double arrow

Жизненный цикл изделия, техники и технологии и его влияние на объем производства продукции и организационно-технический уровень производства

Развитие любой системы основано на законах диалектики. Не является исключением и система экономических отношений., также имеющая цикличный характер развития. Иными словами3 процессы, происходящие в экономике, подвержены циклическим колебаниям, этапами которых в наиболее общем виде являются зарождение, развитие, стабильное функционирование, старение и переход к новой, более совершенной системе. Именно поэтому в настоящее время в экономической науке все больше внимания уделяется изучению жизненных циклов систем.

Жизненный цикл – это воспроизводственный контур (технологический уклад) существующий в течении определенного периода времени. Производственные контуры иными словами, это совокупность совместимых технологий, форм и методов организации производства и управления. Длительность жизненного цикла одного уклада в экономиках различных стран различна и зависит от многих факторов. Жизненный цикл продуктов становится короче по мере возрастания потребностей человека. Для успешного функционирования предприятия в условиях конкурентной среды требуется постоянная интенсификация научных исследований в области совершенствования техники, технологий и организационно-технического уровня производства. Изучение жизненного цикла товаров позволяет прогнозировать как развитие предприятия, выпускающего данный товар, так и отрасли в целом.

Выделяют 3 наиболее существенных этапа жизненного цикла:

-создание нового товара

-выпуск товара

-модернизация товара, либо замена новым

В рамках второго этапа (выпуск товара) выделяют 3 самостоятельные составляющие: освоение, промышленное производство, снятие с производства.

Для первого этапа жизненного цикла характерно проведение маркетингового анализа, цели которого: изучить поведение покупателей, сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара, разработка товара, решение относительно его упаковки, использования торговой марки и т.д.

На этом же этапе проводят стратегический анализ деятельности предприятия с учетом выпуска нового товара. Оценивают возможные источники финансирования, технический и технологический потенциал предприятия, возможные влияния на его деятельность внешних факторов (например: денежно-кредитная и налоговая политики гос-ва, рыночная конъюктура). Перечисленные факторы сложно оценивать в количественном выражении, поэтому следует проводить качественный анализ.

После принятия решение о пром. производстве переходит к новому этапу жизненного цикла – промышленное производство. На данной стадии решаются вопросы построения наиболее оптимальной структуры производства с точки зрения его организации, обеспечения современной техникой и технологией.

Выделяют комплексную и специализированную организационную структуре предприятия.

Комплексная структура охватывает все стадии жизненного цикла продукции, а также реализацию.

Специализированная структура построена по отдельным стадиям жизненного цикла. Такая структура характерна для крупных холдинговых компаний с выосокой степенью специализации компаний, входящих в её состав.

В рамках одного предприятия наиболее рациональных способов организации производства является поточное (конвейерное) производство. При данном способе целесообразно рассчитывать следующие коэффициенты:

Коэффициент такта поточной линии = отношение фактического фонда рабочего времени к планируемому объему выпуска продукции;

Коэффициент закрепления операций=отношение коэффициента среднего производственного такта к среднешуточно калькуляционному времени изготовления детали по операциям;

Коэффициент количества рабочих мест на операциях = отношение среднешуточно калькуляционного времени на изготовления детали к коэффициенту такта поточной линии.

Равенство отношений среднешуточно калькуляционного времени на изготовление детали к коэффициенту количества рабочих мест свидетельствует о синхронизации выполнения операций.

Эффективность производства товара на третьем этапе жизненного цикла также в значительной степени определяется оптимизацией процесса его производства.

В целях определения оптимального соотношения новой продукции, обладающей высокой рентабельностью, и минимально возможного безубыточного для предприятия объема выпуска морально устаревшей продукции возможно использовать метод анализа, сочетающий в себе элементы маржинального анализа и линейного программирования. В основе данного метода лежит метод директ-костинг, предполагающий, разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные. Главной особенностью системы является то, что себестоимость планируется только в части переменных затрат.

Достоинства данной методики: простое нормирование, планирование, учет, контроль, резко уменьшает число статей затрат: себестоимость становится более обозримой, а отдельные затраты лучше контролируемыми.

Минусы: трудности в классификации затрат на постоянные и переменные.

Исходя из вышеуказанного следует сделать вывод, что в целях повышения рентабелньости производства продукции, необходимо проводить тщательные маркетинговый и стратегический анализ.

ЕЩЕ

Жизненный цикл товара - это время существования товара на рынке. Рассматривая ЖЦ товара, следует иметь в виду следующие обстоятельства.

Срок жизни товара ограничен, т. е. любое изделие (или услуга) с определенными потребительскими свойствами рано или поздно вытесняется с рынка более совершенным товаром, обладающим лучшими потребительскими свойствами. В практической деятельности нет «вечного товара», так как прибыль, получаемая от его реализации, из-за падения спроса настолько уменьшается, что дальнейшая реализация становится нецелесообразной.

ЖЦ товара на рынке проходит несколько этапов, каждый из которых не только открывает перед продавцом определенные возможности, но и ставит свои проблемы.

Каждый этап ЖЦ товара требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.

Внедрение - период медленного увеличения объема продаж, когда товар только поступает на рынок и завоевывает покупателей. В связи с большими затратами предприятия во время внедрения товара прибыль на этом этапе отсутствует.

Рост - период быстрого признания товара потребителями и значительного роста прибыли.

Зрелость - период замедления темпов роста объемов продаж, поскольку рынок насыщен признанным у большой группы покупателей товаром. Прибыль стабилизируется или начинает снижаться.

Спад - период снижения объемов продаж и уменьшения прибыли.

Часто бывает нелегко точно определить начало и завершение каждого этапа. Это становится возможным, только когда рост или падение объема продаж очевидны. Однако производителю следует знать, какова продолжительность этапов, характерная для его отрасли. Но жизнь не стоит на месте и периодически следует пересматривать продолжительность этапов. Жесточайшая конкуренция на рынке приводит к уменьшению ЖЦ товаров, а это означает, что товар должен приносить прибыль за более короткий период времени.

ъем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Методы комплексной оценки эффективности-использования активов организации. Основные факторы, определяющие уровень и динамику активов - это оборачиваемость активов и уровень рентабельности. Использование активов показывает, на сколько быстро средства вложенные в ресурсы превращаются в выручку, т.е. использование активов отражает интенсивность оборачиваемости активов. Показатели использования активов 1. Коэф оборачиваемости ОА = Выручка / Среднегодовая величина ОА. ОАсреднегод = (ОАначал + ОА конец) / 2. Ускорение оборачиваемости способствует сокращению потребности в ОА, приросту объема производства и продаж и увеличению получаемой прибыли. В результате улучшается финансовое состояние п/п и укрепляется платежеспособность. 2. Продолжительность оборота ОА = Длительность периода(360 дней) / Коэф оборачиваемости ОА. 3. Коэф закрепления ОА = ОА среднегод / Выручка.

Снижение Коэф. оборачиваемости может затруднить реализацию, преимуществ организации достигнутых в области управления рентабельностью производства (путем рационализации ценовой политики, экономии издержек и исполнения эффекта производственного рычага). При низкой рентабельности продукции необходимо ускорение оборота активов и его элементов. Активы имеют сложную структуру и зависит от нее оборачиваемости каждого вида актива на Рентабельность активов влияют 2 фактора: 1. Выручка от продаж – рентабельность продаж. 2. Оборачиваемость. Анализ ВА начинают с изучения их состава, структуры и динамики. Особое внимание уделяют основным средствам, т.к. они имеют большой удельный вес в долгосрочных активах предприятия. При анализе ОС рассчитывают: 1. Коэф износа = Амортизация / ОС первичной стоимости. 2. Коэф годности = 1-Коэф износа. 3. Коэф поступления = ОС поступившие / ОС на конец периода. 4. Коэф выбытия = ОС выбывшие / ОС на начало периода. НМА рассчитываются по той же схеме. Увеличение НМА оценивается положительно. Рост незавершенного производства свидетельствует о вложении средств в объекты долгосрочного пользования с целью получения дохода.

3. Проанализировать динамику периода погашения дебиторской задолженности по данным бухгалтерской отчетности. Определить влияние отдельных факторов на его изменение в отчетном году по сравнению с предыдущим годом.

  Показатель     Изменение
         
  1 Выручка N     7116,00
  2. Среднегодовой остаток дебиторской задолженности Дз 22045,5   -7868,50
  3. Оборачиваемость дебиторской задолженности N/ДЗ 2,64 1,70 0,93
  4.Период погашения ДЗ 136,62 211,26 -74,64
  Lдз = 360/(N:ДЗ)
  5. Влияние факторов на ускорение (замедление) оборачиваемости ДЗ - всего Х Х -74,64
  в том числе за счет:
а) изменения среднегодовых остатков ДЗ (360*(ст2п2-ст3п2)/ст3п1) Х Х -55,57  
б) изменения выручки от продаж (360*(ст2п2/ст2п1-ст2п2/ст3п1)) Х Х -19,07  
                 

Анализ дебиторской задолженности можно осуществлять либо сплошным, либо выборочным методом. Это зависит от размеров задолженности, от количества расчетных документов и от количества самих дебиторов.

Существует ряд показателей, как абсолютных, так и относительных, характеризующих дебиторскую задолженность.

Прежде всего, здесь используется абсолютный показатель просроченной дебиторской задолженности, приводимый в приложении к балансу (ф.5). Просроченной принято считать такую задолженность, по которой истек трехмесячный срок с момента наступления даты ее погашения.

Важным показателем является оборачиваемость дебиторской задолженности, определяемая последующей формуле:

Выручка от реализации продукции, работ, услуг при последующей оплате (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов) делить на среднюю величину дебиторской задолженности.

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает количество оборотов, совершаемых этими средствами за отчетный период (как правило, за год).

Следующим показателем является период ее погашения.

Период погашения дебиторской задолженности = число дней в период (в году — 360) делить на оборачиваемость дебиторской задолженности (количество оборотов за данный период).

Необходимо принять во внимание, что чем больше период просрочки дебиторской задолженности, тем выше риск ее непогашения.

Тенденция к увеличению этого показателя свидетельствует о снижении ликвидности.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз за период (год) организация получила от покупателей оплату в размере среднего остатка неоплаченной задолженности. Показатель измеряет эффективность работы с покупателями в части взыскания дебиторской задолженности, а также отражает политику организации в отношении продаж в кредит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: