Валовой доход предприятия торговли, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа

Одним из главных условий успешного хозяйствования предприя тий торговли и общественного питания на рынке является получение ими доходов, способствующих решению следующих основных задач:

1) возмещение издержек производства и обращения, что обеспе чивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности пред­приятий торговли и общественного питания;

2) формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных доходов за счет выплаты налоговых платежей, помога­ющих выполнить финансовые обязательства торговых предприятий перед государством;

3) формирование прибыли, направляемой на производственное и социальное развитие предприятий торговли и общественного пита­ния, обеспечивающее решение задачи самофинансирования в предсто­ящем периоде.

К одному из основных видов доходов относится валовой доход от реализации товаров, продукции.

Валовой доход — показатель, характеризующий финансовый ре­зультат торговой деятельности и определяемый как превышение вы­ручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за опре­деленный период времени. На предприятиях общественного питания валовой доход является финансовым результатом торгово-производ­ственной деятельности, определяемым как превышение выручки от реализации продукции собственного производства, товаров над зат­ратами по их приобретению за конкретный период времени.

Валовой доход представляет собой сложную экономическую ка­тегорию, природа которой раскрывается в единстве с другими стоимо­стными показателями, характеризующими хозяйственную деятель­ность предприятий торговли и общественного питания. Взаимосвязь эта показана на рис. 7.1.

Валовой доход представляет собой часть стоимости товаров, про­дукции и услуг, созданной в торговле и общественном питании и ис­пользуемой для возмещения издержек и образования прибыли. В составе валового дохода выделяется чистая продукция — это вновь со­зданная стоимость, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды (единый социальный налог), прибыли.

Валовой доход исчисляется в абсолютном и относительном вы­ражении. Абсолютным показателем валового дохода выступает его сумма, а относительным — процентное отношение суммы валового дохода к розничному товарообороту, в оптовой торговле — к объему оптового товарооборота с участием в расчетах, в общественном пита­нии — к валовому товарообороту.

Валовой доход по своему составу неоднороден. На предприятиях оптовой и розничной торговли наибольший удельный вес в нем име­ют доходы от реализации товаров, а на предприятиях общественного питания — еще и доходы от реализации продукции собственного про­изводства. Для некоторых они являются единственным видом дохо­дов.

Валовые доходы от реализации услуг невелики, однако их кос­венное влияние, проявляющееся в привлечении покупателей, значительно.

Валовой доход от реализации создается за счет торговых надба­вок в оптовой и розничной торговле и наценок на продукцию собствен­ного производства в общественном питании, являющихся особым структурным элементом цены товара (продукции) и отражающих дол к > предприятий в ее формировании. Чем богаче общество, тем выше требования к качеству торгового обслуживания, а соответственно выпи доля торговых надбавок (наценок) в цене товара.

Торговая надбавка (наценка) является ценой услуг предприятии торговли и общественного питания по доведению товара до потреби теля и его реализации. Ее основные цели состоят в возмещении текущих затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на продвижение товара от производителя к потребителе и обеспечении рентабельности реализуемого товара. Достижение поставленных целей зависит от размера торговой надбавки (наценки) определяемого как внешними, так и внутренними границами ее формирования.

Внешние границы формирования торговой надбавки (наценки) обусловлены складывающейся конъюнктурой на потребительском рынке. Нижний предел формирования торговой надбавки зависит от цены оптового предложения производителей и оптовых посредников Эти цены в определенной степени подвижны, так как в процессе совершения коммерческих сделок изменяются. Верхним пределом формирования торговой надбавки (наценки) являются цены спроса покупателей товара (продукции), которые в такой же степени меняются в зависимости от уровня торгового обслуживания, условий оплаты и других факторов.

Внутренние границы формирования возможного диапазона торговой надбавки (наценки) обусловлены ее структурой, характеризующейся двумя основными элементами, показанными на рисунок 7.2

Соотношение этих элементов в цене товара может варьировать­ся. Так, снижение уровня издержек может быть обеспечено за счет ро­ста объема продажи товаров (продукции), изыскания резервов эко­номии.

Являясь составным элементом цены товара, торговые надбавки (наценки) выполняют ряд экономических функций, тесно связанных между собой:

1) измерительная, благодаря которой удается установить долю предприятий в цене реализуемого товара (продукции);

2) планово-учетная функция связана с измерительной. Опреде­ляя долю в цене товара (продукции), торговые надбавки (наценки) становятся инструментом учета валового дохода, полученного от реа­лизации. Наряду с учетом торговые надбавки (наценки) используют­ся в анализе и планировании валового дохода;

3) стимулирующая функция проявляется в повышении заинте­ресованности предприятий торговли и общественного питания в по­лучении прибыли, обеспечивающей их устойчивое положение на рын­ке, расширение объема деятельности и развитие социальной сферы. Этим обеспечивается решение задач самоокупаемости и самофинан­сирования;

регулирующая функция выражается в том, что торговые над­бавки (наценки) представляют собой механизм уравновешивания спро­са и предложения товара на рынке. Их повышение или снижение вызы­вает ответную реакцию покупателя, характеризующуюся изменением спроса.

4) Регулирующая функция проявляется также при государственном воздействии на формирование оптовых и розничных цен с помощью ус­танавливаемого им верхнего предела торговых надбавок (наценок).

В настоящее время для формирования торговых надбавок (наце­нок) на товары, реализуемые по свободным ценам, используются два подхода — затратный и рыночный.

При затратном подходе величина торговых надбавок (наценок) в процентах к товарообороту определяется путем суммирования про­гнозируемых уровня издержек, показателя рентабельности (прибыли в процентах к товарообороту). Такой метод расчета торговой надбавки (наценки) применяется для товаров (продукции), реализуемых в ус­ловиях незначительной конкуренции.

В последние годы все шире применяется рыночный подход к уста­новлению торговых надбавок (наценок), сущность которого состоит в том, что цена определяется рынком на основе спроса и предложения. Зная рыночную цену товара (сырья), торговая фирма ищет возмож­ность покупки его по наиболее низким ценам, с тем чтобы получить такой валовой доход, который был бы достаточным для возмещения издержек и образования прибыли. Данный подход при определении уровня торговой надбавки (наценки) имеет место в условиях разви­той конкуренции на товарных рынках.

Объем валового дохода, получаемый в результате реализации то­варов, продукции, является основным источником прибыльной рабо­ты предприятий торговли и общественного питания, условием устой­чивого их положения на рынке. Стремление наращивать валовой доход вызывает необходимость изучения факторов, его определяющих, с це­лью создания механизма управления валовыми доходами. Эти факто­ры весьма многообразны.

В процессе управления валовыми доходами — при их анализе, поиске резервов роста и планировании — все факторы принято под­разделять на две основные группы:

1) зависящие от деятельности предприятий торговли и обществен­ного питания (внутренние факторы);

2) не зависящие от деятельности предприятий торговли и обще­ственного питания (внешние факторы).

^ В системе внешних факторов выделяются: политика государства в области регулирования торговых надбавок (наценок), таможенных пошлин, ставок банковских процентов за пользование кредитами, арен­дных ставок, различных тарифов; степень конкуренции на рынке по­требительских товаров; уровень оптовых (закупочных) цен на товары (сырье) предприятий-производителей; платежеспособность населения; соотношение спроса и предложения; жизненный цикл товара; терри­ториальное расположение и др.

Размер валового дохода зависит от политики государства в вопро­сах регулирования торговых надбавок (наценок). Определяя верхнюю границу торговых надбавок (наценок) на социально значимые товары, государство, с одной стороны, защищает интересы потребителя, препят­ствуя формированию высоких доходов торговли и общественного пита­ния, а с другой — создает заинтересованность предприятий торговли и общественного питания в снижении издержек и образовании прибыли.

Внешнеэкономическая деятельность государства в области тор­говли проявляется через применение мер по регулированию уровня таможенных пошлин. Его рост увеличивает не только стоимость заку­паемых импортных товаров (сырья), но и цену их реализации, форми­руя больший объем валового дохода предприятий торговли и обще­ственного питания.

К системе внутренних факторов относятся: объем товарооборо­та, его структура, состав, звенность товародвижения, типизация пред­приятий торговли и общественного питания, качество товаров и уро­вень торгового обслуживания, целевая стратегия.

Косвенное влияние на величину валового дохода оказывает из­менение ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек.

К ним относятся: отчисления на социальное страхование, в фонд за­нятости, в пенсионный фонд, на медицинское страхование, налогооб­лагаемой базой которых является фонд заработной платы. Поскольку он составляет существенную долю в издержках, то и величина этих платежей значительна. Изменение их ставок отражается не только на уровне издержек, но и на формировании соответствующего уровня тор­говых надбавок, а значит, и на величине валового дохода.

Аналогичным образом на размер валового дохода оказывает влия­ние изменение ставок банковских процентов, арендных ставок, различ­ных тарифов, оплачиваемых предприятиям торговли и общественного питания за предоставленные извне услуги. За их ростом незамедлитель­но следует повышение уровня торговых надбавок (наценок).

Одним из внешних факторов, оказывающих влияние на форми­рование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В зависимости от выбранной конкурентной стратегии фирма либо стре­мится обеспечить себе лидерство по ценам, либо ориентируется на сред­ний уровень цен конкурентов. Последняя из стратегий является пре­обладающей. Стремясь поддерживать цены на более низком уровне, чем у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок (наце­нок), осуществляя режим экономии издержек для того, чтобы возмес­тить расходы и иметь возможность получить прибыль.

Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь, уровень торговой надбавки (наценки) далеко не всегда определяется уров­нем цены на товар. Так, при низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки (наценки), и на­оборот — при высоком уровне цены производителя предприятия тор­говли и общественного питания ограничиваются низким уровнем тор­говой надбавки (наценки). В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вслед­ствие этого значительный размер прибыли.

Существенное влияние на размер валового дохода оказывает пла­тежеспособный спрос населения на потребительские товары. Чем выше его объем, тем больше качественных и дорогостоящих товаров будет приобретать население, тем выше будут доходы торговли и обществен­ного питания от реализации товаров и продукции собственного про­изводства.

Складывающееся на рынке соотношение спроса и предложения предоставляет возможность дифференцированно подходить к опреде­лению уровня торговой надбавки (наценки). Рост спроса на товар (продукцию) при ограниченном его предложении позволяет установить более высокий уровень торговой надбавки (наценки) и сформировать значительную сумму валового дохода. При превышении предложения над спросом предприятиям торговли и общественного питания при­ходится снижать уровень торговой надбавки (наценки), иногда дово­дя ее до нижнего предела. Чем больше разница между объемом пред­ложения и спросом, тем меньше возможностей для формирования необходимой суммы валового дохода.

При определении уровня торговой надбавки (наценки) целесо­образно учитывать стадию жизненного цикла товара (продукции). На этапе внедрения нового товара (продукции) на рынок уровень тор­говой надбавки (наценки) устанавливается минимальным, и продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъема уровень торговой над­бавки (наценки) возрастает, и соответственно растет объем валового дохода. Наиболее высокая торговая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объем продажи максимален. Этап ухода товара (про­дукции) с рынка сопровождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов.

Величина валового дохода зависит от территориального распо­ложения предприятий торговли и общественного питания относитель­но поставщиков и района деятельности. Более высокий уровень тор­говой надбавки (наценки) устанавливается на тех предприятиях торговли и общественного питания, которые расположены дальше от поставщиков товаров и сырья. Это требует повышенных расходов по доставке. Дифференциация торговых надбавок (наценок) в зависимо­сти от района деятельности предприятий торговли и общественного питания выражается в том, что на одни и те же товары (продукцию) могут устанавливаться торговые надбавки (наценки) разных уровней: более высокие — в престижных районах, меньшие — в обычных.

В системе внутренних факторов, влияющих на формирование ва­лового дохода, наиболее заметную роль играет товарооборот. Между этими показателями существует прямая зависимость — рост объема товарооборота сопровождается ростом объема валового дохода и харак­теризует его с количественной стороны. Качественная характеристика валового дохода раскрывается при определении влияния фактора цен. Так, получение валового дохода только за счет роста цен косвенным образом свидетельствует о снижении объема продажи товаров в физи­ческих единицах и тем самым о потере предприятием торговли и об­щественного питания определенной доли потребительского рынка. Чем больше валового дохода получено за счет роста цен, тем ниже каче­ство его формирования.

Большое влияние на изменение объема валового дохода оказыва­ет ассортиментная структура товарооборота. Повышение в товаро­обороте удельного веса товаров и товарных групп с высоким уровнем торговых надбавок ведет к росту валового дохода; при уменьшении их в товарообороте размер валового дохода снижается. На предприятиях общественного питания средний уровень наценки увеличивается за счет роста в товарообороте собственной продукции доли заказных, фирменных блюд.

На величину валового дохода оказывает влияние состав товаро­оборота.

Изменение соотношения видов продаж в составе товарооборота вли­яет на установление среднего уровня торговой надбавки (наценки). При росте реализации товаров населению в розничной торговле, со склада в оптовой торговле и продукции собственного производства в обществен­ном питании этот уровень повышается и зависит от структуры расходов, необходимых для осуществления процесса продажи. Так, в розничной торговле продажа товаров населению требует больших расходов, чем при мелкооптовом отпуске, за счет средств, необходимых на оплату труда про­давцов, кассиров и связанных с ней расходов на социальные нужды, а так­же затрат на упаковку, сортировку товаров. В оптовой торговле более из-держкоемкой является реализация товаров со складов, а транзитные поставки требуют лишь расходов на транспортировку, следовательно, они формируют более низкий уровень торговой надбавки.

В общественном питании увеличение в валовом товарообороте доли собственной продукции вызывает рост валового дохода за счет наценок, размер которых должен возмещать издержки не только на реализацию продукции, но и на ее производство и организацию по­требления.

Фактором, снижающим уровень торговой надбавки (наценки), является рост звенности товародвижения. Увеличение количества по­средников в продвижении товара (продукции) в сфере обращения при­водит к значительному росту его цены, так как каждый из них прибав­ляет к цене приобретения свой уровень торговой надбавки. Чем выше эта цена, тем ниже уровень торговой надбавки устанавливает следую­щее звено товаропроводящей сети, ориентируясь на цену, которую может заплатить потребитель.

Уровень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в за­висимости от типа предприятий торговли и общественного питания. Их различия в розничной и оптовой торговле объясняются сроками реализации товаров, оборачиваемостью, необходимостью оказания дополнительных услуг при продаже и послепродажном обслуживании. Ограниченные сроки реализации (особенно скоропортящихся това­ров), быстрая оборачиваемость продовольственных товаров влияют на формирование более низкого уровня торговой надбавки, так как умень­шают размер затрат, необходимых для их доведения до покупателя. Медленная оборачиваемость непродовольственных товаров (особен­но сложного ассортимента) и дополнительные затраты по их реализа­ции являются определяющими факторами установления более высо­кого уровня торговой надбавки.

В универсальных магазинах средний уровень торговой надбавки зависит от складывающегося соотношения в объеме товарооборота продовольственных и непродовольственных товаров. С ростом доли непродовольственных товаров средний размер торговой надбавки уве­личивается, и наоборот.

Невысоким уровнем торговых надбавок отличаются фирменные магазины. Это объясняется тем, что часть их издержек возмещается за счет доходов их владельцев — предприятий—изготовителей фирмен­ной продукции, оптовых предприятий. Более низкий уровень издер­жек, чем у конкурентов, позволяет установить невысокий уровень тор­говой надбавки, сделать цену товара более привлекательной для покупателя и, как следствие, способствует расширению сферы деятель­ности предприятия на потребительском рынке.

Существенны расхождения в уровнях торговых наценок в различ­ных типах предприятий общественного питания. Наиболее высокие наценки применяются в ресторанах, кафе, барах и других предприяти­ях, которые предоставляют потребителям комплекс высококачествен­ных услуг по организации отдыха. Более низкий уровень торговых наценок формируется в столовых при промышленных предприятиях, вузах, техникумах, колледжах, в школьных столовых, целью которых является организация быстрого обслуживания определенного контин­гента потребителей: работников предприятий, учащихся, студентов.

Уровень торговых надбавок (наценок) зависит от применяемого метода организации продажи. Так, внедрение самообслуживания, тор­говли по образцам, через торговые автоматы способствует установле­нию более низкого уровня издержек за счет экономии средств на опла­ту живого труда. Уменьшение этих расходов обеспечивает возможность снижения цены товара (продукции), одновременно стимулируя рост объема реализации и величины валового дохода.

На предприятиях торговли и общественного питания уровень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в зависимости от ка­чества товаров (продукции), культуры торгового обслуживания. Уровень торговых надбавок на высококачественные товары существенно отлича­ется от уровня торговых надбавок на другие товары, имея в цене такого товара значительный удельный вес. Как свидетельствует опыт развитых стран, доля торговых надбавок в цене товара колеблется от 15 до 70%, а по товарам экстра-класса цена продажи превышает цену покупки бо­лее чем в 2—2,6 раза. Культура торгового обслуживания оценивается потребителем рядом показателей: широким выбором товаров (продук­ции), предоставлением дополнительных услуг, применением прогрессив­ных методов продажи товаров, профессионализмом и этикой обслужива­ющего персонала и др. Учитывая мнение покупателей о достигнутом уровне культуры торгового обслуживания, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий размер тор­говой надбавки (наценки) на товар (продукцию). Высокая оценка куль­туры торгового обслуживания, данная потребителями, позволяет пред­приятию применить более высокий процент торговой надбавки (наценки) к цене приобретения товара (сырья).

Уровень торговых надбавок (наценок) зависит от выбранной пред­приятием стратегической цели. Если целью является расширение сфе­ры влияния на рынке, то уровень торговой надбавки (наценки) уста­навливается исходя из рыночных цен приобретения и продажи товаров. При ориентации предприятий на получение прибыли уровень торго­вой надбавки (наценки) формируется таким образом, чтобы возместить издержки, осуществить развитие производственной и социальной сферы.

Все вышерассмотренные факторы взаимосвязаны, действуют одновременно и часто разнонаправленно, увеличивая или снижая валовой доход предприятий торговли и общественного питания.

Анализ валового дохода является составной частью анализа фи нансовых результатов деятельности торговых фирм.

Цель анализа — получение информации о формировании вало вого дохода за предплановый период и определение путей его роста в соответствии с ресурсами развития предприятия в будущем.

Основная цель анализа — поиск резервов роста валового дохода для обеспечения большей финансовой устойчивости предприятий тор­говли и общественного питания на рынке.

Задачами анализа валового дохода являются:

- проверка степени выполнения плана и изучение динамики из­менения показателей валового дохода по предприятию в целом и его подразделениям по общему объему, составу и структуре реализуемых товаров и продукции собственного производства;

- изучение формирования структуры валового дохода в зависи­мости от форм расчетов с поставщиками товаров;

- выявление и количественное измерение факторов, оказыва­ющих влияние на выполнение плана валового дохода и его динамику;

- определение неиспользованных возможностей и резервов рос­та валового дохода;

- осуществление контроля за выполнением плана, направленного на своевременное выявление факторов, отрицательно повлиявших на формирование валового дохода.

Основными материалами, используемыми для анализа валового дохода, являются бухгалтерские, статистические данные и данные опе­ративного учета.

Анализ валового дохода производится в определенной последо­вательности. Основные этапы анализа показаны на рис. 7.3.

Анализ степени выполнения плана и динамики изменения показа­телей валового дохода включает в себя изучение:

1) изменения суммы валового дохода по сравнению с планом, тем­пов его изменения, которые сопоставляются с темпами развития това­рооборота и прибыли (Iприб > Iвал. дох > Iтоварооб).

изменения среднего уровня торговой надбавки (наценки) по сравнению с планом и в динамике, а при наличии информации — в раз­резе отдельных товаров (сырья). Проведение этого анализа дает представление о соотношении суммы получаемых доходов и объема закупаемых товаров (сырья). Важным этапом анализа является изу­чение структуры элементов, входящих в состав средней торговой над­бавки (наценки): издержек и прибыли, позволяющей установить обо­снованность ее уровня. Исследуется сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки (наценки) в разрезе отдельных товаров (сырья). В процессе анализа сформировавшегося размера тор­говой надбавки (наценки) определяются возможности снижения уров­ня текущих затрат за счет их экономии и намечаются мероприятия по повышению эффективности использования всех ресурсов в предсто­ящем периоде;

3) показателей эффективности формирования валового дохода: уровня валового дохода к товарообороту, уровня прибыли от реализа­ции к валовому доходу, уровня издержек к валовому доходу, дающих представление о соотношении товарооборота, прибыли от реализации и издержек с объемом валового дохода и др.

4) изменения структуры валового дохода, позволяющей оценить эффективность его формирования в зависимости от форм расчетов с поставщиками, так как средства, вложенные в товар, имеют различ­ную отдачу. Методика влияния форм расчетов на образование валово­го дохода описана В.А. Черновым[1].

На втором этапе производится анализ факторов, влияющих на формирование суммы и уровня валового дохода в предплановом перио­де. Вначале определяется влияние факторов первого порядка: объема товарооборота и среднего уровня валового дохода.

Влияние изменения объема товарооборота определяется умноже­нием среднего уровня валового дохода на результат отклонения факти­ческого товарооборота от базисного и деления полученного значения на 100. Это позволяет оценить получение валового дохода с количествен­ной стороны. Влияние изменения цен на товары (продукцию) можно определить как произведение базисного уровня валового дохода и при­роста товарооборота за счет ценового фактора, деленного на 100, а вли­яние изменения физического объема продаж по стоимости — умноже­нием прироста товарооборота в сопоставимых ценах на базисный уровень валового дохода и делением полученного результата на 100. Проведение такого анализа позволяет охарактеризовать получение валового дохода с качественной стороны. Если исследования покажут, что прирост валового дохода достигнут за счет роста цен, то делается вывод о низком качестве его формирования, о потере валовых доходов в связи со снижением объема товарооборота в сопоставимых ценах. Получение валовых доходов за счет реализации большей массы това­ров (продукции) свидетельствует об укреплении финансового поло­жения предприятия на потребительском рынке.

Влияние среднего уровня валового дохода на его сумму определя­ется как произведение фактического товарооборота на отклонения фак­тического уровня валового дохода от базисного, деленное на 100. Полученный результат складывается под влиянием ряда факторов вто­рого порядка: состава и структуры товарооборота, уровня торговых надбавок (наценок) на отдельные товары (сырье), звенности товаро­движения.

Измерение влияния состава и структуры товарооборота осуществ­ляется способом процентных чисел с применением приема разниц. В процессе анализа выявляется доля фактора, участвующего в фор­мировании среднего уровня и суммы валового дохода. Для этого ис­пользуются данные анализа товарооборота по составу и его структуре, а также информация о базисных уровнях валового дохода составных частей товарооборота и товарных групп (сырья). Основой определе­ния базисных уровней валового дохода составных частей товарообо­рота являются следующие данные: средний уровень валового дохода по предприятию УВД, сложившееся соотношение уровней валового дохода составных частей товарооборота а, удельного веса одной из ча­стей товарооборота в общем его объеме Д. Для нахождения уровня ва­лового дохода одной из составных частей товарооборота произведе­ние (УВД х а х 100) делят на [Д х (а - 1) + 100].

Сумма валового дохода изменяется под влиянием ценовой поли­тики предприятия, направленной на рост или снижение уровня торго­вых надбавок (наценок) по отдельным товарам (продукции). Для оп­ределения влияния этого фактора используют прием разниц: факти­ческий товарооборот умножается на разницу между изменившимся уровнем валового дохода и первоначальным и делится на 100.

На основе выборочного учета и по данным о выполнении догово­ров поставки определяют влияние звенности товародвижения. Для этого отклонение между уровнями валового дохода, складывающими­ся при реализации товаров, закупленных у производителей и посред­ников, умножают на сумму реализованных товаров, приобретенных у посредников, и делят полученный результат на 100. Аналогичный рас­чет производится по реализации продукции собственного производ­ства на предприятиях общественного питания.

Завершающая стадия анализа — обобщение влияния всех факто­ров на формирование валового дохода предприятия торговли и обще­ственного питания.

Третий этап в проведении анализа валового дохода связан с вы­явлением неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода. К неиспользованным возможностям относятся сумма и уро­вень валового дохода за счет факторов, имеющих отрицательные зна­чения и зависящих от деятельности предприятий (снижение объема товарооборота в сопоставимых ценах, увеличение доли продажи мел­ким оптом в рознице и общественном питании, транзитных поставок на оптовых предприятиях, покупных товаров на предприятиях обще­ственного питания, рост объема закупки товаров через оптовых посред­ников и т.д.).

Немаловажное значение при определении возможностей роста ва­лового дохода имеет сравнительный анализ с работой лучшего однотип­ного предприятия торговли и общественного питания, определяющий сумму валового дохода, которая могла быть получена за счет изучения и использования его опыта. Для этого фактический товарооборот умно­жают на возможный прирост уровня валового дохода, получаемого при сравнении данных лучшего и изучаемого предприятий, и делят на 100.

На основе выявленных неиспользованных возможностей роста валового дохода определяют его резервы за счет вовлечения в товаро­оборот дополнительных товарных ресурсов, за счет использования более эффективных форм расчетов с поставщиками, сокращения чис­ла посредников при закупке товара, проведения более эффективной ценовой политики, изучения и использования опыта работы лучших торговых предприятий и т.д.

Результаты проведенного анализа используют в качестве основы планирования валового дохода на предстоящий период.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: