В целях выживания и развития предприятие вынуждено приспосабливаться как к внутренним, так и к внешним изменениям. Сотрудники предприятия и группы сотрудников также должны развиваться, совершенствоваться и приспосабливаться к изменениям на предприятии.
Изменения могут осуществляться на уровне отдельного сотрудника, группы сотрудников и предприятия в целом. При переходе на каждый следующий уровень изменения становятся все более сложным в реализации и требуют большего времени.
ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
|
ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ И МЕТОДАХ УПРАВЛЕНИЯ
|
Стратегии роста
· Интегрированный рост
· Концентрированный рост
· Диверсифицированный рост
|
Стратегии сокращения
· Отсечение лишнего
· переориентация
|
Реорганизация предприятия
· Слияние
· Присоединение
· Разделение
· Выделение
· Преобразование
|
Изменение структуры собственности и активов
· Приватизация
· Создание совместных предприятий
· Создание филиалов
· Сдача имущества в аренду
· Лизинг, франчайзинг
|
Интеграционные преобразования
· Концерн, синдикат, картель
· Холдинг, ФПГ, ассоциация
· Стратегический альянс
· Союз
|
Децентрализация управления
· Управление подразделениями
· Создание сетевых структур
|
Изменения координационных механизмов
· Изменения в системе планирования
· Реинжиниринг бизнес-процессов
· Внедрение стратегических карт, BSC, KPI
|
Внедрение компьютерных технологий
· Использование компьютерных программ разработки бизнес-планов и оценки финансовой ситуации
|
· Внедрение компьютерных систем управленческого учета и анализа маркетинговой информации, поиск информации в сети Интернет
|
Кадровые нововведения
· Новые методы привлечения и оценки персонала
· Изменения системы стимулирования, внедрение мотивационных программ
· Внедрение программ корпоративного обучения и развития
· Реализация программ по изменению организационной культуры
|
Применение мировых стандартов качества
· ИСО-9000…14000, ЕВРО-1…4
· Международные системы учета
· Системы контроллинга
· Сотрудничество с консалтинговыми компаниями
· Аудит
|
Кадровые нововведения
· Новые методы привлечения и оценки персонала
· Изменение системы стимулирования, внедрение мотивационных программ
· Внедрение программ корпоративного обучения и развития
· Реализация программ по изменению организационной культуры
|
Применение мировых стандартов качества
· ИСО – 9000…14000, ЕВРО – 1…4
· Международные системы учета
· Система контроллинга
· Сотрудничество с консалтинговыми компаниями
· Аудит
|
Рис. 1.1 - Формы управленческих изменений на предприятиях
Основным стимулом к изменениям согласно исследованиям является конкуренция на рынке, заставляющая опережать конкурентов, ориентируясь на мнение потребителей. (рис. 1.2)
Стимулы к введению управленческих изменений
|
Потребности рынка: потеря традиционных рынков сбыта, поиск своей ниши на конкурентном рынке, выявление новых рыночных возможностей
|
Удовлетворение и развитие потребностей общества: удовлетворение запросов потребителей, наполнение рынка, создание продукции, формирующей новые потребности
|
Удовлетворение социальных потребностей в оздоровлении экологического состояния производственной и окружающей среды
|
Участие в государственных инновационных программ, получение финансовой помощи и льгот
|
Ориентация на внешние рынки сбыта, работа с иностранными партнерами
|
Прибыльность: желание получить прибыль в конкурентной борьбе, поддержать или повысить прибыльность
|
Творчество: желание реализовать накопленные знания, удовлетворить потребность в реализации творческих идей, повысить мастерство
|
Престиж: желание повысить или поддержать престиж, достичь лидерства или не отстать от других
|
Преодоление внутренних проблем предприятия: желание создать новые рабочие места, усилить мотивацию труда, улучшить управление, снизить затраты, расширить производственные мощности и т.п.
|
Институциональные перемены: смена формы контроля над предприятием
|
Рис. 1.2 – Стимулы введения управленческих изменений на предприятии
Сущность управленческих изменений заключается в том, что их внедрение на предприятии позволяет решить следующие важнейшие задачи:
- противостоять конкурентам, повысить эффективность хозяйственной деятельности, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;
- получить желаемую прибыль;
- выявить новые рыночные возможности в удовлетворении и развитии потребительского спроса;
- преодолеть внутренние проблемы: снизить затраты, улучшить управляемость, усилить мотивацию труда;
- поддержать и приумножить творческий потенциал менеджеров и остального персонала, повысить квалификацию и лояльность персонала.
Основные принципы управления изменениями:
- осуществлять только необходимые и полезные изменения;
- быть готовым к постоянным изменениям, овладению новыми навыками, проводить эволюционные изменения;
- вырабатывать адекватные стратегии для противодействия каждому источнику сопротивления;
- вовлекать в процесс осуществления перемен всех сотрудников, что позволит снизить сопротивление;
- проводимые изменения должны быть выгодны работникам;
- рассматривать процесс изменения организации как долгосрочный, уделять особое внимание стадиям «размораживания» и «замораживания»;
- идентифицировать проблемы, которые не удалось устранить.
Дж. П. Коттер предложил восьмиэтапную последовательность организационных изменений:
- внушение людям уверенности в необходимости перемен;
- формирование команды реформаторов;
- видение перспектив и определение стратегии;
-пропаганда новой концепции будущего;
- создание условий для участия сотрудников в преобразованиях;
- получение быстрых результатов;
- закрепление достигнутых успехов и углубление перемен;
-укоренение изменений в корпоративной культуре.
Управление изменениями, включающее создание, внедрение и использование изменений, должно осуществляться на предприятии системно и опираться на непрерывное использование и наращивание знаний и потенциала персонала предприятия, информационную прозрачность и циркуляцию знаний в организации.