Анализ и управление объемом производства и продаж

Объем производства и реализации являются взаимозависимыми показателями.

В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж.

Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

После прогнозирования объема реализации (продаж) составляется производственная программа. В ней намечаются уровни производства, которые должны быть достигнуты в определенные периоды времени.

Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Основными задачами анализа являются:

- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

- определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства продукции оценивается при помощи натуральных и условно-натуральных показателей, а также в единицах трудоемкости и по стоимости.

Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки (валовой, товарной и реализованной продукции).

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

ВП = ТП + НЗПк - НЗПн

ТП – объем товарной продукции;

НЗПк , НЗПн – остатки незавершенного производства соответственно на конец и начало отчетного периода.

Товарная продукция – продукцияполностью готовая, соответствует предъявленным требованиям и предназначена для реализации.

В состав товарной продукции включается готовая продукция, услуги и запасные части.

ТП = ГП + Услуги + Запасные части

Объем реализации продукции – определяется в действующих ценах (оптовых, договорных).

По действующему законодательству объем реализации определяется по методу начисления (по отгрузке), датой получения признается день отгрузки товаров (работ, услуг, имущественных прав).

РП = ТП + ОГПн – ОГПк

ОГПн, ОГПк – остатки готовой продукции на складе предприятия соответственно на начало и конец периода.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Среднегодовые темпы роста и прироста можно рассчитать как среднегеометрическую или среднеарифметическую взвешенную величину.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Формирование ассортимента выпуска продукции включает следующие основные этапы:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производства морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменения в ассортименте продукции.

Анализ объема производства по основным номенклатурным позициям проводится в стоимостных и натуральных показателях позволяет выделить основные факторы, влияющие на анализируемые показатели.

При этом возможны следующие варианты:

- темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных - изменение объема продукции обусловлено преимущественно ростом цен;

- темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных - изменение объема продукции вызвано ростом физического объема продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск.

В дальнейшем проводится сравнительный анализ показателей объема выпуска, реализации и динамики остатков продукции на складе.

Причины недовыполнения по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения и другие. Внутренние причины – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, недостаток электроэнергии, недостатки в системе управления и другие.

Увеличение объема производства (реализации) по одним выдам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. удельный вес отдельных видов изделий в общем их выпуске.

Изменение структуры производства большое влияние оказывает на экономические показатели: объем товарной выпуска, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес высокорентабельной продукции, то прибыль увеличивается, и наоборот.

По аналогичной схеме производится анализ показателей реализации. В процессе оценки необходимо выделить те ассортиментные позиции, по которым наблюдались расхождения.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации производится путем сравнения фактических уровней данных показателей с плановыми и вычисления абсолютных и относительных приростов каждого из них.

В процессе анализа необходимо установить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации и получению выручки.

Следующий этап анализа является изучение факторов, влияющих на выпуск товарной и объем реализованной продукции.

По экономическому содержанию все факторы можно объединить в три группы: обеспеченность организации трудовыми ресурсами, основными фондами, сырьем и материалами и эффективность их использования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: