double arrow

Глобальные проблемы современности и пути их решения

4

Современная планетарная цивилизация характеризуется как динамичное, многообразное и противоречивое социальное образование. Мы вступаем в многомерный мир. Сегодня оформилось мнение, что наша цивилизация находится на переломном этапе. XXI век, как полагают ученые, несет в себе противоречивые возможности: как взлета, так и упадка.

Человечество едино, но и многообразно. Для современного этапа развития общества характерна тенденция утверждения его целостности: осуществляется процесс формирования единого мирового «экономического порядка», взаимодействие народов и государств по обеспечению прав и свобод личности, по сохранению мира и экологической стабильности; возрастает информационная плотность мирового культурного пространства. В целом сквозь пестроту социальных событий все более четко просматривается единый общечеловеческий путь истории.

В то же время ученые предсказывают тревожные (нерадостные) прогнозы. Некоторые политики, философы, социологи утверждают о наступлении кризиса современной мировой цивилизации. Этот кризис, по их мнению, охватил природу, экономику, политику, культуру. «Третий мир», уверяют они, составляющий три четверти планетарного общества, не заявил еще о себе в полной мере. Данный процесс будет сопровождаться острыми конфликтами и вооруженным насилием. Продолжает возрастать и обостряться экономический и демографический дисбалансы между регионами планеты. Человечество перегружено ядерным и другими видами оружия массового поражения, обычными вооружениями. Все больше о себе заявляет техногенная перегрузка экологического базиса современной цивилизации.

Возникновение глобальных проблем и возрастание опасности их последствий заставляет людей обратиться за помощью к науке в изучении предпосылок и способов их решения. Глобальные проблемы исследуются целым комплексом естественных, технических и общественных наук: биологией, геологией, генетикой, физикой, химией, политологией, этнографией, социологией и другими. При этом каждая из конкретных наук решает ту или иную частную задачу. Однако глобальные проблемы представляют сложнейшую и взаимосвязанную систему. Они воздействуют на каждого человека, на систему общества и природы, поэтому требуют философского осмыс­ления.

Философское осмысление предполагает целостное изучение процессов и явлений, связанных с глобальными проблемами, с точки зрения существования общепланетарной цивилизации, всемирно-историчес­ко­го процесса интернационализации интересов человечества. Совокупность основных вопросов, связанных с решением глобальных проблем, составляет область философии глобальных проблем.

Философия рассматривает ситуацию, приведшую к появлению и обострению глобальных проблем, изучает их в единстве и взаимосвязи с точки зрения общественной значимости и социальной обусловленности. Философский подход составляет мировоззренческую, культурологическую, этическую и методологическую основу их решения другими науками и практикой.

Вопрос о выделении глобальных проблем имеет не только теоретический, но и практический аспект. Это обусловлено жизнедеятельностью общества. От того, какие конкретно проблемы следует признать в качестве глобальных, во многом зависит выбор путей и способов их решения, будущее человечества.

В современной социально-философской науке сложились три основных подхода к пониманию глобальной проблемы:

1. Сторонники первого подхода считают, что все существующие в обществе естественнонаучные, научно-технические и собственно социальные проблемы когда-то становятся глобальными. Вопрос только в том, приобрели они уже или еще не приобрели всемирный, международный характер. В этом подходе понятие «глобальная проблема» является синонимом общесоциальной проблемы.

2. Последователи другого подхода ограничивают число глобальных проблем наиболее опасными и требующими немедленного решения: проблема предотвращения войны и укрепления мира, острые экологические проблемы, народонаселение планеты, проблема человека и некоторые другие.

3. Третий подход представляет собой условное объединение двух первых подходов и состоит в разработке методологии и методик, позволяющих определить, что такое глобальная проблема, каковы ее сущность и содержание, признаки, как она проявляется в конкретной жизни людей: в формах противоречий, диспропорций, функциональных нарушениях и т. п.

Сторонники данного подхода стремятся более точно, исходя из практики функционирования общества, определить причины возникновения глобальных проблем, их существенные признаки и содержание, провести классификацию.

Основные черты глобальных проблем:

1. Глобальные проблемы имеют общечеловеческий характер. Это означает, что они затрагивают жизненно важные интересы и будущее всего человечества, каждого отдельного человека.

2. Глобальные проблемы носят всемирный характер. Они проявляют себя в основных регионах мира. Областью их действия стала вся планета или основная ее часть.

3. Для своего решения глобальные проблемы требуют объединенных усилий всего человечества.

4. Глобальные проблемы создают непосредственную угрозу для планетарной цивилизации, нуждаются в неотложном решении. Нерешенность глобальных проблем может при­вести в недалеком будущем к серьезным, возможно непоправимым, последствиям для всего человечества и среды его обитания.

5. Глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Решение любой из них предполагает учет влияния других проблем.

Ответ на вопрос о причинах возникновения глобальных проблем человечество в лице своих лучших представителей ищет давно. Несомненно, процесс становления мировой истории обусловлен тесным взаимодействием разных народов и стран друг с другом, равно как общими ситуациями-проблемами, с которыми все они сталкиваются в реализации своих собственных целей.

Одни ученые возникновение этих общих ситуаций-проблем современной мировой истории видят в научно-техническом прогрессе, его издержках. Они считают, что во всех бедствиях человечества виновата техническая цивилизация, которую создали сами люди. Именно техническая цивилизация, полагают они, формирует расточительный образ жизни человека, способствует его уверенности в безраздельном могуществе разума, позволяющего любую сказку сделать былью. Другие ученые причину возникновения современных глобальных проблем связывают с разрушительными свойствами самого человека, в частности с его якобы природной агрессивностью, стремлением к безграничному потреблению, отсутствием общих целей развития.

Марксистские ученые в качестве основной причины появления глобальных проблем обычно называют частнособственнические общественные отношения, которые, то их мнению, приводят к социально-экономической, политической, идеологической поляризации общества, в результате чего и складывается противоречивое отношение людей к природе и друг другу.

Есть и такая точка зрения, которая связывает причину появления глобальных проблем в современной человеческой истории с эгоизмом и леностью людей. Люди не стремятся думать и делать что-либо для других поколений, поскольку во многом не являются компетентными в отношении будущего. Многие из них живут только настоящим и для себя. По мнению сторонников этой точки зрения, постановка любой великой цели (решение глобальных проблем – одна из таких целей), может стать условием постоянно осуществляемой перманентной борьбы с пороками современного человечества. Но, чтобы бороться с «врагом», нужно «знать его в лицо». Необходимо определить его сущность и содержание. Найти сильные и слабые стороны и затем только начинать сражение.

В современной науке глобальные проблемы рассматриваются как закономерный, но негативный результат развития человечества. Причины их возникновения и обострения своими корнями уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры.

Глобальные проблемы имеют двойственный характер: с одной стороны – естественно-природный, а с другой – социальный. Такое понимание глобальных проблем позволяет в их генезисе проследить две взаимосвязанные линии.

1. Они есть нежелательный итог отношений между человеком (обществом) и природой, возникают в системе «общество – природа». Глобальные проблемы порождены различными техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, ставшими ныне сравнимыми с геологическими и другими естественными планетарными процессами.

Бурная, все более возрастающая преобразовательная деятельность человека привела к деградации окружающей среды.

2. Глобальные проблемы есть результат неудачного социального развития современной цивилизации. Ошибки в отношениях между людьми также порождают глобальные проблемы и составляют тенденцию исторического процесса. В современном обществе обостряется кризис, который является результатом деятельности самого человека, а поэтому имеет «антропогенный», социальный характер. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, затронул практически все мировое сообщество.

История человеческой цивилизации показывает, что каждая новая ступень развития экономики и социальных отношений означала и новый этап в обострении противоречий между природой и обществом, а также в самом обществе. Глобальные проблемы, являясь результатом предшествующего развития общества и его отношений с природой, выступают показателем несовершенства жизни людей как цивилизованных сообществ.

Неравномерность развития локальных цивилизаций также имело негативные последствия. Многие развитые государства и общества более активно и масштабно решали свои задачи, иногда за счет других народов, а часто хищнического природопользования. К этому следует добавить, что многие развитые страны не решили, а обострили многие свои внутренние социальные проблемы, «подняв» их до уровня глобальных: наркоманию, коррупцию, бюрократизм, деградацию морали, неграмотность, нарушение генофонда, пьянство, болезни и др. Две мировые войны как глобальные катастрофы начинали и вели именно развитые государства.

Из сказанного следует, что глобальные проблемы современности – это негативные итоги развития, прежде всего индустриальных государств.

Классификация глобальных проблем. Многие авторитетные международные общественные организации, известные ученые пытаются классифицировать эти проблемы применительно к современному этапу человеческой истории. Так, М. Месарович – видный деятель Римского клуба – международной общественной организации, занимающейся анализом и разработкой прогнозов будущего, выделил 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира:

- снижение роста численности населения Земли;

- сокращение использования не возобновляемых ресурсов;

- уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;

- уменьшение неравенства;

- устранение голода и бедности.

При этом отмечено, что важно не просто констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать. По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как его заменить. Проблемы современного мира, названные М. Месаровичем, несомненно, выступают глобальными, так как они касаются каждого ныне живущего человека, всего сообщества людей, пусть и в разной степени.

Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем. Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются «смертными грехами» нашей цивилизации. Это весьма показательно. По мысли К. Лоренца, именно эти грехи как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться.

К. Лоренц тщательно комментирует каждую из названных им проблем:

I. Одним из главных грехов современного человечества К. Лоренц называет перенаселенность земли. При этом, он подчеркивает, что перенаселенность земли вынуждает человека защищаться от избыточных социальных контактов и сверх того возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве.

II. Другой грех человечества, по К. Лоренцу, опустошение естественного жизненного пространства. Свидетельствуя о разрушении природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Действительно, у современного человека, по крайней мере у многих людей, почти не осталось пиетета к природе, к среде своего обитания. Во многом это результат воспитания, внутренней культуры каждого человека. Но нельзя не видеть, что в течение длительного исторического времени отношение человека к природе формировалось в соответствии с ценностной установкой, которая, на наш взгляд, очень четко выражена словами известного литературного героя И. С. Тургенева: «Природа – не храм, а мастерская и человек в ней – работник».

Потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе не могло не сказаться на состоянии природной среды, привело к ее разорению, опустошению, вызвав переживаемый ныне всем человечеством, экологический кризис.

III. Разрушение природы связано и с ускоряющимся развитием техники – третьим грехом человечества, – которое, помысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство.

IV. Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества – изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и эмоций. С точки зрения К. Лоренца, возрастает нетерпимость человека ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Современный человек все чаще нейтрализует технически или фармакологически то, что его не удовлетворяет. Соответственно, волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы,– отмечает К. Лоренц, – спадают, превращаясь в незаметную зыбь невыносимой скуки.

V. Постоянное бездумное использование средств фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению пятой проблемы-процесса сегодняшнего общества – генетической деградации человека – росту уродств, физической и умственной патологии у рождающихся детей. Число аномалий ежегодно растет (составляя сейчас примерно около 10% от числа родившихся), особенно в крупных городах и неблагополучных в экологическом отношении регионах.

VI. Шестым смертным грехом человечества, по К. Лоренцу, является разрыв с традициями. Традиция – это норма культуры, которая определяется опытом людей, существовавших в прошлом. Отвергая этот опыт как консервативный, не соответствующий сегодняшнему дню, люди порывают с традициями и прошлым. Поэтому молодежь, как подмечает К. Лоренц, – обращается со старшими как с чужой этнической группой, испытывая «национальную ненависть», Подобная тенденция несомненно имеет место и главной ее причиной является недостаточный контакт между родителями и детьми, что вызывает негативные последствия, весьма ощутимые сегодня.

VII. Чрезвычайно опасным для современного общества, по К. Ло­ренцу, является и седьмой грех – возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение. Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды. Заметим, что таких мощных средств воздействия и способов унификации взглядов людей история до сих пор не знала

VIII. И, наконец, ядерное оружие – восьмой грех, который, согласно К. Лоренцу, навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасностей от семи других проблем. Действительно, современное мировое сообщество делает все возможное, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия. Существуют многосторонние соглашения и идет поиск новых вариантов международных договоров, сдерживающих распространение ядерного оружия, ограничивающих или запрещающих его производство и испытания. И хотя здесь еще делаются первые шаги, однако, несомненно, стремление людей не допустить угрозы применения ядерного оружия.

Таким образом, предложенный К. Лоренцом перечень наиболее «кричащих» проблем, которые необходимо решать современному человечеству, включает в себя основные «болевые точки» планетарной цивилизации. Характерно, что К. Лоренц рассматривает эти проблемы в их непосредственной связи с человеком, особенностями его деятельности и сознания в современном технизированном обществе Именно человек является творцом и носителем своих грехов, ответственным за все то, что он породил и производит – таков итоговый мотив его размышлений о глобальных проблемах современной цивилизации. К. Лоренц как бы предупреждает всех людей о нависшей над ними угрозе. Вместе с тем, он не сомневается, что у современного человека хватит разумной воли, чтобы не только задуматься над своими бедами, но и немедленно приняться за их устранение.

Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом, имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Однако данная комплексность различна в зависимости от того, в какой сфере существует та или иная глобальная проблема. Обычно их делят на три основные группы:

Во-первых, проблемы интерсоциальные, то есть та совокупность проблем, которая возникает в мировом человеческом сообществе между различными социальными организмами (континентами, регионами, группами стран, отдельными странами) на основании их экономических, политических, идеологических и иных противоречий. К такого рода проблемам несомненно относятся угроза термоядерной войны, военные конфликты, политическое насилие, международный терроризм и т. п.

Во-вторых, это блок экологических проблем, характеризующих процесс взаимодействия общества с природой, формирующиеся на основе неконтролируемого или недостаточно продуманного освоения богатств природы обществом и человеком. Примером этого типа проблем являются все экологические вопросы сегодняшнего существования и развитая человека и общества (атмосфера, гидросфера, космос, энергетика, сырье и т. п.).

В-третьих, это антропосоциальные проблемы системы «человек-общество» – противоречия собственно самой общественной жизни человека на современном этапе функционирования и развития общества: одиночество, страх, отчуждение и многие другие подобные состояния, возникающие в жизни человека практически в любом обществе.

Классификация современных глобальных проблем является условной. Она лишь в общем виде в весьма приблизительно разграничивает все эти проблемы, поскольку некоторые из них однозначно не могут быть включены в какую-либо одну их группу. Скажем, такие проблемы, как продовольственная, демографическая, ликвидация опасных заболеваний, наверное, будут входить в каждую из вышеперечисленных групп. Однако, несмотря на условность и приблизительность разграничения глобальных проблем, предложенная классификация позволяет видеть не только их взаимосвязь и взаимообусловленность, но и некоторые общие причины и обстоятельства появления и обострения.

Причины, объясняющие появление глобальных проблем могут быть признаны состоятельными, если они, как и сами эти проблемы, тоже будут рассмотрены во взаимосвязи и взаимообусловленности. Человечество, каждая его часть, прокладывает себе путь, стремясь успеть в следовании все ускоряющемуся ходу социального и технологического прогресса в мире. Люди рассчитывают только на некий сиюминутный, определяемый своими возможностями результат, мало заботятся о согласованных сегодняшних действиях в отношении будущего.

Именно поэтому пока еще рано говорить о прямой взаимосвязи человечества в обеспечении решения общечеловеческих задач. В лучшем случае можно говорить лишь о процессе создания национальных программ исследования и решения глобальных проблем и, отчасти может быть, об углублении международных связей в анализе последних. Вместе с тем, развитие современного мира настоятельно требует не только пристального внимания к глобальным проблемам, их изучению и обсуждению мировым сообществом, но и своевременного практического решения.

Осознавая эту задачу, нельзя ратовать за возобладание в массовом сознании людей всего мира неких идей катастрофизма – состояний без­удержной тревоги, постоянного страха за сегодняшнюю и будущую свою жизнь. Понятно, что такое сознание выбивало бы людей из привычных условий их жизни.

Основными направлениями и способами решения современных глобальных проблем признаны:

- гуманизация мирового сообщества;

- воспитание неагрессивной личности;

- разумное ограничение и тщательное планирование научно-технического прогресса;

- улучшение качества социального прогнозирования и повышение достоверности научных прогнозов развития человечества;

- создание эффективных международных органов по совместному решению глобальных проблем и др.

В решение проблемы по устранению войны из жизни современной цивилизации к наиболее эффективным мерам можно отнести:

- отказ от войны и военно-силовой политики;

- приоритет международного гуманитарного права;

- повышение роли международных политических организаций (ООН, ОБСЕ);

- признание нерушимости государственных границ, установленных после второй мировой войны;

- создание многополярного мира вместо биполярного;

- развитие доверия и межгосударственного сотрудничества;

- признание права за странами и народами права самостоятельного выбора пути развития;

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- организация контроля за распространением ядерного оружия и разоружением;

- ограничение воинской деятельности в интересах будущего развития цивилизации.

Среди путей и способов решения глобальных экологических проблем можно отнести:

- финансирование природоохранных программ;

- рациональное потребление ресурсов, сырья и энергии;

- совершенствование экологического законодательства;

- подготовка специалистов-экологов;

- использование международного опыта государств;

- внедрение экологически чистых, малоотходных технологий;

- повышение достоверности экологических прогнозов и экспертиз;

- формирование экологического сознания.

Известный американский социолог А. Тоффлер, один из авторов концепции "постиндустриального общества", свободного от глобальных проблем, к основным признакам переходного периода к новому типу цивилизации относит следующие:

- постепенный переход от традиционных ископаемых источников энергии к нетрадиционным;

- замена массового производства товаров и услуг производством четко ориентированных на потребителя;

- сдвиг с организации корпораций к формам менее бюрократическим, более специализированным и ориентированным на решение конкретных проблем;

- демассификация средств коммуникации. Этому процессу способствует развитие кабельного телевидения, спутников связи.

Этот переходный период, согласно А. Тоффлеру, связан и с появлением множества попыток идеализировать образ жизни людей "первой и второй волны" (под "первой волной" понимается доиндустриальное общество, под "второй волной" - индустриальное общество, под "третьей волной" - информационное общество). При этом обычно упускается из виду, что эти люди, особенно на ранних этапах развития общества, чаще всего жили в условиях жесткой деспотии, без каких бы то ни было гражданских прав и контактов с внешним миром. А. Тоффлер подчеркивает, что любая идеализация "первой волны" объективно служит лишь на руку тем защитникам индустриального общества, которые пытаются предотвратить наступление революционных перемен.

Централизованное государственное планирование не сможет ужиться с требованиями "третьей волны", так как способно лишь решать проблемы, связанные с массовыми тенденциями, и не приспособлено для решения вопросов локального, ориентированного на потребителя производства. Многие страны, по его мнению, хотели бы получить все связанные с "третьей волной" выгоды довольно просто - за счет электронной техники из-за рубежа, забывая, что сама по себе технология ничего не решает. Для этого необходима и культура, и политическая система "третьей волны".

В капиталистической системе, по мнению А. Тоффлера, основное противоречие связано с концепцией частной собственности. Он считает, что частная собственность переживает глубокую трансформацию ввиду отделения функций собственности от функций управления. Многие решения, касающиеся частного капитала, принимаются правительственными бюрократами. В обществе "первой волны" основной собственностью была земля, "второй волны" - промышленные средства производства. В условиях "третьей волны" останется собственность и на землю, и на другие средства производства, но главным объектом собственности станет информация.

Революционность такого изменения связана с нематериальностью и потенциальной бесконечностью информации. Уже в обществе "второй волны" возникла возможность появления символических форм собственности. Собственность на информацию приведет к метасимволичности, что противоречит самой сущности собственности, основанной на материальности и конечности ее объекта.

Следовательно, в информационном обществе, в отличие от индустриального, главным будет вопрос о том, как производить вещи, а не о том, как управлять вещами. Старая идея, что сознание - это власть, отживает свой век. Для достижения власти в наши дни необходимо знание о знаниях. Так утверждал А. Тоффлер, и с ним трудно не согласиться.

Таким образом, среди глобальных проблем современной цивилизации, порождающих ее противоречия, в первую очередь выделяются проблемы войны и мира, предотвращения планетарного военного столкновения, экологии. Особую тревогу человечества вызывает и проблема дегуманизации культуры как тенденции общественного развития, проявляющаяся в самых разнообразных формах экономической, политической и духовной жизни. Думается, что решение этих глобальных проблем современной цивилизации возможно на путях прогрессивного развития мировой культуры.

Характеризуя глобальные проблемы современности, необходимо не только перечислить их, но и отметить их практическую неисчерпаемость. Помимо уже названных проблем существуют такие, как: международный терроризм и наркомания, распространение СПИДа и крушение нравственных ценностей, проблемы образования, культуры и др. Однако главное состоит не в том, чтобы перечислить проблемы, а в выборе реалистических способов их решения.

Выживание человечества, дальнейший социальный прогресс в условиях взаимосвязанного и целостного мира, становление и развитие единой цивилизации на Земле предполагают не только всеобщее признание таких фундаментальных и гуманистических принципов, как свобода выбора народами своего будущего, всевозрастающая многовариантность социального прогресса и верховенство общечеловеческих интересов, но и практическое воплощение их. Поиску путей разрешения глобальных проблем посвятили свои исследования многие ученые. Это наши соотечественники В.И. Вернадский и А.Д. Сахаров, западные ученые Р. Хейлбронер, Д. Медоуз, Г. Кан и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему размышления о человеке были ключевыми для философии в рамках различных эпох?

2. В чем заключается тайна человека? Почему постижение человеческой сущности остается одной из самых сложных познавательных задач?

3. Выделите основные этапы развития антропологического знания. Покажите, в чем проявилось приращение этого знания от этапа к этапу.

4. Сравните понятия «природа человека» и «сущность человека». В чем их главное различие?

5. Определите взаимосвязь понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность».

6. В чем состоит философское осмысление глобальных проблем?

7. Каковы основания для классификации глобальных проблем?

8. В чем состоит специфика основных видов глобальных проблем и их взаимосвязи?

9. Почему проблемам мира и разоружения в системе глобальных противоречий принадлежит центральное место?

10. Каковы основные признаки современной экологической ситуации?

11. В чем проявляется связь глобальных проблем современности с научно-техническим прогрессом?

12. Каковы пути решения глобальных проблем мировым сообществом?

13. Каковы будущие перспективы развития современной цивилизации? 

[1] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1973. Т. 9. С. 148.

[2] Цит. по: Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969-1972. Т. 1, ч. 1. С. 396.

[3] Гоббс Т. Избр. произв.: в 2 т. М., 1964. Т. 1. С. 442.

[4] Цит. по: Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. С. 610.

4

Сейчас читают про: