В целях выживания и развития предприятие вынуждено приспосабливаться как к внутренним, так и к внешним изменениям. Сотрудники предприятия и группы сотрудников также должны развиваться, совершенствоваться и приспосабливаться к изменениям на предприятии.
Изменения могут осуществляться на уровне отдельного сотрудника, группы сотрудников и предприятия в целом. При переходе на каждый следующий уровень изменения становятся все более сложным в реализации и требуют большего времени.
| ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ |
| ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ |
| ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ И МЕТОДАХ УПРАВЛЕНИЯ |
| Реорганизация предприятия · Слияние · Присоединение · Разделение · Выделение · Преобразование |
| Изменение структуры собственности и активов · Приватизация · Создание совместных предприятий · Создание филиалов · Сдача имущества в аренду · Лизинг, франчайзинг |
| Интеграционные преобразования · Концерн, синдикат, картель · Холдинг, ФПГ, ассоциация · Стратегический альянс · Союз |
| Изменения координационных механизмов · Изменения в системе планирования · Реинжиниринг бизнес-процессов · Внедрение стратегических карт, BSC, KPI |
| Внедрение компьютерных технологий · Использование компьютерных программ разработки бизнес-планов и оценки финансовой ситуации |
| · Внедрение компьютерных систем управленческого учета и анализа маркетинговой информации, поиск информации в сети Интернет |
| Кадровые нововведения · Новые методы привлечения и оценки персонала · Изменения системы стимулирования, внедрение мотивационных программ · Внедрение программ корпоративного обучения и развития · Реализация программ по изменению организационной культуры |
| Применение мировых стандартов качества · ИСО-9000…14000, ЕВРО-1…4 · Международные системы учета · Системы контроллинга · Сотрудничество с консалтинговыми компаниями · Аудит |
| Кадровые нововведения · Новые методы привлечения и оценки персонала · Изменение системы стимулирования, внедрение мотивационных программ · Внедрение программ корпоративного обучения и развития · Реализация программ по изменению организационной культуры |
| Применение мировых стандартов качества · ИСО – 9000…14000, ЕВРО – 1…4 · Международные системы учета · Система контроллинга · Сотрудничество с консалтинговыми компаниями · Аудит |
Рис. 1.1 - Формы управленческих изменений на предприятиях
Основным стимулом к изменениям согласно исследованиям является конкуренция на рынке, заставляющая опережать конкурентов, ориентируясь на мнение потребителей. (рис. 1.2)
| Стимулы к введению управленческих изменений |
| Потребности рынка: потеря традиционных рынков сбыта, поиск своей ниши на конкурентном рынке, выявление новых рыночных возможностей |
| Удовлетворение и развитие потребностей общества: удовлетворение запросов потребителей, наполнение рынка, создание продукции, формирующей новые потребности |
| Удовлетворение социальных потребностей в оздоровлении экологического состояния производственной и окружающей среды |
| Участие в государственных инновационных программ, получение финансовой помощи и льгот |
| Ориентация на внешние рынки сбыта, работа с иностранными партнерами |
| Прибыльность: желание получить прибыль в конкурентной борьбе, поддержать или повысить прибыльность |
| Творчество: желание реализовать накопленные знания, удовлетворить потребность в реализации творческих идей, повысить мастерство |
| Престиж: желание повысить или поддержать престиж, достичь лидерства или не отстать от других |
| Преодоление внутренних проблем предприятия: желание создать новые рабочие места, усилить мотивацию труда, улучшить управление, снизить затраты, расширить производственные мощности и т.п. |
| Институциональные перемены: смена формы контроля над предприятием |
Рис. 1.2 – Стимулы введения управленческих изменений на предприятии
Сущность управленческих изменений заключается в том, что их внедрение на предприятии позволяет решить следующие важнейшие задачи:
- противостоять конкурентам, повысить эффективность хозяйственной деятельности, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;
- получить желаемую прибыль;
- выявить новые рыночные возможности в удовлетворении и развитии потребительского спроса;
- преодолеть внутренние проблемы: снизить затраты, улучшить управляемость, усилить мотивацию труда;
- поддержать и приумножить творческий потенциал менеджеров и остального персонала, повысить квалификацию и лояльность персонала.
Основные принципы управления изменениями:
- осуществлять только необходимые и полезные изменения;
- быть готовым к постоянным изменениям, овладению новыми навыками, проводить эволюционные изменения;
- вырабатывать адекватные стратегии для противодействия каждому источнику сопротивления;
- вовлекать в процесс осуществления перемен всех сотрудников, что позволит снизить сопротивление;
- проводимые изменения должны быть выгодны работникам;
- рассматривать процесс изменения организации как долгосрочный, уделять особое внимание стадиям «размораживания» и «замораживания»;
- идентифицировать проблемы, которые не удалось устранить.
Дж. П. Коттер предложил восьмиэтапную последовательность организационных изменений:
- внушение людям уверенности в необходимости перемен;
- формирование команды реформаторов;
- видение перспектив и определение стратегии;
-пропаганда новой концепции будущего;
- создание условий для участия сотрудников в преобразованиях;
- получение быстрых результатов;
- закрепление достигнутых успехов и углубление перемен;
-укоренение изменений в корпоративной культуре.
Управление изменениями, включающее создание, внедрение и использование изменений, должно осуществляться на предприятии системно и опираться на непрерывное использование и наращивание знаний и потенциала персонала предприятия, информационную прозрачность и циркуляцию знаний в организации.