Дайте определения понятию «заработная плата». Раскройте сущность тарифной системы, охарактеризуйте ее основные элементы

Заработная плата - это совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

В РБ применяется республиканская тарифная система оплаты труда работающих.

Тарифная система - это совокупность норм и нормативов, обеспечивающих дифференциацию оплаты труда исходя из различий в сложности выполняемых работ, условий труда, интенсивности и характера труда, а также особенностей видов работ, производств и отраслей, в которых заняты работники.

Основные элементы тарифной системы^

Тарифная сетка - это инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности для различных групп работников. Он включает в себя совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых определяются размеры тарифных ставок и окладов.

Тарифные ставки и должностные оклады - это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий работников в единицу времени. Различают часовые, дневные, и месячные ставки.

Тарифно-квалификационные справочники - это сборник тарифно-квалификационных характеристик профессий, который служит для определения квалификации рабочих (присвоение им того или иного тарифного разряда) и тарификации работ (отнесение их к соответствующему разряду тарифной сетки).

На основе единой тарифной системы обеспечивается дифференциация заработной платы в зависимости от следующих факторов:

1. сложности труда в пределах одной профессии (внутридолжностная дифференциация);

2. содержания и характера труда у рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений, специалистов и т.д. (междолжностная дифференциация);

3. общих условий труда, сложности и характера выпускаемой продукции, социально-бытовых условий, режимов труда и отдыха и других специфических факторов, характерных для отрасли или подотрасли (межотраслевая дифференциация).

Тарифные ставки, предусмотренные ЕТС, хозрасчетные предприятия и организации могут использовать в качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам работающих в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемых ими работ.

Конкретные тарифные ставки рабочих и должностные оклады служащих в более высоких размерах устанавливаются предприятиями самостоятельно в коллективных договорах за счетзарабатываемых ими средств на оплату труда. С учетом конкретных условий в коллективных договорах могут устанавливаться иные тарифные коэффициенты.


24. Дайте определение понятию «планирование». Сформулируйте основные задачи планирования. Охарактеризуйте этапы планирования.

Планирование - это процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса мероприятий, определяющих направление и темпы развития предприятия, обеспечивающих его соответствие потребностям рынка и на основе этого - увеличение объёма продаж и максимизации прибыли.

Основными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются:

1. выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;

2. увеличение объёма продаж продукции предприятия, прибыли и рентабельности производства;

3. повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий и цен на них;

4. снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия;

5. создание новых рабочих мест для обеспечения социальной стабильности.

Функции планирования:

1. Постановка перед коллективом предприятия производственных задач и определение путей их решения

2. Формирование потребностей предприятия, его подразделений и служб в трудовых, материальных, финансовых ресурсах

3. Координация деятельности отдельных служб и подразделений предприятия и т.д.

Для обеспечения эффективной работы предприятия и уменьшения возможности отрицательных результатов планирования оно должно базироваться на следующих принципах:

1. Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Его соблюдение соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

2. Принцип непрерывности заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

3. Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия (планы отдельных структурных подразделений должны быть увязаны между собой и с единым планом социально-экономического развития).

4. Принцип гибкости предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей.

5. Принцип точности определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования.

6. Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора лучшего варианта из нескольких возможных на всех этапах планирования.

7. Принцип участия предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования.

8. Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

Методы планирования:

Реализация принципов планирования осуществляется посредством использования разнообразных методов: нормативного, сетевого, программно-целевого, экономико-математического и графического и др.

1) Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда.

2) Сетевой метод применяется при планирование, подготовке производства новой продукции.

3) Графический метод может иметь различные формы: сетевой, линейный и т.д.

4) Программно-целевой метод разрабатывается при разработки сложных проектов.

5) Экономико-математические модели применяются в планирование в различных модификациях: составляется модель из ряда показателей и коэффициентов.


25. Назовите основные разделы плана экономического и социального развития предприятия. Охарактеризуйте их сущность и содержание.

План социально-экономического развития предприятия включает в себя следующие разделы:

1. Экономическая эффективность производства. В данном разделе увеличение эффективности предусматривается за счет рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2. Нормы и нормативы. Разрабатываемые в данном разделе нормы и нормативы систе­матизируются по видам, изделиям и направлениям в соответствии с требованиями автоматизированной системы обработки данных.

3. План производства и реализации продукции. Основными задачами данного раздела является определение оптимального объема продукции (услуг), который может быть произведен и реализован предприятием в планируемом периоде, изыскание возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию, эффективное использование производственных мощностей, основных фондов и других материальных и трудовых затрат.

4. План материально-технического обеспечения производства.

В данном разделе устанавливается потребность предприятия в материальных ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы.

5. План по персоналу и оплате труда. Данный раздел устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда предприятия. В процессе его разработки необходимо обеспечить опережающие темпы роста производительности труда над темпами роста заработной платы.

6. План по издержкам производства, прибыли и рентабельности.

Данные плана по издержкам, прибыли и рентабельности используются при составлении финансового плана. Здесь необходимо установить рациональную структуру себестоимости, соотношение между постоянными и переменными расходами, обосновать прогнозируемый уровень затрат, полноту учета резервов.

7.План инноваций (технического и организационного развития предприятия). План инноваций составляется на основе заданий стратегического плана, содержит перечень и характеристику нововведений, планируемых к внедрению на предприятии.

8. План инвестиций и капитального строительства. Данный план содержит обоснование потребности предприятия в инвестициях в разрезе направлений их использования, а также эффект, получаемый от реализации инвестиций.

9. План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. В данном разделе плана обосновывается перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров.

10. План социального развития коллектива. В данном плане предусматриваются мероприя­тия по решению наиболее актуальных для данного коллектива и региона задач социального развития, улучшения условий труда, отдыха и быта, совершенствования отношений в коллективе, развития благоприятного морально-психологического климата.

11. План по фондам специального назначения. В данном разделе устанавливаются размеры и направления использования средств различных фондов, создаваемых на предприятии в соответствии с законодательством.

12. Финансовый план. Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, расчетных форм для определения статей баланса. Поэтому он тесно связан со всеми разделами тактического плана.

Приведенный состав разделов плана может меняться в зависимости от размера предприятия, сложности его структуры, программной цели, формы собственности


26. Раскройте сущность бизнес-плана на предприятии. Опишите его основные разделы. Охарактеризуйте процесс бизнес-планирования.

Бизнес-план - документ, содержащий обоснование действий, которые намечается осуществить для реализации или создания нового предприятия.

Основанием для разработки бизнес-плана является директивный документ, издаваемый руководителем предприятия (приказ, распоряжение), в котором утверждаются:

1. Руководитель разработки бизнес-плана

2. Состав исполнителей и распределение обязанностей между ними.

3. Разработчик бизнес-плана

4. Смета затрат на проведение работ и источник финансирования.

Бизнес-план, как стратегический вид планирования охватывает длительный период (3-5 лет).

Содержание и объем бизнес-плана зависят от:

1. Размера предприятия (для малого бизнеса 10-20 страниц, для крупного предприятия 40-50 страниц)

2. Стоимости проекта

3. Полноты составных частей (укрупненный и детализированный план)

4. Назначения бизнес-плана

5. Периода планирования (1 год или несколько лет)

Бизнес-план разрабатывается в 3 этапа:

1. Сбор и анализ информации, формирование стратегии маркетинга, анализ альтернативных вариантов проектных решений.

2. Формирование инвестиционной программы (расчет единовременных затрат и доходов).

3. Расчет и анализ показателей эффективности проектного предложения.

Бизнес-планы оформляются в виде текстового, табличного и графического материала.

В состав бизнес-плана входят:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Текст основных разделов бизнес-плана

4. Приложения

Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из текста следующих основных разделов:

Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой доступной форме изложить суть бизнес-плана.

В разделе «Характеристика предприятия и стратегия его развития» дается описание отрасли и характеристика предприятия, его роль и место в отрасли и национальной экономике в целом. Формулируются цели и задачи проекта, обосновываются мероприятия по их достижению, источники финансирования.

В разделе «Описание продукции (услуги)» представляется информация о продукции, которую будет производить предприятие (область применения, основные характеристики, соответствие стандартам качества и т.д.).

В разделе «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга» излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. Отражается стратегия сбыта, обосновываются цены, политика по послепродажному обслуживанию, затраты на маркетинг и рекламу и др.

Раздел «Производственный план» предусматривает расчет программы производства и реализации продукции, необходимых производственных мощностей, издержек производства и реализации продукции, определение источников материально-технического обеспечения.

В разделе «Организационный план» дается комплексное обоснование организационно-штатной структуры предприятия и выбор рациональной системы управления производством, персо­налом, снабжением, сбытом и предприятием в целом.

Раздел «План реализации проекта» представляет собой календарный график реализации проекта, в котором согласуются во времени предусмотренные мероприятия, начиная от принятия инвестиционного решения и подготовительных работ до промышленного производства и погашения задолженности перед заемщиками.

В разделе «Инвестиционный план» производится расчет инвестиционных издержек, определяемых как сумма основного капитала и чистого оборотного капитала. Определяются источники финансирования проекта (собственные, заемные, прямые инвестиции и т.д.).

В разделе «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности» рассчитываются чистая прибыль от реализации проекта; поток денежных средств; составляется проектно-балансовая ведомость, учитывающая стоимость основных фондов и текущих активов, собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств.

В разделе «Показатели эффективности проекта» приводится расчет основных оценочных показателей: чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости и т.д.

В разделе «Юридический план» описывается организационно-правовая форма будущего предприятия, уточняются, основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности.

В разделе «Информация о разработчиках бизнес-плана» дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций.


27.Раскройте сущность планирования производства и реализации продукции. Охарактеризуйте основные разделы производственной программы.

В плане производства и реализации продукции (производственной программе) определяется и конкретизируется основная задача деятельности предприятия по удовлетворению потребности населения в продукции, выпускаемой данным хозяйствующим субъектом.

Планирование производства и реализации продукции является важнейшим и определяющим разделом годового плана и служит исходной базой для расчета потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Принятая в плане структура производства, объем и уровень его специализации обусловливают характер организации производственного процесса, степень использования производственных мощностей, создают предпосылки для внедрения новой техники и технологии.

Основными разделами производственной программы являются: план производства в натуральном выражении, план производства в стоимостном выражении, план продаж.

При составлении плана производства в натуральном выражении применяются натуральные измерители, которые выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры и др., и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство высококачественных изделий и способствовать эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Вторым разделом производственной программы является план производства в стоимостном выражении. Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию. Стоимостными показателями выпуска продукции являются валовая, товарная и чистая продукция.

Третьим разделом производственной программы является план продаж. Он содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок может планироваться как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Рассмотренные структура и содержание плана производства и реализации продукции характерны для текущего планирования. Планирование же производства новой конкурентоспособной продукции, могущей обеспечить высокий доход предприятию, предполагает составление каждым субъектом хозяйствования также долгосрочных и краткосрочных планов производства и продажи продукции, обновления номенклатуры выпускаемых изделий, расширения использования производственных площадей и т.д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: