Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению организованной преступности и терроризма

Указанные проблемы терроризма и экстремистской деятельности в предыдущем вопросе лекции требуют от государства активного вмешательства в сложившуюся ситуацию. И, прежде всего, путем воздействия на наиболее общественно опасные проявления данных явлений – на преступления, связанные с ними. Это возможно в рамках сложившейся системы предупреждения преступлений. Данная система включает в себя специальных субъектов, для которых предупреждение преступлений является одной из основных задач. Это, прежде всего, МВД, ФСБ, таможенные органы и т.д. Особое место среди данных субъектов занимает органы внутренних дел, внося наибольший вклад в решение задач криминологической профилактики[1].

Это обусловлено, прежде всего, тем, что деятельность органов внутренних дел носит многосторонний характер: оперативно-розыскная деятельность, охрана общественного порядка и т.д., в том числе и предупреждение преступлений. При этом они имеют возможность проводить данную деятельность на самых ранних подступах к преступлению. Таким образом, органы внутренних дел играют значительную роль в предупреждении терроризма и экстремистской деятельности.

Особенность роли вытекает из правовых, организационных и тактических основ осуществления данной деятельности, что и будет нами подробно ниже.

Правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом органами внутренних дел, прежде всего, содержатся в Междуна­родных конвенциях.

В связи с широким распространением терроризма, связанного с угоном воздушных судов и захватом при этом заложников, принято несколько международных конвенций и соглашений: Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Принята 13.04.2005 Резолюцией 59/290 на 91-ом пленарном заседании 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН), резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О не­допустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах» (1984 г.), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.); Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977г.), Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.). В последние годы принят ряд документов о сотрудничестве стран-участниц СНГ в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.); Соглашения о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Минск, 26 мая 1995 г.) и сотрудничестве министерств внутренних дел по борьбе с терроризмом (Минск, 8 сентября 2000 г.).

Важное значение имеют и другие международные документы: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.

Данные документы определяют следующие моменты:

- определяют понятия терроризма и экстремистской деятельности, а также круг деяний, относящихся к ним;

- указывают принципы осуществления деятельности, направленной на борьбу с данными явлениями;

- формулируют основы уголовной политики стран-участниц;

- создают основы сношения стран-участниц по борьбе с терроризмом и экстремистской деятельности, в том числе и координации их деятельности;

- и т.д.

Фундаментальную основу внутригосударственного законодательства, регламентирующего осуществления предупреждения терроризма и экстремисткой деятельности органами внутренних дел составляет Конституция Российской Федерации. В ст. 2 Конституции Российской Федерации закрепляется функция государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, что предполагает деятельность по предупреждению и профилактике антиобщественных явлений, в том числе и преступлений.

Кроме того, положения, регламентирующие деятельность по предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма, составляют законы, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, межведомственные и ведомственные нор­мативные акты, решения местных органов власти и управления.

Важное значение имеет Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 25 декабря 1992 г. № 4235-1 и Указа президента РФ от 24 декабря 1993 г. №2288). В нем закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определены система безопасности и ее функции, установлены порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. В соответствии со ст. 12 Закона службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

В развитие Концепции национальной безопасности России принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ (в ред. ФЗ от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ). В преамбуле говорится, что настоящий Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. Правовую основу составляют Конституция, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Закон и другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России, указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения правительства, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов власти.

В Статье 50 Закона четко сформулированы цели борьбы с терроризмом: защита личности, общества и государства от терроризма; предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и ее последствий; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

В числе субъектов, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, особое место было отведено Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Определены принципы антитеррористической (ст. 2) деятельности, в числе которых: приоритет мер предупреждения; сочетание гласных и негласных методов; комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер.

Среди иных законодательных актов хотелось бы выделить такие законы как:

Уголовный кодекс Российской федерации, в котором определены терроризм (ст. 205) и наиболее общественно опасные деяния террористической и экстремистской направленности. К первой группе относятся:

- захват заложников (ст. 206);

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);

- организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208);

- посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);

- нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).

Ко второй группе можно отнести:

- воспрепятствование осуществления прав на свободу совести и вероисповедания (ст. 148);

- воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149);

- хулиганство (ст. 213);

- вандализм (ст. 214);

- уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243);

- надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244);

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);

- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282).

Федеральный закон «О милиции», который обязал органы внутренних дел выявлять и раскрывать преступления без конкретизации их круга, указав лишь, что эта обязанность связана с поставленными перед милицией зада­чами, в частности, по обеспечению общественной безопасности и личной безопасности граждан (ст. 2 Закона «О милиции»).

Среди подзаконных актов ведущую роль играют указы Президента Российской Федерации. Так, развитие концепции национальной безопасности Российской Федерации, получило развитие в его Указе от 17 декабря 1997 г. № 1300, в которой четко определены важнейшие задачи в области борьбы с преступностью: а) усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения: б) укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности. Подчеркнуто, что для профилактики и контроля над преступностью в первую очередь необходимо развить правовую базу как основу надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдать международно-правовые обязательства Российской Федерации в этой сфере.

В последнее время издан ряд указов, имеющих важное практическое значение, - «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» от 13 сентября 2004 г. № 1167, «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» от 22 января 2001 г. № 61 (в ред. Указа от 27 марта 2001 г. № 346); «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. № 1255с (рассекреченный, в ред. Указов от 22 января 2001 г. № 64 и от 27 марта 2001 г. № 346).

Правительство Российской Федерации гарантирует реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области борьбы с терроризмом; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности. В сфере контроля над терроризмом принимает постановления, обязательные для органов государственной власти и органов местного самоуправления, например: «О создании Межведомственной комиссии Российской Федерации» от 16 января 1997 г. № 45 (с изменен. от 4 февраля 1997 г. №134); «О федеральной антитеррористической комиссии» от 6 ноября 1998 г. №1302. Особого внимания заслуживает постановление правительства «О мерах по противодействию терроризму» от 15 сентября 1999 г. №1040. В нем определен круг задач для органов исполнительной Правительство Российской Федерации гарантирует реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области борьбы с терроризмом; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности. В сфере контроля над терроризмом принимает постановления, обязательные для органов государственной власти и органов местного самоуправления, например: «О создании Межведомственной комиссии Российской Федерации» от 16 января 1997 г.№ 45 (с изменен. от4 февраля 1997 г. № 134);«О федеральной антитеррористической комиссии» от 6 ноября 1998 г. № 1302. Особого внимания заслуживает постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15 сентября 1999 г. № 1040. В нем определен круг задач для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления крупных городов и населенных пунктов. Наиболее важными из них являются:

проведение среди населения разъяснительной работы, направленной на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;

активное привлечение населения, местных охранных предприятий, служб безопасности организаций и общественных организации к оказанию содействия правоохранительным органам в проведении профилактической работы по месту жительства граждан, в том числе в охране жилых домов и подъездов, обеспечении общественного порядка в жилых микрорайонах;

осуществление систематических проверок деятельности по ведению учета и обеспечению сохранности взрывчатых материалов гражданского назначения в организациях, осуществляющих их производство, транспортировку, хранение и использование;

осуществление комплекса оперативно-розыскных и охранных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности террористических групп, в том числе имеющих международные связи;

выявление организованных преступных групп и сообществ, в первую очередь образованных на технической основе и занимающихся торговлей оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами;

реализация мероприятий по усилению охраны и обеспечению безопасности объектов атомного комплекса и энергетики, предприятий, использующих в своем производственном цикле радиационные, взрыво- и пожароопасные материалы и сильнодействующие отравляющие и ядовитые вещества, других объектов повышенной опасности;

принятие мер к недопущению незаконного поступления финансовых средств, оружия, боеприпасов и средств связи, в том числе от иностранных государств.

Названным постановлением был образован межведомственный оперативный штаб и утвержден его состав. Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственного оперативного штаба возлагалось на Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Среди правительственных нормативно-правовых актов необходимо назвать также постановление от 22 июня 1999 г. № 660 (в ред. постановления от 9 сентября 1999г. № 1025), которым утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности.

Главным нормативно-правовым документом в системе МВД в настоящее время является Наставление о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по предупреждению преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели (утв. Приказом МВД России от 25 декабря 2001 года № 1152 дсп). Основой для построения организационной структуры органов внутренних дел по предупреждению преступлений террористического характера является действующая государственная система выявления, предупреждения, пресечения и минимизации последствий от террористических акций (ст. 5 Наставления). Система включает федеральную антитеррористическую комиссию Российской Федерации, межведомственный оперативный штаб, оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона, региональный межведомственный штаб, межведомственные оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, оперативный штаб МВД России по осуществлению антитеррористической деятельности. Кроме того, в организационную структуру сил по предупреждению преступлений террористического характера входят главные управления и управления служб криминальной милиции и общественной безопасности, а также главные управления МВД по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и другие органы внутренних дел.

Вопрос 3. Деятельность различных подразделений и служб ОВД по предупреждению организованной преступности и терроризма. Уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная профилактика.

В соответствии с законом «Об оперативно розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Для успешного выполнения задач по выявлению, изобличению организованных преступных сообществ и привлечению организаторов и участников к уголовной ответственности сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью в соответствии с действующим законодательством и ведомственными нормативными актами имеют право:

- привлекать граждан с их согласия к негласному сотрудничеству;

- заводить дела оперативного учета и вести разработку организован­ных преступных групп;

- применять в ходе оперативной разработки и документирования преступной деятельности организаторов и участников ОПФ все силы, средства и методы оперативно-розыскной деятельности.

В этих целях сотрудники специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» могут применять комплекс ОРМ.

Анализ действующих нормативных актов показывает, что на подразделения по борьбе с организованной преступностью возложено решение задач, направленных на борьбу с организованной преступностью, которые условно можно систематизировать на две группы: основные и специальные.

Основные задачи подразделений по борьбе с организованной пре­ступностью определяются главными направлениями их деятельности и включают:

- пресечение деятельности преступных сообществ (организаций) и организованных групп;

- выявление и привлечение к ответственности должностных лиц органов государственной власти, использующих свое служебное положение в интересах преступных сообществ и организованных групп,

Специальные задачи обусловливаются динамикой, структурой и тен­денциями организованной преступности, а также стратегией борьбы с ней, определяемой Министерством внутренних дел Российской Федерации. В директивных документах МВД России последних лет в числе тревожных тенденций организованной преступности отмечается, рост таких тяжких преступлений, как терроризм, бандитизм, похищение людей, захват заложников, оружейный бизнес. В связи с этим предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие фактов названных выше преступлений, совершаемых организованными группами, выдвигается на первый план в качестве специальных задач подразделений по борьбе с организованной преступностью.

И настоящее время действующими нормативными актами МВД России в качестве основных задач подразделений по борьбе с организованной Преступностью определены:

- предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 3 статьи 126, частью 3 статьи 127, пунктом «а» части 3 статьи 163, частью 4 статьи 188, статьями 205 (в пределах компетенции МВД России), 206,208, 209. 210, частью 3 статьи 222, частью 3 статьи 223, пунктом «а» части 4 статьи 226, частью 4 статьи 228, частью 3 статьи 234, частью 2 статьи 285, частью 3 и пунктом «а» части 4 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- предупреждение и пресечение противоправной деятельности участников преступных сообществ (преступных организаций);

- пресечение деятельности объединений организаторов, руководителей и иных представителей организованных преступных групп

- непосредственно или во взаимодействии с подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями, по налоговым преступлениям предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений в сфере экономики и других корыстных преступлений, составляющих финансовую основу деятельности преступных сообществ (преступных организаций) и организованных групп;

- самостоятельно или во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел предупреждение, пресечение, выявление и раскры­тие преступлений против интересов государственной службы в федераль­ных органах государственной власти субъектов Российской Федерации; координация деятельности подразделений органов внутренних дел по противодействию незаконному обороту наркотических средств и пси­хотропных веществ. Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по противодействию незаконному обороту наркотиков.

На уровне специального оперативно-розыскного предупреждения традиционный набор профилактических мер применительно к организованной преступности во многом неприемлем. Здесь практически бесполезны, например, беседы работников милиции, оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве.

Специальные меры предупреждения организованной преступной деятельности должны реализовываться по трем основным направлениям:

1) оперативно-тактическое прогнозирование процессов в организованной преступной среде на основе систематического сбора и анализа информации о ней;

2) оказание содействия в устранении обстоятельств, способствующих возникновению и развитию организованной преступности;

3) принятие оперативно-розыскных и иных мер по предупреждению и пресечению организованных преступлений.

Для реализации первого направления необходима комплексная система сбора и анализа оперативной и иной информации, представляющей интерес для борьбы с организованной преступностью. Оперативные подразделения органов внутренних дел для решения задачи оперативно-тактического прогнозирования должны осуществлять прежде всего сбор и накопление данных о личностях, групповых структурах, типах преступных махинаций, сферах деятельности, международных контактах, направлениях деятельности организованных преступных формирований. Обобщение такой информации позволит прогнозировать направления, которые в ближайшее время активнее всего будут подвергаться преступному воздействию со стороны организованных формирований, что даст возможность принять упреждающие меры.

К таким мерам относятся: укрепление оперативных позиций на конкретных объектах, в государственных органах, криминогенной среде; своевременное ознакомление оперативных работников с возможными приемами использования в преступных целях имеющихся недостатков в экономическом и правовом механизме объектов экономики. Все это позволит оперативным подразделениям органов внутренних дел владеть информацией, адекватно отражающей происходящие процессы в сфере организованной преступности; принимать упреждающие меры и на основе прогноза создавать условия, исключающие или затрудняющие совершение организованных преступлений.

Второе направление предусматривает разработку предупредительных мер с учетом выделенных обстоятельств, способствующих возникновению и развитию организованной преступной деятельности.

Одним из способов опосредственного воздействия органов внутренних дел на устранение обстоятельств, способствующих возникновению и развитию организованной преступности, является подготовка соответст­вующей информации и предложений для различных государственных инстанций, на которых лежит основная работа по устранению выявленных негативных факторов. Ряд вопросов такого характера может быть решен на уровне местных органов власти и управления. При отсутствии должного реагирования со стороны государственных органов по устранению этих обстоятельств органы внутренних дел могут прибегнуть к помощи Администрации Президента РФ, Правительства РФ либо Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по борьбе с преступностью и коррупцией. Определенный профилактический эффект по устранению негативных обстоятельств способны оказывать средства массовой информации. Из них наиболее популярными среди работников оперативно-розыскных служб стали специальные телевизионные и радиопередачи, посвященные вопросам борьбы с организованной преступностью.

В третьем направлении эффективными средствами превентивного воздействия на организованные преступные формирования являются: их разобщение; проведение специальных тактических операций; индивидуальная профилактика в отношении членов организованных преступных формирований.

С точки зрения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, разобщение можно рассматривать как одну из форм раннего вмешательства в деятельность преступного сообщества. Для этого должны использоваться конспиративные (негласные), а при необходимости и демонстративные способы воздействия на все факторы и элементы отношений в преступном сообществе и окружающей его внешней среды. На них невозможно либо крайне затруднительно воздействовать уголовно-правовыми, административными, экономическими и иными мерами государственного принуждения.

С содержательной стороны, разобщение в оперативно-розыскной деятельности есть особый вид деятельности, направленный на разрушение или ослабление звеньев преступных структур, их функционального единства, отношений, взаимодействия членов и звеньев преступных организаций и снижение эффективности их совместной криминальной деятельности.

В стратегическом аспекте разобщение с учетом многофакторных проблем общества по борьбе с организованной преступностью, правомерно рассматривать как одну из наиболее активных форм противодействия ей органами внутренних дел. Разобщение может обеспечивать решение многоплановых задач, направленных на изобличение, пресечение организованной преступной деятельности, установление эффективного контроля над действиями организованных преступных сообществ, на разработку опережающей стратегии и тактики воздействия на них со стороны государственных органов. Стратегия разобщения, продиктованная объек­тивной необходимостью раннего реагирования на организованную преступную деятельность, находится на начальной стадии своего признания, нуждается во всесторонней проработке методологических и правовых основ тактики ее реализации и развития.

В практике правоохранительных органов, действующих по линии борьбы с организованной преступной деятельностью на крупных предприятиях или территориях, оказавшихся под контролем организованных преступных формирований, возникают ситуации, когда успешная их нейтрализация возможна лишь при концентрации значительных сил и средств. В этом случае проводятся крупномасштабные операции» под которы­ми обычно понимается комплекс мероприятий следственного, оперативно-розыскного, режимного характера и силовых действий, направленных на восстановление общественного порядка, правопорядка и нормального функционирования государственных и других учреждений, задержание или ликвидацию преступников и осуществляемых специально сосредоточенными для решения этой задачи силами. Основная цель операций - пресечение преступной деятельности установленных субъектов, получение доказательной базы, реализация оперативных материалов. Достижение подобных целей подразумевает задачи декриминализации крупных бюджетообразующих объектов экономики, снятие криминального влияния на территориях административного деления России, проведение крупных антитеррористических операций.

Специфичность индивидуальной оперативно-розыскной профилактики этого вида заключается в следующем:

ведется оперативно-профилактическое наблюдение за лицами, поставленными на профилактический учет в связи с высокой степенью вероятности их преступного поведения;

обеспечивается оперативная осведомленность о контингенте лиц, которые могут встать на путь совершения преступлений;

фиксируется среда местных криминально активных жителей, в которой осуществляются оперативно-розыскные мероприятия по раскрытию преступлений;

негласно проверяется причастность к совершенным преступлениям лиц (в том числе ранее выявленных неместных жителей), находящихся под оперативных наблюдением и имеющих признаки разыскиваемых преступников;

изучаются отдельные категории лиц, представляющих оперативных интерес, их связи, образ жизни, поведение и прошлое для получения оснований к применению мер профилактики или для заведения делу оперативного учета.

Эти «классические» положения индивидуальной профилактики применимы для предупреждения организованной преступной деятельности. Однако имеются особенности индивидуальной профилактики в отношении членов организованных преступных формирований, совершающих преступления в сфере экономики. Мероприятия индивидуально-профилактического воздействия, осуществляемые гласным путем, как правило, не достигают желаемого результата. Это объясняется стойкой антиобщественной ориентацией членов организованных преступных формирований.

Мероприятия гласного характера дают положительный результат только в случае, если направлены на создание препятствий, затрудняющих либо исключающих реализацию преступных замыслов. Таким препятствием служит отстранение субъекта от занимаемой должности, позволявшей коррумпированным лицам государственных органов власти и управления оказывать содействие в функционировании организованных преступных формирований либо прикрывать их деятельность или с учетом выполняемых обязанностей участвовать в совершаемых организованных преступлениях. Часто такие мероприятия проводятся в отношении служащих

государственного аппарата, которые вопреки требованиям закона занимаются предпринимательской деятельностью либо незаконно используют служебное положение в осуществлении коммерческой деятельности,

Индивидуально-профилактическую работу в отношении участников организованных преступных формирований целесообразно осуществлять с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Наибольший эффект достигается в процессе ведения дел оперативного учета в отношении подозреваемых в совершении организованных преступлений, В результате предупредительной деятельности, имеющей стратегическое значение в борьбе с организованной преступностью, достигается главная задача - выявляются и устраняются факторы, порождающие это явление, без решения которой вести борьбу в этом направлении бессмысленно,

В заключение отметим, что приоритеты деятельности системы МВД России определяются серьезными изменениями как в сфере борьбы с преступностью, так и в кадровой политике системы МВД России на всех ее уровнях в связи с происходящими изменениями в нашей стране. Министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев в качестве приоритета определил борьбу с организованной преступностью: "На современном этапе организованная преступность наряду с наркоманией и терроризмом является одной из основных угроз национальной безопасности страны". Немаловажное значение в определении приоритетов имеет формирование общественного мнения о состоянии правопорядка и работе МВД России, поэтому общественно-политические приоритеты деятельности системы МВД находят свое отражение в СМИ, когда до населения доводится информация о состоянии преступности и правопорядка, задачах МВД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. "Стать предельно открытыми и доступными для общества и законопослушных граждан, повысить результативность социально-правового обслуживания населения, добиться, чтобы действия милиции были прозрачны, понятны людям и получали их поддержку - еще одна не менее важная задача, стоящая перед МВД"

Вопрос 4. Взаимодействие подразделений ОВД по борьбе с терроризмом и экстремизмом с подразделениями иных правоохранительных органов.

Принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятель­ности» и предоставление права осуществлять ее ряду оперативных подраз­делений органов различной ведомственной принадлежности, а также единство задач оперативно-розыскной деятельности, стоящих перед ними, актуализируют для всех ее субъектов вопросы организации их внешнего взаимодействия.

Разрозненные усилия в борьбе с преступностью никогда не приводили к положительным результатам. Только комплексное использование сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности всех ее субъектов способно повлиять на ход этой многогранной работы. Вместе с тем взаимодействие между субъектами оперативно-розыскной деятельности носит эпизодический характер.

К субъективным причинам, отрицательно влияющим на эффектив­ность взаимодействия, можно отнести такие, как, например, наличие «ве­домственного» барьера между различными правоохранительными органа­ми; отсутствие навыков и умений оказания необходимой помощи в про­цессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий; нежелание со­трудников других органов оказывать помощь своим коллегам; несовершен­ство системы взаимной информации; отсутствие критериев оценки вклада других органов в процесс раскрытия преступлений; слабая организующая роль руководителей органов в процессе обеспечения взаимодействия.

Одновременно следует отметить, что взаимодействие подразделений по борьбе с организованной преступностью с другими субъектами опера­тивно-розыскной деятельности как в России, так и за ее пределами преду­сматривает в качестве конечной цели их совместной деятельности недо­пущение совершения преступлений путем осуществления оперативно-профилактических операций, оперативно-розыскных мероприятий на ста­дии их замысла и, как правило, приготовления и покушения либо их рас­крытие посредством комплексного использования негласных возможно­стей. При этом органы, участвующие в процессе взаимодействия, осуще­ствляют только те функции и решают задачи, какие определены им законом, то есть выполняют частные задачи, но их решение необходимо для успешной борьбы с преступностью в целом.

Обстоятельствами, обусловливающими необходимость взаимодей­ствия между субъектами оперативно-розыскной деятельности, являются такие, как наличие общих задач в борьбе с преступностью и ее комплекс­ный характер, дифференциация функций и компетенции различных орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по их пре­творению в жизнь.

Функция борьбы с организованной преступностью возложена прак­тически на все государственные органы. Это вытекает из положений «Концепции национальной безопасности Российской Федерации». В ней, в частности, говорится, что «национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, выработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности».

Наиболее полно вопросы организации взаимодействия в борьбе с организованной преступностью урегулированы применительно к деятель­ности органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности.

Согласно закону на органы Федеральной службы безопасности воз­ложено осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявле­нию, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законом к их ведению, а также преступлений, связанных с организованной преступностью, кор­рупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, кон­трабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований. То есть те преступления, ответственность за борьбу с которыми возложена также и на подразделения по борьбе с организованной преступностью ор­ганов внутренних дел.

Вместе с тем этот же закон возложил на органы Федеральной службы безопасности обязанность:

-разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими госу­дарственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным обо­ротом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью не законных вооруженных формирований, преступных групп;

- обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопас­ность представительств иностранных государств на территории России;

- участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий.

Более детально вопросы взаимодействия регламентируются в ряде совместных межведомственных нормативных актов. В частности, инст­рукцией о порядке взаимодействия дежурных служб ФСБ России и МВД России предусматривается информирование другого ведомства при посту­плении информации о чрезвычайных ситуациях, преступлениях и происшествиях. Она же предусматривает возможность направления на место происшествия следственно-оперативных групп (СОГ) обоих ведомств и организации совместных действий по раскрытию преступлений и ликвида­ции последствий чрезвычайных происшествий.

Основными формами взаимодействия между двумя ведомствами при раскрытии преступлений, совершенных организованными группами (пре­ступными сообществами), и оперативной разработке лиц, подозреваемых в их совершении, являются:

1)взаимное информирование;

2)совместное планирование и осуществление оперативно-розыскных мероприятий;

3)взаимное использование сил и средств этих подразделений, осо­бенно в борьбе с терроризмом.

В качестве вспомогательных форм взаимодействия можно выделить:

- организацию совместных научных исследований;

- обмен учебно-методической литературой;

- проведение совместных совещаний по обмену опытом работы;

- подготовку кадров для специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Следует отметить, что обмен информацией согласно компетенции обоих органов, полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности, является наиболее стабильной формой взаимодействия.

Целиком оправдало себя создание совместных СОГ, где четкое рас­пределение обязанностей, целевое планирование оперативно-розыскных мероприятий с учетом взаимных возможностей позволяет добиться эффективной реализации оперативных материалов в уголовном процессе и пресечения противоправных действий организованных групп и преступных сообществ.

Третья форма взаимодействия реализуется путем технического обес­печения проведения некоторых оперативно-технических мероприятий, про­водимых подразделениями по борьбе с организованной преступностью ор­ганов внутренних дел. В свою очередь, подразделения по борьбе с органи­зованной преступностью органов внутренних дел, в целях реализации опе­ративных разработок, предоставляют свои силы и средства для задержания с поличным, проведения отдельных следственных действий (обыск, следст­венный эксперимент, проверка показаний на местности и т. п.).

Взаимодействие органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности в сфере борьбы с организованной преступностью и опера­тивно-розыскной деятельности строится на принципах соблюдения закон­ности и норм международного права; оперативности; подотчетности и подконтрольности Президенту и органам государственной власти России; равноправного партнерства и взаимопомощи; обеспечения конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий; равной ответственности за их последствия; разграничения компетенции в борьбе с преступностью; плановости, системности, научности и коллегиальности при выработке решений, затрагивающих общие интересы.

В процессе взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и органов безопасности их совместные или согласованные усилия направляются на решение следующих задач:

-защиту конституционных прав, свобод, законных интересов чело­века и гражданина, институтов государственной власти от преступных по­сягательств;

-выполнение поручений Президента Российский Федерации, феде­ральных программ, межрегиональных, региональных и местных планов оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий по борьбе с преступностью;

- борьбу с терроризмом и экстремизмом, организованными преступ­лениями межрегионального и транснационального характера, коррупцией, деятельностью незаконных вооруженных формирований, незаконным обо­ротом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, нарко­тических средств;

-предотвращение и пресечение затрагивающих национальные инте­ресы преступлений в сфере государственных и зарубежных инвестиций, приватизации, конверсии, оборота стратегического сырья, драгоценных металлов и камней, а также преступлений, связанных с рынком ценных бумаг и банковской деятельностью;

- обеспечение сохранности сведений, отнесенных к государственной тайне, безопасности объектов атомного и военно-промышленного ком­плексов, других стратегически важных объектов, объектов жизнеобес­печения, транспорта и связи, недопущение незаконного распространения ядерных материалов и технологий;

- обеспечение безопасности важных общественно-политических ме­роприятий;

-розыск лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, имеющие большой общественный резонанс;

- контроль за соблюдением режима въезда, выезда и пребывания в Рос­сии иностранных граждан и лиц без гражданства, а также за их миграцией;

- обеспечение собственной безопасности органов внутренних дел и органов безопасности, включая безопасность сотрудников, членов их се­мей и близких.

Таким образом, организацию взаимодействия органов внутренних дел и органов службы безопасности следует рассматривать в двух аспектах

В широком смысле - это вообще деловой контакт и слаженная работа ведомств в борьбе с организованной преступностью;

- совместная деятельность органов МВД и ФСБ но выработке стратегии этой борьбы. В частности, ее результаты должны быть использованы в разработке и координации исполнения федеральных программ по преду­преждению и пресечению противоправной деятельности в реализации решений государственных органов власти по борьбе с преступностью и коррупцией;

- совместные совещания на различных уровнях, направленные на повышение оперативности взаимного информирования, включение сил обоих ведомств в мероприятия оперативной проверки, разработки и проведения тактических операций;

- регулярный обмен опытом борьбы с организованной преступностью и коррупцией, ознакомление с опытом спецслужб и криминальной полиции как сопредельных, так и иных государств; ознакомление с решениями международных полицейских организаций и рекомендациями международных форумов и семинаров;

- совместная разработка тактики с учетом масштабов, усложнения структур и системы отношений в среде преступности;

- использование в борьбе с организованной преступностью и коррупцией возможностей иных государственных органов, негосударственных ведомств и предприятий;

-совместное принятие мер и внесение предложений об устранении условий, способствующих организованной преступной деятельности и коррупции.

В узком смысле - это отношения работников двух ведомств, возникшие в связи с конкретными оперативно-розыскными и следственными материалами на их разных стадиях - от получения и оценки исходной информации до планирования, материального, оперативно-технического и силового обеспечения реализации собранных данных (оперативно-тактическое взаимодействие).

В целом к сфере совместной компетенции подразделений по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности России следует отнести:

- выявление, предупреждение и пресечение коррупции в органах власти и управления, в том числе в правоохранительных органах, финансовых учреждениях, кредитно-банковской системе и общественных объединениях: выявление и пресечение противоправных действий организованных групп и преступных сообществ, совершающих террористические и экстремистские акты, диверсии, организующих массовые беспорядки

- разработку и пресечение деятельности на международных каналах организованных групп, занимающихся бандитизмом, нарушением правил о валютных операциях, хищением государственного, общественного или частного имущества в крупных размерах;

- разработку преступных сообществ, занимающихся наркобизнесом, незаконной торговлей оружием на территории России, в том числе имеющих зарубежные преступные связи.

Исходя из определенных направлений деятельности в числе приоритетных мероприятий можно выделить следующие:

- укрепление совместных СОГ по ранее взятым на контроль уголовным делам в отношении организованных преступных сообществ и их кор­румпированных связей;

- совместное проведение проверок хозяйственных структур, созданных с использованием государственной собственности, в целях выявления фактов злоупотреблений и коррупции, восстановления нарушенных интересов государства;

- обобщение материалов об организаторах крупных мошеннических операций в банковской системе, злоупотреблений, связанных с хищением золота и драгоценных камней, сырья, промышленных и продовольственных товаров и их сбыта за пределами России;

- осуществление оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение незаконных внешнеэкономических операций, в результате которых осуществляется перевод валютных средств за рубеж;

- обеспечение разработки и осуществления мер по выявлению, предупреждению и пресечению фактов коррупции, связанных с хищением оружия, боеприпасов, военной техники, снаряжения и другого имущества, их незаконной реализации в регионах дислокации военных частей и соединений, крупных гарнизонов, в местах нахождения складов вооружения и техники, заводов-изготовителей вооружения и боеприпасов к нему;

- организацию проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении арестованных, осужденных за должностные и хозяйственные преступления, а также лидеров уголовной среды;

- организацию наступательной оперативной работы по выявлению вооруженных организованных преступных группировок, определению их лидеров, сфер влияния, источников поступления оружия, проведение спе­циальных операции по пресечению их преступной деятельности.

- Федеральные органы государственной охраны осуществляют взаимодействие с органами внутренних дел и их подразделениями в решении стоящих перед ними задач по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов. К основным задачам федеральных органов государственной охраны отнесено:

- участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; -выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных

правонарушений на охраняемых объектах.

Вместе с тем, являясь субъектом оперативно-розыскной деятельно­сти, федеральные органы государственной охраны организуют в пре­делах своих полномочий взаимодействие государственных органов обес­печения безопасности и осуществляют координацию их деятельности в сфере государственной охраны.

Федеральная служба государственной охраны обеспечивает в пределах своих полномочий безопасность лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»3.

В ее компетенцию, наряду с указанными, входят:

- организация взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности и координации их деятельности в сфере государственной охраны;

- обеспечение собственной безопасности.

Для решения этих задач ФСО России осуществляет оперативно-розыскные мероприятия на трассах проезда объектов государственной ох­раны и в окружении охраняемых объектов, в учреждениях, организациях и на предприятиях, привлекаемых на постоянной основе к обеспечению и обслуживанию объектов государственной охраны, а также в подразделе­ниях на специальных трассах Управления инспекции безопасности до­рожного движения ГУВД Москвы и в Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации; обеспечивает общественный порядок, предупреждает и пресекает правонарушения на охраняемых объектах.

Более детально направления взаимодействия и координации дея­тельности ФСО России и МВД России отражены в соответствующем со­глашении. К основным из них отнесены:

а) обмен информацией;

б) накопление и использование информационных массивов, опера­тивных учетов и архивов;

в) использование в служебной деятельности вооружения, боеприпа­сов, военной и специальной техники, специальных средств, средств связи и иных средств, предназначенных для обеспечения служебной деятельности;

г) разработка и совершенствование нормативной правовой базы дея­тельности, обмен правовыми актами.

Применительно к борьбе с организованной преступностью органы внутренних дел могут использовать возможности ФСО России и наоборот по следующим направлениям:

- выявление, предупреждение и пресечение противоправных посяга­тельств на объекты государственной охраны и правонарушений в местах их постоянного и временного пребывания, а также посягательств на охраняемые объекты;

- осуществление охранных мероприятий и поддержание обществен­ного порядка в интересах обеспечения безопасности объектов государст­венной охраны и защиты охраняемых объектов при проведении общест­венно-политических и массовых мероприятий;

-добывание информации об угрозах жизненно важным интересам объектов государственной охраны, а также об угрозах безопасности охра­няемых объектов;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий в интересах обес­печения безопасности объектов государственной охраны и защиты охра­няемых объектов, собственной безопасности;

- борьба с терроризмом, международными преступными организа­циями, незаконными вооруженными формированиями и иными противо­правными проявлениями;

-оказание взаимной помощи в поддержании контактов со специаль­ными службами и правоохранительными органами иностранных государств;

- обеспечение оперативной информацией органов дознания и пред­варительного следствия, расследующих преступления, связанные с посяга­тельством на объекты государственной охраны и на охраняемые объекты;

- обеспечение защиты государственной тайны.

Вместе с тем следует отметить, что при решении территориальными подразделениями или группами охраны ФСО России задач органы внут­ренних дел оказывают им содействие и помощь имеющимися силами и средствами. Управление приданными силами и средствами в этом случае осуществляют должностные лица ФСО России.

Наряду с изложенным взаимодействующие органы могут обмени­ваться информацией (в том числе в виде кино-, фото-, аудио- и видеомате­риалов) по вопросам, представляющим взаимный интерес или относящим­ся к компетенции одной из сторон, и предпринимают меры по ее добыванию по их просьбе. При этом они обеспечивают равный доступ к базам данных информационных систем, создаваемых ими по линиям своей Деятельности (конкретный перечень сведений, подлежащих обмену, а также порядок передачи данных, исполнения запросов, взаимодействия архивов определяется по взаимной договоренности).

Использование такой информации осуществляется в порядке, опре­деляемом органом ее передавшим, и не должно приводить к расшифровке объектов их заинтересованности, источников информации, проводимых совместных мероприятий и используемых оперативных сил и средств, а также не должно наносить ущерба их интересам, Полученная в процессе обмена оперативная информация может быть передана другой стороне только с согласия взаимодействующих органов МВД и ФСО России и в установленном ими объеме.

Как показывает практика, основными видами взаимодействия при осуществлении оперативно-розыскной функции по указанным направлениям подразделениями по борьбе с организованной преступностью с другими субъектами оперативно-розыскной деятельности являются:

1. Обмен оперативно-розыскной и иной информацией, представляющей интерес для взаимодействующих сторон.

2.Проведение согласованных агентурно-оперативных мероприятий по выявлению, предупреждению и раскрытию конкретных преступлений.

3.Взаимное использование имеющихся технических средств.

4.Проведение совместных совещаний, обобщение, распространение положительного опыта, анализ состояния взаимодействия.

Наряду с изложенным следует подчеркнуть, что большое значение придается организации взаимодействия в борьбе с организованной пре­ступностью с органами внутренних дел государств-членов СНГ, поскольку, как показала практика борьбы с ней, границ она не имеет и не признает.

Такое взаимодействие осуществляется на основе «Соглашения о взаимодействии Министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью» (заключено на совещании министров внутренних дел независимых государств в Алма-Ате 23-24 апреля 1992 г.).

Соглашением предусмотрено сотрудничество на основе действующего законодательства государств по следующим основным направлениям:

а) борьба с преступлениями против жизни, здоровья, свободы, достоинства личности и собственности;

б) борьба с бандитизмом, терроризмом и международной преступностью;

в) борьба с незаконными операциями с оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми веществами и радиоактивными материалами;

г) борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

д) борьба с изготовлением и сбытом поддельных документов, денег и ценных бумаг;

е) борьба с преступлениями в сфере экономики;

ж) борьба с контрабандой, а также преступлениями, объектом которых являются культурные и исторические ценности;

з) розыск преступников, лиц, скрывшихся от следствия и суда, отбытия наказания, без вести пропавших, а также лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и исполнения решений судов по искам;

и) установление неопознанных трупов, личности неизвестных больных и детей;

к) борьба с преступлениями на автомобильном, железнодорожном, водном, воздушном и трубопроводном транспорте.

Предусмотрены и формы сотрудничества, необходимого в борьбе с организованной преступностью:

а) исполнение запросов и просьб по уголовным делам, делам оперативного учета и материалам об административных правонарушениях;

б) обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и крими­налистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, а также архивной информацией;

в) содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;

г) обмен опытом работы, законодательными и нормативными актами, учебной литературой по вопросам деятельности органов внутренних дел, а также оказание на взаимной основе содействия в подготовке, пере подготовке и повышении квалификации кадров.

Каждая из Сторон обеспечивает конфиденциальность сведений, пе­редаваемых другой Стороной, если эти сведения носят закрытый характер или передающая Сторона считает нежелательным разглашение их содержания. Степень закрытости сведений определяется передающей Стороной

Стороны, руководствуясь национальным законодательством, обязуются оказывать содействие по запросу и просьбе другой Стороны:

а) в задержании лиц, скрывшихся от следствия, суда и отбытия наказания, заключении их в необходимых случаях под стражу;

б) в выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью учреждено Совещание министров внутренних дел независимых государств, а также Бюро по координации деятельности органов внутренних дел стран СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью в г. Москве (при МВД России),

В развитие названного соглашения ГИЦ МВД России создало на базе современных информационных технологий единую автоматизированную интегрированную систему обработки и накопления криминалистических и оперативно-справочных данных - Федеральный банк криминальной информации (ФБКИ).

ФБКИ предназначен для информационного обеспечения деятельности МВД России, стран СНГ и Интерпола по раскрытию, расследованию и предупреждению межрегиональной серийной преступности, а также решения управленческих задач. Федеральный банк имеет гибкую модульную структуру, состоящую из трех взаимосвязанных информационных блоков: «Лица», «Предметы», «Преступления».

Пользователями информации, накапливаемой в ФБКИ, могут быть любые подразделения органов внутренних дел посредством запросов, а в перспективе- прямого доступа к сведениям. При создании и развитии ФБКИ принимается во внимание международный опыт и информационные потребности правоохранительных органов, включая Интерпол.

Литература:

Основная:

1. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учебник / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Оперативно-розыскная деятельность: учебник 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К.К. Гориянова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. – М.: ИНФА-М, 2004. – XIV, 848 с.

4. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009.

6. Попов. В.И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности: монография - М.: СГУ, 2004. - 435 с.

7. Акимжанов Т.К. Необходимость поиска новых путей противодействия организованной преступности на современном этапе // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации. - М.: ВНИИ МВД России. - 2006. - С. 152-162.

8. Михеев И.Р. Профилактическая деятельность государства в борьбе с организованными преступными формированиями // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации. - М.: ВНИИ МВД России. - 2006. - С. 172.

9. Мазур С. Н. Содержание специального предупреждения организованных преступлений органами внутренних дел // Оперативник (сыщик). - 2007. -№ 2. - С. 46-48.

10. Калинкина А.Б. Предупреждение правонарушающего поведения участников ОПГ, совершивших хищения с применением насилия // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2007. - № 2. - С. 62-63.

11. Долгова А.И. Организованная преступность, терроризм и коррупция: тенденции и совершенствование борьбы с ними // Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. – М. 2005. С. 4-6.

12. Подольный Н.А. Молодежная организованная преступность: монография - М.: Юрлитинформ, 2006. - 296 с.

13. Турыгин Ю. Профилактика преступлений террористического характера // Законность. - 2006. - № 9. - С. 33-35.

14. Профилактика террористических актов на объектах различных форм собственности: учебное пособие / С. В. Слободчук, А. В. Лагуточкин. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2007. - 36 с. - 16-69.

15. Шалыгин Б.И. Предупреждение терроризма на транспорте мерами административно-правового воздействия // Административное право. – 2009. - №2.

16. Предупреждение и раскрытие преступлений аппаратами уголовного розыска. Учебник. 2-е изд. / Под общ. ред. А.Н. Харитонова. – М., ГУК МВД России, 2001. – 330 с.

Дополнительная:

1. Конституция РФ. – М., - 2009.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М., - 2009.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М., - 2009.

4. Федеральный закон РФ от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - №33. - Ст. 3349.

5. Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (в ред. от 12.04.2009 г.).

6. Федеральный закон РФ от 26.04.2004 №26-ФЗ "О ратификации конвенции организации объединенных наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее".

7. Федеральный закон РФ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

8. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 6.03.2006 г.

9. Федеральный закон РФ «О противодействии экстремизму» 2002 г.

10. Указ Президента РФ от 13.09.2004 № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом».

11. Приказ МВД России от 29.10.2001 г. №951 «О неотложных мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России».

12. Указание МВД РФ, ФСБ РФ и МПС РФ от 8.04.2002 г. № 1/9/46у «О мерах по предупреждению актов терроризма, недопущению незаконного вмешательства посторонних лиц в работу федерального железнодорожного транспорта».

13. Указ Президента РФ от 8 октября 1992 г. "О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с организованной преступностью".

14. Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 года № 1316 «О создании Департамента по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДПЭ МВД России)» / Приказ МВД Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 940.

15. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» – М., - 2009.

16. Приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».


[1] См.: Уткин В.А. Организационные и тактические основы предупреждения преступлений: Учебное пособие. М., 2004. С. 3-4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: