как гаранты прав и свобод на первый план. Их приоритет в этой области определен Конституцией Республики Беларусь, устанавливающей такие гарантии, как право обжаловать в суд неправомерные действия органов управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а также каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст. 60 Конституции). К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы человека, выполнение ими своих обязанностей.

Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц.

Юридические гарантии - это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также государства, их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:

обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество.

Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон. Декларирование в этом вопросе приоритета государства, каких-либо его органов и должностных лиц способно лишь ослабить гарантии и открыть путь произволу, поскольку любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в этих рамках они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов. Роль органов исполнительной власти, местного управления и самоуправления, их должностных лиц по реализации прав граждан также вытекает из Конституции Республики Беларусь. «Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности» (ст. 59 Конституции).

Таким образом, между законом и государством как гарантами прав и обязанностей граждан существует сложная связь, нарушение которой ставит под сомнение реальность тех или иных гарантий.

Закон может выполнять функции гаранта при соблюдении следующих условий:

он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным;

отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой системы; вместо деклараций содержать конкретные нормы и механизмы реализации;

определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод;

предусматривать ответственность органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод. [35,c.93-95 ]

Административно-правовая охрана прав и свобод гражданина регламентируется нормами административного законодательства, которые регулируют порядок реализации прав граждан на государственную службу, образование, доступ и участие в работе административных комиссий, органов контроля и надзора, а также осуществление права проводить собрания, митинги, уличные шествия, демоне рации и пикетирования, которое закреплено в ст. Конституции. Порядок и процедура осуществления перечисленных мероприятий, являющихся конституционными, но реализация которых невозможна без соответствующих административно-правовых актов и действий, детализируются и конкретизируются в актах административно-правового характера, например в Законе Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 7 августа 2003 г.)», в котором определяются процедура подачи и рассмотрения заявления о проведении таких мероприятий, их ограничение, ответственность лиц, виновных в нарушении порядка организации или проведения этих мероприятий.

Статья 40 Конституции, как уже отмечалось, предусматривает право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Обращения граждан - глубоко демократический институт, однако он требует дополнения соответствующим правовым механизмом, обеспечивающим его практическую реализацию. В частности, весьма значительным, хотя и далеко не совершенным в юридическом плане является Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» (в редакции Закона от 1 ноября 2004 г.).

Обращение - индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме.

Предложение - рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества.

Заявление - ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением.

Жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан.

Индивидуальное обращение - обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Коллективное обращение - обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Письменное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме.

Устное обращение - обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации.

Повторное обращение - обращение гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Анонимное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан) (ст. 1 указанного Закона).

Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в государственные органы, иные организации (к должностным лицам). Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь в пределах их прав и свобод, установленных законодательством Республики Беларусь.

Граждане вправе обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) лично либо через своего представителя. Обращения от имени недееспособных граждан направляются их законными представителями.

Представительство интересов граждан при обращении в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу) в случае, указанном в части второй настоящей статьи, осуществляется на основании акта законодательства Республики Беларусь, либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Беларусь (ст. 4 Закона).

Гарантии прав граждан при рассмотрении обращений закреплены в ст. 5 Закона.

Право на обращение реализуется гражданами добровольно.

Осуществление гражданами их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц.

Ограничение прав граждан либо получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения, имущественного или иного положения при обращении в государственные органы, иные организации (к должностным лицам) запрещается.

Должностные лица и иные работники государственных органов, иных организаций не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений.

Не являются разглашением сведений, указанных в части четвертой настоящей статьи, направление письменных обращений, поступивших в государственные органы, иные организации (к должностным лицам), к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в этих обращениях, соответствующим государственным органам, иным организациям (должностным лицам) в соответствии с частью второй статьи 9 настоящего Закона, а также запрос и предоставление информации, необходимой для решения вопросов, изложенных в обращениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: