Управление денежными средствами

В рамках этого вопроса рассмотрим следующие подвопросы:

1. Расчет финансового цикла.

2. Анализ движения денежных потоков.

3. Планирование денежных потоков.

4. Определение оптимальной величины денежных средств на расчетном счете.

1. Расчет финансового цикла.

Графики операционного и финансового циклов.

Поступление сырья Продажа Получение ден. средств на р/счет
  Производственный цикл (период оборота запасов) Время оборота дебиторской задолженности  
  Период оборота кредиторской задолженности      
  Операционный цикл  
    Финансовый цикл  

Операционный цикл = Производственный цикл + Время оборота дебиторской задолженности. Операционный цикл может быть меньше производственного цикла, если была предоплата.

Финансовый цикл характеризует потребность в оборотных средствах во временном измерении. Зная среднедневную потребность в оборотных средствах и продолжительность финансового цикла, можно рассчитать общую потребность в оборотных средствах.

Факторы, влияющие на продолжительность операционного цикла:

1. ускорение производственного цикла;

2. снижение периода оборота готовой продукции и незавершенного производства;

3. ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности.

На продолжительность финансового цикла, кроме всех вышеназванных факторов, влияет также “растяжка” кредиторской задолженности.

ФЦ = ОЦ – ТоКЗ = ТоЗ + ТоДЗ - ТоКЗ, где

ФЦ – финансовый цикл;

ОЦ – операционный цикл;

ТоКЗ – время оборота кредиторской задолженности;

ТоДЗ – время оборота дебиторской задолженности;

ТоЗ – время оборота запасов.

ТоЗ = (ЗСР / Затраты на производство) * Д, где

Д – количество дней в анализируемом периоде.

ТоДЗ = (ДЗСР / Затраты) * Д

ТоКЗ = (КЗСР / Затраты) * Д

  Производственный цикл ТоДЗ  
1). ТоКЗ        
    Финансовый цикл  
           
2). Авансы выданные     ТоДЗ Наихудший вариант
Финансовый цикл  
           
3).   ТоКЗ   Авансы полученные   Наилучший вариант
    ФЦ      
           
4). Авансы выданные     Авансы полученные    
Финансовый цикл        
           

2. Анализ движения денежных потоков.

В данном вопросе используются три показателя:

1. Выручка от реализации – это учетный доход от реализации продукции или услуг за данный период, отражающий как денежные, так и неденежные формы доходов.

2. Прибыль – это разность между учетными доходами от реализации и начисленными расходами на них.

3. Поток денежных средств – это разность между всеми полученными и выплаченными денежными средствами за определенный период.

Различия между суммой полученной прибыли и величиной денежных средств:

· прибыль отражает учетные денежные и неденежные доходы в течение определенного периода, что не совпадает с реальным поступлением денежных средств;

· прибыль признается после совершения продаж, а не после поступления денежных средств (предприятия работают по отгрузке);

· при расчете прибыли расходы на производство продукции признаются после ее реализации, а не в момент оплаты;

· денежный поток отражает движение денежных средств, которые не учитываются при расчете прибыли (амортизация, капитальные расходы, налоги, штрафы, долговые выплаты и чистая сумма долга, заемные и авансированные средства).

В условиях инфляции и кризиса неплатежей управление денежными потоками является наиболее актуальной задачей в управлении финансами.

Основная задача денежных потоков – выявление причин недостатка (избытка) денежных средств, определение источников их поступлений и направлений использования.

Для определения потоков денежных средств используется два метода:

1. Прямой метод.

Основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия (см. Главную книгу). Основной показатель для расчета – выручка. Данный метод позволяет показать основные источники притока денежных средств и направления оттока. Он дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств по текущим платежам и устанавливает взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчетный период.

2. Косвенный метод.

Основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах. Основной показатель – прибыль. Данный метод позволяет показать взаимосвязь между различными видами деятельности предприятия и устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.

Основным документом для анализа денежных потоков является отчет о движении денежных средств, с помощью которого можно контролировать текущую платежеспособность предприятия, принимать оперативные решения по управлению денежными средствами и объяснять расхождения между финансовым результатом и изменением денежных средств.

При анализе потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основная, инвестиционная и финансовая.

Прямой метод Косвенный метод
Остаток денежных средств на начало анализируемого периода
        Пр Σ 1. Основная деятельность
1. Основная деятельность           Чистая прибыль
Приток           - Использование прибыли
o Поступления от реализации продукции (работ, услуг) (сч.62)           + Амортизация - Изменение суммы текущих активов o Суммы дебиторской задолженности
o Авансы, полученные от покупателей (сч.64)           o Суммы запасов o Прочего
o Расчеты с подотчетными лицами (сч.71)           (увеличение сумма текущих активов означает уменьшение денежных средств, и наоборот)
o Прочие поступления (сч.67, 68, 69, 70, 80, 81)           + Изменение суммы текущих обязательств (без учета банковских кредитов)
Итого приток:           o Суммы кредиторской задолженности
Расход           o Прочих текущих обязательств
o Оплата за сырье и материалы (сч.60)           (увеличение суммы текущих обязательств означает увеличение денежных средств, и наоборот)
o Зарплата рабочих и служащих (сч.70)           Результат по основной деятельности 2. инвестиционная деятельность
o Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды (сч.68, 67)           - Изменение суммы долгосрочных активов o Основных средств
o Прочие расходы (сч.20, 23, 25, 26, 71, 80, 81)           o Незавершенных капитальных вложений o Долгосрочных финансовых вложений
Итого расход:           o Прочих внеоборотных активов
Результат по основной деятельности:           (увеличение суммы долгосрочных активов означает уменьшение денежных средств за счет
2. Инвестиционная деятельность           инвестирования в эти долгосрочные активы, и наоборот)
Приток           Результат от инвестиц. деятельности
o Реализация долгосрочных активов (сч.08, 47, 48)           3. Финансовая деятельность + Изменение суммы кредитов и займов (долгосрочных и краткосрочных)
Отток           (увеличение задолженности указывает на
o Долгосрочные вложения и инвестиции (сч.04, 06, 08, 58)           увеличение денежных средств за счет привлечения кредита, и наоборот) + Изменение величины собственных
Результат по инвестиционной деятельности:           Средств o Уставного капитала
3. Финансовая деятельность           o Целевых поступлений
Приток           (увеличение величины собственных средств
o Поступления кредитов и займов (сч.90, 92, 94, 95)           за счет дополнительного выпуска акций означает увеличение денежных средств, и наоборот,
o Эмиссия акций или формирование уставного капитала (сч.75)           выплата дивидендов и выкуп акций означает уменьшение денежных средств)
Итого приток:           Результат по финанс. деятельности
Отток           Суммарное изменение денежных средств (сальдо должно быть равно изменению денежных средств между двумя отчетными периодами)
o Возврат кредитов и займов (сч.90, 92, 94, 95)          
o Выкуп акций или выплата дивидендов (сч.75)          
Итого расход:          
Результат по финансовой деятельности:          
Совокупный денежный поток по всем видам деятельности (чистый денежный поток)          
Остаток денежных средств на конец периода (= остаток денежных средств на начало периода + чистый денежный поток)           Остаток денежных средств на конец периода (= остаток денежных средств на начало периода + суммарное изменение денежных средств)

Схема движения денежных средств.

+   + амортизация          
  + чистая прибыль              
    + увеличение кредиторской задолженности Остаток ден. средств на конец периода
  Остаток ден. средств      
             
             
               
               
      · уменьшение текущих активов        
           
        - уменьшение долгосрочных активов      
           
-         - отвлечение денежных средств на соц. сферу  

По результатам анализа денежных потоков можно сделать заключения по следующим вопросам:

1. В каком объеме и из каких источников получены денежные средства и каковы направления их расходования.

2. Способно ли предприятие в результате своей текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами и насколько стабильно это превышение.

3. В состоянии ли предприятие расплачиваться по текущим обязательствам.

4. Достаточно ли у предприятия полученной прибыли для удовлетворения его текущей потребности в денежных средствах.

5. Достаточно ли собственных средств у предприятия для инвестиционной деятельности.

6. Чем объясняется разница между величиной полученной прибыли и объемом денежных средств.

4.3. Планирование денежных потоков. Кассовый бюджет.

Для планирования денежных потоков используется прямой метод анализа.

Цель планирования денежных средств – расчет необходимого их объема и определение моментов времени, когда у предприятия ожидается недостаток или избыток денежных средств, для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства.

Кассовый бюджет (план денежных поступлений) – это подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные характеристики.

Кассовый бюджет является составной частью основного бюджета предприятия и использует данные бюджетов продаж, закупок, затрат на оплату труда и др.

Достоверность данных кассового бюджета зависит от субъективных оценок, точности прогноза продаж, точности оценки периода инкассации дебиторской задолженности, что необходимо при использовании бюджета.

Кассовый бюджет позволяет:

· получить представление о потребностях в денежных средствах;

· дает информацию для принятия решения о более рациональном использовании ресурсов;

· анализировать существенные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели;

· своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.

·

Схема 4.

Основные документы, необходимые для составления кассового бюджета.

Факторы, учитываемые при подготовке кассового бюджета:

· анализ движения денежных средств;

· анализ инкассации дебиторской задолженности;

· анализ кредиторской задолженности;

· налоги и законы;

· инфляция;

· кредитная ставка;

· дивидендная политика предприятия.

Прогноз поступления денежных средств от продаж

Месяцы продаж            
Объем продаж            
Поступления денежных средств от продаж каждого месяца              
             
             
             
             
             
Сумма задолженности прошлого периода к погашению в текущем периоде            
Всего поступлений            

Примечание: 30% продаж оплачивается в том же месяце (т.е. по факту); 50% и 15% в последующих месяцах соответственно; 5% представляют безнадежные долги.

Порядок инкассирования дебиторской задолженности:

1). 2725*0,30 = 818;

2). 2725*0,50 = 1363;

3). 2725*0,15 = 409.

Инкассация задолженности.

Инкассация задолженности – это процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.

Коэффициенты инкассации позволяют определить когда и в какой сумме ожидается поступление денежных средств от продажи соответствующего периода.

Определить значение коэффициентов инкассации можно на основе анализа денежных поступлений прошлых периодов.

На основе ожидаемого объема продаж и рассчитанных коэффициентов инкассации составляется график ожидаемых поступлений денежных средств.

Отгруженная продукция         Безнадежная задолженность     Дебиторская задолженность
          5%  
          15%  
          50% Поступления за отгруженную продукцию
          30%  
Январь (0-30) Февраль (30-60) Март (60-90) Апрель (90-120)    

Коэффициенты инкассации выражают процент ожидаемых поступлений от продаж в соответствующем интервале времени. Коэффициент инкассации равен отношению изменения дебиторской задолженности в интервале i к объему продажи месяца j, где j – месяц отгрузки (в рассмотренном примере это январь), i – период получения денег отгрузки j-го месяца (в рассмотренном примере это январь, февраль, март).

Рассчитываются средние коэффициенты инкассации.

Расчет коэффициентов инкассации

Наименование статьи расчета Месяц Среднее значение
           
1. Отгрузка текущего месяца (млн.руб.)              
2. поступление денежных средств в текущем месяце (млн.руб.)              
Реестр старения дебиторской задолженности
3. Остаток дебиторской задолженности на конец текущего месяца              
В т.ч.: От 0 до 30 дней              
От 30 до 60 дней              
От 60 до 90 дней              
Более 90 дней              
Расчет коэффициентов инкассирования
4. Оплачено в текущем месяце (млн.руб.)              
% 27,3%           *
5. Оплачено в течение 30 дней (млн.руб.)              
% 53,4%           *
6. Оплачено в течение 60 дней (млн.руб)              
% 10,3%           *
7. Остаток, не оплаченный в течение 60 дней (млн.руб.)              
% 9%           *

Примечание: порядок расчета: 2042-1485 = 557 1485-394 = 1091

394-184 = 210 557/2042 = 27,3%

Прогноз расходования денежных средств

Показатели   Итого за 6 мес.
           
Сумма затрат на закупку материалов              
Выпоаты по закупкам каждого месяца                
               
               
               
               
               
Сумма задолженности прошлого периода к погашению в текущем периоде              
Итого выплаты за материалы              
Сумма затрат на оплату труда              
Выпоаты по закупкам каждого месяца                
               
               
               
               
               
Сумма задолженности прошлого периода к погашению в текущем периоде              
Итого выплаты по зарплате              

Примечание: Согласно договоров 50% приобретенных материалов оплачиваются в том же месяце, остальные 50% - в следующем. В таком же соотношении планируется выплачивать заработную плату персоналу.

Порядок расчета: 1260*0,50 = 630 630+700 = 1330

1304*0,50 = 652 630+652 = 1282

Платежный календарь

Название операции Число месяца Итого за месяц
      ...
1. Остаток денежных средств на начало периода В т.ч.: на р/счете в кассе          
 Поступления денежных средств · от реализации текущего месяца · от предыдущих периодов · предоплата покупателей · кредиты банков · прочие Итого поступлений          
1. Выплаты · материалы · заработная плата · платежи в бюджет и внебюджетные фонды · прочие · погашение кредитов · погашение процентов Итого выплат          
4. Остаток денежных средств на конец периода          

Платежный календарь – часть системы управленческой отчетности. По этой форме составляется отчет за прошлый месяц и плановые показатели за предыдущий период. Ведение платежного календаря позволяет синхронизировать поступления и выплаты денежных средств и обеспечить соблюдение приоритетности платежей.

Дефицит денежных средств.

Последствия дефицита:

· задержки заработной платы;

· перебои в производстве;

· рост кредиторской задолженности;

· снижение ликвидности активов предприятия;

· увеличение продолжительности производственного и соответственно финансового циклов.

Причины дефицита денежных средств:

1. Внутренние.

1. Падение объема продаж.

o Потеря одного или нескольких крупных клиентов.

o Недостатки в управлении ассортиментом продукции.

1. Недостатки в системе управления финансами.

o Слабое финансовое планирование.

o Отсутствие оптимальной структуры финансовых служб.

o Отсутствие управленческого учета.

o Потеря контроля над затратами и запасами.

o Низкая квалификация кадров.

1. Внешние.

1. Кризис неплатежей.

2. Неденежные формы расчетов.

3. Конкуренция.

4. Рост цен на энергоносители.

5. Давление налогового законодательства.

6. Давление инфляции.

7. Высокая стоимость заемных средств.

Меры по увеличению потока денежных средств

  Увеличение притока Уменьшение оттока
Краткосрочные меры 1. Продажа или сдача в аренду внеоборотных активов. 2. Рационализация ассортимента продукции. 3. Реструктуризация дебиторской задолженности в финансовые инструменты. 4. Использование частичной предоплаты. 5. Привлечение внешних источников краткосрочного финансирования. 6. Разработка системы скидок для покупателей. 1. Снижение затрат. 2. Отсрочка платежей по обязательствам. 3. Использование скидок по поставщиков. 4. Пересмотр программы инвестиций. 5. Налоговое планирование. 6. Вексельные расчеты и взаимозачеты.
Долгосрочные меры 1. Дополнительная эмиссия акций и облигаций. 2. Реструктуризация компании. 3. Ликвидация либо выделение бизнес – единицы. 4. Поиск стратегических партнеров. 5. Поиск потенциальных инвесторов. 1. Долгосрочные контракты, предусматривающие скидки либо отсрочки платежей. 2. Налоговое планирование.

Источники финансирования, стимулирующие приток денежных средств:

1. торговые кредиты;

2. толлинг (давальческое сырье);

3. кредиты банков;

4. ценные бумаги, векселя;

5. факторинг (продажа дебиторской задолженности);

6. краткосрочная аренда.

Принимая решение о выборе источников финансирования, руководство должно оценить альтернативную стоимость привлекаемых средств.

Избыток свободных денежных средств свидетельствует о том, что предприятие терпит убытки, связанные с:

· инфляцией и обесценением денежных средств;

· упущенной выгодой от прибыльного размещения свободных денег.

Инвестиции могут быть направлены в:

· собственное производство;

· недвижимость;

· запасы;

· совместные предприятия;

· ценные бумаги;

· депозиты и вклады.

Неденежные формы расчетов.

Бартерные операции и взаимозачеты позволяют в условиях кризиса неплатежей осуществлять расчеты между предприятиями.

Бартер – это прямой товарообмен между участниками сделки без использования денежных средств.

Взаимозачет – это процедура погашения взаимных обязательств, исключающая реальное движение денег в пределах равных сумм задолженностей.

Оценка потенциальных выгод и потерь от бартерных сделок:

1. Выгоды:

· снижение расхода наличных денег;

· способ погашения дебиторской задолженности;

· сохранение прежних объемов производства;

· способ расчета, если банковские счета заморожены;

· отказ от привлечения заемных средств для осуществления непрерывного производственного цикла;

· цена бартерного контракта иногда может быть ниже, чем цена контракта на продажу за наличные, следовательно, возможна экономия на налоге на прибыль.

1. Потери:

· снижение поступления наличных денег (это может быть и положительной стороной - если бартерные сделки составляют лишь часть продаж, то снижаются затраты на обслуживание расчетного счета, инкассацию денежных средств и т.д.);

· получатель бартера, как правило, получает то количество и ассортимент продукции, которые диктуются размером задолженности партнера, а не потребностями предприятия;

· необходимость перепродажи товара, полученного по бартеру, задерживает поступление наличных денежных средств, увеличивает затраты на хранение и перепродажу;

· цена бартерных контрактов может быть выше цены продажи за наличные, что ведет к переплате налога на прибыль;

· в момент совершения бартерной сделки необходимо заплатить налоги денежными средствами.

Оценка эффективности бартерной сделки. Механизм расчета.

1. Определение величины и момента поступления и расходования денежных средств.

2. Выбор ставки дисконтирования (нормы доходности, по которой определяется эффективность сделки).

3. Определение текущей стоимости будущих денежных потоков.

ТС = ∑ (поступления – расходы за период t) / (1 + r) t, где

суммирование идет по t от 0 до n;

t – период возникновения расходов и поступлений;

n – число временных интервалов;

r – ставка дисконтирования.

Если рассчитывается текущая стоимость будущих денежных потоков от инвестиций, то в качестве r рекомендуется брать ставку по депозитам; если бартерной сделки – то показатель инфляции.

Сделка является эффективной, если текущая стоимость больше нуля, и наоборот, не эффективна – если меньше нуля.

Рассмотрим пример:

Завод “Ангара” производит резиновые втулки. Ему пришло предложение от завода “Автошина” поменять партию втулок на автомобильные камеры. При этом предполагается, что часть прибыли от сделки завод “Ангара” получит за счет бартера, а другую часть – от перепродажи камер по более высокой цене.

Формирование финансовых результатов по бартерной сделке, млн.руб.

Показатели Этапы бартерной сделки Общий результат по сделке
Обмен втулок Перепродажа камер
1. Выручка от реализации      
2. Себестоимость (80) (91) (80)
3. Расходы на перепродажу   (5) (5)
4. Прибыль      
5. Налог на прибыль (35%) (3,85) (1,4) (5,25)
6. Чистая прибыль 7,15 2,6 9,75

Бартер: реальный поток денежных средств.

Бартерная сделка – втулки – камеры – деньги.

Поступления денежных Производство Отгрузка втулок Перепродажа камер Получение денег  
средств Затраты на производство втулок Налог на прибыль Затраты на перепродажу и налог на прибыль    
     
3,9         Время
           
6,4          
           
Отток денежных средств январь февраль март апрель  

Расчет эффективности сделки с учетом временного фактора, млн.руб.

Денежные потоки в течение бартерной сделки Результат без учета временного фактора Период выплаты денег Коэффициент дисконтирования Результат с учетом временного фактора
Ставка дисконтирования r = 5% (месячный индекс инфляции)
1. Выручка от реализации   n = 3 (апр) 0,864 86,40
2. Себестоимость (80) n = 0 1,000 (80)
3. Расходы на перепродажу (5) n = 2 (март) 0,907 (4,54)
4. Налог на прибыль (при обмене) (3,85) n = 1 (фев) 0,952 (3,67)
5. Налог на прибыль (при перепродаже) (1,4) n = 2 (март) 0,907 (1,27)
6. Чистая прибыль (текущая стоимость) 9,75     -3,07

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: