Задания для самостоятельной работы студентов. Подготовить доклады по следующим вопросам

Подготовить доклады по следующим вопросам:

1. Общественные отношения, возникающие в связи с использованием глобальных компьютерных электронных сетей, как особые информационные отношения, направленные на организацию движения информации в обществе и обусловленные информационной природой общества.

2. Эффективное регулирование информационных отношений, составляющих кибернетическое пространство, необходимость и направления изменения норамтивно-правовой базы в этой области.

3. Содержание и сущность гражданско-правовых отношений при взаимодействии с кибернетическим пространством.

4. Содержание и сущность уголовно-правовых отношений при взаимодействии с кибернетическим пространством.

5. Содержание и сущность административно-правовых отношений при взаимодействии с кибернетическим пространством.

6. Особенности информационных отношений, связанных с передачей, обменом и иным оборотом информации и информационных ресурсов с помощью средств связи электронных компьютерных сетей.

7. Пути решения проблем глобальности и экстерриториальности, обусловленных распространенностью электронных компьютерных сетей по всему миру и ограниченной территориальной компетенцией каждого отдельного государства.

8. Сближение и унификация законодательства различных стран мира об использовании и функционировании электронных компьютерных сетей.

9. Интеллектуальная собственность и новый неурегулированный объект - доменное имя.

10. Проблемы конфликта авторских прав.

11. Основы правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием и использованием электронных компьютерных сетей.

По мере прохождения лекционного материала студенту необходимо ответить на приведенные ниже тестовые задания. Ответы должны быть мотивированы и, по возможности, иметь ссылки на действующие нормативно-правовые акты, подтверждающие верность выбранного ответа.

Ответы оформляются в виде приведенной ниже таблицы.

№ тестового задания Вопрос Верный, по мнению студента ответ Ссылка на нормативно-правовой акт, подтверждающая ответ
       

1. Обязано ли агентство, ведущее в Российской Федерации базы персональных данных, иметь лицензию?

· Нет

· Такая деятельность незаконна в РФ

· Да

2. Являются ли государственными информационные ресурсы субъектов РФ

· Да

· Нет

· В случае если они являются основой для начисления платежей в налоговую систему

3. S: Вся ли опубликованная информация представлена в сети Интернет? Вся ли опубликованная информация представлена в сети Интернет?

· Да

· Нет

· В сети публикуются данные, а не информация

4. Вся ли информация, представленная в сети Интернет, бесплатна?

Нет

Да

В сети публикуются данные, а не информация

5. Документированная информация - это:

· зафиксированная на материальном носителе информация

· зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, по­зволяющими ее классифицировать;

· зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, по­зволяющими ее отнести к тому или иному субъекту правовых отношений;

· зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, по­зволяющими ее идентифицировать;

6. Информационные процессы - это:

· процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

· процессы сбора и распространения информации;

· процессы сбора и обработки информации;

· процессы хранения и поиска информации;

7. Информационные ресурсы - это:

· отдельные документы в информационных системах

· отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и масси­вы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

· отдельные массивы документов в информационных системах

· документы в библиотеках, архивах, фондах, банках данных

8. Гарантированная сохранность, целостность и непротиворечивость данных, используемых ИС, - это... информационной системы (ИС)

· мобильность

· адаптивность

· масштабируемость

· поддержка

· надёжность

9. Соблюдение принципов "открытых" систем информационной системе (ИС) - это...

· работа ИС в реальном времени

· открытость ИС

· адаптивность ИС

· поддержка ИС

· надёжность ИС

10. Оказание услуг по сопровождению информационной системы (ИС) - это...

· мобильность ИС

· работа ИС в реальном времени

· открытость ИС

· адаптивность ИС

· поддержка ИС

11. Инструментами интранета являются...(отметьте несколько)

· управление деловыми процессами

· инструменты для организации дискуссий

· инструменты для обслуживания архива

· браузер

· редактор гипертекста

12. Общедоступная информация - это информация,...

· которая по мнению пользователя требует определенной степени защищенности

· которая не требует специальных мер защиты от несанкционированного доступа

· доступ к которой организован таким образом, чтобы пользователи каждого структурного подразделения имели право доступа только к "своим" данным

13. Конфиденциальная информация - это информация,...

· которая по мнению пользователя требует определенной степени защищенности

· которая не требует специальных мер защиты от несанкционированного доступа

· доступ к которой организован таким образом, чтобы пользователи каждого структурного подразделения имели право доступа только к "своим" данным

· свободный доступ к которой обеспечен только пользователям учреждения-владельца

14. Служебная информация - это информация,...

· доступ к которой организован таким образом, чтобы пользователи каждого структурного подразделения имели право доступа только к "своим" данным

· свободный доступ к которой обеспечен только пользователям учреждения-владельца

· которая по мнению пользователя требует определенной степени защищенности

· которая доступна только пользователям, внесенным в список лиц, имеющих право доступа с указанием дней и времени доступа, а также перечня разрешенных процедур

15. Секретная информация - это информация,...

· которая по мнению пользователя требует определенной степени защищенности

· которая не требует специальных мер защиты от несанкционированного доступа

· доступ к которой организован таким образом, чтобы пользователи каждого структурного подразделения имели право доступа только к "своим" данным

· свободный доступ к которой обеспечен только пользователям учреждения-владельца

16. Совершенно секретная информация - это информация,...

· которая по мнению пользователя требует определенной степени защищенности

· которая доступна только пользователям, внесенным в список лиц, имеющих право доступа с указанием дней и времени доступа, а также перечня разрешенных процедур

· которая не требует специальных мер защиты от несанкционированного доступа

· доступ к которой организован таким образом, чтобы пользователи каждого структурного подразделения имели право доступа только к "своим" данным

17. Опознавание пользователя в диалоговом режиме заключается в...

· изготовлении специальных устройств, каждое из которых может генерировать радиосигналы, имеющие индивидуальные характеристики

· изготовлении специальных карточек, на которые наносят специальный шифр, код и т.п.

· создании записей, содержащих персонифицирующие пользователя данные. При обращении система предлагает назвать некоторые данные, которые затем сравниваются с хранящимися

· использовании отпечатков пальцев, геометрии рук, голоса, персональной росписи, структуры сетчатки глаза и др.

18. Опознавание пользователя по индивидуальным особенностям и физиологическим характеристикам заключается в...

· изготовлении специальных устройств, каждое из которых может генерировать радиосигналы, имеющие индивидуальные характеристики

· изготовлении специальных карточек, на которые наносят специальный шифр, код и т.п.

· создании записей, содержащих персонифицирующие пользователя данные. При обращении система предлагает назвать некоторые данные, которые затем сравниваются с хранящимися

· использовании отпечатков пальцев, геометрии рук, голоса, персональной росписи, структуры сетчатки глаза и др.

19. Опознавание пользователя по радиокодовым устройствам заключается в...

· изготовлении специальных устройств, каждое из которых может генерировать радиосигналы, имеющие индивидуальные характеристики

· изготовлении специальных карточек, на которые наносят специальный шифр, код и т.п.

· использовании отпечатков пальцев, геометрии рук, голоса, персональной росписи, структуры сетчатки глаза и др.

· выдаче каждому пользователю персонального идентификатора, который он должен держать в тайне и вводить в ЭВМ при каждом обращении к ней

20. Опознавание пользователя по специальным идентификационным карточкам заключается в...

· изготовлении специальных устройств, каждое из которых может генерировать радиосигналы, имеющие индивидуальные характеристики

· изготовлении специальных карточек, на которые наносят специальный шифр, код и т.п.

· использовании отпечатков пальцев, геометрии рук, голоса, персональной росписи, структуры сетчатки глаза и др.

· выдаче каждому пользователю персонального идентификатора, который он должен держать в тайне и вводить в ЭВМ при каждом обращении к ней

21. Опознавание пользователя с помощью блоков-приставок заключается в...

· оснащении технических средств специальными устройствами, генерирующими индивидуальные сигналы

· создании записей, содержащие персонифицирующие пользователя данные: при обращении система предлагает назвать некоторые данные, которые затем сравниваются с хранящимися

· использовании отпечатков пальцев, геометрии рук, голоса, персональной росписи, структуры сетчатки глаза и др.

· выдаче каждому пользователю персонального идентификатора, который он должен держать в тайне и вводить в ЭВМ при каждом обращении к ней

22. Группа информационных служб центры-генераторы (производители информации)

· специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии

· осуществляет функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей

· обычно называемая Вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе

23. Группа информационных служб - центры распределения (поставщики информации)

· обычно называемая Вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе

· осуществляющая функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей

· специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии

24. Группа информационных служб - информационные агентства

· специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии

· обычно называемая Вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе

· осуществляет функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей

25. Современный информационный рынок можно разделить на четыре области:

· электронная информация, электронные сделки, системы сетевых коммуникаций,

· программное обеспечение

· деловая информация, юридическая информация,информация для специалистов,

· массовая или потребительская информация

· финансовая, статистическая, числовая информация, коммерческая информация

26. Деловой сектор (в рамках электронной информации) включает в себя:

· финансовую, статистическую, числовую коммерческую информацию,

· массовая или потребительская информация

· электронную информация, электронные сделки, системы сетевых коммуникаций,

· программное обеспечение

· информацию служб новостей и агентств, прессу и др.

27. Деловой сектор (в рамках электронной информации) включает в себя:

· Биржевую и финансовую информацию.

· Экономическую и статистическую информацию, числовую информацию.

· Коммерческую информацию - государственную.

· Информацию о коммерческих предложениях, о купле-продаже по определенным товарным группам.

· Новости в области экономики и бизнеса

· Все перечисленное выше

28. Телекоммуникационные услуги на информационном рынке обеспечивают:

· обмен сообщениями как между пользователями одной сети, так и между разными сетями

· поиск информации по запросам в справочных системах

· консультации по программному сетевому обеспечению, консультации по технологии использования общественных ресурсов в сети и обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами

· установка и обслуживание программного обеспечения и тестирование техники и программ

29. Информационные услуги на информационном рынке обеспечивают

· поиск информации по запросам в справочных системах

· консультации по программному сетевому обеспечению, консультации по технологии использования общественных ресурсов в сети и обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами

· установка и обслуживание программного обеспечения и тестирование техники и программ

· обмен сообщениями как между пользователями одной сети, так и между разными сетями

30. Консультационные услуги на информационном рынке обеспечивают

· обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами

· обмен сообщениями как между пользователями одной сети, так и между разными сетями

· поиск информации по запросам в справочных системах

31. В информационный рынок не входит

· продажа компьютеров;

· реализация электронных компонентов и, в первую очередь - интегральных схем (ИС);

· предложение программного обеспечения (ПО);

· построение информационных сетей;

· предоставление широкого спектра услуг, связанных с проектированием, ремонтом и эксплуатацией оборудования;

· обучение новым специальностям и технологиям

· входит все вышеперечисленное

32. Виртуальное предприятие можно определить как

· сообщество территориально разобщенных сотрудников, которые обмениваются продуктами своего труда и общаются друг с другом исключительно электронными средствами (при минимальных или полностью отсутствующих личных контактах)

· совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретные товар или услугу на их пути от производителя к потребителю

· группа посреднических организаций осуществляющих выбор носителя сбытовых функций

33. Организациям занятым производством информации присуща специфическая особенность связанная с тем, что

· в деятельности организации обязательно взаимодействуют две компоненты - материальное производство и производство информации

· в процессе производства информации не создается вещественных продуктов

· информационное производство сопровождает основные процессы материального производства

34. Организациям занятым производством информации присуща специфическая особенность связанная с тем, что

· не требуется фиксации информации на материальном носителе для последующего распространения по компьютерным сетям

· информация может фиксироваться на определенном носителе, являясь в тоже время невещественным продуктом

· работники, занятые в сфере информационного производства не обретают имущественные права на информационный продукт

35. Организациям занятым производством информации присуща специфическая особенность связанная с тем, что

· имеется возможность многократного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации

· имеется возможность только однократного использования информации в процессе ее потребления

· процессы потребления не регламентируются производителем, так как информация становится общедоступной

36. При однократном использовании информации в процессе материального производства ее стоимость

· сразу и полностью переносится на продукт, создаваемый с ее применением

· переносится на продукт, создаваемый с ее применением частями

· не переносится на продукт, создаваемый с ее применением

37. Процедура проверки подлинности, позволяющая достоверно убедиться, что пользователь является именно тем, кем он себя объявляет:

· варификация

· сертификация

· идентификация

· аутентификация

38. Гарантия того, что источником информации является именно то лицо, которое заявлено как ее автор:

· идентичность

· целостность

· апеллируемость

· аутентичность

39. Гарантия того, что при необходимости можно будет доказать, что автором сообщения является именно заявленный человек:

· апеллируемость

· идентичность

· целостность

· аутентичность

40. Шифрование – это:

· процесс преобразования открытой информации в закрытую с сохранением прежнего объема

· процесс преобразования открытой информации в закрытую с уменьшением ее объема

· процесс преобразования закрытой информации в открытую с сохранением прежнего объема

· процесс преобразования закрытой информации в открытую с увеличением прежнего объема

41. Вирусы, которые после их активизации полностью или частично перемещаются из среды обитания в оперативную память, называются:

· файловыми

· резидентными

· загрузочными

· шифрующимися

42. Вирусы, которые маскируют свое присутствие в среде обитания, называются:

· стелс-вирусами

· полиморфными

· изоморфными

· троянскими программами

43. DoS-атака является атакой:

· атакой "отказ в сервисе"

· на операционную систему

· атакой с помощью троянской программы

· сканированием электронных адресов пользователей

44. S: К межсетевым экранам относятся:

· FireWall

· RSA

· DSA

· DNC

45. Современная ситуация в области информационной безопасности характеризуется:

· снижением уровня атак на информацию

· повышением уровня атак только со стороны некоторой немногочисленной социальной группы лиц

· 80% работающих не производят материальные ценности, а создают и обрабатывают информацию

· преступность и борьба между государствами перемещаются из материальной сферы в информационное пространство

46. Управление доступом включает в себя:

· идeнтификaцию пoльзoвaтeлeй

· генерацию ключей ЭЦП

· шифрование блочными шифрами

· физическую защиту линий коммуникаций

47. Основным документом, на основе которого проводится политика информационной безопасности, является

· система информационной безопасности

· уровень информационной безопасности

· политика информационной безопасности

· программа информационной безопасности

48. Что является методологической основой построения системы информа-ционной безопасности Российской Федерации?

· Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

· Федеральный закон Российской Федерации № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

· Федеральный закон Российской Федерации № 149-ФЗ «Об информа-ции, информационных технологиях и защите информации».

· Федеральный закон Российской Федерации № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Вопросы для подготовки к зачету

1. Общественные отношения, возникающие в связи с использованием глобальных компьютерных электронных сетей, как особые информационные отношения, направленные на организацию движения информации в обществе и обусловленные информационной природой общества.

2. Эффективное регулирование информационных отношений, составляющих кибернетическое пространство, необходимость и направления изменения нормативно-правовой базы в этой области.

3. Содержание и сущность гражданско-правовых отношений при взаимодействии с кибернетическим пространством.

4. Содержание и сущность уголовно-правовых отношений при взаимодействии с кибернетическим пространством.

5. Содержание и сущность административно-правовых отношений при взаимодействии с кибернетическим пространством.

6. Особенности информационных отношений, связанных с передачей, обменом и иным оборотом информации и информационных ресурсов с помощью средств связи электронных компьютерных сетей.

7. Пути решения проблем глобальности и экстерриториальности, обусловленных распространенностью электронных компьютерных сетей по всему миру и ограниченной территориальной компетенцией каждого отдельного государства.

8. Сближение и унификация законодательства различных стран мира об использовании и функционировании электронных компьютерных сетей.

9. Интеллектуальная собственность и новый неурегулированный объект - доменное имя.

10. Проблемы конфликта авторских прав.

11. Основы правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием и использованием электронных компьютерных сетей.

12. Кибернетическое пространство как совокупность информационных отношений. Нормы права, регулирующие кибернетическое пространство.

13. Безопасность электронной коммерции. Безопасность систем и данных в сети Интернет. Архитектура безопасности Microsoft Windows DNA. Архитектура безопасность Duwamish Online.

14. Договорные отношения, возникающие между пользователями сети Интернет. Наиболее распространенные – договор купли-продажи, заключаемый посредством сети Интернет и договор возмездного оказания услуг.

15. Регулирование гражданско-правовых отношений, в которые субъекты вступают посредством сети Интернет.

16. Гражданско-правовые отношения, возникающие при предоставлении доступа в сеть Интернет пользователям.

17. Гражданско-правовые отношения, возникающие между провайдерами различных уровней и операторами связи.

18. Гражданско-правовые отношения между операторами связи различных государств.

19. Авторские правоотношения, возникающие по поводу информации, размещенной в сети Интернет.

20. Патентные отношения (в т.ч. товарный знак), возникающие по поводу информации, размещенной в сети Интернет.

21. Гражданско-правовые отношения, возникающие при заключении сделок посредством сети Интернет (купля-продажа, кредит, дарение, оказание услуг информационного характера, другие гражданско-правовые сделки).

22. Гражданско-правовые отношения, возникающие по поводу информационных ресурсов сети Интернет (предоставление информации из баз данных, предоставление адреса электронной почты).

23. Усиление роли организаций гражданского общества.

24. Необходимость усиления роли организаций гражданского общества в процессах информатизации.

25. Задачи стимулирования образования и доступа к новой экономике как одной из основных задач международного сообщества на ближайший период.

26. Лицензирование и сертификация в области ИТ.

27. Задачи, связанные с созданием и совершенствованием законодательной базы ИТ и адаптацией существующего законодательства к новым реалиям информационного общества.

28. Проблемы российского законодательства, препятствующие развитию информационных технологий и необходимый комплекс мер для обеспечения законодательной базы ИТ.

29. Задачи, которые необходимо решить на государственном уровне в ближайшее время для обеспечения возможности эффективного развития информационных технологий в России.

30. Цели и задачи государства в области развития и использования информационных технологий.

31. Регулирование рынка систем защиты информации и гражданской криптографии.

32. Вопросы законодательства об авторских и смежных правах, существующие проблемы применимости законодательства в конкретных условиях.

33. Проблемы правового регулирования в области ИТ и новой экономики.

34. Основные проблемы российского законодательства, имеющие негативное влияние на экономику информационных технологий.

35. Законодательство в области ИТ: налоговое законодательство, охрана авторских прав, защита информации.

36. Особенности требований к ИТ со стороны государственных органов управления.

37. Значимость ИТ на мировом рынке и незначительность сектора ИТ в экономике современной России.

38. Тенденции в развитии электронного бизнеса в глобальной информационной среде и электронной коммерции в частности. Правовые проблемы и пути их решения.

39. Тенденции к проникновению базовых технологий электронной коммерции в другие сферы дистанционного взаимодействия организаций и населения – телемедицина, дистанционное обучение и т.д. Правовые проблемы и пути их решения.

40. Виртуализация и переход услуг на программный уровень (на примерах IP-телефонии, "Streaming Media" и т.д.). Правовые проблемы и пути их решения.

41. Использование технологий смарт-карт в мобильных телефонах, расширение спектра услуг в мобильных сетях, обеспечение защищенных транзакций («электронный кошелек»).

42. Комплекс социальных и правовых проблем, связанных с переходом к информационному обществу, опасность информационного неравенства.

43. Информационные технологии, используемые в финансовом секторе, включая банковские технологии, рынки ценных бумаг и т.д. Правовые проблемы и пути их решения.

44. Правовые проблемы, возникшие в связи с массовым развитием аутсорсинга.

45. Сегментация рынка информационных технологий.

46. Современное состояние информационных технологий в мире и в России и анализ имеющихся на настоящий момент технологических тенденций.

47. Понятие «информационное общество» и комплекс правовых проблем в информатизации.

48. Существующие на сегодняшний день правовые проблемы, сдерживающие развитие информационных технологий и информатизации.

49. Гармонизация стандартов в области ИТ.

50. Защита авторских и смежных прав.

51. Регулирование рынка телекоммуникаций.

52. Регулирование рынка услуг защиты информации.

53. Регулирование рынка информационных ресурсов.

54. Регулирование раскрытия информации.

55. Пути совершенствования механизма правового регулирования Интернет-отношений

56. Основные принципы функционирования сети Интернет. Правовой аспект

57. Теоретико-правовые аспекты неанонимного Интернета

58. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы регулирования информационных отношений в сети Интернет

59. Правовые аспекты устранения недостатков использования Интернет-технологий путем создания общедоступного неанонимного сектора

60. Механизмы подтверждения юридической силы электронного документа;

61. Механизмы установления факта и даты ввода в Интернет документа;

62. Механизмы идентификации содержания электронного документа (информации) с его создателем;

63. Механизмы выявления и доказывание факта распространения контрафактных экземпляров по Сети;

64. Механизмы доказательства права авторства информации (содержания электронного документа);

65. Механизмы ограничения и сведения к минимуму рассылки незаказанной рекламы - спама;

66. Механизмы ограничения и сведения к минимуму распространения вирусов в Сети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: