Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Общая характеристика средств гимнастики




1.1 Общеразвивающие упражнения.

К общеразвивающим упражнениям относятся любые технически не сложные упражнения, составленные из одиночных или совмещенных движений головой, туловищем, руками и ногами, выполняемые индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов. Они могут выполняться по различным напрвалениям, с различной амплитудой, быстротой, степенью мышечного напряжения и расслабления, резко и плавно, с различным согласованием движений звеньями тела, кратковременно и продолжительно.

Любое из упражнений многофункционально и распологает возможностями избирательного и регламентированного воздействия на функции разных органов и систем организма, двигательные и психические способности. Аналитический характер многих из этих упражнений удобно использовать для направленного воздействия на отдельные группы мышц, сердечно-сосудистую, дыхательную, сенсорные системы, психические и личностные свойства занимающихся. Упражнения подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности обучаемых по педагогическому принципу: для развития силы, быстроты, координации движений, гибкости, памяти на движения, свойств внимания и др. При подборе упражнений учитываются условия проведения урока, его задачи и состав занимающихся. Возможности упражнений сильно расширяются за счет варьирования способов их выполнения. В силу этого каждое из них становится многофункциональным. Так, например, приседание можно использовать как отдельное упражнение для воздействия на мышцы ног с целью разминки; при увеличении количества приседаний в активную работу вовлекаются сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма, а при предельных количествах повторения – волевые качества человека.

Для целенаправленного применения общеразвивающие упражнения можно разделить на несколько групп:

1. По анатомическому признаку подбора упражнений в зависимости от работы тех или иных мышечных групп: для рук и плечегого пояса, шеи, ног, туловища и всего тела.

2. По признаку подбора упражнений преимущественного воздействия или работы мышц в определенном режиме: на силу, растягивание(гибкость), скоростно-силового характера, с преимущественной быстротой движений, на выносливость и другие двигательные способности человека.

3. По признаку методологической значимости упражнений: на координацию движений, осанку, дыхательные упражнения.

4. По признаку использования упражнений: без предмета, с предметами (палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки и др.); на гимнастических снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка и др.); на тренажерах.




5. По признаку организации группы. Общеразвивающие упражнения, выполняемые одним, вдвоем, втроем, в кругу, в сцеплении, в сомкнутых колоннах и шеренгах, в движении.

6. По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения сидя и лежа, висов и др.

Общеразвивающие упражнения могут выполняться с использованием всех классификационных групп.

Общеразвивающие упражнения без предметов.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибание рук, в упоре лежа (руки на полу, гимнастической скамейке).

Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками). Дополнительные пружинящие наклоны. Круговые движения туловища. Прогибание, лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лежа в упор, лежа боком, в упор, лежа на спине; поднимание туловища, не отрывая ног от пола; круговые движения ногами (педалирование).

Упражнения для ног. Стоя — различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки, различные прыжки на одной и двух ногах, на месте и в движении, продвижения прыжками на одной и двух ногах на 30—60 м.

Упражнения для рук, туловища и ног. В положении сидя, лежа — различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноименные движения руками и ногами на координацию, маховые движения с большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук. Стоя лицом друг к другу, и упираясь ладонями — попеременные сгибания и разгибания рук (при сопротивлении партнера); наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление. Проработка упражнений утренней зарядки.



Общеразвивающие упражнения с предметами.

С короткой скакалкой. Прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и полуприсиде, с двойным вращением скакалки; бег со скакалкой по прямой и по кругу; эстафеты со скакалками.

С длинной скакалкой. Набегание под вращающуюся скакалку; прыжки на одной и обеих ногах, без поворота и с поворотом, с различными движениями руками, прыжки вдвоем и втроем.

С гимнастической палкой. Наклоны и повороты туловища, держа палку в различных положениях; маховые и круговые движения руками, переворачивание, выкручивание и вкручивание палки; переносы ног через палку; подбрасывание и ловля палки; упражнения вдвоем с одной палкой (с сопротивлением); сочетание движения рук с движением туловища.

Упражнения с теннисным мячом. Броски и ловля, из положения сидя, стоя, лежа, одной и двумя руками; ловля мяча отскочившего от стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель, мишень и на дальность; броски в цель (соревновательного характера).

Упражнения с набивным мячом (вес мяча для мужчин — 3—5 кг, для женщин — 2—3 кг). Сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движением туловища, маховые движения; броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу, друг другу стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на спине, на груди) в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, бросками двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); броски и подкидывание мяча одной и двумя ногами (в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнование на дальность броска одной и двумя руками (вперед и назад).


1.2. Строевые упражнения

Строевые упражнения - неотъемлемая часть каждого урока.

С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.

Для удобства пользования строевыми упражнениями границы гимнастического зала имеют условные обозначения. Они определяются относительно правой границы зала, вдоль которой обычно строится учебная группа перед началом занятий. Противоположная сторона носит название <левой>. Со стороны правофлангового короткая сторона носит название <верхней границы>, а противоположная <нижней>. Средние поперечная и продольная линии образуют при пересечении с крайними правую, левую, верхнюю и нижнюю середины, а пересекаясь между собой - центр зала. Боковые линии, соединяясь между собой, образуют следующие углы: правый-верхний, левый-верхний, правый-нижний, левый-нижний.

Рис.1 Схема зала для проведения строевых упражнений.

Разновидности строя, элементы строя.

1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.

2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.

4. Фронт - сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

5. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися, для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

7. Ширина строя - расстояние между фронтами.

8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.

9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.

10. Глубина строя - это расстояние от впереди стоящего от первой шеренги до позади стоящего занимающегося до последней шеренги в колонне.

11. Двухшеренговый строй - занимающиеся одной шеренги расположены в затылок занимающихся другой шеренги Шеренги называются первой и второй.

12. Ряд - занимающиеся, стоящие в двухшеренговом строю в затылок один другому.

13. Направляющий - занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым в колонне.

14. Замыкающий - занимающийся, двигающийся последним в колонне.

Основные правила произношения команд.

1. Команды разделяются на предварительную и исполнительную / <Шагом - Марш!>, <Направо!>/ Но есть команды только исполнительные / <Равняйсь!>, <Смирно!>/.

2. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки <Смирно!>.

3. При подаче команд для перестроения необходимо вначале назвать строй, затем направление движения и способ исполнения.

Группы строевых упражнений.

Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы:

1. Построения.

2. Строевые приёмы на месте.

3. Перестроения на месте.

4. Перестроения в движении.

5. Способы передвижения.

6. Перемена направления движения.

7. Размыкание и смыкание.

1. Построения.

Построение действия учащихся по команде или распоряжению учителя для принятия определенного строя.

1. Построение в шеренгу. Для построения в шеренгу преподавателю необходимо встать лицом в сторону фронта в положение строевой стойки, в той точке, где должен стоять правофланговый и подать команду < в одну / две , три и т. д./ шеренгу- становись>! Группа выстраивается слева от него.

2. Построение в колонну. Подается команда: < В колонну по одному / два, три и т. д./-становись!>. Учащиеся выстраиваются за преподавателем.

3. Для построения в круг произносится: <Встаньте в круг>.

2. Строевые приёмы на месте.

1. <Равняйсь!> Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвёртого человека, считая себя первым.

2. <Смирно!>. По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развёрнуты по линии фронта на ширину стопы, ноги выпрямлены, плечи развернуты, живот подтянут, руки опущены, кисти со сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к средней линии бедра, голову держать прямо, смотреть вперед.

3. <Вольно!> По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать.

4. <Правой/левой/- Вольно!>. Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину.

5. <Отставить!> Поданной команде применяется предшествующее положение.

6. <Нале- во!>. Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на

левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.

7. <Напра- во!>. Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.

8. <Кру- гом!> Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/.

3. Перестроения на месте.

Перестроение- действия учащихся по команде или распоряжению преподавателя, связанные с переменой вида строя.

1. Перестроение из одной шеренги в две. Вначале подаётся команда: <На первый- второй- расчитайсь!>. Затем подаётся команда: <В две шеренги - стройся!>. По этой команде вторые номера делают шаг левой назад /раз/ правой вправо за первые номера /два/ и приставляют левую /три/. При обучении необходимо давать подсчёт 1,2,3. При обратном перестроении подается команда: <В одну шеренгу - стройся!>. По этой команде вторые номера делают шаг левой в сторону /раз/, правой вперёд /два/ и приставляют левую /три/.

2. Перестроение из одной шеренги в три. Подаётся команда: < По три -расчитайсь!>

Затем вторая команда: <В три шеренги - стройся!> По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой вперёд / раз/, левой е сторону /два/ и, приставляя правую к левой /три/, становятся перед вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой назад /раз/, правой в сторону /два/ и, приставляя левую ногу /три/, становятся в затылок вторым номерам. Для обратного перестроения подаётся команда: <В одну шеренгу стройся!>. Перестроение происходит в обратном порядке.

3. Перестроение из шеренги <уступами>.

В зависимости от того, сколько шеренг надо построить и подаётся соответствующая команда: <На 9, 6, 3 на месте - расчитайсь!>. - Вторая команда: <По расчёту шагом - марш!>

Занимающиеся выходят на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель делает подсчёт до того момента, когда первая шеренга приставит ногу /делая подсчёт 7, или 10/. Для обратного построения подаётся команда: <Кругом!>, а затем: <На свои места шагом марш!>. По этой команде, все выходившие из шеренги, поворачиваются кругом, идут на свои места в одну шеренгу и делают поворот кругом.

4. Перестроение из одной колонны в три <уступом>.

После предварительного расчёта по три подаётся команда: <Первые номера два/три, четыре и т.д./ шага вправо, третьи номера два/три, четыре и т.д./ шага влево шагом марш!> Перестроение выполняется приставными шагами. Для обратного перестроения подаётся команда: <На свои места шагом- марш!> Перестроение выполняется приставными шагами.

5. Перестроение из шеренги захождением плечом производится после предварительного расчета по три (четыре и т д) по команде: «Правое (левое) плечо вперед шагом – марш!» Учащиеся продвигаются по радиусу круга до очередной команды. В момент, когда учащиеся перестроятся в нужном для учителя положении, могут подаваться следующие команды: «Класс – стой!», «На месте!»

Рисунки 2-7 (налево в колонну по три, слева в обход налево в колонну по одному – шагом марш, в колонну налево (направо) в обход марш, через центр в колонну по два – марш, повторяя дробление и сведение можно построить учащихся по 4, 8 и т.д.)

4. Перестроения в движении.

1. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и т.д. с поворотом в движении. При движении группы налево в обход, как правило, на верхней или нижней границы зала подаётся команда: <В колонну по два / по три и т.д./ налево - марш!> После поворота первой двойки следующие делают поворот самостоятельно. Для обратного перестроения подаются команды: <Напра-во!>, <(слева в обход; налево, в колонну по одному) шагом -марш!>.

2. Перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команда: <Через центр- марш!>, как правило, подаётся на одной из середин зала Команда: <В колонну по одному направо и налево в обход- марш! < подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера налево в обход. Команда: <В колонну по два через центр- марш!> Команда подаётся при встрече колонн в той середине зала, где началось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, по восемь и т.д. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: <В колонны по одному направо и налево в обход шагом - марш!> По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая - налезо. При встрече колонн на противоположной середине подается команда: <В колонну по одному через центр - Марш!>.

5. Способы передвижения.

1. Ходьба на месте. Команда: <На месте шагом - марш!> /слово <марш> произносится кратко/. <Направляющий, на месте!>, подаётся тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении, дистанция как правило больше. По команде: <На месте> все занимающиеся обозначают шаг на месте, независимо от того, какая у них дистанция.

2. Переход с ходьбы на месте к движению. Команда: <Прямо!> подаётся под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперёд.

3. Прекращение движения. Команда: <Класс. Стой!> подаётся под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

4. Ходьба. Команда: <Шагом- марш!> подаётся для всякого движения шагом с места. Движение начинается с левой ноги. Команда : <Обычным шагом- марш!> применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании выполнения упражнений в движении. Исполнительная команда выполняется под левую ногу.

5. Строевой шаг. Шаг. При котором ногу надо выносить на 15- 20 см. от пола, держа ступню горизонтально, ставить ногу на всю ступню, При движении рук вперёд, сгибать их так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса, при движении назад рука выпрямляется и отводится до отказа в плечевом суставе. Подаётся команда: <Строевым шагом - марш!>

6. Походный шаг (обычный) отличается меньшим напряжением, нога выносится свободно, без оттягивания носка и ставится на пол без акцента, руками производятся свободные движения около тела.

7. Изменение длины шага и скорости движения. Команды: <Шире шаг!>, <Короче шаг!>, <Чаще шаг!>, <Ре-же!>.

8. Переход с шага на бег и обратно. Подаётся команда: <Бегом - марш!> При переходе с бега на шаг подаётся команда: <Шагом- марш!>. <Марш> подаётся под правую ногу

6. Перемена направления движения.

1. Движение в обход. Команда: <Налево /направо/ в обход шагом - марш! <. Если команда подаётся во время движения, то исполнительная команда <Марш! < должна быть подана в точке пересечения движения колонны с границами зала.

2. Движение по диагонали. Подаётся команда: <По диагонали - марш!>

3. Движение противоходом. Подаётся команда: <Противоходом направо/ налево/ шагом- марш!>. Интервал между колоннами - один шаг. Движение противоходом внутрь или наружу выполняется в колоннах по два. Команда; <Противоходом внутрь/наружу/ марш!>.

4. Движение змейкой. Несколько противоходов, выполненных подряд, называется змейкой. Величина змейки определяется по первому противоходу Команды: <Противоходом налево/направо шагом- марш!>, <Змейкой-марш!>

5. Движение по спирали. Команда: <По спирали- марш!>. Исполнительная команда подаётся на одной из середин зала. При выходе из спирали подаётся команда; <Противоходом - марш!>, или <Кругом- марш!>,

6. Движение открытой петлёй. При движении в обход подаётся команда: <Налево большой открытой петлёй- марш!>. По этой команде направляющий поворачивается налево и двигается к противоположной границе зала, затем противоходом налево на расстоянии одного шага, в месте пересечения колонны проходят через одного.

7. Круг - движение занимающихся по кругу выполняется по команде : «Направо (налево) по большому (среднему, малому) кругу – марш!» В процессе продвижения преподаватель может дополнительно указывать дистанцию между занимающимися.

8. Скрещение – фигура, образованная в результате пересечения движения двух колонн в одной из точек зала. При скрещении учащиес проходят поочередно определенную точку зала, не нарушая при этом темпа и ритма передвижения. Для выполнения скрещения подается команда «Через центр (или другую точку зала) со скрещением – марш!»

7. Размыкание и смыкание.

Для рационального размещения занимающихся в спортивном зале или на площадке применяются размыкания и смыкания строя.

1. Команды: <Направо/налево/ от середины на столько- то шагов <Разомкнись!> Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо/налево/ и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнёрами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подаётся команда: <Налево/направо, к середине/ сомкнись!>. Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: <бегом>.

2. Размыкание приставными шагами производится по команде: <От середины вправо/ влево/ на два/три и т.д./ шага приставными шагами разомкнись!>. После подачи команды преподаватель начинает счёт по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подаётся команда: <К середине вправо/ влево/ приставными шагами сом-кнись!> Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведёт счёт по два до окончания смыкания.

3. Размыкание по распоряжению. Например: <Встаньте на два шага друг от друга>, <Разомкнитесь на два шага> и т.д. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

4. Размыкание дугами. Из колонны по четыре, по команде: <Дугами/или дугами назад/ разомкнись!> вторые и третьи номера пятью шагами но дуге/ вперёд/ выходят наружу от крайних на два шага, приставляют ногу на 7-8-й счёты поворачиваются кругом, а затем /с третьего счета/ выходят дугами назад на установленные места и приставляют ногу. Для смыкания подаётся команда: <Дугами/дугами назад/ сом-кнись!>

Методические указания.

При выполнении строевых упражнений для четкого управления учащимися преподаватель использует команды и распоряжения.

Выполнение строевых упражнений по команде требует от учащихся строго регламентированных двигательных действий.

Обучение строевым упражнениям осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах их показ сочетается с обучением «по разделениям». При разучивании и совершенствовании различных видов ходьбы меняются темп, способ постановки ног, положения головы, туловища.

Эти методические приемы обучения позволяют нанизывать более сложные двигательные умения на простые, облегчают управление движениями, их координирование.

По распоряжению, как и по команде, выполняется комплекс двигательных действий, однако без строгой обусловленности. Учащиеся выполняют распоряжение под свой внутренний счет.

Структурно команда подразделяется на три части: предварительную, исполнительную и паузу между ними.

Предварительная часть команды указывает на предстоящее действие, она организует внимание учащихся и поэтому произносится громко, отчетливо, несколько на распев. При выполнении строевых приемов она заменяет команду «Смирно».

Затем следует пауза (1,5-2 с), которая позволяет сосредоточить внимание на предстоящем действии. Удлиннение паузы дает возможность учащимся поянть, что строй еще не готов к выполнению действия, и заставит их без специальных замечаний исправить свое поведение.

Исполнительная часть команды подается отрывисто, энергично-повелительным тоном.

Успеху в обучении способствует сочетание показа с выполнением отдельных компонентов движения. Преподаватель при этом может корректировать ошибки учащихся, а они в свою очередь, должны осознавать и запоминать правильность выполнения требуемых действий.


1.3Вольные упражнения

Характеристика вольных упражнений, композиция.

Вольные упражнения – в/у - как вид гимнастического многоборья берет свое начало от простых общеразвивающих упражнений, оформившихся в протяженные комбинации со свободными перемещениями по площадке. Введение в/у в состав соревновательных упражнений предполагало как бы испытание гимнаста на ощущение стиля гимнастических движений, их эстетики, передаваемой посредством специфических поз, выразительных движений.

Современные в/у в спортивной гимнастике это еще и сложнейшая акробатика, требующая смелости, воли, атлетической подготовки. Акробатические прыжки различной сложности должны сочетаться в в/у с элементами хореографии и музыкой. В/у красочное и яркое зрелище в различных спортивных видах гимнастики. В них отражается специфика женской гимнастики со свойственной ей выразительностью движений, пластикой.

Успех в в/у во многом определяется их композицией, позволяющей раскрыть индивидуальность гимнастки, степень виртуозности, исполнительского мастерства. Под композицией упражнения в гимнастике следует понимать рациональное сочетание сложных и простых элементов, расположение элементов в целесообразной последовательности с учетом их зрелищности, эстетической направленности, спортивной тактики и правил соревнований.

Создание в/у несомненно зависит от творческих способностей тренера-хореографа, его фантазии, умения импровизировать. Важным фактором, определяющим стиль в/у является характер выбранного музыкального произведения. Введение в гимнастическую практику фонограмм с оркестровым сопровождением значительно повысило эмоциональность упражнений и должно было расширить также арсенал выразительных средств, внести еще большее разнообразие в композиционное решение в/у. Однако, как отмечают специалисты, выполнение в/у под фонограмму совпало с периодом бурного роста акробатической сложности в спортивной гимнастике, что повлекло за собой некоторое ухудшение общей хореографической подготовленности гимнасток, их артистичности, выразительности. Но, несмотря на сложность акробатики, специфическим признаком в/у остаётся для гимнастки образ, одухотворённость движений. Создание определённого образа не только придаёт в/у зрелищность, но и даёт возможность для творческого самовыражения.

Практически возможная интерпретация применяемых в гимнастике основных средств выразительности (прыжков, поворотов, волн, взмахов, равновесий, танцевальных движений, элементов) бесконечно разнообразны. Особое значение имеют различные выразительные положения частей тела, особенно рук и головы. Например, выполнения прыжка шагом с повёрнутыми ладонями вверх, может символизировать просьбу, мольбу, обращение. Тот же прыжок, исполненный с положением рук в стороны, с прогибом в грудном отделе позвоночника и чуть запрокинутой головой, воспринимается как выражение радости, счастья, восторга. Порой даже незначительные изменения в положениях и движениях частей тела могут придать упражнению ощутимый национальный колорит.

Классификация элементов вольных упражнений.

Множество элементов используемых в вольных упражнениях, трудно уложить в стройную научную классификацию. Тем не менее, с целью облегчения процесса обучения на основании закономерностей техники определена классификация элементов вольных упражнений (таблица 1). Большая часть элементов вольных упражнений носит динамический характер, меньшая – статический.


Таблица 1. Общая классификация элементов вольных упражнений.

Группы элементов Подгруппы элементов
Динамические элементы Прыжки   а) с ног на ноги, без переворачивания через голову и с переворачиванием б) с ног на руки (с переворачиванием и без переворачивания через голову) в) комбинированные прыжки с ног на руки и с рук на ноги
Перевороты (не прыжковые) а) быстрые б) медленные (силовые)
Перекаты а) без переворачивания через голову б) с переворачиванием через голову
Перемахи ногами а) прямые б) круговые
Повороты а) с сохранением равновесия б) без сохранения равновесия
Хореографические элементы а) мимика б) движения телом и его частями
Элементарные движения а) движения частями тела б) комбинированные движения
Статические элементы Равновесия   а) на ногах б) на руках
Позы а) элементарные положения б) комбинированные положения

Компоненты вольных упражнений.

В общем виде в/у можно разложить на два компонента: это хореография и акробатика. Музыка является связующим звеном. Музыкальное сопровождение упражнений в гимнастике разнообразно. Использование столь широкого диапазона требует от гимнасток владение различными хореографическими формами. Хореография включает в себя движения классического, историко-бытовых, народных, бальных танцев. В свою очередь, элементы классического танца подразделяются на подготовительные и основные.

Акробатические элементы классифицируются по сходству и различию. Например, кувырки, перевороты могут выполняться вперёд и назад. А перевороты ещё боком, медленно и быстро. Целый ряд статических элементов (мост, шпагат, перевороты) в настоящее время не могут представлять собой самостоятельную акробатическую часть композиции. Данные типы движений служат своеобразным дополнением к более сложным акробатическим упражнениям. Примеров тому много: например в спортивной гимнастике и акробатике - фляк в перекат, стойка на руках в шпагат. Короткие соединения из 2-3-х акробатических элементов, не требующие большого разбега, составляют арсенал «малой» акробатики в спортивной гимнастике и акробатике. В соединения малой акробатики могут включаться трюковые элементы. Чаще всего эти элементы выполняются по стороне ковра, а не по диагонали. Возможности малой акробатики связаны с оригинальными исходными и конечными положениями. Малая акробатика это преимущественно пластическая, «заземлённая» акробатика. «Большая» акробатика выполняется в спортивной гимнастике и акробатике и носит более атлетический характер. Это в основном прыжки с высоким вылетом, многократными поворотами, выполнения длинных и разгонных соединений.

Виды вольных упражнений.

Условно можно выделить два основных вида комбинаций: учебные и классификационные. Учебные комбинации представляют собой небольшие соединения, из однотипных элементов, составленных на 8,16,32 и т.д. счетов. Они используются в занятиях с целью развития координации движений, создания базы для последующего овладения классификационными упражнениями, развития творческих способностей занимающихся. В художественной гимнастике учебные комбинации могут быть с предметов и без предмета.

Классификационные комбинации носят спортивный характер, выполняются строго в соответствии с классификационной программой и правилами соревнованиями. В художественной гимнастике и акробатике классификационные комбинации, в свою очередь, подразделяются на несколько видов, основными из которых являются: индивидуальные, парные, групповые. В художественной гимнастике вольные упражнения с предметов выполняются с булавами, лентой, мячом, обручем, скакалкой. В спортивной акробатике вольные упражнения могут быть: мужские, смешанные (юноша с девушкой), женские пары, женские тройки и мужские четвёрки.

Структура вольных упражнений.

Обычно в/у имеют вступление, основную часть, финал. На вступлении постановщики стараются отводить до 2-4 тактов музыкального произведения, где выполняются элементы хореографии, привлекающие внимание зрителя, судьи и создают у него благоприятный настрой. При составлении финала необходимо учитывать психологические особенности восприятия. Если гимнастка выполняет сложное соединение в конце упражнения, то не рекомендуется затягивать финал, так как последующие движения могут сгладить впечатление от предыдущего соединения. При простой, неэффективной акробатической диагонали возможен более длительный финал, насыщенный оригинальными элементами.

Наибольшие композиционные трудности возникают при составлении основной, средней части упражнения. Композиция в/у обязательно предусматривает кульминацию, иначе неизбежны монотонность, однообразие. Кульминация упражнения не всегда совпадают с финалом.

Особенности и принципы составления вольных упражнений.

При составлении в/у специфической особенностью является выполнения их в будущем на помосте, с четырёх сторон окружёнными зрителями, судьями. Это значительно усложняет работу тренера-хореографа. Очень часто какой-то элемент или соединения хорошо воспринимаются в одной ракурсе и совершенно неэффективны в другом. Но не следует забывать об основном направлении, иначе теряется цельность упражнения. Основным направлением принято считать направление вдоль лицевой линии. При составлении в/у советуют придерживаться следующих принципов:

1. Если музыкальное произведение начинается сдержанно, спокойно, то лучше начинать упражнение на задней линии.

2. Так как основные акробатические соединения исполняются с перемещением по диагонали, то остальные элементы и связки лучше размещать на передней или задней линии, использовать перемещения по дугам.

3. Следует избегать важных передвижений по боковым линиям, они менее выигрышные. Если же использовать, то лучше исполнять упражнения максимально загружающие горизонтальные плоскости (руки в стороны).

4. Среднюю, медленную часть лучше выполнять в центре ковра, где просматриваются все движения.

5. Желательно избегать передвижения по одной диагонали более двух раз, особенно в одном направлении.

6. С передвижением по прямым (передней и задней) линиям лучше всего выполнять те движения, которые хорошо просматриваются в профиль – равновесия, перевороты, прыжки, наклоны.

7. По дугам рекомендуется выполнять движения, где имеются вращения вокруг вертикальной оси: повороты, прыжки с поворотами, перекаты.

8. Нужно иметь в виду, что акробатические соединения, (спортивной гимнастике и акробатике) содержащие сальто назад в группировке, согнувшись, затяжное, сгибаясь-разгибаясь, эстетичней выглядят при передвижении по диагонали от передней линии к задней, то есть в глубь площадки от зрителя. Элементы как сальто вперёд, твист, полет-кувырок - в противоположном направлении, а пируэты хорошо просматриваются в любых ракурсах.

9. Нельзя забывать, что архитектоника упражнения, распределение элементов на площадке, их чередование, передвижения не могут быть формальными, они должны быть связаны с образом, «заложенным» в упражнении, зависеть от музыкального текста, его мелодии, ритма, формы музыкальной композиции.


Технология составления вольных упражнений.

1. Выбор музыкального сопровождения.

2. Разработка композиционного плана. Хореограф, продумывая распределение элементов, перемещение гимнастки, должен много раз прослушать и запомнить наизусть музыку в целом и её отдельные части. Примерная схема: вступление - 4 такта, 1 диагональ - 8 тактов, хореография - 8, малая акробатика - 8, 2-ая диагональ - 8 тактов и т.д.

3. Подбор акробатических и хореографических средств с характером музыки, индивидуальности гимнастки.

4. Непосредственное составление композиции. Постановщик должен идти от общего к частному, то есть создать всю композицию вчерне, в целом сочиняя крупные блоки, а затем заниматься их детальной проработкой отдельной частей. Не обязательно создавать в/у в определённой последовательности.

5. Просмотр составленного упражнения и его редакция. В/у просматриваются со всех сторон, чтобы убедиться в правильности каждого выбранного направления, передвижения. Затем вносится необходимая коррекция, после чего приступают к тренировкам.

Очень часто в гимнастике встречаются в/у компиляции. При этом акробатика в неизменном виде переходит в новые комбинации, в них оставляют связки, переходы, хореографические элементы. В подобных вариантах возможны удачи, но новизна будет отсутствовать.

Технология и особенности построения групповых и парных вольных упражнений.

Групповые комбинации составляются на основе трудности индивидуальных упражнений. Степень трудности в групповых упражнениях должна быть одинаковая для всех участниц. Это не исключает возможности выполнения двумя или тремя гимнастками в определённый момент различных по своей структуре элементов, но они обязательно должны быть одинакового уровня трудности. В вольные упражнения в художественной гимнастике обязательно необходимо включать большие перебросы предметов. Большие перебросы считаются на расстояние не менее 4 м. В групповых упражнениях каждая гимнастка должна одновременно демонстрировать индивидуальную технику выполнения элементов и помнить о том, что каждая конкретная двигательная задача решается всей командой коллективно. Это требует от гимнасток умения выполнять упражнение в одном темпе и ритме, стремясь к полной синхронности в движениях. Согласованность, чёткость, единообразие и слитность действий всей команды важнейшее условие выполнение групповых и парных упражнений, что делают упражнение более зрелищным.

Для парных и групповых комбинаций характерны большое количество самых разнообразных построений, быстрая смена их с помощью логичных перестроений. В парных упражнениях сохраняются композиционные требования, предъявляемые к индивидуальным комбинациям. В парных вольных упражнениях так же возможны синхронная и асинхронная работа партнёров и различные виды передвижений.

Принципиальных различий в методике и технологии составления парных, групповых и индивидуальных упражнений нет. Однако в каждом случае имеется определённая специфика. В частности, подбору музыки, определению идеи всего упражнения предшествует определение состава пары или группы. Уровень технической, физической и артистической подготовленности, внешний вид, возраст, росто-весовые показатели спортсменов во многом определяют содержание будущей композиции. Сначала определяются основные построения и перестроения в каждой части упражнения каждым спортсменом, затем приступают к подбору основных элементов, которые будут составлять трудность композиции, а также связующих, которые должны определять характер всей композиции.


1.4 Акробатические упражнения

Акробатика является одним из спортивных видов гимнастики. Акробаты соревнуются в одиночных акробатических прыжках (мужчины и женщины), в парных упражнениях (двое мужчин, две женщины или мужчина и женщина) и в групповых упражнениях (четверо мужчин или три женщины). Акробаты-прыгуны выполняют на соревнованиях комбинации акробатических прыжков и вольные упражнения. Акробаты, соревнующиеся в парных или групповых упражнениях, выполняют упражнения соответствующего вида и художественную композицию, состоящую из балансовых, бросковых и прыжковых элементов. Акробатика занимает значительное место в тренировке гимнастов. Акробатические прыжки составляют основную трудность вольных упражнений, а некоторые элементы на гимнастических снарядах, особенно соскоки, сходны с аналогичными акробатическими упражнениями.

Основные акробатические прыжки.

Переворот обычно выполняется с разбега после темпового подскока (или в соединении с другими прыжками) махом одной и толчком другой ногой. Основные компоненты техники: резкий мах одной и толчок другой ногой с последующим торможением ног. Ноги должны соединяться в момент прохождения вертикали площади опоры. Руки все время прямые. Ставить их на пол следует возможно дальше от толчковой ноги, но без фазы полёта. Голова все время отклонена назад (смотреть на кисти рук). Полет и приземление выполняются так же, как при перевороте с головы.

Переворот прыжком выполняется с разбега после наскока, т.е. прыжка с одной ноги на две, руки вверху. Основные компоненты техники: энергичный толчок двумя ногами с быстрым движением руками и туловищем вниз, под себя, энергичный мах ногами назад в момент опоры руками, резкое торможение ног.

В этом перевороте две фазы полёта: после толчка ногами и толчка руками. При правильном выполнении обе фазы по высоте и длине должны быть примерно равными и выполняться в одном ритме. Вторая половина переворота делается резким разгибанием ног в тазобедренных суставах и толчком прямыми руками. Поэтому в стойке на руках гимнаст должен быть слегка согнут в тазобедренных суставах.

Основные ошибки: отсутствие полёта в первой фазе, слишком длинный, короткий или высокий полет; прямое или даже прогнутое тело в момент опоры руками; отсутствие маха ногами с последующим торможением либо слабый мах в момент промежуточной опоры руками; сгибание в тазобедренных суставах в момент приземления.

Рондат – связующий элемент для перехода от разбега к упражнениям, выполняемым спиной к направлению движения. От качества выполнения рондата в значительной мере зависит и качество последующего акробатического прыжка. Рондат выполняется махом одной и толчком другой ногой с последовательной опорой прямыми руками (объективно они несколько сгибаются, особенно при сложных прыжках), с поворотом на 180° и фазой полёта после опоры руками. Упражнение делается в строго вертикальной плоскости.

После разбега и темпового подскока начинается наклон туловища вперёд. При этом руки должны быть все время параллельны. Толчковая нога ставится по линии разбега, и следует энергичное движение маховой ногой. При этом плечи не поворачиваются. Поворот начинается только перед самой постановкой первой руки за счёт стремления поставить её возможно дальше вперёд. При этом фазы полёта быть не должно. Первая рука ставится несколько справа (при повороте налево) от средней линии (или на ней), пальцами влево (к средней линии). Вторую руку нужно ставить как можно позже, причём слева от средней линии. Пальцы второй руки слегка развернуть в направлении первой руки. Гимнаст должен стремиться выполнить весь поворот и соединить ноги при опоре одной рукой. В действительности опора второй рукой происходит при повороте менее чем на 180°, но более чем на 90°, а ноги соединяются ещё позже, хотя гимнаст должен ощущать, будто соединяет их в стойке на руках. Далее начинается курбет. Спортсмен отталкивается руками и резко сгибает ноги в тазобедренных суставах, а затем тормозит движение ног и поднимает туловище. Приземляться точно на средней линии разбега, спиной к направлению движения с выпрямленным телом.

Переворот вперёд колесом. В данном упражнении, как в переворотах колесом, нет фазы полёта. Переворот колесом вперёд выполняется вращением вокруг поперечной оси махом одной и толчком другой ногой с приземлением на маховую ногу и шагом вперёд на толчковую. Последовательная опора каждой ногой и рукой должна выполняться в одном ритме. Руки и ноги ставятся по обе стороны средней линии примерно через равные расстояния.

Переворот назад имеет две фазы полёта: после толчка ногами и после толчка руками. По продолжительности и высоте эти фазы должны быть примерно равны. Основные компоненты техники: толчок ногами в момент потери равновесия назад с энергичным махом руками и плечами назад и резкое разгибание ног в коленных суставах в момент опоры руками с последующим торможением, обеспечивающим наряду с толчком руками полет во второй фазе. Большое значение имеет также резкое сгибание ног в тазобедренных суставах с последующим торможением, благодаря которому поднимаются плечи перед приземлением на ноги.

Для выполнения переворота назад с места делается полуприсед с потерей равновесия назад и отведением рук до отказа назад. При этом очень важно, чтобы туловище было наклонено вперёд, так как вращение создаётся не только взмахом руками, но и резким движением плечами назад. Колени не должны уходить вперёд (голени перпендикулярны полу). Далее следует энергичный мах руками вверх-назад с движением плечами назад и толчком ногами от пола. В полете тело максимально прогнуто, ноги расслаблены (согнуты в коленных суставах), руки и голова отведены до отказа назад. После приземления на руки (гимнаст должен видеть свои руки в момент постановки их на пол) следует вторая часть упражнения – курбет. Он начинается резким разгибанием ног в коленных суставах, после которого следует быстрое сгибание в тазобедренных суставах и толчок прямыми руками от пола. В этой, второй, безопорной фазе гимнаст должен стремиться поставить ноги как можно ближе к месту толчка руками и быстро поднять плечи, чтобы приземлиться на ноги в выпрямленном положении, руки вверх. Далее следует прыжок вверх с небольшим продвижением назад. Если после курбета гимнаст в прыжке продвигается вперёд или остаётся на месте, значит, он слишком далеко поставил ноги, а если продвижение назад очень значительное, то спортсмен поставил ноги слишком близко.

Полуперевороты.

Большинство полупереворотов сложнее соответствующих переворотов, однако некоторые из них относительно просты и могут служить подводящими упражнениями.

Подъем разгибом.

Основные компоненты техники: энергичный мах ногами с последующим торможением, толчок руками от пола и приземление на носки прямых ног с подачей таза вперед. Элемент выполняется из упора лежа согнувшись на лопатках, руки опираются ладонями о пол у плеч. Из этого исходного положения выполняется энергичный разгиб в тазобедренных суставах, направленный под углом вверх, который завершается толчком руками от пола. Затем следует фаза полета, заканчивающаяся приземлением на прямые ноги.

Курбет, то есть прыжок с рук на ноги, напоминает вторую половину переворота назад. Махом одной и толчком другой ногой сделать стойку на руках. Не доходя до стойки, прогнуться и согнуть ноги в коленных суставах. Занимающийся должен почувствовать, что растянулись мышцы передней поверхности тела. Далее следует быстрый разгиб ног в коленных суставах и торможение. После толчка руками от пола происходит резкое сгибание в тазобедренных суставах, а затем поднимание плеч. Полет заканчивается приземлением на носки прямых ног в положение, близкое к прямому (руки вверху), и выполняется прыжок вверх с небольшим продвижением назад.

Сальто

Сальто – наиболее эффектные и сложные акробатические прыжки. Они выполняются с вращением вперед, назад и в сторону, в группировке, согнувшись и прогнувшись.

Сальто вперед. На последнем шаге разбега выполняется прыжок с одной ноги на две (наскок) и руки отводятся назад. С постановкой ног на опору делается резкий взмах руками вперед с последующим торможением в положении вперед и толчком ногами от пола (толчок должен быть стопорящим и закончиться до вертикали). Туловище – в вертикальном положении (без наклона вперед). В полете гимнаст группируется, причем должно быть такое чувство, что он подтягивает плечи к ногам, а не ноги к плечам. Объективно такое чувство появится при достаточно большой скорости движения ног назад.

Руки из положения вперед опускаются вниз и захватывают голени. Колени в группировке должны быть несколько разведены врозь. Когда гимнаст почти закончит сальто и окажется лицом вперед, он должен разгруппироваться ногами к полу, но не точно, а немного вперед от вертикальной линии о.ц.т., чтобы сохранить равновесие.

Существуют еще два способа выполнения сальто вперед: движением рук спереди вниз-назад и движением рук сверху вниз (применяется главным образом при выполнении с места). При всех способах не наклоняться вперед в момент отталкивания и заканчивать толчок до вертикали площади опоры (вблизи нее). Передние сальто могут выполняться с приземлением на одну и переходом на другую ногу (применяются в соединениях), согнувшись и прогнувшись.

Маховое сальто.

Для выполнения этого прыжка требуется значительная гибкость, поэтому выполняют его главным образом женщины. Основные компоненты техники: резкий мах ногой до отказа назад, создающий вращение, мощный толчок другой ногой, обеспечивающий необходимую высоту и быстрое движение руками назад-вверх, увеличивающее эту высоту. Все эти движения должны закончиться одновременно к моменту прохождения вертикали площади опоры. Поэтому темповой подскок следует делать высоко, выставляя толчковую ногу на пятку на большой шаг вперед. К моменту завершения толчка ноги почти в полном шпагате, туловище наклонено к толчковой ноге почти до касания грудью колена. В полете и при приземлении голова отклонена назад и прогиб еще увеличивается. Занимающийся должен стремиться поставить маховую ногу как можно ближе к месту отталкивания. В момент приземления толчковую ногу не приставлять к маховой, а удерживать в положении вперед, делая в дальнейшем широкий шаг вперед.

Чтобы соединить маховое сальто с другими прыжками, надо научиться выполнять его в пробежку и на достаточной высоте.

Сальто назад. При исполнении сальто с места делается предварительный мах руками назад с одновременным приседанием, затем резкий мах руками вверх с последующим торможением и толчок ногами от пола до полного выпрямления ног. Если сальто выполняется после рондата или переворота назад, то после толчка от пола на предыдущем прыжке руки сразу быстро поднимаются вверх. К моменту прохождения вертикали площади опоры надо закончить взмах руками и торможение, а также толчок ногами от пола до полного их выпрямления. Далее начинается фаза полета. Гимнаст сгибает ноги в группировку и направляет руки сверху (сгибая в локтевых суставах) круговым движением назад, вниз, вперед. К этому моменту ноги должны быть согнуты в группировку; захватывая руками за голени, гимнаст уплотняет группировку. В момент захвата группировки он резко отклоняет голову назад. В это время гимнаст находится спиной к полу. Сделав 2/з сальто и находясь лицом к полу, спортсмен начинает разгруппировываться, направляя ноги к полу и поднимая руки вверх. Чем больше скорость вращательного и поступательного движения, тем дальше от вертикали о. ц. т. гимнаст должен поставить ноги.

Основные ошибки: неполное выпрямление ног при толчке, вялый взмах руками, сильный наклон плеч назад, вялая группировка, подача таза назад (при выполнении в соединениях).

Темповое сальто выполняется на небольшой высоте с быстрым вращением и значительным продвижением назад, а поэтому его называют иногда переворотом назад без опоры руками. В первой половине полета тело гимнаста максимально прогнуто, а во второй – согнуто в тазобедренных суставах. Толчок ногами следует после того, как тело пройдет вертикаль площади опоры. Для этого в конце предыдущего прыжка гимнасту нужно больше согнуться и поставить ноги ближе к месту отталкивания на предыдущем прыжке. Мах руками, направленный назад за голову, должен способствовать переворачиванию, наращиванию поступательного движения назад и некоторому взлету вверх. В отличие от маха руками при перевороте назад, в темповом сальто мах руками должен заканчиваться торможением относительно туловища. Сгибание в тазобедренных суставах начинается только после прохождения вертикального положения (головой вниз). Перед приземлением надо согнуться так, чтобы прийти в конечное положение, выгодное для начала последующего прыжка.

Сальто назад прогнувшись.

Прежде чем изучать это сальто, необходимо хорошо освоить сальто в группировке с высоким вылетом и энергичным, махом руками вверх. При выполнении сальто прогнувшись нужно сообщить телу при толчке значительно больше вращения, так как в группировочном положении момент инерции меньше. Для этого необходимо сильно оттолкнуться руками на предыдущем прыжке и сразу же сделать энергичный мах вверх или вверх-назад, в зависимости от скорости вращательного и поступательного движения. К моменту окончания толчка ногами тело должно быть полностью выпрямлено и находиться у вертикали площади опоры. С этого момента начинается безопорная фаза.

Существует три варианта движения руками в безопорной фазе:

1) руки разводятся в стороны, 2) сгибаются к груди или 3) дугами вперед движутся вниз. В первом случае сальто выглядит наиболее эффектно, однако это самый трудный способ, так как тело имеет наибольший момент инерции. Второй способ менее зрелищный, но самый перспективный, поскольку этим способом выполняются все пируэты. Наконец, третий способ (им чаще всего пользуются гимнасты) – самый легкий, но наименее зрелищный и наименее перспективный.

В полете необходимо максимально прогнуться в грудной части (при умеренном прогибе в пояснице) и отклонить голову назад.

Совершенствуя этот прыжок, следует добиваться возможно большей высоты и возможно меньшего прогибания.

Сальто прогнувшись с поворотом кругом (полпируэта).

Первая половина данного прыжка выполняется так же, как сальто прогнувшись, но с большим вращением, поскольку во второй половине тело выпрямляется.

Достигнув высшей точки траектории, гимнаст выпрямляется и одновременно делает поворот – вначале плечами, а затем тазом (таз должен описывать небольшую окружность относительно оси голова – ноги). Выполнив полный поворот,гимнаст вновь прогибается, стараясь поставить ноги как можно дальше назад. Сгибание после поворота – грубая ошибка.

Сальто с поворотом на 360°.

Существует два способа выполнения пируэта. В одном из них вращение относительно продольной оси создается еще в опорном положении, в другом – в безопорной фазе. Первый способ предпочтительней, так как позволяет в дальнейшем перейти к освоению таких прыжков, как полтора и два пируэта. После энергичного толчка руками на предыдущем прыжке (переворот назад, рондат) следует широкий энергичный мах руками вверх и несколько назад с последующим резким торможением. В конце отталкивания уже в выпрямленном положении гимнаст начинает поворот головой и плечами (как бы скручивается). Далее в безопорной фазе, выпрямляясь, он притягивает руки к плечу, одноименному повороту, и вслед за поворотом плечами делает поворот тазом. Руки постепенно опускается на живот (к моменту выполнения половины поворота), и гимнаст продолжает вращение в выпрямленном положении. В данном случае поворот выполняется толчком от опоры. В процессе совершенствования прыжка гимнасты интуитивно видоизменяют технику и придают своему телу меньшее вращение в опорном положении, а остальное вращение создают в безопорной фазе за счет избыточного вращения относительно поперечной оси. Для этого гимнаст не находится все время в выпрямленном положении, а делает небольшие последовательные изгибы вокруг продольной оси.

При втором способе пируэт выполняется за счет последовательных круговых движений руками. В опорном положении гимнаст делает все движения так же, как и в предыдущем способе, но плечи не поворачивает. В безопорной фазе из положения руки вверху он выполняет быстрое круговое движение одной рукой и поворачивает тело навстречу к ней. Когда рука окажется внизу, начинается круговое движение второй рукой, а первая продолжает круг. Таким образом, обе руки делают полный круг и оказываются вверху. Это движение руками приводит к полному повороту на 360°.

1.5 Упражнения на снарядах

Упражнения на коне.

Упражнения на коне (высота 105 см от поверхности мата) - махи и перемахи одной и двумя ногами, скрещения прямые и обратные, круги одной и двумя ногами, соскоки — считаются наиболее трудными из всех видов гимнастического многоборья. Они усложняются введением поворотов, выходов и переходов, изменением условий опоры на две и одну ручку, внутри ручек, на ручку и тело коня, на тело, и могут выполняться продольно и поперек. Упражнения на коне должны выполняться в ровном темпе без задержек и остановок, без касаний и отталкивания ногами о снаряд. Успешное овладение упражнениями на коне требует хо­рошего развития мышечной силы рук, плечевого пояса, туловища, координации движений, подвижности в тазобедренных суставах, равновесия. Упражнения изучаются целостным методом, в обе стороны, с применением поддержек и проводок, с помощью подготовительных и подводящих упражнений на стандартном и нестандартном оборудовании, на тренажерах.

Перемахи могут быть однонаправленными (одноименными) и разнонаправленными (разноименными). В первом случае перемах правой ногой начинается в правую сторону, а левой — в левую. Во втором случае перемах правой ногой начинается в левую, а левой – в правую сторону.

Упражнения на кольцах.

Широкий диапазон упражнений на кольцах дает возможность использовать их для развития силы, гибкости, ловкости, координации, подвижности в суставах с самыми различными контингентами занимающихся. И хотя кольца отсутствуют в женском спортивном многоборье, они могут быть использованы в занятиях с женскими группами.

Так, для развития силы сгибателей рук могут с успехом использоваться размахивания в висе на согнутых руках, сгибания рук на махе вперед и назад; для повышения гибкости позвоночника — круговые движения ногами в висе («воронка»); для развития силы брюшного пресса — размахивания в висе, вис согнув ноги с выпрямлением их в угол.

Упражнения на кольцах имеют специфику, обусловленную конструкцией снаряда. В отличие от других гимнастических снарядов кольца подвижны, и это вносит определенные особенности в технику упражнений, даже одинаковых по названию (например, подъем махом назад, оборот назад в упоре и другие выполняются как на перекладине, так и на кольцах). Однако техника этих упражнений имеет глубокие отличия. Они заключаются в том, что при работе на кольцах, даже при маховых упражнениях, все точки тела движутся не по дугам окружностей, как, например, на перекладине, а описывают сложные кривые.

ОЦМ гимнастов стремится перемещаться в вертикальной плоскости, проходящей через точки подвеса колец. Поэтому выполнение махов на кольцах всегда связано со значительно большим, чем на перекладине, рывком при прохождении телом вертикального положения. Об этом всегда следует помнить и быть готовым предупредить возможный срыв.

Упражнения на кольцах подразделяются на силовые и маховые:

Силовые упражнения требуют большой физической силы, но в связи с незначительными отклонениями ОЦМ от вертикали они допускают некоторые неточности в действиях гимнаста. Это объясняется тем, что в процессе выполнения силового упражнения гимнаст всегда находится в уравновешенном положении. Иными словами, при наличии достаточной физической силы гимнаст мог бы остановиться в любом промежуточном положении.

Маховые упражнения требуют меньших физических усилий, но значительно более точно скоординированных действий, так как ОЦМ в этих упражнениях заметно отклоняется от вертикали (особенно в крайних точках маха). Гимнаст в процессе выполнения упражнения никогда, за исключением конечных положений, не находится в уравновешенном положении. Поэтому малейшая неточность в его действиях приводит к невыполнению упражнения в целом. Уравновешенным может быть только такое конечное поло-жение, при котором ОЦМ и точки опоры (кольца) находятся на вертикали, опущенной из точек подвеса колец.

Опорные прыжки.

Опорные прыжки входят в мужское и женское гимнастическое многоборье как один из самостоятельных видов. Это сложные по координации кратковременные движения, требующие большой концентрации мышечных усилий, ориентировки в пространстве, внимания, решительности и смелости. Выполняются с разбега, как правило, толчком обеих ног о гимнастический мостик, с обя­зательной промежуточной опорой руками о снаряд.

В школьную программу опорные прыжки включены с IV по XI класс. В нее входят простейшие прыжки через гимнастического козла и коня.

Насчитывается огромное количество разновидностей опорных прыжков. Около ста из них выполняются на соревнованиях раз­личного ранга. Тенденция усложнения упражнений в видах гим­настического многоборья особенно заметна в опорных прыжках. Происходит полная их акробатизация. Один и тот же прыжок может усложняться и видоизменяться в зависимости от места опоры о снаряд, включения переворотов, поворотов, сальто до и после толчка руками и т.д. Кроме того, дальнейшее развитие опорных прыжков возможно при усовершенствовании прыжковых снаря­дов и всего оборудования, относящегося к этому виду гимнасти­ческого многоборья (мостик, дорожка для разбега, маты для при­земления и т.д.).

Опорные прыжки выполняются через различные гимнастичес­кие снаряды, в основном через козла и коня, установленных в ширину и в длину. Кроме того, их можно выполнять и через «не­стандартное» гимнастическое оборудование, например, через стоп­ку матов, гимнастическое бревно, гимнастический стол, гимнас­тическую скамейку, коня с ручками и через комбинированные снаряды. Прыжки через комбинированные снаряды представляют собой усложнения обычных прыжков, выполняемых через гимна­стические снаряды, установленные в различных сочетаниях. Эти необычные сочетания снарядов требуют от занимающихся находчивости, ориентировки, умений применять имеющиеся у них навыки в непривычных условиях. Применение такого рода снарядов и прыжков вносит большое разнообразие в урок. Высота снарядов может меняться.

Большое разнообразие опорных прыжков позволяет использовать их как средство всестороннего воздействия на занимающихся различного пола, возраста и физической подготовленности. А умения и навыки их выполнения приобретают большое прикладноезначение.

Опорные прыжки делятся на три группы:

Прямые прыжки, для которых характерно перемещение тела над опорной площадью снаряда без переворачивания через голову. К этой группе относятся прыжки ноги врозь, согнувшись и др.

Прыжки переворотом, при выполнении которых гимнаст проходит над снарядом через стойку на руках, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или группировке. Сюда входят прыжки переворотом вперед, переворотом вперед сгибаясь-разгибаясь, переворотом с последующим сальто вперед и др. Все прыжки могут выполняться толчком о ближнюю или даль­нюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более.

Боковые прыжки, при выполнении которых ОЦМ тела гимнаста проходит в стороне от площади опоры. К ним относятся прыжки боком, углом, прогнувшись. Они выполняются через козла, коня в ширину, через коня с ручками, через комбинированные снаряды.

Упражнения на брусьях.

Набрусьях (высота 175 см от поверхности матов) выполняются упражнения, характерные для многих видов гимнастического многоборья. К ним относятся статические, силовые, динамиче­ские и маховые упражнения. Они выполняются в упорах и висах, поперек и продольно по отношению к снаряду, на одной и двух жердях, с попеременным и одновременным перехватами рук, на середине и на концах жердей, лицом наружу и внутрь. Для успеш­ного овладения упражнениями на этом снаряде необходима хорошо развитая сила мышц рук, плечевого пояса, живота и спины, высокая подвижность в плечевых и тазобедренных суставах, ориентировка в пространстве и чувство равновесия, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость, правильная осанка в висах и упорах. Эти способности развиваются до и в процессе овладения сложными упражнениями.

Для выполнения упражнений на брусьях применяют различные хваты за снаряд: в висе — хват снаружи, когда тыльные поверхности кистей вместе с большим пальцем находятся в положении наружу от жердей; изнутри — когда тыльные поверхности кистей и большие пальцы обращены друг к другу, внутрь брусьев; в упоре — обычный хват, обратный хват (тыльная поверхность одной из кистей обращена внутрь брусьев).

Из упражнений на брусьях в школьную программу по физической культуре включены простейшие статические и динамические упражнения. К статическим упражнениям относятся смешанные и простые висы и упоры.

Упражнения на перекладине.

На перекладине выполняются висы, упоры, подъемы, перево­роты, обороты, размахивания, повороты и соскоки. Они могут быть простыми и очень сложными, поддающимися овладению только квалифициров





Дата добавления: 2015-06-14; просмотров: 2784; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10745 - | 7369 - или читать все...

Читайте также:

 

18.210.23.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.043 сек.