Практикум

Студенты разбиваются на подгруппы по 2–3 чел. и предлагают свои варианты решения следующих заданий. Затем происходит обмен мнениями и разбор ответов каждой подгруппы. В ходе разбора ответов каждой подгруппы участвуют студенты других подгрупп и преподаватель.

Задание 1: Ознакомившись с формулярами переписей населения 2010 г. определите:

а) вид наблюдения;

б) цель;

в) объект наблюдения;

г) программу наблюдения, в чем заключаются различия в программах, в формулировках вопросов;

д) способ наблюдения в каждой переписи.

Задание 2: Составьте перечень существенных признаков, которыми можно охарактеризовать такие статические единицы наблюдения, как:

а) библиотеку;

б) школу;

в) больницу;

г) студента;

д) чиновника;

е) семью;

ж) человека.

Задание 3: Составьте анкету обследования:

а) недельного бюджета времени студента института дневной формы обучения, с целью улучшения учебного процесса;

б) коммерческого предприятия, с целью изучения текучести кадров;

в) работу городского транспорта, с целью изучения участия различных видов транспорта в перевозке пассажиров города.

Задание 4:. Проведите логический контроль ответов на вопросы переписного листа переписи населения:

а) Фамилия, имя, отчество – Петрова Наталья Васильевна;

б) пол – мужской;

в) возраст – 7 лет;

г) состоит ли в браке в настоящее время – да;

д) национальность – украинец;

е) родной язык – русский;

ж) образование – среднее;

з) место работы – магазин;

и) занятие по месту работы – пекарь;

Установите несоответствие в ответах.

Задание 5: Постройте макеты статистических таблиц, характеризующих за период 2011–20 гг. динамику следующих показателей:

а) объема выпуска продукции предприятиями добывающей и обрабатывающей промышленности России (млн руб.);

б) выработки электроэнергии электростанциями различных типов (тыс. кВт-ч);

в) объема перевозок (тыс. т) и объема выполненной транспортной работы (грузооборот, млн т-км) по предприятиям региона различной организационно-правовой формы (государственные, арендные, акционерные).

Разработайте для макета каждой таблицы подлежащее и сказуемое.

Определите, к какому виду таблиц относится построенный макет.

Задание 6:

Имеется информация по группе грузовых автотранспортных предприятий города за отчетный год.

Номер предприятия Грузооборот, млн. т-км Сумма затрат на перевозки, млн. руб. Номер предприятия Грузооборот, млн. т-км Сумма затрат на перевозки, млн. руб.
    174,8     160,6
    132,2     84,8
    129,8     70,0
    87,8     166,4
    59,4     132,0
    102,6     79,8
    153,2     103,6
    184,8     72,0

Требуется:

1) произвести группировку грузовых автотранспортных предприятий по размеру грузооборота, выделив следующие группы: до 20 млн. т-км;
20–40 млн. т-км; 40 млн. т-км и более;

2) определить по каждой группе: число предприятий, общий объем грузооборота, общую сумму затрат на перевозки, среднюю величину затрат на 10 т-км;

3) представить решение в форме статистической таблицы;

4) сформулировать вывод.

Задание 7: Данные о продаже грузовых автомобилей на товарной бирже города представлены в таблице.

Дата торга Реализовано автомобилей, шт. Средняя цена одного автомобиля, тыс. руб. Дата торга Общая сумма выручки от реализации автомобилей, тыс. руб. Средняя цена одного автомобиля, тыс. руб.
04.01   1450,0 03.02 28 510 1425,5
17.01   1390,5 09.02 22 880 1430,0
28.01   1410,0 20.02 35 380 1415,2
      26.02 24 106 1418,0

Определите, на сколько процентов изменилась средняя цена одного грузового автомобиля в феврале по сравнению с январем.

Задание 8: Имеются данные по региону о вводе в эксплуатацию жилой площади.

Вид жилых домов Введено в эксплуатацию, тыс. м2
Прошлый год Отчетный год
Кирпичные многоквартирные 4 400 4 200
Панельные многоквартирные 2 800 2 100
Коттеджи   2 100

Определить:

1) динамику ввода в эксплуатацию жилой площади по каждому виду жилых домов и в целом по региону;

2) структуру введенной в эксплуатацию жилой площади в прошлом и отчетном годах (расчет с точностью до 0,1%).

Структуру введенной в эксплуатацию площади представить на графике. Сформулировать вывод.

Задание 9: Имеются следующие данные о возрастном составе группы студентов вечернего отделения (лет): 18, 22, 29, 38, 23, 26, 28, 35, 31, 29, 33, 24, 26, 27, 29, 38, 24, 27, 34, 30, 32, 22, 32, 25, 28, 28, 29, 30, 25, 20.

Требуется:

1) построить интервальный ряд распределения;

2) дать его графическое изображение в виде гистограммы и кумуляты;

3) определить значение моды и медианы, используя графическое изображение;

4) рассчитать известные вам относительные показатели вариации.

Задание 10: Из общего количества рабочих предприятия была проведена 30%-ная случайная бесповторная выборка с целью определения затрат времени на проезд к месту работы. Результаты выборки представлены в таблице.

Затраты времени на проезд к месту работы, мин До 30 30–40 40–50 50–60 60–70
Число рабочих          

Определите:

1) средние затраты времени на проезд к месту работы у рабочих данного предприятия, гарантируя результат с вероятностью 0,997;

2) долю рабочих предприятия, у которых затраты времени на проезд к месту работы составляют 60 мин и более, гарантируя результат с вероятностью 0,954.

Задание 11: Из 200 ящиков по 100 деталей в каждом, поступивших на склад готовой продукции, в порядке случайной бесповторной серийной выборки отобрано 5 ящиков, все детали которых проверены на вес. Результаты проверки представлены в таблице.

Номер ящика          
Средний вес 1детали, г          

1) возможные пределы среднего веса детали для всей партии, поступившей на склад (с вероятностью 0,954);

2) объем случайной бесповторной серийной выборки, чтобы с вероятностью 0,683 предельная ошибка выборки при определении среднего веса одной детали для всей партии не превышала 0,7 г.

Задание 12: Выборочное обследование дальности поездок населения в пригородных электропоездах трех дорог, организованное по схеме 10%-ной типической бесповторной выборки, дало следующие результаты.

Дальность поездки, км. Число пассажиров   Итого
Дорога 1 Дорога 2 Дорога 3
0–10      
10–20        
20–30        
30–40        
40–50        
50–60      
Итого        

Определите:

1) доверительные интервалы, в которых с вероятностью 0,997 заключена средняя дальность поездки пассажира по каждой дороге и в целом по пригородному сообщению; 2) вероятность того, что средняя дальность поездок по трем дорогам вместе отличается от полученной по выборке не более чем на 0,8 км.

Задание 13: По группе муниципальных предприятий данные о затратах на рекламу и объеме полученной выручки муниципальных предприятий:

№ п/п Затраты на рекламу, млн. руб. Выручка, млн. руб. № п/п Затраты на рекламу, млн. руб. Выручка, млн. руб.
  3,8 13,6   6,4 16,6
  4,0 14,0   6,5 17,4
  4,2 14,4   6,6 17,6
  4,4 16,0   6,9 17,8
  4,6 13,0   7,1 18,0
  4,8 15,0   7,3 19,2
  5,0 15,6   7,7 19,0
  5,2 15,4   7,9 20,2
  5,5 16,2   8,0 19,8
  5,8 16,2   8,2 20,6
  5,9 16,6   8,4 21,2
  6,1 16,4   6,4 16,6

Для выявления наличия взаимосвязи между исследуемыми признаками использовать: метод сопоставление двух параллельных рядов; метод аналитических группировок; коэффициент корреляции знаков Г. Фехнера; линейный коэффициент корреляции (предварительно выявить наличие резко выделяющихся наблюдений с помощью правила трех сигм, проверить соответствие имеющегося распределения нормальному); построить уравнение регрессии.

Задание 14: При анализе работы фирмы, оказывающей сантехнические услуги как компаниям, так и индивидуальным заказчикам, возникла необходимость оценить, нет ли связи между типом клиента и качеством обслуживания. С этой целью была построена таблица сопряженности:

Соотношение типа клиента и качества обслуживания

Клиенты Качество обслуживания Количество обслуженных
Устраивает Не устраивает
Компании 150 a 18 b  
Индивидуальные заказчики 352 c 113 d  
Итого      

Рассчитать коэффициент ассоциации и контингенции.

Задание 15: Для проведения земляных работ муниципалитет закупает бульдозеры и экскаваторы:

Объемы и закупочные цены техники для нужд муниципалитета

Виды техники Базисный период Отчетный период
Стоимость единицы техники, тыс. руб. Количество закупаемой техники, штук Стоимость единицы техники, тыс. руб. Количество закупаемой техники, штук
Экскаваторы Бульдозеры        

Оценить в абсолютном и относительном выражении изменение в отчетном периоде по сравнению с базисным: стоимости закупаемой техники, средних закупочных цен, объемов закупаемой техники.

Задание 16: Имеются данные о выпуске продукции по предприятию:

Вид продукции Выпуск продукции в I квартале, тыс. руб. Увеличение (+) или уменьшение (–) выпуска продукции во II квартале по сравнению с I кварталом, %
Рельсы трамвайные 22 300 +3,0
Чугун литейный 15 800 –2,0
Железо листовое 10 500 +1,5

Определить, на сколько процентов увеличился выпуск продукции по предприятию.

Задание 17: По товарной бирже имеются следующие данные о реализации грузовых автомобилей:

Марка автомобиля Процент снижения (–), повышения (+) оптовых цен в отчетном периоде по сравнению с базисным Стоимость реализованной продукции в отчетном периоде, тыс. руб.
КамАЗ-65115 –2,0 218 400
КамАЗ-43253 –0,6 124 950

Определите среднее изменение биржевых цен на грузовые автомобили.

Задание 18: На сайте Росстата собрать информацию об объеме экспорта природного газа в страны СНГ (млн. куб. м) за период с 2003 по 2013 г. Рассчитать абсолютные и относительные показатели динамики объемов экспорта данного вида топлива. Оценить средние показатели за рассматриваемый период. Сделать выводы.

Задание 19: На сайте Росстата собрать статическую информацию об основных демографических показателях за последние пять лет:

Показатель Годы
         
Численность населения, тыс. чел. в том числе:          
моложе трудоспособного          
трудоспособного          
старше трудоспособного          
число родившихся          
число умерших          
Число браков, тыс.          
Число разводов, тыс.          

1. Рассчитать показатели структуры численности населения по возрастным группам, коэффициенты демографической нагрузки населения. Оценить изменение коэффициентов демографической нагрузки населения.

2. Определить общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, коэффициент жизненности Покровского, коэффициенты брачности и разводимости.

3. Проанализируйте динамику рассчитанных коэффициентов естественного движения населения.

Задание 20: На сайте Росстата собрать статическую информацию о размере внешней миграции населения РФ, тыс. чел. за последние пять лет:

Показатель Годы
         
Прибыло в Российскую Федерацию          
Выбыло из Российской Федерации          
Среднегодовая численность населения          

1. Определить миграционный прирост и объем миграции населения России.

2. Рассчитать относительные показатели миграции: общий коэффициент интенсивности миграции, коэффициент интенсивности миграционного оборота, коэффициент эффективности миграции.

Задание 21: На сайте Росстата собрать статическую информацию по РФ, характеризующую экономическую активность, занятость и безработицу населения за последние три года:

Показатель      
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.      
в том числе по видам деятельности:      
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство      
- рыболовство      
- добыча полезных ископаемых      
- обрабатывающие производства      
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды      
- строительство      
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования      
- гостиницы и рестораны      
- транспорт и связь      
- финансовая деятельность      
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг      
- государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение      
- образование      
- здравоохранение и предоставление социальных услуг      
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг      
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс. чел.      
Численность экономически активного населения, тыс. чел.      
Численность населения, млн. чел.      

1. Определить показатели структуры численности занятых в экономике по видам экономической деятельности и проанализируйте ее динамику;

2. Определить динамику численности безработных в среднем за три года;

3. Рассчитать уровни экономической активности, занятости и безработицы населения России за каждый год;

4. Определить абсолютное изменение уровня официально зарегистрированной безработицы в отчетном году по сравнению с базисным годом за счет изменения:

а) общего уровня безработицы (по методологии МОТ);

б) доли официально зарегистрированных безработных в общей численности безработных.

Сформулировать выводы.

Задание 22: На сайте Росстата собрать статическую информацию по РФ о трудоустройстве граждан органами государственной службы занятости за последние два года:

Категория граждан Обратилось по вопросу трудоустройства, тыс. чел. Трудоустроены, тыс. чел.
         
Численность граждан, ищущих работу,          
в том числе:          
- занятые трудовой деятельностью          
- учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время          
- незанятые трудовой деятельностью          

Определить:

1) Структуру численности граждан, ищущих работу за каждый год;

2) Процент трудоустроенных по каждой категории граждан, ищущих работу, и его изменение в отчетном году по сравнению с базисным годом.

Задание 23: Имеются следующие данные за год по РФ (млрд. руб.):

1. Выпуск в основных ценах 45891,3

2. Налоги на продукты 4069,4

3. Субсидии на продукты (-) 156,1

4. Промежуточное потребление 23023,6

5. Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 9606,8

6. Оплата труда наемных работников 11816,1

7. Налоги на производство и импорт 5521,1

8. Субсидии на производство и импорт (-) 163,0

9. Расходы на конечное потребление 17742,5

в том числе:

- домашних хозяйств 12910,9

- органов государственного управления 4698,0

- некоммерческих организаций, обслуживающих

домашние хозяйства 133,6

10. Валовое накопление 5415,8

в том числе:

- валовое накопление основного капитала 4795,6

- изменение запасов материальных оборотных средств 620,2

11. Экспорт товаров и услуг 9069,1

12. Импорт товаров и услуг 5679,1

13. Статистическое расхождение 232,7

Определитьобъем ВВП в рыночных ценах: 1) производственным методом; 2) распределительным методом; 3) методом конечного использования.

Задание 24: Имеются данные о валовом внутреннем продукте (ВВП):

Показатель Базисный год Текущий год
ВВП в текущих рыночных ценах, млрд. руб. Дефлятор ВВП в процентах к базисному году 21620,1 – 26781,1 116,1

Определить:1) ВВП текущего года в сопоставимых ценах; 2) динамику реального ВВП в относительном выражении; 3) абсолютное изменение ВВП в текущем году по сравнению с базисным годом вследствие изменения объема выпуска и цен.

Задание 25: Известны следующие данные об основных фондах предприятия.

Полная первоначальная стоимость основных фондов на начало года –
4200 тысяч рублей.

1. Степень годности основных фондов на начало года – 65%.

2. Поступило основных фондов за год – 1600 тысяч рублей.

3. Выбыло основных фондов за год по полной первоначальной стоимости – 1000 тысяч рублей.

4. Степень износа выбывших основных фондов – 90%.

5. Капитальный ремонт основных фондов – 200 тысяч рублей.

6. Сумма начисленной за год амортизации – 500 тысяч рублей.

Определить стоимость основных фондов:

а) полную первоначальную на конец года;

б) остаточную на конец года;

в) среднегодовую.

Охарактеризовать состояние и движение основных фондов.

Задание 26: Известны следующие данные об основных фондах и продукции предприятия за 2 года в сопоставимых ценах (млн рублей).

Показатель Базисный год Отчетный год
1. Среднегодовая стоимость основных фондов 50,4 60,8
2. Объем производства (выпуск) 130,2 180,4

Определить:

1) уровень фондоотдачи основных фондов за каждый год и его изменение (в процентах и рублях);

2) как на динамику объема производства повлияло (в процентах и рублях) изменение:

а) эффективности использования основных фондов предприятия;

б) стоимости используемых предприятием основных фондов;

3) какая доля прироста объема производства, обусловлена изменением:

а) эффективности использования основных фондов;

б) стоимости используемых предприятием основных фондов;

4) уровень фондоемкости продукции предприятия за каждый год и его изменение (в процентах и рублях);

5) как изменилась потребность предприятия в основных фондах (в процентах и рублях) за счет изменения:

а) эффективности использования основных фондов предприятия;

б) объема производства предприятия;

6) какая доля прироста в стоимости основных фондов предприятия, обусловлена изменением:

а) эффективности использования основных фондов;

б) объема производства предприятия.

Задание 27: По РФ имеются данные о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов в 2008 и 2012 гг.

Среднедушевой денежный доход, руб. в месяц Доля населения, % к итогу,
   
до 3500 7,3 2,2
3500–5000 8,6 3,7
5000–7000 12,5 7,0
7000–10000 17,0 12,1
10000–15000 20,2 18,8
15000–25000 19,8 25,3
25000–35000,0 7,7 13,3
свыше 35000 6,9 17,6

1. Сопоставить распределения: а) по степени дифференциации; б) по степени концентрации, используя коэффициент Герфиндаля; б) по степени вариации. 2. Оценить центр распределения населения по доходам за каждый год и степень симметричности представленных распределений.

Задание 28: По РФ имеются данные о распределении общего объема денежных доходов по квинтильным группам населения:

Показатель    
Денежные доходы – всего, процентов    
в том числе по 20-процентным группам населения:    
первая (с наименьшими доходами) 5,1 5,2
вторая 9,8 9,8
третья 14,8 14,9
четвертая 22,5 22,5
пятая (с наибольшими доходами) 47,8 47,6

Используя коэффициент Джини, оценить степень концентрации доходов населения России и проанализировать ее изменение. Построить кривые концентрации денежных доходов населения.

Задание 29: На основе данных «Доклада о развитии человека» определить индексы человеческого развития для приведенных стран:

Страна Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет Уровень грамотности взрослого населения, % Общий показатель обучающихся в начальных, средних и высших учебных заведениях, % Реальный ВВП на душу населения, ППС в долл. США
Норвегия 79,8 99,9 94,2  
США 77,9 99,9 93,3  
Российская Федерация 65,0 99,4 88,9  
Казахстан 65,9 99,5 93,8  
ЮАР 50,8 82,4 77,0  
Нигерия 46,5 69,1 56,2  
Эфиопия 51,8 35,9 42,1  

Рассчитайте для каждой из стран индексы человеческого развития и и сделайте вывод о том, к какой группе по уровню человеческого развития можно отнести приведенные страны в соответствии с классификацией ООН.

Задание 30: По РФ имеются данные об обеспеченности населения федеральных округов РФ жильем (на конец года):

Федеральный округ Общая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя, кв. м Численность населения на конец года, тыс. чел.
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
Центральный 20,7 23,0    
Северо-Западный 21,3 23,2    
Южный 17,9 18,7    
Приволжский 19,2 21,0    
Уральский 19,0 20,4    
Сибирский 18,5 19,9    
Дальневосточный 19,3 20,4    

Определить среднегодовое относительное и абсолютное среднего по России уровня обеспеченности населения жильем, в том числе: а) за счет изменения уровней обеспеченности жильем населения отдельных федеральных округов; б) региональной структуры численности населения.

Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Наряду с чтением лекций и проведением семинарских занятий неотъемлемым элементом учебного процесса является самостоятельная работа. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, важные для успешной подготовки и защиты выпускной работы студента. Формы самостоятельной работы студентов могут быть разнообразными. Самостоятельная работа студентов включает: изучение монографий, законов Российской Федерации, оценку, обсуждение и рецензирование публикуемых статей; ответы на контрольные вопросы; решение задач; самотестирование, написание реферата (эссе), подготовку к студенческой научной конференции.

Выполнение всех видов самостоятельной работы увязывается с изучением конкретных тем.

Таблица 6.1

Наименование разделов, тем Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Формы отчетности о результатах СИ
Тема 1. Роль статистики, ее задачи и организация. Статистическое наблюдение Задачи статистики в рыночной экономике и возрастание роли статистических исследований в совершенствовании управления. Основные принципы официальной статистики, одобренные статистической комиссией ООН. Организация российской государственной статистики. Федеральная служба государственной статистики и ее функции. Формирование информационной базы управления субъекта хозяйствования – предприятия, организации, фирмы и др. Статистические публикации. Отраслевые и тематические сборники. Направления деятельности международных организаций в области статистики и ее развития. Реформы официальной статистики России в связи с необходимостью гармонизации отечественной и международной статистических систем. Основные вопросы развития статистики в связи с вступлением России в ВТО, а также присоединением к ОЭСР. Развитие системы обследований социально-экономической статистики Тестирование по теме 1 Экзамен
Тема 2. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения Группировки по комбинации признаков и многомерные группировки. Табличное изложение статистических данных. Виды статистических таблиц; их особенности и значение. Графическое представление статистических данных – его назначение и основные виды графиков. Тематический контроль Тестирование по теме 2 Экзамен
Тема 3. Абсолютные, относительные и средние величины Группировки по комбинации признаков и многомерные группировки. Табличное изложение статистических данных. Виды статистических таблиц; их особенности и значение. Относительные величины структуры и оценка различий сравниваемых структур. Роль средних величин в управлении. Научные основы исчисления средних показателей. Структурные средние, область их применения. Тестирование по теме 3 Экзамен
Тема 4. Статистические распределения и их основные характеристики Графическое изображение распределений. Порядковые статистики, их значение и методы расчета. Основные типы распределений. Показатели асимметрии и эксцесса, оценка их существенности. Тематический контроль Тестирование по теме 4 Экзамен
Тема 5. Выборочный метод наблюдения Малая выборка; определение величины ошибок. Оценка существенности расхождения двух выборочных средних и долей. Тестирование по теме 5 Экзамен
Тема 6. Корреляционная связь и ее статистическое изучение Роль качественного анализа в изучении связи. Показатели тесноты связи качественных признаков. Тестирование по теме 6 Экзамен
Тема 7. Индексный метод анализа в экономико-статистических исследованиях Использование индексного метода при изучении динамики сложных показателей. Взаимосвязь индексов различных показателей. Разложение общего абсолютного и относительного прироста результативного показателя на приросты за счет отдельных факторов. Тематический контроль Тестирование по теме 7 Экзамен
Тема 8. Методы обработки и анализа рядов динамики Выявление основной тенденции развития. Сглаживание и аналитическое выравнивание ряда. Изучение сезонных колебаний. Точечные и интервальные методы оценки прогнозируемых уровней ряда. Тестирование по теме 8 Экзамен
Тема 9. Статистика населения Переписи населения как важнейший источник информации. Особенности Всероссийской переписи населения 2010 г. Миграционная привлекательность стран. Тематический контроль Тестирование по теме 9 Экзамен
Тема 10. Статистика рынка труда и трудовых ресурсов Классификация населения по статусу в занятости. Занятость на основной и дополнительной работе. Неполная занятость. Средняя продолжительность поиска работы и факторы, определяющие ее изменчивость. Тестирование по теме 10 Экзамен
Тема 11. Основные направления статистического анализа макроэкономических показателей в СНС Первичные доходы секторов экономики. Сальдо первичных доходов, валовой национальный располагаемый доход как характеристики доходов на макроуровне. Перераспределение доходов между секторами экономики: скорректированный располагаемый доход и трансферты. Характеристика расходов и потребления на макроуровне: расходы на конечное потребление и фактическое конечное потребление. Социальные трансферты в натуральной форма и роль сектора государственного управления в формировании трансфертных потоков. Показатели сбережения на макроуровне; накопление основного капитала, оборотных средств и других составляющих экономических активов. Тестирование по теме 11 Экзамен
Тема 12. Современная концепция национального богатства и баланс активов и пассивов Классификации, применяемые при изучении национального богатства в рамках системы национальных счетов (СНС). Взаимосвязь национального богатства с другими показателями СНС. Использование счетов накопления для отражения изменения стоимости национального богатства в результате экономических операций. Использование счета других изменений в активах и пассивах и счета переоценки для оценки стоимости активов. Тестирование по теме 12 Экзамен
Тема 13. Статистика основных фондов и материальных оборотных средств Виды оценки основных производственных фондов: первоначаль­ная, восстановительная, балансовая, рыночная. Понятие износа основных фондов и его виды. Амортизация основных фондов. Схема и показатели баланса основных фондов. Тематический контроль Тестирование по теме 13 Экзамен
Тема 14. Статистика доходов, расходов и потребления населения Показатели потребления домашних хозяйств. Потребление продуктов питания. Различия в потреблении домашних хозяйств различных категорий и с различным уровнем благосостояния. Понятие потребительской корзины и потребительского бюджета. Статистические показатели прожиточного минимума и его состава. Задачи, решаемые с использованием прожиточного минимума. Определение прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения. Тематический контроль Тестирование по теме 14 Экзамен
Тема 15. Статистика качества жизни населения Понятие человеческого развития как процесса расширения возможностей людей делать выбор. Принципиальные отличия концепции человеческого развития и необходимость изучения человеческого развития. Базовые принципы человеческого развития. Основные направления международного сотрудничества статистических органов при решении экологических проблем. Факторы, влияющие на экологическую ситуацию и статистическая оценка их воздействия на человеческое. Тематический контроль Тестирование по теме 15 Экзамен

6.1. Примерные тестовые задания для контроля качества
усвоения материала

ЗАДАНИЕ 1 (выберите один вариант ответа)

Если все значения признака в совокупности уменьшить в «n» раз, то средняя:

а. не изменится;

б. уменьшится в «n» раз;

в. увеличится в «n» раз;

г. уменьшится в «» раз.

ЗАДАНИЕ 2 (выберите один вариант ответа)

Степень тесноты и направление связи между двумя признаками можно оценить при помощи:

а. корреляционного отношения;

б. линейного коэффициента корреляции;

в. коэффициента регрессии.

г. коэффициента эластичности.

ЗАДАНИЕ 3 (выберите один вариант ответа)

Относительные величины, характеризующие долю собственного и долю заемного капитала в общей величине капитала фирмы, относятся к величинам:

а. координации;

б. структуры;

в. сравнения;

г. динамики.

ЗАДАНИЕ 4 (выберите один вариант ответа)

Методом случайной повторной выборки обследовано 1000 работников -акционерного общества "Прогресс", из которых 850 человек выполняли и перевыполняли дневную норму выработки. Средняя ошибка выборки равна:

а. 0,011;

б. 0,850;

в. 0,128;

г. 0.

ЗАДАНИЕ 5 (впишите правильный ответ)

Портфель состоит из акций трех компаний. Их доходность равна соответственно 15, 20 и 22%, а доля в портфеле – 10, 70 и 20%. Следовательно, средняя доходность портфеля составит:

 
 


ЗАДАНИЕ 6 (выберите один вариант ответа)

Средний уровень моментного ряда при равноотстоящих датах рассчитывается по формуле:

а. средней арифметической невзвешенной;

б. средней арифметической взвешенной;

в. средней хронологической;

г. средней геометрической невзвешенной.

ЗАДАНИЕ 7 (выберите один вариант ответа)

Ряд динамики характеризует:

а. структуру совокупности по какому-либо признаку;

б. значения признака на определенную дату или за определенный период;

в. определенное значение варьирующего признака в совокупности;

г. изменение значений признака в пространстве.

ЗАДАНИЕ 8 (впишите правильный ответ)

Если индекс фиксированного состава равен 95%, индекс структурных сдвигов равен 102%, то индекс переменного состава равен (ответ дать в %):

 
 


ЗАДАНИЕ 9 (выберите один вариант ответа)

ВВП – это:

а. совокупность всех товаров и услуг, произведенных на территории данной страны;

б. стоимость готовых товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны;

в. конечная стоимость рыночных и нерыночных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны;

г. стоимость рыночных и нерыночных товаров и услуг, произведенных на экономической территории данной страны.

ЗАДАНИЕ 10 (выберите один вариант ответа)

К показателям, характеризующим движение основных фондов, не относится:

а. коэффициент ввода;

б. коэффициент обновления;

в. коэффициент износа;

г. коэффициент выбытия.

ЗАДАНИЕ 11 (выберите один вариант ответа)

Основным источником информации о численности, составе населения и демографических процессах являются:

а. данные текущей отчетности органов ЗАГС о численности родившихся, умерших, о числе браков и разводов;

б. переписи населения;

в. микропереписи населения;

г. специальные демографические обследования.

ЗАДАНИЕ 12 (выберите один вариант ответа)

Индексы потребительских цен на продовольственные товары, рассчитанные к предыдущему месяцу с весами февраля, составили: в марте 108%, в апреле 104%, в мае 103%, в июне 106%. Среднемесячное изменение потребительских цен за рассматриваемый период составило:

а. 5,23%;

б. 105,20%;

в. 1,05%;

г. 6,6%.

ЗАДАНИЕ 13 (выберите один вариант ответа)

Рыночная цена производителя – цена, получаемая производителем за реализуемую единицу товара или услуги, включающая:

а. налоги на продукты;

б. субсидии на продукты;

в. чистые налоги на продукты;

г. чистые налоги на производство.

ЗАДАНИЕ 14 (выберите один вариант ответа)

Трансферты – это:

а. операции по безвозмездному предоставлению одной институциональной единицей товаров, услуг или активов другой институциональной единице,

б. операции по передаче доходов в денежной или натуральной форме одной институциональной единицей другой на безвозмездной основе,

в. операции по передаче товаров, услуг или активов одной институциональной единицей другой на возмездной основе.

г. операции по взаимному обмену товарами и услугами.

ЗАДАНИЕ 15 (выберите один вариант ответа)

Балансирующая статья в сводном счете производства:

а. валовое сбережение;

б. валовой располагаемый доход;

в. валовой внутренний продукт;

г. валовая прибыль и смешанные доходы.

ЗАДАНИЕ 16 (выберите один вариант ответа)

Показатель «Оплата труда наемных работников» является элементом, учитываемым при формировании показателя:

а. промежуточного потребления;

б. добавленной стоимости;

в. в конечного потребления;

г. баланса первичных доходов.

6.2. Методические рекомендации по подготовке студентами
домашней контрольной работы

Выполнение домашней контрольной работы является одной из форм развития и практического применения умений и навыков самостоятельной работы студентов в процессе изучения курса макроэкономики. Написание домашней контрольной работы требует от студента понимания экономической проблемы в целом, предполагает способность провести анализ явлений экономической жизни общества, умение делать обобщения, правильные теоретические и практические выводы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: