Тема 2. Источники трудового права

Вопросы лекции

Понятие и система источников трудового права. Типология источников трудового права, их классификация по юридической силе. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

Локальные нормативные акты: понятие и виды.

Действие источников трудового права во времени и пространстве и по кругу лиц.

1 Понятие и система источников трудового права. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования социально-трудовых отношений. Отдельные виды источников

Понятие «источник права» многогранно:

В материальном смысле это материальные условия жизни общества;

В формальном смысле это основания юридической обязательности нормы. В собственно юридическом смысле источник права - определенные формы или способы закрепления и выражения права, с помощью которых объективное право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеизвестность, общеобязательность и т.д. (См. учебники по теории государства и права Корельского, Перевалова, Хропанюка, Стрекозова). Это самый распространенный аспект, в котором анализируются источники права в современной общетеоретической и специальной правовой литературе, посвященной тематике отдельных отраслей права.

Источник трудового права – результаты нормотворческой деятельности государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений.

Формы выражения источников трудового права:

общеобязательные нормы, издаваемые от имени государства – различные нормативно-правовые акты;

акты локального нормотворчества самих работников и работодателей;

соглашения, принимаемые на основе двустороннего или трехстороннего сотрудничества.

Источники трудового права освещены в статье 5 ТК РФ.

Система источников трудового права включает два блока:

1 нормативно-правовой

2 договорно-правовой (перечень в ст.9 ТК РФ).

Все источники трудового законодательства можно разделить на законы и подзаконные акты по степени их важности и субординации, по системе отрасли трудового права, сфере действия, органам, их принимающим.

Нормативно-правовой блок

- трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда), состоящее из 1) ТК РФ, 2)иных федеральных законов, 3)законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Это означает, что речь идет не только о принадлежащих отрасли трудового права актах, но и иных, содержащих нормы трудового права, например, ФЗ «Об акционерных обществах» в части регулирования труда руководителя организации.

- иные нормативные правовые акты (НПА), содержащие нормы трудового права, могут быть:

указы Президента Российской Федерации;

постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (нормативное регулирование в указанной сфере осущесвтляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ);

нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

ТК РФ установлено четкое соотношение между отдельными видами источников трудового права.

- локальные нормативные акты,содержащие нормы трудового права

Договорный блок

В новой редакции ТК РФ указано, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями. Они повышают уровень гарантий по сравнению законами и иными НПА. Их отличие в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются по договоренности между работником и работодателем. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, сфера действия соглашения шире.

Особенности системы источников трудового права

1. Действует принцип единства и дифференциации трудового права.

2. Действует принцип иерархичности: все источники расположены в строгой иерархии. Они не должны противоречить друг другу.

3. Действует принцип федерализма.

4. Наличие в системе источников ведомственных актов, среди которых особое место занимают акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

5. Наличие актов договорного характера. Централизованный нормативный уровень регулирования трудовых отношений определяет границы локального, коллективно-договорного, индивидуально-договорного регулирования. Особенностью трудового права является смысловое закрепление в ТК РФ приоритета частноправовых норм по отношению к публично-правовым источникам при условии улучшения положения работников, повышения уровня гарантий трудовых прав.

6. Присутствуют локальные нормативные акты (особенность ТП). Работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции (ст.8 ТК РФ).

7. Действует принцип запрета ухудшать положение работников и дозволения улучшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, т.е. акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом (ст.5, 6, 8, 9 ТК РФ).

8. Установлен приоритет международно-правовых источников ТП. Приоритет норм международного права и международных договоров имеет место при условии, что ими установлены более льготные для граждан нормы и правила по сравнению с трудовым законодательством Российской Федерации.

Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти при регулировании отношений в сфере труда.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это положение предопределило необходимость разграничить полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. В РФ в развитие конституционных положений (ст. 72), относящих трудовое законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов, ст. 6 устанавливается компетенция нормотворческой деятельности органов государственной власти в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сделано это чтобы в полной мере обеспечить гибкость государственного регулирования трудовых отношений, создать возможность для учета региональных особенностей организации труда и производства, реализации трудовых прав работников.

В части 1 ст. 6 ТК перечислены полномочия, относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти отнесено по предмету регулирования.

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов, т.е. по остаточному принципу. Таких вопросов весьма немного, и они не носят принципиального характера. В качестве примера можно привести решение вопроса о создании и регламентации деятельности региональных и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 35 ТК).

Субъекты РФ в соответствии со ст. 6 ТК вправе принимать законы по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, т.е осуществлять опережающее регулирование. После принятия федерального нормативного правового акта законодательство субъектов РФ должно быть приведено в соответствие с федеральным. Вопрос о праве субъектов РФ восполнять пробелы федерального законодательства является дискуссионным, эта норма не закреплена в Конституции РФ.

Трудовой кодекс при разграничении полномочий федеральных и региональных органов власти не предусмотрел возможность конкретизации региональным законодательством норм федеральных нормативных актов.

Характеристика некоторых видов источников.

Конституция РФ устанавливает принципиальные положения для всех нормативных правовых актов, содержащих нормы ТП: основные трудовые права, принципы правового регулирования труда, предопределяет содержание основных институтов ТП. В соответствии со ст.7 о социальной роли РФ, ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, определяют смысл, содержание и применение законов.

Конституция РФ является основным источником трудового права и, признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, предусматривает следующие принципиальные положения для этой отрасли права:

труд свободен и принудительный труд запрещен (чч. 1 и 2 ст. 37);

право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 3 ст. 37);

равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, места жительства, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств (ст. 19);

право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера, на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием законных способов их разрешения, включая забастовку;

право граждан на отдых, гарантированные продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37);

право граждан на равный доступ к государственной службе (ст. 32);

право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);

право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование (ст.41, 43);

судебная защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 46);

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, инвалидности, для воспитания детей (ст. 39).

Трудовой Кодекс

принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря, введен в действие с 1 февраля 2002 г. Он, являясь четвертым по счету в истории государства сводом законов о труде, содержит большинство правовых институтов трудового права и является законом прямого действия, имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы ТП. Его принятие закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе. Подготовка ТК проходила сложно, была создана комиссия из представителей профсоюзов, работодателей и Правительства для подготовки согласованного варианта законопроекта. В окончательный текст включены принципиальные положения, позволяющие наемным работникам и профсоюзам на законных основаниях отстаивать свои интересы в условиях рыночной экономики, повысить степень своей социальной защищенности. Главное - права работников, содержащиеся в старом КЗоТ, не ущемлены. ТК состоит из 6 частей, 14 разделов, 63 глав. В документе присутствует баланс между интересами работников, работодателей и государства. Он основан как на действовавшем российском трудовом законодательстве, так и на конвенциях Международной организации труда.

В целом, вклад ТК в развитие законодательства о труде можно определить по следующим направлениям:

1. Расширение сферы действия по кругу лиц, включая занятых несамостоятельным (зависимым) трудом. Дальнейшее развитие принципа единства и дифференциации трудового законодательства и ее углубление по субъектному составу (иностранцы, надомники, лица, занятые неполное рабочее время, занятые на общественных работах и т.д.).

2. Координация трудового законодательства с положениями других законов, в том числе налогового законодательства (например, установление льгот для работодателей, использующих труд женщин, молодежи, инвалидов, строго выполняющих требования закона об охране труда).

3. Последовательная ориентация российского законодательства о труде на международные стандарты, установленные Международной организацией труда и Европейским союзом.

4. Внедрение новых механизмов защиты прав и интересов работников, адекватных новым условиям использования их труда, в том числе при решении проблемы сохранения рабочего места, искоренения дискриминации по признаку пола и возраста и др. В условиях становления гражданского общества законодательство о труде должно не только устанавливать «прямые» гарантии для трудящихся, но и обеспечивать возможность защиты их прав путем заключения коллективно-договорных актов, осуществления общественного (профсоюзного) контроля за соблюдением законодательства о труде и реализации защитной функции профсоюзов в иных формах.

5. Создание специальных правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение трудового законодательства, что весьма актуально в связи с появившейся тенденцией массовых нарушений трудовых прав работников. Это неизбежно даст импульс развитию положений о государственном надзоре и контроле, о трудовых судах и др., которые должны найти отражение в специальных законодательных актах.

Однако наряду с достоинствами ТК имеет противоречия, недостатки, нечеткие формулировки, пробелы. В целях его совершенствования 30 июня 2006 г. Был принят федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», решающий задачу устранить противоречия и неточности, исключить возможность неоднозначного толкования правовых норм. Работа над совершенствованием текста ТК РФ ведется и в настоящее время.

Договорные акты

Правовые акты социального партнерства - соглашения, заключаемые на уровне РФ, ее субъекта, территории, отрасли (ст.ст. 23, 45 ТК РФ), а также коллективный договор, заключаемый на уровне работодателя (ст. 40 ТК РФ), приобрели особую значимость в 90-е гг. прошлого столетия. В отличие от законов и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, соглашения и коллективные договоры регулируют социально-трудовые отношения, а соглашения, помимо этого, и связанные с ними экономические отношения. Этим же коллективный договор (а также порядок его принятия или заключения) отличается от других локальных нормативных актов о труде, принимаемых работодателем.

Вместе с тем соглашения и коллективные договоры одновременно являются регуляторами отношений в области труда в договорном порядке. По мере развития общественных отношений, составляющих предмет трудового права, повышается роль трудового законодательства (трудового права), а в его системе - локальных нормативных актов о труде. Договорное регулирование трудовых отношений должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Минимальный уровень трудовых прав и юридических гарантий работников устанавливается федеральным законодательством. Однако на региональном, отраслевом (межотраслевом), территориальном уровнях, на уровне конкретной организации, в отношении конкретных работников этот уровень определяется в договорном порядке.

Трудовой договор не является источником трудового права, поскольку он не содержит норм права. Он заключается в каждом конкретном случае между работником и соответствующим работодателем. В содержание трудового договора включаются условия труда конкретного работника. Условия труда, установленные в трудовом договоре, не могут ухудшать положение работников по сравнению со всеми нормативными правовыми актами о труде, актами органов местного самоуправления, коллективным договором, локальными нормативными актами.

2 Локальные нормативные акты - это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. (не указаны работники в качестве субъекта нормотворчества) (ст.8 ТК).

По способу создания можно выделить следующие локальные нормативные акты:

а) единоначальные - принимаемые непосредственно работодателем без участия представительных органов работников (как правило, это акты, не предусмотренные ТК РФ и иными правовыми актами);

б) совместные - принимаемые работодателем и представительными органами работников (например, коллективный договор, положения о порядке разработки и принятия коллективного договора или о комиссиях по трудовым спорам);

в) создаваемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников (к ним относятся все документы, предусмотренные ТК РФ и иными правовыми актами);

В зависимости от сферы действия локальные нормативные акты можно распределить в группы общего и специального действия. Большинство из них, например, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, положение об оплате труда распространяют свое действие на всех работников организации. Другие - на определенные категории работников (например, положения о структурных подразделениях, бригадах, премировании) или регулируют отдельные аспекты трудовых правоотношений (положения о выборах, об избрании по конкурсу, об аттестации и др.).

Такой критерий, как санкционирование локальных нормативных актов государством, позволяет назвать три типа локальных источников:

а) локальные акты, предусмотренные ТК РФ, т.е. акты, делегированные государством, которое определяет их основное содержание, сферу и сроки действия, порядок разработки и принятия;

б) локальные акты, не предусмотренные ТК РФ, но признаваемые иными правовыми актами, в том числе коллективными договорами и соглашениями. Последние определяют вопросы содержания и процедур принятия данных локальных актов

в) акты, не упомянутые централизованными и иными правовыми актами, но активно используемые работодателем.

По форме выражения (наименованию) различают: а) договоры, соглашения; б) уставы, положения; в) правила; г) инструкции; д) перечни; е) графики; ж) процедуры; з) стандарты; и) случаи и порядки; к) приказы.

Предмет регулирования является основанием для деления локальных актов на такие группы:

а) уставы (положения) организации, определяющие порядок избрания на должность, замещения соответствующих должностей по конкурсу и назначения на должность или утверждения в должности (ст. 16 - 19 ТК РФ), регулируют вопросы возникновения трудовых правоотношений. Кроме того ст. 8 ТК РФ устанавливает возможность принятия локальных нормативных актов, не предусмотренных трудовым законодательством;

б) положение о порядке разработки и заключения коллективного договора применяются для регулирования отношений социального партнерства. Коллективный договор имеет широкую сферу применения, за исключением отношений материальной ответственности, надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;

в) штатное расписание (ст. 57 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка и локальные нормативные акты, имеющие отношение к трудовой функции работника (ст. 68 ТК РФ), локальные нормативные акты, посвященные персональным данным работника (ст. 86 - 88 ТК РФ), характерны для института трудового договора;

г) правила внутреннего трудового распорядка (ст. 91, 94 и др. ТК РФ), перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ), графики сменности, скользящие графики (ст. 102, 100 ТК РФ), локальный акты о разделении рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ) характерны для института рабочего времени;

д) правила внутреннего трудового распорядка, графики отпусков (ст. 123 ТК РФ) и локальные акты о порядке и условиях предоставления дополнительных отпусков, а также о случаях продления (переноса) ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 116 и 124 ТК РФ) характерны для института времени отдыха;

е) локальные нормативные акты об индексации заработной платы (ст. 134), об оплате и стимулировании труда (ст. 135, 144), локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ), участвуют в формировании института оплаты труда;

ж) правила внутреннего трудового распорядка регулируют отношения, связанные с дисциплиной труда;

з) локальные нормативные акты о формах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников характерны для соответствующего института трудового права;

и) положение об аттестации рабочих мест (ст. 212 ТК РФ), о комитетах (комиссиях) по охране труда (ст. 218 ТК РФ), инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ) характерны для института охраны труда;

к) положение о комиссии по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ) применяется для регулирования отношений при рассмотрении трудовых споров.

Процедура учета мнения представительного органа работников при принятии локального нормативного акта предусмотрена ст. 372 ТК.

Международные нормы как источники ТП

Впервые в ТК содержится самостоятельная статья, которая посвящена соотношению между нормами международного права, международными договорами и национальным трудовым законодательством, основанная на положениях п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, где сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Принцип приоритета норм международного права отражен в ст.10 ТК РФ. Очевидно, что международные договоры (принципы, нормы) применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений, когда нормы национального законодательства ухудшают положение граждан и организаций в сравнении с соответствующими международными правилами, т.е. устанавливают более низкий уровень правовых гарантий, социальной защиты. Как отмечает А.Ф. Нуртдинова, «для трудового права имеет значение не сам факт существования в международном договоре другого правила, а его характер (более или менее благоприятные условия для работников), а ст. 10 ТК РФ не учитывает отраслевой принцип неухудшения положения работников».

Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового регулирования труда. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах ООН, Международной организации труда (МОТ), соглашениях государств.

Общепризнанные принципы и нормы находят свое отражение в декларациях (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г.), пактах (Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.).

Наиболее распространенным видом международного договора в сфере труда являются конвенции Международной организации труда. Значительная часть конвенций МОТ обязательна для России в силу их ратификации еще Союзом ССР и самой Российской Федерацией. Часть конвенций МОТ обязательна в силу самого членства России в этой международной организации. Совокупность конвенций и рекомендаций, принятых МОТ, характеризуется как Международный трудовой кодекс. По мере появления нового нормативного материала он дополняется и пересматривается. Международный трудовой кодекс является тематическим систематизированным сводом трудовых норм по вопросам, входящим в компетенцию МОТ, и содержит даты их ратификации. В науке трудового права нет единой позиции по природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ. Большинство ученых конвенции МОТ и международные договоры считают источниками российского трудового права, указывая при этом, что они обязательны для использования в практике национального законотворчества и правоприменительной деятельности. Некоторые исследователи (например, Л.А. Сыроватская) утверждают, что конвенции МОТ имеют значение для российского законодательства, но в буквальном смысле источниками права не являются, т.к. национальное законодательство не воспроизводит их содержания.

3. Действие источников ТП во времени, в пространстве и по кругу лиц(см. ст.11,12,13 ТК РФ)

Действие источников ТП распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем и обязательно для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства (ст. 11 ТК РФ).

На территории Российской Федерации эти же правила распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются ТК РФ иными федеральными законами. В действующем ТК РФ 15 глав посвящены регулированию трудовых отношений отдельных категорий работников.

Трудовое законодательство не распространяется на следующие категории лиц:

• военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;

• членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

• лиц, работающих по договорам гражданско-правовою характера;

• других лиц, если это установлено федеральным законом (ст. 11 ТК РФ). К другим лицам, в частности, можно отнести сотрудников органов внутренних дел.

Действие нормативных актов во времениозначает, что они распространяются только на те действия и отношения, которые возникают посте вступления данных актов в силу. Они не имеют обратной силы. Исключение из этого правила допускается лишь в случае, если в законе или другом нормативном акте есть прямое указание об обратной силе его действия. Важным правилом действия нормативных актов по времени является положение о том, что в случае расхождения сходных нормативных актов подлежит применению акт более поздний по времени вступления в силу.

Действие нормативных актов в пространстве. Сфера действия источников трудового права тесно связана с понятием «территория», т.е. имеется в виду территория государства - Российской Федерации, территория субъектов Федерации, территория конкретного работодателя. Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов Российской Федерации. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации действуют лишь на их территории (республики, края, области и т. п.). При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон Российской Федерации. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях разногласий в иных сходных нормативных актах.

Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относятся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т. п.

Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются в пределах конкретной организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: