Теория политического делового цикла

В последние десятилетия на основе теории общественного выбора сформировалась теория политического делового цикла. Её представители (У. Нордхауз и др.) утверждают: в результате действий государства возникает «политический цикл». Находящаяся у власти политическая партия с целью победы на выборах стремится осуществлять популярный курс стимулирования экономического роста, т.е. такое воздействие на экономику, чтобы самые лучшие результаты были достигнуты в год выборов. А после выборов правящая партия вынуждена проводить непопулярный курс, например, борьбы с инфляционными последствиями политики, проводившейся в период предвыборной кампании. Таким образом, в экономике возникает циклический процесс: непосредственно перед выборами наблюдается ускорение экономического роста и — с небольшим временным лагом — повышение инфляции; в период после выборов темп инфляции снижается. В результате снижаются и темпы экономического роста.

Альтернативное направление в данной теории рассматривает Д.Гиббс. Он утверждает, что характер экономической политики зависит от того, какая партия находится у власти. «Левые» партии заинтересованы, прежде всего, в борьбе с безработицей (даже за счет инфляции). А «правые» партии больше внимания уделяют недопущению инфляции (даже за счет безработицы). «Левые» ориентируются на поддержку наемных работников, а «правые» — на поддержку крупного бизнеса, поскольку среди его представителей немало кредиторов, страдающих от инфляции. В данном случае циклические колебания в экономике генерируются сменой «левых» и «правых» правительств.

Теория политического делового цикла — косвенное признание того, что воздействие государства на экономику может быть самостоятельным фактором, усиливающим ее неустойчивость.

7.9. Теория циклических колебаний в экономике

Рыночная экономика любой страны обладает склонностью к повторению экономических явлений. Эту особенность заметили экономисты еще в первой половине ХIХ в. Теория экономического цикла получила свое объяснение в работах швейцарского экономиста С. Сисмонди (1773–1842), в которых большое внимание уделено исследованию теории экономических кризисов. Он рассматривал кризисы как общее перепроизводство, являющееся результатом противоречий капитализма. Причины противоречия капитализма объяснял недопотреблением трудящихся. Выход из противоречий капитализма Сисмонди видел в защите мелкого производства, уничтожающим якобы конкуренцию и обеспечивающим равновесие между производством и потреблением; в развитии внешнего рынка. В этом его экономический романтизм. К.Маркс видел причины цикличности капиталистического производства в самой природе капитализма, в основном противоречии между общественным характером производства и частнокапиталистическом присвоении его результатов. Тем самым он делал вывод о самоисчерпании экономического потенциала капитализма. Впоследствии В. Зомбарт, предложил заменить марксову «теорию кризисов» учением о колебании рыночной конъюнктуры или «теорией конъюнктуры», в которой ритмичные спады оцениваются как периоды внутреннего совершенствования системы. Затем У. Митчелл вместо термина «экономическая конъюнктура» ввел понятие деловой цикл. Признание цикличности, как формы движения рыночной экономики получило развитие в кейнсианстве. Подрыв механизма автоматического выравнивания совокупного спроса и совокупного предложения объясняется здесь негибкостью цен и зарплат, восполняемой колебаниями объемов производства и занятости. Кейнсианский анализ ограничивался двумя фазами цикла: кризиса и депрессии, причем, в краткосрочном периоде. Неокейнсианская теория цикла стала объяснять циклические колебания уже в единстве четырех фаз: ошибками в ожиданиях и расчетах предпринимателей (Р. Харрод); механизмами отставания и опережения изменений, отдельных из взаимосвязанных факторов, порождающих перманентные колебания экономической системы вокруг равновесного состояния (Э. Хансен). Кризис кейнсианской теории регулирования экономики вернул либерализму утраченные позиции. Новая классическая макроэкономика объясняет кризисные явления дестабилизацией рынка. Важнейшим фактором бескризисного развития она считает устойчивость денежной системы и свободное движение цен. Идея бесполезности попыток государства изменить естественный ход цикла получила логическое завершение в трудах Р. Лукаса. Гипотеза, объясняющая циклические процессы множеством случайных шоков и описываемая сложными математическими моделями, была выдвинута еще в 20-е г. ХХ в. русским ученым Е. Слуцким, поддерживалась У. Митчеллом, школой рациональных ожиданий, новой теорией реальных экономических циклов А. Стокмена и другими. За последние десятилетия движущие силы экономических циклов были существенно прояснены благодаря усилиям «новых классиков» и «новых кейнсианцев». Согласно их исследованиям, главной причиной циклов выступает прогресс технологии, сопровождаемый колебаниями других экономических факторов. Волнообразное развитие экономики ученые обозначают термином «экономические флуктуации».

В преодолении кризиса в современных условиях значительную роль играет антикризисная политика.

В экономической литературе существуют разные подходы к этому вопросу.

Борьба с разными перепадами экономической конъюнктуры — это самая трудная из проблем, которые приходится сегодня решать правительствам. Для решения этой задачи используется много разнообразных экономических инструментов в зависимости от двух основных подходов к проведению антикризисной политики в современных условиях.

Несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному.

Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе — на регулирование совокупного предложения.

В зависимости от исходных установок и ориентировок сторонники того или иного направления по-разному решают вопросы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов больше внимания уделяют бюджетной политике и налоговой политике. Сторонники неоконсервативных рецептов делают упор на проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство, в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых государство должно это осуществлять в условиях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного общего спроса, а, в конечном счете, и производства.

Кредитно-денежная политика, предполагая проведение кредитной экспансии, преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика. Ее цель заключается в оживлении экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег», при которой снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к росту капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Тем не менее, это может иметь и негативные последствия, так как в долгосрочной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственных системах проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики.

В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикации, то есть проводиться политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикация может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В целом, политику, которую государство необходимо проводить в целях сглаживания циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия: мероприятия, которые направлены на смягчение циклических колебаний, должны идти в направлении, обратном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Эффективность рекомендаций может быть реально оценена только по истечении определенного периода времени.

В экономике России не было правильных циклов, а циклические колебания имели в основном внеэкономические причины. В настоящее время цикличность в России стала реальностью.

Чтобы экономика России стала наиболее устойчивой, она должна быть ориентирована на повышение эффективности капитала через активные нововведения. Для этого правительственная программа должна обрести долгосрочные цели, а все институциональные изменения направлены на повышение эффективности хозяйства. Сильный и продолжительный подъем производства возможен только в рамках сильной экономики, основанной на инновационном развитии, на реализации долгосрочных стратегических планов государства.

Таким образом, цикличность – это всеобщая форма движения, отражающая его неравномерность, смену эволюционных и революционных форм прогресса. Циклический характер развития присущ всем отношениям: экономическим, политическим, социальным и т.д. Сущность теории циклического развития экономики заключается в том, что экономика как открытая система находится в состоянии перманентного отклонения от состояния равновесия. Цикличность есть система циклов с жесткими причинно-следственными связями.

Циклические колебания тесно связаны с инвестиционной деятельностью. Для цикличности характерны инвестиционный мультипликатор и акселератор. Цикличность — это важнейшая закономерность экономического развития.

7.10. Экономическая наука и проблемы формирования гражданского общества

Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Гражданское общество как исторический феномен возникло в западной цивилизации на определенном этапе развития личности, общества и общественно-политической мысли, и прошло ряд трансформаций: социальных, политических и идеологических. Гражданское общество можно инициировать сверху, но нельзя создать директивным указом, ибо в основании гражданского общества заложен динамизм экономики. Правда, это рождает иллюзию, что авторитарной системе все подвластно, что на базе абсолютного управления экономикой и рыночными отношениями, якобы, можно создать и гражданское общество. По форме может быть и можно, но только не по содержанию. Динамичная экономика не совместима с тотальной централизацией власти. Она более отвечает гражданскому обществу с его модульными возможностями перекомпоновки своих структурных образований в соответствии с конъюнктурой рынка, рыночными отношениями. Гражданское общество, как сообщество свободных людей, предполагает известную дистанцию между государством и экономикой, базисом и надстройкой. Основанием гражданского общества выступают рынок и его отношения, основанием государства — политика и ее отношения. Характерные признаки гражданского общества:

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитость и разветвленность демократии;

· правовая защищенность граждан;

· высокий уровень гражданской культуры.

Функционирование гражданского общества предполагает:

· частную собственность на средства производства;

· индивидуальную свободу и самостоятельность личности;

· народный суверенитет, верховенство и полновластие народа;

· осведомленность граждан о деятельности государства и общества;

· свободу формирования общественного мнения;

· справедливость законов и неукоснительность их исполнения.

В работах видных западных экономистов-теоретиков рыночного либерализма Ф. Хайека, Л. Эрхарда, М. Фридмена и др. акцентируется внимание на неразрывную связь гражданского общества с развитием свободного рыночного хозяйства. Современное гражданское общество связано с частной и общественной собственностью не непосредственно, а через взаимосвязанное единство и экономическое взаимодействие множества социальных групп. В современном западном мире гражданское общество представлено совокупностью формальных и неформальных организаций, которые соединяют отдельного индивида или семью (домохозяйство) с государством (властью).

Современное гражданское общество имеет следующую структуру:

1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, общественные организации, хозяйственные корпорации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

2. Совокупность негосударственных, неполитических отношений в обществе, а именно экономических, социальных, семейных, нравственных, духовных, религиозных и др.

3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.

Итак, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть различных добровольных организаций граждан, общественных отношений, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, творческих, кооперативных объединений, спортивных, потребительских обществ, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают во всех сферах жизни общества самые различные социальные интересы.

Из этого вытекает и конкретный анализ основных элементов гражданского общества.

Во-первых, экономическая организация гражданского общества представляет собой общество цивилизованных рыночных отношений. Как своеобразный «элемент» экономической свободы, рынок невозможен без развития самостоятельной предпринимательской деятельности, которая направлена на систематическое получение прибыли.

Вторым структурным элементом гражданского общества является его социальная организация. Можно выделить три основные группы населения гражданского общества: наемные работники, предприниматели и нетрудоспособные граждане. Важным направлением социальной политики является обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей этих групп.

Наемным работникам необходимо создавать социальные, экономические, и правовые условия для эффективного труда, справедливой оплаты своего труда, широкого участия в прибылях.

Должны приниматься меры в отношении предпринимателей, направленные на гарантирование им свободы всех форм экономической деятельности, на стимулирование их капиталовложений в развитие прибыльного производства товаров и услуг. В свою очередь, нетрудоспособным гражданам должна быть обеспечена адресная социальная защита, определены нормы социального обеспечения и обслуживания, позволяющие поддерживать приемлемый уровень их жизни.

Общественно-политическая организация является третьим структурным элементом гражданского общества. Реальный демократизм гражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации. В связи с этим общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, религиозные организации, добровольные общества, творческие союзы, землячества и другие, добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, культурных и иных интересов, то есть происходит так называемая политическая институционализация гражданского общества. Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийность. Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государственной. Свобода организации и деятельности средств массовой информации является важным условием обеспечения политического и идеологического плюрализма, а, следовательно, и институционализации гражданского общества является.

Основной функцией гражданского общества является наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Многочисленные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует развитию демократических органов государства, всей его политической системы.

4. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам: оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

5. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

6. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями, так как создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Одной из важнейших функций гражданского общества является обеспечение определенного минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто нуждается в этом (инвалиды, престарелые, больные и т.п.).
5. Методические указания по написанию курсовых работ для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: