Укрепление властной вертикали

31 декабря 1999 г. ушел в отставку первый Президент России Б.Н. Ельцин. Исполняющим обязанности Президента стал Председатель Правительства В.В. Путин. Его деятельность на посту главы государства получила одобрение со стороны россиян, что со всей очевидностью продемонстрировали итоги президентских выборов 26 марта 2000 г., на которых В.В. Путин одержал убедительную победу уже в первом туре.

Вопреки сделанному ранее Б.Н. Ельциным заявлению о том, что В.В. Путин является его преемником, политический курса нового Президента оказался совсем иным. Вскоре это подтвердил и сам В.В. Путин: «Ясно, что мы (с Б.Н. Ельциным. - Авт.) разные люди, у нас во многом могут быть разные оценки различных ситуаций, сегодняшнего и будущего России… Я сегодня возглавляю страну, я несу политическую ответственность за ее сегодняшнее состояние и за ее будущее. Мы с уважением относимся к первому Президенту. Слушаем его мнение, учитываем при принятии решений. Но действуем самостоятельно».

Подтвердив свою приверженность демократическому пути развития России, В.В. Путин предпринял ряд мероприятий по наведению в стране порядка. Центральное место среди политических реформ нового Президента заняли мероприятия по укреплению вертикали центральной власти в стране.

В.В. Путин в рабочем кабинете. Фотография 2006 г.

Одной из главных проблем страны в конце XX в. стала дезинтеграция России, которая проявлялась открыто (например, в политике руководства Чеченской республики по выходу региона из состава России) и скрыто (в игнорировании властями субъектов федерации Конституции и федеральных законов). К концу «ельцинской эпохи» некоторые российские регионы превратились в «вотчины» губернаторов. Стремясь укрепить свою власть, главы некоторых регионов стали возводить административные барьеры и тем самым препятствовать движению товаров и капиталов внутри страны. Возникла реальная угроза распада федеративного государства.

Весной 2000 г. новый Президент предпринял первые шаги по исправлению создавшегося положения и укреплению федерации. 13 мая страна была поделена на семь федеральных округов, границы которых совпали с военными округами: Северо-Западный (с центром в Санкт-Петербурге), Центральный (с центром в Москве), Северо-Кавказский (с центром в Ростове-на-Дону), Приволжский (с центром в Нижнем Новгороде), Уральский (с центром в Екатеринбурге), Сибирский (с центром в Новосибирске) и Дальневосточный (с центром в Хабаровске). Округа возглавили полномочные представители Президента РФ (полпреды), которым были вменены в обязанность: координация деятельности подшефных им округов, надзор за региональным законодательством, содействие созданию независимой судебной системы и представление Президенту регулярных докладов о политическом, социальном и экономическом положении в округах.

Усилению федерального центра способствовала и ревизия законодательной базы российских регионов. Президент потребовал от своих полномочных представителей произвести анализ правовых актов подшефных полпредам субъектов федерации и в случае выявления нарушений привести региональное законодательство в соответствие с федеральным.

Федеральный центр предпринял и ряд шагов по упорядочиванию своих финансовых отношений с регионами. Москва разработала программу «Бюджетный федерализм», в которой полномочия регионов по сбору налогов были существенно ограничены.

Еще более укрепить власть федерального центра была призвана реформа верхней палаты российского парламента, Совета Федерации, в соответствии с которой изменялся порядок формирования данного органа.

В соответствии с законом от 1 февраля 2001 г., принятым Государственной думой по инициативе Президента, главы исполнительной и законодательной властей регионов, которые до того момента являлись членами Совета Федерации, теряли право быть «сенаторами». Места региональных лидеров должны были занять их представители (один от местного законодательного собрания и один от исполнительной власти субъекта федерации).

Объясняя мотивы проведения реформы Совета Федерации, Президент заявил, что верхняя палата парламента, также как и нижняя, Государственная Дума, должна работать на профессиональной основе. Практика, когда губернаторы и председатели региональных законодательных собраний периодически выезжали на сессии в Москву, была признана неэффективной, поскольку не позволяла «сенаторам» глубоко вникать в существо утверждаемых ими в Совете Федерации законов. Кроме того, деятельность глав исполнительной власти регионов в законодательном собрании нарушал принцип разделения властей, провозглашенный конституцией России. К январю 2002 г. последние самостоятельные и амбициозные политики покинули Совет Федерации, уступив кресла своим представителям.

Вместе с тем, не желая терять связи с региональными лидерами, В.В. Путин указом от 1 сентября 2000 г. создал консультативный орган - Государственный Совет при Президенте РФ, в который вошли высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. На состоявшихся впоследствии заседаниях Госсовета поднимались важные вопросы - развитие образования, сельского хозяйства, здоровья населения и т.п.

Еще более ограничить всесилие региональных властей позволили поправки к действующему законодательству, которые дали Президенту права временно отстранять губернаторов от должности в случае возбуждения против них уголовного дела и распускать законодательный орган субъекта Федерации, не исполняющий постановления суда. Данные мероприятия стали еще одним важным шагом по укреплению вертикали власти, поскольку принудили региональных лидеров соблюдать федеральные законы, президентские указы и судебные решения.

Однако последним мероприятием по укреплению власти федерального центра стала реформа 2004 г., коренным образом изменившая порядок формирования исполнительной власти в регионах. Поводом к проведению преобразований стала трагедия в Беслане, где террористы 1 сентября взяли в заложники учеников школы. Для увеличения эффективности действий местных властей по борьбе с терроризмом Президент выступил с рядом инициатив.

«Считаю также, что в целях обеспечения единства государственной власти и последо­вательного развития федерализма необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных орга­нов власти в территориях России, - заявил В.В. Путин на расширенном заседании Правительства с участием глав субъектов РФ 13 сентября 2004 г. – И в этой связи полагаю, что высшие должностные ли­ца субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государ­ства. В таком случае механизм формирования высшей исполнительной власти в регионах будет построен по принципам, практически идентичным принципам образования прави­тельства Российской Федерации».

В конце 2004 г. предложения В.В. Путина получили законодательное оформление. Принятый закон несколько уточнил процедуру формирования исполнительной власти в регионах. Так в случае двукратного отклонения законодательным собранием субъекта федерации кандидатуры главы региона, предложенной Президентом, последний получил право распустить региональный парламент.

Посещение В.В. Путиным новой штаб-квартиры Главного разведывательного управления. Фотография 2006 г.

Инициированная Президентом реформа Совета Федерации стала не только мерой по укреплению влияния федерального центра, но и началом нового цикла реформ, направленных на изменение системы представительной власти в стране.

В своей речи на заседании Правительства и глав субъектов федерации 13 сентября 2004 г. В.В. Путин предложил внести изменение в порядок выборов депутатов Государственной Думы России. Если в соответствии с прежним законодательством в стране действовала смешанная система выборов (половина депутатов избиралась в результате голосования граждан за политические партии, а другая половина - по итогам избрания конкретных кандидатов от 225 одномандатных округов), теперь было предложено ввести полностью пропорциональную избирательную систему, то есть избирать всех депутатов только по партийным спискам.

В результате данные мероприятия оказались связанными с начавшимся ранее реформированием партийной системы современной России. В соответствии со вступившим в силу 14 июля 2001 г. Законом о политических партиях, льготный режим, в котором действовали эти общественные организации, завершился. Теперь политическая партия должна была иметь региональные отделения в более чем половине субъектов России, насчитывать не менее 10 тыс. членов (в 2004 г. в закон была внесена поправка и минимальное число партийцев увеличилось до 50 тыс.) и выдвигать кандидатов на выборах в законодательные органы государственной власти и местного самоуправления.

Реализация Закона о политических партиях и введение пропорциональной избирательной системы имеют далеко идущие последствия. Как ожидается, в ближайшем будущем в стране сложится двух или трех партийная система. Данный процесс в целом положительно оценивается россиянами. Как свидетельствуют опросы общественного мнения, проведенные в 2005–2006 гг., около 29% граждан страны полагают, что наличие двух-трех массовых партий является наиболее оптимальной партийной системой для России.

В избирательную систему России были внесены и другие изменения. в декабре 2006 г. парламентом были одобрены поправки в законодательство, отменявшие графу «против всех» и существовавший ранее минимальный порог явки избирателей: 20% на региональных выборах, 25% - на федеральных парламентских и 50% на президентских. Теперь, как иронизируют оппозиционные политики, чтобы выборы были признаны состоявшимися достаточно, чтобы на них пришло всего трое человек.

Беспрецедентное укрепление властной вертикали в условиях борьбы с терроризмом создало реальную угрозу отрыва органов власти от нужд и запросов общества. Для того, чтобы обеспечить единство власти и народа с одной стороны, и не допустить произвола силовых органов, с другой стороны, Президентом было предложено создать новый консультативный орган - Общественную палату.

«…Если мы рас­считываем на помощь общества в борьбе с террористами, то люди должны быть увере­ны, что их мнение будет услышано, - заявил В.В. Путин 13 сентября 2004 г. - В этой связи считаю продуманной идею образова­ния общественной палаты как площадки для широкого диалога, где могли бы быть пред­ставлены и подробно обсуждены граждан­ские инициативы, и, что не менее важно, такая палата должна стать местом проведения об­щественной экспертизы тех ключевых госу­дарственных решений, и прежде всего законо­проектов, которые касаются перспектив раз­вития всей страны, которые имеют общена­циональное значение. Фактически речь идет о гражданском кон­троле за работой госаппарата, включая право­охранительные органы и специальные служ­бы, что сегодня, на мой взгляд, чрезвычайно важно».

К 2005 г. инициатива Президента была воплощена в жизнь и Общественная палата образована. В соответствии с принятым законом, в ее состав вошли наиболее авторитетные представители гражданского общества, в основном – члены общероссийских и региональных общественных организаций. Довольно необычным оказался порядок формирования нового органа: первых 42 человек назначил членами Палаты сам Прези­дент, те на своем заседании избрали еще 42 члена, и все вместе – еще 42. Таким образом, численность Общественной палаты составила 126 человек.

Как и предполагалось, основной функцией членов Общественной палаты стала экспертиза издаваемых государственными органами распоряжений и законов, а также общественная оценка проводимых властью мероприятий. Несмотря на критику некоторых решений, Общественная палата вполне удачно вписалась в политическую систему современной России, став еще одной опорой центральной власти.

Впрочем, реформа представительной власти, похоже, еще не завершена. С инициативой сделать верхнюю палату российского парламента - Совет Федерации - выборным, а не назначаемым органом, выступил глава «сенаторов» С.М. Миронов. На встрече с Президентом страны 6 декабря 2006 г. он заявил: «В палате регионов должны работать люди, представляющие свои регионы -выходцы, а не пресловутые варяги, которых сейчас достаточно». В случае своего осуществления, данная мера станет логическим завершением реформы представительной власти в стране, и будет способствовать укреплению авторитета федерального центра.

В.В. Путин с щенком лабрадора Кони. Фотография 2004 г.

24 февраля 2004 г., незадолго до президентских выборов, Президент В.В. Путин отправил в отставку Правительство во главе с М.М. Касьяновым. Новым главой исполнительной власти стал М.Е. Фрадков, по мнению наблюдателей, грамотный управленец, не связанный ни с одной из экономических и политических группировок. Вскоре кандидатуру нового Премьера одобрила и Государственная Дума. Свою должность М.Е. Фрадков сохранил и после повторного избрания В.В. Путина Президентом РФ в марте 2004 г.

Впоследствии, объясняя причину смены Правительства, Президент сказал: «У меня не было неудовлетворенности от деятель­ности правительства Касьянова. Просто я глубоко убеж­ден, что время от времени нужно кадровый состав таких ключевых структур в государстве обновлять… И был существенный такой элемент - не могли решиться ни на административные преобразо­вания, не могли решиться на более важные вещи в сфе­ре экономики, социального развития. Это - вторая при­чина, может быть, самая главная».

Приход нового Премьер-министра ознаменовал начало административной реформы в России. Изменения в Правительстве администрация Президента планировала еще в 2001 г., однако из-за противодействия М.М. Касьянова отложила осуществление этих реформ до 2004 г.

Начавшиеся в феврале-марте административные преобразования в первую очередь коснулись структуры и функций Правительства. Согласно планам президентской администрации, число министерств должно было быть сокращено с 23 до 15-17, а вместо шести заместителей Председателя правительства остаться только один. Что же касается федеральных комиссий, агентств и служб, находившиеся ранее в подчинении вице-премьеров, теперь они должны были управляться соответствующими профильными министерствами. Таким образом, структура правительства должна была стать «трехзвенной»: министерства–службы–агентства.

При этом за министерствами предполагалось закрепить правоустанавливающие (нормотворческие) функции, т.е. предоставить им возможность определять «правила игры» на вверенном им участке; а на службы и агентства возложить правоприменительные обязанности: надзор и контроль по осуществлению политики (федеральные службы) и оказание услуг населению и управление государственной собственностью (федеральные агентства).

Для координации административной реформы один из ее разработчиков, сотрудник администрации Президента Д.Н. Козак, был назначен руководителем аппарата Правительства. Еще одну ключевую должность - Вице-премьера Правительства - занял Вице-спикер Государственной Думы А.Д. Жуков.

В результате слияния было образовано 15 министерств: Обороны, Иностранных Дел, Юстиции, Внутренних дел, Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Экономического развития и торговли, Финансов, Промышленности и энергетики, Транспорта, Связи, Здравоохранения и социального развития, Образования и науки, Природных ресурсов, Сельского хозяйства, Культуры.

Значительная часть министерств (12 из 15) «обзавелась» подведомственными службами и агентствами.

Министерства Подведомственные органы
Федеральные Службы Федеральные агентства
Обороны ▪ по военно-техническому сотрудничеству, ▪ по оборонному заказу, ▪ по техническому и экспортному контролю. ▪ специального строительства.
Юстиции ▪ исполнения наказаний, ▪ регистрационная, ▪ судебных приставов. -
Внутренних дел ▪ миграционная -
Экономического развития и торговли ▪ государственной статистики, ▪ таможенная, ▪ по тарифам ▪ по государственным резервам, ▪ кадастра объектов недвижимости, ▪ по управлению федеральным имуществом
Финансов ▪ налоговая, ▪ страхового надзора, ▪ финансово-бюджетного надзора, ▪ по финансовому мониторингу, ▪ федеральное казначейство -
Промышленности и энергетики ▪ по атомному надзору, ▪ по технологическому надзору, ▪ по техническому регулированию и метрологии ▪ по атомной энергии, ▪ космическое, ▪ по промышленности, ▪ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, ▪ по энергетике
Транспорта ▪ по надзору в сфере связи, ▪ по надзору в сфере транспорта ▪ воздушного транспорта, ▪ дорожное, ▪ железнодорожного транспорта, ▪ морского и речного транспорта ▪ связи
Здравоохранения и социального развития ▪ по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, ▪ по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ▪ по труду и занятости, ▪ по здравоохранению и социальному развитию, ▪ по физической культуре, спорту и туризму
Образования и науки ▪ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, ▪ по надзору в сфере образования и науки ▪ по науке ▪ по образованию
Природных ресурсов ▪ по надзору в сфере экологии и природопользования ▪ водных ресурсов, ▪ лесного хозяйства ▪ недропользования
Сельского хозяйства ▪ по ветеринарному и фитосанитарному надзору ▪ по рыболовству ▪ по сельскому хозяйству
Культуры - архивное, по культуре и кинематографии, по печати и массовым коммуникациям

Структура Правительства России по административной реформе 2004 г.

Однако в сентябре 2004 г., вскоре после теракта в Беслане, главный идеолог реформирования исполнительной власти, руководитель аппарата Правительства Д.Н. Козак был назначен полномочным представителем Президента в Южном Федеральном округе, что фактически обозначало прекращение реформы Правительства.

Осенью 2005 г. была нарушена и прежняя система руководства Правительством: помимо Вице-премьера А.Д. Жукова, у главы Правительства появилось еще два заместителя: бывший руководитель Администрации Президента Д.А. Медведев, назначенный ответственным за реализацию национальных проектов (образование, здравоохранение, жилье и сельское хозяйство), и министр Обороны С.Б. Иванов, ставший куратором всех вопросов, связанных с обороной страны.

Изменение структуры Правительства потребовало новых преобразований в государственном аппарате. 25 марта и 6 апреля 2004 г. В.В. Путин подписал указы о реорганизации Администрации президента.

Восемь заместителей главы Администрации (один первый зам и семь обычных) стали именоваться Помощниками Президента, отвечающими за определенные подведомственные управления. К Помощникам оказались также приравнены пресс-секретарь и руководитель протокола Президента. При этом из всех Помощников лишь двое - И.И. Сечин и В.Ю. Сурков -получили должность заместителя главы администрации президента.

Еще одним новшеством стало введение должностей Советников Президента, получивших, впрочем, значительно меньше полномочий, чем те, которыми располагали Помощники.

Однако самой важной в данной реформе стала реорганизация существовавших в Администрации подразделений -Управлений. Так в результате слияния были образованы Управление по кадровым вопросам и госнаградам, Управление пресс-службы и информации, а также протокольно-организационное Управление. Возникла и новая структура - Управление по вопросам госслужбы.

Всего же в результате реформы в Администрации Президента стало пятнадцать Управлений, т.е. столько же, сколько и министерств.

Впрочем, в отличие от других мероприятий по укреплению вертикали власти, административную реформу можно назвать наименее удачной. Об этом говорит и тот факт, что в результате преобразований число исполнительных органов в 2004 г. не только не уменьшилось, но даже возросло. Если в премьерство М.М. Касьянова в 2000 г. в России насчитывалось 59 ведомств (министерств, госкомитетов, служб, агентств и прочих органов), то в 2004 г., т.е. при М.Е. Фрадкове, их число возросло до 73. При этом, по мнению населения, Правительству так и не удалось справиться с теми проблемами, которые стояли на повестке дня в 2004 г.

В результате реформ значительно укрепилась власть федерального центра. На смену периоду неограниченного суверенитета субъектов федерации, завершившемуся «полураспадом» страны, пришло время «собирания земель». Изменения коснулись и системы представительной власти – изменился порядок формирования обеих палат российского парламента, была создана Общественная палата, призванной стать «голосом» российского гражданского общества. Наименее удачной среди преобразований стала административная реформа. Задуманная как мера по сокращению числа министерств и ведомств и упорядочиванию их работы, данная реформа на практике привела лишь к разрастанию бюрократического аппарата. Тем не менее, несмотря на некоторые недостатки и противоречия реформаторского курса, мероприятия 2000-2006 гг. в целом можно охарактеризовать как вполне удачные и нужные для современной России.

5.2.2. Россия и внешнеполитические вызовы современности

В начале XXI в. Россия столкнулась с внешнеполитическими проблемами, обозначившимися еще в предыдущий период.

10 января 2000 г. была утверждена концепция внешней политики РФ, в которой было объявлено о главной задаче страны в новых геополитических условиях – необходимости формирования многополярной системы международных отношений, отражающей многоликость современного мира. Таким образом, главным направлением внешней политики России стала борьба с попытками США навязать всему миру новую однополярную модель международных отношений.

«Однополярный мир… – заявил российский Президент В.В. Путин в феврале 2007 г. на Мюнхенской конференции по вопросам политики и безопасности, – в конечном итоге означает на практике только одно: это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решений. Это мир одного хозяина, одного суверена… И это ничего общего не имеет… с демократией».

Одним из проявлений американского гегемонизма стало игнорирование Белым домом Организации объединенных наций, представляющей мировое сообщество.

21 марта 2003 г., США и их союзники без согласия Совета Безопасности ООН начали операцию «Шок и трепет» против Ирака. Предлогом к началу боевых действий стала информация о, якобы существующих, планах иракского лидера С. Хусейна применить против США оружие массового поражения. Германия и три члена Совета Безопасности ООН (Россия, Франция и Китай) выступили против этой акции, но их мнение было проигнорировано.

В результате действий США и Великобритании иракская армия была разбита, С. Хусейн повержен и казнен, а страна оккупирована. Однако все попытки западных экспертов отыскать оружие массового поражения успехом не увенчались. Да и установить порядок и демократию не удалось. Власть «демократически избранного» правительства Ирака распространяется лишь на президентский дворец, а в Багдаде и других крупных городах практически ежедневно происходят террористические акты и гибнут мирные граждане.

Россия осудила американские действия в Ираке и выступила решительным противником такого отношения к ООН. Президент В.В. Путин неоднократно заявлял, что «единственным механизмом принятия решения по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН».

Другой серьезной проблемой российско-американских отношений стал выход США из бессрочного договора по ПРО 1972 г. В декабре 2001 г. Белый дом официально заявил о прекращении выполнения условий соглашения. Тщательно выстраиваемая в течение нескольких десятилетий система ограничения гонки вооружений оказалась нарушена.

Еще большую обеспокоенность России вызвало развертывание элементов системы противоракетной обороны в Европе под предлогом обороны от «проблемных» стран – Северной Кореи, Ирана и т.п. В ответ в 2007 г. министр иностранных дел С. Лавров заявил о возможности выхода России из договора 1987 г. о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД).

Современный сатирический коллаж

Об отнюдь не миролюбивом отношении Белого дома к России свидетельствуют агрессивные планы, просачивающиеся время от времени в западную прессу. Так по данным газеты «Лос-Анджелес таймс», в 2002 г. Российская Федерация вместе с Ираком, Ираном, Северной Кореей, Ливией, Китаем и Сирией входила в Единый сводный операционный план по применению ядерного оружия. На страну было нацелено 2260 атомных боеголовок. В 2003 г. авторы доклада «Оценивая упадок России: стратегические последствия для ВВС США» помощник американского президента Дж. Буша, З. Халилзад, бывшая сотрудница Минобороны США О. Оликер и эксперт Т. Чарлик-Пэли утверждали, что Россия является угрозой для США, а, следовательно, «возможны ситуации, когда американские ВВС будут призваны совершить операции на территории РФ». В обнародованном в 2007 г. «стратегическом плане» по внешней политике США на 2007-2012 гг. Во внешней политик на 2007-2012 гг.разгорелся конфликт из-за повышения Россией цен на газ.и визит Президента РФ был отложен.тиф поставлена задача дать отпор «негативному поведению» России.

Россия, Китай, Ирак и Северная Корея упоминаются в документе Пентагона «Обзор ядерной стратегии» 2002 г. Согласно Стратегии, в 2012 г. боезаряды должны быть сокращены до 1700-2200 единиц. Это позволит охранить стратегические силы США на уровне, необходимом для ведения ядерной войны против России. Такая война считается маловероятной, но Россия по-прежнему признается единственной страной в мире, способной уничтожить США. В «Обзоре» особо подчеркивается необходимость сохранения в резерве 4000 ядерных боезарядов. Это соответствует идеи «адаптивного сдерживания», предполагающей быстрое наращивание возвратного ядерного потенциала, если американо-российские отношения снова приобретут конфронтационный характер.

Совещание В.В. Путина с министром обороны С. Ивановым и капитаном первого ранга С. Рачуком. Фотография 2006 г.

Впрочем, в российско-американских отношениях имеет место и сотрудничество. Так Россия поддержала операцию США уничтожению на территории Афганистана террористической группы «Алькаида» во главе с Усамой Бен Ладаном, организатором терактов в США 11 сентября 2001 г.

Сотрудничество России и США проявилось и российско-американском договоре о сокращении наступательных потенциалов (СНП), подписном 24 мая 2002 г. и ратифицированном парламентами США и РФ весной 2003 г. Согласно документу, «стратегические ядерные боезаряды» должны быть сокращены до 1700-2200 единиц к 31 декабря 2012 г. Предполагается также сохранение договора СНВ-1 и самостоятельное определение странами состава и структуры своих стратегических наступательных вооружений.

Однако содержание договора СНП вызывает у исследователей много вопросов. Положения документа могут быть по-разному истолкованы, поскольку в нем не разъяснены ключевые понятия. Так, например, в соглашении не определено, что считается «стратегическим ядерным боезарядом», а это позволяет американской стороне развертывать неядерные боезаряды на стратегических носителях, но при этом не учитывать их. Текст договора не предусматривает процедуру сокращения и ликвидации вооружений, системы проверки выполнения договора и графика уничтожения вооружений. Во время слушаний по договору СНП в Сенате США министр Обороны д. Рамсфелд дал понять, что США не собираются обсуждать с российской стороной какие-либо меры проверки по выполнению этого договора.

Россия продолжила свое сотрудничество и с военным блоком НаТО. 25 февраля 2002 г. была принята Декларация о создании Совета России и НАТО по формуле «РФ + НАТО = 20» для сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом, миротворчества, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др. Провозглашалось, что отношения России и НАТо вышли на принципиально иной уровень, однако на самом деле никаких изменений не произошло.

Более того, расширение НАТО на восток продолжилось. В 1999 г. к Северному Альянсу присоединились бывшие соцстраны – Польша, Чехия, Венгрия; в 2004 г. – Эстония, Латвия, Литва, Румыния и Болгария. О своем желании войти в НАТО заявили Украина, Македония, Албания, Азербайджан и Грузия.

Перспектива расширения НАТО за счет бывших республик СССР вызвала обеспокоенность России. «Думаю, очевидно – процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе, – заявил В.В. Путин 10 февраля 2007 г. на Мюнхенской конференции. – Наоборот – это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия».

Несколько иначе, но не менее сложно, развивались в начале XXI в. отношения России и Европейского союза (ЕС). В 2001 г. состоялся саммит, в ходе которого была разработана концепция «общего европейского экономического пространства», предусматривавшая перспективу тесного сотрудничества в секторах энергетики, науки, техники, транспорта, экологии при условии общей либерализации торговли, упрощения торговых процедур и гармонизации их режимов. Было предусмотрено и политическое сотрудничество: выработана система консультаций в виде двухсторонних саммитов, заседаний Совета сотрудничества, встреч на уровне председателя Правительства РФ и Председателя комиссии ЕС и др.

11 марта 2003 г. ЕС принял документ «Широкая Европа – новое соседство», предусматривающий распространение на новое интеграционное пространство как «общих ценностей», так и политических принципов и закономерностей норм ЕС. Это отношение переносится и на Россию, хотя она и не рассматривается в качестве члена ЕС.

Довольно сложными остаются взаимоотношения РФ и Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), которая с 2000 г. заняла необъективную и откровенно антироссийскую позицию по вопросу о Чечне, о соблюдения прав человека и т.д.

Тем не менее, углубляющийся процесс глобализации толкает руководство Западных стран и России к сотрудничеству и, прежде всего, в экономической области. Российская Федерация продолжила свою работу в рамках «Большой восьмерки» на правах почти равноправного члена клуба. В 2006 г. Президент России впервые получил право председательствования в организации и созвал саммит глав «восьмерки» в Петербурге.

В начале XXI в. Россия предприняла попытку вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако процесс вхождения оказался долгим и сложным. В ходе переговоров неожиданно возникли проблемы, непосредственно не связанные с экономикой. Кроме того, целый ряд государств попытался навязать Москве дополнительные, невыгодные ей условия. В целом основные противоречия были устранены лишь в 2007 г. Глава Минэкономразвития Г.О. Греф объявил, что Россия станет членом ВТО к 1 января 2008 г. Тем не менее, эксперты двояко оценивают достигнутые результаты, отмечая, что участие в мировой торговле окажется выгодным не всем отраслям народного хозяйства.

Напряженные отношения России со странами Запада заставили российское руководство активизировать свою восточную политику.

Россия стала членом организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и начала сотрудничество с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Существенные изменения претерпели взаимоотношения России с Афганистаном и Ираном. После свержения радикально-исламистского режима талибов в 2001 г. российское руководство установило дипломатические отношения с новым руководством Афганистана и приняло активное участие в международной операции под эгидой ООН по оказанию гуманитарной помощи населению этой страны. В марте 2002 г. РФ и Афганистан подписали 17 документов о сотрудничестве в различных сферах. Одновременно с возобновлением Российско-афганских отношений, Президенты России и Ирана заключили договор о сотрудничестве.

Довольно активно развивается российско-китайское сотрудничество. 16 июля 2001 г. странами был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве РФ и КНр, определивший отношения стран на 20 лет. Китай и Россия неоднократно занимали схожие позиции по разным международным вопросам. В 2004 г. во время визита В.В. Путина в Пекин был окончательно решен вопрос о границе двух стран; в марте 2006 г. – достигнуты важные договоренности по развитию экономических отношений и строительству российско-китайского нефтепровода.

Существенно улучшились отношения России с Корейской Народно-демократической республикой (КНДР) и Индией. В то же время отношения России и Японии не сдвинулись с мертвой точки.

В.В. Путин и Председатель КНР Ху Цзиньтао. Фотография 2004 г

Однако, как и прежде, приоритетным направлением российской внешней политики являются отношения со странами СНГ.

Россия принимает участие в разного рода организациях стран-членов СНГ. Так 10 октября 2000 г. страны-участницы Таможенного союза – Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). Главной целью данной организации стало продвижение процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства.

Россия также продолжила свою работу в «шанхайской пятерке», которая 14 июня 2001 г. была преобразована в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) в составе Китая, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и России. Основной задачей ШОС является укрепление стабильности и безопасности Центральной Азии, а также углубление всестороннего сотрудничества. Позже к ШОС присоединился Узбекистан, а статус наблюдателей получили Индия, Пакистан, Иран, Афганистан и Монголия.

Заседание Шанхайской организации сотрудничества. Фотография 2006 г.

Трансформировалась и другая организация стран СНГ. 14 мая 2002 г. блок Договора коллективной безопасности (ДКБ) был преобразован в Организацию ДКБ (ОДКБ), которая определяет принципы взаимодействия России, Кыргызстана, Таджикистана, Беларуси, Армении, Казахстана в области безопасности. Таким образом, ОДКБ является военно-политическим альянсом.

Вместе с тем, проблемы во взаимоотношениях России со странами СНГ сохраняются. После так называемых «цветных революций» в некоторых странах СНГ, произошедших при финансовой помощи западных стран и приведших к власти прозападно настроенных политиков, ухудшились отношения России с Грузией и Украиной.

Особенно агрессивной оказалась политика нового Президента Грузии М. Саакашвили, взявшего курс на силовое решение проблем Абхазии и Южной Осетии и на вступление страны в НАТО. С этой целью с 2003 г. началось «выдавливание» российских войск из Грузии. Своего пика российско-грузинское противостояние достигло в 2006-2007 гг.

После «оранжевой революции» и прихода к власти В. Ющенко и Ю. Тимошенко существенно осложнились и российско-украинские отношения. В 2005 г. между Москвой и Киевом произошел «газовый скандал»: украинское правительство откачало часть газа, идущего транзитом в Европу через территорию Украины. Факт воровства Украиной газа был зафиксирован независимыми экспертами. Кроме того, беспокойство России вызвало настойчивое желание «оранжевого» руководства войти в НАТО. Лишь после формирования нового правительства во главе с поддерживаемым Москвой В. Януковичем ситуация несколько улучшилась.

Встреча В. Путина с Президентом Украины В. Ющенко в Киеве.

Фотография 2006 г.

Камнем преткновения в российско-молдавских отношениях стала расположенная в Молдове самопровозглашенная республика Приднестровье. В ноябре 2003 г. при посредничестве Москвы должно было состояться подписание молдавско-приднестровского меморандума об образовании Федеративной республики Молдова. Однако руководство ОБСЕ, недовольное дополнением к статье 17 Меморандума о размещении на территории Молдавии российского воинского контингента, убедило Президента Молдовы отказался от подписания документа. Приднестровско-молдавский конфликт до сих пор не разрешен.

Свидетельством недовольства некоторых стран СНГ политикой Москвы стало функционировании организации ГУУАМ в составе Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы. Организация, правда, потеряла в 2002 г. одно «У»: после попытки организовать «цветную» революцию в Узбекистане ее руководство вышло из ГУУАМА и возобновила сотрудничество с Москвой. В мае 2006 г. ГУАМ был переименован в международную организацию «За демократию и экономическое развитие – ГУАМ (ОДЭР)», но по-прежнему стремится дистанцироваться от России и ослабить ее влияние на постсоветском пространстве.

Участники ГУАМ – Президенты Молдовы В.Воронин, Азербайджана – И. Алиев, Украины – В. Ющенко, Грузии – М. Саакашвили. Фотография 2006 г.

По-прежнему на высоком уровне развиваются отношения России с Казахстаном и Арменией. В ноябре 2001 г. Россия и Казахстан завершили реализацию инвестиционного проекта каспийского трубопроводного консорциума, а также подписали соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли. В сентябре 2001 г. был заключен российско-армянский договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 г.

К сожалению, ухудшились российско-белорусские отношения. Конкретные меры по созданию объявленного в предыдущий период Союзного государства так и не были осуществлены, а в конце 2006 – начале 2007 гг. между странами произошел конфликт из-за повышения Россией цен на газ.

Внешняя политика России начала XXI в. характеризуется более четким, чем ранее, пониманием Россией своих национальных интересов и их отстаиванием на международной арене. Последнее обстоятельство вызывает недовольство ряда стран и провоцирует напряженность и конфликты.

5.2.3. Основные тенденции развития культуры современной России

В начале 1990-х гг. в культурной жизни страны произошли глубокие изменения. Существовавший в советское время жесткий контроль и идеологический диктат исчезли. У писателей и журналистов появилась возможность свободно публиковать свои произведения. Однако внедрение рыночных отношений и снижение роли государства прежде всего ударило по культуре. Финансирование музеев, библиотек, архивов, филармоний, театров и киностудий было резко снижено. Многие из них прекратили свое существование, остальные продолжили функционирование лишь за счет энтузиазма их сотрудников.

Несмотря на то, что с 1993 по 1999 гг. Правительство РФ приняло две Федеральные программы поддержки отечественной культуры, существенного изменения положения отрасли не произошло. Более эффективной оказалась третья программа, «Культура России», разработанная на период 2001-2005 гг.

Существенные изменения произошли в науке. В то время как на Западе научная деятельность сосредоточена в университетах и тесно связана с учебным процессом, в СССР наука была отделена от образования и существовала за счет государственного бюджета. С внедрением рыночных отношений финансирование научно-исследовательских институтов резко сократилось, начался отток талантливой молодежи в другие сферы хозяйства и отъезд ученых за границу. Произошло «старение» кадров: так в 2000 г. средний возраст ученых составил 48 лет, а профессоров – 60 лет.

Но, несмотря на тяжелое положение российской науки, отечественные ученые продолжают занимать значительное место в мире. Так в 2000 г. Нобелевская премия по физике была вручена Ж.И. Алферову, а в 2003 г. – А.А. Абрикосову и В.Л. Гинзбургу. В 2002 г. лауреатом премии Филдса, приравниваемой к Нобелевской, стал российский математик В. Воеводский. В том же году престижной премией имени Макса Планка был награжден российский физик В.Е. Фортов.

Существенно изменилось и положение в Российском образовании. С распространением рынка стали появляться и негосударственные образовательные учреждения. Так, если в 1991 г. в стране насчитывалось лишь 85 таких организаций, то к весне 1996 г. их стало 525.

В 1992 г. был принят новый Закон об образовании, в котором общеобязательным стало неполное среднее образование (9 классов). Такое решение привело к пересмотру учебных программ и переписыванию учебников. Однако снижение планки минимального образования оказалось неэффективным и в 2006 г., по предложению В.В. путина, было решено вернуться к обязательному полному среднему образованию.

Глобализация и социально-экономическая интеграция вызвали необходимость реформирования и высшего российского образования в целях приведения его к общемировым стандартам. В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, направленному на установление единой системы получения высшего образования в Европе и взаимное признание вузовских дипломов разных стран. В 2007 г. на заседании Правительства РФ было решено с 2007/2008 учебного года повсеместно начать подготовку специалистов в российских ВУЗах по двухуровневой системе: бакалавриат и магистратура.

В ходе реформы образования оказалась затронута и проблема приема в ВУЗы вчерашних школьников. Для обеспечения преемственности в обучении и противодействия коррупции было решено организовать в школах Единый государственный экзамен (ЕГЭ), результаты засчитывались в качестве вступительного экзамена в ВУЗ. В 2001 г. в шести регионах России был начат эксперимент по внедрению системы ЕГЭ, однако решение о переходе к всеобщему тестированию в стране было принято лишь в 2007 г.

Падение престижа науки в обществе и снижение качества образования привело к расцвету суеверий и псевдонаук: астрологии, хиромантии, экстросенсорики, уфологии и пр.

Интеллектуальный уровень граждан России снизился. Так, согласно социологическому исследованию, проведенному в 2007 г., 28% россиян полагают, что Солнце вращается вокруг земли, 30% не сомневается, что люди жили в эпоху динозавров, а еще 14% убеждены, что радиоактивное молоко станет безопасным, если его прокипятить.

Одной из причин произошедшего является отсутствие интереса граждан к чтению. Россия давно утратила статус «самой читающей» страны. Так, согласно опросам общественного мнения, только 4% москвичей имеют домашнюю библиотеку, 40% читают нерегулярно, а 37% не читают вообще. В 2005 г., по сравнению с 1991 г., количество читаемых старшеклассниками книг сократилось в 3-4 раза. Сейчас мальчики в среднем читают 0,7 книги в месяц, а девочки – одну, в то время как в 1991 г. за тот же период мальчики читали 3,7, а девочки – 4,4 книги.

Однако даже читающих граждан трудно причислить к интеллектуалам. Большинство из них увлекаются женскими детективами (24%) и русскими триллерами и детективами (18%), остальные предпочитают газеты (16%) и развлекательные журналы (7%). Лишь незначительная часть интересуется современной отечественной или переводной прозой (5% и 4%).

Господство рыночных отношений повлияло на развитие современной литературы, которая стала ориентироваться на запросы общества. Наиболее популярной стала развлекательная литература – детективы, фантастика и женские романы. Наибольшую известность среди авторов криминального жанра приобрели В.Н. Доценко, Ф.Е. Незнанский, А.Б. маринина, Д.А. Донцова и др. Особняком в этом ряду стоит творчество литературного критика и переводчика, выступающего под псевдонимом Б. Акунин. Большую популярность приобрело так называемое «русское фэнтези», признанными мастерами которого стали Н.Д. Перумов, М.В. Семенова, С. Лукьяненко и др. В начале XXI в. получила распространение «рублевская» литература – произведения, описывающие жизнь современной российской элиты, проживающей на Рублево-Успенском шоссе. Среди бытописателей российских нуворишей наибольшую известность приобрели С. Минаев, О. Робски и К. Собчак. Несмотря на открывшиеся перспективы, лишь немногие из издательств решаются издавать «серьезную» литературу.

Отмена имевшихся в советское время ограничений позволила российским режиссерам и актерам в полной мере проявить свои творческие способности. После наметившегося в 1990-х гг. кризиса, театральное искусство постепенно возрождается. Появилось довольно большое количество новых театров, возглавляемых известными актерами и режиссерами – О. Табаковым, Б. Райхельгаузом, А. Калягиным, А. Соколовым, О. Меньшиковым, С. Прохановым, Б. Ливановым и А. Джигарханяном. Наряду с государственными, возникли частные театры, театры-студии, а также отсутствовавшие в советское время антрепризы – театральные труппы, состоящие из актеров различных театров, приглашенных для участия в определенном спектакле. В России действует более сорока международных и всероссийских театральных фестивалей, особое место среди которых занимает «Золотаямаска».

Кадры из фильма «Ночной дозор» режиссера Т. Бекмамбетова

Кризис 1990-х гг. больно ударил по российскому кинематографу. Если в 1991 г. на экраны страны было выпущено 375 полнометражных кинолент, то в 1997 г. – всего 26. Российский экран заполонила американская продукция, на фоне которой даже скромные по западным меркам сборы фильмов «Брат-2» (режиссер А.О. Балобанов) и «Сибирский цирюльник» (режиссер Н.С. Михалков) казались ошеломительным успехом.

Кадры из фильма «9 рота» режиссера Ф. Бондарчука

Лишь в начале XXI в. с восстановлением системы кинопроката началось возрождение отечественного кинематографа. Первой российской лентой, обогнавшей в прокате западные блокбастеры, оказался фантастический фильм режиссера Т. Бекмамбетова «Ночной дозор». Большим успехом у кинозрителей пользовались также картины «Турецкий гамбит» (режиссер Д. Файзиев), «9 рота» (режиссер Ф. Бондарчук), «Дневной дозор» (режиссер Т. Бекмамбетов) и др.

Кадр из фильма «Турецкий гамбит» режиссера Д. Файзиева

Ориентация на рынок не помешала, впрочем, российским кинематографистам снимать интеллектуальное кино. С начала 1990-х гг. престижными международными премиями были отмечены ленты Н.С. Михалкова, А.Н. Сокурова, А.В. Рогожкина, А.О. Балобанова, А.С. Кончаловского, А. Звягинцева и др.

В начале XXI в. в России началось преодоление наметившихся в начале 1990-х гг. кризисных и негативных тенденций. Российская культура постепенно начала восстанавливать свои позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: