Тема 2. Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета. Учетная политика хозяйствующего субъекта

Учетная политика предприятия, принципы ее формирования и раскрытия.

В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

Учетная политика может быть изменена только в следующих случаях: смены собственника, реорганизации предприятия, изменений в законодательстве и нормативном регулировании бухгалтерского учета, внедрения новых методов ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика предприятия оформляется приказом и обязательна к исполнению всеми подразделениями, входящими в его состав.

В этом документе все вопросы учетной политики должны быть рассмотрены в следующих аспектах: организационно-техническом и методическом.

Организационно-технический аспект учетной политики включает: организацию работы бухгалтерии, выбор формы бухгалтерского учета, технологию обработки информации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, систему внутреннего учета и контроля, сроки и порядок проведения инвентаризации, публичную отчетность и аудит.

Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок назначения и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных подразделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.

Форма бухгалтерского учета. В приказе следует указать, какая из форм учета будет использована на предприятии исходя из специфики его деятельности, имеющегося парка вычислительной техники и квалификации учетного персонала.

Рабочий план счетов должен быть разработан на основе единого плана счетов, учитывать специфику работы конкретного предприятия и потребности в аналитической информации для целей управления.

Под системой внутреннего учета и контроля понимается состав, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям; график документооборота; разделение функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работников; порядок использования бланков строгой отчетности; организация и ответственность за хранение ценностей; организация охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.

В разделе инвентаризация, следует определить порядок и cpoки проведения инвентаризации имущества и обязательств.

В разделе отчетность, должны быть отражены объем, сроки, адреса представления отчетности. Здесь же устанавливается и ответственное лицо за соблюдение порядка публикации отчетности для заинтересованных пользователей.

В разделе аудит, следует зафиксировать вопросы взаимоотношений с аудиторской организацией.

Методический аспект учетной политики включает выбор альтернативных способов ведения учета.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся: способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Тема 3. Учет денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами.

Документальное оформление денежных средств в кассе предприятия.

Организация наличного денежного обращения на территории Российской Федерации регламентируется ЦБ РФ, который приказом утвердил "Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации". Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятие должно иметь кассу. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, устанавливает правила приема, хранения, выдачи наличных денег и оформления кассовых документов, порядок ведения кассовой книги и контроля за соблюдением кассовой дисциплины.

Кассовыми операциями называются операции с наличными денежными средствами, осуществляемые предприятием с физическими и юридическими лицами. Кассовые операции выполняет кассир. Его должность предусматривается в штате предприятия. С ним заключается договор о полной материальной ответственности. Кассир отвечает за сохранность денежных средств в кассе и несет полную материальную ответственность за причиненный ущерб. Ему запрещается передоверять исполнение своих обязанностей другим лицам. Если возникает необходимость в его временной замене (по болезни или другим причинам), исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия. С этим работником также заключается договор о полной материальной ответственности.

Касса предприятия должна находиться в изолированном помещении, куда запрещается доступ лицам, не имеющим отношения к работе кассы. Двери в помещение кассы во время проведения операций должны быть закрыты с внутренней стороны. Деньги и другие ценности должны храниться в несгораемых металлических шкафах. По окончании работы кассы они закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассиром пакетах хранятся у руководителя предприятия.

Кроме того, Порядком ведения кассовых операций в РФ предусмотрены единые требования по технической укрепленности помещения кассы, оборудованию его средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации, даны рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке. Одним из основных факторов, определяющих уровень надежности помещения кассы предприятия, оборудованного техническими средствами, является структура комплекса охранной сигнализации, которая определяется необходимым количеством рубежей охраны, охраняемых зон и шлейфов сигнализации в каждом рубеже. Помещение кассы предприятия оборудуется, как правило, двумя рубежами охраны.

Все предприятия без исключения, независимо от формы собственности, должны хранить денежные средства в банках. В то же время предприятиям разрешается в определенных размерах иметь деньги в кассе и использовать их на текущие расходы – например, для расчетов наличными за покупку материальных ценностей, предметов для хозяйственных нужд. С этой целью банки устанавливают предприятиям по согласованию с их руководителями лимит остатка наличных денег в кассе.

Для установления лимита предприятие представляет в банк, в котором ему открыт расчетный счет, специальный расчет по установленной форме "Расчет по установлению предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу". Лимит устанавливается с учетом особенностей хозяйственной деятельности предприятия, сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков и условий их хранения.

Установленный банком указанный лимит письменно сообщается предприятию, как второй экземпляр справки. Обычно лимит устанавливается на год, но просьбе предприятия его можно пересматривать в течение года (изменение объемов кассовых оборотов), а также по условиям договора банковского счета.

Согласно Указа Президента РФ "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита вводится штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.

Наличные деньги могут поступать в кассу предприятия при получении их в банке по чеку, от своих работников, от покупателей и заказчиков.

Предприятия, осуществляющие расчеты наличными деньгами с населением, обязаны применять контрольно-кассовые аппараты. В этом случае покупателям и заказчикам в обязательном порядке выдается чек, которым подтверждается прием от них денежных средств. Чек действителен только в день его выдачи, в этот день по нему выдается товар или квитанция на выполненные работы, и одновременно с этим чек должен быть погашен проставлением штампа. В остальных случаях прием денег от физических и юридических лиц производится по приходным кассовым ордерам.

Расчеты наличными денежными средствами за приобретаемые материальные ценности между юридическими лицами осуществляются с учетом лимита, устанавливаемого Центральным банком России как органом, регулирующим денежное обращение в РФ. В настоящее время он составляет 60000 рублей. Предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.

Расчеты между юридическими лицами, в том числе и индивидуальными предпринимателями, могут осуществляться только на основании заключенных с ними договоров. Представитель юридического лица, с которым производится расчет, должен предъявить доверенность – документ, удостоверяющий право лица, его предъявляющего, совершать от имени организации определенную операцию.

Кассир проверяет наличие на этой доверенности подписи руководителя, печати и всех обязательных реквизитов. Обязательными реквизитами являются: наименование предприятия, номер его расчетного счета и наименование банка, в котором этот счет находится; срок действия доверенности; указание лица, которому доверяется получение материальных ценностей, их наименование и количество; образец подписи лица, получившего доверенность.

Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий, которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с ЦБ РФ и Минфином РФ.

Приходный кассовый ордер (ф. № КО-1) выписывается работником бухгалтерии в одном экземпляре, подписывается главным бухгалтером или лицом, которое на это уполномочено письменным распоряжением руководителя предприятия.

При выписке приходного кассового ордера нужно указать в специальной строке основание для принятия денег в кассу. Это может быть возврат неиспользованной подотчетной суммы, остаток неиспользованного аванса на командировочные расходы, возврат ссуды, возмещение материального ущерба, выручка и т.д. Обязательно указывается, от кого приняты денежные средства: если от юридического лица, пишется его название, если от физического – фамилия, имя, отчество. Сумма проставляется цифрами и прописью.

В приложении указываются первичные документы, на основании которых составлен приходный кассовый ордер, с указанием их номеров, дат составления. На приходном кассовом ордере проставляются дата его выписки и номер. Все остальные указанные на бланке реквизиты приходного кассового ордера также заполняются в обязательном порядке. Одновременно заполняется квитанция к приходному кассовому ордеру, которая также подписывается главным бухгалтером или уполномоченные лицом.

Оформленный приходный кассовый ордер регистрируется в специальном журнале. Порядковые номера присваиваются в хронологической последовательности, с начала и до конца года.

При получении денег по чеку с расчетного счета выписывается приходный кассовый ордер, который регистрируется в журнале регистрации и на оборотной стороне корешка чека записываются номер и дата чека. Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки. В этом случае, в строке "Принято от" указывается наименование банка и номер чека, по которому получены деньги в банке, номер счета, а в строке "Основание" - цели, на которые эти деньги получены.

Запрещается выдавать приходный кассовый ордер на руки лицу, которое вносит деньги; он передается в кассу. Кассир проверяет правильность заполнения, наличие и подлинность подписи, наличие перечисленных в приложении документов и принимает ордер к исполнению только в том случае, если соблюдены все требования по его оформлению. Приняв деньги, кассир ставит свою подпись на ордере и квитанции, квитанцию заверяет печатью (штампом) кассира и выдает ее лицу, сдавшему деньги.

Наличные деньги выдаются по расходным кассовым ордерам (ф. № КО-2) или другим надлежаще оформленным документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.), на которые ставится специальный штамп, заменяющий реквизиты расходного кассового ордера.

Документы на выдачу денег подписывают руководитель и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные. Если на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах имеется разрешающая подпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна. Выписываются приходные и расходные кассовые ордера бухгалтером финансового отдела или главным бухгалтером.

Деньги отдельному лицу, не работающему на данном предприятии, выдаются при предъявлении им паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, по расходному кассовому ордеру, где проставляются подпись в получении и данные предъявленного документа.

Для выписки расходного кассового ордера у работника бухгалтерии должно быть основание. Например, расходный ордер на выдачу денежных средств под отчет на хозяйственные нужды может быть выписан только при предъявлении заявления с визой руководителя, а на выдачу аванса на командировочные расходы – при наличии приказа на командировку и командировочного удостоверения. Соответственно в расходном кассовом ордере в строке "Основание" указывается цель, на которую выдаются деньги, и документ, послуживший основанием для выписки расходного кассового ордера. Документ, являющийся основанием для выписки расходного кассового ордера, указывается и в строке "Приложение".

Заработная плата, пособия, премии выплачиваются кассиром по платежным ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. При выдаче денег по платежной ведомости кассир должен убедиться, что на ее титульном листе есть разрешительная надпись руководителя предприятия и главного бухгалтера или лица, уполномоченного на это. В ведомости указываются сроки выдачи денежных средств, они должны быть выданы в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. Получатели предъявляют документы, удостоверяющие их личность, но данные этих документов в ведомость не заносятся. Каждый получатель ставит подпись в соответствующей графе, но сумма прописью не указывается. Если деньги выдаются по доверенности, то перед распиской в получении денег кассир делает надпись: "По доверенности". Доверенность остается у кассира как приложение к ведомости.

В ведомости на выплату заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, кассир должен поставить штамп или сделать отметку от руки: "Депонировано". В конце ведомости делается запись о фактически выплаченных суммах и суммах денежных средств, подлежащих депонированию, она скрепляется подписью кассира. В том случае, когда деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, на ведомости пишется: "Деньги по ведомости выдавал … (подпись)". Запрещается выдавать по одной ведомости одновременно кассиром и другим лицом.

На ведомости ставится штамп: расходный кассовый ордер "…". Таким образом, на все выданные по ведомости суммы оформляется один расходный кассовый ордер. Бухгалтерия обязана проверить наличие всех указанных отметок и произвести подсчет выданных и депонированных сумм.

Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы также составляется общий расходный кассовый ордер. К нему должна быть приложена квитанция банка. При любой сдаче денег в банк (выручка, сверхлимитные остатки) выписывается один расходный кассовый ордер на всю сдаваемую сумму с расшифровкой, за счет каких источников и какие суммы получены.

При завершении операции кассир обязан подписать расходный или приходный кассовые ордера вместе с приложенными к ним документами, погасить их штампом или надписью; приходные документы – "получено", расходные – "оплачено", с указанием числа, месяца, года. Все приходные и расходные кассовые ордера, а также заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных – кассовых ордеров (ф. № КО-3) и документу присваивается порядковый номер.

Журнал регистрации построен таким образом, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств предприятием, присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведенных кассиром операций.

При работе с кассовыми документами необходимо строго соблюдать следующие требования:

- приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно шариковой ручкой или выписаны на компьютере;

- в этих документах не допускаются подчистки, помарки и исправления (даже оговоренные);

- прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления;

- в приходных и расходных кассовых ордерах обязательно указываются основания для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.

Все кассовые операции по каждому приходному или расходному ордеру, или заменяющим их документам, отражаются в кассовой книге (ф. № КО-4). Кассовая книга – это учетный регистр для отражения движения наличных денежных средств в кассе предприятия и операций по их поступлению и выдаче.

Для учета поступления наличных денег в кассу и выдачи их из кассы в Плане счетов предназначен счет 50 "Касса". Этот счет активный, сальдо по дебету счета 50 "Касса" показывает остаток наличных денег в кассе. Все поступления денежных средств в кассу предприятия отражаются по дебету счета 50 "Касса", а выдача денег из кассы – по кредиту этого счета.

Учет денежных средств на расчетных и других счетах в банках.

Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется в безналичном порядке. Для этого применяются различные формы расчетов. При определении расчетных взаимоотношений предприятия должны руководствоваться "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации" от 12.04.01 № 2-П. Данное Положение регламентирует общие подходы к ведению расчетных операций и определяет единый документооборот в банках. При этом за предприятиями остается свобода выбора форм расчетов. Применение определенной формы должно закрепляться в договорах.

Расчеты проводятся через банк на основании расчетных документов. Формы расчетных документов должны соответствовать установленным стандартам и иметь следующие реквизиты:

· наименование расчетного документа;

· номер документа: число (цифрами), месяц (прописью) и год (цифрами) его выписки;

· наименование банка плательщика;

· наименование плательщика и номер его счета в банке;

· наименование получателя денежных средств и номер его счета в банке;

· наименование банка получателя;

· назначение платежа;

· сумма платежа (цифрами и прописью);

· подписи и оттиск печати на первом экземпляре.

Кроме того, налоговые службы требуют, чтобы во всех расчетных документах указывались индивидуальные идентификационные номера государственного реестра плательщика и получателя, а также при оплате за товары и услуги отдельной позицией должна выделяться сумма НДС (цифрами).

При оформлении документов не допускаются помарки, подчистки и исправления, даже оговоренные.

Существуют следующие формы расчетов:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты платежными требованиями;

- расчеты аккредитивами;

- расчеты чеками.

Вопросами организации расчетов, их нормативным регулированием занимается Центральный банк Российской Федерации. В соответствии с установленным им порядком расчеты между предприятиями и организациями, как правило, осуществляются путем безналичных платежей через банковскую сеть. Для этого предприятие открывает в банке расчетный счет. На него зачисляются все денежные средства, поступающие в пользу предприятия. Денег как таковых (денежных купюр) предприятие не получает, их заменяет расчетный документ, поступивший от должника через банк. Точно также при расчетах по своим обязательствам перед контрагентами предприятия. Организация сдает в банк только расчетные документы, на основании которых банк списывает с ее расчетного счета сумму платежа. Таким образом, наличные деньги (денежные купюры) в расчетах не участвуют, их заменяют платежные документы. Поэтому расчеты и называются безналичными.

Для открытия расчетного счета необходимо представить следующие документы:

- заявление на открытие счета;

- решение учредителей о создании организации (протокол собрания);

- нотариально заверенные копии учредительных документов (устава и учредительного договора);

- справку о регистрации организации;

- справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;

- копию приказа руководителя организации о назначении главного бухгалтера и кассира;

- карточки с нотариально заверенными образцами подписей (руководителя, его заместителя и главного бухгалтера и его заместителя) в двух экземплярах с оттиском печати.

Расчетный счет может открыть организация, являющаяся юридическим лицом, а значит, наделенная собственным имуществом, оборотными средствами и имеющая самостоятельный баланс. Этот счет используется для взаимных расчетов с другими организациями в безналичном порядке, но с него можно получить и наличные деньги (например, для выдачи заработной платы, для расчетов с работниками по командировкам, на хозяйственные нужды), а также зачислить на него наличные денежные средства (полученную от организаций наличную выручку, не выданную заработную плату, возвращенные работниками остатки неиспользованных авансов, выданных им под отчет на командировочные расходы или на хозяйственные нужды).

Прием и выдачу наличных денег, безналичные платежи банк осуществляет на основании первичных документов установленной формы:

- объявление на взнос наличными является основанием на внесение наличных денежных средств на расчетный счет из кассы. Заполняется в одном экземпляре, состоит из трех частей: объявление, талон к объявлению и квитанция, которая выдается на руки лицу, внесшему деньги, и служит оправдательным документом;

- чек (денежный) является основанием для получения денежных средств с расчетного счета. Хранятся чеки в кассе в сброшюрованной чековой книжке. Чековые книжки выдаются банком, обслуживающим предприятие. Выписывается чек в одном экземпляре. Он состоит из двух частей: чек (передается в банк) и корешок чека (остается в чековой книжке, является основанием для зачисления денежных средств в кассу предприятия). Денежные чеки подписываются руководителем, главным бухгалтером, или лицами на то уполномоченными, и заверяются печатью предприятия.

При открытии расчетного счета с банком заключается договор банковского счета, который регламентирует взаимоотношения между банком и клиентом по расчетно-кассовому обслуживанию. В приложении к договору определяются ставки на услуги банка. После подписания договора на расчетно-кассовое обслуживание счету присваивается номер.

Банк гарантирует клиенту право беспрепятственно распоряжаться своими денежными средствами, ограничения могут устанавливаться только законом. При этом банк, не нарушая право клиента на распоряжение имеющимися на счете денежными средствами, может использовать временно свободные денежные средства клиента в своих целях с его согласия, после заключения договора с ним, за что клиенту начисляются проценты.

Движение денежных средств на расчетном счете организации, т.е. их зачисление и списание, оформляется банковской выпиской. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей в учетные регистры.

Обязательными реквизитами этого документа являются:

- номер расчетного счета клиента;

- входящий остаток (т.е. остаток денежных средств на счете на начало рабочего дня в банке);

- даты предыдущей выписки и остаток на конец этого дня (он называется исходящим и проставляется как входящий остаток в следующую банковскую выписку); дата предыдущей выписки необходима бухгалтеру предприятия для того, чтобы убедиться, все или не все банковские выписки получены организацией.

В выписке две колонки предназначены для сумм, зачисляемых на расчетный счет предприятия и списываемых с него в течение рабочего дня. Для предприятия расчетный счет является активным счетом и поступление денежных средств на счет означает "дебет" (приход), а списание денежных средств со счета означает "кредит" (расход). Расчетный счет предприятия для банка является источником денежных средств, т.е. пассивным счетом. Следовательно, любое поступление денег на счет предприятия означает для банка увеличение этого источника и поэтому проходит по кредиту счета, а списание денег со счета предприятия для банка является уменьшением источника и проходит по дебету счета. Таким образом, для предприятия и банка понятия "дебет" и "кредит" применительно к расчетному счету означают разное.

Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 "Расчетный счет".

Это активный счет, по дебету которого записывается остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства, перечисленные в погашение задолженности поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, внебюджетным фондам и прочим кредиторам, а также суммы, выданные наличными в кассу предприятия.

Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит журнал-ордер № 2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью № 2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета. При зачислении денежных средств на счета предприятия корреспондирующим счетом будет счет, являющийся источником их поступления. При списании денежных средств корреспондирующим счетом по дебету является счет, показывающий, на какие цели выбыли денежные средства предприятия.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

К поставщикам относятся организации, у которых предприятия приобретают материальные ценности, к подрядчикам - организации, оказывающие услуги предприятиям (строительство, ремонт и другие виды работ).

Обязательства между поставщиками и подрядчиками должны быть оформлены договорами купли-продажи, к которым также относится договор поставки.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту отражается задолженность предприятия перед поставщиками по неоплаченным счетам, по дебету – уменьшение кредиторской задолженности при оплате счетов поставщиков. Оборот по дебету – о суммах выплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту - о суммах по принятых к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц.

Сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» может быть дебетовым в случае предоплаты поставщикам. В балансе сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» показывается в развернутом виде.

Ведется учет расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр, совмещает синтетические и аналитические данные, также аналитический учет ведется во вспомогательных ведомостях по каждому поставщику. Открывается этот журнал суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца.

Для записей операций по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» основанием являются платежные требования поставщиков, счета-фактуры, акты выполненных работ подрядчиком, железнодорожные накладные, товарно-транспортные накладные и др.

В течение отчетного месяца бухгалтерия организации получает платежные документы поставщиков, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов организации. Это позволяет закончить расчеты, так как каждая из сторон выполнила свои обязательства.

Журнал ордер № 6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. В журнале-ордере № 6 записывается: номер приходного документа, стоимость поступивших материалов по учетным ценам организации и стоимость по платежному документу поставщика с выделением в отдельную графу суммы налога на добавленную стоимость, указанном в расчетном документе.

По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.

Все предприятия обязаны вести журнал учета полученных счетов-фактур и книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов фактур в целях определения суммы НДС, предъявленной к возмещению.

Претензии могут быть предъявлены поставщикам, подрядчикам, обслуживающим организациям на суммы выявленных недопоставок, недостач материальных ценностей, ненадлежащее качество материалов, завышений цен и тарифов, арифметических ошибок, пени, штрафов, неустоек за нарушение договорной дисциплины.

Претензии могут быть также предъявлены покупателям, заказчикам, потребителям услуг за несоблюдение договорных обязательств.

К банкам могут быть предъявлены претензии по суммам, ошибочно списанным с расчетного и других счетов, ошибочно зачисленных кредитов.

Данные операция учитываются с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Предъявлена претензия поставщику на сумму завышения цены на поступившие материалы:

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъяв­ленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждо­му поставщику и подрядчику.

Построение аналитического учета долж­но обеспечивать получение данных о задолженности поставщикам:

- по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- по не оплаченным в срок расчетным документам;

- авансам выданным.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками

В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям, возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Кредит счета 90 «Продажи».

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности списывают с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в дебет счетов денежных средств.

При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов (авторское право на программы для ПК; право владельца на товарный знак; право патентообладателя на изобретение; деловая репутация) списывают:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги).

Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62.

Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю или заказчику.

Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных:

- по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

- полученным авансам.

В организациях, выполняющих работы долгосрочного характера (строительные, проектные, научные, геологические и т.п.), для учета расчетов с заказчиками может использоваться счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Аналитический учет по счету 46 ведется по видам работ.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Для учета различных расчетных отношений с другими предприя­тиями, организациями, отдельными лицами используют активно-пас­сивный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На этом счете учитывают расчеты с разными организациями по операци­ям некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями и др.), транспортными организациями за услуги, оп­лачиваемые чеками, по депонированной заработной плате, суммам удержаний из заработной платы в пользу организаций и отдельных, лиц по исполнительным документам и др.

К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут быть открыты субсчета:

76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».

76-2 «Расчеты по претензиям».

76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам».

76-4 «Расчеты по депонированным суммам» и др.

На субсчете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному стра­хованию» отражают расчеты по страхованию имущества и персонала организации, в котором организация выступает страхователем (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинско­му страхованию, учитываемых на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»).

Аналитический учет по счету 76-1 ведут по страховщикам и от­дельным договорам страхования.

На субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям» отражают расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспор­тным и другим организациям, а также по предъявленным и признан­ным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.

Взаимные претензии возникают в основном из-за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам. Эти претензии мо­гут быть урегулированы до передачи дела в суд (арбитраж) в соот­ветствии с Положением о претензионном порядке урегулирования споров.

Для учета расчетов по претензиям используют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претен­зиям». В дебет этого счета списывают причиненный организации ущерб по вине поставщиков материальных ресурсов, подрядчиков, учреждений банков и других организаций с кредита следующих сче­тов:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на суммы несо­ответствия цен и тарифов, качества, арифметических ошибок и т.п. по уже оприходованным ценностям;

20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и ДРУГИХ счетов учета затрат — за брак и потери, возникшие по вине поставщиков и подрядчиков; учета денежных средств и кредитов бан­ка (51, 52, 66, 67 и др.) — по суммам, ошибочно списанным со счетов организации;

91 «Прочие доходы и расходы» — по штрафам, пеням, неустой­кам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, за­казчиков, потребителей услуг за несоблюдение договорных обяза­тельств.

Суммы удовлетворенных претензий списывают с кредита счета 76-2 в дебет счетов учета денежных средств (51, 52 и др.). Суммы неудовлетворенных претензий, как правило, списывают с кредита счета 76-2 в дебет тех счетов, с которых они были списаны на счет 76-2 (60, 10,20,23 и др.).

Уплаченные организацией разные штрафы, пени и неустойки спи­сывают с кредита счетов учета денежных средств в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Суммы штрафов, пеней и неустоек, предъявленных другим орга­низациям за несоблюдение договорных условий, отражают по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 91 «Прочие дохо­ды и расходы». Со счета 76-2 оплаченные штрафы, пени и неустойки списывают в дебет счетов учета денежных средств (50, 51, 52). Штра­фы, пени, неустойки, не признанные арбитражем, списывают на умень­шение прибыли (дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит счета 76-2).

Аналитический учет по субсчету 76-2 ведут по каждому дебитору и отдельным претензиям.

На субсчете 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и дру­гим доходам» учитывают расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.

Подлежащие получению доходы отражают по дебету счета 76-3 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Полученные доходы записывают по дебету счетов учета активов (51, 52 и др.) и кредиту счета 76-3.

На субсчете 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» учиты­вают расчеты с работниками организации по невыплаченным в уста­новленный срок суммам из-за неявки получателей.

Депонированные суммы отражают по кредиту счета 76-4 и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате депо­нированных сумм получателю кредитуют счета учета денежных средств и дебетуют счет 76-4.

Аналитический учет по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» ведут раздельно по каждому дебитору и кредитору. Сальдо по счету 76 определяют по оборотной ведомости и аналитическим сче­там счета 76.

Тема 4. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования. Учет основных средств.

К основным средствам относятся: здания, сооружения и передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются также: земельные участки; объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы); капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств (согласно ПБУ 6/01) необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

2) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

(Сроком полезного использования является период, в течение которого использование основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этих основных средств);

3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

- в эксплуатации;

- в запасе (резерве);

- в ремонте;

- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;

- на консервации.

Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются на:

- основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

- основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

- основные средства, полученные организацией в аренду;

- основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

- основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

Основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд; поступления от юридических и физических лиц безвозмездно; получения государственным и муниципальным унитарным предприятием при формировании уставного фонда; поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации; поступления в порядке приватизации государственного и муниципального имущества организациями различных организационно-правовых форм (акционерным обществом и др.); в других случаях.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

1) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

2)суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;

3)регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

4)таможенные пошлины и таможенные сборы;

5)невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

6)вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которых приобретен объект основных средств;

7)иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

В первоначальную стоимость основных средств, включаются также фактические затраты организации на доставку основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Первоначальная стоимость основных средств при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих основных средств. Учет и формирование затрат на производство основных средств осуществляются организацией в порядке, установленном для учета затрат соответствующих видов продукции, изготавливаемых этой организацией.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные основные средства.

Основные средства, полученные по договору доверительного управления имуществом, учитываются в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 2001 г. N 97н "Об утверждении указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2001 г., регистрационный N 3123).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.

Земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) переоценке не подлежат.

При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Для организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.

Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом.

В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как отдельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объектов срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.

Инвентарный номер, присвоенный инвентарному объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.

Инвентарные номера выбывших инвентарных объектов основных средств не рекомендуется присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия.

Учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств (например, унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", утвержденная Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств"). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.

Организация, имеющая небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет может осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объектах основных средствах по их видам и местам нахождения.

Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о не начислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

На объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете в бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку. Данный объект может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

В качестве первичных учетных документов применяються унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации данный документ в государственной регистрации не нуждается - письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. N 07/1891-ЮД).

Первичные учетные документы должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых реквизитов, и иметь соответствующие подписи.

Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и (или) машинных носителях информации.

Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.

Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.

На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Передача организацией объекта основных средств в собственность других лиц оформляется актом приемки-передачи основных средств.

На основании указанного акта производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств, которая прилагается к акту приемки-передачи основных средств. Об изъятии инвентарной карточки на выбывший объект основных средств делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта.

Перемещение объекта основных средств между структурными подразделениями организации выбытием объекта основных средств не признается. Указанная операция оформляется актом приемки-передачи основных средств.

Возврат арендуемого объекта основных средств арендодателю также оформляется актом приемки-передачи, на основании которого бухгалтерская служба арендатора списывает возвращенный объект с забалансового учета.

Глава 25 Налогового кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2002 года, установила: бухгалтер должен определить новый срок полезного использования каждого основного средства для расчета амортизации. Для этого каждый объект следует отнести к одной из амортизационных групп, которые перечислены в пункте 3 статьи. Как определить первоначальную стоимость основных средств, установлено Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

Амортизация объектов основных средств, производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объёму продукции.

Один из способов применяется в группе однородных объектов основных средств в течение всего срока их полезного использования. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или не установлении в централизованном порядке производится исходя из:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды. Системы всех планово-предупредительных видов ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срок аренды).

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных начислений не приостанавливается, кроме тех случаев нахождения объекта на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода его на консервацию на срок более трех месяцев.

По жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам, не достигшим эксплуатационного возраста, амортизация не начисляется.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

01 «Основные средства» (активный);

02 «Амортизация основных средств» (пассивный);

91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).

Учет арендованных основных средств.

Аренда - важнейший элемент рыночных отношений.

Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Арендные отношения включают совокупность операций по найму имущества, которые законодательно поделены на текущую аренду и финансовую аренду (лизинг).

Текущая аренда состоит в сдаче внаем не используемого арендодателем имущества для удовлетворения временных потребностей арендатора.

Финансовая аренда представляет собой вид инвестиционной деятельности, направленной на приобретение арендодателем в собственность имущества у определенного продавца и передачу его арендатору во временное владение и пользование за плату с правом выкупа. Эти особенности и определяют отличия бухгалтерского учета и аудита этих операций.

Согласно Международному стандарту финансовой отчетности (МСФО) 17 аренда - это соглашение, по которому арендодатель передает арендатору в обмен на платеж или серию платежей право использования актива в течение согласованного срока. В МСФО 17 аренда подразделяется на два вида:

финансовая аренда;

операционная аренда.

Гражданским кодексом РФ предусмотрены следующие виды договора аренды:

прокат (ст.ст.626 - 631 ГК РФ);

аренда транспортного средства (с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст.ст.632 - 641 ГК РФ) и без предоставления таких услуг (ст.ст.642 - 649 ГК РФ);

аренда зданий и сооружений (ст.ст.650 - 655 ГК РФ);

аренда предприятий (ст.ст.656 - 664 ГК РФ);

финансовая аренда (лизинг) (ст.ст.665 - 670 ГК РФ).

Рассмотрим отличительные особенности некоторых из них.

Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не установлено договором или не вытекает из существа обязательств. Не допускаются сдача в субаренду имущества, предоставленного арендатору по договору проката, передача им своих прав и обязанностей по договору проката другому лицу, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в хозяйственные товарищества и общества или паевого взноса в производственные кооперативы.

По договору аренды транспортного средства арендодатель предоставляет арендатору за плату транспортное средство во временное владение и пользование.

Арендовать автомобиль можно как у юридического лица, так и у физического лица. Правила оформления договора аренды автотранспортного средства предусмотрены ст.ст.632 - 649 параграфа 3 главы 34 ГК РФ. Одним из самых важных условий заключения договора аренды является его оформление в письменной форме.

Аренда может быть трех видов:

аренда транспортного средства с экипажем;

аренда транспортного средства без экипажа;

использование в служебных целях личного транспорта работника организации.

Под инвестициями в широком смысле понимают денежные средства, ценные бумаги, иное имущество (в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объект предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения — это та часть инвестиций, которая направляется в основные средства, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инвентаря, а также проектно-изыскательские работы.

В отличие от капитальных вложений, инвестиции в ценные бумаги являются финансовыми вложениями, долгосрочными (если есть намерение получать доходы более одного года) или краткосрочными.

Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, — инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы выделяют собственные и привлеченные средства юридических и физических лиц.

Заказчики реализуют инвестиционные проекты. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором или государственным контрактом.

Подрядчиками выступают юридические и физические лица, которые выполняют работы по договору подряда или государственному контракту, заключаемому с заказчиками.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов. Так, заказчик может осуществлять функции застройщика. Последний аккумулирует средства инвесторов в доле, приходящейся, в частности, на жилищное строительство.

Застройщик-заказчик может выступать в качестве дирекции строящегося предприятия, осуществляющего капитальные вложения как подрядным, так и хозяйственным способами.

Расходы по содержанию застройщиков производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства и включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов.

Пользователями объектов капитальных вложений являются физические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, международные объединения, для которых создаются названные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Долгосрочные инвестиции в виде капитальных вложений осуществляются в таких формах:

— приобретение земельных участков, объектов природопользования, отдельных объектов основных средств;

— приобретение и создание нематериальных активов;,

— приобретение и выращивание взрослого продуктивного и рабочего скота;

— создание объектов основных средств путем капитального строительства и др.

Объекты долгосрочных инвестиций при постановке на учет оцениваются в размере фактических затрат на их возведение, ввод и сдачу в эксплуатацию, а также на приобретение отдельных объектов. По международной терминологии такая оценка называется исторической.

Капитальное


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow