Февральская революция в Казахстане. Политические партии и течения

Главная» История Казахстана» Казахстан в XX веке.» Февральская революция в Казахстане. Политические партии и течения.

2.Февральская буржуазно – демократическая революция в России и Казахстан.

Восстание 1916 года в Казахстане было составной частью все нарастающего революционного движения в России. Поражения России на фронте, гибель миллионов людей, ухудшение положения народа – все это породило массовое недовольство. В итоге в стране сложилась революционная ситуация. В 1917 году, в результате февральской буржуазно – демократической революции 23 – 27 февраля, было свергнуто самодержавие, и закончилось 300 – летнее правление дома Романовых. Царская власть окончательно пала. Это был главный итог революции. В Казахстане прошли митинги и собрания в поддержку революции.

Главным отличием Февральской революции было то, что в стране образовалось двоевластие: Временное правительство – орган диктатуры буржуазии и Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов – орган диктатуры рабочих и крестьян. В Казахстане, как и во всей стране, в марте и апреле 1917 года, наряду с органами Временного правительства возникли Советы рабочих и солдатских депутатов в Семипалатинске, Алма-Ате, Петропавловске, Кокчетаве, Павлодаре и др. Так, в Оренбурге, Ташкенте и Омске 1 – 3 марта прошли выборы в Советы и состоялись первые их заседания.

В первое время после февральской революции трудовое население края еще верело во временное правительство и надеялось, что оно сможет дать народу мир, крестьянам – землю, а рабочим – восьмичасовой день. Но буржуазное Временное правительство продолжило аграрную и национальную политику самодержавия. В Казахстане продолжалось изьятие земель и преследование участников восстания 1916 года.

Основой для создания органов политической власти буржуазии в центре и на местах явилась Государственная дума, городские думы и различные комитеты. Временное правительство от власти устранило бывших военных губернаторов, генерал – губернаторов и чиновников колониальной администрации. Начался процесс отстранения от власти чиновников колониальной администрации. В марте 1917 года были арестованы вице-губегнатор Уральской области, генерал-губернатор Западной Сибири, губернатор Тургайской области, ряд уездных начальников и чинов жандармерии в Уральске, Омске, Петропавловске, Оренбурге. 30 марта был отстранен от должности и арестован генерал-губернатор Туркестана. Аналогичные действия были применены и по отношению к чинам колониальной администрации в ряде уездов Семиреченской и Семипалатинской области. Вместо них появились областные комиссары, гражданский исполнительный комитет, коалиционный комитет и др. В волостях, аулах и селах оставались те же волостные и аульные управители, сельские старосты и станичные атаманы.

Временное правительство во главе областей поставило бывших царских чиновников – колонизаторов, а так же представителей казахской национальной интеллигенции. Так, А. Букейханов был назначен комиссаром Временного правительства Туркестанской области, а М. Тынышпаев – Семиреченской области, М.Шокай в Туркестане. Кроме того, в Семипалатинской области комитет Временного правительства возглавил комиссар К.Ляшкевич – председатель Семипалатинского союза кооператоров. Комиссаром Уральской области 8 марта 1917 года был назначен военный губернатор области Г.Бизянов, в Акмолинской области комиссаром стал Н.Лепко. Комиссаром временного правительства по всему Степному генерал-губернаторству был назначен И.Законов, а для управления Туркестанским краем 7 апреля 1917 года Временным правителством был создан Туркестанский комитет во главе с членом Государственной Думы Н.Щепкиным.

В Казахстане были образованы национальные областные и уездные комитеты во главе с казахской интеллигенцией. В областях и уездах были созданы казачьи комитеты, органы власти казачьих станиц Оренбургского, Сибирского, Уральского и Семиреченского казачьих войск, которые поддерживали Временное правительство. Татарские и уйгурские купцы объединились в мусульманские, татарские и др. комитеты. Так, 7 марта 1917 г. в Верном был образован общемусульманский комитет – Курултай во главе с З. Тазетденовым. Эти комитеты создавались для поддержки временного правительства.

В марте 1917 года активную деятельность в крае развернули социал-демократы, большевики, чьи организации действовали практически во всех областях и уездах. Второй реальной властью в Казахстане стали Советы как органы народной власти. В марте-апреле 1917 года в крае было создано более 25 советов рабочих, крестянских и солдатских депутатов. Руководящую роль в большинстве Советов играли социал-демократы, меньшевики и эсеры.


 
   
 
 
   
   
МЕМЛЕКЕТТIК ЕМТИХАН БИЛЕТI ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10 По предмету «История Казахстана» 1. Джунгарское нашествие на Казахстан. 2. Конституция РК - права и обязанности граждан. 1. ДЖУНГАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ На протяжении многих лет казахи вели ожесточенные войны с джунгарами. Но самыми трудными для народа были «Годы Великого бедствия» («Ақтабан шубырынды, Алқакөл сулама»). 1. Усиление Джунгарского государства. В 1635 году было создано централизованное Джунгарское ханство во главе с Батуром-хунтайд-жи. Оно находилось к юго-востоку от Казахстана. В 1640 году джунгары и другие калмыцкие роды приняли свод военных и гражданских законов под названием «Степноеуложение». Заметно укре-пилось единство джунгар, усилилась их боевая мощь. Была сильно укреплена воинская дисциплина. Так, за уход с поля боя предусмат-ривались крупные штрафы скотом и вооружением. За непредупреж-дение появления врага и предательство наказывали смертной казнью. В военное время каждое родовое подразделение джунгар в кратчайшие сроки превращалось в боевую единицу. Они могли выставить боеспособную конную армию общей численностью до 100 тысяч воинов. В их рядах были отряды стрелков. Немецкий ученый ХVШ века И. Георги по этому поводу писал, что они «сходили с лошадей, когда палили из ружей».Джунгары быстро восстанавливали потери в живой силе. Согласно их законам, ежегодно 40 семей должны были женить не менее 4 холостяков, уплачивая за них калым за невесту. В армию призывали и рабов, которых они очень ценили. К примеру, за убийство раба уплачивали штраф в 45 голов скота. Джунгарское государство было нацелено на захват чужих территорий. У них была выработана особая тактика ведения военных действий. Они предпочитали вести бой в открытой степной местности. Джунгары сами производили порох из селитры и серы, изготавливали сабли, панцири, латы, шлемы и другое вооружение. В конце XVII века они уже имели фитильное огнестрельное оружие. Джунгары сумели наладить даже производство пушек. Эту работу возглавил швед Иоган Густав Ренат, попавший в плен к джунгарам. Им удалось создать разветвленную сеть шпионов-осведомителей, которые занимались сбором секретной информации на территории сопредельных государств, в том числе и в Казахстане. Жители Джунгарии так же, как и Казахского ханства, занимались кочевым и полукочевым скотоводством. В начале XVIII века население этой страны составляло около 1 миллиона человек. Около полумиллиона человек составляли представители покоренных народов. Последние исправно платили подати, обеспечивали пополнение армии воинами. О том, насколько Джунгария представляла опасность для соседей, свидетельствует тот факт, что в первой половине XVIII века борьба с этим кочевым государством была одной из основных внешнеполитических задач Китая. Нередко казахские ханы и султаны заключали династийные браки с правителями ойратских племен. 2. Завоевательные войны джунгар. Территория Казахского ханства издавна привлекала к себе внимание джунгарских правителей. Во-первых, завоевав Семиречье и Присырдарьинский регион, джунгарские правители могли контролировать один из важных маршрутов торговых путей, связывавших Джунгарию с Российской империей, Сибирью, государствами Средней Азии. Им открывалась прямая дорога в Афганистан, Иран и Закавказье. Во-вторых, захват Казахстана позволял им заметно укрепить границы ханства и получать дополнительные подати с покоренного населения. В-третьих, завоевателей привлекали также огромные пастбищные угодья и торгово-ремесленные центры Южного и Юго-Восточного Казахстана. В-четвертых, завоевание территории Казахстана сулило джунгарам беспрепятственный проход к своим соплеменникам, кочевавшим в междуречье Жайыка (Урала) и Волги. Наконец, Джунгарское государство рассматривало население Казахстана как потенциальных рабов. Работорговля была одним из главных источников дохода этого государства. Этими причинами объяснялось усиление агрессии джунгар против Казахского ханства. 3. Вторжение джунгар в казахские земли в начале XVIII века. «Ақтабан шубырынды, Алқакөл сүлама» («Годы Великого бедствия»). В начале 20-х годов XVIII века сложилась благоприятная ситуация для очередного крупного похода джунгар на территорию Казахстана. В 1722 году умер китайский император (богдыхан) Канси, который долгое время воевал с джунгарами. Последним удалось заключить договор с Китаем. Восточные границы стали для Джунгарского ханства безопасными. К правителю волжских калмыков хану Аюке джунгары отправили послов с целью ведения совместных военных действий против казахов. Россия была занята укреплением недавно возведенной Иртышской военной линии и не представляла серьезной опасности для Джунгарского государства. Более того, Россия во взаимоотношениях двух кочевых государств старалась придерживаться относительно нейтральной позиции. Ей было выгодно одинаковое ослабление как Казахского государства, так и Джунгарского ханства. Весной 1723 года, основательно подготовившись к предстоящей войне и воспользовавшись разобщенностью казахских ханств, Цэ-ван Рабдан двинул свое войско в Казахстан. Противник действовал в семи направлениях. Первый удар нашествия джунгар приняли на себя казахи Семиречья и Прииртышья. Джунгары жгли аулы, угоняли скот и убивали мирных жителей. Нашествие захватчиков было «Ақтабан шұбырынды». Картина М. Каспак. внезапным и стремительным, поэтому казахам пришлось поспешно отступать, бросая скот, жилище и все свое имущество. Несмотря на численное превосходство врага, народ оказывал ожесточенное сопротивление. Никто не хотел сдаваться врагу. Каждый казах защищал свою землю, родных и близких от захватчиков. Воины отступали, но при этом вели оборонительные бои. Они давали возможность оторваться от преследования врага женщинам, детям и старикам. Так, жители Ташкента вместе с казахским ополчением почти месяц держали оборону города. Вслед за падением Ташкента были взяты Сайрам, Туркестан и другие города. В результате военных действий противника была захвачена практически вся территория Казахстана, кроме пустынных и горных местностей. Относительно неуязвимыми оказались отдаленные районы Западного Казахстана. Этот период (1723—1727) в истории казахов получил название «Ащтабан шүбырынды, Алқакөл сүлама» («Годы Великого бедствия»). Он принес казахскому народу многочисленные страдания, голод и нищету. Тысячи людей погибли и были взяты в плен. Были разорены сотни и тысячи аулов, угнан скот, захвачены и разрушены некогда цветущие города. На время замерла торговля. В поисках спасения казахи двинулись в западные регионы страны, вплотную приблизившись к Жайыку (Уралу). Массовые передвижения казахов вызвали некоторую обеспокоенность Российской империи и ее подданных: башкир и калмыков. Царское правительство предприняло комплекс мер, направленных на их защиту. Была укреплена пограничная стража. Принимались меры к началу строительства новых военных укреплений в Уральском регионе. Часть казахов оказалась на территории государств Средней Азии. Так, переправившись через реку Сырдарью, большинство родов Среднего жуза отошло к Самарканду, а Младшего - откочевали в пределы Хивы и Бухары. Символом великой скорби народа стала песня-плач (жоқтау) «Елим-ай», которую исполнял поэт и воин Кожаберген-жырау: Несмотря на то, что джунгарское нашествие коснулось узбеков, кыргызов и каракалпаков, казахский народ принял на себя основной удар захватчиков. 4. Причины поражения казахов. Поражение казахов в первые годы Великого бедствия объясняется рядом причин. Во-первых, существовали разобщенность казахских жузов и отсутствие единства в руководстве Казахского ханства. Во-вторых, к этому нашествию враг готовился с особой тщательностью. Временем нападения была выбрана весна, когда аулы готовились к откочевке, находясь на значительном отдалении друг от друга. В-третьих, казахов настиг сильный джут. Существовала острая нехватка в лошадях. В-четвертых, противник сумел правильно учесть сложившуюся политическую ситуацию в регионе. Был удачно заключен мир с Китаем. В-пятых, свою роковую роль сыграл фактор внезапности. Наконец, джунгары были хорошо вооружены и имели большой опыт ведения боевых действий. 5. Последствия джунгарской агрессии. «Годы Великого бедствия» имели самые негативные последствия для казахского общества. Были существенно нарушены традиционные маршруты кочевок степняков. Казахи лишились плодородных пастбищ. Заметно сократилось поголовье скота. Пришли в запустение некогда цветущие земледельческие оазисы Семиречья и юга Казахстана. На время прервалась торговля с сопредельными государствами. Были разрушены многие города. Пленные казахи угонялись на территорию соседней Джунгарии. Но самой страшной утратой была смерть близких и родных. По сведениям Шакарима Кудайбердыулы, погибло две трети степного населения. Часть местных жителей была продана в рабство. Население охватил массовый голод. Чтобы выжить, степняки были вынуждены питаться даже березовым соком («қайың сауған»). Оставшиеся в живых были вынуждены платить завоевателям непосильные подати. Население Казахстана оказалось рассеянным по разным регионам страны и даже сопредельным государствам. Массовое передвижение казахов в западном направлении привело к тому, что начались земельные конфликты казахов с каракалпаками, туркменами, узбеками, башкирами и калмыками. Осложнились отношения между казахами и уральскими казаками, русским населением Западной Сибири. Впоследствии ослабевшее и обескровленное Казахское ханство стало легкой добычей для колонизации Российской империей. 1. В чем выразилось усиление военной мощи джунгар? 2. Назовите основные причины завоевательных походов армии Джунгарского государства на территорию Казахстана. 3. Когда и как начались «Годы Великого бедствия»? 4. Назовите причины поражений казахских ополченцев в первые годы военного противостояния с джунгарами. 5. Какие последствия имели набеги джунгар на территорию Казахстана? 6. Расскажите об одном из батыров казахско-джунгарской войны родом из вашего района, области. Джут — массовая гибель скота вследствие природно-климатических катаклизмов. Цэван Рабдан (1663-1727) - джунгарский правитель. С его именем связано массовое вторжение джунгар на территорию Казахстана. 2.Конституция РК - права и обязанности граждан. Среди множества законов есть один, значение которого трудно переоценить. Часто его так и называют - ОСНОВНОЙ ЗАКОН, это – КОНСТИТУЦИЯ. Казахстаном пройден непростой путь к нынешнему конституциональному согласию, достигнутому и засвидетельствованному на республиканском референдуме (всеобщем голосовании) 30 августа 1995 года. Обретенная Независимость со всей остротой поставила во главу угла вопросы государственного строительства. Объявив о своем суверенитете 25 октября 1990 года, Казахстан продолжал оставаться Советской республикой до 13 января 1992 года, пока не был принят Закон «О приостановлении действия отдельных норм Конституции (Основного Закона) Казахской ССР в переходный период». Но лишь в январе 1993 года с принятием Конституции был положен конец советской государственности Казахстана. Переход к президентской форме правления потребовал создание нового Закона, так как Конституция Республики Казахстан 1993 года не решила эту проблему, обойдя многие принципиальные вопросы взаимоотношений Президента и парламента, парламента и правительства. И лишь с принятием Конституции Республики Казахстан 1995 года президентская форма правления была введена в полном объеме. В Послании народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев остановился на тех наиболее значимых результатах, которые казахстанцы действительно достигли благодаря Конституции 1995 года. Разделы Основного Закона Республики Казахстан 1.Общие положения 2.Человек и гражданин 3.Президент 4.Парламент 5.Правительсво 6.Конституционный Совет 7.Суды и правосудие 8.Местное государственное управление и самоуправление 9.Заключи- тельные и переходные положение 10.Всего 98 статей В Конституции Республики Казахстан записаны следующие права и обязанности человека и гражданина: -на жизнь; -на равенство; -на защиту; -на личную свободу; - на неприкосновенность достоинства; - на неприкосновенность частной жизни -на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; -на свободу передвижения; -на свободу совести: -на свободу слова и творчества; -на свободу объединений; -на свободу труда; -на неприкосновенность жилища; -на охрану здоровья; -на владение частной собственностью; -на заботу и воспитание о детях (это одновременно и право и обязанность родителей) -на минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,; -на бесплатное среднее образование; -на мирные собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; -на участие в управлении делами государства; -избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме; -равное право на доступ к государственной службе; «Обязанности человека и гражданина» У каждого человека и гражданина есть определенные обязанности, которые можно условно разделить на моральные и правовые. Есть много моральных обязанностей, которым вас учат с детства, каких-то удовольствий и т.д. Но те обязанности, за неисполнение которых государство может привлечь человека к ответственности - это правовые обязанности, они записаны в Конституции Казахстана и подзаконных актах. В статьях №№34-38 нашего Основного Закона записаны основные обязанности граждан Республики Казахстан. Каждый обязан: -соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан; -уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц; -уважать государственные символы Республики; (мы об этом говорили ранее) -защищать Республику Казахстан (воинская служба); -заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; -сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. - на заботу и воспитание о детях (это одновременно и право и обязанность родителей); - совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Раздел II. Человек и гражданин Статья 10. 1. Гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 2. Гражданин Республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана. 3. За гражданином Республики не признается гражданство другого государства. Статья 11. 1. Гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики. 2. Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Статья 12. 1. В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. 2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. 3. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности. 4. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. 5. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность. Статья 13. 1. Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. 2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. 3. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Статья 14. 1. Все равны перед законом и судом. 2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Статья 15. 1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. Примечание Статья 16. 1. Каждый имеет право на личную свободу. 2. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права обжалования. Без санкции суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов. Примечание 3. Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения. Статья 17. 1. Достоинство человека неприкосновенно. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Статья 18. 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. 2. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом. 3. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. Статья 19. 1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 20. 1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается. 2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом, способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом. 3. Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Статья 21. 1. Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом. 2. Каждый имеет право выезжать за пределы Республики. Граждане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику. Статья 22. 1. Каждый имеет право на свободу совести. 2. Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. Статья 23. 1. Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом. 2. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Статья 24. 1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. 2. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. 3. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 4. Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Статья 25. 1. Жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом. 2. В Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статья 26. 1. Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. 2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. 3. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения. 4. Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается. Статья 27. 1. Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. 2. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. 3. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 28. 1. Гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. 2. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Статья 29. 1. Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья. 2. Граждане Республики вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом. 3. Получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится на основаниях и в порядке, установленных законом. Статья 30. 1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. 2. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. 3. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. 4. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам. Статья 31. 1. Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. 2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом. Статья 32. Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц. Статья 33. 1. Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. 2. Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. 3. Не имеют право избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом. Статья 34. 1. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. 2. Каждый обязан уважать государственные символы Республики. Статья 35. Уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого. Статья 36. 1. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. 2. Граждане Республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом. Статья 37. Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Статья 38. Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Статья 39. 1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. 2. Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие. 3. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13 - 15, пунктом 1 статьи 16, статьей17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции. МЕМЛЕКЕТТIК ЕМТИХАН БИЛЕТI ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11 По предмету «История Казахстана» 1. Свод законов «Жетi жоргы» хана Тауке. 2. Казахстан в период «хрущевской оттепели» (1953-1964 гг.) 1.Правление Тауке – хана (1680-1718). «Жеты Жаргы» Тауке хана. Главная» История Казахстана» Казахское ханство в XV- начале XVIII веков.» Правление Тауке – хана (1680-1718). «Жеты Жаргы» Тауке хана. После Жангира правил Батыр хан, сведений о котором не сохранилось. После Батыр хан на престол взошел сын Жангира тауке (1680-1718), полное имя которого Таваккул-Мухаммед-Батыр хан. Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахов. Во второй половине XVII века на западе ханства казахские ханы вели войну с Аштарханидами[i] за господство над Присырдарьинскими городами, а на юго-востоке продолжалась жестокая борьба с джунгарами. Тауке хан – один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешне политических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в Центрально – Азиатском регионе. При нем произошло ослабление натиска джунгар. Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке хана безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был «Золотой век» прекращения губительных феодальных усобиц, и мощного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветание торговли». Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной. Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности: 1. Принятие важных государственных и политических решений; 2. Исполнение судебных функций; 3. Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив. В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечке Култобе. Тауке хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом провозглашался кониксус! Это прослеживается по распределению голосов в бийском совете, где каждый жуз представляет отдельный, который устанавливают отношения между собой с учетом возрастных категорий. Таким образом, при Тауке серьезным изменениям подверглись, прежде всего, принципы организации власти в казахском обществе. Реформы Тауке хана коснулись так же и правовой системы. Именно при нем были внесены существенные дополнения в обычное право казахов. Свод законов под названием «Жеты Жаргы» («Семь установлений») был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным приданиям, Тауке собрал на Култобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя семь основных разделов: 1. Земельный закон («Жер дауы»), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. 2. Семейно – брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. 3. Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников. 4. Положение о судебном процессе, обговаривающее итоги судебного разбирательства. 5. Уголовный закон, устанавливающий наказание за различные виды преступлений, кроме убийств. 6. Закон о куне, устанавливающий наказание за убийства и тяжкие телесные повреждения. 7. Закон о вдовах, регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а так же обязательства по отношению к ним общины и родственников умерших. Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использовать в качестве источника и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеоразными дополнениями к кодексам были положения биев «Ереже» и «Білер сөзі»- рассказы, содержащие сведения о практике суда биев-судебном прецеденте. В «Жеты Жаргы» закреплены основные принцепы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от «Великого Джасака» (ясы) Чингис хана, а также установлений ханов Касыма и Есима. «Законы Тауке хана» юредически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны. Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство. Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей. Существовал прнцип колликтивной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана. Внешнеполитическое положение Казахского ханства в XVII-начале XVIII века было тяжелым. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера - сибирские казаки, за Яиком-башкиры, с юга бухарцы и хивинцы, но главная опасность исходила с востока, со стороны Джунгарского ханства. Вторжение джунгар в Казахстан шло медленно и постепенно, столкнавения сменялись перемириями, в том числе и подчинениями калмыков власти казахских ханов. Но при хунтайши Батуре противоречия между джунгарами и казахами переросли в непрерывные войны. Батур совершил несколько завоевательных походов против казахов. После его смерти в Джунгарском ханстве начались смуты, но с приходом к власти хунтайши Галдан-Бошоктау (1670-1697) походы эти возобновились. А после прихода к власти хунтайши Цеван-Рабтана (1697-1727) началась полоса кровавых драматических событий. Тауке хан не смог остановить джунгаров, и в 1681 году войска Галдана перешли реку Чу. Джунгары вторглись в Ферганскую долину. В годы Тауке хана калмыкско-казахские войны следовали одна за другой; наиболее значительные из них имели место в 1711-1712,1714,1717 гг. В 1717 году в верховьях реки Аягуз состаялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Бугун, Чаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов - Туркестан. Несмотря на отдельные удачи хана Тауке в мелких сражениях, казахи постепенно теряли свои кочевья по Ертысу, Тарбагатаю и в Жетысу, все дальше отступая на восток. Однако можно сделать вывод, что Тауке хан был сильным государем и последним из казахских ханов, чья власть территориально распространялась на все три казахских жуза. Вскоре после смерти Тауке хана (1718г.) во всех трех жузах появились свои ханы, родословная которых очень запутана. С тех пор жузы превратились в самостоятельные ханства, которые,однако, не имели особых названий, и хан каждого жуза соответственно именовался ханом Ұлы жуза, ханом Орта жуза, ханом Кіші жуза. Итак, окончилась история Казахского ханства. Началась история Казахских ханств. 2.
2.Казахстан в период «Хрущевской оттепели»: попытки реформ и возрождение демократических идеалов.
После смерти И.Сталина (март 1953 г.) первым секретарем ЦК Компартии Н.С.Хрущевым (1953-1964 г.г.) была предпринята попытка демократизации политической жизни. По отношению к указанному периоду в современной исторической науке часто применяется словосочетание «хрущевская оттепель». Она подразумевает, прежде всего, ослабление политического режима. После смерти Сталина Верховный Совет СССР принял Указ об амнистий, согласно которому из мест заключения было освобождено 1 млн. 120- тыс. человек. Арест и расстрел Берии, а затем осуждение культа личности Сталина благоприятно сказались в умонастроении людей. Значительные подвижки происходили и в экономическом развитии. В 50-е годы в Казахстане было начато строительство ряда крупных промышленных предприятий, в том числе Карагандинского металлургического и Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбинатов: Всего в 50-е годы вступило в строй почти 700 новых предприятий, в том числе такие крупные, как Усть-Каменогорский свинцово- цинковый комбинат, рад гидроэлектростанций на Иртыше, осваивались новые угольные районы. В 1960 г. в Казахстане было добыто 32,3 млн. т угля против 17,3 млн. т в 1950 г. и произведено 10,6 млрд. кВТ ч. электроэнергии против 2,6 млрд. в 1950 г. В 60-е г.г.бурно развивалась сеть железных дорог, составившая к 1960 году 11,47 тысяч км. В 1958 году была создана Казахская железная дорога, объединившая магистрали, проходящие по территории республики. В начале 60-х годов встал вопрос о техническом перевооружении предприятий и внедрении новых технологий, электрификации производства, механизации и автоматизации производства. Это привело к некоторому росту производительности труда, росту наукоемких производств. На сентябрьском (1953) Пленуме ЦК КПСС впервые был поставлен вопрос об ослаблении экономического и политического давления на крестьянство. Понимая, что беспредельный грабеж деревни больше продолжаться не может, И. Хрущев начал внедрять в партийные решения идеи о смягчении государственного налога, увеличении в аграрный сектор инвестиции. В этой связи был предпринят ряд мер по перераспределению национального дохода в пользу села: изменена налоговая политика, повышены закупочные и заготовительные цены. Отход от сталинской жесткой линии вскоре дал результат. Уже в ответ на, первые корректировки в аграрной политике колхозное крестьянство ответило заметным ростом сельскохозяйственного производства. Прирост в производстве валовой сельскохозяйственной продукции составил в 60-е г. г. 28%, а производительность труда в колхозах и совхозах повысилась в 1,8 раза. Республика превратилась в уникальный сельскохозяйственный район. На него приходилось 11% производственного потенциала сельского хозяйства страны. Все это породило самонадеянный лозунг «Догнать и перегнать Америку!», нацеленный на быстрый рост производства сельскохозяйственной продукции. Однако преобладание внеэкономических, административных методов управления экономикой привело к серьезному экономическому и социальному кризису в конце 50-х — начале 60-х годов. Ряд непродуманных реформ в области управления экономикой привел к новому нарастанию продовольственных проблем и взрыву недовольства населения. Несмотря на тяжелую социальную и экономическую обстановку, в 1959 году был принят семилетний план, по которому Советский Союз должен был выйти на первое место в мире по объему производства к 1965 году. Объявлялось, что строительство социализма в стране завершено и долгожданный коммунизм наступит в начале 80-х годов. Крутой поворот претерпела и национальная политика В целях создания новой общности — "советского народа" началось поощрение властями процесса русификации, сопровождавшееся закрытием национальных школ, сокращением сфер применения национальных языков и шовинистической пропагандой. Была выдвинута задача слияния всех этносов СССР и ликвидации национальных республик к началу 80-х годов. Без учета интересов республик стали меняться их границы. Так, в 1962 году Узбекистану были переданы три хлопкосеющих района Южного Казахстана. В 1961 году руководителем Казахстана стал Д. Кунаев, работавший до этого председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века. В 1962 году Хрущев предложил партийную реформу, изменявшую структуру партии и делящую ее на две организации—-промышленную и сельскохозяйственную. Роль партии сводилась только к управлению экономикой, что вызвало недовольство верхушки партии и региональных функционеров. В обстановке секретности был подготовлен государственный переворот и в 1964 году Н. Хрущев был отстранен от власти. Первым секретарем ЦК стал Л. Брежнев, а главой правительства — А. Косыгин.  


 
МЕМЛЕКЕТТIК ЕМТИХАН БИЛЕТI ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12 По предмету «История Казахстана»
  1. Присоединение Казахстана к Российской Империи.
  2. Казахстан в период «застоя» (1964-1982 гг.).
1.ПРИСОЕДИНЕНИЕ КАЗАХСТАНА К РОССИИ (XVIII — СЕРЕДИНА XIX вв.) Вокруг проблем присоединения Казахстана к Российской империи продолжают возникать дискуссии, разгораются научные споры, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего изучения. Взаимоотношение Руси со Степью имело глубокие корни. Вхождение же Казахстана в состав России в начале XVIII века следует рассматривать как результат совокупного воздействия множества факторов, среди которых необходимо. выделить экономические, политические, военные, культурные, природно-географические. Процесс присоединения длился почти 150 лет и ему были характерны как ускорение, так и торможение. Присоединению Казахстана к России способствовали значительные политические связи между ними, сложившиеся е предшествующий период. Русское государство проявляло заинтересованность в расширении своих государственных границ на Востоке. По мере централизации и усиления государственной власти значительно возросли возможности торгового обмена и других форм взаимоотношений с народами, соседствующими с восточными государствами. Русское государство было заинтересовано в развитии транзитных торговых путей со среднеазиатскими ханствами через Казахстан и стремилось обеспечить безопасность прохождения купеческих караванов, проявляло живой интерес к политической обстановке и взаимоотношениям Казахского ханства с соседними странами. Поэтому московские государи стремились к установлению непосредственных связей с казахскими ханами. Так, в 1573 г. в казахскую степь было направлено русское посольство во главе с Третьяком Чебуковым. Однако дипломатическая миссия Чебукова4 не дошла до пределов Казахстана, так как была истреблена племянником сибирского хана Кучума Маметкулом. В 1577 г. русский посол Борис Доможиров, возвратившийся из Ногайской орды, констатировал, что казахский хан, грозивший тогда ногаям и имевший связи с Ташкентом и Ургенчем, находился с «царем и великим князем в миру». В 1594 г. в Москву прибыло первое казахское посольство. Посланник хана Тауекеля Кул-Мухаммед имел поручение освободить племянника его Ураз-Мухаммеда, находившегося в Москве «аманатом», то есть заложником, и заключить дружеское соглашение с русским правительством. Кроме того, он должен был добиться от Бориса Годунова «огненного бою» для борьбы с соседними враждующими феодальными ханствами. В ответной грамоте русского царя хану Тауекелю была обещана посылка «многой рати с огненным боем» и «поберегание» казахов от всех их противников. Русское государство, добившееся в конце XV—начале XVI веков заметных успехов в экономическом и политическом развитии, поощряло торговлю на восточных рубежах страны, имея, колечко, и политические цели. В торгово-экономических связях обе стороны были одинаково заинтересованы. Путем товарообмена казахи приобретали предметы домашнего обихода, огнестрельное оружие, а русские получали от них различное сырье, скот. Русскому государству нужны были союзники в борьбе с потомками Кучума, беспрепятственный выход на рынки Средней Азии, безопасность пролегающих через территорию Казахстана караванных маршрутов. В свою очередь казахи, подвергавшиеся постоянным разорительным набегам среднеазиатских ханств, были заинтересованы в. расширении контактов с Москвой. Для обеспечения безопасности торговых связей с Казахстаном, Сибирью, Средней Азией русское государство наряду с продвижением землепроходцев, купцов, посольств и военных отрядов приступило к интенсивному устройству на границе с Казахстаном укрепленных пунктов — крепостей. Заинтересованность в установлении более доверительных отношений с русским государством проявляло и казахское ханство, стремившееся укрепить свои международные позиции в условиях нараставшей внешней угрозы. Образование Джунгарского ханства внесло существенные перемены в Центральной Азии. Тауке-хан, выражавший интересы правящей, феодальной группировки, будучи дальновидным политиком, постоянно стремился к упрочению границы своего государства. Попытки хана Хак-Назара, Тауке и других казахских ханов создать крупное централизованное государство в конечном счете не увенчались успехом. Отсутствие устойчивых политических и экономических связей между жузами, междоусобная борьба казахской феодальной верхушки поощряли к набегам агрессивных соседей, обрекали казахский народ на величайшие бедствия и лишения. «Первые десятилетия XVIII в, — писал Ч. Валиханов, — было утраченным временем в жизни казахского народа. Джун гары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли скот и уводили в плен целые семейства». С юга нападали среднеазиатские ханства, стремившиеся отторгнуть территорию Казахстана. Но самым опасным врагом была Джунгария, представлявшая собой реальную угрозу для существования Казахского феодального государства. Годы правления хунтайджи Цэван-Рабдана и его преемника Галдана-Цэрена были временем наибольшего могущества Джунгарского ханства, его активной роли в жизни народов. Центральной Азии. Первым крупным актом Цэван-Рабдана была война с казахским ханом Тауке. Земельная теснота, однако, не была единственной причиной военных столкновений. Определенное значение имело стремление феодальных групп каждой стороны установить контроль над торговыми путями, поживиться богатствами противника. Если по отношению к России джунгарские правители занимали выжидательные позиции, то относительно казахских родов не скрывали своих агрессивных намерений. Напряженное положение на северо-восточных границах вынудило казахских ханов и султанов вступить в переговоры с правительством Петра I и через сибирские пограничные власти заявить о своих намерениях воевать с Джунгарией в союзе с Роесией. В 1717 г. отдельные представители казахов, султаны Каип и Абулхаир, учитывая сложность внешнеполитического положения казахских родов и реальную угрозу со стороны внешних противников, обратились к Петру I с просьбой о подданстве. Последний, будучи занят войной со Швецией и имея сведения о внутренних неурядицах и междоусобных распрях казахских родов, не решился на вмешательство в «казахские дела», продолжая наблюдать за событиями в Казахстане, Средней Азии и Джунгарии. Желание Петра I иметь в составе Российского государства киргиз-кайсацкую орду было обусловлено его намерением не только расширить пределы своего государства, но и стремлением обезопасить восточные границы России. Созданные по личному распоряжению Петра I военно-инженерные сооружения — Ямышевская (1717 г.), Омская (1716 г.), Железинская (1717 г.), Семипалатинская (1718 г.) и другие военно-оборонительные пункты, составившие Верхне-Иртышскую линию, сыграли определенную роль в защите казахов от опустошительных набегов джунгарских войск. Джунгарскими вторжениями 1681 —1684 гг., 1694—1711 гг., 1712 г., 1714—1717 гг. были нарушены традиционные направления и пути перекочевок и вся система кочевания в целом. Это обострило внутренние противоречия, вызвало и усобицы, борьбу феодалов за пастбища, межродовые конфликты, столкновения, разрешить которые можно было лишь за счет обильных водой, травами и сравнительно безопасных кочевий у границ России. Однако определяющим условием, ускорившим принятие частью казахов Младшего жуза российского подданства, явилась агрессия джунгарских феодалов. Годы «Великого бедствия» (1723—1727 гг.) принесли голод, страдания, разрушение материальных ценностей, невосполнимый урон развитию производительных сил. Вся сложность политической ситуации в это время побудила казахов искать пути выхода из создавшегося положения. Хан Младшего жуза Абулхаир в сентябре 1730 г. отправил посольство к русской императрице Анне Иоанновне с устной просьбой о подданстве и покровительстве. 19 февраля 1731 г, императрица Анна Иоанновна подписала жалованную грамоту Абулхаиру о принятии в российское подданство Младшего жуза. Хотя вхождение Среднего и Старшего жузов состоялось позднее, Абулхаир-хан при обращении к царскому правительству выступил от имени всего казахского народа, что, несомненно, насторожило джунгар и заставило их с тревогой смотреть на дальнейшее развитие русско-казахских отношений. В Указе российской императрицы имелись пункты, гарантировавшие неприкосновенность уже официально подданных казахов от враждебных акций беспокойных соседей. Присоединение Казахского государства к Российской империи трудно датировать каким-то одним документом. И нельзя связывать его с именем только какого-либо одного или даже нескольких личностей. Как всякое закономерное историческое явление, оно было вызвано самыми различными причинами. В годы отражения джунгарской агрессии проявился полководческий талант султана Абылая. Но и в этой ситуации различные классы казахского общества ставили перед собой различные цели. Известные бии Казыбек, Толе, Айтеке неустанно призывали народ к единству и независимости. В 1733—1734 гг. изъявили желание принять российское подданство некоторые бии и влиятельные султаны Южного Казахстана. Указ императрицы Анны Иоанновны от 10 июня 1734 г. свидетельствовал о согласии принять Старший жуз в состав России. Для закрепления позиции во вновь присоединенных казахских землях в мае 1734 г. была организована Оренбургская экспедиция. В задачу комиссии входило всестороннее изучение вошедших в состав России земель, разведка природных ресурсов, сооружение Орской крепости, установление новой границы между русскими и казахскими владениями. Ряд причин, и прежде всего восстание башкир в 1734—1738 гг., помешал реализовать обширный план Оренбургской экспедиции. В 1738—1741 гг. воины Галдан-Цэрена — хунтайджи совершили новый опустошительный поход на казахские земли. Обострение ситуации в пограничной зоне, угроза алтайским заводам побудили Правительствующий Сенат 20 мая 1742 г. принять Указ о мерах защиты казахского населения и обороны Иртышской линии. Угроза со стороны Джунгарии вынудила влиятельных феодалов Среднего жуза повторно обратиться к России с просьбой принять их в ее состав. Состоявшийся в Оренбурге в 1740 г. съезд представителей старшин и султанов Младшего и Среднего жузов способствовал закреплению первых результатов российского подданства. Присяга группы султанов и старшин Младшего и Среднего жузов в 1740 г. обусловила присоединение к России лишь части Среднего жуза, основные же регионы Северо-Восточного и Центрального Казахстана вошли в состав Российской империи лишь в 20—40-е годы XIX века. Подчинение основной части Старшего жуза происходило в других условиях. Часть казахских родов Южного Казахстана приняла российское подданство добровольно. Однако основные районы Семиречья и Южного-Казахстана оставались вне влияния Российской империи вплоть до второй половины XIX века. В 1756 г. был издан царский Указ, запрещавший казахам в зимнее время перегонять скот на правый берег 'Урала. Решение правительства, принятое в интересах Яицкого казачества, усилило антиправительственные настроения в Младшем жузе. Строительство военных линий в Среднем жузе стало опорной базой колонизации казахских земель в сложных политических условиях. Пограничная линия состояла из трех частей: с юго-западной стороны — от редута Сибирского до Омской крепости, протяженностью 553 версты, от крепости Омской по правому берегу Иртыша до редута Малонарымска, общей длиной 1684 версты, от крепости Усть-Каменогорск по западному скату Алтайских гор между Колывановскими горными заводами по направлению к крепости Кузнецкой, протяженностью 723 версты. 22 июня 1752 г. по решению правительства началось строительство серии укреплений от урочища Звериного на Тоболе до Омской крепости. Ново-Ишимская линия состояла из 9 крепостей (в т. ч. Петропавловская) и 53 редутов и соединяла на протяжении 540 верст Уйскую линию с Иртышской. В это же время были созданы Красногорская дистанция и Орская линия (крепости Орская, Таналыцская, Ортамыш-ская). Создание укреплений ограничивало традиционные кочевья казахов, создавало Напряженность между сибирской администрацией и казахскими султанами. Усиление военных акций царизма в регионе, угроза вторжения цинских войск в пределы Казахстана побудили влиятельных султанов во главе с Абылаем стать вассалом Цинского богдыхана при сохранении российского подданства. Политика лавирования, которой придерживался Абылай, была обусловлена жизненными интересами Казахстана, поскольку глубокие преобразования, осуществленные им, прежде всего, в Среднем жузе, укрепили казахскую феодальную государственность, обеспечив проведение независимой политики. Признание его ханом Среднего жуза Екатериной II и Цинским двором, то есть двумя крупными государствами, значительно укрепили позиции Абылая. 2.Период засто́я — обозначение периода «развитого социализма» — периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986)[1][2], а ещё точнее — до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. Также зачастую в публицистике используется пропагандистско-литературное клише «Эпоха застоя». В Советском Союзе термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах[3]. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х), отмеченный устойчивым снижением темпов экономического роста и ухудшением динамики производительности труда при отсутствии каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а также при относительной социальной стабильности и более высоким, чем в предыдущие годы (1920-е — первая половина 1960-х) уровне жизни. По некоторым формальным показателям, развитие страны в 1964—1986 гг. продолжалось: строились новые города и поселки, заводы и фабрики, дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы, СССР добился успехов в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения.[ источник не указан 193 дня ] Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры.[ источник не указан 193 дня ] Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены. С другой стороны, зависимость от экспорта полезных ископаемых привела к отсутствию необходимых реформ в экономике. К середине 1970-х годов рост нересурсных секторов экономики значительно замедлился[4][5][6][7]. Признаками этого были отставание в высокотехнологических областях, низкое качество продукции, неэффективное производство и низкий уровень производительности труда. Проблемы переживало сельское хозяйство, и страна тратила большие деньги для закупок продовольствия. Значительно выросла коррупция, а инакомыслие преследовалось по закону[8][9][10][11][12][13][14]. Сторонники обозначения указанного периода как «застойного» связывают стабильность советской экономики того времени с нефтяным бумом 1970-х[15]. По их мнению, эта ситуация лишала руководство страны каких-либо стимулов к модернизации хозяйственной и общественной жизни, что усугублялось преклонным возрастом и слабым здоровьем высших руководителей. Фактически же в экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание от высокоразвитых капиталистических стран. С падением цен на нефть к середине 1980-х у части партийного и хозяйственного руководства появилось сознание необходимости реформирования экономики. Это совпало с приходом к власти самого молодого на тот момент члена Политбюро ЦК КПСС — Михаила Горбачёва. Вместе с тем, первые два года с момента занятия М. С. Горбачёвым поста генсека (с марта 1985 по январь 1987), несмотря на официальное признание существующих трудностей, существенных перемен в жизни страны не наблюдалось. Этот период стал своего рода «затишьем перед бурей», которая «разразилась» после январского Пленума 1987 года, объявившего Перестройку официальной государственной доктриной и ставшего отправным моментом радикальных преобразований во всех сферах жизни общества. А.Сахаров писал в 1977 г.[16]: 60-летняя история нашей страны полна ужасного насилия, чудовищных внутренних и международных преступлений, гибели, страданий, унижения и развращения миллионов людей. Но в ней были также, особенно первые десятилетия, большие надежды, трудовые и нравственные усилия, дух воодушевления и самопожертвования. Сейчас все это — безобразное и жестокое, трагическое и героическое — ушло под поверхность относительного материального благополучия и массового безразличия. Возникло кастовое, глубоко циничное и, как я считаю, опасно (для себя и всего человечества) больное общество, в котором правят два принципа: «блат» (сленговое словечко, означающее «ты — мне, я — тебе») и житейская квазимудрость, выражающаяся словами — «стену лбом не прошибешь». Но под этой застывшей поверхностью скрывается массовая жестокость, беззаконие, бесправие рядового гражданина пер

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: