double arrow

Правовые основы охраны труда



Правовые основы охраны труда

Для эффективного управления охраной труда необходима хорошая правовая основа. Правовую основу охраны труда составляют законодательные акты и нормативные правовые документы по охране труда, имеющие иерархическую структуру, обладающие различной юридической силой.

Схематично структуру правовой системы можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Конституция РФ (основной закон нашего государства), имеющая наибольшую юридическую силу. Ниже, в порядке убывания юридических сил, расположены:

- Трудовой кодекс РФ;

- иные федеральные законы;

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

- акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Конституция Российской Федерации является важнейшим источником отечественного права в целом, и в том числе в области охраны труда. Конституция РФ, как Основной Закон нашей страны, обладает высшей юридической силой. Юридически более сильными являются только признанные международные нормы.




Действующая на всей территории Конституция РФ была принята референдумом 12 декабря 1993 года. Она содержит ряд статей, имеющих непосредственное отношение к охране труда.

«Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...» (ст. 37).

«Каждый имеет право на отдых...» (ст. 37).

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь...» (ст. 41).

«Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность...» (ст. 41).

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду...» (ст. 42).

В последнее время были приняты Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов, регулирующих правовые отношения в области безопасности и охраны труда: «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (1999 г.), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «О безопасности гидротехнических сооружений» (1997 г.), «О радиационной безопасности» (1996 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О гражданской обороне» (1998 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (1998 г.), «Об основах обязательного социального страхования» (1999 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.), «Об отходах производства и потребления» (1998 г.), «О техническом регулировании» (2002 г.), «Об ограничении курения» (2001 г.) и др.



Основополагающим законодательным актом РФ, устанавливающим необходимые правовые условия для оптимальных трудовых отношений, создающим основные начала трудового законодательства, является принятый Государственной Думой 21.12.2001 г. и введенный в действие с 01.02.2002 г. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) (Раздел 10. Охрана труда).

ТК РФ определены следующие основные направления государственной политики в области охраны труда:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федераций, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- содействие общественному контролю соблюдения прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка специалистов по охране труда и повышение их, квалификации;

- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

- обеспечение функционирования единой информационной
системы охраны труда;

- международное сотрудничество в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Основополагающим законом в области охраны труда является принятый 23 июня 1999 г. Государственной Думой Федеральный закон № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Значительная часть правовых норм этого закона перенесена в новый Трудовой кодекс РФ. В данном законе определена государственная система управления охраной труда, права и обязанности работодателей и работников в области охраны труда, порядок обучения по охране труда, источники финансирования мероприятий по охране труда, государственный надзор и контроль за охраной труда, а также ответственность за нарушения правил охраны труда.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятый Государственной Думой 20 июня 1997 г., определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности организаций, их эксплуатирующих, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В Приложении 1 к данному закону указаны признаки, по которым объекты следует относить к опасным. К ним относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, а также используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы черных и цветных металлов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

По этим признакам на геологоразведочных работах к опасным производственным объектам можно отнести: горно-разведочные шахты, штольни и шурфы с рассечками, работы в подземных горных выработках, хранение, использование взрывчатых веществ, а также воспламеняющихся и горючих веществ, стационарные буровые установки глубокого бурения.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре. К ним предъявляются дополнительные требования промышленной безопасности. В частности, лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности, сертификация технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, на соответствие требованиям промышленной безопасности; разработка декларации промышленной безопасности, экспертиза промышленной безопасности проектной документации, технических устройств, зданий и сооружений на опасном производственном объекте и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта; обязательное страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте, техническое расследование причин аварий, производственный контроль соблюдения требований промышленной безопасности. Федеральный надзор в области промышленной безопасности возложен на федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности - Ростехнадзор РФ и его территориальные органы, и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125 был принят Государственной Думой 24 июня 1998 г. и введен в действие 6 января 2000 г. Он включает экономический механизм управления риском, устанавливает правовые, экономические и социальные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Закон определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работникам при выполнении ими трудовых обязанностей. Согласно этому Закону обязательства по возмещению вреда работнику (застрахованному) берет на себя Фонд социального страхования (ФСС) (страховщик), который гарантирует их выполнение даже при ликвидации или банкротстве предприятия (страхователя). Предприятия ежемесячно перечисляют в ФСС страховые суммы в зависимости от класса профессионального риска отраслей (подотраслей), в соответствии со страховыми тарифами, размеры которых устанавливаются федеральными законами. Отнесение отраслей (подотраслей) экономики к тому или иному классу профессионального риска производится по постановлению Правительства на основании Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономику к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 г. № 975 с изменениями и дополнениями от 21 декабря 2000 г. № 996. На 2001…2003 гг. утверждена классификация отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска, согласно которой все отрасли (подотрасли) экономики разделены на 22 класса.

Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, министерств и ведомств и пр.) принимаются во исполнение и развитие федеральных законов. Они конкретизируют и детализируют отдельные положения, разъясняют механизм их применения.

Из числа подзаконных актов, вышедших во исполнение указанных выше федеральных законов в области безопасности и охраны труда, следует отметить Указы Президента Российской Федерации: «Концепция национальной безопасности» от 10.01.2000 г. № 24; «Вопросы МЧС России. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 02.08.1999 г. № 953; «О мерах по совершенствованию государственного управления» от 16.07.2004 г. № 910;постановления Правительства РФ, утвердившие «Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30.07.2004 г. №401; «Положение о Федеральной службе по труду и занятости от 30.06.2004 г. № 324; «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека» от 30.06.2004 г. № 312; «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» от 30.06.2004 г. № 323; «Об организации и осуществлении производственного контроля соблюдения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» от 10.03.1999 г. № 263; «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 23.05.2000 г. №399; «Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний» от 15.12.2000 г. № 967; «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» от 25.02.2000 г. № 162; «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» от 25.02.2000 г. № 163 и др.; постановления Минтруда РФ, утвердившие: «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» от 24.10.2002 № 73; «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда» от 17.12.2002 г. № 80; «Рекомендации по организации работы службы охраны труда организации» от 08.02.2000 г. № 14; «Межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда организации» от 22.01.2001 г. № 10 и др.; постановления Ростехнадзора России, утвердившие: «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 18.10.2002 №61-А; «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов» (РД 03-418-01) от 10.07.2001 №230; «Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Ростехнадзору России» от 11.01.1999 г. №2, «Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасном производственном объекте» от 08.06.1999 г. №40; «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98)» от 06.11.1998 г. №64; «Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта» (РД 03-357-00) от 26.04.2000 г. № 23 и др.

Содержание отдельных подзаконных актов будет рассматриваться ниже в соответствующих параграфах.

Перечень видов нормативных правовых актов утвержден постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (см. табл. 11.1).

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) в Государственной системе стандартов (ГСС) выделена под № 12. Она делится на подсистемы.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ с учетом специфики ведения работ.

Таблица 11.1

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

№ п/п Наименование документа Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ
  Межотраслевые правила по ОТ (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИРМ) Минтруда России
  Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) Федеральные органы исполнительной власти
  Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) Ростехнадзор России, Госатомнадзор России
  Государственные стандарты, системы стандартов безопасности труда (ГОСТ, ССБТ) Госстандарт России
  Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) Госстрой России
  Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) Минздрав России

Профессиональные союзы, в лице их соответствующих органов, и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда. Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа или по согласованию с ними (на основании соглашения).

Инструкция - это локальный акт работодателя, детализирующий применение государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики конкретных условий труда, конкретного рабочего места и конкретных видов работ, которые на этом рабочем месте производятся.

1. Введение (наличие раздела носит рекомендательный характер).

2. Общие требования охраны труда.

3. Требования охраны труда перед началом работы.

4. Требования охраны труда во время работы.

5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

6. Требования охраны труда по окончании работы.



Сейчас читают про: