Пензенский государственный университет
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебник
УДК
ББК
Рецензенты:
Чернецов В.И. – доктор технических наук, профессор Пензенского филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства;
Дресвянников В.А. – кандидат технических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Пензенского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института
Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н.
Менеджмент: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.Д. Дорофеева. –:, 2006. – 400 с.
ISBN
Учебник представляет собой краткое изложение курса современного менеджмента, структурированный в соответствии с основными функциями менеджмента (организация, планирование, координация, мотивация и контроль). Такое изложение систематизирует материал и позволяет читателю сконцентрировать внимание на главных вопросах управления. В дополнение к традиционным темам авторы рассматривают такие важнейшие аспекты современного менеджмента, как основные направления развития менеджеров предприятий, институт качества управления, командный менеджмент предприятия, системный подход к оценке операционной эффективности управления предприятием и многое другое.
|
|
Контрольные вопросы, приводимые в конце каждой главы, предназначены для осмысления материала и обсуждения его на практических занятиях.
Для студентов высших учебных заведений, аспирантов и преподавателей, специалистов организаций, испытывающих потребность в освоении основ современного управления в условиях рыночной экономики.
УДК
ББК
ISBN © Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., 2006
Оглавление
Предисловие. 9
Раздел 1 Методологические основы менеджмента и эволюционные преобразования в его развитии. 15
Глава 1 Эволюционные преобразования в менеджменте. 15
1.1 История развития теории и практики менеджмента. 15
1.2 Современная система взглядов на менеджмент. 31
1.3 Различие менеджмента в Америке, Европе, Японии и России. 35
1.3.1 Особенности российского менеджмента. 35
1.3.2 Характеристика американской модели менеджмента. 43
1.3.3 Особенности организации управления в американских и западноевропейских фирмах. 46
1.3.4 Менеджмент в Японии. 49
1.3.5 Менеджмент на пороге XXI века – различные аспекты образования. 59
1.3.6 Теория управленческой революции. 65
1.3.7 Основные направления развития менеджеров предприятий. 69
1.3.8 Институт качества управления – среда взаимодействия российских менеджеров 76
Контрольные вопросы к главе 1. 83
Литература. 84
Глава 2 Методологические основы менеджмента. 87
2.1 Методология менеджмента. 87
2.2 Понятия и функции управления. 88
|
|
2.3 Объекты управленческой деятельности. 91
2.3.1 Метафункции. 92
2.3.2 Объекты управления (подсистемы менеджмента) 95
2.4 Принципы управления. 96
2.5 Методы управления. 97
Контрольные вопросы к главе 2. 106
Литература. 106
Раздел 2 Функции менеджмента. 107
Глава 3 Создание организации и управление организационными процессами в рамках ее управленческой структуры и системы управления. 107
3.1 Образование организации. 107
3.1.1 Признаки организации и организационные процессы. 107
3.1.2 Законы организации. 111
3.2 Организационно-правовые и экономические основы управления организацией 119
3.2.1 Образование юридического лица и его признаки. 119
3.2.2 Организационно-правовая форма хозяйствования. 121
3.2.3 Экономические основы управления и хозяйствования фирмы. 124
3.3 Система управления организацией и ее структура. 126
3.3.1 Система управления и понятие управленческой структуры. 126
3.3.2 Принципы построения управленческих структур. 128
3.3.3 Типология организаций по взаимодействию с внешней средой. 133
3.3.4 Виды бюрократических структур управления организациями. 137
3.3.5 Виды органических структур управления организациями. 140
3.3.6 Типология организаций по взаимодействию с человеком. 144
3.3.7 Тенденции эволюции организационных структур. 147
3.3.8 Коммуникационные каналы и сети в структуре управления. 150
Контрольные вопросы к главе 3. 154
Литература. 155
Глава 4 Прогнозирование, планирование, управленческий учет. 157
4.1 Методы прогнозирования. 157
4.2 Сущность, принципы и способы планирования и разработки планов. 158
4.3 Стратегическое планирование. 161
4.3.1 Миссия организации. 161
4.3.2 Цели организации, оценка условий функционирования организации и определение ее производственно-коммерческого потенциала. 165
4.3.3 Управление по целям. 172
4.3.4 Бизнес-план как основа стратегического планирования. 174
4.3.5 Способы привлечения капиталовложений в инвестиционные проекты 178
4.4 Текущее планирование. 181
4.4.1 Формы текущего планирования. 181
4.4.2 Оперативное планирование. 182
Литература. 185
Глава 5 Управленческий учет. 186
5.1 Сущность, основные понятия, цели управленческого учета. 186
5.2 Задачи управленческого учета и классификация затрат. 190
5.3 Поведение затрат при изменении уровня деловой активности и их распределение при расчете себестоимости продукции. 191
5.4 Бюджетирование. 193
5.5 Учет нормативных затрат и анализ отклонений. 196
5.6 Ценовая политика. 198
Контрольные вопросы к главе 5. 202
Литература. 203
Глава 6 Контроль и управление по отклонениям. 204
6.1 Сущность и задачи контроля. 204
6.2 Виды управленческого контроля. 207
6.3 Внешний и внутренний контроль. 207
6.4 Управление по отклонениям. 209
Контрольные вопросы к главе 6. 209
Литература. 210
Глава 7 Управленческие полномочия и их реализация. 211
7.1 Виды полномочий. 211
7.2 Делегирование управленческих полномочий. 214
Контрольные вопросы к главе 7. 218
Литература. 218
Глава 8 Управленческие решения и их принятие в условиях неопределенности и риска. 219
8.1 Понятие управленческого решения. 219
8.2 Классификация решений. 222
8.3 Принципы обоснования решений. 229
8.4 Технология и организация процесса принятия решений. 230
8.5 Реализация решений. 235
8.5.1 Организация и контроль исполнения решений. 235
8.5.2 Оценка эффективности управленческих решений. 237
8.6 Принятие решений в условиях неопределенности и риска. 238
8.6.1 Понятие и классификация рисков. 238
8.6.2 Обоснование рисков в процессе управления. 243
8.6.3 Измерение величины риска (степени риска) 246
8.6.4 Методы оценки предпринимательского риска. 248
8.6.5 Методы управления рисками. 250
Контрольные вопросы к главе 8. 253
Литература. 254
Глава 9 Мотивация и стимулы в управлении. 255
9.1 Генезис теории мотивации. 255
9.2 Модель мотивации и мотивационные побуждения. 257
9.3 Содержательные теории мотивации. 260
|
|
9.3.1 Иерархия потребностей по А. Маслоу. 260
9.3.2 Теория мотивации Дэвида Мак-Клелланда. 261
9.3.3 Двухфакторная мотивация Герцберга. 262
9.3.4 ERG – теория Альдерфера. 264
9.3.5 Сравнение моделей А. Маслоу, Ф. Герцберга и К. Альдерфера. 265
9.4 Процессуальные теории мотивации. 266
9.4.1 Теория ожиданий В. Врума. 266
9.4.2 Теория справедливости. 267
9.4.3 Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера. 267
9.4.4 Современные российские мотивационные разработки. 268
9.5 Экономические и неэкономические способы мотивации человека. 270
9.5.1 Экономические способы мотивации. 270
9.5.2 Неэкономические способы мотивации. 272
9.6 Мотивационная система персонала. 273
Литература. 276
Раздел III Роль человека – личности в коллективе и системе управления 277
Глава 10 Человек, как главный фактор организации. 277
10.1 Человек в организации. 277
10.2 Характеристика личности и социальные основы ее поведения. 279
10.3 Трудовой потенциал как социально-экономическая система. 286
10.3.1 Основные компоненты трудового потенциала. 286
10.3.2 Риск управления трудовым потенциалом. 291
10.3.3 Системная модель управления трудовым потенциалом. 292
Контрольные вопросы по главе 10. 294
Литература. 294
Глава 11 Личность и коллектив (группа) 295
11.1 Характеристика коллектива. 295
11.2 Формирование коллектива и отношений внутри него. 296
11.3 Программа создания коллектива. 301
11.4 Ограничения эффективной работы коллектива. 303
11.5 Особенности управления традиционными российскими трудовыми коллективами 306
11.6 Организационные культуры как объект управленческой деятельности 312
Контрольные вопросы к главе 11. 322
Литература. 322
Глава 12 Конфликты и стратегия их преодоления. 323
12.1 Определение конфликта. 323
12.2 Позитивные функции конфликта. 324
12.3 Классификации конфликтов. 325
12.4 Причины конфликтов и их компоненты. 326
12.5 Стадии конфликта. 329
12.6 Процесс управления конфликтом. 330
12.7 Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов. 331
12.8 Типичные ошибки при разрешении конфликтов. 334
Контрольные вопросы к главе 12. 337
Литература. 337
Глава 13 Основы руководства, власти, лидерства и стили управления. 339
|
|
13.1 Руководитель и его функции. 339
13.2 Власть и способы ее реализации. 342
13.3 Основы и концепции лидерства. 344
13.4 Влияние лидера на психологический климат предприятия. 350
13.5 Стиль управления. 354
13.6 Деловое общение. 359
Контрольные вопросы к главе 13. 362
Литература. 362
Глава 14 Командный менеджмент предприятия. 364
14.1 Командообразование как условие формирования самообучающихся компаний 364
14.2 Руководители 5 уровня. 370
14.3 Мотивация сотрудников в консолидированной команде. 374
Контрольные вопросы к главе 14. 377
Литература. 377
Глава 15 Качество и эффективность менеджмента предприятий. 379
15.1 Формирование и развитие системного подхода к оценке качества и эффективности менеджмента предприятий. 379
15.2 Системный подход к оценке операционной эффективности управления предприятием. 390
Контрольные вопросы к главе 15. 399
Литература. 399
Предисловие
В настоящее время происходят коренные изменения в управлении всеми сферами человеческой деятельности. Ликвидация старой административно – командной системы управления открыла дорогу для внедрения в России новейших достижений науки управления, накопленного в мире в течение многих десятилетий опыта рациональной организации человеческой деятельности, стимулирования работников к высокопродуктивному труду в условиях либерализации экономики.
В период экономического реформирования в нашей стране становится необходимым поиск новых форм и методов управления, позволяющих предприятиям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать производственно-рыночный потенциал во всей совокупности его составляющих, наращивать конкурентные преимущества и создавать на этой основе реальные предпосылки к обеспечению стратегической устойчивости в обозримой перспективе. Возможность реализации данных задач обусловлена рядом факторов, к которым в том числе относятся совершенствование системы управления российскими предприятиями, входящими в состав единого социально-экономического комплекса федерального уровня. Именно осуществляемая в России радикальная экономическая реформа, сложные и во многом еще неизведанные пути перехода к хозяйственному механизму нового типа, вызывают интерес к мировому опыту обеспечения экономического роста, выхода из кризисных ситуаций, эффективного использования различных форм собственности. Главное в изучении этого опыта и применении на практике его достижений – выявить методы и механизмы управления, обеспечивающие удовлетворение спроса потребителей, высокую окупаемость и надежность эффекта от инвестиций, ориентацию на современные новейшие технологии способы высокопродуктивного ведения хозяйства. Можно без преувеличения утверждать, что самым главным достижением в ХХ веке и самой высокой ценностью для всего мира стал менеджмент – наука, искусство и практика управления.
Двадцатый век по праву называется эпохой глобальных перемен. В социально – политической жизни это связано с переходом от тоталитаризма к демократии, в экономике – от административно-командной системы к рыночной, в жизни отдельного человека – с превращение его из придатка к некой механизированной системы в самостоятельного субъекта социально-экономической системы общества. Каждые перемены, особенно глобальные, несут для личности организации, страны, как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим, нужны новые знания и практика.
Мировой опыт показывает, что одним из ключевых, в этом смысле, является постижение науки и искусства менеджмента. Значимость менеджмента наиболее полно была осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельный предмет, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Начиная с IXX века не было случая, когда бы новый социальный институт, новая ведущая группа появилась бы так быстро и заняли бы такие ведущие позиции в обществе, как институт менеджеров. Менеджеры – это особый вид общества, обеспечивающий максимальную продуктивность ресурсов и несущий ответственность за организацию научно-технического прогресса и эффективность всей экономической жизни.
Растущая роль этой общественной силы заставила говорить о «революции менеджеров» в связи с появлением таких крупных транснациональных компаний (ТНК) как «Дженерал Моторс», «Ай Би Эм», «Кока Кола» и др., обладающие огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с отдельными государствами. Сегодня ТНК контролируют до 40% промышленного производства в мире, половину международной торговли.
В связи с новыми реалиями времени, а именно: глобализацией экономики; совершенствованию электронных средств информации, моментально передающих любую информацию во все концы земного шара; образованной рабочей силе; быстрым переменам в технологии, рынках и потребительском спросе и т.д. старые парадигмы управления устаревают и им на смену приходят новые, отвечающие духу времени и смене формаций. В большинстве случаев именно руководитель – менеджер представляет собой самую серьезную проблему. О том, как он относится ко всему, что происходит вокруг него и во внешнем окружении, о том, как он мыслит и как ведет себя, определяется успех всей организации в целом.
Роль менеджеров не ограничивается работой в крупных корпоративных структурах. В рыночной экономике их роль неоценима в малом и среднем бизнесе, который составляет в большинстве стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания подавляющую долю около 95%. В России потребность в организации предприятий малого и среднего бизнеса составляет около 15 миллионов. Именно эта цифра называется аналитиками той критической массой, при которой могут начать работать рыночные механизмы в нашей стране. Не случайно в 1997 году в России была объявлена одна из уникальных президентских программ подготовки менеджеров. Для этих целей выделены огромные средства, в том числе для оплаты стажировок за рубеж.
В США – в стране с самой развитой в мире управленческой инфраструктурой только официально зарегистрированных и имеющих соответствующий сертификат школ бизнеса составляют свыше 1300. В стране действуют свыше 10 тыс. консультативных фирм, не считая десятков тысяч независимых управленческих консультантов. Наиболее престижной программой школ бизнеса в США является программа МБА (магистр делового администрирования). Европейцы также имеют школы бизнеса. В их ведущей ассоциации EFMD (Европейский фонд развития менеджмента) зарегистрировано около 300 центров обучения менеджеров.
В культуре развитых стран понятие менеджмент часто соседствует с понятием бизнес. Однако это не одно и тоже. Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли, а, следовательно, бизнесмен это человек, который «делает деньги», причем он может не занимать ни какой должности в организации, а лишь быть владельцем ее акций или состоять членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, и в его подчинении находятся люди.
В чистом виде менеджер – это наемный работник, занимающийся управлением.
Если в одном лице объединяются два понятия менеджера и бизнесмена то такая деятельность условно может быть отнесена к предпринимательской, а субъекта этой деятельности условно можно называть предпринимателем. Предприниматель – это личность, которая на свой страх и риск затевает собственное дело и, вкладывая собственные средства, на первых порах самостоятельно несет основную нагрузку в управлении организацией и бизнесом.
Управленческая деятельность в многообразии факторов функционирования и развития любой организации занимает одно из важнейших мест, поскольку как нервные окончания пронизывает все ее тело, а именно подразделения и их сотрудников, которые адекватно реагируют на принимаемые управленческие решения и что, в конечном счете, определяет состояние и развитие организации в настоящем и будущем. Производственная деятельность и ее управленческая надстройка находятся в непрерывной адаптивной взаимосвязи, обусловленной теми изменениями, которые происходят на макро и микро уровнях развития общества. Эта взаимосвязь проходит через неизбежное преодоление противоречий, возникающих на пути научно-технического прогресса.
Требования к рациональному ведению хозяйства, в условиях дефицитности ресурсов и мощнейшей конкуренции предъявляют к системе управления такие доминанты как логика, гибкость и эффективность. В условиях перехода от плановой экономике к рыночным отношениям, помимо декларирования целесообразности развития всех слагаемых рыночной экономики и прямого копирования зарубежного опыта, целесообразно следующее правило. С одной стороны, необходимо учитывать реалии промышленного, социального и национального развития, а также менталитет общества, с другой – вести практическую отработку известного опыта с учетом реальных стадий трансформирования деятельности предприятий. То есть, в этом смысле, зарубежный опыт это не панацея, а ключ к анализу собственного опыта и практики, а также потенциальных возможностей Российской экономики.
В основе менеджмента лежит система и организационная правовая форма собственности, которая генетически закладывает основу и методы управления, и поскольку она сама подвержена непрерывному изменению, то и совершенствование принципов управления процесс непрерывный. Через развитие системы и форм собственности происходит и развитие менеджмента, как науки в становлении организационной культуры и творческого инновационного климата.
Сегодня, наиболее характерным для управленческой мысли в теоретическом и в практическом плане, наиболее заметны две новые тенденции. Во-первых, это интернационализация менеджмента, коллективное осмысление новых реальностей, порождаемых углублением международного разделения труда, возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, развитием транснациональных корпораций, созданием международных систем информации, других структур интегрирующего свойства. Посредством издания огромного количества работ по управлению, распространения программ обучения менеджменту, доступных миллионам людей, обобщения управленческого опыта разных стран через обследования, разработку "ситуаций", широких международных контактов ученых-практиков управленческая мудрость все более становится достоянием всех, кто в ней нуждается.
Во-вторых, особенность последних лет – все больше обращения к здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны для понимания и использования теми, кто несет нелегкое бремя управления или кто встает на этот путь. Менеджмент как наука во всем его многообразии развивается своим путем и имеет огромные перспективы. Однако в настоящее время даже широкая публика проявляет живой интерес к управленческим идеям и к рецептам эффективного управления. Это происходит, разумеется, не без влияния живо и интересно написанных на эту тему книг таких авторов как Д. Карнеги, У. Оучи, Т. Питерс, Р. Уотермен, мемуаров Л. Якокки - президента автомобильного гиганта "Крайслер", А. Мориты - президента и одного из основателей электронной фирмы "Sony" и целого ряда других. Появился даже термин "управление по бестселлерам", по аналогии с "управлением по целям", "управлением по отклонениям".
Не следует забывать, что в настоящее время не только качества менеджеров и способы их обретения, но и сама роль менеджера как профессионально подготовленного руководителя, являются предметом серьезных дискуссий. Хотя американцы и являются родоначальниками концепции менеджмента как специализированного вида деятельности. Однако в 80-е годы даже они вдруг усомнились в правильности своего пути, начали обвинять школы бизнеса в неправильной ориентации менеджеров, отрыве от жизни, неоправданном увлечении "наукой управления". Ведь японцы - пожалуй, самая учащаяся и способная к обучению нация - так и не пришла к идее формирования системы профессиональных управляющих. У них в стране всего три школы бизнеса, а руководителей они готовят, прежде всего, посредством опыта, целенаправленно проводя их через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы, обучая не только делу, но и искусству человеческих отношений, постепенно культивируя в них качества, необходимые руководителю.
Европейцы занимают промежуточную позицию между этими двумя управленческими культурами. С одной стороны, они имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как американцы, хотя и не в таком количестве, с другой - управление как вид деятельности до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте и, например, в Англии не входит даже в первую десятку. И тем не менее, жизнь берет свое, и хорошие "школы бизнеса", фирмы консультационных и других деловых услуг во всех странах не только не разоряются, но и процветают даже в условиях спадов производства. Просто необходимо управлять эффективно, тем более, необходимо учить этому, овладевать знаниями, развивать в себе навыки эффективного управления, избегая ошибок, находя наилучшие пути к успеху.
За последние двадцать лет в структуре и деятельности, как частных, так и государственных компаний произошли значительные изменения. Возможно, наиболее существенное из них - рост международной конкуренции, ведущей к тому, что выживают только наиболее эффективные фирмы. В Европе менеджеры обязаны справляться с уникальными проблемами. К примеру, экономические и политические надстройки Европейского экономического сообщества вызывают к жизни особые законы, которые создают одни возможности, сдерживают другие и содержат свои собственные ограничения и загадки. Часто слышатся мрачные предсказания о будущем уровне жизни и перспективах деловой активности в Европе. Многие наблюдатели высказывают мнение, что деловой мир проходит через этап, который можно охарактеризовать падением прибыли, недостатком энергии, безудержной инфляцией, безработицей, общественными беспорядками и повышенной политической нестабильностью. Однако предсказатели судного дня упускают одну важнейшую характеристику человека: способность к инновациям и преодолению трудностей. Пессимистические точки зрения зачастую очень наивны, а могут и сами приближать негативные ситуации, которые они предсказывают. Растущая изменчивость и враждебность жесткой внешней среды означает, что все организации в мире предъявляют все более высокие требования к своим руководителям. Так, в частности, они должны стать более умелыми в обращении с непредсказуемым будущим. Как говорится: "Неизменно только постоянство изменений". Менеджеры должны развить в себе установки, способности и умения, которые позволят им четко и эффективно осуществлять управление в наступающие годы.
Сегодня, в начале двадцать первого века весь цивилизованный мир продолжает идти по пути быстрых перемен и преобразований, которые характеризуются технологическим и социальным прогрессом, усилением конкуренции внутри стран и между ними, а также стремлением к свободе и демократии. В свою очередь бизнес изыскивает новые методы, программы, концепции и лидеров, способных справиться с реальным темпом перемен. Организационные структуры, методы управления людскими ресурсами, системы мотивации и стили управления, которые срабатывали в ХХ веке, не всегда будут соответствовать нынешним условиям и тенденциям, которые сложатся в ХХI веке.
При рассмотрении эффективного менеджмента на предприятиях различного профиля в качестве основной цели ставится рационализация хозяйственной деятельности, адаптированной к ресурсным ограничениям, стремление к получению высоких конечных результатов при минимизации затрат. Достижение этой цели требует последовательного решения ряда актуальных задач: формирование механизмов целесообразного использования ресурсного потенциала; создания замкнутых планово-управленческих циклов в соответствии с принципами системного моделирования; сочетания административных методов управления с экономическими, позволяющими конструктивно использовать преимущества, даваемые самостоятельностью и свободой в выборе решений. Последовательное и комплексное рассмотрение задач, связанных с эффективным управлением представлено в настоящем учебнике.