Методы принятия решений

Суть каждого принимаемого руководством решения – выбор наилучшей из нескольких альтернатив по конкретным, установленным заранее, критериям. Существуют следующие методы принятия решений:

1. Методы прогнозирования: мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, метод экспертных оценок, модель ожидания потребителей, дерево решений, мозговая атака и т.д.

2. Оптимизационные методы: методы математической статистики, теория массового обслуживания, теория вероятностей и т.п.

3. Расчетно-аналитические методы.

4. Опытные методы.

5. Программно – целевые методы.

Прогнозирование – это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования.

Мнение жюри – метод заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах.

В практике деятельности предприятий общественного питания данный метод может быть применен, например, при проведении конкурсов, ярмарок, дней национальных кухонь, выставок - продаж и т.п.

Совокупное мнение сбытовиков. Торговые агенты, занимающиеся сбытом продукции за пределами предприятия, могут предсказывать будущий спрос за счет знания потребностей населения в услугах.

Метод экспертных оценок – представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию.

В общественном питании данный метод используют при проведении бракеража блюд повседневного ассортимента и дегустации новых фирменных блюд. При этом для каждой группы продукции разрабатывается своя шкала балльной оценки с учетом коэффициента важности каждого показателя.

После обработки анонимных анкет экспертов, выставляется оценка по ряду показателей (внешний вид, консистенция, цвет, вкус и т.п.) в зависимости от вида блюд и дается общее заключение об их качестве и возможности реализации, либо внедрения в производство.

Модель ожидания потребителей является прогнозом, основанным на результатах опроса клиентов организации. В общественном питании применяют: потребительские конференции, анкетирование, социологические опросы и т.п.

Мозговая атака применяется, когда организация нуждается во множестве новых идей и альтернатив, которые могут быть предложены при коллегиальном обсуждении. Руководитель излагает суть проблемы, после чего участники пытаются предложить как можно больше идей. Только после прекращения генерирования некоторые идеи подвергаются оценке. Это может отнимать много времени, которого у организации может и не быть.

«Дерево решений» позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные альтернативы визуально. Этот метод можно использовать в применении к сложным ситуациям, когда результат принимаемого решения влияет на последующие.

Теория массового обслуживания (теория очередей) успешно применяется при усилении неопределенности, когда решение касается процесса с большой степенью случайности.

Расчетно-аналитический метод применяются в целях разработки решений, направленных на развитие и совершенствование имеющихся тенденций, заложенных в ходе производственной деятельности управляемого объекта. Этот метод представляет собой сочетание анализа результатов и прогнозных расчетов направлений развития организации. Проведя, например, фотографию рабочего дня повара и сделав потом баланс рабочего времени, можно рассчитать ожидаемый рост производительности.

Опытные методы основаны на личном опыте руководителей и специалистов обоснования ситуаций и способов их разрешения, имевших место в прошлом. Имеющийся опыт позволяет исключить возможные ошибки и привести организацию к желаемому результату.

Программно-целевые методы применяются чаще всего для обоснования стратегических и тактических решений, которые связаны с внесением существенных качественных изменений в работу управляемого объекта: его структуру, производство, технологию, организацию труда и т.д. Например, достижению предприятием общественного питания цели – увеличение объемов производства продукции – должна предшествовать программа по изучению и стимулированию спроса потребителей, анализу организации труда и мотивации исполнителей и т.д.





Подборка статей по вашей теме: