double arrow

Библиографический список. Вклад (депозит) – это денежные средства (в наличной или безналичной форме, в национальной или иностранной валюте)

Содержание

Классификация депозитов

Вклад (депозит) – это денежные средства (в наличной или безналичной форме, в национальной или иностранной валюте), переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называются депозитами. Для банков вклады – это главный вид их пассивных операций и, следовательно, основной ресурс для проведения активных кредитных операций.

Существуют различные признаки классификации вкладов (депозитов). В зависимости от вкладчика депозиты принято разделять на депозиты физических и депозиты юридических лиц. В зависимости от срока и порядка изъятия вклады подразделяются на срочные депозиты и депозиты до востребования.

Депозиты до востребования размещаются в банках на различных счетах, открываемых клиентам. Они предназначены для осуществления текущих расчетов и в любой момент могут быть полностью или частично востребованы. Изъятие вкладов возможно как наличными деньгами, так и в форме безналичных расчетов.

При регулярном использовании хранящихся средств на текущих счетах у клиентов все равно остаются определенные неиспользованные остатки средств. Наличие остатков на счетах клиентов связано с оседанием средств на пассивных счетах в коммерческих банках в течение отрезка времени, установить который в момент их поступления на счет практически невозможно. Такими являются расчетные текущие и бюджетные счета юридических и физических лиц, специальные счета, на которых хранятся целевые средства, корреспондентские счета по расчетам с другими банками, а также средства в расчетах.

Банк, открывая счета клиентам, использует кредитовые остатки по счетам для проведения активных кредитных операций.

Вклады до востребования в своей основе нестабильны, что ограничивает сферу их использования коммерческими банками. По этой причине владельцам счетов выплачивается низкий процент или вообще не выплачивается. В условиях возросшей конкуренции коммерческие банки стремятся привлечь клиентов и стимулировать прирост вкладов до востребования путем предоставления дополнительных услуг владельцам счетов и повышением качества их обслуживания.

По депозитам до востребования банки обязаны хранить минимальный резерв в Банке России.

Срочные депозиты – это денежные средства, зачисляемые на депозитные счета на строго оговоренный срок с выплатой процента. Ставка по ним зависит от размера и срока вклада. То обстоятельство, что по истечение оговоренного срока, не исключает возможности досрочного получения им в банке своих денежных средств. Однако в этом случае у клиента понижается размер процента по вкладу. Банк заинтересован в привлечении срочных вкладов, так как они стабильны и позволяют банку располагать средствами вкладчиков в течение длительного времени.

Разновидностью срочного вклада является депозитный сертификат.

Депозитный сертификат – это письменное свидетельство банка о внесении денежных средств, которое дает право вкладчику на получение по окончании установленного срока суммы вклада и процентов по нему.

Депозитный сертификат выдается только юридическим лицам. Он может быть именным и на предъявителя. Право на получение вклада по депозитному сертификату может быть передано другому лицу. Депозитный сертификат выпускается банком под определенный в договоре процент на конкретный срок или до востребования. Для физических лиц используются сберегательные сертификаты, выдаваемые банком как на фиксированный срок, так и до востребования.

Депозиты являются важным источником ресурсов коммерческих банков. Структура их в банке подвижна и зависит от коньюнктуры денежного рынка. Этому источнику формирования банковских ресурсов присущи некоторые недостатки. Речь идет о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. Кроме того, мобилизация средств во вклады (депозиты) зависит в значительной мере от клиентов (вкладчиков), а не от самого банка. И тем не менее, конкурентная борьба между банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.

Тема 1. Понятие активов и пассивов  
1.1. Структура активов  
1.2. Работающие активы. Активы, не приносящие доход  
1.3. Понятие ликвидности  
1.4. Модели анализа структуры баланса  
   
Тема 2. Расчетно-кассовые операции  
2.1. Налично-денежное обращение  
2.2. Денежно-кредитная политика Банка России  
2.3. Кассовые операции, кассовая наличность  
2.4. Прогноз кассовых оборотов  
2.5. Безналичное обращение денег: понятие, группы, принципы организации безналичного обращения  
2.6. Формы расчетов: платежное поручение, требование-поручение, аккредитив, инкассо, вексель, чеки  
   
Тема 3. Корреспондентские отношения между банками. Работа РКЦ. Безопасность расчетов  
3.1. Понятие корреспондентских отношений, типы корсчетов  
3.2. Система расчетно-кассовых центров Банка России  
3.3. Клиринговые расчеты  
3.4. Межбанковский клиринг: виды, способы  
3.5. Принципы обеспечения безопасности расчетов  
   
Тема 4. Кредитные операции  
4.1. Классификация ссуд  
4.2. Управление кредитным портфелем  
4.3. Этапы кредитного процесса  
4.4. Кредитный риск  
4.5. Анализ кредитоспособности заемщика  
   
Тема 5. Потребительские кредиты  
5.1. Основные формы потребительского кредита  
5.2. Условия и порядок предоставления потребительского кредита  
   
Тема 6. Методы оценки доходности финансовых активов  
6.1. Понятие текущей (приведенной) стоимости активов  
6.2. Понятие доходности финансового актива  
6.3. Модель оценки доходности финансовых активов  
   
Тема 7. Оценка кредитоспособности на основе анализа денежных потоков  
7.1. Анализ денежных потоков (приток и отток денежных средств)  
7.2. Анализ делового риска  
   
Тема 8. Факторы, влияющие на определение суммы потребительского кредита при кредитовании населения  
8.1. Расчет платежеспособности и максимального размера предоставляемого кредита  
8.2. Понятие кредитной линии  
8.3. Банковский ссудный процент  
8.4. Службы, участвующие в процессе кредитования  
   
Тема 9. Способы обеспечения исполнения обязательств  
9.1. Неустойка  
9.2. Поручительство  
9.3. Залог и ипотека  
9.4. Банковская гарантия  
9.5. Удержания  
   
Тема 10. Операции с пенными бумагами  
10.1. Признаки ценных бумаг  
10.2. Эмиссия ценных бумаг  
10.3. Операции с ценными бумагами  
10.4. Котировка ценных бумаг. Биржевой и внебиржевой рынки  
   
Тема 11. Государственные и корпоративные ценные бумаги  
11.1. Виды государственных и корпоративных ценных бумаг  
11.2. Риски и надежность ценных бумаг  
11.3. Доходность вложений в ценные бумаги  
11.4. Понятие ликвидности ценных бумаг  
11.5. Операция РЕПО  
11.6. Депозитарный учет ценных бумаг  
   
Тема 12.Особенности операций с акциями и векселями  
12.1. График движения цены  
12.2. Ценовой тренд  
   
Тема 13. Лизинг и факторинг  
13.1. Понятие лизинга  
13.2. Особенности лизинговых операций  
13.3. Понятие факторинга  
   
Тема 14. Прочие операции коммерческих банков  
14.1. Классификация прочих операций  
14.2. Трастовые операции  
14.3. Операции с драгоценными металлами  
   
Тема 15. Банковские риски  
15.1. Управление финансовым состоянием банка  
15.2. Банковские риски и их разновидности  
15.3. Способы оценки рисков, методы снижения степени риска  
   
Тема16. Пассивные операции банка  
16.1. Виды пассивных операций  
16.2. Собственный капитал банка  
16.3. Классификация депозитов  

Основной список:

1. ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам.

2. ГОСТ 19.701-90. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем.

3. Положение Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 05.12.2002 г. № 205-П.

4. Положение ЦБ РФ «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29.03.2004 г. № 255-П.

5. Арефьева Е.А. Математическое моделирование в прогнозировании социально-экономических явлений. Учеб. пособие. – Тула: Тул. гос. ун-т, 2002. – 264 с.

6. Банковское дело. Учебник под ред. Г.Н.Белоглазовой, Л.П.Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.

7. Банковское дело. Учебник под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 388 с.

8. Масленченков Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. – М.: Экономистъ, 2004. – 356 с.

9. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Юристъ, 2002. – 420с.

10. Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 640 с.

11. Баторова А. Анализ клиентской ресурсной базы: метод измерения вариации признака // Банковские технологии. – 2006. – №5. – С.28-31.

12. Букин М. Работа с клиентами в банке // Банковские технологии. – 2003. – №7-8 (92) – С.87-88.

13. Вишняков И.В. Стохастическая модель динамики объемов банковских депозитов «до востребования» // Экономика и математические методы. – 2002. – том 38, №1. – С.94-104.

14. Гайдунько Д. Клиентская база банка и информационное неравенство // Маркетинг. – 2002. – №1 (62). – С.43-45.

15. Гузов К.О. Актуальные вопросы формирования депозитной базы коммерческого банка // Банковские технологии. – 2006. – №7. – С.16-26.

16. Гузов К.О. Депозитный портфель банка: совершенствование методов и инструментов формирования // Банковское дело. – 2006. – №2. – С.62-67.

17. Карпов С. Персонализация обслуживания клиентов // Банковские технологии. – 2004. – №2. – С.18-21.

18. Рыкова И.Н., Фисенко Н.В. Кредитный потенциал коммерческого банка, его роль в деятельности банка и методология оценки // Финансы и кредит. – 2005. – №25 (193). – С.10-20.

19. Сбербанк России. Годовой отчет за 2006 год.

20. Фомичев М. Анализ клиентской базы коммерческого банка в системе «Клиентская справка» // Банковские технологии. – 2005. – №10. – С.46-48.

21. Хашиева Л.Х-М. Методы управления привлеченными ресурсами коммерческого банка: классификация, характеристика и основные тенденции развития // Финансы и кредит. – 2005. – №28 (196). – С.28-37.

22. Хашиева Л.Х-М. Основы построения методики анализа привлеченных ресурсов банка // Финансы и кредит. – 2005. – №12 (180). – С.48-51.

23. Хашиева Л.Х-М. Роль привлеченных ресурсов в обеспечении ликвидности банка // Финансы и кредит. – 2005. – №9 (177). – С.80-83.

24. Тронин С.В., Трошин Д.С. Информационная система управления персоналом коммерческого банка, Тула, «Гриф и К», 2006. – 135с.

25. Трошин С.В., Трошин Д.С., Хивренко А.С. Информационная система поддержки принятия решений при формировании портфеля привлеченных ресурсов коммерческого банка, Тула, «Гриф и К», 2008. – 139с.

26. Трошин С.В., Хивренко С.С. Что нужно знать деловому человеку, Тула, «Гриф и К», 2008. – 133с.

Дополнительный список:

27. Авраменко С. Раннее предупреждение и стресс-тестирование риска потери ликвидности // Беларусский вестник. – 2006. - № 3. – с. 25-32.

28. Афанасьева Л.П., Богатырев В.И. Основы банковской деятельности. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 2001. – 720 с.

29. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2001. – 344 с.

30. Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования. – М.: БДЦ-пресс, 2004. – 255 с.

31. Бобровский С.И. Delphi 7. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2004. – 736 с.

32. Волошин И.В. Оценка банковских рисков: новые подходы. – Киев: Эльга: Ника-Центр, 2004. – 216 с.

33. Евсюков В.В., Кочетыгов А.А. Комплексный подход к формированию кредитного портфеля банка // Банковское дело. – 2005. - № 7. – с. 62-65.

34. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 480 с.

35. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. – М.: Омега-Л, 2005. – 452 с.

36. Клементьев А. Управление ликвидностью: когда не знаем с несомненностью, но знаем с достоверностью // Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке. – 2002. - № 1. – с. 93-98.

37. Козырь Ю.В. Оценка стоимости ликвидности // Финансы т кредит. – 2004. - № 19 (157). – с. 37-44.

38. Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 751 с.

39. Лаврушин О.И. Банковское дело: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 672 с.

40. Литвин П., Гетц К. Разработка корпоративных приложений в Access 2003. – СПб.: Питер; Киев: BHV, 2003. – 848 с.

41. Наприенко А. Оптимизация доходности и ликвидности коммерческого банка // Банковские технологии. – 2003. - № 7-8. – с. 63-66.

42. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 320 с.

43. Пономарев В. Базы данных в Delphi 7. Самоучитель. – СПб.: Питер, 2003. – 224 с.

44. Строев А. Информационно-аналитические технологии SAS для управления ликвидностью коммерческого банка // Банковские технологии. – 2003. - № 7-8. – с. 60-62.

45. Тавасиев А.М. Банковское дело: Учеб. пособие. – М.: Юнити, 2004. – 527 с.

46. Таль Г.К., Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учеб.-практ. пособие. – М.: Дело, 2001. – 840 с.

47. Фаронов В.В. Система программирования Delphi. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 912 с.

48. Филимонова-Артюнова К.К. Модели управления ликвидностью банка на основе применения математико-статистических методов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. – 2004. - № 7. – с. 60-73.

49. Хомоненко А.Д. и др. Delphi 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 1216 с.

50. www.finrisk.ru

51. https://brokermicex.narod.ru

52. www.ФинАнализ.ru

53. https://bankir.ru

54. https://banks4.narod.ru

55. https://inversion.ru/programs/

56. https://pcweek.ru

57. https://portal.softlab.ru/products/

58. https://www.businesspress.ru/newspaper/

59. https://www.diasoft.ru

60. https://www.fors-bs.ru/articles/

61. https://www.interface.ru

62. https://www.optim.su


[1] Термин «короткая» продажа означает продажу ценных бумаг, которыми инвестор не владеет; эта операция делается им в надежде, что цена этих активов в ближайшее время будет падать и можно будет прикупить недостающие бумаги. Подобные операции делаются, как правило, в спекулятивных целях как один из способов игры на рынке.

[2] Известный специалист в области бухгалтерского учета и финансового анализа Барух Лев показал, что значение b зависит также и от уровня операционного левериджа, т.е. чем больше доля постоянных расходов в общей их сумме, тем выше b, [Lev, 1974b].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: