Глава 2. Методологическая основа финансового анализа

Методом экономического анализа является диалектический способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимо­связи и взаимозависимости.

Характерными особенностями метода экономического ана­лиза являются:

♦ использование системы аналитических показателей, все­сторонне характеризующих финансово-хозяйственную де­ятельность организации;

♦ изучение причин изменения этих показателей;

♦ выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.

Методика анализа — это система правил и требований, га­рантирующих эффективное применение метода.

В совокупности метод и методика представляют собой мето­дологическую основу экономического анализа.

Все аналитические методы можно разделить на две большие группы: качественные (логические) и количественные (форма­лизованные).

К качественным (неформализованным, логическим) мето­дам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессиональ­ного опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:

♦ метод сравнения;

♦ метод построения систем аналитических таблиц;

♦ метод построения систем аналитических показателей;

♦ метод экспертных оценок;

♦ метод сценариев;

♦ психологические и морфологические методы и т.п.

Количественные (формализованные) методы — это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного уже с помощью логических методов.

Количественные методы можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические, экономико-математические ме­тоды анализа и т.д.

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

♦ метод абсолютных, относительных и средних величин;

♦ метод сравнения;

♦ вертикальный анализ;

♦ горизонтальный анализ;

♦ трендовый анализ;

♦ факторный анализ;

♦ анализ с помощью финансовых коэффициентов;

♦ метод экспертных оценок.

В процессе сбора данных получают информацию о значени­ях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокуп­ности). Эта информация, как правило, представлена в виде по­казателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений мо­жет быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих пока­зателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет опреде­ленное значение и занимает важное место в аналитическом про­цессе.

Абсолютные показатели характеризуют числен­ность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натураль­ную, стоимостную (денежную).

Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свой­ствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции — в центнерах и тон­нах и т.д.

Натуральные показатели могут быть и составными. Напри­мер, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспор­та—в тонно-километрах и т.д.

Если некоторые разновидности продукции обладают общим потребительским свойством, то обобщенные итоги по выпуску разных видов продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пе­ресчета. Например, выпуск продукции консервного завода из­меряется в ТУБах (в тыс-ячах условных банок).

Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учет­ные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена едини­цы продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; ве­личина расходов и прибыли, величина задолженности и др.

Следует также отметить, что абсолютные показатели полу­чают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем.

Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютны­ми одноименными показателями:

±ΔП = П1 - П0,

где П1 - значение абсолютного показателя в отчетном периоде;

П0 - значение абсолютного показателя в базисном периоде;

ΔП - абсолютное отклонение (изменение) показателя.

Пример, величина денежных средств кондитерской фабри­ки в IV квартале (отчетном) увеличилась по сравнению с III кварталом (базисным) с 2450 до 2865 тыс. руб., т.е. — на 415 тыс. руб. (2865 - 2450 = 415 тыс.руб.).

Относительные показатели представляют собой соотношение абсолютных (или других относительных) показа­телей, то есть количество единиц одного показателя, приходя­щееся на одну единицу другого показателя. Относительными ве­личинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показа­теля в разные моменты (например, темп роста).

Относительные величины применяются в разных видах ана­лиза, в зависимости от конкретной экономической задачи, они облегчают процесс финансового анализа. В зависимости от по­ставленной аналитической задачи могут использоваться разные виды относительных величин.

Сопоставлять можно одноименные показатели, относя­щиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления пред­ставлен:

1) коэффициентом (база сравнения принята за единицу)

или

2) выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

Результатом соотношения одноименных показателей могут быть следующие относительные показатели.

1. Относительные величины динамики, которые характери­зуют изменение процесса во времени, и показывают, во сколь­ко раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показате­ля по сравнению с предыдущим периодом времени. Относи­тельные величины динамики могут исчисляться в долях единицы (коэффициентах), когда сравниваемая величина делится на базу сравнения. Если мы умножим полученный коэффициент в до­лях единицы на 100%, то получим результат сопоставления в про­центах.

Коэффициент динамики = П1 / П0 (в долях единицы).

Темп роста = П1 / П0 х 100% (в процентах),

где П1 - значение показателя в отчетном периоде;

П0 - значение показателя в базисном периоде;

Ответ на вопрос: «На сколько процентов изменился показа­тель в отчетном периоде по сравнению с базисным?» можно получить, рассчитав темп прироста (снижения). Эта относитель­ная величина динамики исчисляется как разность между вели­чиной темпа роста, выраженной в процентах, и 100%.

Темп прироста (+), снижения (-) =

Темп роста, % - 100% = (П1 / П0 х 100%) = ±ΔП / П0 х 100%

Пример. Прибыль от продажи продукции кондитерской фаб­рики в IV квартале (отчетном) снизилась по сравнению с III кварталом (базисным) с 400 до 310 тыс. руб. Таким образом снижение прибыли от продажи продукции составило 0,775 дол единицы (310: 400 = 0,775), или темп изменения прибыли о продажи продукции составил 77,5% (310: 400 х 100% = = 77,5%) по сравнению с III кварталом. То есть прибыль о продажи продукции колбасного завода в IV квартале составляла 77,5% от прибыли от продажи продукции в III квартале или темп снижения прибыли составил 22,5% (77,5% - 100% = = -22,5%).

Следует добавить, что могут исчисляться как цепные, так и базисные темпы роста и прироста по нескольким временным отрезкам. Цепной прирост — это отношение последующего значения показателя к предыдущему, а базисный — отношение к базисной величине.

2. Относительная величина структуры характеризует долг отдельной части в общем объеме совокупности. Ее рассчитыва­ют как отношение числа единиц в отдельной части совокупно­сти к общей численности единиц (или объему) всей совокуп­ности. Относительные величины структуры называют удельным весом или долей и исчисляют обычно в процентах ко всей сово­купности либо в долях единицы.

Удельный вес, % = П i / П n х 100%,

где П i - величина отдельной части совокупности;

П n - вся совокупность (целое).

Пример, в IV квартале у предприятия было оборотных средств на сумму 88 815 тыс.руб. Из них запасы составили 47 072 тыс.руб., дебиторская задолженность — 21315 тыс.руб., а денежные сред­ства — 20 428 тыс. руб. Таким образом, оборотные активы кон­дитерской фабрики имеют следующую структуру:

53% оборотных активов составляют запасы (47 072: 88 815 х х 100%), 24% — дебиторская задолженность (21315: 88 815 х 100%) и 23% - денежные средства (20 428: 88 815 х 100%).

3. Относительные величины координации отражают соотно­шение между частями одного целого. К таким величинам отно­сятся, например, соотношение между величинами заемного и собственного капитала предприятия, между численностью ра­бочих и административно-управленческого персонала органи­зации и т.д. Относительные величины координации могут пока­зывать, сколько единиц одной части приходится на 100 или 1000 единиц другой части.

4. Относительные величины наглядности характеризуют ре­зультат сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду времени, но к разным объектам или территориям. Эти относительные величины используются для сравнительной оценки результатов деятельности отдельных предприятий отрасли или для оценки уровня развития разных регионов. Исчисляются они либо в процентах, либо в долях еди­ницы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой.

Пример. Выручка от продажи продукции кондитерской фаб­рики «N» в IV квартале была 28 655 тыс.руб., что составляет 73% от среднестатистического показателя выручки от продажи ана­логичной продукции в городе К.

Этот вид относительных величин нашел широкое примене­ние в международных сопоставлениях, при сравнении резуль­татов деятельности организаций различных форм собственнос­ти, при сопоставлении цен, величин акционерного капитала и т.д.

5. Другой вид относительных величин — это результат сопо­ставления разноименных абсолютных показателей. К ним отно­сятся относительные величины интенсивности. Вих числе мож­но назвать такие важные коэффициенты, отражающие качествен­ную сторону деятельности предприятия или организации, как финансовые коэффициенты деловой активности, фондоотдачу, фондовооруженность, материалоотдачу, доходность того или
иного вида деятельности и пр. Эти величины исчисляются обычно в долях единицы (реже в процентах, например рентабельность) и являются так называемыми именованными числами (т.е. имеют конкретное наименование). Важной чертой их является сопос­тавление разноименных абсолютных показателей. Например обо­рачиваемость (отдача) собственного капитала — это отношение выручки от продажи продукции (товаров) к среднегодовой сто­
имости собственного капитала, а рентабельность продаж — это отношение прибыли от продажи к сумме выручки, полученной от продажи продукции. В числителе и в знаменателе этих коэф­фициентов — разноименные показатели.

Итак, относительные величины — это один из важнейших способов обобщения и анализа экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользо­ваться относительными величинами нужно так, чтобы четко себе представлять, какая абсолютная величина стоит за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопос­тавимость сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения.

Средняя величина является важным специальным ста­тистическим показателем, используемым для обобщения дан­ных. Средняя величина — это показатель «середины», или «цен­тра», исследуемых данных. Она является обобщающей характе­ристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу со­вокупности в конкретных условиях места и времени.

Средняя арифметическая величина определяется как отно­шение суммы всех значений на их количество. Средняя величи­на обозначается либо буквой Af(x) — это сокращение от Average (средняя).

Af(x) = f(x) / x

Но чаще всего средняя величина обозначается любой буквой, но обязательно с чертой наверху. Например П или Х

где Xi — индивидуальное значение признака каждой единицы совокупности;

п — число единиц совокупности.

При расчете средней величины мы отвлекаемся от индиви­дуальных особенностей отдельных составляющих частей сово­купности и выражаем общие свойства, присущие всем частям совокупности. Среднее значение исключает воздействие инди­видуальных причин и концентрирует закономерности, обуслов­ленные общими причинами. Основным условием использова­ния средней величины является качественная однородность со­вокупности, по которой исчислена средняя. Только при выпол­нении этого условия средняя величина отражает общее, типич­ное, закономерное, присущее всем частям анализируемой со­вокупности.

В анализе финансовой отчетности средние величины исполь­зуются при исчислении многих показателей. Например при определении средней величины дебиторской или кредиторской задолженности предприятия в отчетном периоде для расчета срока погашения задолженности, или при определении сред­ней величины запасов для анализа оборачиваемости материаль­ных активов и др.

Существуют две категории средних величин: степенные средние (средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя хронологическая и др.), а также структурные средние (мода и медиана). Выбор того или иного вида средней величины зависит от цели анализа, эко­номической сущности усредненного показателя и характера исходных данных.

В анализе финансовой отчетности обычно используется средняя арифметическая величина (простая и взвешенная) или ее разновидность — средняя хронологическая. Наряду с этими величинами могут также исчисляться и другие виды средних.

Представим формулы вычисления различных видов сред­них величин, наиболее часто применяемых в практическом ана­лизе.

Степенные средние:

Средняя арифметическая простая:

Средняя арифметическая взвешенная:

Средняя хронологическая:

где Xi - индивидуальное значение признака каждой единицы совокупности;

n - число единиц совокупности;

ki - частота повторений индивидуального значения признака (его вес).

Структурные средние — это мода и медиана.

Мода — это средняя, получаемая путем установления наи­более часто встречающегося значения в совокупности данных. Определить моду можно только при достаточно большом коли­честве наблюдений и при условии, что одно из индивидуальных значений анализируемого признака у отдельных единиц сово­купности повторяется значительно чаще, чем другие значения.

Пример. Определить модальную величину прибыли от про­дажи продукции, приходящейся на 1 рубль выручки от продажи продукции:

Прибыль от продажи продукции              
Выручка от продажи продукции              

Вариант, наиболее часто повторяющийся (имеющий наи­большую частоту), и есть модальная величина, или мода, в дан­ной совокупности. В этом примере мода равна 300 тыс. руб.

Медиана — это среднее, полученное путем выявления «цен­трального» значения в совокупности данных, расположенных в ранжированном порядке. Иными словами, медиана делит ряд данных пополам.

Метод сравнения — самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными при­емами, например шкалами. Выделяют четыре основных ха­рактеристики шкал:

♦ описание;

♦ порядок;

♦ расстояние;

♦ наличие начальной точки.

Описание предполагает использование единственного дес­криптора — опознавателя измеряемой характеристики объекта для каждой градации в шкале. Например, такими дескриптора­ми могут быть: «да или нет»; «есть» или «отсутствует»; «коли­чество рублей» и т.п.

Порядок характеризует относительный размер дескрип­тора, например: «больше, чем», «меньше, чем», «равен». Не все шка­лы обладают характеристиками порядка. Например, нельзя ска­зать «больше» или «меньше» для сравнения «покупателя» с «не покупателем».

Расстояние — это характеристика шкалы, показываю­щая абсолютную разницу между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах. Например, пред­приятие, которое прибрело три станка, купило на два станка больше по сравнению с предприятием, купившим один станок. Первое предприятие закупило оборудования «больше, чем» вто­рое. «Расстояние» между шкалами в данном случае равно двум станкам.

Начальная точка. Считается, что шкала имеет началь­ную точку, если она имеет единственное начало. Это может быть нулевая точка. Например, возрастная шкала имеет нулевую точ­ку, связанную с рождением, но не все шкалы измеряемых свойств обладают нулевой точкой.

Вертикальный (структурный) анализ — представление фи­нансового отчета в виде относительных показателей. Такое пред­ставление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи ба­ланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа яв­ляются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вер­тикального анализа:

♦ переход к относительным показателям позволяет прово­дить сравнительный анализ предприятий с учетом отрас­левой специфики и других характеристик;

♦ относительные показатели сглаживают негативное влия­ние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетно­сти и тем самым затрудняют их сопоставление в динами­ке.

Вертикальный анализ баланса (см. табл. 3.2) позволяет сде­лать следующее заключение: доля собственного капитала орга­низации увеличилась на 0,1 процентного пункта и составляет свыше 60% к балансу. На заемный капитал организации прихо­дится 37,4% к концу года, и это на 0,1 процентного пункта меньше, чем в начале года. Доля заемного капитала снизилась в основном за счет сокращения доли долгосрочных и краткосроч­ных кредитов. В целом же капитал организации в отчетном году сформировался на 73,6% за счет собственных источников и на 26,4% _ за счет заемных.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозиро­вать их значения.

Один из вариантов горизонтального анализа баланса пред­ставлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Горизонтальный анализ баланса

Аналогично может быть выполнен горизонтальный анализ других форм финансовой отчетности.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно до­полняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру от­четной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Трендовый анализ — часть перспективного анализа, про­должение горизонтального анализа; необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд — это путь развития. Он определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп приро­ста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это са­мый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал. Анализ временных рядов позволяет решать следующие задачи:

1) изучить структуру временного ряда, включающую тренд — закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;

2) изучить причинно-следственные взаимосвязи между про­цессами;

3) построить математическую модель временного ряда.

Анализ тренда предназначен для исследования измене­ний среднего значения временного ряда с построением ма­тематической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда. Анализ тренда выполняют путем построения моделей простой линейной или нелиней­ной регрессии.

В процессе анализа можно:

♦ опробовать несколько математических моделей тренда и выбрать ту, которая с большей точностью описывает динамику изменения временного ряда;

♦ построить прогноз будущего поведения временного ряда на основании выбранной модели тренда с определенной доверительной вероятностью;

♦ удалить тренд из временного ряда с целью обеспечения стационарности.

В качестве моделей трендов используют различные элемен­тарные функции и их сочетания, а также степенные ряды.

Каждый результативный показатель зависит от многочис­ленных и разнообразных факторов. Под факторным анализом по­нимается методика комплексного и системного изучения и из­мерения воздействия факторов на величину результативных по­казателей.

Различают следующие типы факторного анализа:

♦ функциональный и вероятностный;

♦ прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);

♦ одноступенчатый и многоступенчатый;

♦ статический и динамический;

♦ пространственный и временной;

♦ ретроспективный и перспективный.

Основными задачами факторного анализа являются:

1. Отбор факторов, которые определяют исследуемые ре­зультативные показатели.

2. Классификация и систематизация их с целью обеспече­ния возможностей системного подхода.

3. Определение формы зависимости между факторами и ре­зультативными показателями.

4. Моделирование взаимосвязей между результативным по­казателем и факторами.

5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

6. Работа с факторной моделью (практическое ее использо­вание для управления экономическими процессами).

Создать факторную систему — это значит представить изу­чаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или про­изведения нескольких факторов, которые воздействуют на ве­личину этого явления и находятся с ним в функциональной зависимости.

Финансовые коэффициенты применяются для анализа фи­нансового состояния предприятия и представляют собой отно­сительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отче­та о прибылях и убытках.

Применение финансовых коэффициентов основано на тео­рии, предполагающей существование определенных соотноше­ний между отдельными статьями отчетности.

Предпочтительные значения коэффициентов зависят от от­раслевых особенностей предприятий, от размеров предприятий, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодо­вой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэф­фициентов, кроме того, может влиять общее состояние эконо­мики, фаза экономического цикла.

Для расчета финансовых коэффициентов финансовые от­четы предприятия должны быть приведены в определенную аналитиком форму, называемую аналитической. Пример та­кой аналитической формы отчетного баланса приведен в таблице 3.2.

Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:

♦ платежеспособность;

♦ прибыльность, или рентабельность;

♦ эффективность использования активов;

♦ финансовая (рыночная) устойчивость;

♦ деловая активность.

Для измерения перечисленных характеристик в практике анализа используют множество — более сотни — различных фи­нансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа.

Преимущества метода коэффициентов:

1) возможность получить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей;

2) простота и оперативность расчета;

3) возможность выявить тенденции в изменении финансо­вого положения предприятия;

4) возможность оценить финансовое состояние исследуе­мого предприятия относительно других аналогичных предприя­тий;

5) устранение искажающего влияния инфляции.

У аналитиков нет единого мнения относительно состава, классификации и даже названий коэффициентов, так что отне­сение некоторых коэффициентов к конкретной группе доста­точно условно. Далее будут рассмотрены наиболее часто приме­няемые на практике показатели.

Экспертные методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока еще очень сложны. Экс­пертные методы основываются на интуиции, в них преобладает субъективное начало. Примером использования экспертного метода может служить экспертная оценка стоимости недвижи­мости.

Сложность объектов экономических измерений способство­вала широкому распространению экспертных оценок в качестве метода измерения.

Выделяют два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный. Применение экспертных оце­нок в тех областях, где могут быть использованы инструмен­тальные средства и информационные технологии, нередко обус­ловлено неумением правильно ими пользоваться.

Причинно-следственный анализ, результатом которого яв­ляется оценка, неразрывно связан с личностью эксперта; раз­ные эксперты, поставленные перед одной и той же проблемой, Могут прийти к разным оценкам. Оценки сложных объектов дол­жны выполняться экспертами высокой квалификации. Оценки «средних» экспертов обычно основаны на традиционных, при­вычных представлениях. В сложных случаях они могут оказаться ошибочными.

Уменьшить риск субъективности суждения можно, если обратиться к группе экспертов, которые могут обсуждать и со­гласовывать свои оценки. Полагают, что согласованность дей­ствий экспертов обеспечивает высокое качество экспертизы. Это не всегда верно. Известны случаи, когда именно эксперты, не согласные с мнением большинства, давали верные оценки.

Контрольные вопросы по главе 2

1. В чем различия между понятиями «метод» и «методика» анализа?

2. Что является характерными особенностями метода экономическо­го анализа?

3. Какие методы относятся к качественным (неформализованным, ло­гическим) и каково их значение в анализе финансовых отчетов?

4. Какие количественные (формализованные) методы используются в финансовом анализе?

5. В каких случаях и какие абсолютные показатели, относительные и средние величины используются в финансовом анализе?

6. Что такое вертикальный анализ? Каковы его основные черты?

7. Чем отличается горизонтальный анализ от вертикального, и когда он применяется?

8. В чем сущность трендового анализа финансовой отчетности?

9. Что такое факторный анализ? Каковы его задачи и в каких случаях он используется в финансовом анализе?

10. С чем связано использование метода финансовых коэффициентов в анализе финансовой отчетности организации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: