Подготовка и повышение квалификации рабочих в условиях научно-технического прогресса

§

4 ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ РАБОЧИХ КАДРОВ

Казалось бы, все ясно: в условиях НТР изменяется содержание труда рабочих, а потому и изменяется место и роль человека в производственном процессе. Однако необходимо под­черкнуть, что каждый этап развития производительных сил по­рождает новые тенденции, которые усиливают влияние производ­ственных факторов на изменение профессионально-квалификаци­онной структуры рабочих кадров. Суть этих изменений состоит прежде всего в создании более совершенных средств труда, кото­рым и происходит передача все большего числа исполнительных функций человека. Именно перевороты в средствах труда служат основой изменения роли и места человека в производственном про­цессе.

Основные изменения в содержании труда выражаются прежде всего в его интеллектуализации. Известно, что в материальном производстве человек выполняет, по крайней мере, четыре основ­ные функции: 1) использует свои мускулы в качестве двигательной силы для приведения в движение орудий и предметов труда; 2) уп­равляет орудиями труда и воздействует на предмет труда; 3) нала­живает, настраивает и ремонтирует орудия труда; 4) проектирует и организует процесс материального производства.

В содержании труда современного рабочего еще значителен удельный вес первых двух функций, но все заметнее становится


удельный вес третьей и четвертой функций, что обусловлено повышением доли творчества в труде, повышением его содержа­тельности.

Изменение роли квалифицированного труда можно проследить на примере важнейших отраслей промышленности, и прежде всего машиностроения, которому принадлежит ведущее место в осущест­влении комплексной механизации и автоматизации производства. Как и в других отраслях народного хозяйства, в машиностроении быстрыми темпами растет доля профессий высококвалифицирован­ного и квалифицированного труда (и, соответственно, численность рабочих этих профессий).

Например, в 30-х годах слесарь-ремонтник обслуживал 9—10 типоразмеров станков, а в настоящее время — 25—30 типоразме­ров, использует более 100 марок металлов и неметаллических ма­териалов, свыше 50 инструментов и приспособлений, в том числе инструменты высокой сложности и точности. В процессе работы ему приходится проверять от 8 до 20 параметров, добиваясь задан­ных классов точности и чистоты поверхности. Кроме слесарных работ слесарь-ремонтник должен иметь навыки выполнения сва­рочных работ, гальванопокрытий, термообработки, котельных ра­бот и ряда других.

Значительно изменилось содержание труда и токаря. В 30-х годах токарь III разряда должен был уметь выполнять простейшие работы под руководством мастера, управлять станком определен­ного типа и конструкции, а также знать правила применения режу­щих и измерительных инструментов. В 40-х годах токарь должен был знать назначение основных узлов станка, места возможных поломок при перегрузках, назначение простых режущих и измери­тельных инструментов и приспособлений, охлаждающих и смазы­вающих жидкостей, маркировку материалов, а также виды брака.

В 60-х годах требования к токарю усложнились. Токарю необхо­димо было знать устройство однотипных станков, наиболее распро­страненных универсальных приспособлений и их применение; на­значение и правила применения нормального и специального ре­жущего инструмента; правила заточки и установки резцов и сверл; назначение и условия применения контрольно-измерительных ин­струментов средней сложности и точности; основные сведения о допусках, классах точности, чистоты обработки.

В 70-х годах токарь уже должен был знать устройство, правила наладки и проверки на точность универсальных токарных станков; правила управления крупными станками, которые обслуживаются совместно с токарем более высокой квалификации; устройство и правила применения специализированных приспособлений и кон­трольно-измерительных инструментов и приспособлений высокой сложности.


В 80-х годах содержание труда токаря III разряда еще более изменилось: основными в его работе становятся регулировочно-на-ладочные функции. От токаря уже требуется знание механики, электротехники, электроники, систем автоматизации.

В конце 80-х и 90-х годов развитие техники привело к появле­нию станочников нового типа — станочников широкого профиля, обслуживающих поточные линии или группы станков различного технологического назначения, осуществляющих подналадку и да­же наладку оборудования.

В настоящее время профессиональная группа «наладчики» объ­единяет 14 профессий: наладчик кузнечно-прессового оборудова­ния, наладчик токарных автоматов и полуавтоматов, наладчик шлифовальных станков, наладчик автоматических линий и стан­ков и др.

У рабочих-наладчиков этой группы выявлено более 70 умений электротехнического содержания, 123 — механико-технического и 32 — автоматико-технического. В результате дальнейших расче­тов были определены коэффициенты подготовленности по этим умениям. Так, коэффициент электротехнической подготовленно­сти наладчика составил 15,5%, коэффициент механико-техниче­ской подготовленности — 21,3%. Выявленные группы умений дол­жны стать структурными компонентами инварианта их технико-технологической деятельности. Следовательно, в содержание подготовки наладчиков должны быть внесены соответствующие изменения. Аналогичный подход к определению содержания под­готовки рабочих должен быть обеспечен и по всем другим профес­сиям.

В настоящее время в черной металлургии 58,3% рабочих отрас­ли заняты преимущественно выполнением функций умственного труда. Особенно значительна доля этих функций у рабочих таких профессий, как сталевар, машинист вагона-весов, машинист зава­лочной машины, вальцовщик.

В химической промышленности, где также разрабатывается и осваивается новое высокопроизводительное оборудование, обес­печивающее комплексную автоматизацию производства, 60% рабочих высококвалифицированного труда заняты обслужива­нием автоматизированных и механизированных средств труда. Численность этой категории рабочих растет наиболее высокими темпами.

В структуре затрат рабочего времени новых профессий растет доля умственного труда. Выполнение расчетных функций, функ­ций наблюдения и контроля за ходом технологического процесса и качеством продукции, организация, управление и связь с другими исполнителями занимают у операторов технологической линии по производству пластмасс 93,3%, у операторов дистанционного уп-


равления и аппаратчиков по определению компрессии — 90,7, У аппаратчиков синтеза аммиака — 90,1. У машинистов компрессор­ных установок — 86,7, у лаборантов химического анализа — 77,3, у наладчиков автоматических линий — 66,7%.

Техническое совершенствование производства в угольной про­мышленности также ведет к дальнейшему росту доли рабочих ме­ханизированного труда. Так, увеличивается численность машини­стов очистных комплексов и угледобывающих агрегатов в забоях с механизированной крепью, одновременно сокращается числен­ность машинистов и помощников машинистов горных комбайнов в забоях с индивидуальной крепью, машинистов врубовых машин, проходчиков, весовщиков, рабочих углеобогащения.

Произошли значительные изменения и в строительстве благо­даря переходу к крупноблочному и крупнопанельным методам в отрасли. Резко сокращены каменные, плиточные, такелажные, стекольные, кровельные и другие работы, но зато возрос удельный вес монтажных и сборочных операций. Сегодня вместо 20 различ­ных профессий ручного труда в сооружении крупнопанельного до­ма заняты лишь рабочие семи профессий. В настоящее время про­фессия монтажника конструкций является профессией широкого профиля, сквозной для всех видов строительных работ. Помимо монтажа железобетонных и металлических конструкций монтаж­ник выполняет все общестроительные работы.

Большие изменения происходят в профессионально-квали­фикационной структуре кадров в сельском хозяйстве. Примером может служить эволюция в трудовых функциях механизаторов.

Профессия тракториста появилась в стране в конце 20-х годов. Тогда трактористов насчитывалось немногим более 600 человек.

Вместе с трактористом-рулевым появилась профессия ре­монтного рабочего. В этот период в сельском хозяйстве только начинался процесс механизации, техника была несложной и обязанности трактористов сводились главным образом к работе на тракторе и проведению технического ухода за ним. С увели­чением тягловой мощности трактора и ширины захвата прицеп­ных машин возникла потребность в прицепщиках. В 30—40-х, начале 50-х годов на базе этой профессии появились комбайнеры прицепного комбайна, сеяльщики, машинисты свеклоуборочно­го, картофелеуборочного и силосоуборочного комбайнов. С по­явлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракторист колесных тракторов появилась профессия тракто­рист гусеничных тракторов.

В 50-х годах в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой, профессиональные функции прицепщика пе­решли к трактористу. В результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее


время в сельском хозяйстве является преобладающей. Создание нового, более мощного трактора К-701, имеющего на 20—40% бо­лее высокую производительность, чем предшествующая модель — трактор К-700, требует новых изменений в наименованиях и со­держании профессий механизаторов. При быстром переналажива­нии сменного оборудования трактор К-701, имеющий 30 наимено­ваний сменного оборудования, может выполнять работу бульдозе­ра, скрепера, погрузчика, снегоочистителя и др. Вполне понятно, что содержание труда рабочего, обслуживающего такую сложную машину и прицепные орудия, значительно отличается от содержа­ния труда традиционной профессии тракториста. Это уже не про­сто тракторист, а тракторист-машинист широкого профиля, меха­низатор сельскохозяйственного производства, владеющий многи­ми смежными профессиями, основами агротехники и экономики сельского хозяйства, выполняющий весь комплекс сельскохозяйст­венных работ — от подготовки почвы, посева до уборки. Зимой они ремонтируют тракторы и другие машины, выполняют различные транспортные работы.

Анализ содержания труда рабочих показывает, что во всех от­раслях промышленности все более сокращается удельный вес за­трат физического труда. С передачей исполнительных функций машине рабочий большую часть своего рабочего времени занят управлением машинами и их обслуживанием, наладкой и ремон­том. Это требует от рабочего сознательного использования широ­кого круга знаний, что, в свою очередь, требует внесения сущест­венных изменений в содержание обучения по профессиям.

Таковы тенденции, характерные для всех отраслей народного хозяйства.

Высокий уровень профессиональной подготовки рабочих стано­вится обязательным условием успешного труда.

Политика в области профессионально-технического образова­ния должна опираться на новые, адекватные экономической ре­форме системы и методы подготовки рабочих.

fi 9 МЕТОДИКА АНАЛИЗА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

Чтобы создать модель подготовки рабочих широкого профиля или рабочих высокой квалификации, необходимо иссле­довать производственный процесс. Для этого следует проводить так называемые анализы профессий. На предприятиях создаются комиссии из числа специалистов предприятия, педагогов профтех­училищ, психологов, физиологов, врачей и методистов, которые проводят эту работу по следующему плану.


1. Содержание и объем данной области труда.

2. Технико-организационные условия: какая типичная продукция производится?

какое сырье, производственные и вспомогательные материалы ис­пользуются?

какие средства труда применяются (название, характерные при­знаки, инструменты и приспособления)?

какими установками для измерения, управления и регулирования снабжены средства труда?

какие контрольные приборы используются?

какие методы применяет рабочий, в каких технологических про­цессах он участвует?

как организовано производство?

какая применяется организация труда?

3. Рабочие функции:

какие действия производит рабочий?

как часто эти действия производятся и как долго они продолжают­ся, их значение для производственной деятельности в целом?

4. Квалификация:

установить, какими техническими, технологическими, экономи­ческими, организационными закономерностями должен обладать ра­бочий: какие знания, навыки и умения он должен получить?

5. Особый опыт:

в каких областях рабочий должен получить специальные знания и опыт и чем они характеризуются?

какие возможности (формы, методы подготовки) имеются для ус­корения процесса получения этих знаний и опыта?

6. Ответственность.

7. Специальные технические требования.

8. Особые физические, технические требования.

9. Предложения по продолжительности и организации подго­
товки.

10. Анализ достижений научно-технического прогресса с уче­
том прогноза: повышение степени механизации и автоматиза­
ции; изменение средств труда; изменение качества материалов;
изменение методов труда; изменение организации производства
и труда.

При анализе профессий важен выбор объектов изучения, при этом учитывается ряд условий: предприятия должны располагать достаточной учебно-материальной базой для обучения рабочих в разных формах; их количество должно обеспечить репрезентатив­ность выборочного обследования. Анализу подвергается структура профессионально-квалификационного состава рабочих; перспек­тивы основных направлений дальнейшего развития предприятия; действующие перечни профессий для определения соответствия уровня подготовки рабочих требованиям научно-технического прогресса.


Содержание труда изучается применительно к видам произ­водства с различным уровнем его механизации и автоматизации с целью последующего формирования оптимального профессио­нально-квалификационного профиля рабочих. С одной стороны, необходимо провести изучение содержания самой производствен­ной деятельности рабочего в рамках его конкретной профессио­нальной специализации, составляющей в совокупности трудовые функции по таким параметрам: выполнение расчетных функций; подготовка рабочего места или работы; приведение в движение предметов и орудий труда с помощью мускульных усилий; воз­действие на предмет труда посредством управляемых рабочим орудий труда; организация, управление и контроль хода рабочего процесса и к-ачества продукции. С другой стороны, необходимо провести анализ по таким же параметрам влияния предполагае­мых на ближайшее будущее средств труда на содержание основ­ных трудовых функций рабочих ведущих профессий.

Анализ рабочих мест проводится по заранее разработанному пла­ну и включает следующие позиции:

приемы, операции и комплексные работы, выполняемые на дан­ном рабочем месте;

количество таких рабочих мест;

сменность в цехе;

вид производственной деятельности цеха, изделий;

количество учащихся, которые могут обучаться в цехе;

оснащенность рабочего места прогрессивными приспособлениями и инструментами;

уровень механизации;

состояние средств техники безопасности;

продолжительность обучения на рабочем месте;

состояние оборудования;

возможности использования на рабочем месте учащимися теоре­тических знаний в процессе производственного обучения;

нормы времени и нормы выработки на этом рабочем месте;

новые трудовые приемы и передовые способы труда, которые при­меняет рабочий, занятый на данном месте;

навыки, которые может отработать учащийся;

степень загрузки работами, не относящимися к данному рабочему месту;

условия труда (затраты мускульной энергии, утомляемость и

др.);

соответствие рабочего места требованиям промышленной санита­рии и гигиены труда;

условия воспитательной работы.

При анализе рабочих мест определяются состав работ по изуча­емой, смежной и совмещенным профессиям и затрачиваемое рабо­чим время (степень занятости); степень дублирования различных операций; время, затраченное на наблюдение и выполнение не-


свойственных работ; время простоев; время перехода с одной работы на другую; порядок ознакомления учащихся с заданиями; разделе­ние и кооперация труда; рациональное чередование работ; скорость выполнения операций и др.

Таблица 1

Схема анализа организации труда на рабочем месте и его оснащения

Состояние нормирования труда Нормы на рабочем месте Удельный вес технически обоснованных норм по количеству и трудоемкости Количество расчетных норм, их прогрессив­ность Выполнение норм Эффективность применяемых норм оплаты труда
Планирование и организация об­служивания рабочего места Состояние оперативного и экономического пла­нирования Состояние материально-технического обеспе­чения Организация контроля качества продукции на рабочем месте Степень загрузки работами, не относящимися к данному рабочему месту
Оборудование, оснастка, инструмент Показатели машинного времени работы обору­дования Использование календарного фонда времени работы оборудования Использование режимного фонда времени ра­боты оборудования Использование технологических особенностей оборудования Оснащенность рабочего места Применение прогрессивного инструмента
Планировка рабочего места и ус­ловия труда Планировка рабочего места Условия труда работающих Затраты мускульной энергии Утомляемость
Технологические процессы Прогрессивность технологических процессов Уровень механизации технологических процес­сов Применяемые припуски
Организация и приемы труда Применяемые режимы труда Объединение или разделение труда Рациональность движений
Творческая инциатива работающих Квалификация рабочих Участие в соревновании Участие в рационализации Участие в обмене опытом

Важно проанализировать организацию труда на каждом рабочем месте, выявить возможности обучения учащихся на опыте новаторов производства, определить резервы рабочего места. Эту работу мож­но проводить по схеме (таблица 1), используя материалы по науч­ной организации труда, составляемые сейчас на многих предприя­тиях.

В результате выявляется, какие новые профессии появляются в народном хозяйстве и каким уровнем знаний, навыков и умений рабочие — носители этих профессий должны обладать, чтобы ква­лифицированно выполнять эту работу; какие профессии из веду­щих будут второстепенными. В то же время в результате сокраще­ния малоквалифицированного, неквалифицированного и физиче­ски тяжелых видов труда анализом устанавливается, какие профессии обречены на отмирание и какие в связи с этим могут быть высвобождены внутрипроизводственные резервы рабочих кадров, требующих заблаговременной и планомерной подготовки и переподготовки.

На основании изучения конкретного содержания труда рабочих, определения структуры основных его элементов проводится отбор их, построение, группировка и далее формирование трудовых функций и разрабатываются профессионально-квалификационные характери­стики, в которых фиксируются такие данные, как продолжительность подготовки, объем знаний, навыков и умений и другие компоненты, определяющие уровень подготовки. Вместе с тем, в указанной харак­теристике отражаются и уровни квалификации: высший, средний и низкий.

При организации и проведении анализов следует учитывать це­лый ряд взаимосвязанных между собой вопросов. В частности:

—научно-технических — прогнозирование развития отраслей;

—экономико-педагогических — прогнозирование форм подготов­ки и расходов на обучение;

—социальных — прогнозирование трудовых функций рабочих и специалистов;

—науковедческих — прогнозирование компонентов логической структуры соответствующей науки;

—психологических — прогнозирование доступности учебного ма­териала;

—физиологических — прогнозирование требований, предъявляе­мых профессией к физиологическим качествам рабочего;

—воспитательных — прогнозирование мероприятий, чтобы с уп­реждением вносить коррективы в содержание обучения;

—педагогических — прогнозирование управленческих функций учебно-воспитательного процесса.

Практика показала, что попытка рассмотрения названных аспек­тов изолированно, в отрыве друг от друга, вне общей системы и пре­емственности обречена на неудачи.

i


ПОНЯТИЕ О РАБОЧЕМ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ И РАБОЧЕМ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ — КАКИМИ ИМ БЫТЬ?

В производственной деятельности рабочих широкого профиля и рабочих высокой квалификации появился новый вид тру­да, связанный с автоматизированной системой управления. В их тру­де есть много общего: способы обслуживания типовых машин, веде­ния контроля и регулирования процессов. Однако между понятиями «рабочий широкого профиля» и «рабочий высокой квалификации» имеется разница.

Рабочий широкого профиля в своем труде совмещает несколько профессий, обладает необходимыми знаниями, навыками и умения­ми для выполнения производственных функций на смежных по тех­нологии участках работ (или работ по обслуживанию автоматической линии). Он вооружен знаниями научных основ производства, спосо­бен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства.

Установлено 4 вида рабочих широкого профиля*. Рассмотрим эти виды на конкретных примерах.

Рабочий широкого профиля (I вид), например, «строитель-мон­тажник», включает такие единичные профессии, как арматурщик, бетонщик, плотник, электросварщик ручной сворки, каменщик, мон­тажник по монтажу стальных и железобетонных изделий. При необ­ходимости можно осуществлять подготовку рабочих с различным со­четанием профессий и специальностей, входящих в данную профес­сиональную группу.

Другой пример — «рабочий штамповщик» объединил существо­вавшие ранее отдельные специальности калибровщика, штамповщи­ка, прессовщика-штамповщика, штамповщика холодной штампов­ки, штамповщика на эксцентриковом прессе, графировщика сеток и др. Или возьмем профессию «наладчик холодноштамповочного обо­рудования», которая включила в себя 18 наименований профессий, ранее действовавших: «наладчик волочильного стана и роликопра-вильных машин», «наладчик ножниц» и др.

Для данного рабочего характерен такой вид трудовой деятельно­сти, в основе которой находится общность в содержании, средствах, орудиях и предметах труда, являющаяся инвариантной для объеди­нения родственных профессий, его способность быстро адаптировать­ся к изменяющимся видам труда.

Рабочий широкого профиля (II вид) наряду со своей работой по основной профессии (например, токарь) овладевает навыками и уме­ниями из других профессий (фрезеровщика, шлифовщика, электро­монтера и др.) и применяет их в производственной деятельности. Такой рабочий выполняет только часть объема работ по другим про-

* Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. М.: 1987. С. 73.


лились функциями других профессий которые раньше яв-

Повышение профессионального уровня рабочих идет в стопп™ как расширения знаний и навыков, так и их углуб™ г Р У

личество и разнообразие работ, а с другойПопоны I? P ° К°~


 
 

роиз- ю/яиче- зова-

скои целесообразное!,ю, рациональностью тЩового' и™


кОТСКЛ



ния. Широта профиля зависит и от разделения труда, от того, на­сколько широк круг закрепленных за рабочими работ, от сложности и степени повторяемости технологических процессов при переходе к новой продукции.

Широта профессионально-квалификационного уровня рабоче­го — понятие емкое и дифференцированное, но она не является еще признаком высокой квалификации. В то же время высокая квалифи­кация рабочего еще не означает, что он имеет широкий профиль подготовки, а рабочий начальной квалификации — узкий профиль.

Наблюдаются случаи, когда высококвалифицированные рабочие имеют узкий профиль и выполняют работы ограниченной номенкла­туры. Они оказываются не подготовленными для освоения нового оборудования или изготовления новых видов продукции.

Рабочий любой профессии характеризуется, с одной стороны, ши­роким или узким профилем подготовки, а с другой — уровнем квали­фикации.

Широта профиля различна на разных уровнях квалификации. Такой вывод можно сделать на основе объективных требований со­временного производства. Если раньше существовал, главным обра­зом, универсализм в области различных предметов труда, под кото­рым понимали и широту профиля рабочего, то сейчас, когда универ­сализм все больше относится к сфере обслуживания сложных агрегатов и систем машин, изменилось и понятие о широте профиля.

Конечно, токарь-универсал 2-го или 3-го разряда является рабо­чим более широкого профиля, чем токарь-револьверщик соответст­вующего разряда.

Могут возразить — ремесленник ведь тоже применяет разнообраз­ные действия в своем труде. Это так, но его умение — результат большого личного опыта и самостоятельно приобретенных навыков, а не наличия системы научных знаний. И, конечно, в отличие от рабо­чего, труд которого базируется на машинной технике, считать его рабочим широкого профиля нельзя.

Труд же рабочего широкого профиля и труд рабочего высокой квалификации различны и зависят от различных причин, в частно­сти, от типа производства. На предприятиях, где длительное время выпускают одну и туже продукцию (крупносерийное производство), квалификация рабочих может быть на один разряд ниже.

Использование труда рабочих различной квалификации зависит от принятого технологического процесса. При расчлененной техноло­гии широко применяется труд малоквалифицированных рабочих. Различия в требованиях к уровню квалификации могут быть даже в условиях одного предприятия. Их необходимо принимать во внима­ние при организации подготовки или повышения квалификации на данном производстве. Например, в заготовительных цехах большое значени&нриобретает изучение свойств металлов; в механических — изучение Методов обработки; в сборочных — знание требований, предъявляемых к готовой продукции.


В чем же заключается профессионализм рабочего широкого про­филя?

Профессионализм рабочего широкого профиля заключается в бы­строте приспосабливаемости к новым условиям и требованиям произ­водства. В таких случаях проявляется высокая пластичность навы­ков, которая обеспечивает регулировку и перестройку всей деятель­ности. Ведь сами по себе навыки на являются неизменными. Они перестраиваются в зависимости от меняющихся условий производст­ва, структуры трудового процесса, степени сложности его частей.

Дальнейшее развитие профессионализма происходит, с одной сто­роны, в выполнении все большего числа функций, когда в одной профессии совмещается целых комплекс специальных знаний и тру­довых функций, с другой стороны — расширение видов деятельности. И главное в этом процессе не в объеме усваиваемой информации, а в умении творчески пользоваться ею, находить ее, усваивать и приме­нять для практической деятельности.

Профессионализм его проявляется и в том, что он свободно опери­рует понятиями, умеет анализировать свою производственную дея­тельность, находить причины, давать им объяснения, способен вы­полнять любые операции при изготовлении деталей на самых разно­образных станках данной профессиональной группы. В частности, он умеет обрабатывать детали высокого класса точности на токарных и револьверных станках, токарных автоматах и полуавтоматах, шли­фовальных, фрезерных, сверлильных станках с большим количест­вом переходов.

Он может обрабатывать на универсальных металлорежущих стан­ках длинные валы и винты с применением нескольких люнетов, наре­зать трехзаходные резьбы различного профиля и шага, обрабатывать сложные крупногабаритные детали и узлы, блоки и тонкостенные детали, подвергаемые деформации и короблению, изготовлять, дово­дить, регулировать и ремонтировать инструменты и приспособления (пресс-формы, штампы, кондукторы, шаблоны) с большим количест­вом связанных между собой размеров по 1—2-му классам точности.

Профессионализм его характеризуется также тем, что он может обрабатывать на универсальных станках особо сложные дорогостоя­щие детали и инструменты по 1 —2-му классам точности с большим количеством переходов и труднодоступными для обработки и измере­ний местами, требующими при установке комбинированного крепле­ния и точности выверки вручную в различных плоскостях с достиже­нием заданной точности. У него сформированы расчетно-вычисли-тельные навыки, а теоретическая и производственная подготовка позволяет охватить весь производственно-технологический процесс на своем участке. Такой рабочий подготовлен к тем изменениям в организации производства, которые неизбежно будут происходить в результате технического прогресса.

Интеграционные процессы в профессиональной деятельности на современном производстве требуют формировать таких рабочих, ко-


торые по своим знаниям и умениям смогут обеспечить дальнейшее развитие производства, управление новой техникой и технологиче­скими процессами. Это уже рабочие высокой квалификации.

Под рабочим высокой квалификации понимается новый тип рабоче­го, обладающего широкими общеобразовательными, общетехнически­ми и профессиональными знаниями, навыками и умениями, дающими ему возможность легко ориентироваться в системе производства данной отрасли промышленности в новой производственной обстановке, овла­девать новыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения все усложняющихся и изменяющихся трудовых функций. Рабочий высокой квалификации выполняет сложные виды трудовой деятельности, а в его труде преобладает интеллектуальный труд. Его труд — разновидность инженерно-технического труда и связан с повы­шением роли логических функций. Такой рабочий обладает широкой профессионально-политехнической подготовкой и высокой общей куль­турой, проявляет высокую творческую активность в труде, изобрета­тельстве и рационализаторстве, полную самостоятельность и высокую профессиональную устойчивость. Запас его теоретических знаний до­статочен для выполнения работы, не входящей в данное время в круг его производственных обязанностей.

Это новатор производства, образованный рабочий, обладающий высокой сознательностью и чувством личной ответственности, при­нимающий активное участие в его управлении. Труд рабочего высо­кой квалификации характеризуется многосторонними устойчивыми навыками и умениями для выполнения различной работы в данном цехе. Он способен быстро переключаться от одного вида деятельности к другому, т.е. обладает высокой профессиональной мобильностью. Он социально активен, знает сущность социально-экономических и психологических отношений, сложившихся на предприятии, занима­ет активную жизненную позицию. Такой рабочий обладает высоким профессиональным мастерством, высокой «валентностью».

Профессионализм рабочего высокой квалификации проявляется в обладании многосторонней квалификацией. Рассмотрим это понятие применительно к профессии наладчик.

Затраченный им при эксплуатации оборудования физический труд (подготовка станков, машин и механизмов, проверка точности их действия, проведение профилактических ремонтов, устранение отдельных неполадок, проведение наладочных работ и др.) выступает в совершенно ином качестве. Ручные процессы здесь приобретают иное значение, ибо этот труд требует применения высоких техниче­ских знаний, носит творческий характер. Такой рабочий свободно ориентируется во взаимодействии узлов и деталей машин и механиз­мов, может читать сложные чертежи, графики, кинематические схе-

* Валентность — способность рабочего выполнять работу, не входящую в данное время в круг его производственных обязанностей. Она характеризуется широтой диа­пазона осуществляемых функций и применяемых технических знаний и определяет подготовленность учащегося к выполнению конкретной работы.


мы, выполнять эскизы, составлять технологические карты и пользо­ваться расчетными листами и паспортом станка.

Профессионализм его проявляется и в том, что он умеет быстро выполнять математические вычисления, делать расчеты с примене­нием математики, физики, электротехники, электроники, пневмати­ки, гидравлики, самостоятельно выполнять наладочные, расчетные, контрольные и аналитические функции, опознавать и определять сигналы всех видов, предупреждать неполадки и выбирать наиболее рациональные способы для достижения наилучших результатов в ра­боте. Профессионально подготовленный рабочий способен визуально охватывать оборудование целиком с различными узлами и механиз­мами, наблюдать за работой на значительном участке и сам может участвовать в осуществлении разнообразных трудовых процессов.

Словом, он обладает способностью проникать в сущность техноло­гических процессов, умеет выбирать оптимальный режим их веде­ния, выявлять участки, где ход процесса может отклониться от задан­ных параметров, рационализировать технологические процессы, уп­рощать способы регулирования механизмов и получать продукцию высокого качества, перерабатывать большое количество информа­ции, поступающей от приборов сигнализации, свободно пользоваться многочисленными органами управления и связи.

Трудовые навыки его многообразны, что дает ему возможность включаться в случае необходимости в любое звено производственного процесса, переходить от одного вида производственной деятельности к другому в соответствии с быстро меняющимися условиями и потреб­ностями производства.

Этот рабочий — творец, достигший вершин мастерства по своей профессии, активно участвующий в совершенствовании производст­ва. Из этой категории рабочих на предприятиях обычно вырастают бригадиры, мастера участков, мастера и инструкторы производствен­ного обучения.

§

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ И РАБОЧИХ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

За последние годы во многих странах мира, и прежде всего в Германии, выдвигается требование о подготовке такого рабо­чего, который был бы знаком (применительно к металлообрабатыва­ющей промышленности) не только с конструкцией и принципом дей­ствия различных станков, но и умел бы сам разбираться в технологи­ческом процессе и постоянно вносить рационализаторские предложения, выбирать наилучшие орудия труда, разрабатывать конструкцию по методу агрегатирования из унифицированных узлов и деталей и монтировать их.



Характерным для этого вида труда является то, что рабочий сам продумывает технологический процесс производства и из большего числа возможностей выбирает наиболее выгодные. Рассмотрим тре­бования к подготовке рабочего по такой сложной профессии, как наладчик.

В рамках сферы деятельности наладчика переоборудование и на­ладка станков, на основе частой смены производимых изделий, зани­мает почти половину рабочего времени. Это переоборудование про­изводится несколько раз в течение смены. Для проведения этого вида работы наладчик должен в значительной степени совершать умствен­ную работу, взяв на себя частично функции, которые выполнялись раньше только технологом.

Для этого он должен уметь выбирать самые целесообразные инструменты и оборудование и определять самые благоприятные рабочие величины, как скорость резания, приводить их в действие, контролировать безупречную их работу, проверять и испытывать детали и уже готовые изделия на точность нужного размера и каче­ство изготовления.

Наладчик не является больше простым исполнителем в старом понимании, а все больше принимает участие в развитии технологии и управлении производством, находя наилучшие решения.

Нижеприведенные требования должны расцениваться как особо значительные. В частности, наладчик должен:

— знать основы пневматики, гидравлики, электроники; иметь об­разовательную физико-математическую подготовку в объеме сред­ней общеобразовательной школы;

— иметь хорошую технологическую подготовку: знать свойства важнейших металлических и неметаллических материалов и номен­клатуры их названий; важнейшие полуфабрикаты различных профи­лей; свойства и способность выносить нагрузку важнейших режущих инструментов; возможности пластических материалов и их свойства; возможности применения шлифовальных и полирующих средств.

Учитывая, что наладчик автоматической линии имеет дело с до­вольно разными типами станков и должен решать задачи по планиро­ванию и подготовке работы, его профессиональному опыту следует придавать особое значение. Ведь ему приходится принимать решения для устранения внезапно возникающих неполадок, которые часто ставят его в трудное положение.

Вот почему он должен быть вооружен солидным запасом постоян­но готовых образцов действий.

Его работа по подготовке и наладке должна производиться рацио­нально и за более короткое время с тем, чтобы добиться значительно­го сокращения времени простоя станков и чтобы дать возможность коллективу рабочих, принимающих участие в производстве, рабо­тать рациональнее. Высокий темп работы, которого нужно добивать­ся, дает наладчику мало времени и возможности для того, чтобы письменно изложить свои соображения. Эту работу он должен выпол-


нять в основном мысленно, чтобы составить представление о механи­ческих и автоматических процессах.

Следовательно, в условиях научно-технического прогресса основ­ным содержанием квалификации рабочего выступают, в первую оче­редь, глубокие и разносторонние профессионально-технические зна­ния на базе общеобразовательной подготовки в объеме средней шко­лы, являющиеся основой качественного выполнения все более возрастающего масштаба расчетно-аналитических, диагностических функций и функций управления технологическим процессом.

Если говорить о бригадах, то основными требованиями научно-технического прогресса к профессиональной подготовке наладчи­ков для работы в условиях бригадных форм организации труда являются:

—вооружение необходимыми социально-экономическими знани­ями по вопросам новых форм организации и стимулирования труда, в частности, хорошее знание сущности и принципов бригадной фор­мы организации и стимулирования труда; умение планировать рабо­ту бригады; работу на единый наряд; распределение коллективного заработка с использованием КТУ (коэффициент трудового уча­стия); стремление к экономии фонда заработной платы за счет сокращения численности бригады, совмещения профессий; бе­режное расходование материальных ресурсов;

—формирование хорошо развитого чувства коллективизма, лич­ной ответственности за результаты труда коллектива, готовность к взаимопомощи, товарищеской взаимовыручке, умение общаться с товарищами по работе, вступать в контакт с другими людьми, уста­навливать с ними нормальные деловые и личные отношения.

Сегодня выдвигаются на передний план:

—соответствие материально-технической базы учебных заведе­ний уровню развития техники и оснащенности производства этой техникой;

—профессиональная мобильность рабочих, способных самостоя­тельно приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям произ­водства, умеющих работать в различных видах бригад;

—опережающая подготовка. Уровень профессиональной подго­товки рабочих должен опережать уровень развития техники и техно­логии производства;

—увеличение численности квалифицированного и высококвали­фицированного труда;

—вариативность типов учебных заведений в зависимости от соци­ально-демографических особенностей отдельных регионов и террито­риально-отраслевой структуры общественного производства;

— разноуровневость профессиональной подготовки: выделение низшего, среднего и высшего уровня профессионального образования рабочих в зависимости от сроков обучения и осваиваемой профессии;

— интеграция существующих и возникновение качественно но­вых профессий широкого профиля и высокой квалификации.


перемещение исполнительных функций от человека к средст­вам труда, увеличение доли умственного труда;

— органическое соединение функций физического и умственного труда в содержании труда рабочих; они должны уметь выполнять расчетные, регулировочные, аналитические и контрольные функ­ции, уметь управлять технологическими процессами при помощи средств автоматизации и контрольно-измерительных приборов;

— совмещение функций рабочими широкого профиля и высокой квалификации;

— увеличение общности в содержании труда на основе дальней­шего развития науки, техники, культуры;

— совмещение производственной и общественной деятельности и на этой основе формирование рабочих высокой квалификации;

— готовность к переучитыванию, систематическое повышение ква­лификации, обеспечивающие повышение профессионального мастерст­ва рабочего в последующие периоды его трудовой деятельности.

Таким образом, в современном производстве создается качествен­но новый тип рабочих — в труде которых большую роль играет раци­онализаторство и изобретательство, значительна доля творческого труда. Появление таких рабочих свидетельствует о такой закономер­ности в развитии человеческого фактора производства в условиях дальнейшего технического прогресса, как расширение и углубление знаний, повышение уровня квалификации.

§5

ВЫСШЕЕ РАБОЧЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В настоящее время увеличивается спрос на углубленное («продвинутое») профессиональное обучение. Оно включает в себя освоение знаний и умений, позволяющих работнику не только испол­нять трудовые функции рабочего, но и самому регулировать свою профессиональную деятельность, управлять ей.

Специалисты Уральского государственного профессионально-пе­дагогического университета (УГППУ, г. Екатеринбург) предложили новый подход к удовлетворению потребности динамичного рынка труда в рабочих с углубленной подготовкой — концепцию высшего рабочего образования.

Под высшим рабочим образованием понимается самостоятельная ветвь высшего профессионального образования, которое обеспечива­ет готовность личности к высочайшему профессиональному мастер­ству в сфере рабочих профессий, социальной и профессиональной мобильности, овладению высокой общей культурой. Местом получе­ния такого образования является новый тип профессионального учеб­ного заведения — институты рабочего образования (ИРО).

Институт рабочего образования представляет собой полифункци­ональную систему с многоуровневой образовательной структурой,


основанную на широкой дифференциации профессиональной подго­товки с учетом специфики профессиональной деятельности в конк­ретной отрасли хозяйства, индивидуальных способностей и социаль­но-профессиональных планов учащихся. В системе непрерывного профессионального образования ИРО является учебным заведением, предназначенным для подготовки специалистов различной квалифи­кации в зависимости от уровня получения профессионального обра­зования — от узкого специалиста-исполнителя до мастера, способно­го самостоятельно не только изготовлять продукцию и осуществлять услуги, но и организовывать производственную деятельность, а так­же осуществлять сбыт на рынке товаров и услуг.

Таким образом, целью высшего рабочего образования является подготовка работника, способного:

— осуществлять эффективную трудовую деятельность на различ­ных предприятиях;

— прогнозировать не только технико-технологические, но и соци­ально-экономические перспективы конкретного производства;

— совмещать, при необходимости, управленческие и исполни­тельские функции;

— хорошо ориентироваться на рынке труда во время поиска рабо­ты и при необходимости уметь создавать свое собственное произ­водство.

В УГППУ разработан пакет организационно-нормативной и учебно-методической документации для создания института рабо­чего образования и подготовки рабочих по полной программе высше­го рабочего образования по специальности (специализации) «Сле­сарь контрольно-измерительных приборов и автоматики» («Слесарь КИП и А») для ВПУ-2 (профессиональный лицей). Эти материалы после научной апробации были представлены и получили поддержку коллегии Министерства образования Российской Федерации в июле 1994 г.

Основными педагогическими концептуальными положениями, лежащими в основе организации и развития Института рабочего об­разования, являются:

— гибкость, открытость и саморазвитие образовательной системы: образовательная система ИРО предусматривает модернизацию и ви­доизменение учебных планов и профессиональных образовательных программ;

— личностная значимость процесса и результатов обучения (поэ­тапное внедрение рейтинговой системы контроля успеваемости);

— профессиональная направленность общеобразовательных, в том числе гуманитарных дисциплин;

— интегративное обучение (наличие интегративных учебных курсов);

— разносторонность профессиональной подготовки (возможность
последовательного или параллельного получения нескольких специ­
альностей);


— индивидуализация обучения (свободный выбор части дисцип­лин при рейтинговой системе контроля, учебных планов и образова­тельных программ);

— многоуровневая система профессиональной подготовки (сту­пенчатая, дифференцированная по годам обучения система получе­ния различных уровней профессиональной квалификации);

— сознательность в выборе учащимися профессиональной карье­ры и заинтересованность в ее реализации (построение учебного про­цесса на основе поэтапного перспективного плана освоения специаль­ности).

Реализация высшего рабочего образования осуществляется по­средством образовательных, гуманитарных и профессиональных про­грамм, направленных на расширение общенаучного и гуманитарного образования, получение углубленной технологической и производст­венной подготовки по выбранному профессиональному профилю.

Срок обучения — 3 года на первом уровне (на основе базового среднего образования) и до 4-х лет — на втором уровне (на базе общего среднего образования при наличии рабочей квалификации, полученной в период начальной профессиональной подготовки по соответствующему профилю). Причем на обоих уровнях ИРО пре­дусмотрены, в соответствии с индивидуальными желаниями и воз­можностями, условия, стимулирующие выполнение студентами всей профессионально-образовательной программы вуза, а также возмож­ности завершения образования с определенной профессиональной квалификацией на любой стадии учебного процесса.

Окончившим первый уровень присваивается квалификация «Слесарь КИП и А» третьего или четвертого разряда; а по оконча­нии второго, высшего уровня, выпускникам ИРО присваивается квалификация рабочего с высшим образованием и выдается дип­лом бакалавра по специальности «Электромеханик автоматизиро­ванных производств». Обязательным условием присвоения указан­ной образовательной степени бакалавра является наличие у выпу­скника сертификата профессиональной подготовки не ниже то­го, который предшествует максимальному разряду по данному профилю.

Подготовка выпускника института рабочего образования позволя­ет ему иметь дело с новой и разнородной информацией, решать зада­чи стереотипного, диагностического и эвристического характера. Его квалификация дает гарантии надежного и качественного ведения технологического процесса без материального и морального ущерба, безопасным для себя и для окружающих способом. Выпускник ИРО будет подготовлен к выполнению работ с использованием особо слож­ных и уникальных орудий труда высокой стоимости, лимитируемого сырья и заготовок в заключительной стадии технологического про­цесса.

Рабочий с высшим образованием должен быть подготовлен для рабо­ты в отраслях народного хозяйства по соответствующей профессии.


Основные виды деятельности, связанные с реализацией главных функций данного специалиста, состоят в следующем:

—уверенное выполнение практической работы в пределах выс­ших рабочих разрядов;

—чтение чертежей любой сложности;

—экономическая оценка технологического процесса на основе экономических знаний;

—нормирование работы и определение ее себестоимости;

—обеспечение безопасных приемов работы, электробезопасно­сти, техники безопасности по своей профессии;

—контроль качества выполняемой работы, знание средств и мето­дов контроля;

—умение быстро адаптироваться при изменении производствен­ной ситуации за счет владения смежной профессией, общеобразова­тельной и профессиональной подготовки;

—умение строить межличностные отношения и принимать управ­ленческие решения на основе знаний психологии и теории принятия решений;

—самообразование и самостоятельное повышение квалифи­кации;

—работа на компьютере на уровне пользователя.

Наряду с этим специалист с высшим рабочим образованием должен быть подготовлен к выполнению социальной и производственно-техни­ческой деятельности в условиях рыночной экономики. Он должен:

—уметь с позиции гуманистических, нравственных принципов и общечеловеческих идеалов анализировать духовные, политические и социально-экономические явления, процессы и проблемы общества, уметь логически мыслить, аргументированно отстаивать свою точку зрения; иметь навыки организаторской работы; уметь самостоятель­но принимать профессиональные решения с учетом их социально-экономических и экологических последствий;

—быть высокообразованным, физически развитым, обладать вы­сокой нравственной и правовой культурой, развитым экономическим и экологическим мышлением;

—знать основы мировой и отечественной истории и культуры, владеть грамотной и развитой речью, знать, по меньшей мере, один иностранный язык на уровне, достаточном для работы с иноязычной литературой; иметь потребность в постоянном духовном и физиче­ском совершенствовании;

—быть профессионально компетентным, систематически совер­шенствовать профессиональное мастерство, непрерывно обновлять и обогащать свои знания, применять их в своей деятельности.

Первый этап образования осуществляется в рамках государствен­ного стандарта и реализует за счет регионального и местного компо­нентов подготовку ко второй ступени. Реализация предметных про­грамм осуществляется на основе педагогических технологий, обеспе­чивающих личностное развитие.


В течение обучения в ИРО у студента формируется определенная система ценностей, которая позволяет ему успешно осуществить про­цессы социализации, самоактуализации и самореализации в процес­се жизнедеятельности. При этом система ценностей, формируемая в процессе обучения в ИРО, не рассматривается как завершенная и окончательная. Она должна явиться толчком и определяющим мо­ментом саморазвития личности в течение дальнейшей жизни. Каж­дый учебный курс должен быть относительно самодостаточен с точки зрения учащегося (студента), решившего «выйти» из ИРО на одном из уровней рабочего образования после 2, 3, 5, или 7 годов обучения. Каждая рабочая программа учебной дисциплины, как с точки зрения ее содержания, так и графика ее прохождения, должна учитывать внутрипредметные и межпредметные связи.

Рабочие программы должны определять систематическое приме­нение активных (развивающих) форм и методов обучения.

Все формы учебно-познавательной деятельности учащихся (сту­дентов) должны быть оценены в зачетных баллах единой для ИРО рейтинговой системы контроля.

Содержание высшего рабочего образования определяется на осно­ве ряда позиций, характеризующих образование как высшее.

Классифицирующими признаками высшего рабочего образования в новой образовательной логике являются следующие:

— формирование образа целостной личности, интегрирующей в себе профессиональную и социальную квалификации;

— организация процесса, определяющего смену явлений, которые выводят личность на уровень интегральной субъектности по отноше­нию к себе как источнику жизнедеятельности;

— формирование способностей к мобильной профессиональной и социальной деятельности.

Модель института рабочего образования предполагает структуру, где любой этап обучения может быть завершающим.

Содержание образования должно отражать целостность каждого этапа и одновременно давать выход на следующую ступень. Образо­вательная завершенность каждой ступени связана с личностным раз­витием.

1 ступень. Подготовленность личности к деятельности социально­
го и профессионального выбора.

2 ступень. Базовая подготовленность личности к преобразова­тельной профессиональной и социальной деятельности.

3 ступень. Готовность личности к преобразовательной професси­ональной и социальной деятельности.

Содержание каждой образовательной ступени формируется на ос­нове системной реализации принципов, при этом системообразую­щим является тот, который отражает специфику ступени. На первой ступени приоритет отдается формированию знаний о мире, о различ­ных сторонах проявления законов его развития, что обеспечивается включением в учебный план наряду с общеобразовательными пред-


метами (по типовым и авторским программам) ряда новых дисцип­лин, ориентированных на коррекцию профессионального самоопре­деления, на формирование основ здорового образа жизни, на подго­товку студентов к интеллектуальному труду.

Для второй ступени характерным является преимущественная ре­ализация принципа приобретения опыта осуществления способов де­ятельности, воплощенных в навыках и умениях. На этой ступени вводятся предметы производственно-технологического цикла, даю­щие возможность формирования целостного образа профессиональ­ной деятельности и личности в ней. Это обеспечивает получение ква­лификации, соответствующей квалификации выпускника высшего ПТУ.

Приоритетным для третьей ступени становится принцип приобре­тения опыта творческой деятельности. Для его реализации вводятся предметы специального цикла, обеспечивающие теоретическую и практическую основу для формирования профессионала высшей ква­лификации, обладающего навыками научно-практических исследо­ваний в профессиональной деятельности.

В заключение отметим, что в каждом регионе России есть высшие профтехучилища или профессиональные лицеи, «переросшие» по ря­ду параметров статус «начального профессионального образования». «Де факто», по договорам с техникумами и вузами, они уже начинают готовить специалистов со средним специальным, а по ряду позиций и с высшим образованием. Эти учебные заведения по сути уже стано­вятся институтами рабочего образования. Например, в г. Тюмени одно из передовых учебных заведений — ВПУ-16 (профессиональ­ный лицей), начав в 1990-х гг. осуществлять разработанную специа­листами УГППУ концепцию высшего рабочего образования, офици­ально, с разрешения Министерства образования России, изменило статус и в настоящее время является Тюменским индустриально-пе­дагогическим колледжем. Концепция высшего рабочего образования вызывает у специалистов профессионального образования значи­тельный интерес.


ГЛАВА II

ОСНОВЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: