Тема 5. Форма государства

1. Форма правления.

2. Формы государственного устройства.

3. Политический режим.

Определение. Форма государства – способ организации государственной власти.

Значение понятия формы государства. Данное понятие позволяет:

1) раскрыть механизм организации и функционирования государства;

2) более глубоко понять сущность государства и способы ее реализации;

3) раскрыть свойства конкретных форм государства, а также общее и особенное в этих формах.

Структура формы государства. Традиционно считается, что форма государства представляет собой единство трех ее элементов (сторон):

– формы правления,

– формы государственного устройства,

– политический режим.

Подходы к понятию формы государства. Некоторые авторы различают форму государства в узком и широком смысле. В узком смысле под формой государства понимается форма правления, в широком – форма правления и форма государственного устройства.

Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства.

С функциональной и организационной точки зрения указанные три элемента формы государства представляют собой системы:

– статическую (организационную) – ее образует форма правления и форма государственного устройства и

– динамическую (функциональную) – ее составляет политический режим.

Форма правления

Определение. Форма государственного правления – организация высших органов власти, порядок их формирования и отношения с другими органами государства и обществом.

Признаки (особенности) формы правления. Форма правления отражает:

1) структуру высших, центральных органов государства (их единовластие, коллегиальность, наличие президента и т. п.);

2) образование, формирование высших, центральных органов государства (выборность, наследование и пр.);

3) принципы их организации, функционирования (разделение властей, их взаимодействие и т. д.);

4) степень ответственности этих органов перед обществом (подконтрольны или безответственны).

В зависимости от сочетания этих признаков выделяются виды форм правления. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху.

Виды монархий. Монархии можно классифицировать по историческому основанию и по объему властных полномочий.

В историческом аспекте монархии подразделяют на:

1) древневосточные – восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет);

2) античные рабовладельческие (Древнеримская монархия);

3) феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают:

– абсолютную (неограниченную) монархию,

– ограниченную монархию.

Признаки абсолютной монархии. Данную монархию отличает неограниченность власти главы государства. Он:

1) единолично издает законы,

2) единолично руководит правительством,

3) контролирует правосудие.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).

Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т. д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и пр.).

Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органом. Данную монархию отличает следующее:

1) она возникает в период становления буржуазного общества;

2) власть монарха ограничена выборным органом – парламентом;

3) ограничение власти, компетенции закреплено в особом акте – конституции.

В настоящее время конституционная монархия существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др.

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

Признаки парламентской монархии. Этот вид монархии характеризуется следующими основными особенностями:

1) правительство формируется из представителей определенной партии (партий), получивших большинство голосов на выборы в парламент;

2) лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

3) власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах является символической, фактически отсутствует;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

5) правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Признаки дуалистической монархии. Данный вид монархии характеризуется следующими особенностями:

1) юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом;

2) правительство формируется монархом;

3) правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте;

4) правительство неответственно перед парламентом;

5) монарх выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения;

6) политический режим авторитарен.

Дуалистический (двойственный) характер власти выражается в формировании парламента: верхняя палата формируется монархом путем назначения и выражает интересы феодалов. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии (Марокко, Иордания). Дуалистической монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время – Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

Республика – это государство с выборными на определенный срок органами верховной власти.

Признаки республики. Республика как форма правления отличается следующими признаками:

1) выборностью главы государства и других верховных органов власти;

2) ограничением, конкретным сроком власти главы государства, законодательных и исполнительных органов государства;

3) ответственностью главы государства в случаях, определенных законом.

Виды республик. В историческом плане выделяют республики:

– античные государства-полисы (Рим, Афины);

– феодальные (торгово-промышленные) республики (Новгород, Псков);

– буржуазные;

– социалистические и страны народной демократии (ГДР, ПНР, СССР).

По способу формирования правительства современные республики делятся на:

– президентские,

– парламентские,

– смешанные.

Президентская республика – республика, президент которой при известном парламентском контроле формирует правительство, ответственное перед ним.

Особенности президентской республики. Президентская форма правления характеризуется тем, что:

1) президент возглавляет исполнительную власть и государство, избирается внепарламентским способом, непосредственной ответственности перед парламентом не несет, формирует правительство независимо от партийного состава;

2) нет должности премьер–министра. Обычно президент сам возглавляет правительство;

3) власть функционирует на принципе разделения властей.

Существуют две модели правления президентской республики: по одной модели президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия); по другой – президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства.

Положительное в президентской республике:

1) политическая стабильность – обусловлена соединением власти главы государства и главы правительства;

2) управленческая эффективность – обусловлена монолитным правительством, оперативностью принятия решений.

Недостатки президентской республики:

1) тенденция к президентскому авторитаризму;

2) слабый контроль правительства со стороны парламентариев, парламента;

3) не обеспечивается должное представительство социально-поли­тических интересов (интерес партии президента);

4) возможность прихода к власти президента-популиста.

Прямое президентское правление. При президентской форме правления возможно президентское правление (диктатура). Оно характеризуется:

1) роспуском или ограничением представительных коллегиальных органов государственной власти;

2) прекращением деятельности институтов самоуправления определенного региона и управлением посредством уполномоченных, назначаемых главой государства;

3) приостановление деятельности политических партий;

4) ограничением политических и личных прав и свобод граждан;

5) наделением главы государства – президента, чрезвычайными полномочиями в масштабе всего государства, включая свертывание традиционных демократических институтов.

Парламентская республика – республика, парламент которой формирует из своего состава правительство, ответственное перед ним.

Особенности парламентской республики. Парламентская форма правления характеризуется тем, что:

1) парламент формирует правительство, причем из своего состава, своими членами;

2) определяет состав и структуру всего правительства или отдельных его членов;

3) назначает премьер-министра (а форма предполагает эту должность);

4) определяет отставку всего правительства или отдельных его членов;

5) правительство несет перед парламентом политическую ответственность;

6) президент является номинальным главой государства, символи­ческой фигурой, "царствует, но не правит".

Суммируя перечисленные особенности можно сказать, что парламентская республика строится на принципе "верховенство парламента".

Достоинства парламентской республики выражаются:

– в единстве высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министра) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом;

– в ответственности правительства перед парламентом, которая обязывает его учитывать соотношение сил в парламенте и, следовательно, общественное мнение.

Недостатки парламентской республики:

– парламентская форма – это система партийного противоборства (президентская – центристская). Она менее стабильная. Над президентом постоянно висит угроза отставки в результате случайного изменения соотношения сил в парламенте;

– реальная угроза тирании, которую может создать простое реальное парламентское большинство;

– при неразвитости партийной системы экстремистские партии могут оказаться в парламентском большинстве.

Смешанная республика – республика, сочетающая основные черты типов республиканской формы правления, а также новые, неизвестные им.

Особенности смешанной республики. Смешанная форма правления характеризуется тем, что:

1) правительство формируется премьер-министром. По его указаниям президент назначает и увольняет членов правительства;

2) за деятельность правительства отвечает премьер-министр, а не президент;

3) кабинет министров ответственен перед парламентом и перед президентом;

4) премьер-министр представляет проект бюджета в парламент;

5) премьер-министр имеет право законодательной инициативы, президент нет;

6) законы подписываются президентом и премьер-министром (или его министром);

7) президент имеет право досрочного роспуска парламента или нижней его палаты, когда есть непреодолимая оппозиция политическому курсу.

Смешанная республика, по замыслу, должна аккумулировать достоинства парламентской и президентской моделей республик и преодолеть их недостатки.

Особенности социалистической республики:

1) соединение высших и местных органов власти в представительную единую систему, основанную на принципе демократического централизма;

2) ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;

3) сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме;

4) создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;

5) отрицание идеи разделения властей, соединение законодательной и исполнительной власти в лице работающих представительных учреждений;

6) подотчетность и подконтрольность исполнительно-распоряди­тельных органов органам законодательной власти.

Нетипичные формы правления. В настоящее время существуют формы правления, которые нельзя отнести к классическим монархиям или республикам. Они сочетают в себе признаки обеих. К ним относятся:

1) полупрезидентская республика – в ней устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства;

2) полупарламентская республика – в ней устанавливается усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству;

3) монархическая республика – в ней монарх переизбирается через определенный срок (в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах – через 5 лет);

4) суперпрезидентская республика – характеризуется чрезвычайным усилением власти президента;

5) президентско-монократическая республика – существует при однопартийных системах, а ее конституция предусматривает пожизненных президентов;

6) президентско-милитарная республика – создается в условиях военных режимов.

Формы государственного устройства

Определение. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.

Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:

– территориальную структуру государства (административно-тер­риториальное деление);

– распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.

Формы государственного устройства. Общепризнанными являются две формы государственного устройства:

– простые (унитарные) государства и

– сложные государства.

Простое (унитарное) государство – единое государство, части которого не обладают признаками государственности.

Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

1) единый властный "центр" – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

2) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство;

3) единая денежная система, одноканальная система налогов;

4) территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.

Из других особенностей унитарной формы называют: единое гражданство (Н.В. Назаренко); одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в обособленных частях, невозможность выделиться в самостоятельные государства (С.А. Комаров).

Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:

– централизованным,

– децентрализованным и

– смешанным.

В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:

– протектораты и

– унии (Г.В. Назаренко).

Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязуется оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь (Л.И. Спиридонов).

Протекторат относится к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не возникает вопроса о территориальной организации.

Унии. К униям относятся:

1) федерации – постоянные государственные образования;

2) конфедерации – временные союзы суверенных государств;

3) монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического;

4) империи – сложные государства, созданные насильственным путем;

5) фузии – воссоединение государств, образовавшихся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);

6) инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 г.).

Федерация – это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:

1) наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;

2) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

3) определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;

4) двухканальная система налогов;

5) двойное гражданство.

Федерация – сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации:

– собственно федерация,

– национально-государственные образования,

– автономно-государственные образования,

– территориальные образования.

В Латинской Америке выделяют следующие уровни федерализации: собственно федерация, субнациональный уровень, уровень штатов и уровень муниципии.

Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.

По полномочиям (правовому статусу) выделяют:

1) симметричные (одноуровневые) федерации – статус у всех субъектов равный, универсальный;

2) асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.

Асимметричные федерации имеет три разновидности:

– федерации, которые имеют в составе своем не субъекта, федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства. Эти образования всегда имеют усеченные права;

– федерации, состоящие только из субъектов, но они неравны по правовому статусу, субъекты разнопорядковые;

– федерации, состоящие из однопорядковых субъектов, имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е. Чиркин).

По принципу образования различают:

1) национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);

2) административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).

Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

Особенности конфедерации:

1) образуется на основе договоров;

2) ее субъекты имеют право свободного выхода;

3) у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;

4) органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;

5) субъектам принадлежит право нуллификации, т. е. отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти;

6) бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;

7) нет союзного гражданства (единого);

8) отсутствует единая денежная система (как правило);

9) воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение.

Виды конфедераций:

1) межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

2) содружества – образованы из государств, которые обрели госу­дарственный суверенитет, но не в состоянии существовать само­стоятельно в силу экономической связанности (например СНГ);

3) сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.

В зависимости от правовых связей различают конфедерации:

– международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;

– государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.

Политический режим

Определение. Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:

1) организационные средства достижения политической цели, задач государственной власти (убеждение, насилие, поощрение, террор);

2) средства, которые обеспечиваются силой государства, государственным принуждением;

3) средства закрепления правового положения граждан и организаций.

Подходы к понятию политического режима:

1) широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом;

2) узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.

Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:

– демократические и

– недемократические (антидемократические).

Профессор А.И. Коваленко дает несколько иную классификацию. Он выделяет:

1) демократический режим и

2) террористический, который в свою очередь имеет три разновид­ности:

– фашистский – он характеризуется как национально-догматический,

– тоталитарный – как казарменный,

– авторитарный – как репрессивный метод.

Наиболее развернутую классификацию политических режимов дает Г.В. Назаренко. Он называет семь видов:

– деспотический режим – предполагает полный произвол монарха;

– тиранический режим – основан на узурпации власти тираном;

– тоталитарный – основан на всевластии государства, на полном контроле над обществом;

– фашистский режим – его идеологией является крайний шовинизм;

– авторитарный режим – опирается на культ личности партийного лидера и его обожествления;

– либерально-демократический – предполагает осуществление власти наиболее гуманитарными и демократическими методами;

– собственно-демократический режим, провозглашающий и гарантирующий народовластие.

С.А. Денисов выделяет еще один вид политического режима – состояние хаоса. Режим отличается слабостью государственной власти, не способной ни запретить свободы гражданам своей страны (поэтому создается впечатление демократии), ни пресечь произвол одних в отношении других. Существующие свободы используются одной группой граждан (более сильной) в ущерб другим. Идет война всех против всех. Например: режим в России в период после 1917 г.

Признаки демократического политического режима. Для данного режима характерно:

1) конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека;

2) равноправие всех граждан;

3) существование ряда политических партий (в том числе и оппозиционных), выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

4) гласность в деятельности государства;

5) избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем равных всеобщих и прямых выборов;

6) наличие у парламента исключительного права издавать общего­сударственные законы;

7) принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Признаки антидемократического режима. Данный вид политического режима отличает:

1) полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни;

2) огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

3) личность во многом лишена субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

4) примат государства над правом и нарушение законности, ликвидация правовых начал в общественной жизни;

5) всеобщая милитаризация общественной жизни;

6) игнорирование интересов государственных образований, особенно национальных меньшинств;

7) игнорирование особенностей религиозных убеждений населения.

Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:

– тоталитарный и

– авторитарный.

Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:

1) единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

2) официальная идеология, признаваемая всеми;

3) монополия на средства массовой информации;

4) монополия на средства вооруженной борьбы;

5) система террористического полицейского контроля;

6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Из других особенностей называют: соединение законодательной и исполнительной власти в одном лице или фактическое отсутствие независимой судебной власти; наличие принципа "вождизма", причем вождь харизматического типа; наличие общественно-политического движения; государственно-организованный террор; жесткая регламентация экономики; антикапитализм (И. Мазуров).

В число признаков тоталитаризма включают также псевдодемократический принцип "суверенитета масс", который якобы является источником власти и ее оправданием, и милитаризацию страны – реализуется идея о военной опасности, об "осажденной крепости" для сплочения общества и построения его по принципу военного лагеря (Д. Поспеловский).

Формы тоталитаризма. Политическая литература предлагает несколько подходов их выделения:

1) тоталитаризм национальный, расовый (режимы Гитлера, Муссолини и др.) – в его основе лежит национальный критерий;

2) тоталитаризм классовый, социальный (сталинизм) – в основе социальная структура;

3) тоталитаризм религиозный (исламский фундаментализм в Иране в период Хомейни).

Особенности авторитарного режима:

1) концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы;

2) наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов общественной жизни;

3) ограничение и строгая регламентация политических партий и политического поведения как отдельных граждан, так и общественных политических организаций;

4) отсутствие огромного репрессивного аппарата;

5) разрешение гражданам всего того, что запрещено государством;

6) наличие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба).

Из других особенностей называются:

– сильная личная власть как основа государственного устройства;

– фактическое подчинение законодательной власти исполнительной, сосредоточенной в руках главы государства, которому подчинено правительство;

– объединение централизованно-плановых и рыночных начал в развитии экономики;

– теория элиты как идеологическая доктрина режима: политическая власть принадлежит не всему народу, а его меньшинству – политической элите, которая правит от имени народа;

– неоднородность (как правило) правящей элиты, опирающейся на блок патриотических сил в сохранении власти (Ф.М. Рунич).

Отличие авторитаризма от тоталитаризма. Авторитарный режим отличает:

1) необязательность четко разработанной единой идеологии;

2) отсутствие всепроникающего характера воздействия на общество, тотального регулирования общественными процессами;

3) поощрение самостоятельности и инициативы, отказ от вмеша­тельства в частную жизнь;

4) возможность поляризации политических сил и интересов;

5) большая автономия политической системы по отношению к экономической, возможность ее сочетания как с централизованной, так и с рыночной;

6) главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила (Е.В. Макаренков, В.И. Сушков);

7) ограничения носят разрешительный характер (нельзя делать только то, что запрещено), при тоталитарном – дозволительный: делать можно только то, что разрешено (Д. Поспеловский);

8) меньший объем ограничения прав и свобод, ограничиваются обычно политические права, но не личные свободы, режим признает независимость человека в некоторых неполитических сферах (искусстве, науке и т. д.). Тоталитарный режим ограничивает и политические права, и личные свободы;

9) меньший масштаб насилия – террор распространяется лишь на противников режима, тоталитарный – на всех граждан, даже далеких от политики (И. Мазуров).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: