Уменьшение загрязнения атмосферы от промышленных

Рис. 1. Система экологических наук


1 – экология (наука о взаимоотношениях любого объекта с окружающей его средой, ее цель – оценить качество компонентов окружающей среды – атмосферного воздуха, воды и почвы) [4,8];

2 – природопользование (наука, исследующая воздействие и изменение объектов окружающей среды различными отраслями народного хозяйства, общие принципы рационального использования природных ресурсов человеческим обществом и разрабатывающая меры по их сохранению) [4,5];

3 – безопасность жизнедеятельности БЖД (наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них) [1-3].

В зависимости от сферы воздействия негативных факторов БЖД подразделяют на [1-3]:

1. БЖД на производстве (охрана труда – ОТ) – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

2. БЖД в чрезвычайных ситуациях (ЧС) – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;

3. БЖД в окружающей среде (охрана окружающей среды – ООС) – система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и ОС, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.

Таким образом, БЖД – наука, которая изучает проблемы безопасности пребывания человека в окружающей среде, во время трудовой деятельности, в быту, на отдыхе и т.д. Целью науки является выявления и идентификации вредных и опасных факторов, изучение их влияния на человека и окружающую среду, а также разработка мероприятий и способов защиты людей, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера.

Предметом изучения БЖД является система «человек – производство – окружающая среда» [2]. Проблема взаимодействия человека с окружающей средой возникла с появлением человека на Земле. Начиная с середины 20 века, быстрый рост антропогенного воздействия человека на природу создал реальную опасность процессам, которые могут сделать окружающую среду непригодной для дальнейшего развития цивилизации и создадут реальную угрозу жизнедеятельности человека.

В настоящее время охрана окружающей среды (ООС) стала важнейшей естественнонаучной и социально-политической проблемой современности, от правильного решения которой зависит благополучное существование человечества. Кризис во взаимоотношениях природы и общества определяется усиливающимся загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов, что становится препятствием для развития производительных сил общества. Особенно ярко это проявляется в последнее время разрушением озонового слоя, радиоактивным загрязнением, резким сокращением лесов, эрозией и деградацией почв и т.д. Все это угрожает нормальному ходу планетарных процессов и существованию самой жизни на Земле. Теперь стало ясно, что человечество не может воздействовать на природу без учета возможных отрицательных последствий своей хозяйственной деятельности.

Конституция РФ устанавливает, что в нашей стране в интересах настоящего и будущих поколений принимаются необходимые меры для охраны и научно-обоснованного рационального использования земли, ее недр, природных ресурсов с целью улучшения окружающей человека среды. Охрана окружающей среды призвана сохранить оптимальные условия для существования человечества и обеспечит его дальней шее развитие материально-энергетическими ресурсами [15].

Охрана окружающей среды складывается из [5-7]:

- правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

- материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

- инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

1.2. Основные понятия и определения в области охраны окружающей среды

При рассмотрении различных вопросов охраны окружающей среды используют следующие основные понятия.

Окружающая среда – всё, что окружает человека, включая природную среду, искусственно созданные человеком материальные компоненты, явления и процессы, а также социально-экономические компоненты в их историческом развитии [11].

Природная среда – часть окружающей среды, включающая существующие на Земле и в ее окружении естественные материальные тела, физические, химические и биологические явления и процессы [11].

Городская среда – составная часть окружающей среды, один из материальных результатов деятельности человека в процессе его взаимодействия с природой. Это понятие комплексное, включающее не только естественную внешнюю среду (природную среду), которая окружает город (водный и воздушный бассейн, почвенно-растительный покров и т.п.), но и все, что образует материальную структуру города (здания, сооружения, дороги и т.п.). Входят в это понятие и антропогенные факторы, возникающие в результате хозяйственной деятельности человека (шум, вибрация и т.п.) [11].

Свойства окружающей среды определяют ее отношение к внешним воздействиям [11]:

- устойчивость среды – ее способность самосохранения и саморегулирования в пределах, не превышающих определенных критических величин допустимых пределов изменений;

- эластичность среды – способность окружающей среды в некоторых пределах менять свое состояние под действием внешних факторов и возвращаться в исходное состояние при прекращении их действия;

- инерция среды – способность окружающей среды в некоторых пределах противостоять действию внешних факторов без изменения своего состояния;

- емкость среды – способность окружающей среды абсорбировать (накапливать) без изменения своего состояния чужеродные воздействия внешних факторов (посторонние вещества, избыточную энергию и т.п.);

- допустимые пределы изменений окружающей среды – минимальные и максимальные критические величины параметров состояния среды, внутри которых (или при которых) она обладает устойчивостью и не разрушается.

Кризисное состояние среды – приближение параметров состояния окружающей среды к допустимым пределам изменений, переход через которые влечет за собой потерю устойчивости системы и ее разрушение [11].

Охрана окружающей среды (ООС) – это комплекс международных, государственных и региональных, административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий по обеспечению физических, химических, биологических параметров функционирования природных систем в пределах, необходимых для здоровья и благосостояния человека [5, 11].

Под охраной окружающей среды понимают также совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований. Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей среды, можно рассчитывать па успех [6].

К основным аспектам охраны окружающей среды относят [6, 7]:

1. социально-политический – решает проблемы ООС на уровне всего человечества посредством создания и внедрения в глобальном масштабе природоохранных мер по предотвращению истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды;

2. правовой – решает проблемы ООС на уровне разработки законодательной базы, что приводит к возникновению и развитию совокупности природоохранных правоотношений;

3. эколого-экономический – направлен на обеспечение взаимодействия человека и природы, при котором высокие темпы производства, экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы с сохранением и непрерывным улучшением и развитием не только отдельных компонентов, но и всей окружающей среды;

4. социально-гигиенический – нацелен на сохранение приоритета охраны здоровья и сохранение благоприятных гигиенических условий жизни населения, что требует разработки количественных санитарно-гигиенических показателей, состояния качества окружающей среды, критериев безопасности, обеспечивающих оптимальные условия жизнедеятельности.

5. технико-технологический – направлен на организацию производства по принципу малоотходности или безотходности;

6. эстетический – обращен на поддержание такого природного комплекса, который мог бы удовлетворить эстетические потребности человека.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов [5]:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- независимость контроля в области охраны окружающей среды;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

- сохранение биологического разнообразия;

- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

1.3. Факторы загрязнения окружающей среды: классификация, основные свойства и особенности

Загрязнение окружающей среды – любое внесение в экологическую систему несвойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потоки энергии [2, 4].

Загрязнение окружающей среды можно классифицировать по нескольким признакам [2, 4, 7, 9]:

1) по природе происхождения на:

- природное (вызванное естественными, часто аномальными, процессами в природе);

- антропогенное (связанное с деятельностью человека);

2) по масштабу загрязнения на:

- локальное (загрязнение города или какой-либо его части);

- региональное (загрязнение промышленных регионов);

- глобальное (распространяется на огромные расстояния и оказывает влияние на биосферные процессы в целом на Земле);

3) по месту возникновения (промышленное, эксплуатационное, сельскохозяйственное);

4) по компоненту загрязнения на:

- загрязнение космоса,

- загрязнение компонентов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы),

- антропогенных компонентов (городской среды, внутриквартирное);

5) по виду загрязнителя на:

- химическое (поступление твердых, жидких или газообразных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, воду, почву):

а) газообразные загрязняющие вещества (оксиды углерода СО и СО2, оксиды азота NOx, диоксид серы SO2, соединения хлора, фтора и прочие);

б) твердые частицы (различные виды пыли);

в) жидкие загрязняющие вещества;

- физическое (загрязнение физическими полями компонентов окружающей среды):

а) тепловое, возникающее в результате повышения температуры окружающей среды, в первую очередь атмосферы;

б) световое, происходящее при ухудшении естественной освещенности местности под воздействием искусственных источников света;

в) акустическое, являющееся следствием возникновения антропогенных шумов и вибрации;

г) электромагнитное, вызванное изменением электромагнитных свойств среды от линий электропередач, радиотелевидения, работы некоторых промышленных установок;

д) радиоактивное, связанное с повышением уровня поступления радиоактивных веществ в атмосферу;

- биологическое (размножение болезненных бактерий и вирусов).

Существуют также классификации по агрегатному состоянию загрязнителей, по воздействию загрязнителей на человека, животных, растения. Но ни одна классификация не может быть использована в чистом виде, так как одни факторы накладываются на другие, свойства в разных ситуациях проявляются различно, поэтому классификации обычно применяют в комбинированном виде [4].

Загрязнителем может быть любой физический агент, химическое вещество или биологический вид (в основном микроорганизмы), попадающие в окружающую среду или образующиеся в ней в количествах выше естественных [4].

В качестве примера применения классификации по виду загрязнителя рассмотрим загрязнение атмосферного воздуха.

Химическое загрязнение атмосферы представлено [4, 7]:

1) газами, среди которых наиболее распространенными являются:

- угарный газ СО, образуется при неполном сгорании органического топлива, при различных технологических процессах в металлургии, на нефтеперегоночных заводах, при работе двигателей внутреннего сгорания. Препятствует адсорбированию кровью кислорода, вызывая тем самым сонливость, ослабление мыслительных способностей, головокружение, головную боль, и, в конечном итоге, удушье.

- углекислый газ СО2 – продукт полного сгорания органического топлива в различных отраслях промышленности, один из основных (по массе) «парниковых газов».

- оксиды азота NO, NO2, NO3, N2O, N2O5 образуются при работе двигателей внутреннего сгорания, реактивных двигателей, на предприятиях химической промышленности. Вызывают кислотные дожди, входят в состав смога.

- диоксид серы SO2, образуется при сжигании сульфидных руд, различных видов органического топлива, содержится в выхлопных газы автотранспорта. Вызывает «кислотные дожди», участвует в образовании смога.

- озон О3, содержится в выхлопных газах автотранспорта, образуется в результате фотохимических реакций в атмосфере. Он раздражает слизистую оболочку органов дыхания, вызывает кашель, нарушает работу легких, обостряет хронические заболевания сердца.

- фреоны (хлорфторуглероды) применяются в холодильниках, аэрозолях, кондиционерах. Искусственно получены в 20-х годах 20-го века. В стратосфере под действием солнечной радиации фреоны разлагаются и разрушают озоновый слой Земли:

CF2Cl2 → CF2Cl + Cl

Cl + O3 → ClO + O2

C1O + O → C1 + O2

В результате подобной цепной реакции 1 атом хлора может уничтожить 10 тысяч молекул озона.

2) твердыми частицами, среди которых наиболее распространенными являются:

- пыль, образующаяся при добыче, переработке и транспортировке полезных ископаемых, переработка сыпучих материалов, ветровой эрозии.

- фосфаты, источником которых является производство синтетических моющих средств, фосфорные удобрения. Это приводит к химическому загрязнению водоемов, цветению воды.

- свинец, содержащийся в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания, образующийся при производстве свинцовых руд. Влияет на кровеносную и нервную систему, вызывает головную боль., обладает кумулятивным действием на организм человека.

- твердые углеводороды, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. Наиболее опасен бенз(а)пирен C20H12., который образуется при нарушении процессов горения и неоднородности топливно-воздушной смеси, содержится в асфальтовых смолах. Это канцерогенное вещество.

- ртуть, источником которой является сгорание ископаемого топлива, отходы лакокрасочной промышленности. Накапливается в организме, нарушает деятельность нервной системы, вызывает отравление.

3) загрязнителями в жидком состоянии

Это в основном нефть и продукты ее переработки. При транспортировке нефти по морю и суше, при авариях танкеров на море и трубопроводов происходит загрязнение нефти углеводородами.

Мероприятия по снижению химического загрязнения атмосферного воздуха рассмотрены во 2 главе настоящего пособия.

К физическому загрязнению атмосферы относят акустическое загрязнение, электромагнитное загрязнение, радиоактивное и другие виды загрязнения [4, 9].

Шумом называется комплекс звуков, беспорядочно меняющихся во времени. Физическое понятие о звуке охватывает как слышимые, так и неслышимые колебания упругих сред. Акустические колебания в диапазоне 10 Гц – 20 кГц, воспринимаемые человеком с нормальным слухом, называются звуковыми. Акустические колебания с частотой менее 16 Гц называются инфразвуковыми, выше 20 кГц – ультразвуковыми. Для целей измерения звука принято использовать относительные логарифмические единицы – децибелы (дБ), называемые уровнем интенсивности. Ухо человека воспринимает звуки, уровень интенсивности которых расположен в пределах 0 – 140 дБ над пороговым нулевым шумом, причем верхняя граница соответствует порогу болевого ощущения [4].

Шум является общебиологическим раздражителем, действующим на структуру головного мозга, нарушает периферическое кровоснабжение, повышает артериальное давление. Шумовое антропогенное воздействие отрицательно влияет на все живые организмы. В литературе имеются данные, что интенсивное звуковое воздействие приводит к снижению удоев у коров, яйценосности у кур, потере ориентации у пчел, преждевременной линьке у птиц, а также к запаздыванию прорастания семян.

К основным мероприятиям по защите от шума относят [4, 9]:

- защитные экраны, отражающие звуковые волны;

- зонирование застройки (например, к проезжей части выносятся учреждения, являющиеся экранами для жилых домов);

- создание полос зеленых насаждений (поглощают шум);

- применение пористых материалов в стенах и перекрытиях, которые гасят звуковые волны.

Инфразвук имеет частоту звуковых колебаний менее 16 Гц. Инфразвук поражает все виды интеллектуальной деятельности человека, вызывает чувство тревоги, страха. Естественными источниками инфразвука могут быть морские штормы, землетрясения, ураганы, антропогенные источники – тяжелый транспорт, работа компрессоров, турбин, вентиляторов, крупных машин и механизмов. Защитой от инфразвука служат механические преобразователи инфразвуковых волн, глушители реактивного типа [4].

Электромагнитные излучения представляют собой колебания электрических и магнитных полей, распространяющиеся в мировом пространстве со скоростью света. Организм человека, находящегося в электромагнитном поле, поглощает его энергию, и в тканях возникают высокочастотные токи с образованием теплового эффекта. Под действием поля возникает нарушение электрофизических процессов в организме в центральной нервной системе, сердечно-сосудистой системе, щитовидной железе и т.д. Последствием является нарушение обмена веществ [4].

Защита от электромагнитных полей включает [4, 9]:

- организацию санитарно-защитных зон (мощность электромагнитного поля резко падает с расстоянием);

- создание полос зеленых насаждений (растения поглощают электромагнитные волны);

- защиту строительными конструкциями (материалы стен и перекрытий поглощают электромагнитные волны).

- заземление машин и механизмов.

Радиоактивным загрязнением называетсяпревышение естественного радиационного фона земли, вызванное как природными причинами, так и антропогенной деятельностью человека. Естественный радиационный фон Земли образован на 30% космическими лучами и на 70% излучением рассеянных радиоактивных элементов. Естественный радиационный фон земли безвреден для человека, вредное влияние оказывает ионизирующее излучение(любой вид излучения, в результате которого образуются ионы). Ионизирующее излучение имеет место при распаде атомных ядер некоторых нестабильных химических элементов, которые называютсярадионуклидами [4].

Человек во время жизни может подвергаться внешнему облучению (естественное космические излучение и утечка радиации при авариях и испытаниях) и внутреннему облучению (создается радиоактивными элементами, попадающими внутрь с пищей, воздухом, водой). Радиационные эффекты принято делить на две группы – соматические (проявляются в форме острой и хронической лучевой болезни, локальных лучевых повреждений, например, ожогов, а также в виде отдельных реакций организма, таких как лейкоз, злокачественные опухоли, раннее старение организма) и генетические (могут проявиться в последующих поколениях) [4].

Для защиты от ионизирующего излучения необходимо увеличивать расстояние от источника излучения, экранировать излучения с помощью экранов и биологических защит, применять средства индивидуальной защиты [4, 9].

К биологическим загрязнителям атмосферного воздуха относят прежде всего производства, связанные с сельскохозяйственной деятельностью. При загрязнении атмосферного воздуха биогенными веществами у человека возникают аллергические реакции, риниты, астма [4].

1.4. Правовые основы охраны окружающей среды

Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке [12-14].

Источниками экологического права, образующими экологическое законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы:

I. Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Конституция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов [15].

II. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей среды.

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательства РФ и определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации [16].

Закон включает 16 глав [16]:

- общие положения (гл. I);

- основы управления в области охраны окружающей среды (гл. II);

- права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. III);

- экономическое регулирование (гл. IV);

- нормирование (гл. V);

- оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (глава VI);

- требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);

- зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII);

- природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

- государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. XI);

- научные исследования (гл. XII);

- основы формирования экологической культуры (гл. XIII);

- ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV);

- международное сотрудничество (гл. XV);

- заключительные положения (гл. XVI).

2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [17].

3. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна названы установление нормативов ПДК и ПДВ, а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ [18].

4. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья, устанавливает перечень мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, разграничивает полномочия РФ и субъектов РФ в области обеспечения радиационной безопасности. Декларирует право граждан на радиационную безопасность и на получение объективной информации о радиационной обстановке [19].

5. Закон РФ «Об отходах производства и потребления» (1998 г .) определяет основные принципы государственной политики в сфере управления отходами, направленной на создание системы управления отходами, внедрения ресурсосберегающих технологий, максимально возможного вовлечения отходов в хозяйственный оборот, вводит институт права собственности на отходы. Однако отсутствие законодательно закрепленных экономических механизмов, стимулов, большое количество локальных актов, в основном касающихся учета и контроля в сфере обращения с отходами, не позволяет обеспечить реализацию норм и принципов указанного закона [20].

6. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011 г.) определяет правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности, гарантии их реализации, закрепляет полномочия и ответственность властей, права и обязанности медорганизаций, фармацевтических организаций и медработников [21].

Среди основных принципов охраны здоровья – доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа в ней; приоритет интересов пациента при ее оказании, а также охраны здоровья детей и профилактики. Закон впервые закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья. Закон четко разграничивает бесплатные виды медпомощи и платные услуги, сохраняет ранее действовавший порядок изъятия органов и тканей для трансплантации (презумпция согласия) [21].

7. Закон РФ «О недрах» (1992 г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. Закон направлен, в первую очередь, на рациональное использование недр и их загрязнение [22].

8. Земельный кодекс РФ (2001г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель, и совершение других земельных сделок [23].

9. Водный кодекс РФ (2006 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон направлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения [24].

10. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) регулируют отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Федерации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов [25].

11. Закон РФ «О животном мире» (1995 г.) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды. Являясь базовым регулирующим отношения по охране, контролю и использованию объектов животного мира и среды их обитания, указанный закон предусматривает необходимость принятия на его основе специальных федеральных законов по отдельным видам пользования животным миром (охота, рыболовство) [26].

12. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.) определил, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Законом установлены категории особо охраняемых природных территорий, их задачи, особенности правовых режимов, меры охраны, запрет на изъятие земель государственных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий. Таким образом, закон обеспечил создание особо охраняемых природных территорий как эффективной формы природоохранной деятельности [27]. Однако, отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, Водным и Лесным кодексами Российской Федерации, федеральным законом «О животном мире» и другими, поэтому развитие земельных отношений, процесс разграничения права государственной собственности на землю, а также разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления диктует необходимость совершенствования правового регулирования системы особо охраняемых природных территорий [13].

Во многих иных законодательных актах смежных отраслей права также содержатся нормы, регулирующие обеспечение природоохранных требований. Например, в Федеральных Законах «Об уничтожении химического оружия» (1997 г.) [28], «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (1996 г.) [29], «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1997 г.) [30], «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории» (2001 г.) [31] и ряде других федеральных законов.

III. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» [32], Указ Президента РФ от 10.08.2012 № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» [33], Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 (ред. от 08.01.2009) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [34].

IV. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц Например, Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.) (с изменениями и дополнениями) определяют порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду [35].

V. Нормативные решения органов местного самоуправлении (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизацируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды.

В настоящее время природоохранное законодательство Российской Федерации значительно отстает от развивающихся экономических отношений. Законодательство не обеспечивает регулирования правового поля по осуществлению природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов, не имеет единой идеологии и не направлено на создание целостной и комплексной системы управления. До сих пор законодательно не закреплены многие уже реально сложившиеся экономические механизмы управления окружающей средой.

В правовом регулировании экологических отношений преобладает фрагментарный и пообъектный подход, не вполне соответствующий природным законам экологических систем, не учитывающий общую взаимосвязь всех компонентов окружающей среды.

Так как законодательство Ростовской области строится в соответствии с федеральным законодательством, то и оно имеет соответствующие недостатки и сегодня не может полностью урегулировать все взаимоотношения природоохранной деятельности, обеспечить предсказуемость и стабильность природоохранительной политики региона.

Принятие Федеральных законов: «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»; «Об экологическом аудите»; «Об экологическом страховании»; «Об оценке воздействия на окружающую среду»; «О рекультивации нарушенных земель»; «Об охране почв»; «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории», новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации и соответственно региональных законов будет способствовать предотвращению дальнейшей деградации окружающей среды и обеспечит реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

1.5. Нормирование качества окружающей среды

Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям [4-6, 11]. От качества окружающей среды зависит продолжительность жизни, здоровье, уровень заболеваемости населения и т.д.

Основные экологические нормативы качества окружающей среды и воздействия на нее следующие [4-6, 11]:

1) нормативы качества (санитарно-гигиенические), цель которых установить показатель качества компонента окружающей среды применительно к здоровью человека:

- предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющих веществ;

- предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий: радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др.

2) нормативы воздействия (экологические, производственно-хозяйственные):

- предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ;

- предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ;

- лимит на размещение отходов;

- предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду).

3) вспомогательные нормативы:

- нормативы терминологии (включают систему стандартов по охране окружающей среды. ГОСТ имеет следующие подсистемы:

ГОСТ 17.1 ……гидросфера. (22 ГОСТа)

17.2 ……атмосфера (12 ГОСТов)

17.3…….почвы (9 ГОСТов) и т.д.

- организационные нормативы (обеспечивают проведение мероприятий по охране окружающей среды – СанПиНы (санитарные правила и нормы), строительные нормы и т.д.);

- правовые нормативы (законы и нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды).

Предельно допустимая концентрация (количество) (ПДК) – количество загрязняющего вещества в окружающей среде (почве, воздухе, воде, продуктах питания), которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства [4-6].

ПДК рассчитывают на единицу объема (для воздуха, воды), массы (для почвы, пищевых продуктов) или поверхности (для кожи работающих).

При нормировании качества атмосферного воздуха используют такие показатели как ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны, ПДК максимально разовую и ПДК среднесуточную.

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКм.р., мг/м3) – это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных реакций в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.) [4-6].

Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКс.с.., мг/м3) – это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании [4-6].

При нормировании качества воды используют такие показатели как ПДК вредных веществ для питьевых вод и рыбохозяйственных водоемов. Также нормируют запах, вкус, цветность, мутность, температуру, жесткость, коли-индекс и другие показатели качества воды [4-6].

Предельно допустимая концентрация в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв., мг/л) – это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования [4-6].

Предельно допустимая концентрация в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДКв.р., мг/л) – это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых [4-6].

При нормировании качества почвы используют показатель ПДК вредного вещества в пахотном слое почвы. Предельно допустимая концентрация в пахотном слое почвы (ПДКп, мг/кг) – это максимальная концентрация вредного.вещества в верхнем, пахотном слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, плодородие почвы, и не приводящее к накоплению вредных веществ в сельскохозяйственных культурах [4-6].

Предельно допустимый уровень (ПДУ) – это максимальный уровень воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда. ПДУ – это то же, что ПДК, но для физических воздействий [4-6].

В тех случаях, когда ПДК или ПДУ не определены, используют ориентировочно допустимую концентрацию (ОДК) или ориентировочно допустимый уровень (ОДУ) [4-6].

Необходимо отметить, что существует два подхода к нормированию загрязнения окружающей среды. С одной стороны, можно нормировать содержание загрязняющих веществ в объектах окружающий среды, с другой стороны, - степень трансформации окружающей среды в результате ее загрязнения.

Предельно допустимый выброс (ПДВ, г/с, т/год) или сброс (ПДС, г/с, т/год) – это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию выбрасывать в атмосферу или сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий [4-6].

Если в воздухе или воде населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, то по объективным причинам значения ПДВ и ПДС не могут быть достигнуты. Для таких предприятий устанавливаются значения временно согласованных выбросов вредных веществ (ВСВ) и временно согласованных сбросов вредных веществ (ВСВ) соответственно, и вводится поэтапное снижение показателей выбросов и сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ и ПДС [4-6].

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду – это максимальная интенсивность антропогенного воздействия на окружающую среду, не приводящая к нарушению устойчивости экологических систем (или, иными словами, к выходу экосистемы за пределы экологической емкости) [4-6].

1.6. Международное сотрудничество в области охраны

окружающей среды

В настоящее время понимание остроты и необходимости решения проблем охраны окружающей среды носит глобальный характер и осознано практически во всех странах мира. Универсальность и взаимообусловленность проблем охраны окружающей среды позволяют вырабатывать общие предложения и меры независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития. Вместе с тем различные страны мира имеют далеко не одинаковые возможности осуществления программ оздоровления окружающей среды. Здесь также важны международное сотрудничество и помощь мирового сообщества.

Сегодня практически во всех развитых странах мира разработаны, приняты и действуют национальные программы охраны окружающей среды. Вначале реализация этих программ была направлена в первую очередь на ликвидацию последствий накопленного загрязнения, а меры, предусмотренные в них, касались негативных последствий производственной деятельности и почти не затрагивали причин деградации окружающей среды. Ограниченность такого подхода очевидна, однако в первое время он был оправдан, так как в ряде случаев приходилось срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью экосистемы.

На сегодняшний день во многих странах приняты комплексные программы охраны окружающей среды, подкрепленные соответствующим законодательством [5-7].

Несмотря на различия в методах государственного регулирования охраны окружающей среды, общее здесь состоит в том, что государство устанавливает цели природоохранной политики, определяет ее приоритеты и разрабатывает нормы взаимоотношений с (между) природопользователями. Этот механизм функционирует с элементами мер принуждения как экономического, так и неэкономического характера [5-7].

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды насчитывает пока менее, чем полувековую историю. К началу 70-х годов прошлого века стало достаточно очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты. Задача сохранения среды обитания человека стала носить, таким образом, интернациональный характер. Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде [5-7].

Важным аспектом международного сотрудничества является возможность оказания в его рамках финансовой помощи со стороны ряда международных организаций национальным правительствам для реализации эколого-экономических программ. Эта помощь представляется, как правило, в виде грантов, займов или кредитов.

В последние годы Россия принимает активное участие практически во всех формах международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Принципы этого сотрудничества изложены в Законе РФ «Об охране окружающей среды». В соответствии с ними Россия исходит в своей политике из необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколений [16].

Как правило, процессы глобализации рассматриваются с экономических позиций без анализа экологических последствий взаимодействия общества и природы. Между тем человечество все острее начинает ощущать пределы развития мировой экономики через рост загрязнений окружающей среды, исчерпаемости и деградации природных ресурсов, исчезновении многих видов живой природы. Негативные экологические тенденции сами постепенно превращаются в глобальные и влияют на ухудшение здоровья и благосостояния сотен миллионов людей, способствуют росту нищеты, ухудшают положение многих стран и целых регионов планеты. Причем деградация биосферы отрицательно сказывается на человеческом развитии не только в настоящее время. Еще более опасна такая ситуация для будущего [5-7].

Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды различны [6, 7]:

- международные организации по охране природы;

- международные (двусторонние или многосторонние) договоры, соглашения, конвенции;

- государственные инициативы по международному сотрудничеству.

Международные организации по охране природы. В настоящее время в мире функционирует более 100 различных международных организаций, занимающихся вопросами экологии. Наиболее авторитетная из них — Организация Объединенных Наций (ООН). Одно из важнейших направлений ее деятельности – сотрудничество в области охраны природы. ООН рассматривает важные вопросы на Генеральной Ассамблее, принимает резолюции и декларации, проводит международные совещания и конференции. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды, в частности, в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) и во Всемирной Хартии природы (1982 г.) [5-7].

При ООН функционируют специализированные международные организации по охране окружающей среды.

Специальный орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) осуществляет долгосрочную программу по охране окружающей среды, для финансирования которой Генеральная Ассамблея ООН создала Фонд окружающей среды.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды».

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) занимается организацией исследования окружающей среды и ее ресурсов, ею одобрены программы «Человек и биосфера», «Человек и его окружающая среда».

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается проблемами гигиены окружающей среды, борьбы с загрязнением атмосферного воздуха.

Всемирная организация продовольствия (ФАО) занимается вопросами продовольственной безопасности отдельных стран и всего мира.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны природных ресурсов. МСОП подготовил Международную «Красную книгу» (10 томов).

Международные договоры, соглашения, конвенции – важный инструмент сотрудничества. Различаются договоры общие и специальные, многосторонние и двусторонние, глобальные и региональные. Готовятся и рассматриваются они по инициативе отдельной страны (стран) или международной организации [5-7].

Общие международно-правовые договоры могут затрагивать и вопросы окружающей природной среды. Например, в договорах о режиме государственной границы, как правило, имеются статьи, посвященные режиму приграничных водоемов, охране растительности, животного мира.

Специальные природоохранительные международные договоры содержат статьи только об охране окружающей среды.

К глобальным договорам относятся Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средства воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.).

В числе региональных договоров можно назвать договоры об использовании и охране Дуная, Черного моря; договоры европейских стран (ЕЭС); Африканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов (1968 г.); Конвенцию по охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.); Конвенцию об охране морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.); Соглашение об охране полярного медведя (1974 г.); Конвенцию о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (1959 г.); Конвенцию о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Датских проливах (1973 г.); Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969 г.).

Особое значение имеют международные договоры об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды также имеют важное международное значение. Нашей страной выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, 1987 г.), по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, 1988 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 1988 г.). Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды влияет на национальное законодательство. Здесь действует принцип приоритета международно-правовой нормы над нормой национального права [5-7].

Международные принципы охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды регулируется международным экологическим правом. В его основе лежат общепризнанные мировым сообществом принципы и нормы. В истории становления основных экологических принципов международного сотрудничества можно выделить следующие важнейшие этапы [5-7]:

Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 г.). По итогам работы конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды. Декларация содержала 26 основных принципов охраны окружающей человека среды.

Кроме того, 5 июня был провозглашен Всемирным днем окружающей среды. Был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения).

Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей ООН (1982 г.). В ней вновь были подтверждены и развиты важнейшие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Таких принципов стало 27. Всемирная хартия природы определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества на тот период.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). В ней приняли участие 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Это крупнейший экологический форум в истории человечества. Впервые главы государств и правительств разных стран договорились о путях решения важнейших глобальных экологических проблем, включая кардинальные изменения в экономике и социальной сфере. Впервые был общепризнан приоритет экологических интересов человечества над экономическими.

На конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Повестка дня на XXI век; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.

Одним из важнейших итогов Конференции было принятие концепции (стратегии) устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается одновременное решение проблем экономики и экологии. Цель стратегии – не заменяя национальных программ охраны окружающей среды, дать основные ориентиры.

Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио+10» (Йоханнесбург (ЮАР), 2002 г.). На саммите были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути устойчивого развития. По словам генерального секретаря ООН Кофи Аннана многие решения по охране окружающей среды, принятые в Бразилии, оказались не выполненными, глобализация не принесла пользы большей части человечества, несмотря на общий экономический подъем, помощь развивающимся странам сократилась. Одним из принятых на саммите итоговых документов стал «План борьбы с бедностью и сохранения окружающей среды».


2. ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Источниками загрязнения атмосферного воздуха на территориях городских застроек могут быть различные объекты (рис. 2), отличающиеся разнообразными характеристиками [5, 6, 37].

 
 


Промышленные Автотранспорт

предприятия

Рельсовый

Теплоэнергетические

установки Водный

...

Авиатранспорт

Рис. 2. Классификация источников загрязнения атмосферы

С целью обеспечения нормативных параметров воздушной среды на территориях городских застроек, а также в промышленных условиях сотрудниками кафедры Инженерная защит окружающей среды разработана система обеспечения нормативных параметров воздушной среды (СОНПВС), представляющая собой упорядоченную совокупность специального оборудования, предназначенного для снижения содержания загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны и приземного слоя атмосферы (рис. 3) [36, 38].


Рис. 3.Классификационная схема системы обеспечения нормативных параметров воздушной среды


СОНПВС включает три основных функциональных элемента: систему борьбы с загрязняющими веществами (СБЗВ), систему обеспечения нормативных параметров микроклимата (СОНПМ) и систему вспомогательной защиты (СВЗ). При этом перечисленные выше системы представляет собой инженерный комплекс последовательно связанных устройств и аппаратов, каждый из которых предназначен для реализации снижения загрязнения воздушной среды [36, 38].

В основе формирования СОНПВС находится принцип достижения ПДК загрязняющих веществ как во внутренних объемах производственных помещений, так и в приземном слое атмосферы при максимально экономичной реализации процесса снижения загрязнения каждым элементом. Основные этапы построения СОНПВС для конкретного источника загрязняющих веществ соответствуют классификационной схеме, согласно которой каждый функциональный элемент может быть реализован различными методами, способами и соответствующими техническими средствами [36, 38].

В рамках представленной на рис. 3 классификационной схемы системы обеспечения нормативных параметров воздушной среды основные мероприятия по охране атмосферного воздуха могут быть разделены на следующие группы (рис. 4). При этом реализуют мероприятия как активного, так и пассивного характера [39, 40].

Организационные (архитектурно-планировочные) мероприятия относятся к группе пассивных. Необходимость разработки этих мероприятий обусловлена несовершенством существующего инженерно-экологического оборудования и технологических производственных процессов, что приводит к значительному выбросу загрязняющих веществ в приземный слой атмосферы. Эта группа мероприятий препятствует локальному накоплению загрязнений на городской территории, способствует ускорению рассеивания и выноса загрязняющих веществ за ее пределы[39, 40]. Организационные мероприятия, с экономической точки зрения являются наиболее дешевыми, например, такие, как [39, 40]:

- разделение промышленных и селитебных зон;

- устройство санитарно-защитных зон (СЗЗ);

- установление высоты источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на безопасном уровне;

- экономические ограничения (плата за выброс в пределах ПДВ рассчитывается по минимальным ставкам и относится к себестоимости продукции; плата за сверхлимитные выбросы осуществляется из свободной прибыли предприятия);

- временные ограничения валовых выбросов в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) и пр.


Рис. 4. Система мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха и достижения нормативных параметров воздушной среды в городах.

Технологические мероприятия по защите атмосферы относят к группе активных, обеспечивающих предупреждение загрязнения атмосферы путем сокращения или устранения выбросов загрязняющих веществ. Они направлены на исключение или смягчение негативных воздействий загрязняющих веществ на окружающую среду [39,40]. К технологические мероприятия относят [39, 40]:

- замена одного источника энергии на другой;

- предварительная обработка топлива;

- замена и предварительная обработка сырья;

- территориально-пространственная локализация и регулирование источников выбросов (например, увеличение высоты дымовых труб предприятий, котельных);

- разработка безотходных (малоотходных) технологий по выбросам загрязняющих веществ и др.

Инженерно-экологические мероприятия включают способы и технические устройства, реализующие улавливание, очистку и рассеивание промышленных выбросов в атмосфере (рис. 3). Они не требуют значительного изменения в технологиях и адаптированы к существующим производственно – технологическим условиям, однако, являются самыми дорогими [39, 40].

Уменьшение загрязнения атмосферы от промышленных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: