Внешняя торговля в Республике Беларусь.
Стратегически важной задачей для Республики Беларусь является определение ее внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечение «плавного» вхождения в мирохозяйственные связи.
Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговле с другими странами.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – одна из сфер экономической деятельности государства, региона, предприятия, включающая внешнюю торговлю товарами, услугами, интеллектуальным продуктом, иностранное инвестирование, осуществление совместных с другими странами проектов.
В структуре внешнеэкономической деятельности наибольший вес имеет внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами, экспорт и импорт товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
РБ располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность (66 % валового общественного продукта, в том числе на долю машиностроения, химии и нефтехимии приходится более 40 % валовой продукции). Среди стран СНГ РБ принадлежит значительная доля в производстве химических волокон и нитей – 40 %, тракторов – 20 %, минеральных удобрений – 20 %.
На долю РБ приходится 16 % мирового объёма производства калийных удобрений (2-е место в мире после РФ), тракторов – 8 %, холодильников – 1,3 %, химических волокон и нитей – 0,6 %.
Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 140 странами мира и поставляет на экспорт более 1000 наименований изделий. Основные внешнеторговые партнеры страны – Россия, Украина, Литва, Латвия, Польша, Великобритания, Нидерланды, Германия и др.
Основными группами белорусского экспорта являются:
1. минеральные продукты;
2. машины, оборудование и транспортные средства;
1. продукция химической промышленности;
4. черные и цветные металлы и изделия из них;
1. продукция пищевой промышленности и сырье для ее производства.
Ведущие позиции в белорусском экспорте занимают: нефть сырая, нефтепродукты, калийные удобрения, тракторы и седельные тягачи, грузовые автомобили, холодильники и морозильники, сахар, шины и др.
Расширение участия Беларуси в международных экономических отношениях возможно в различных отраслях, в частности:
1. в машиностроении (увеличение экспорта тракторов, дорожно-строительных машин, холодильников, металло- и деревообрабатывающих станков и т.д.) при условии совершенствования выпускаемой продукции и организации сервисного обслуживания;
2. химическом комплексе (азотные и калийные удобрения, полиэтилен, автомобильные шины);
3. строительной промышленности (цемент, стекло, кровельные материалы, щебень);
4. деревообрабатывающей промышленности (ДСП, клееная фанера, мебель).
К ведущим импортерам белорусской продукции относятся Россия, Украина, Польша, Германия, Италия и др.
Основными группами импортируемых в Беларусь товаров являются:
1. минеральные продукты;
2. машины, оборудование и транспортные средства;
3. черные и цветные металлы и изделия из них;
4. продукция химической промышленности.
Ключевые позиции в белорусском импорте занимают такие товары, как нефть сырая, газы нефтяные, лекарственные средства, двигатели внутреннего сгорания и др.
Иностранные инвестиции – это финансовые и материальные средства, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, вывезенные из одного государства и вложенные в предприятие (или дело) на территории другого государства с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
Иностранные инвестиции подразделяются:
1. по форме – на товарные, денежные и интеллектуальные;
2. в зависимости от того, кто их предоставляет, – частные, государственные и международных организаций;
3. по целевому назначению – связанные (строго целевого назначения) и финансовые (идущие на любые цели);
4. в зависимости от срока, на который предоставляются, – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
5. по степени контроля за вложенным капиталом – на портфельные и прямые.
Под прямыми инвестициями понимают – капиталовложения, которые дают право контроля над предоставленными капиталовложениями:
1. учреждение совместных предприятий;
2. владение контрольным пакетом акций;
3. открытие филиала;
4. лицензионные соглашения;
5. новое строительство.
Под портфельными инвестициями понимают – капиталовложения, которые не дают право контроля над вложенным за рубежом капиталом:
1. ценные бумаги: акции без права контроля над предприятием, облигации;
2. ссудный капитал: целевые ссуды, кредиты, страховые гарантии.
Принимая решение о капиталовложениях в какую-либо страну, иностранный инвестор оценивает ее инвестиционный климат. Индикатор странового риска рассчитывается на базе политических, социальных, финансово-экономических и коммерческих факторов. При этом используются несколько подходов:
1. экономический и статистический анализ;
2. балльная экспертная оценка;
3. регулярный анализ большого числа данных с применением анкет (маркетинговая оценка);
4. методика оценки по обобщающим индексам.
По методике Всемирного банка, в частности на основе обобщающих индексов, проводится оценка кредитоспособности стран, их возможностей погашения внешнего долга. К числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности по внешнему долгу, относятся те, у которых в среднем три показателя в течение 3 лет превышают расчетные уровни. Такими показателями являются:
1. отношение общей суммы долга к ВВП – не более 50 %;
2. отношение общей суммы долга к годовой экспортной выручке – не более 275 %;
3. отношение выплат по погашению и обслуживанию внешнего долга в течение года к годовой экспортной выручке – не более 30 %.
Странами с умеренной задолженностью считаются те, у которых три вышеуказанных индикатора находятся на уровне, не превышающем 60 % от критических величин. Данные показатели носят достаточно условный характер и не позволяют точно определить «качество» инвестиционного климата.
Для определения коммерческого риска инвестирования в зарубежные страны могут быть использованы индексы БЕРИ, которые определяются трижды в год по более чем 50 странам на основании 15 оценочных критериев. Каждый критерий имеет различный удельный вес, который оценивается от 0 баллов (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно).
Критерии индекса БЕРИ:
1. Политическая стабильность – удельный вес 12;
2. Отношение к иностранным инвестициям и прибыли – удельный вес 6;
3. Национализация – удельный вес 6;
4. Девальвация – удельный вес 6;
5. Платежный баланс – удельный вес 6;
6. Бюрократические вопросы – удельный вес 4;
7. Темпы экономического роста – удельный вес 10;
8. Конвертируемость валюты – удельный вес 10;
9. Возможность реализации договора – удельный вес 6;
10. Расходы на заработную плату и производительность труда – удельный вес 8;
11. Возможность использования экспертов и услуг – удельный вес 2;
12. Организация связи и транспорта – удельный вес 4;
13. Местное управление и партнеры – удельный вес 4;
14. Краткосрочный кредит – удельный вес 8;
15. Долгосрочный кредит и собственный капитал – удельный вес 8;
(Итого – 100)
Большое количество баллов свидетельствует о стабильности страны, и напротив, низкие показатели – о неблагоприятном инвестиционном климате. При оценке возможностей инвестирования в какую-либо страну по системе БЕРИ используются как политические, так и экономические критерии.
Главными критериями инвестирования являются экономическая и политическая ситуация в стране, тенденции ее развития и связанные с ними перспективы получения прибыли. Экономическая политика государств по вопросу привлечения иностранных инвестиций различна. Выделяют три группы стран:
1. преимущественно вывозящие капитал, или международные нетто-инвесторы;
1. преимущественно ввозящие капитал, или международные нетто-заемщикн;
3. характеризующиеся приблизительным равновесием объемов ввоза и вывоза капитала.