Этапы разработки ценовой политики

Ценовая политика представляет собой процесс формирования цен, обеспечивающий достижение следующих целей: максимизация прибыли; закрепление позиций на рынке и проникновение в новые сегменты; создание деловой репутации компании.
Для разработки ценовой политики предусмотрено несколько этапов:

1. На первом этапе следует определиться с целью ценовой политики. Данная цель может содержать обширное направление развития бизнеса либо маленькие перспективы выхода предприятия на новый уровень продаж.

2. Второй этап характеризуется внутренними маркетинговыми исследованиями. В рамках такого анализа проводится оценка производственных мощностей оборудования, расходов на оплату труда, стоимости сырья и материалов, издержек на транспортировку товаров и поиски новых каналов распределения, затрат на маркетинговые мероприятия, стимулирующие сбыт и т. п.

3. На третьем этапе проводятся маркетинговые исследования ценовых стратегий конкурентов, а именно, уровни цен на товары-аналоги, вариация цен в зависимости от изменения рыночных факторов и потребительских предпочтений, гибкость ценовых политик и особенности выбора ценовых стратегий.

4. Четвертый этап обусловлен принятием решения по поводу того, каким методом будет определяться розничная цена на собственные товары. Основной критерий при выборе подхода к ценообразованию – это получение максимально возможной прибыли.

5. На пятом этапе разрабатываются программы адаптации цены к постоянно меняющимся рыночным условиям. На данном этапе анализируются факторы, влияющие на покупательский спрос, в результате чего цена нуждается в корректировке. К таким факторам можно отнести:

o рост затрат на производство и заработную плату;

o необходимость в повышении производственных мощностей и привлечении дополнительной рабочей силы;

o общее состояние экономики, тенденции к возникновению кризиса;

o уровень качества продукта;

o совокупность функциональных характеристик товара;

o наличие аналогов на рынке;

o престижность марки, под которой продвигается товар;

o уровень доходов потенциальных потребителей;

o стадия жизненного цикла товара;

o динамика развития спроса;

o тип рынка.

6. Данные факторы могут сочетаться друг с другом и дополняться другими условиями. Основной сложностью данного этапа является то, что большинство из данных факторов невозможно измерить количественно.

7. Шестой этап является заключительным, так как он завершает процесс формирования цены окончательным денежным выражением стоимости товара.

Результатом ценовой политики выступает цена, об адекватности и правильности которой предстоит судить потребителю. Формируя мнение о цене, покупатель анализирует лишь оптимальность соотношения между потребительской ценностью товара и ее денежным выражением.
Перед тем, как использовать ту или иную ценовую политику, нельзя игнорировать общий розничный уровень цен в его повседневной динамике. Эту информацию можно получать из статистических справочников, каталогов других предприятий и других источников.

Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:

· налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;

· научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;

· государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.

Уровень и соотношение цен товаров любого назначения касаются интересов всех субъектов производственной деятельности, непроизводственной сферы, а также населения в целом.

Государственное регулирование в сфере ценообразования и применения цен осуществляется с помощью различных методов, среди которых можно выделить:

· определение перечня продукции и услуг, подлежащих государственному регулированию, в том числе монопольной продукции;

· установление предельных уровней цен и тарифов, а также торговых надбавок (скидок);

· нормирование рентабельности;

· замораживание цен.

В первую очередь государство регулирует цены продукции и услуг предприятий с государственной формой собственности. К ним относятся тарифы железнодорожных перевозок, коммунально-бытовых и жилищных услуг, услуг связи и др.

Государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:

· назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;

· определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);

· устанавливать рыночные "правила игры", т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг).

Основные принципы установления и применения цен товаров и тарифов услуг, а также организации контроля за их соблюдением на территории РФ определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.


154. Формы и методы финансового оздоровления фирмы. Определение платежеспо­собности и кредитоспособности фирмы.

Предприятие проходит несколько стадий своего развития, которым сопутствует благоприятная или кризисная финансовая ситуация. Ухудшение финансового положения свидетельствует о том, что происходит сбой в экономическом механизме хозяйствования. Санация представляет собой процесс финансового оздоровления предприятия, направленный на достижение оптимальной структуры капитала и устойчивое развитие. Основная цель санации – восстановить платежеспособность предприятия. Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:
• ликвидация дебиторской задолженности;
• исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом;
• предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;
• перепрофилирование производства;
• закрытие нерентабельных производств;
• продажа части имущества должника;
• уступка требования должника;
• предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий;
• продажа предприятия должника;
• применение иных способов.
По окончании санации проценты, неустойка и другие экономические санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным обязательствам, могут быть предъявлены к оплате в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации.

Платежеспособность предприятия определяется следующим образом:

1. Определяется коэффициент текущей ликвидности:

2. Рассчитывается коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:

3. Если один или оба коэффициента не соответствуют норме (КТЛ ≥ 2; КСОС ≥ 0,1), баланс признается неудовлетворительным и рассчитывается коэффициент возможного восстановления платежеспособности в течение следующих 6 месяцев:

4. Если структура баланса признана удовлетворительной (коэффициенты соответствуют норме), производится расчет коэффициента утраты платежеспособности в течение 3 месяцев:

где T — период времени, равный 3, 6, 9 или 12 месяцам.

В большинстве случаев российские банки на практике применяют методы оценки кредитоспособности на основе совокупности финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое состояние заемщика.

Из-за отсутствия единой нормативной базы в отраслевом разрезе объективная оценка финансового состояния заемщика невозможна, так как нет сравнительных среднеотраслевых, минимально допустимых и наилучших для данной отрасли показателей. В современных условиях коммерческие банки разрабатывают и используют собственные методики оценки кредитоспособности заемщиков с учетом интересов банка. Сбербанк России разработал и применяет методику определения кредитоспособности заемщика на основе количественной оценки, финансового состояния и качественного анализа рисков. Финансовое состояние заемщика оценивается с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на такие изменения. Для оценки финансового состояния заемщика используются три группы оценочных показателей: коэффициенты ликвидности (К 1, К 2, К 3); коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К 4); показатель оборачиваемости и рентабельности (К 5). Согласно Регламенту Сбербанка России основными оценочными показателями являются коэффициенты (К 1, К 2, К 3, К 4, К 5), а остальные показатели (оборачиваемости и рентабельности) необходимы для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к первым пяти коэффициентам.

По результатам анализа пяти коэффициентов заемщику присваивается категория по каждому из этих показателей на базе сравнения полученных значений с установленными (достаточными). Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами. Следующий шаг — расчет общей суммы баллов (S) с учетом коэффициентов значимости каждого показателя, имеющих следующие значения: К 1 = 0,11; К 2 = 0,05; К 3 = 0,42; К 4 = 0,21; К 5 = 0,21. Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.


155. Прекращение деятельности фирмы. Банкротство, его признаки и причины. Про­цедура банкротства и её последствия для предприятия (фирмы). Внешнее управление имуществом предприятия (фирмы). Ликвидация фирмы. Санация.

термин " банкротство " в широком смысле слова используется синоним термина «несостоятельность». В Российской Федерации эти термины совпадают

Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 года определяет несостоятельность как: «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: