Отраслевой анализ - это изучение отраслей экономики, направленное на оценку конкурентоспособности и перспектив конкретной отрасли хозяйства в сравнении с другими отраслями и определение в составе отрасли предприятий, имеющих особые перспективы развития.
Фундаментальный анализ - это глубокое исследование финансового положения и результатов хозяйственной деятельности предприятия и перспектив их изменения.
Внутрифирменный анализ - это анализ результативности и эффективности текущей деятельности предприятия, а также возможных вариантов деятельности предприятия, в том числе по отдельным функциям, процессам, подразделениям и подсистемам.
Стратегический анализ является одной из функцией стратегического управления, тогда как оперативный анализ является одной из функций оперативного планирования. Стратегический анализ включает функции экономического, отраслевого и фундаментального анализа, анализа финансового рынка, другие специфические виды анализа, которые будут рассмотрены отдельно.
Оперативный анализ включает некоторые функции экономического, отраслевого и фундаментального анализа, анализа финансового рынка, другие специфические виды анализа, которые будут также рассмотрены отдельно.
По пространственному признаку различают внутрихозяйственный и межхозяйственный анализ. Межхозяйственный АХД изучает деятельность двух и более предприятий, что позволяет перенять передовой опыт, недостатки, резервы и дать более объективную оценку деятельности предприятия.
АХД по методике изучения объектов может быть диагностическим сравнительным, экономико-математическим, факторным, маржинальным, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.
По субъектам АХД делится на внутренний и внешний.
По охвату изучаемых объектов: сплошной и выборочный.
По содержанию программы исследований– комплексный и тематический.
АХД- анализа хозяйственной деятельности
Приведите типологию видов экономического анализа. Охарактеризуйте виды экономического анализа по подсистемам управления предприятия, по субъектам, по охвату изучаемых объектов и по содержанию программ анализа. Приведите примеры.
Отраслевой анализ - это изучение отраслей экономики, направленное на оценку конкурентоспособности и перспектив конкретной отрасли хозяйства в сравнении с другими отраслями и определение в составе отрасли предприятий, имеющих особые перспективы развития.
Фундаментальный анализ - это глубокое исследование финансового положения и результатов хозяйственной деятельности предприятия и перспектив их изменения.
Внутрифирменный анализ - это анализ результативности и эффективности текущей деятельности предприятия, а также возможных вариантов деятельности предприятия, в том числе по отдельным функциям, процессам, подразделениям и подсистемам.
Стратегический анализ является одной из функцией стратегического управления, тогда как оперативный анализ является одной из функций оперативного планирования. Стратегический анализ включает функции экономического, отраслевого и фундаментального анализа, анализа финансового рынка, другие специфические виды анализа, которые будут рассмотрены отдельно.
Оперативный анализ включает некоторые функции экономического, отраслевого и фундаментального анализа, анализа финансового рынка, другие специфические виды анализа, которые будут также рассмотрены отдельно.
Классификация экономического анализа по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:
технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием являются изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности предприятия;
аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового “здоровья” предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;
экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;
маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней cреды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
По субъектам различают внутренний анализ и внешний анализ.
Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.
Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности (АХД) может быть сравнительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.
При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей по результатам хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.
Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.
Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно- следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.
Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация.
По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим.
При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные его стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.






